Братья Стругацкие
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Наталья (Обсуждение | вклад) |
Наталья (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 37: | Строка 37: | ||
'''Аркадий и Борис Стругацкие (братья Стругацкие)''' — братья [[Стругацкий, Аркадий Натанович|Аркадий Натанович]] ({{дата рождения|28|8|1925}}, {{место рождения|Батуми|в Батуми}} — {{дата смерти|12|10|1991}}, {{место смерти|Москва|в Москве}}) и [[Стругацкий, Борис Натанович|Борис Натанович]] ({{дата рождения|15|4|1933}}, {{место рождения|Ленинград|в Санкт-Петербурге}}), [[СССР|советские]] писатели, соавторы, сценаристы, классики современной [[научная фантастика|научной]] и [[социальная фантастика|социальной]] фантастики. | '''Аркадий и Борис Стругацкие (братья Стругацкие)''' — братья [[Стругацкий, Аркадий Натанович|Аркадий Натанович]] ({{дата рождения|28|8|1925}}, {{место рождения|Батуми|в Батуми}} — {{дата смерти|12|10|1991}}, {{место смерти|Москва|в Москве}}) и [[Стругацкий, Борис Натанович|Борис Натанович]] ({{дата рождения|15|4|1933}}, {{место рождения|Ленинград|в Санкт-Петербурге}}), [[СССР|советские]] писатели, соавторы, сценаристы, классики современной [[научная фантастика|научной]] и [[социальная фантастика|социальной]] фантастики. | ||
Аркадий Стругацкий окончил Военный институт иностранных языков в Москве (1949), работал переводчиком с английского и японского языков, редактором. Борис Стругацкий окончил механико-математический факультет Ленинградского университета (1955) по специальности «звездный астроном», работал в Пулковской обсерватории. | Аркадий Стругацкий окончил Военный институт иностранных языков в Москве (1949), работал переводчиком с английского и японского языков, редактором. Борис Стругацкий окончил механико-математический факультет Ленинградского университета (1955) по специальности «звездный астроном», работал в Пулковской обсерватории. | ||
+ | |||
+ | Борис Натанович начал писать с начала 1950-х годов. Первая художественная публикация Аркадия Стругацкого — повесть «[[Пепел Бикини]]» ([[1956]]), написанная совместно с [[Петров, Лев Сергеевич|Львом Петровым]] ещё во время службы в армии, посвящена трагическим событиям, связанным [[Фукурю-мару|с испытанием водородной бомбы]] на [[Бикини (атолл)|атолле Бикини]], и осталась, по выражению [[Кайтох, Войцех|Войцеха Кайтоха]], «типичным для того времени примером „антиимпериалистической прозы“». В январе [[1958 год]]а в журнале «[[Техника — молодёжи]]» была опубликована первая совместная работа братьев — научно-фантастический рассказ «Извне», переработанный позже в [[Извне (повесть)|одноимённую повесть]]. | ||
== Очерк творчества == | == Очерк творчества == | ||
- | + | Печататься начали в 1957 г. Первое заметное их произведение — научно-фантастическая повесть «Страна багровых туч» (1959). По воспоминаниям, повесть «[[Страна багровых туч]]» была начата на спор с женой Аркадия Натановича — Еленой Ильиничной.<ref>[http://www.rusf.ru/abs/books/publ14.htm Румата делает выбор]</ref> Черновик был готов к 1957 году, но редакционные препоны задержали публикацию. Связанные общими героями с этой повестью продолжения — «[[Путь на Амальтею]]» ([[1960]]), «[[Стажёры (повесть)|Стажёры]]» ([[1962]]), а также рассказы первого сборника Стругацких «[[Шесть спичек (сборник)|Шесть спичек]]» ([[1960]]) положили начало многотомному циклу произведений о будущем [[Мир Полудня|Мире Полудня]], в котором авторам хотелось бы жить. Стругацкие расцвечивают традиционные фантастические схемы остросюжетными ходами и коллизиями, живостью образов, юмором. | |
+ | |||
+ | Каждая новая книга Стругацких становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискуссии. Неизбежно и неоднократно многие критики сравнивали созданный Стругацкими мир с миром, описанным в утопии [[Ефремов, Иван Антонович|Ивана Ефремова]] «[[Туманность Андромеды (роман)|Туманность Андромеды]]». | ||
