Мане-Кац
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) |
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) (→Ссылки) |
||
(1 промежуточная версия не показана) | |||
Строка 43: | Строка 43: | ||
Учился в хедере и в художественной школе [[Вильно]], в 1911–13 гг. учился в Киевском художественном училище. | Учился в хедере и в художественной школе [[Вильно]], в 1911–13 гг. учился в Киевском художественном училище. | ||
- | Жил в [[Париж]]е с 1913 года, учился у [[Кормон, Фернан|Фернана Кормона]] в Школе изящных искусств, главным образом копировал картины Лувра и других музеев.. В 1914—1917 годах жил в Петрограде, был учеником М. В. Добужинского и участником выставки | + | Жил в [[Париж]]е с 1913 года, учился у [[Кормон, Фернан|Фернана Кормона]] в Школе изящных искусств, главным образом копировал картины Лувра и других музеев.. В 1914—1917 годах жил в Петрограде, был учеником М. В. Добужинского и участником выставки «Мир искусства» (1916). |
Член групп художников-авангардистов «Союза семи», «Группы трёх» и других. | Член групп художников-авангардистов «Союза семи», «Группы трёх» и других. | ||
Строка 53: | Строка 53: | ||
В 1927 году получил французское гражданство. Участник выставок в парижских салонах. | В 1927 году получил французское гражданство. Участник выставок в парижских салонах. | ||
- | В начале [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]] вступил во французскую армию, попал в плен в [[Руан]]е, бежал. С 1940 по 1945 год жил в [[Нью-Йорк]]е ( | + | В начале [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]] вступил во французскую армию, попал в плен в [[Руан]]е, бежал. С 1940 по 1945 год жил в [[Нью-Йорк]]е (США). После 1945 года снова жил в Париже,, часто выезжал с персональными выставками ([[Нью-Йорк]], [[Монреаль]], [[Тель-Авив—яффа|Тель-Авив]], [[Брюссель]], Иоганнесбург, [[Буэнос-Айрес]], [[Страсбур]], [[Лондон]], Мехико, [[Хайфа]], Женева), посещал Израиль. |
В [[Хайфа|Хайфе]] у Мане-Каца была мастерская, а затем был создан музей его имени, куда он передал много своих работ, а также собственные художественные коллекции, ставший позднее всемирно известным.<ref>http://katalog.israelinfo.ru/cards/1/230</ref><ref>http://www.israeltoday.ru/museums/42/628/index.php?forgot_password=yes&backurl=%2Fmuseums%2F42%2F628%2F</ref>, куда были переданы картины самого мастера и полотна других мастеров из его коллекции. | В [[Хайфа|Хайфе]] у Мане-Каца была мастерская, а затем был создан музей его имени, куда он передал много своих работ, а также собственные художественные коллекции, ставший позднее всемирно известным.<ref>http://katalog.israelinfo.ru/cards/1/230</ref><ref>http://www.israeltoday.ru/museums/42/628/index.php?forgot_password=yes&backurl=%2Fmuseums%2F42%2F628%2F</ref>, куда были переданы картины самого мастера и полотна других мастеров из его коллекции. | ||
Строка 87: | Строка 87: | ||
[[Категория:Художники России]] | [[Категория:Художники России]] | ||
- | [[Категория:Хайфа ]] | + | [[Категория:Хайфа ]] |
- | + | ||
[[Категория:Пластические искусства и архитектура]] | [[Категория:Пластические искусства и архитектура]] | ||
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} | ||
{{ElevenCopyRight|12609|МАНЕ-КАЦ}} | {{ElevenCopyRight|12609|МАНЕ-КАЦ}} |
Текущая версия на 10:04, 27 марта 2012
Регулярная исправленная статья | |
Мане-Кац | |
Файл:Mane Katz.jpg | |
Имя при рождении: |
Мане Лейзерович Кац |
---|---|
Дата рождения: |
5 июня 1894 |
Место рождения: |
Кременчуг, Российская империя |
Дата смерти: |
8 сентября 1962 |
Место смерти: |
Тель-Авив, Израиль |
Гражданство: |
Российская империя |
Жанр: |
живопись, портрет |
Награды: |
Золотая медаль на Всемирной выставке в Париже (1937) |
Работы на Викискладе |
Мане-Кац (Иммануэль (Мане) Лейзерович Кац; 5 июня 1894, Кременчуг — 8 сентября 1962, Тель-Авив) — российский и французский живописец и скульптор.
