Гризим (гора)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|КАЧЕСТВО=
|УРОВЕНЬ=
|НАЗВАНИЕ=
|ПОДЗА…») |
(иллюстрация, шаблон) |
||
Строка 18: | Строка 18: | ||
}} | }} | ||
+ | {{гора | ||
+ | |Название = Гора Гризим | ||
+ | |Подпись = הר גריזים | ||
+ | |Фото = Grizim.jpg | ||
+ | |Комментарии = гора Гризим (2002) | ||
+ | |Высота = 881 | ||
+ | |Протяженность = 4 | ||
+ | |Расположение = центр Самарии | ||
+ | |Координаты = {{coord|32|12|26|N|35|15|57|E|region:EG_type:mountain}} | ||
+ | }} | ||
+ | '''Гризим''' (הַר גְּרִזִים; по-арабски جبل جرزيم - Джабал-ат-Тур, буквально `гора Тур`, от самаритянского Тура бриха — `Гора благословения`), одна из двух самых высоких гор в Самарии (881 м над уровнем моря), подступающая с юга к [[Шхем]]у (вторая — гора Эйвал, севернее Шхема, высота 940 м). Для [[Самаритяне|самаритян]] Гризим самое священное место в Эрец-Исраэль. | ||
+ | == Гризим в [[ТаНаХ]]е== | ||
+ | Согласно [[Библия|Библии]] (Втор. 11:29, 27:2–5 и 12,13), [[Моше]] завещал поставить после перехода через реку [[Иордан]] большие камни, обмазанные известью, на горе Эйвал и написать на них «все слова Закона», там же устроить [[жертвенник]], а затем шести коленам Израиля с горы Гризим произносить благословения народу, а остальным шести с горы Эйвал — проклятия нарушителям заповедей. Это завещание исполнил [[Иехошуа Бин Нун|Иехошуа бин Нун]] (ИбН. 8:30–35). | ||
+ | == История Гризим == | ||
+ | После возвращения жителей Иудейского царства из [[Пленение Вавилонское|пленения вавилонского]] самаритяне, отвергнутые вождями вернувшихся (Эз. 4:1–3; Нех. 2:19, 20), объявили Гризим более священным местом, чем [[Иерусалим]]. По их утверждениям, на горе Гризим совершилась [[акеда]]; Гризим и есть Бейт-Эль, где Господь заключил союз с [[Иаков|Иаковом]], и она же — [[Мория]]; жертвенник Моше завещал устроить не на горе Эйвал, а на Гризим. В своем тексте Пятикнижия самаритяне слово «гора» в нескольких стихах (например, в Исх. 20:15 и Втор. 5:19, 20) заменили на Гризим, а выражение «место, которое изберет Господь» (то есть место, которое Бог назначит для принесения ему жертв после завоевания [[Ханаан|Ханаана]], см. Втор. 12:5, 11 и далее) — словами «место, которое избрал Господь», имея в виду Гризим. Возможно, что в противовес Иерусалимскому [[Храм|храму]] в конце 5 в. до н. э. самаритяне построили собственный на Гризим. [[Антиох IV Эпифан]] после 167 г. до н. э. превратил его в храм Зевса, а в 129 г. до н. э. он был разрушен [[Гиркан I Иоханан|Гирканом I Иохананом]] (сохранились следы лестниц на западном склоне Гризим). | ||
+ | [[Файл:Samaritans on Mount Gerizim, West Bank - 20060429.jpg|250px|right|thumb|Самаритяне на горе Гризим]] | ||
+ | В 66 г. н. э. на Гризим укрепились самаритяне, решившие принять участие в [[Иудейская Война I|Иудейской войне I]], но в 67 г. большая часть их погибла от рук римских легионеров. Подавив [[Бар-Кохбы Восстание|Бар-Кохбы восстание]], император [[Адриан, Публий Элий|Адриан]] построил на восточном отроге Гризим новый храм Зевса, уничтоженный в 4 в. при императоре [[Юлиан Отступник|Юлиане Отступнике]] (на восточном склоне Гризим сохранились остатки ступеней, ведших в этот храм). Между 379 г. и 395 г. у основания Гризим самаритяне соорудили синагогу. Она была разрушена при императоре Зеноне (правил в 474–491 гг.) в отместку за попытку самаритян восстать в 484 г., и ее место заняла церковь Девы Марии (разрушена в 754–755 гг.; раскопки в 1927–28 гг. и в 1946 г.). В 529 г., при новых выступлениях самаритян, церковь была окружена крепостной стеной (разобрана между 813 г. и 833 г.). Рядом с руинами церкви высится мечеть-гробница (12 в.) шейха Анама ибн-Али, сподвижника [[Саладин]]а. | ||
- | + | С Гризим связан ряд средневековых легенд. Так, [[Биньямин Из Туделы|Биньямин из Туделы]] приводит предание самаритян о том, что жертвенник на Гризим сложен из камней, на которых после перехода через Иордан были записаны «все слова Закона». Другое самаритянское предание гласит, что на Гризим спрятаны [[Тора]] Моше, священные сосуды и [[манна]], которые будут найдены при явлении [[Мессия|Мессии]]. Обилие родников и зелени на Гризим и их отсутствие на горе Эйвал легенда самаритян объясняет назначением этих гор в завещании Моисея. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | С Гризим связан ряд средневековых легенд. Так, [[Биньямин Из Туделы|Биньямин из Туделы]] приводит предание самаритян о том, что жертвенник на Гризим сложен из камней, на которых после перехода через Иордан были записаны «все слова Закона». Другое самаритянское предание гласит, что на Гризим спрятаны [[Тора]] | + | |
На Гризим самаритяне поныне отмечают главные праздники и совершают пасхальное жертвоприношение (несколько в стороне от вершины, занятой мусульманским кладбищем). Дни от десятого [[Нисан|нисана]] до конца Пасхи (см. [[Календарь]]) вся самаритянская община проводит на Гризим. | На Гризим самаритяне поныне отмечают главные праздники и совершают пасхальное жертвоприношение (несколько в стороне от вершины, занятой мусульманским кладбищем). Дни от десятого [[Нисан|нисана]] до конца Пасхи (см. [[Календарь]]) вся самаритянская община проводит на Гризим. | ||