+ | Первые книги Стругацких <!--совмещали традиции приключенческой повести о путешествии, мотив сенсационной тайны, -->соответствовали требованиям [[социалистический реализм|социалистического реализма]]. Отличительной особенностью этих книг по сравнению с образцами тогдашней советской фантастики были «несхематичные» герои (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством), оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники. Они органично совпали с периодом «[[Оттепель|оттепели]]» в стране. Программной книгой этого периода стала повесть «[[Полдень, XXII век]]» (1962). | ||
+ | |||
+ | Начиная с повестей «Трудно быть богом» (1964) и «Понедельник начинается в субботу» (1965), в творчестве Стругацких появляются элементы социальной критики, а также моделирования вариантов исторического развития. Повесть «Хищные вещи века» (1965) написана в традициях популярного на Западе «романа-предупреждения». Их книги в этот период пронизаны духом оптимизма, веры в прогресс, в способность человеческой природы и общества меняться к лучшему. | ||
+ | |||
+ | В середине 1960-х гг. Стругацкие становятся не только популярнейшими авторами в жанре научной фантастики, но и выразителями настроений молодой, оппозиционно настроенной советской интеллигенции. Их сатира направлена против всевластия бюрократии, догматизма, конформизма. В повестях «Улитка на склоне» (1966–68), «Второе нашествие марсиан» (1967), «Сказка о Тройке» (1968) Стругацкие, мастерски используя язык иносказаний, приемы аллегории и гиперболы, создают яркие, гротескно заостренные картины социальной патологии, порождаемой советским вариантом тоталитаризма. | ||
+ | |||
+ | Все это навлекло на Стругацких резкую критику со стороны советского идеологического аппарата. Некоторые из уже опубликованных ими произведений были фактически изъяты из обращения. Роман «Гадкие лебеди» (закончен в 1967, опубликован в 1972, Франкфурт-на-Майне) был запрещен и распространялся в [[Самиздат|самиздате]]. Их произведения с огромным трудом выходили в малотиражных изданиях. | ||
+ | |||
+ | В конце 1960-х и в 1970-х гг. Стругацкие создают ряд произведений с преобладанием экзистенциально-философской проблематики. В повестях «Малыш» (1970), «Пикник на обочине» (1972), «За миллиард лет до конца света» (1976) на первый план выдвигаются вопросы конкуренции ценностей, выбора линии поведения в критических, «пограничных» ситуациях и ответственности за этот выбор. Тема Зоны — территории, на которой после Посещения инопланетян происходят странные явления, и [[сталкер]]ов — смельчаков, которые тайком проникают в эту Зону, получила развитие в фильме [[Тарковский, Андрей Арсеньевич|Андрея Тарковского]] «[[Сталкер (фильм)|Сталкер]]», снятого в [[1979 год]]у по сценарию Стругацких. | ||
- | В | + | В романе «Град обреченный» (написан в 1975, опубликован в 1987) авторы строят динамическую модель советского идеологизированного сознания, исследуют различные фазы его «жизненного цикла». Эволюция главного героя романа, Андрея Воронина, символически отображает духовный опыт поколений советских людей сталинской и постсталинской эпох. |
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | + | Последние романы Стругацких — «Жук в муравейнике» (1979), «Волны гасят ветер» (1984), «Отягощенные Злом» (1988) — свидетельствуют о кризисе рационалистической и гуманистическо-просветительской основ мировоззрения авторов. Стругацкие ставят теперь под сомнение как концепцию общественного прогресса, так и могущество разума, его способность находить ответ на трагические коллизии бытия. | |
- | + | В ряде произведений Стругацких, отец которых был евреем, заметны следы национальной рефлексии. Многие критики видят в романах «Обитаемый остров» (1969) и «Жук в муравейнике» аллегорическое изображение положения евреев в Советском Союзе. Один из главных персонажей романа «Град обреченный» — Изя Кацман, в жизни которого сконцентрировались многие характерные черты судьбы галутного (см. [[Галут]]) еврея. Публицистически откровенная критика антисемитизма содержится в романе «Отягощенные Злом» и в пьесе «Жиды города Питера» (1990). | |
