Неменова, Герта Михайловна

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Биография)
(Книжная иллюстрация (избранная))
 
(7 промежуточных версий не показаны.)
Строка 37: Строка 37:
== Биография ==
== Биография ==
-
Родилась в 1905 году в Берлине. Её отцом был известный учёный, [[еврей]]<ref>[http://www.rujen.ru/index.php/%D0%9D%D0%95%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%9E%D0%92_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 Статья о М. И. Неменове в Российской еврейской энциклопедии]</ref>, [[Неменов, Михаил Исаевич|Михаил Исаевич Неменов]] (1880—1950), в 1918 г. основавший  в Петрограде  Государственный  рентгенологический и радиологический институт  Институт  был основан при участии А. Ф. Иоффе и А.В. Луначарского. Брат художницы академик Леонид Михайлович Неменов (1905—1980) был известным физиком—атомщиком; в составе сотрудников И. В. Курчатова участвовал в создании первой советской термоядерной бомбы. Лауреат Сталинской премии 1953. Жила и работала в Ленинграде.
+
Родилась в 1905 году в Берлине. Её отцом был известный учёный, [[еврей]]<ref>[http://www.rujen.ru/index.php/%D0%9D%D0%95%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%9E%D0%92_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 Статья о М. И. Неменове в Российской еврейской энциклопедии]</ref>, [[Неменов, Михаил Исаевич|Михаил Исаевич Неменов]] (1880—1950), в 1918 г. основавший  в Петрограде  Государственный  рентгенологический и радиологический институт  Институт  был основан при участии А. Ф. Иоффе и А. В. Луначарского. Брат художницы академик Леонид Михайлович Неменов (1905—1980) был известным физиком—атомщиком; в составе сотрудников И. В. Курчатова участвовал в создании первой советской термоядерной бомбы. Лауреат Сталинской премии 1953. Жила и работала в Ленинграде.
-
В 1921 г. закончила [[ Плуталова улица |10-ю трудовую школу имени Л.Д. Лентовской на ул, Плуталова, 24]]. Училась в одном классе с поэтом [[Введенский, Александр Иванович (поэт)|А. И. Введенским ]]<ref>См. Александр Введенский. Гость на коне. СПб.: Вита Нова, 2011. С. 432-433.</ref>. В 1922—1923 входила в состав «Объединения новых течений в искусстве». В 1923 в возрасте 18 лет впервые принимала участие в «Выставке картин петроградских художников всех направлений. 1919-1923».<ref> Каталог выставки картин петроградских художников всех направлений. 1918—1923. Петроград, 1923. С. 37.</ref>
+
В 1921 г. закончила [[ Плуталова улица |10-ю трудовую школу имени Л. Д. Лентовской на ул, Плуталова, 24]]. Училась в одном классе с поэтом [[Введенский, Александр Иванович (поэт)|А. И. Введенским ]]<ref>См. Александр Введенский. Гость на коне. СПб.: Вита Нова, 2011. С. 432—433.</ref>. В 1922—1923 входила в состав «Объединения новых течений в искусстве». В 1923 в возрасте 18 лет впервые принимала участие в «Выставке картин петроградских художников всех направлений. 1919-1923».<ref> Каталог выставки картин петроградских художников всех направлений. 1918—1923. Петроград, 1923. С. 37.</ref>
С  1926 по 1929 г.г. училась во ВХУТЕИНе у [[Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич|К. С. Петрова-Водкина]] и Н. И. Альтмана.
С  1926 по 1929 г.г. училась во ВХУТЕИНе у [[Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич|К. С. Петрова-Водкина]] и Н. И. Альтмана.
-