- | + | === Гризим в Новое время === | |
В начале 1980-х гг. самаритяне основали на склоне горы Гризим поселение Кирьят-Луза, куда постепенно переселилась почти вся шхемская община (примерно пятьсот человек в начале 2003 г.), что было вызвано как тяжелыми бытовыми условиями в самаритянском квартале Шхема, так и трениями с местным арабо-мусульманским большинством. | В начале 1980-х гг. самаритяне основали на склоне горы Гризим поселение Кирьят-Луза, куда постепенно переселилась почти вся шхемская община (примерно пятьсот человек в начале 2003 г.), что было вызвано как тяжелыми бытовыми условиями в самаритянском квартале Шхема, так и трениями с местным арабо-мусульманским большинством. | ||
Версия 20:28, 28 марта 2012
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Гора Гризим | |
Расположение |
центр Самарии |
---|---|
Высота вершины |
881 м |
Гризим (הַר גְּרִזִים; по-арабски جبل جرزيم - Джабал-ат-Тур, буквально `гора Тур`, от самаритянского Тура бриха — `Гора благословения`), одна из двух самых высоких гор в Самарии (881 м над уровнем моря), подступающая с юга к Шхему (вторая — гора Эйвал, севернее Шхема, высота 940 м). Для самаритян Гризим самое священное место в Эрец-Исраэль.
Гризим в ТаНаХе
Согласно Библии (Втор. 11:29, 27:2–5 и 12,13), Моше завещал поставить после перехода через реку Иордан большие камни, обмазанные известью, на горе Эйвал и написать на них «все слова Закона», там же устроить жертвенник, а затем шести коленам Израиля с горы Гризим произносить благословения народу, а остальным шести с горы Эйвал — проклятия нарушителям заповедей. Это завещание исполнил Иехошуа бин Нун (ИбН. 8:30–35).
История Гризим
После возвращения жителей Иудейского царства из пленения вавилонского самаритяне, отвергнутые вождями вернувшихся (Эз. 4:1–3; Нех. 2:19, 20), объявили Гризим более священным местом, чем Иерусалим. По их утверждениям, на горе Гризим совершилась акеда; Гризим и есть Бейт-Эль, где Господь заключил союз с Иаковом, и она же — Мория; жертвенник Моше завещал устроить не на горе Эйвал, а на Гризим. В своем тексте Пятикнижия самаритяне слово «гора» в нескольких стихах (например, в Исх. 20:15 и Втор. 5:19, 20) заменили на Гризим, а выражение «место, которое изберет Господь» (то есть место, которое Бог назначит для принесения ему жертв после завоевания Ханаана, см. Втор. 12:5, 11 и далее) — словами «место, которое избрал Господь», имея в виду Гризим. Возможно, что в противовес Иерусалимскому храму в конце 5 в. до н. э. самаритяне построили собственный на Гризим. Антиох IV Эпифан после 167 г. до н. э. превратил его в храм Зевса, а в 129 г. до н. э. он был разрушен Гирканом I Иохананом (сохранились следы лестниц на западном склоне Гризим).
В 66 г. н. э. на Гризим укрепились самаритяне, решившие принять участие в Иудейской войне I, но в 67 г. большая часть их погибла от рук римских легионеров. Подавив Бар-Кохбы восстание, император Адриан построил на восточном отроге Гризим новый храм Зевса, уничтоженный в 4 в. при императоре Юлиане Отступнике (на восточном склоне Гризим сохранились остатки ступеней, ведших в этот храм). Между 379 г. и 395 г. у основания Гризим самаритяне соорудили синагогу. Она была разрушена при императоре Зеноне (правил в 474–491 гг.) в отместку за попытку самаритян восстать в 484 г., и ее место заняла церковь Девы Марии (разрушена в 754–755 гг.; раскопки в 1927–28 гг. и в 1946 г.). В 529 г., при новых выступлениях самаритян, церковь была окружена крепостной стеной (разобрана между 813 г. и 833 г.). Рядом с руинами церкви высится мечеть-гробница (12 в.) шейха Анама ибн-Али, сподвижника Саладина.
С Гризим связан ряд средневековых легенд. Так, Биньямин из Туделы приводит предание самаритян о том, что жертвенник на Гризим сложен из камней, на которых после перехода через Иордан были записаны «все слова Закона». Другое самаритянское предание гласит, что на Гризим спрятаны Тора Моше, священные сосуды и манна, которые будут найдены при явлении Мессии. Обилие родников и зелени на Гризим и их отсутствие на горе Эйвал легенда самаритян объясняет назначением этих гор в завещании Моисея.
На Гризим самаритяне поныне отмечают главные праздники и совершают пасхальное жертвоприношение (несколько в стороне от вершины, занятой мусульманским кладбищем). Дни от десятого нисана до конца Пасхи (см. Календарь) вся самаритянская община проводит на Гризим.
Гризим в Новое время
В начале 1980-х гг. самаритяне основали на склоне горы Гризим поселение Кирьят-Луза, куда постепенно переселилась почти вся шхемская община (примерно пятьсот человек в начале 2003 г.), что было вызвано как тяжелыми бытовыми условиями в самаритянском квартале Шхема, так и трениями с местным арабо-мусульманским большинством.