Содержание |
Биография
Родился в семье многодетного синагогального служки одной из синагог Кременчуга Лeйзера Каца, был седьмым ребёнком в семье. Получил традиционное еврейское образование. Учился в хедере и в художественной школе Вильно, в 1911–13 гг. учился в Киевском художественном училище.
Жил в Париже с 1913 года, учился у Фернана Кормона в Школе изящных искусств, главным образом копировал картины Лувра и других музеев.. В 1914—1917 годах жил в Петрограде, был учеником М. В. Добужинского и участником выставки «Мир искусства» (1916).
Член групп художников-авангардистов «Союза семи», «Группы трёх» и других.
В начале Первой мировой войны не попал из-за низкого роста в Иностранный легион, не был принят и в русскую армию. Жил и работал главным образом в Петрограде. С 1921 г. — снова в Париже.
С 1917 года в Кременчуге, учил рисованию детей, затем преподавал в Академии изящных искусств в Харькове (1918—1919). Затем жил в Берлине, а с 1922 года — в Париже. В 1923 году организована первая выставка в Париже (галерея Персье).
В 1927 году получил французское гражданство. Участник выставок в парижских салонах.
В начале Второй мировой войны вступил во французскую армию, попал в плен в Руане, бежал. С 1940 по 1945 год жил в Нью-Йорке (США). После 1945 года снова жил в Париже,, часто выезжал с персональными выставками (Нью-Йорк, Монреаль, Тель-Авив, Брюссель, Иоганнесбург, Буэнос-Айрес, Страсбур, Лондон, Мехико, Хайфа, Женева), посещал Израиль.
В Хайфе у Мане-Каца была мастерская, а затем был создан музей его имени, куда он передал много своих работ, а также собственные художественные коллекции, ставший позднее всемирно известным.[1][2], куда были переданы картины самого мастера и полотна других мастеров из его коллекции.
Член Еврейского союза художников Кракова.
Творчество
Основная тема его творчества — типы, быт и фольклор галутного (см. Галут) еврейства. Будучи близок со многими мастерами так называемой парижской школы (см. Искусства пластические), особенно с Х. Сутином, Мане-Кац писал в спиритуально-реалистической манере («Мечтатель», 1923; «Урок Талмуда», 1925; «Благоговение», 1927; «Экстаз», 1936; «Раввины», 1942, и другие), стараясь выразить скрытое за суетой местечковой (см. Местечко) жизни страстное стремление к вечному источнику истины и добра. Многие его произведения передают специфически хасидское (см. Хасидизм) мироощущение: «Бадхан», 1932; полиптих «Свадьба», «Симхат-Тора», многочисленные «Клезмеры», 1929–59 и скульптурные фигуры музыкантов. Теме одиночества и интимного общения с Богом посвящены картины «Человек в городе» (автопортрет), «Талмид-хахам», «Уединение», «Самоуглубление» (1934) и другие; впечатлениям от Эрец-Исраэль — «Ориентальное» (1929), «Пейзаж Палестины», «Субботняя прогулка в Иерусалиме», «У Западной стены» (золотая медаль на Всемирной выставке в Париже, 1937), скульптура «Голова йеменской еврейки» и другие; библейским сюжетам — «Сон Иакова», «Давид и Голиаф» (1945), «Авраам и ангелы» и другие. Воспоминаниями о России навеяны «Желтая луна», «Осень», «Зима» и другие. В ряде работ Мане-Кац использует резкие контрасты черного и белого («Бой быков», 1931; «Лошади», «Белое и черное» и другие).
Также он выполнил еще несколько знаменитых работ:
- У чудотворца-раввина (1934)
- Старый еврей (1934)
- Скрипач (1945)
- Сопротивление. Восстание в Варшавском гетто (1946)
- Молящийся еврей (1947)
Награды
- Золотая медаль на Всемирной выставке в Париже (1937) за картину «У Стены Плача».
Примечания
Литература
- Художественная культура русского зарубежья, 1917—1939. Сборник статей. Москва, 2008. ISBN 978-5-91674-012-7. С. 151—152.
Ссылки
- http://www.eleven.co.il/article/12609
- http://artru.info/ar/18596/
- http://www.evrey.com/sitep/culture/print.php?menu=294
- http://artinvestment.ru/auctions/1878
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.