Левиафан
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) |
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) |
||
(4 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{О_статье |
- | + | |ТИП СТАТЬИ=2 | |
- | + | |СУПЕРВАЙЗЕР=2 | |
- | + | |УРОВЕНЬ=1 | |
+ | |КАЧЕСТВО= | ||
+ | |АВТОР1= | ||
+ | |АВТОР2= | ||
+ | |АВТОР3= | ||
+ | |ВИКИПЕДИЯ= | ||
+ | |ПРОЕКТ= | ||
+ | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
+ | |ПОДТЕМА= | ||
+ | |ДАТА СОЗДАНИЯ=13/12/2010 | ||
+ | }} | ||
+ | '''Левиафа́н''' ({{lang-he|לִוְיָתָן}} чит. ''ливьята́н'') — чудовищный морской змей, упоминаемый в [[Библия|Библии]]. В современном иврите этим словом обозначается кит. | ||
+ | Часто упоминается наряду с сухопутным аналогом бхемот, морскими чудовищами нахаш или нахаш бариах, таннин и рахав и олицетворением моря — ям, предстающими либо как пример непостижимости величия и тайны Божественного творения (Пс. 104:26; 148:7; Иов 40:15–41:26, где прообразом Левиафана служит, возможно, крокодил), либо как воплощающие злое начало и враждебные Богу существа, с которыми Он воюет и которых побеждает в конце времен (Ис. 27:1; 51:9–10; Пс. 74:14; 89:11; 91:13; Иов 9:13; 26:12; 40:25). | ||
== Происхождение == | == Происхождение == | ||
- | + | Борьба Левиафана и других чудовищ с Богом служит сюжетом широко распространенных на древнем Ближнем Востоке мифов об изначальной вражде между Творцом и силами моря, олицетворяющими хаос, который Бог должен преодолеть, чтобы создать упорядоченную вселенную (см. [[Космогония]]). В угаритской мифологии Левиафан (лотан или латану), спутник бога моря [[Йамму]], воплощающий силы водного мира, борется с божествами [[Баал]]ом (см. [[Ваала Культ|Ваала культ]]) и Анат. Возможна также связь Левиафана с Тиамат, олицетворяющей в вавилонской мифологии морскую стихию, которую при разделении верхних и нижних вод божество Мардук рассекает пополам. | |
+ | |||
+ | В [[Апокалиптическая Литература|апокалиптической литературе]], в [[Апокрифы И Псевдоэпиграфы|апокрифах и псевдоэпиграфах]], а также в [[Аггада|Аггаде]] приводится ряд гиперболических описаний невероятной величины и силы Левиафана и бхемот (обычно отождествляемого в последнем источнике с шор hа-бар — `диким быком`). Согласно Первому апокалипсису [[Барух|Баруха]], их мясом «в то время [то есть “в конце дней”] будут кормиться все, кто останется» (29:4), а автор Первой (Эфиоп.) книги Эноха ([[Ханох|Ханоха]]) утверждает, что в эсхатологические времена «будут... таннин-самка, называемая ливьятан... и таннин-самец, имя которого бхемот» (60:7–8; ср. ББ. 74б). Толкуя стих 40:30 книги Иов, амора [[Иоханан Бар Наппаха|Иоханан бар Наппаха]] предсказывает, что из мяса Левиафана, убитого архангелом Гавриэлем, Бог устроит пир праведникам, которым они будут наслаждаться, сидя в шатре, сделанном из кожи Левиафана (ББ. 75а). Согласно другой аггаде, Левиафан вступит с «диким быком» в бой, в котором погибнут оба (Лев. Р. 13:3). В литературе [[Каббала|каббалы]] чета Левиафан олицетворяет силы зла и порока (Зохар 1:34б и 35б). | ||
+ | |||
+ | Легенда о бое Левиафана с «диким быком» и пире благочестивых включена в рифмованный [[Пиют|пиют]] Акдамут-миллин, написанный на [[Арамейский Язык|арамейском языке]] и приписываемый литургическому (см. [[Литургия]]) поэту Меиру бен Ицхаку Нехораю (11 в.), который в ашкеназских общинах (см. [[Ашкеназы]]) распевают в антифон кантор и молящиеся особым традиционным напевом перед чтением [[Тора|Торы]] в праздник [[Шавуот|Шавуот]]. | ||
== В Библии == | == В Библии == | ||
- | В [[Иов.|Книге Иова]] Левиафан подробно описан и назван царём ({{Библия|Иов|40:20}}—{{Библия2|Иов|41:26}}). Согласно [[ | + | В [[Иов.|Книге Иова]] Левиафан подробно описан и назван царём ({{Библия|Иов|40:20}}—{{Библия2|Иов|41:26}}). Согласно [[Псалмы|Книге Псалмов]], Бог поразит его в голову и отдаст в пищу «людям пустыни» ({{Библия|Пс|73:14}}). В некоторых местах Ветхого Завета он упоминается, как живой ({{Библия|Иов|3:8}} и {{Библия|Пс|103:26}}). |
{{ВЗ|Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь. <br /> | {{ВЗ|Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь. <br /> | ||
Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.|Иов|40:20-41:26}} | Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.|Иов|40:20-41:26}} | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
Строка 68: | Строка 35: | ||
==См.также== | ==См.также== | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
[[Категория:Еврейская мифология]] | [[Категория:Еврейская мифология]] | ||
- | + | [[Категория:Библейские сюжеты]] | |
+ | [[Категория:Библейские персонажи]] | ||
- | + | {{ElevenCopyRight|12352|ЛЕВИАФАН}} | |
- | + | {{WikiCopyRight}} | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + |
Текущая версия на 00:21, 24 марта 2012
Регулярная исправленная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
13/12/2010 | |
Левиафа́н (ивр. לִוְיָתָן чит. ливьята́н) — чудовищный морской змей, упоминаемый в Библии. В современном иврите этим словом обозначается кит. Часто упоминается наряду с сухопутным аналогом бхемот, морскими чудовищами нахаш или нахаш бариах, таннин и рахав и олицетворением моря — ям, предстающими либо как пример непостижимости величия и тайны Божественного творения (Пс. 104:26; 148:7; Иов 40:15–41:26, где прообразом Левиафана служит, возможно, крокодил), либо как воплощающие злое начало и враждебные Богу существа, с которыми Он воюет и которых побеждает в конце времен (Ис. 27:1; 51:9–10; Пс. 74:14; 89:11; 91:13; Иов 9:13; 26:12; 40:25).
Содержание |
Происхождение
Борьба Левиафана и других чудовищ с Богом служит сюжетом широко распространенных на древнем Ближнем Востоке мифов об изначальной вражде между Творцом и силами моря, олицетворяющими хаос, который Бог должен преодолеть, чтобы создать упорядоченную вселенную (см. Космогония). В угаритской мифологии Левиафан (лотан или латану), спутник бога моря Йамму, воплощающий силы водного мира, борется с божествами Баалом (см. Ваала культ) и Анат. Возможна также связь Левиафана с Тиамат, олицетворяющей в вавилонской мифологии морскую стихию, которую при разделении верхних и нижних вод божество Мардук рассекает пополам.
В апокалиптической литературе, в апокрифах и псевдоэпиграфах, а также в Аггаде приводится ряд гиперболических описаний невероятной величины и силы Левиафана и бхемот (обычно отождествляемого в последнем источнике с шор hа-бар — `диким быком`). Согласно Первому апокалипсису Баруха, их мясом «в то время [то есть “в конце дней”] будут кормиться все, кто останется» (29:4), а автор Первой (Эфиоп.) книги Эноха (Ханоха) утверждает, что в эсхатологические времена «будут... таннин-самка, называемая ливьятан... и таннин-самец, имя которого бхемот» (60:7–8; ср. ББ. 74б). Толкуя стих 40:30 книги Иов, амора Иоханан бар Наппаха предсказывает, что из мяса Левиафана, убитого архангелом Гавриэлем, Бог устроит пир праведникам, которым они будут наслаждаться, сидя в шатре, сделанном из кожи Левиафана (ББ. 75а). Согласно другой аггаде, Левиафан вступит с «диким быком» в бой, в котором погибнут оба (Лев. Р. 13:3). В литературе каббалы чета Левиафан олицетворяет силы зла и порока (Зохар 1:34б и 35б).
Легенда о бое Левиафана с «диким быком» и пире благочестивых включена в рифмованный пиют Акдамут-миллин, написанный на арамейском языке и приписываемый литургическому (см. Литургия) поэту Меиру бен Ицхаку Нехораю (11 в.), который в ашкеназских общинах (см. Ашкеназы) распевают в антифон кантор и молящиеся особым традиционным напевом перед чтением Торы в праздник Шавуот.
В Библии
В Книге Иова Левиафан подробно описан и назван царём (Иов.40:20—41:26). Согласно Книге Псалмов, Бог поразит его в голову и отдаст в пищу «людям пустыни» (Пс.73:14). В некоторых местах Ветхого Завета он упоминается, как живой (Иов.3:8 и Пс.103:26).
Примечания
См.также
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.