- | + | Стругацкие всегда считали себя русскими писателями, однако к аллюзиям на еврейские темы, размышлениям о сущности еврейства и его роли в мировой истории они обращались на протяжении всего творческого пути (особенно с конца 1960-х гг.), это обогащало их произведения нетривиальными ситуациями и метафорами, сообщало дополнительный драматизм их универсалистским поискам и прозрениям. | |
- | |||
Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса «[[Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах]]» ([[1990]]) — предупреждение излишне горячим оптимистическим надеждам новейшего времени. | Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса «[[Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах]]» ([[1990]]) — предупреждение излишне горячим оптимистическим надеждам новейшего времени. | ||
Строка 64: | Строка 72: | ||
Аркадий Стругацкий написал несколько произведений в одиночку под псевдонимом [[Стругацкий, Аркадий Натанович|С. Ярославцев]]: бурлескную сказку «[[Экспедиция в преисподнюю (повесть)|Экспедиция в преисподнюю]]» ([[1974]], части 1-2; [[1984]], часть 3), рассказ «[[Подробности жизни Никиты Воронцова]]» (1984) и повесть «[[Дьявол среди людей]]» (1990-91, опубл. в [[1993]]). Никита Воронцов попадает в кольцо времени и много раз проживает одну и ту же жизнь, но не в силах что-либо по-настоящему изменить в окружающем мире. Ким Волошин, пройдя муки ада в реальной жизни, становится могущественным «дьяволом среди людей», но также неспособен сделать этот мир хоть чуточку лучше. | Аркадий Стругацкий написал несколько произведений в одиночку под псевдонимом [[Стругацкий, Аркадий Натанович|С. Ярославцев]]: бурлескную сказку «[[Экспедиция в преисподнюю (повесть)|Экспедиция в преисподнюю]]» ([[1974]], части 1-2; [[1984]], часть 3), рассказ «[[Подробности жизни Никиты Воронцова]]» (1984) и повесть «[[Дьявол среди людей]]» (1990-91, опубл. в [[1993]]). Никита Воронцов попадает в кольцо времени и много раз проживает одну и ту же жизнь, но не в силах что-либо по-настоящему изменить в окружающем мире. Ким Волошин, пройдя муки ада в реальной жизни, становится могущественным «дьяволом среди людей», но также неспособен сделать этот мир хоть чуточку лучше. | ||
- | После смерти Аркадия Стругацкого в [[1991 год]] | + | После смерти Аркадия Стругацкого в [[1991 год]] Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом [[Стругацкий, Борис Натанович|С. Витицкий]] вышли его романы «[[Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики]]» ([[1994]]—[[1995]]) и «[[Бессильные мира сего]]» ([[2003]]), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность. |
Стругацкие также являются авторами ряда киносценариев. | Стругацкие также являются авторами ряда киносценариев. |
Версия 11:40, 26 марта 2012
Текст унаследован из Википедии | |
Братья Стругацкие | |
Файл:Стругацкие на балконе. 1980-е.jpg Аркадий и Борис Стругацкие на балконе. 1980-е |
|
Имя при рождении: |
Аркадий Натанович Стругацкий, Борис Натанович Стругацкий |
---|---|
Псевдонимы: |
С. Бережков, С. Витин, С. Победин, С. Ярославцев, С. Витицкий |
Дата рождения: | |
Гражданство: | |
Род деятельности: |
писатели-фантасты, соавторы, сценаристы |
Годы творчества: |
1958—1990 |
Жанр: |
Научная фантастика |
Дебют: |
«Извне» |
Премии: |
премия «Аэлита» |
Произведения на сайте Lib.ru | |
rusf.ru/abs | |
Аркадий и Борис Стругацкие (братья Стругацкие) — братья Аркадий Натанович (28 августа 1925, Батуми — 12 октября 1991, Москва) и Борис Натанович (15 апреля 1933, Ленинград), советские писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики. Аркадий Стругацкий окончил Военный институт иностранных языков в Москве (1949), работал переводчиком с английского и японского языков, редактором. Борис Стругацкий окончил механико-математический факультет Ленинградского университета (1955) по специальности «звездный астроном», работал в Пулковской обсерватории.