В 1929 вступила в члены общества  [[Круг художников (общество)| «Круг художников»]]; участвовала в 3-ей выставки общества «Круг художников» в 1929 году. <ref> О-во «Круг Художников». III-я выставка картин и скульптуры. Ленинград. Русский музей. Круг Художников. 1929. С.9.</ref> Поддерживала творческие отношения c  художниками: Н. Д.Емельяновым, [[Русаков, Александр Иванович| А. И. Русаковым]], Т.И. Купервассер, [[Траугот, Георгий Николаевич |Г. Н. Трауготом]] и [[Янова, Вера Павловна|В. П.Яновой]].  
+
В 1929 вступила в члены общества  [[Круг художников (общество)| «Круг художников»]]; участвовала в 3-ей выставки общества «Круг художников» в 1929 году. <ref> О-во «Круг Художников». III-я выставка картин и скульптуры. Ленинград. Русский музей. Круг Художников. 1929. С.9.</ref> Поддерживала творческие отношения c  художниками: Н. Д. Емельяновым, [[Русаков, Александр Иванович| А. И. Русаковым]], Т. И. Купервассер, [[Траугот, Георгий Николаевич |Г. Н. Трауготом]] и [[Янова, Вера Павловна|В. П. Яновой]].  
-
Определяющим событием для творческой жизни художницы было её обучение во Франции. Благодаря высокому положению своего отца, в 1929—1930 году, по личной рекомендации [[Луначарский, Анатолий Васильевич| А. В. Луначарского]], Неменова была направлена на один год для продолжения художественного образования в Париж в сопровождении М.П.Кристи, директора Третьяковской галереи. Неменова является единственной ученицей [[ Леже, Фернан|Фернана Леже]], работавшей в России. В течении пяти месяцев училась в Academie Moderne у Фернана Леже, бывшего тогда исключительно известным; получила в его мастерской диплом. В 1930 году участвовала в Осеннем Салоне и в выставке «Сверхнезависимых». В Париже познакомилась  с русскими художниками — эмигрантами — А.Бенуа, [[ Чехонин, Сергей Сергей Васильевич|С. Чехониным]], но прежде всего – с Н. Гончаровой и М. Ларионовым; по их протекции познакомилась с А. Марке и П. Пикассо. Определённое влияние М. Ларионова на свою живопись последующего времени Г. М. Неменова неоднократно отмечала.<ref> Наталья Гончарова. Михаил Ларионов. Воспоминания современников. Москва. Галарт. 1995.</ref>
+
Определяющим событием для творческой жизни художницы было её обучение во Франции. Благодаря высокому положению своего отца, в 1929—1930 году, по личной рекомендации [[Луначарский, Анатолий Васильевич|А. В. Луначарского]], Неменова была направлена на один год для продолжения художественного образования в Париж в сопровождении М.П.Кристи, директора Третьяковской галереи. Неменова является единственной ученицей [[ Леже, Фернан|Фернана Леже]], работавшей в России. В течении пяти месяцев училась в Academie Moderne у Фернана Леже, бывшего тогда исключительно известным; получила в его мастерской диплом. В 1930 году участвовала в Осеннем Салоне и в выставке «Сверхнезависимых». В Париже познакомилась  с русскими художниками — эмигрантами — А. Бенуа, [[ Чехонин, Сергей Сергей Васильевич|С. Чехониным]], но прежде всего – с Н. Гончаровой и М. Ларионовым; по их протекции познакомилась с А. Марке и П. Пикассо. Определённое влияние М. Ларионова на свою живопись последующего времени Г. М. Неменова неоднократно отмечала.<ref> Наталья Гончарова. Михаил Ларионов. Воспоминания современников. Москва. Галарт. 1995.</ref>
-
В 1930—1940-е гг. была женой художника В. И. Курдова.<ref>Курдов Валентин Иванович (1905-1989), живописец, книжный график. См. Курдов В. И. Памятные дни и годы. — СПб., 1994.</ref>
+
В 1930—1940-е г.г. была женой художника В. И. Курдова.<ref>Курдов Валентин Иванович (1905-1989), живописец, книжный график. См. Курдов В. И. Памятные дни и годы. — СПб., 1994.</ref>
В 1932 г. вступила в члены Союза художников РФ. С 1936 г начала постоянно работать в печатной графике; работала в  Литографской Экспериментальной графической мастерской при ЛОСХ.
В 1932 г. вступила в члены Союза художников РФ. С 1936 г начала постоянно работать в печатной графике; работала в  Литографской Экспериментальной графической мастерской при ЛОСХ.
-
В  1941 г. эвакуировалась из блокадного Ленинграда в Казань. Работала художником-оформителем в Казанском драматическом театре. Оформила спектакли по пьесе Карло Гольдони «Слуга двух господ» и «Горячее сердце» по роману Н. Островского. В 1944 г. вернулась в Ленинград.  
+
В  1941 г. эвакуировалась из блокадного Ленинграда в Казань. Работала художником-оформителем в Казанском драматическом театре. Оформила спектакли по пьесе Карло Гольдони «Слуга двух господ» и «Горячее сердце» по роману Н. Островского. В 1944 г. вернулась в Ленинград.  
В  1940-е гг. познакомилась с [[ Ахматова, Анна Андреевна|Анной Ахматовой]]; впоследствии, в период с 1957 по 1965 г.г. сделала ряд  её портретных зарисовок.<ref>См. В ста зеркалах. Анна Ахматова в портретах современников. Москва. 2005. С.154—157.</ref>
В  1940-е гг. познакомилась с [[ Ахматова, Анна Андреевна|Анной Ахматовой]]; впоследствии, в период с 1957 по 1965 г.г. сделала ряд  её портретных зарисовок.<ref>См. В ста зеркалах. Анна Ахматова в портретах современников. Москва. 2005. С.154—157.</ref>
-
В 1970-е г.г. Г. М. Неменова поддерживала отношения с художниками и поэтами, принадлежавшими т. н. ленинградской альтернативной культуре. Среди них были [[Хвостенко, Алексей Львович| А.Хвостенко]], Л. Богданов, [[Эрль, Владимир Ибрагимович|В.Эрль]], [[ Михнов-Войтенко, Евгений Григорьевич| Е.Михнов-Войтенко]], [[Кривулин, Виктор Борисович|  В.Кривулин]], [[Кузьминский, Константин Константинович| К.Кузьминский]], Р. Гудзенко, Л. Каценельсон. Молодых художников привлекали к Неменовой её образованность и строгая критика их работ.  
+
В 1970-е г.г. Г. М. Неменова поддерживала отношения с художниками и поэтами, принадлежавшими т. н. ленинградской альтернативной культуре. Среди них были [[Хвостенко, Алексей Львович| А. Хвостенко]], Л. Богданов, [[Эрль, Владимир Ибрагимович|В. Эрль]], [[ Михнов-Войтенко, Евгений Григорьевич| Е. Михнов-Войтенко]], [[Кривулин, Виктор Борисович|  В. Кривулин]], [[Кузьминский, Константин Константинович| К. Кузьминский]], Р. Гудзенко, Л. Каценельсон. Молодых художников привлекали к Неменовой её образованность и строгая критика их работ.  
В 1961 г. участвовала в выставке в Grosvenor Gallery в Лондоне.
В 1961 г. участвовала в выставке в Grosvenor Gallery в Лондоне.
Строка 71: Строка 71:
== Книжная иллюстрация (избранная) ==
== Книжная иллюстрация (избранная) ==
-
* Аббат Прево. Манон Леско. Перевод Петровского М.А., под ред. Кржевского. М.-Л. Государственное изд-во Художественная литература. 1936 г. Рисунки Г. М. Неменовой. Переплет и титул В. Д. Двораковского.
+
* Аббат Прево. Манон Леско. Перевод Петровского М. А., под ред. Кржевского. М.-Л. Государственное изд-во Художественная литература. 1936 г. Рисунки Г. М. Неменовой. Переплет и титул В. Д. Двораковского.
-
* Олдингтон  Р. Истинный рай. Л., Художественная литература. 1939. Пер. с англ. М. Е. Абкиной. Предисл. О. Немировской. Рисунки Г. Неменовой
+
* Олдингтон  Р. Истинный рай. Л., Художественная литература. 1939. Пер. с англ. М. Е. Абкиной. Предисл. О. Немировской. Рисунки Г. Неменовой.
== Источники ==
== Источники ==
Строка 92: Строка 92:
<!--- Категории --->
<!--- Категории --->
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 +
[[Категория:Художники по алфавиту]]
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}

Текущая версия на 13:39, 3 марта 2012

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии
Неменова, Герта Михайловна
Род деятельности:

художник, график

Дата рождения:

16 октября 1905(1905-10-16)

Место рождения:

Берлин

Гражданство:

Россия Россия

Дата смерти:

1986 год(1986)

Место смерти:

Санкт-Петербург

Неменова, Герта Михайловна (1905, Берлин — 1986, Ленинград) — русский художник, живописец, график.Представитель ленинградской школы живописи, член общества «Круг художников».

Содержание

Биография

Родилась в 1905 году в Берлине. Её отцом был известный учёный, еврей[1], Михаил Исаевич Неменов (1880—1950), в 1918 г. основавший в Петрограде Государственный рентгенологический и радиологический институт Институт был основан при участии А. Ф. Иоффе и А. В. Луначарского. Брат художницы академик Леонид Михайлович Неменов (1905—1980) был известным физиком—атомщиком; в составе сотрудников И. В. Курчатова участвовал в создании первой советской термоядерной бомбы. Лауреат Сталинской премии 1953. Жила и работала в Ленинграде.

В 1921 г. закончила 10-ю трудовую школу имени Л. Д. Лентовской на ул, Плуталова, 24. Училась в одном классе с поэтом А. И. Введенским [2]. В 1922—1923 входила в состав «Объединения новых течений в искусстве». В 1923 в возрасте 18 лет впервые принимала участие в «Выставке картин петроградских художников всех направлений. 1919-1923».[3]

С 1926 по 1929 г.г. училась во ВХУТЕИНе у К. С. Петрова-Водкина и Н. И. Альтмана.

В 1929 вступила в члены общества «Круг художников»; участвовала в 3-ей выставки общества «Круг художников» в 1929 году. [4] Поддерживала творческие отношения c художниками: Н. Д. Емельяновым, А. И. Русаковым, Т. И. Купервассер, Г. Н. Трауготом и В. П. Яновой.

Определяющим событием для творческой жизни художницы было её обучение во Франции. Благодаря высокому положению своего отца, в 1929—1930 году, по личной рекомендации А. В. Луначарского, Неменова была направлена на один год для продолжения художественного образования в Париж в сопровождении М.П.Кристи, директора Третьяковской галереи. Неменова является единственной ученицей Фернана Леже, работавшей в России. В течении пяти месяцев училась в Academie Moderne у Фернана Леже, бывшего тогда исключительно известным; получила в его мастерской диплом. В 1930 году участвовала в Осеннем Салоне и в выставке «Сверхнезависимых». В Париже познакомилась с русскими художниками — эмигрантами — А. Бенуа, С. Чехониным, но прежде всего – с Н. Гончаровой и М. Ларионовым; по их протекции познакомилась с А. Марке и П. Пикассо. Определённое влияние М. Ларионова на свою живопись последующего времени Г. М. Неменова неоднократно отмечала.[5]

В 1930—1940-е г.г. была женой художника В. И. Курдова.[6]

В 1932 г. вступила в члены Союза художников РФ. С 1936 г начала постоянно работать в печатной графике; работала в Литографской Экспериментальной графической мастерской при ЛОСХ.

В 1941 г. эвакуировалась из блокадного Ленинграда в Казань. Работала художником-оформителем в Казанском драматическом театре. Оформила спектакли по пьесе Карло Гольдони «Слуга двух господ» и «Горячее сердце» по роману Н. Островского. В 1944 г. вернулась в Ленинград.

В 1940-е гг. познакомилась с Анной Ахматовой; впоследствии, в период с 1957 по 1965 г.г. сделала ряд её портретных зарисовок.[7]

В 1970-е г.г. Г. М. Неменова поддерживала отношения с художниками и поэтами, принадлежавшими т. н. ленинградской альтернативной культуре. Среди них были А. Хвостенко, Л. Богданов, В. Эрль, Е. Михнов-Войтенко, В. Кривулин, К. Кузьминский, Р. Гудзенко, Л. Каценельсон. Молодых художников привлекали к Неменовой её образованность и строгая критика их работ.

В 1961 г. участвовала в выставке в Grosvenor Gallery в Лондоне.

Ретроспективная посмертная выставка живописи Г. М. Неменовой прошла в музее Анны Ахматовой, СПб, 1993 г.[8]

Творчество

С середины 1920-х Г. М. Неменова, преимущественно, писала маслом; в послевоенный период не выставляла свою живопись и показывала её только друзьям. Но главным качеством художницы являлся её рисунок. Графика, в том числе литографированная, была для неё самостоятельным искусством. Острый творческий почерк Неменовой легко узнаваем, по своей несколько резкой графичной выразительности, иногда доходящей до гротеска. [9]

В 1950-70-е годы художницей созданы ряд графических и литографированных серий: городские пейзажи; театральная серия; цирковая серия. В 1972—1979 годах сделала ряд литографий (неизданных) к роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Наиболее известна серия портретов писателей и артистов: Марсель Пруст, Казимир Малевич, Борис Пастернак, Николай Гоголь, Фёдор Достоевский, Франц Кафка, Александр Блок, Александр Грин, Марсель Марсо и Чарли Чаплин, Дмитрий Шостакович и Борис Тищенко. Делала она портреты и по своим эскизам более раннего времени (Фернан Леже, Михаил Ларионов). Портретная работа Г. М. