Гуревич, Арон Яковлевич
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) |
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 29: | Строка 29: | ||
|Учёная степень = доктор исторических наук | |Учёная степень = доктор исторических наук | ||
|Учёное звание = {{Учёное звание||0}} | |Учёное звание = {{Учёное звание||0}} | ||
- | |Альма-матер = | + | |Альма-матер = Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова |
|Научный руководитель = [[Косминский, Евгений Алексеевич]] <br />[[Неусыхин, Александр Иосифович]] | |Научный руководитель = [[Косминский, Евгений Алексеевич]] <br />[[Неусыхин, Александр Иосифович]] | ||
|Знаменитые ученики = | |Знаменитые ученики = | ||
Строка 43: | Строка 43: | ||
== Образование == | == Образование == | ||
- | Окончил кафедру истории Средних веков исторического факультета Московского государственного университета (МГУ) (1947, по другим данным- 1946), аспирантуру Института истории АН СССР ( | + | Окончил кафедру истории Средних веков исторического факультета Московского государственного университета (МГУ) (1947, по другим данным- 1946), аспирантуру Института истории АН СССР (1950). Кандидат исторических наук (1950, тема диссертации: «Крестьянство Юго-Западной Англии в донормандский период»). Доктор исторических наук (1962, тема диссертации: «Очерки социальной истории Норвегии в IX—XII вв.»). Ученик крупнейшего специалиста по средневековой истории Англии академика Е. А. Косминского. Профессор. Также является учеником профессора [[Неусыхин, Александр Иосифович|Неусыхина А. И.]] |
== Биография == | == Биография == | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | + | Во время борьбы с «космополитами» уехал из Москвы. | |
+ | В 1950—1966 гг. преподавал в Калининском государственном педагогическом институте (ныне — [[Тверской государственный университет]]): ассистент 1950—1956), к.и.н, доцент (1956—1963), профессор (1963—1966). | ||
+ | В 1966—1969 гг. — старший научный сотрудник сектора истории культуры Института философии АН СССР, печатал в журналах «Вопросы истории» и «Вопросы философии» статьи по методологии истории. | ||
+ | В 1969 г. сектор истории культуры расформировали в ходе кампании против структурализма, и Гуревич был уволен. | ||
+ | С 1969 г. работал в Институте всеобщей истории РАН, с 1987 г. возглавлял центр исторической и культурной антропологии ИВИ РАН. | ||
+ | С 1989 г. — главный редактор издаваемого центром ежегодника «Одиссей. Человек в истории», профессор кафедры истории и теории культуры философского факультета МГУ (также преподавал в МГУ на филологическом факультете в 1975—1977). | ||
+ | С 1992 г. — главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского РГГУ. Один из авторов курса «История мировой культуры (средневековье)», автор курса «История Средних веков», спецкурса «Средневековая картина мира». | ||
+ | С 1992 г. — заведующий отделом культуры и науки средневековой и современной Европы Института мировой культуры МГУ. | ||
+ | |||
+ | Читал лекции в университетах Италии, США, Германии, Дании (1989—1991), Норвегии, Швеции, Англии, Франции (1991—1992). | ||
Гуревич - член Американской академии по изучению средневековья, Королевского исторического общества Великобритании, Королевского норвежского научного общества, также - один из руководителей Научного совета по истории мировой культуры Российской академии наук, член редколлегий ряда российских и зарубежных научных изданий. | Гуревич - член Американской академии по изучению средневековья, Королевского исторического общества Великобритании, Королевского норвежского научного общества, также - один из руководителей Научного совета по истории мировой культуры Российской академии наук, член редколлегий ряда российских и зарубежных научных изданий. | ||
- | Действительный член Академии гуманитарных исследований ( | + | Действительный член Академии гуманитарных исследований (1995). Иностранный член Американской академии медиевистов (Medievel Academy of America), Renaissance Academy of America, Société Jean Bodin (Бельгия), Королевского Норвежского общества ученых, Королевского общества историков Великобритании, Королевской Академии наук Нидерландов. Доктор философии honoris causa Университета города [[Лунд]] (Швеция). |