Борис Натанович начал писать с начала 1950-х годов. Первая художественная публикация Аркадия Стругацкого — повесть «Пепел Бикини» (1956), написанная совместно с Львом Петровым ещё во время службы в армии, посвящена трагическим событиям, связанным с испытанием водородной бомбы на атолле Бикини, и осталась, по выражению Войцеха Кайтоха, «типичным для того времени примером „антиимпериалистической прозы“». В январе 1958 года в журнале «Техника — молодёжи» была опубликована первая совместная работа братьев — научно-фантастический рассказ «Извне», переработанный позже в одноимённую повесть.
Содержание |
Очерк творчества
Печататься начали в 1957 г. Первое заметное их произведение — научно-фантастическая повесть «Страна багровых туч» (1959). По воспоминаниям, повесть «Страна багровых туч» была начата на спор с женой Аркадия Натановича — Еленой Ильиничной.[1] Черновик был готов к 1957 году, но редакционные препоны задержали публикацию. Связанные общими героями с этой повестью продолжения — «Путь на Амальтею» (1960), «Стажёры» (1962), а также рассказы первого сборника Стругацких «Шесть спичек» (1960) положили начало многотомному циклу произведений о будущем Мире Полудня, в котором авторам хотелось бы жить. Стругацкие расцвечивают традиционные фантастические схемы остросюжетными ходами и коллизиями, живостью образов, юмором.
Каждая новая книга Стругацких становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискуссии. Неизбежно и неоднократно многие критики сравнивали созданный Стругацкими мир с миром, описанным в утопии Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». Первые книги Стругацких соответствовали требованиям социалистического реализма. Отличительной особенностью этих книг по сравнению с образцами тогдашней советской фантастики были «несхематичные» герои (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством), оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники. Они органично совпали с периодом «оттепели» в стране. Программной книгой этого периода стала повесть «Полдень, XXII век» (1962).
Начиная с повестей «Трудно быть богом» (1964) и «Понедельник начинается в субботу» (1965), в творчестве Стругацких появляются элементы социальной критики, а также моделирования вариантов исторического развития. Повесть «Хищные вещи века» (1965) написана в традициях популярного на Западе «романа-предупреждения». Их книги в этот период пронизаны духом оптимизма, веры в прогресс, в способность человеческой природы и общества меняться к лучшему.
В середине 1960-х гг. Стругацкие становятся не только популярнейшими авторами в жанре научной фантастики, но и выразителями настроений молодой, оппозиционно настроенной советской интеллигенции. Их сатира направлена против всевластия бюрократии, догматизма, конформизма. В повестях «Улитка на склоне» (1966–68), «Второе нашествие марсиан» (1967), «Сказка о Тройке» (1968) Стругацкие, мастерски используя язык иносказаний, приемы аллегории и гиперболы, создают яркие, гротескно заостренные картины социальной патологии, порождаемой советским вариантом тоталитаризма.
Все это навлекло на Стругацких резкую критику со стороны советского идеологического аппарата. Некоторые из уже опубликованных ими произведений были фактически изъяты из обращения. Роман «Гадкие лебеди» (закончен в 1967, опубликован в 1972, Франкфурт-на-Майне) был запрещен и распространялся в самиздате. Их произведения с огромным трудом выходили в малотиражных изданиях.
В конце 1960-х и в 1970-х гг. Стругацкие создают ряд произведений с преобладанием экзистенциально-философской проблематики. В повестях «Малыш» (1970), «Пикник на обочине» (1972), «За миллиард лет до конца света» (1976) на первый план выдвигаются вопросы конкуренции ценностей, выбора линии поведения в критических, «пограничных» ситуациях и ответственности за этот выбор. Тема Зоны — территории, на которой после Посещения инопланетян происходят странные явления, и сталкеров — смельчаков, которые тайком проникают в эту Зону, получила развитие в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», снятого в 1979 году по сценарию Стругацких.
В романе «Град обреченный» (написан в 1975, опубликован в 1987) авторы строят динамическую модель советского идеологизированного сознания, исследуют различные фазы его «жизненного цикла». Эволюция главного героя романа, Андрея Воронина, символически отображает духовный опыт поколений советских людей сталинской и постсталинской эпох.
