Голинкин, Мордехай
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Голинкин, Мордехай (» в «Голинкин, Мордехай») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Голинкин, Мордехай''' (Марк Маркович; 1875, колония Излучистая, Херсонская губерния, – 1963, Ришон-ле-Цион), дирижер, музыкальный деятель, основатель израильской оперы. Отец Голинкина умер до рождения сына. Мать Голинкина в 1877 г. переехала в Екатеринослав (см. [[Днепропетровск]]), в 1879 г. поселилась в Херсоне. Голинкин получил традиционное еврейское образование, учился играть на фортепиано, пробовал сочинять музыку, показал свой религиозный распев на четыре голоса [[Хаззан|хаззану]] [[Минковский, Пинхас|П. Минковскому]] и был принят в хор синагоги. В 1890 г. после краткого пребывания в [[Одесса|Одессе]] уехал в Варшаву и поступил в консерваторию, учился по классу контрабаса, затем — по классу фортепиано. В 1896 г. окончил консерваторию (где был признан лучшим учеником по гармонии и композиции), | + | '''Голинкин, Мордехай''' (Марк Маркович; 1875, колония Излучистая, Херсонская губерния, – 1963, Ришон-ле-Цион), дирижер, музыкальный деятель, основатель израильской оперы. |
+ | === Биографические сведения === | ||
+ | |||
+ | Отец Голинкина умер до рождения сына. Мать Голинкина в 1877 г. переехала в Екатеринослав (см. [[Днепропетровск]]), в 1879 г. поселилась в Херсоне. Голинкин получил традиционное еврейское образование, учился играть на фортепиано, пробовал сочинять музыку, показал свой религиозный распев на четыре голоса [[Хаззан|хаззану]] [[Минковский, Пинхас|П. Минковскому]] и был принят в хор синагоги. В 1890 г. после краткого пребывания в [[Одесса|Одессе]] уехал в Варшаву и поступил в консерваторию, учился по классу контрабаса, затем — по классу фортепиано. В 1896 г. окончил консерваторию (где был признан лучшим учеником по гармонии и композиции), | ||
+ | === Твооческая деятельность === | ||
+ | |||
+ | Работал в оперном театре в [[Ростов-На-Дону|Ростове-на-Дону]] (суфлер и дирижер хора), затем — в Перми (второй дирижер оперного театра). | ||
С 1896 г. по 1911 г. Голинкин дирижировал операми в Киеве, Харькове, Тифлисе, Казани, Саратове, гастролировал в Петербурге. В 1911 г. он переехал в Петербург и шесть лет был главным дирижером оперной труппы Народного дома (первой оперой, которой он дирижировал, были «Гугеноты» [[Мейербер, Джакомо|Дж. Мейербера]]). В 1911 г. Голинкин встретился с Ф. Шаляпиным на постановке оперы «Русалка». Оценив его высокий профессионализм, Шаляпин ходатайствовал перед дирекцией императорских театров о принятии Голинкина в Мариинский театр, но как иноверцу Голинкину было отказано, и Шаляпин посоветовал ему оставить Россию. | С 1896 г. по 1911 г. Голинкин дирижировал операми в Киеве, Харькове, Тифлисе, Казани, Саратове, гастролировал в Петербурге. В 1911 г. он переехал в Петербург и шесть лет был главным дирижером оперной труппы Народного дома (первой оперой, которой он дирижировал, были «Гугеноты» [[Мейербер, Джакомо|Дж. Мейербера]]). В 1911 г. Голинкин встретился с Ф. Шаляпиным на постановке оперы «Русалка». Оценив его высокий профессионализм, Шаляпин ходатайствовал перед дирекцией императорских театров о принятии Голинкина в Мариинский театр, но как иноверцу Голинкину было отказано, и Шаляпин посоветовал ему оставить Россию. | ||
+ | === Идея создания оперного театра в Эрец-Исраэль === | ||
В эти годы Голинкин внимательно следил за еврейской прессой ([[«Восход»]], [[«Рассвет»]] и др.), восхищался фельетонами [[Жаботинский, Владимир Евгеньевич|В. Жаботинского]], читал труды [[Пинскер, Леон|Л. Пинскера]] и [[Герцль, Теодор|Т. Герцля]]. В 1917 г. Голинкин написал статью «Хехал hа-омманут бе-Эрец-Исраэль» («Храм искусств в Эрец-Исраэль»), идея которой возникла еще в 1912 г. Голинкин писал, что возрождение Эрец-Исраэль невозможно, если рядом с [[Библия|Библией]] и науками не найдется достойного места для искусства, в том числе для оперного театра на иврите. | В эти годы Голинкин внимательно следил за еврейской прессой ([[«Восход»]], [[«Рассвет»]] и др.), восхищался фельетонами [[Жаботинский, Владимир Евгеньевич|В. Жаботинского]], читал труды [[Пинскер, Леон|Л. Пинскера]] и [[Герцль, Теодор|Т. Герцля]]. В 1917 г. Голинкин написал статью «Хехал hа-омманут бе-Эрец-Исраэль» («Храм искусств в Эрец-Исраэль»), идея которой возникла еще в 1912 г. Голинкин писал, что возрождение Эрец-Исраэль невозможно, если рядом с [[Библия|Библией]] и науками не найдется достойного места для искусства, в том числе для оперного театра на иврите. | ||
+ | === Сбор средств на строительство театра === | ||
+ | |||
+ | Голинкин начал сбор средств на строительство оперного театра в Эрец-Исраэль, создал в Петрограде еврейский камерный ансамбль «Зимра», выступавший по всей России, доходы от его концертов шли в фонд строительства театра. В 1917 г. Голинкин обратился к Шаляпину, убеждая его поддержать идею оперы в Эрец-Исраэль. По совету [[Горький, Максим|М. Горького]] Шаляпин выступил на концерте «в пользу фонда образования театра в Палестине» в рамках Палестинской недели, организованной в апреле 1918 г. Петроградской сионистской организацией. Он пел [[«hа-Тиква»|«hа-Тикву»]] на иврите и песню на идиш [[Энгель, Иоэль|И. Энгеля]]. | ||
+ | === Переезд в Эрец-Исраэль === | ||
- | + | В 1918 г. Голинкин получил предложение занять пост главного дирижера Мариинского театра, но отказался и уехал в Одессу, откуда намеревался морем отправиться в Эрец-Исраэль. Однако он смог сделать это лишь в марте 1923 г., получив заграничный паспорт для гастрольной поездки. | |
+ | === Оперный театр на иврите в Тель-Авиве === | ||
В сентябре 1923 г. Голинкин дирижировал оперой «Травиата», впервые исполненной на иврите коллективом «hа-опера hа-Эрец-Исреэлит» в Тель-Авиве, причем среди солистов не было приглашенных певцов. В том же году Голинкин дирижировал первым симфоническим концертом в Эрец-Исраэль. За 1923–27 гг. оперный театр под руководством Голинкина поставил более 15 спектаклей классического оперного репертуара. Голинкин был поборником исполнения опер на иврите (еще в Одессе [[Карни|И. Карни]] и [[Черниховский, Шаул|Ш. Черниховский]] перевели на иврит многие либретто). Спектакли давали в Тель-Авиве, [[Иерусалим|Иерусалиме]], [[Хайфа|Хайфе]], их посещали и евреи, и арабы, и англичане, за первые три года — более 150 тысяч человек. Для финансовой поддержки оперной труппы была создана Хеврат hа-опера hа-Эрец-Исреэлит (Компания оперы Эрец-Исраэль), в нее вошли [[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бялик]], с которым Голинкин дружил еще в Одессе, [[Дизенгоф, Меир|М. Дизенгоф]] и др. | В сентябре 1923 г. Голинкин дирижировал оперой «Травиата», впервые исполненной на иврите коллективом «hа-опера hа-Эрец-Исреэлит» в Тель-Авиве, причем среди солистов не было приглашенных певцов. В том же году Голинкин дирижировал первым симфоническим концертом в Эрец-Исраэль. За 1923–27 гг. оперный театр под руководством Голинкина поставил более 15 спектаклей классического оперного репертуара. Голинкин был поборником исполнения опер на иврите (еще в Одессе [[Карни|И. Карни]] и [[Черниховский, Шаул|Ш. Черниховский]] перевели на иврит многие либретто). Спектакли давали в Тель-Авиве, [[Иерусалим|Иерусалиме]], [[Хайфа|Хайфе]], их посещали и евреи, и арабы, и англичане, за первые три года — более 150 тысяч человек. Для финансовой поддержки оперной труппы была создана Хеврат hа-опера hа-Эрец-Исреэлит (Компания оперы Эрец-Исраэль), в нее вошли [[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бялик]], с которым Голинкин дружил еще в Одессе, [[Дизенгоф, Меир|М. Дизенгоф]] и др. | ||
+ | === Лрограмма развития театрального искусства в Эрец-Исраэль === | ||
В 1927 г. Голинкин выпустил написанную на иврите книгу «Хехал hа-омманут» («Храм искусств»), в которой излагал программу развития в Эрец-Исраэль драматического театра, оперы, балета, симфонической музыки и подводил итог четырехлетней работы израильской оперы. | В 1927 г. Голинкин выпустил написанную на иврите книгу «Хехал hа-омманут» («Храм искусств»), в которой излагал программу развития в Эрец-Исраэль драматического театра, оперы, балета, симфонической музыки и подводил итог четырехлетней работы израильской оперы. | ||
+ | === Сбор средств в США === | ||
В 1927–29 гг. Голинкин находился в США, где собирал средства на финансирование деятельности оперы и на строительство Храма искусств. Он встречался с филантропом Ф. М. Варбургом (см. [[Варбург, семья]]), скрипачом [[Хейфец, Яша|Я. Хейфецем]] (который впоследствии приехал с гастролями в Тель-Авив и пожертвовал выручку от концертов на культурные нужды города), с [[Цемах, Нахум Давид|Н. Цемахом]], [[Эйнштейн, Альберт|А. Эйнштейном]], [[Вейцман, Хаим|Х. Вейцманом]]. В 1928 г. Голинкин встретился в Нью-Йорке с Ф. Шаляпиным. В 1932 г. Шаляпин прислал Голинкину приглашение на должность главного дирижера Русской оперы, которую он намеревался открыть в Париже; на это приглашение, как и на приглашения из Советского Союза, Голинкин ответил отказом. | В 1927–29 гг. Голинкин находился в США, где собирал средства на финансирование деятельности оперы и на строительство Храма искусств. Он встречался с филантропом Ф. М. Варбургом (см. [[Варбург, семья]]), скрипачом [[Хейфец, Яша|Я. Хейфецем]] (который впоследствии приехал с гастролями в Тель-Авив и пожертвовал выручку от концертов на культурные нужды города), с [[Цемах, Нахум Давид|Н. Цемахом]], [[Эйнштейн, Альберт|А. Эйнштейном]], [[Вейцман, Хаим|Х. Вейцманом]]. В 1928 г. Голинкин встретился в Нью-Йорке с Ф. Шаляпиным. В 1932 г. Шаляпин прислал Голинкину приглашение на должность главного дирижера Русской оперы, которую он намеревался открыть в Париже; на это приглашение, как и на приглашения из Советского Союза, Голинкин ответил отказом. | ||
+ | === Создание Института музыкальных наук === | ||
Вернувшись в 1929 г. в Эрец-Исраэль, Голинкин возобновил некоторые оперные спектакли, а в 1930 г. создал художественный коллектив, с которым совершил концертное турне по стране. На собранные в Америке средства был создан Махон ле-мадэй музика (Институт музыкальных наук), просуществовавший с 1931 г. по 1933 г. Голинкин возглавлял институт, а также руководил отделениями оперы и симфонических концертов. Голинкин создал при институте симфонический оркестр, дирижировал исполнением Патетической симфонии П. Чайковского, музыкой из опер [[Вагнер, Вильгельм Рихард|В. Р. Вагнера]], проводил камерные вечера. | Вернувшись в 1929 г. в Эрец-Исраэль, Голинкин возобновил некоторые оперные спектакли, а в 1930 г. создал художественный коллектив, с которым совершил концертное турне по стране. На собранные в Америке средства был создан Махон ле-мадэй музика (Институт музыкальных наук), просуществовавший с 1931 г. по 1933 г. Голинкин возглавлял институт, а также руководил отделениями оперы и симфонических концертов. Голинкин создал при институте симфонический оркестр, дирижировал исполнением Патетической симфонии П. Чайковского, музыкой из опер [[Вагнер, Вильгельм Рихард|В. Р. Вагнера]], проводил камерные вечера. | ||
+ | |||
+ | === Развитие музыкальной жизни в стране === | ||
+ | |||
Летом 1940 г. Голинкин создал новую оперную труппу, поставил оперу «Жидовка» [[Халеви, Жак Франсуа Фроманталь Эли|Ж. Ф. Халеви]]. В 1948 г. Голинкин возобновил оперные спектакли. Политические события в стране ([[Война За Независимость|Война за независимость]], [[Синайская Кампания|Синайская кампания]]) отодвинули реализацию его планов. Однако Голинкин и в преклонном возрасте продолжал заботиться о развитии музыкальной жизни в стране. | Летом 1940 г. Голинкин создал новую оперную труппу, поставил оперу «Жидовка» [[Халеви, Жак Франсуа Фроманталь Эли|Ж. Ф. Халеви]]. В 1948 г. Голинкин возобновил оперные спектакли. Политические события в стране ([[Война За Независимость|Война за независимость]], [[Синайская Кампания|Синайская кампания]]) отодвинули реализацию его планов. Однако Голинкин и в преклонном возрасте продолжал заботиться о развитии музыкальной жизни в стране. | ||
{{ElevenCopyRight|11234|ГОЛИНКИН Мордехай}} | {{ElevenCopyRight|11234|ГОЛИНКИН Мордехай}} | ||
- | |||
- | |||
[[Категория:Музыка]] | [[Категория:Музыка]] |
Версия 16:58, 14 марта 2012
Источник: | ||||||||
|
Голинкин, Мордехай (Марк Маркович; 1875, колония Излучистая, Херсонская губерния, – 1963, Ришон-ле-Цион), дирижер, музыкальный деятель, основатель израильской оперы.
Биографические сведения
Отец Голинкина умер до рождения сына. Мать Голинкина в 1877 г. переехала в Екатеринослав (см. Днепропетровск), в 1879 г. поселилась в Херсоне. Голинкин получил традиционное еврейское образование, учился играть на фортепиано, пробовал сочинять музыку, показал свой религиозный распев на четыре голоса хаззану П. Минковскому и был принят в хор синагоги. В 1890 г. после краткого пребывания в Одессе уехал в Варшаву и поступил в консерваторию, учился по классу контрабаса, затем — по классу фортепиано. В 1896 г. окончил консерваторию (где был признан лучшим учеником по гармонии и композиции),
Твооческая деятельность
Работал в оперном театре в Ростове-на-Дону (суфлер и дирижер хора), затем — в Перми (второй дирижер оперного театра).
С 1896 г. по 1911 г. Голинкин дирижировал операми в Киеве, Харькове, Тифлисе, Казани, Саратове, гастролировал в Петербурге. В 1911 г. он переехал в Петербург и шесть лет был главным дирижером оперной труппы Народного дома (первой оперой, которой он дирижировал, были «Гугеноты» Дж. Мейербера). В 1911 г. Голинкин встретился с Ф. Шаляпиным на постановке оперы «Русалка». Оценив его высокий профессионализм, Шаляпин ходатайствовал перед дирекцией императорских театров о принятии Голинкина в Мариинский театр, но как иноверцу Голинкину было отказано, и Шаляпин посоветовал ему оставить Россию.
Идея создания оперного театра в Эрец-Исраэль
В эти годы Голинкин внимательно следил за еврейской прессой («Восход», «Рассвет» и др.), восхищался фельетонами В. Жаботинского, читал труды Л. Пинскера и Т. Герцля. В 1917 г. Голинкин написал статью «Хехал hа-омманут бе-Эрец-Исраэль» («Храм искусств в Эрец-Исраэль»), идея которой возникла еще в 1912 г. Голинкин писал, что возрождение Эрец-Исраэль невозможно, если рядом с Библией и науками не найдется достойного места для искусства, в том числе для оперного театра на иврите.
Сбор средств на строительство театра
Голинкин начал сбор средств на строительство оперного театра в Эрец-Исраэль, создал в Петрограде еврейский камерный ансамбль «Зимра», выступавший по всей России, доходы от его концертов шли в фонд строительства театра. В 1917 г. Голинкин обратился к Шаляпину, убеждая его поддержать идею оперы в Эрец-Исраэль. По совету М. Горького Шаляпин выступил на концерте «в пользу фонда образования театра в Палестине» в рамках Палестинской недели, организованной в апреле 1918 г. Петроградской сионистской организацией. Он пел «hа-Тикву» на иврите и песню на идиш И. Энгеля.
Переезд в Эрец-Исраэль
В 1918 г. Голинкин получил предложение занять пост главного дирижера Мариинского театра, но отказался и уехал в Одессу, откуда намеревался морем отправиться в Эрец-Исраэль. Однако он смог сделать это лишь в марте 1923 г., получив заграничный паспорт для гастрольной поездки.
Оперный театр на иврите в Тель-Авиве
В сентябре 1923 г. Голинкин дирижировал оперой «Травиата», впервые исполненной на иврите коллективом «hа-опера hа-Эрец-Исреэлит» в Тель-Авиве, причем среди солистов не было приглашенных певцов. В том же году Голинкин дирижировал первым симфоническим концертом в Эрец-Исраэль. За 1923–27 гг. оперный театр под руководством Голинкина поставил более 15 спектаклей классического оперного репертуара. Голинкин был поборником исполнения опер на иврите (еще в Одессе И. Карни и Ш. Черниховский перевели на иврит многие либретто). Спектакли давали в Тель-Авиве, Иерусалиме, Хайфе, их посещали и евреи, и арабы, и англичане, за первые три года — более 150 тысяч человек. Для финансовой поддержки оперной труппы была создана Хеврат hа-опера hа-Эрец-Исреэлит (Компания оперы Эрец-Исраэль), в нее вошли Х. Н. Бялик, с которым Голинкин дружил еще в Одессе, М. Дизенгоф и др.
Лрограмма развития театрального искусства в Эрец-Исраэль
В 1927 г. Голинкин выпустил написанную на иврите книгу «Хехал hа-омманут» («Храм искусств»), в которой излагал программу развития в Эрец-Исраэль драматического театра, оперы, балета, симфонической музыки и подводил итог четырехлетней работы израильской оперы.
Сбор средств в США
В 1927–29 гг. Голинкин находился в США, где собирал средства на финансирование деятельности оперы и на строительство Храма искусств. Он встречался с филантропом Ф. М. Варбургом (см. Варбург, семья), скрипачом Я. Хейфецем (который впоследствии приехал с гастролями в Тель-Авив и пожертвовал выручку от концертов на культурные нужды города), с Н. Цемахом, А. Эйнштейном, Х. Вейцманом. В 1928 г. Голинкин встретился в Нью-Йорке с Ф. Шаляпиным. В 1932 г. Шаляпин прислал Голинкину приглашение на должность главного дирижера Русской оперы, которую он намеревался открыть в Париже; на это приглашение, как и на приглашения из Советского Союза, Голинкин ответил отказом.
Создание Института музыкальных наук
Вернувшись в 1929 г. в Эрец-Исраэль, Голинкин возобновил некоторые оперные спектакли, а в 1930 г. создал художественный коллектив, с которым совершил концертное турне по стране. На собранные в Америке средства был создан Махон ле-мадэй музика (Институт музыкальных наук), просуществовавший с 1931 г. по 1933 г. Голинкин возглавлял институт, а также руководил отделениями оперы и симфонических концертов. Голинкин создал при институте симфонический оркестр, дирижировал исполнением Патетической симфонии П. Чайковского, музыкой из опер В. Р. Вагнера, проводил камерные вечера.
Развитие музыкальной жизни в стране
Летом 1940 г. Голинкин создал новую оперную труппу, поставил оперу «Жидовка» Ж. Ф. Халеви. В 1948 г. Голинкин возобновил оперные спектакли. Политические события в стране (Война за независимость, Синайская кампания) отодвинули реализацию его планов. Однако Голинкин и в преклонном возрасте продолжал заботиться о развитии музыкальной жизни в стране.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГОЛИНКИН Мордехай в ЭЕЭ