Член бюро Научного совета по истории мировой культуры РАН, член редколлегии журналов «Arbor Mundi» («Мировое древо»), «Journal of Historical Society», «Osterreichische Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft», член редколлегии серии «Памятники исторической мысли». | Член бюро Научного совета по истории мировой культуры РАН, член редколлегии журналов «Arbor Mundi» («Мировое древо»), «Journal of Historical Society», «Osterreichische Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft», член редколлегии серии «Памятники исторической мысли». | ||
- | Автор ряда глав и редактор учебника по истории средних веков для пединститутов ( | + | Автор ряда глав и редактор учебника по истории средних веков для пединститутов (1964), изданного также на французском (1976) и португальском (1978) языках, и автор главы о Северной Европе в учебнике [[исторический факультет МГУ|исторического факультета]] МГУ (1968, 1977, 1990, 1997, 2000, 2003 и 2005), а также ряда статей в коллективном труде «История крестьянства в Европе» (М., 1985—1986. Т. 1 — 3). |
Автор мемуаров «История историка». | Автор мемуаров «История историка». | ||
Строка 69: | Строка 70: | ||
Гуревич интересовался работами французских новых историков (Люсьен Февр и др.), во многом разделяя их взгляды, стремился, по его собственным словам, дать «новое понимание средневековья». В то же время он искал методологию, которая, не отрицая марксизма, позволила бы уйти от его догм. | Гуревич интересовался работами французских новых историков (Люсьен Февр и др.), во многом разделяя их взгляды, стремился, по его собственным словам, дать «новое понимание средневековья». В то же время он искал методологию, которая, не отрицая марксизма, позволила бы уйти от его догм. | ||
- | Направления научных исследований — история средневековой европейской культуры; современная историография; теория культуры и методологии истории; история | + | Направления научных исследований — история средневековой европейской культуры; современная историография; теория культуры и методологии истории; история Скандинавии в Средние века; история скандинавской культуры, в том числе соотношение официальной (церковной) и народной культуры; проблемы методологии исторического исследования; культурная антропология; школа «Анналов» и ее исторические методы. |
В основе его работ — скрупулезный анализ источников: средневековых текстов «Хеймскринглы» («Сага о норвежских конунгах»), Старшей и Младшей Эдды, что придает его трудам филологическую ценность. | В основе его работ — скрупулезный анализ источников: средневековых текстов «Хеймскринглы» («Сага о норвежских конунгах»), Старшей и Младшей Эдды, что придает его трудам филологическую ценность. | ||
Строка 83: | Строка 84: | ||
</blockquote> | </blockquote> | ||
- | В последующих трудах рассматривал, в частности, культ святых в его простонародном понимании, образ потустороннего мира, как он виделся средневековым визионерам, и две противоречивших одна другой версии | + | В последующих трудах рассматривал, в частности, культ святых в его простонародном понимании, образ потустороннего мира, как он виделся средневековым визионерам, и две противоречивших одна другой версии Страшного суда, популярное богословие. Полемизируя с тезисом [[Бахтин, Михаил Михайлович|М. М. Бахтина]] о карнавально-смеховой природе средневековой народной культуры, подчеркивал теснейшую связь в ней смеха и страха. |
По сути дела А.Я.Гуревич явился создателем историко-антропологического направления в отечественной науке. Значение его трудов выходит за рамки медиевистики. Он оказал большое влияние на всю современную советскую/российскую историческую науку, другие гуманитарные дисциплины - антропологию, культурологию, философию. | По сути дела А.Я.Гуревич явился создателем историко-антропологического направления в отечественной науке. Значение его трудов выходит за рамки медиевистики. Он оказал большое влияние на всю современную советскую/российскую историческую науку, другие гуманитарные дисциплины - антропологию, культурологию, философию. | ||
Строка 89: | Строка 90: | ||
=== Критика === | === Критика === | ||
- | Его статьи, составившие книгу «Проблемы генезиса феодализма», подверглись в 1969 резкой критике со стороны министра просвещения РСФСР | + | Его статьи, составившие книгу «Проблемы генезиса феодализма», подверглись в 1969 резкой критике со стороны министра просвещения РСФСР А. И. Данилова, после чего автор был уволен из Института философии. Критика была связана с тем, что автор поставил под сомнение некоторые положения теорий [[Маркс, Карл|Маркса]] и [[Энгельс, Фридрих|Энгельса]] — о том, что феодализм складывался в результате закабаления свободных крестьян магнатами, которые предварительно присваивали себе крестьянскую землю. По мнению Гуревича, в условиях слабости верховной власти свободные земледельцы в поисках защиты вместе со своей землей принимали патронат магнатов, меняли свободу на безопасность. С точки зрения Энгельса, в варварскую эпоху существовал «первобытный коммунизм», выражавшийся в коллективной собственности на землю. С точки зрения Гуревича, древние германцы были крестьянами, веками жившими на одном месте, не было никакой коллективной собственности на землю, а велось семейное хуторское хозяйство. |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
== Труды == | == Труды == | ||
Строка 113: | Строка 110: | ||
* Исторический синтез и Школа «Анналов» — М.: Индрик, 1993. — 327 с. | * Исторический синтез и Школа «Анналов» — М.: Индрик, 1993. — 327 с. | ||
* ''Гуревич А. Я., Харитонович Д. Э.'' История средних веков. Учебник для средней школы. — М.: Интерпракс, 1994. — 333 с. | * ''Гуревич А. Я., Харитонович Д. Э.'' История средних веков. Учебник для средней школы. — М.: Интерпракс, 1994. — 333 с. | ||
- | * История историка. — М.: | + | * История историка. — М.: РОССПЭН, 2004. — 288 с. |
* Индивид и социум на средневековом Западе. — М.: РОССПЭН, 2005. — 422 с. | * Индивид и социум на средневековом Западе. — М.: РОССПЭН, 2005. — 422 с. | ||
: ''переизд.'': Индивид и социум на средневековом Западе. — СПб.: Александрия, 2009. — 492 с. — ISBN 978-5-903445-08-0. — Серия «Становление Европы». | : ''переизд.'': Индивид и социум на средневековом Западе. — СПб.: Александрия, 2009. — 492 с. — ISBN 978-5-903445-08-0. — Серия «Становление Европы». | ||
Строка 134: | Строка 131: | ||
* [http://px.zhurnal.ru/culture/2006/08/08/gurevich.html Памяти Арона Яковлевича Гуревича] | * [http://px.zhurnal.ru/culture/2006/08/08/gurevich.html Памяти Арона Яковлевича Гуревича] | ||
* [http://www.svobodanews.ru/Transcript/2006/08/08/20060808190642050.html В Москве на Митинском кладбище хоронят выдающегося ученого медиевиста Арона Яковлевича Гуревича] | * [http://www.svobodanews.ru/Transcript/2006/08/08/20060808190642050.html В Москве на Митинском кладбище хоронят выдающегося ученого медиевиста Арона Яковлевича Гуревича] | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]] | ||
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} | ||
{{ElevenCopyRight|11337|ГУРЕВИЧ Арон Яковлевич}} | {{ElevenCopyRight|11337|ГУРЕВИЧ Арон Яковлевич}} |
Версия 23:05, 19 марта 2012
Регулярная исправленная статья | |
Арон Яковлевич Гуревич | |
Файл:Гуревич А Я.jpg | |
Дата рождения: |
12 июня 1924 |
---|---|
Место рождения: |
Москва |
Дата смерти: |
5 августа 2006 (82 года) |
Место смерти: |
Москва |
Страна: |
СССР |
Научная сфера: |
медиевистика |
Учёная степень: |
доктор исторических наук |
Учёное звание: |
Шаблон:Учёное звание |
Альма-матер: |
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова |
Научный руководитель: |
Косминский, Евгений Алексеевич |
Арон Яковлевич Гуревич (12 мая 1924, Москва — 5 августа 2006, Москва) — советский, российский историк-медиевист, культуролог и философ. Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки (1993).
Содержание |
Образование
Окончил кафедру истории Средних веков исторического факультета Московского государственного университета (МГУ) (1947, по другим данным- 1946), аспирантуру Института истории АН СССР (1950). Кандидат исторических наук (1950, тема диссертации: «Крестьянство Юго-Западной Англии в донормандский период»). Доктор исторических наук (1962, тема диссертации: «Очерки социальной истории Норвегии в IX—XII вв.»). Ученик крупнейшего специалиста по средневековой истории Англии академика Е. А. Косминского. Профессор. Также является учеником профессора Неусыхина А. И.
Биография
Во время борьбы с «космополитами» уехал из Москвы. В 1950—1966 гг. преподавал в Калининском государственном педагогическом институте (ныне — Тверской государственный университет): ассистент 1950—1956), к.и.н, доцент (1956—1963), профессор (1963—1966). В 1966—1969 гг. — старший научный сотрудник сектора истории культуры Института философии АН СССР, печатал в журналах «Вопросы истории» и «Вопросы философии» статьи по методологии истории. В 1969 г. сектор истории культуры расформировали в ходе кампании против структурализма, и Гуревич был уволен. С 1969 г. работал в Институте всеобщей истории РАН, с 1987 г. возглавлял центр исторической и культурной антропологии ИВИ РАН. С 1989 г. — главный редактор издаваемого центром ежегодника «Одиссей. Человек в истории», профессор кафедры истории и теории культуры философского факультета МГУ (также преподавал в МГУ на филологическом факультете в 1975—1977). С 1992 г. — главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского РГГУ. Один из авторов курса «История мировой культуры (средневековье)», автор курса «История Средних веков», спецкурса «Средневековая картина мира». С 1992 г. — заведующий отделом культуры и науки средневековой и современной Европы Института мировой культуры МГУ.
Читал лекции в университетах Италии, США, Германии, Дании (1989—1991), Норвегии, Швеции, Англии, Франции (1991—1992). Гуревич - член Американской академии по изучению средневековья, Королевского исторического общества Великобритании, Королевского норвежского научного общества, также - один из руководителей Научного совета по истории мировой культуры Российской академии наук, член редколлегий ряда российских и зарубежных научных изданий. Действительный член Академии гуманитарных исследований (1995). Иностранный член Американской академии медиевистов (Medievel Academy of America), Renaissance Academy of America, Société Jean Bodin (Бельгия), Королевского Норвежского общества ученых, Королевского общества историков Великобритании, Королевской Академии наук Нидерландов. Доктор философии honoris causa Университета города Лунд (Швеция).
Член бюро Научного совета по истории мировой культуры РАН, член редколлегии журналов «Arbor Mundi» («Мировое древо»), «Journal of Historical Society», «Osterreichische Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft», член редколлегии серии «Памятники исторической мысли».
Автор ряда глав и редактор учебника по истории средних веков для пединститутов (1964), изданного также на французском (1976) и португальском (1978) языках, и автор главы о Северной Европе в учебнике исторического факультета МГУ (1968, 1977, 1990, 1997, 2000, 2003 и 2005), а также ряда статей в коллективном труде «История крестьянства в Европе» (М., 1985—1986. Т. 1 — 3).
Автор мемуаров «История историка».
Исследователь
Гуревич интересовался работами французских новых историков (Люсьен Февр и др.), во многом разделяя их взгляды, стремился, по его собственным словам, дать «новое понимание средневековья». В то же время он искал методологию, которая, не отрицая марксизма, позволила бы уйти от его догм.
Направления научных исследований — история средневековой европейской культуры; современная историография; теория культуры и методологии истории; история Скандинавии в Средние века; история скандинавской культуры, в том числе соотношение официальной (церковной) и народной культуры; проблемы методологии исторического исследования; культурная антропология; школа «Анналов» и ее исторические методы.
В основе его работ — скрупулезный анализ источников: средневековых текстов «Хеймскринглы» («Сага о норвежских конунгах»), Старшей и Младшей Эдды, что придает его трудам филологическую ценность.
Обобщая свои исследования по истории английского и норвежского крестьянства, Гуревич пересмотрел концептуальный подход к периодизации средневековой истории. Его книга «Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе» (1970) вызвала неблагожелательные отзывы советских специалистов по общественным наукам и спровоцировала дискуссию на страницах журнала «Вопросы истории». Это сблизило автора с другим свободомыслящим советским историком — А. Некричем (1920–93), пересмотревшим официальную концепцию Второй мировой войны.
Книга «Категории средневековой культуры» (1972), выдержавшая три издания в России и переведенная на многие языки, посвящена самосознанию личности эпохи феодализма, которое проявляется в восприятии времени и пространства, в отношении к праву, в трактовке труда, собственности, богатства и бедности. За этой книгой последовал ряд трудов, посвященных средневековой народной культуре, в которых Гуревич продолжал и развивал традиции культуролога и филолога М. Бахтина. Гуревич определял свое направление как историческую антропологию, «науку о человеке в истории», а изучение истории рассматривал как диалог культур. В центре его внимания было фольклорное сознание: хронотоп — специфическое сочетание пространства и времени в восприятии индивида, отношение к святости и чуду, образ потустороннего мира, дихотомия страха и смеха.
Важнейшая в этом ряду работ — книга «Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства» (1990). В 1992 г. была опубликована в США его книга «Историческая антропология средних веков». В 1999 г. вышли «Избранные труды» Гуревича в 4-х тт. Гуревич — автор 15 книг, среди которых наиболее известны «Походы викингов» (1966), «Свободное крестьянство феодальной Норвегии» (1967), «Категории средневековой культуры» (1972), «Проблемы средневековой народной культуры» (1981), «Культура и общество средневековой Европы глазами современников» (1989), «Проблема исторического синтеза и школа “Анналов”» (1993).
Дал следующую характеристику генезису феодализма[1]:
В феодализме я склонен усматривать преимущественно, если не исключительно, западноевропейский феномен. На мой взгляд, он сложился в результате уникальной констелляции тенденций развития. Феодальный строй, как бы его ни истолковывать, представляет собой не какую-то фазу всемирно-исторического процесса, — он возник в силу сочетания специфических условий, порожденных столкновением варварского мира с миром позднеантичного средиземноморья. Этот конфликт, давший импульс синтезу германского и романского начал, в конечном итоге породил условия для выхода западноевропейской цивилизации на исходе средневековья за пределы традиционного общественного уклада, за те пределы, в которых оставались все другие цивилизации.
В последующих трудах рассматривал, в частности, культ святых в его простонародном понимании, образ потустороннего мира, как он виделся средневековым визионерам, и две противоречивших одна другой версии Страшного суда, популярное богословие. Полемизируя с тезисом М. М. Бахтина о карнавально-смеховой природе средневековой народной культуры, подчеркивал теснейшую связь в ней смеха и страха.
По сути дела А.Я.Гуревич явился создателем историко-антропологического направления в отечественной науке. Значение его трудов выходит за рамки медиевистики. Он оказал большое влияние на всю современную советскую/российскую историческую науку, другие гуманитарные дисциплины - антропологию, культурологию, философию.
Критика
Его статьи, составившие книгу «Проблемы генезиса феодализма», подверглись в 1969 резкой критике со стороны министра просвещения РСФСР А. И. Данилова, после чего автор был уволен из Института философии. Критика была связана с тем, что автор поставил под сомнение некоторые положения теорий Маркса и Энгельса — о том, что феодализм складывался в результате закабаления свободных крестьян магнатами, которые предварительно присваивали себе крестьянскую землю. По мнению Гуревича, в условиях слабости верховной власти свободные земледельцы в поисках защиты вместе со своей землей принимали патронат магнатов, меняли свободу на безопасность. С точки зрения Энгельса, в варварскую эпоху существовал «первобытный коммунизм», выражавшийся в коллективной собственности на землю. С точки зрения Гуревича, древние германцы были крестьянами, веками жившими на одном месте, не было никакой коллективной собственности на землю, а велось семейное хуторское хозяйство.
Труды
Диссертации
- Крестьянство Юго-Западной Англии в донормандский период. Проблема образования класса феодальных крестьян в Уэссексе в VII — начале XII в. Автореф.дисс. … к.и.н. М., 1950. 28 с.
- Очерки социальной истории Норвегии в IX—XI вв. Автореф.дисс. … д.и.н. М., 1961. 25 с.
Книги
- Походы викингов. — М.: Наука, 1966. 183 с (опубликована на польском (1969) и эстонском (1975) языках).
- Свободное крестьянство феодальной Норвегии. — М.: Наука, 1967. — 285 с.
- Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе: Уч. пособие. — М.: Высшая школа, 1970. — 224 с. (опубликована на шведском (1979), итальянском (1982, 1990) языках).
- История и сага. О произведении Снорри Стурлусона «Хеймскрингла». — М.: Наука, 1972. — 198 с.
- Категории средневековой культуры. — М.: Искусство, 1972. — 318 с; 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1984. 350 с. (опубликована также на румынском (1974), польском (1976), немецком (1978, 1980, 1982, 1983), чешском (1978), испанском (1983), французском (1983), английском (1985), литовском (1989), португальском (1990), японском (1990) языках).
- Норвежское общество в раннее средневековье: Проблемы социального строя и культуры. — М.: Наука, 1977. — 337 с.
- «Эдда» и сага. — М.: Наука, 1979. — 192 с.
- Проблемы средневековой народной культуры. — М.: Искусство, 1981. — 359 с. (переведена на болгарский (1985), немецкий (1986), итальянский (1986), венгерский (1987), польский (1987), сербско-хорватский (1987) языки).
- Культура и общество средневековой Европы глазами современников. Exempla, XIII в. — М.: Искусство, 1989. — 366 с.
- Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — М.: Искусство, 1990. — 395 с.
- Исторический синтез и Школа «Анналов» — М.: Индрик, 1993. — 327 с.
- Гуревич А. Я., Харитонович Д. Э. История средних веков. Учебник для средней школы. — М.: Интерпракс, 1994. — 333 с.
- История историка. — М.: РОССПЭН, 2004. — 288 с.
- Индивид и социум на средневековом Западе. — М.: РОССПЭН, 2005. — 422 с.
- переизд.: Индивид и социум на средневековом Западе. — СПб.: Александрия, 2009. — 492 с. — ISBN 978-5-903445-08-0. — Серия «Становление Европы».
- История — нескончаемый спор. — М.: РГГУ, 2005. — 899 с.
Переиздания и сборники работ
- Избранные труды. Т. 1: Древние германцы. Викинги. — М.-СПб.: Университетская книга, 1999. — 352 с.
- Избранные труды. Т. 2: Средневековый мир. — М.-СПб.: Университетская книга, 1999. — 560 с.
- переизд.: Избранные труды. Средневековый мир. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. — 560 с.
- Избранные труды. Крестьянство средневековой Норвегии. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. — 368 с.
- Избранные труды. Культура средневековой Европы. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. — 544 с.
- Гуревич. А.Я. Индивид.Статья для возможного в будущем «Толкового словаря средневековой культуры» // От мифа к литературе. Сборник в честь семидесятилетия Е.М. Мелетинского. М. 1993
Ссылки
- Биография
- Биография
- Современность средневековья
- Научные труды А. Я. Гуревича
- История и судьба, или Сага Арона Гуревича
- Памяти Арона Яковлевича Гуревича
- В Москве на Митинском кладбище хоронят выдающегося ученого медиевиста Арона Яковлевича Гуревича
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГУРЕВИЧ Арон Яковлевич в ЭЕЭ
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref>
не найдено соответствующего тега <references/>