Последние романы Стругацких — «Жук в муравейнике» (1979), «Волны гасят ветер» (1984), «Отягощенные Злом» (1988) — свидетельствуют о кризисе рационалистической и гуманистическо-просветительской основ мировоззрения авторов. Стругацкие ставят теперь под сомнение как концепцию общественного прогресса, так и могущество разума, его способность находить ответ на трагические коллизии бытия.
В ряде произведений Стругацких, отец которых был евреем, заметны следы национальной рефлексии. Многие критики видят в романах «Обитаемый остров» (1969) и «Жук в муравейнике» аллегорическое изображение положения евреев в Советском Союзе. Один из главных персонажей романа «Град обреченный» — Изя Кацман, в жизни которого сконцентрировались многие характерные черты судьбы галутного (см. Галут) еврея. Публицистически откровенная критика антисемитизма содержится в романе «Отягощенные Злом» и в пьесе «Жиды города Питера» (1990).
Стругацкие всегда считали себя русскими писателями, однако к аллюзиям на еврейские темы, размышлениям о сущности еврейства и его роли в мировой истории они обращались на протяжении всего творческого пути (особенно с конца 1960-х гг.), это обогащало их произведения нетривиальными ситуациями и метафорами, сообщало дополнительный драматизм их универсалистским поискам и прозрениям.
Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» (1990) — предупреждение излишне горячим оптимистическим надеждам новейшего времени.
Аркадий Стругацкий написал несколько произведений в одиночку под псевдонимом С. Ярославцев: бурлескную сказку «Экспедиция в преисподнюю» (1974, части 1-2; 1984, часть 3), рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984) и повесть «Дьявол среди людей» (1990-91, опубл. в 1993). Никита Воронцов попадает в кольцо времени и много раз проживает одну и ту же жизнь, но не в силах что-либо по-настоящему изменить в окружающем мире. Ким Волошин, пройдя муки ада в реальной жизни, становится могущественным «дьяволом среди людей», но также неспособен сделать этот мир хоть чуточку лучше.
После смерти Аркадия Стругацкого в 1991 год Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994—1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.
Стругацкие также являются авторами ряда киносценариев.
Стругацкими под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин были осуществлены переводы с английского романов Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндема. Аркадий Стругацкий является также переводчиком с японского рассказов Акутагавы Рюноскэ, романов Кобо Абэ, Нацумэ Сосэки, Нома Хироси, Санъютэя Энтё, средневекового романа «Сказание о Ёсицунэ».
Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000—2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких. На официальном интернет-сайте Стругацких с июня 1998 года идёт интервью, в котором Борис Стругацкий ответил уже на несколько тысяч вопросов.[2]
Произведения Стругацких издавались в переводах на 42 языках в 33 странах мира (более 500 изданий).
Именем Стругацких названа малая планета № 3054, открытая 11 сентября 1977 года в Крымской астрофизической обсерватории.
Братья Стругацкие — лауреаты медали «Символ Науки».
Собрания сочинений Стругацких
До сих пор на русском языке опубликованы четыре полных собрания сочинений А. и Б. Стругацких (не считая различных книжных серий и сборников). Первые попытки издать собрание сочинений авторов предпринимались в СССР с 1988 года, в результате чего в 1989 году издательством «Московский рабочий» было издано двухтомное собрание «Избранных сочинений» тиражом 100 тыс. экз. Его особенностью был текст повести «Сказка о Тройке», специально подготовленный авторами для данного собрания, представляющий собой промежуточный между «ангарским» и «сменовским» вариант.
Полные собрания сочинений Стругацких на сегодняшний день составляют:
- Собрание сочинений издательства «Текст», основной корпус которого вышел в 1991—1994 годах под редакцией А. Мирера (под псевдонимом А. Зеркалов) и М. Гуревича. Собрание сочинений было выстроено в хронологически-тематическом порядке (например, в одном томе публиковались «Полдень, XXII век» и «Далёкая Радуга», а также «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке»). По требованию авторов в собрание не была включена их дебютная повесть «Страна багровых туч» (вышла только в составе второго дополнительного тома). Первые тома печатались тиражом 225 тыс. экз., последующие — 100 тыс. экз. Первоначально предполагалось издание 10 томов, к каждому из которых А. Мирер написал краткое предисловие, ему же принадлежала биография А. и Б. Стругацких в первом томе — первая из опубликованных. Большинство текстов издавалось в «канонических» вариантах, известных поклонникам, однако пострадавшие от цензуры «Пикник на обочине» и «Обитаемый остров» впервые были опубликованы в авторской редакции, а «Сказка о Тройке» — в версии 1989 года. В 1992—1994 годах увидели свет четыре дополнительных тома, включающие некоторые ранние вещи (в том числе «Страна багровых туч», включённая по требованию читателей), драматургические произведения и киносценарии, литературная запись фильма А. Тарковского «Сталкер» и вещи, опубликованные А. Н. и Б. Н. Стругацкими самостоятельно. Они печатались тиражами от 100 тыс. до 10 тыс. экз.
- Книжная серия «Миры братьев Стругацких», издававшаяся по инициативе Николая Ютанова издательскими фирмами Terra Fantastica и АСТ начиная с 1996 года. В настоящее время издание перешло к издательству «Сталкер» (Донецк) в рамках проекта «Неизвестные Стругацкие». По состоянию на сентябрь 2009 года в рамках серии увидело свет 28 книг, печатающихся тиражом 3000—5000 экз. (допечатки следуют ежегодно). Тексты скомпонованы тематически. Данная книжная серия по сей день остаётся самым представительным собранием текстов, связанных с жизнью и творчеством А. и Б. Стругацких (например, переводы западной фантастики, выполненные Стругацкими, не публиковались в прочих собраниях сочинений, как и ряд драматургических произведений). В рамках серии опубликованы 6 книг проекта «Неизвестные Стругацкие», содержащие материалы архива Стругацких — черновики и нереализованные рукописи, рабочий дневник и личная переписка авторов. «Хромая судьба» публиковалась отдельно, без вставной повести «Гадкие лебеди». «Сказка о Тройке» впервые опубликована в обеих редакциях — «ангарской» и «сменовской», и с тех пор переиздаётся только таким образом.
- Собрание сочинений издательства «Сталкер» (Донецк, Украина), реализованное в 2000—2003 годах в 12 томах (первоначально предполагалось издание 11 томов, вышедших в 2000—2001 годах). В среде поклонников Стругацких иногда называется «чёрным» — по цвету обложки. Главным редактором выступила С. Бондаренко (при участии Л. Филиппова), тома выходили тиражом 10 тыс. экз. Главной особенностью этого издания стала его приближенность к формату академического собрания сочинений: все тексты были тщательно сверены с первоначальными рукописями (когда это было возможно), все тома снабжены подробными комментариями Б. Н. Стругацкого, избранными фрагментами из критики своего времени и т. п. сопутствующими материалами. 11-й том был посвящён публикации ряда законченных, но не опубликованных в своё время сочинений (например, дебютный рассказ А. Н. Стругацкого «Как погиб Канг» 1946 года), в его составе также вышла значительная часть публицистических произведений Стругацких. Все тексты собрания сочинений были сгруппированы в хронологическом порядке. В состав 12-го (дополнительного) тома включена монография польского литературоведа В. Кайтоха «Братья Стругацкие», а также переписка Б. Н. Стругацкого с Б. Г. Штерном. В электронном виде данное собрание сочинений доступно на официальном сайте А. и Б. Стругацких.[3] В 2004 году вышел дополнительный тираж (с теми же ISBN), а в 2007 году это собрание сочинений перепечатано в Москве издательством «АСТ» (также в обложках чёрного цвета) как «второе, исправленное издание». В 2009 году оно же вышло в ином оформлении, хотя также указывалось, что его оригинал-макет изготовлен издательством «Сталкер». Тома в издании «АСТ» 2009 года не нумерованы, а обозначены годами написания включённых в них текстов (например, «1955 — 1959»).
- Собрание сочинений издательства «Эксмо» в 10 томах, реализованное в 2007—2008 годах. Тома издавались как в рамках серии «Отцы-основатели», так и в разноцветных обложках. Содержание его не следовало хронологическому порядку, тексты издавались по собранию сочинений «Сталкера» с приложением «Комментариев к пройденному» Б. Н. Стругацкого.
Библиография
Указан год первой публикации
Романы и повести
- 1959 год — Страна багровых туч
- 1960 год — Извне (на основе одноименного рассказа, опубликованного в 1958 году)
- 1960 год — Путь на Амальтею
- 1962 год — Полдень, XXII век
- 1962 год — Стажёры
- 1962 год — Попытка к бегству
- 1963 год — Далёкая Радуга
- 1964 год — Трудно быть богом
- 1965 год — Понедельник начинается в субботу
- 1965 год — Хищные вещи века
- 1990 год — Беспокойство (первый вариант Улитки на склоне, написан в 1965 году)
- 1968 год — Улитка на склоне (написана в 1965 году)
- 1987 год — Гадкие лебеди (написаны в 1967 году)
- 1968 год — Второе нашествие марсиан
- 1968 год — Сказка о Тройке
- 1969 год — Обитаемый остров
- 1970 год — Отель «У Погибшего Альпиниста»
- 1971 год — Малыш
- 1972 год — Пикник на обочине
- 1988—1989 годы — Град обреченный (написан в 1972 году)
- 1974 год — Парень из преисподней
- 1976—1977 годы — За миллиард лет до конца света
- 1980 год — Повесть о дружбе и недружбе
- 1979—1980 годы — Жук в муравейнике
- 1986 год — Хромая судьба (написана в 1982 году)
- 1985—1986 годы — Волны гасят ветер
- 1988 год — Отягощённые злом, или Сорок лет спустя
- 1990 год — Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах (пьеса)
Сборники рассказов
- 1960 год — Шесть спичек
- «Извне» (1960)
- «Глубокий поиск» (1960)
- «Забытый эксперимент» (1959)
- «Шесть спичек» (1958)
- «Испытание СКИБР» (1959)
- «Частные предположения» (1959)
- «Поражение» (1959)
- 1960 год — «Путь на Амальтею»
- «Путь на Амальтею» (1960)
- «Почти такие же» (1960)
- «Ночь в пустыне» (1960, другое название рассказа «Ночь на Марсе»)
- «Чрезвычайное происшествие» (1960)
Другие рассказы
Указан год написания
- 1955 год — «Песчаная горячка» (впервые опубликован в 1990 году)
- 1957 год — «Извне»
- 1958 год — «Спонтанный рефлекс»
- 1958 год — «Человек из Пасифиды»
- 1959 год — «Моби Дик» (рассказ, исключенный из переизданий книги «Полдень, XXII век»)
- 1960 год — «В наше интересное время» (впервые опубликован в 1993 году)
- 1963 год — «К вопросу о циклотации» (впервые опубликован в 2008 году)
- 1963 год — «Первые люди на первом плоту» («Летающие кочевники», «Викинги»)
- 1963 год — «Бедные злые люди» (впервые опубликован в 1990 году)
Экранизации
- 1979 год — Отель «У погибшего альпиниста» (реж. Г. Кроманов)
- 1979 год — Сталкер (реж. А. Тарковский)
- 1982 год — Чародеи (реж. К. Бромберг)
- 1986 год — Письма мёртвого человека — (реж. К. Лопушанский, сценарий Б. Стругацкий)
- 1987 год — Малыш — телефильм, театральная постановка Центрального детского театра
- 1988 год — Дни затмения (реж. А. Сокуров)
- 1989 год — Трудно быть богом (реж. П. Фляйшман)
- 1990 год — Искушение Б. (реж. А. Сиренко)
- 1994 год — Неназначенные встречи (чеш. Nesmluvená setkání, реж. Ирена Павласкова) по повести «Малыш».
- 1996 год — Prin to telos tou kosmou (реж. Panagiotis Maroulis)[4][5]
- 2006 год — Гадкие лебеди (реж. К. Лопушанский)
- 2009 год — Обитаемый остров (реж. Ф. Бондарчук)
- 2009 год — История арканарской резни (реж. А. Герман)
Переводы братьев Стругацких
- Абэ Кобо. Совсем как человек: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова
- Абэ Кобо. Тоталоскоп: Рассказ / Пер. с япон. С. Бережкова
- Абэ Кобо. Четвёртый ледниковый период: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова
- Азимов, Айзек. Как им было весело: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
- Акутагава Рюноскэ. Бататовая каша: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
- Акутагава Рюноскэ. В стране водяных: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
- Акутагава Рюноскэ. Нос: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
- Биксби, Джером. Мы живем хорошо: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
- Браун, Фредерик. Этаоин Шрдлу: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
- Ватанабэ Д. Ненависть: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
- Джекобс, Уильям. Старые капитаны: Новеллы / Пер. с англ. С. Бережкова
- Ихара Сайкаку. В женских покоях плотничать женщине: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
- Ихара Сайкаку. И барабан цел, и ответчик не в ответе: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
- Ихара Сайкаку. Подсчитали, прослезились бы, да некому: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
- Клемент, Хол. Огненный цикл: Повесть / Пер. с англ. С. Бережкова, С. Победина
- Клемент Хол. Экспедиция «Тяготение»: Повесть / Пер. с англ. С. Бережкова
- Кумуока И. Солидарность: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
- Миёси Тору. Девушка для танцев / Пер. с япон. А. Стругацкого
- Миямото Юрико. Блаженный Мияда: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
- Морита К. Горняки: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
- Моррисон, Уильям. Мешок: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
- Нацумэ Сосэки. Ваш покорный слуга кот: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
- Нома Хироси. Зона пустоты: Роман / Пер. с япон. А. Стругацкого
- Нортон, Эндрю. Саргассы в космосе: Повесть / Пер. с англ. С. Бережкова, С. Витина
- Санъютэй Энтё. Пионовый фонарь: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
- Сказание о Ёсицунэ: Роман / Пер. со старояпон. А. Стругацкого
- Уиндем, Джон. День триффидов: Роман / Пер. с англ. С. Бережкова
- Уэда Акинари. Луна в тумане: Новеллы / Пер. с япон. Р. Зея, А. Стругацкого
- Хотта Ёсиэ. Шестерни: Повесть / Пер. с япон. А.Стругацкого
- Эмис, Кингсли. Хемингуэй в космосе: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
См. также
- Стругацкий, Натан Залманович
- Хронология мира Полудня
- Международная литературная премия имени А. и Б. Стругацких
- Изпитал
Примечания
- ↑ Румата делает выбор
- ↑ Оффлайн интервью Бориса Стругацкого Можно прислать свой вопрос или изучить архив. Ведётся с 1998 года. Дано 7583 ответа.
- ↑ Фантасты братья Стругацкие: Книги
- ↑ Prin to telos tou kosmou(англ.) на сайте Internet Movie Database
- ↑ ΠΡΙΝ ΤΟ ΤΕΛΟΣ ΤΟΥ ΚΟΣΜΟΥ(греч.)
Литература
- Русские писатели XX века: Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П. А. Николаев. — М.: Большая росс. энциклопедия; Рандеву-АМ, 2000. — С. 669—671.
- Ант Скаландис. Братья Стругацкие. — М.: АСТ, 2008. — 702 с. — ISBN 978-5-17-052684-0, 978-5-9713-8278-2
Ссылки
- Официальная страница Аркадия и Бориса Стругацких
- Редкие тексты и переводы, выполненные А. и Б. Стругацкими
- Братья Стругацкие в библиотеке Максима Мошкова
- Цитаты из произведений А. и Б. Стругацких
- Хронологический указатель произведений братьев Стругацких
Шаблон:Аркадий и Борис Стругацкие Шаблон:Мир Полудня
bg:Аркадий и Борис Стругацки cs:Arkadij a Boris Strugačtíeo:Arkadij kaj Boris Strugackijfa:بوریس و آرکادی استروگاسکی fi:Arkadi ja Boris Strugatskihu:Arkagyij és Borisz Sztrugackijja:ストルガツキー兄弟 mhr:Стругацкий иза-шольо mk:Аркади и Борис Стругацки nl:Arkadi en Boris Stroegatski no:Arkadij og Boris Strugatskij pl:Arkadij i Borys Strugaccy pt:Irmãos Strugatsky sk:Arkadij a Boris Natanovič Strugackovci sl:Arkadij in Boris Strugacki sv:Arkadij och Boris Strugatskij tg:Аркадий и Борис Стругацкие tr:Boris ve Arkadiy StrugatskiylerУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.