“hа-Поэл hа-Цаир” (рабочее движение)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Ха-По‘эл Ха-Ца‘ир (ЭЕЭ)» в «Hа-По‘эл hа-Ца‘ир (ЭЕЭ)»: Замена текста — «Ха-» на «hа-») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
(2 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{ElevenConsolidate|[[“hа-Поэл hа-Цаир” (сионистское рабочее движение)]]}} |
+ | {{Остатье\ЭЕЭ | ||
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= |
Текущая версия на 13:04, 4 марта 2012
Статья импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и (возможно) должна быть консолидирована с одной из нижеследующих, уже имеющихся статьей: “hа-Поэл hа-Цаир” (сионистское рабочее движение)
Источник: | ||||||||
|
hа-Поэл hа-Цаир (הַפּוֹעֵל הַצָּעִיר, `Молодой рабочий`; полное название Гистадрут hа-поалим hа-цеирим бе-Эрец-Исраэль, `Организация молодых рабочих в Эрец-Исраэль`), сионистская рабочая партия в Эрец-Исраэль (см. Сионизм), основанная членами второй алии осенью 1905 г. в Петах-Тикве; среди инициаторов ее создания был Ш. Цемах. hа-Поэл hа-цаир была первой рабочей партией, созданной в Эрец-Исраэль; движение считало, что условием для реализации идеала сионизма является завоевание всех сфер трудовой деятельности еврейскими рабочими.
Детально платформа hа-Поэл hа-цаир была сформулирована несколькими годами позже идеологом партии И. Ахароновичем, который был редактором газеты «hа-Поэл hа-цаир» (выходила в свет, за исключением периода Первой мировой войны, с 1907 г. по 1970 г.; газета внесла огромный вклад в развитие иврит литературы в Эрец-Исраэль; идеолог hа-Поэл hа-цаир А. Д. Гордон опубликовал в этой газете большинство своих статей; после создания Мапай в 1930 г. газета стала ее органом). Эта платформа выдвигала требование включения принципа еврейского труда в официальную программу сионистского движения, распространения идеи киббуш hа-авода (`завоевание труда`) среди еврейских земледельцев и наемных рабочих, воспитания еврейской молодежи в духе идеи киббуш hа-авода и оказания содействия и помощи рабочим в Эрец-Исраэль. hа-Поэл hа-цаир играл центральную роль в создании киббуцного и мошавного движений в стране (см. Киббуц, Мошав). В дискуссии о формах коллективного поселения hа-Поэл hа-цаир выступал за создание как киббуцов, так и мошавов.
С момента своего создания hа-Поэл hа-цаир выступал с критикой идеологии Поалей Цион, считая, что социалистическая платформа последнего и его призывы к классовой борьбе несовместимы с ситуацией в Эрец-Исраэль. Разногласия касались также отношения к языку идиш. В 1907 г. начал выходить печатный орган Поалей Цион на идиш — «Онфанг» (позднее стал печататься на иврите), который, среди прочего, выступал за использование языка идиш в странах рассеяния. Однако, несмотря на не прекращавшуюся полемику в печати, между двумя партиями существовало тесное сотрудничество почти во всех сферах практической деятельности.
Во время основания hа-Поэл hа-цаир принцип «завоевания труда» практически означал вытеснение арабских наемных рабочих еврейскими в мошавот (см. Мошава). Наряду с этим, в партии усиливались требования создания сельскохозяйственных поселений еврейских рабочих (см. И. Виткин) и распространения программы партии также на городских рабочих. Члены hа-Поэл hа-цаир были среди основателей Дгании — «матери всех квуцот» (см. Киббуц) и первого мошава — Нахалал. Члены hа-Поэл hа-цаир принимали активное участие в охране еврейских поселений, однако вне рамок hа-Шомер, созданного Поалей Цион.
Идеология hа-Поэл hа-цаир окончательно сформировалась после Первой мировой войны. Партия выступала с требованием создания в Эрец-Исраэль «еврейского большинства, весомого как в экономической, так и в культурной сферах», что могло быть достигнуто только с помощью постоянной алии.
В период второй алии действовало издательство hа-Поэл hа-цаир «Ла-ам», выпустившее в свет десятки научных брошюр в переводе на иврит. После Первой мировой войны hа-Поэл hа-цаир издавал (1919–21) общественно-литературный ежемесячник «Мабарот» (см. Мабара) под редакцией Я. Фихмана.
hа-Поэл hа-цаир принимал участие в Сионистских конгрессах (см. Сионистская организация), начиная с 8-го (1907), и поддерживал тесные связи с движениями Цеирей Цион и Гордония в странах рассеяния. На съезде в Праге (1920) была создана Всемирная организация hа-Поэл hа-цаир. Первым представителем рабочих Эрец-Исраэль в Исполнительном комитете всемирной Сионистской организации был член hа-Поэл hа-цаир И. Шпринцак (1921).
Движение приняло участие в создании Гистадрута, в котором оно вело идеологическую борьбу с составляющей фракцию большинства Ахдут hа-Авода, которую оно рассматривало как ответвление мирового движения Поалей Цион. В противоположность классовой идеологии Поалей Цион, hа-Поэл hа-цаир выдвинул концепцию «всенародного социализма», разработанную Х. Арлозоровым под влиянием идей Г. Ландауэра и М. Бубера (последний также был членом hа-Поэл hа-цаир и участвовал в Пражском съезде). Тем не менее на 22-й конференции hа-Поэл hа-цаир (1929) подавляющим большинством голосов было принято решение об объединении с Ахдут hа-Авода, и в следующем году оба движения создали единую партию — Мапай.
См. также Израильское рабочее движение.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья hа-ПОЭЛ hа-ЦАИР в ЭЕЭ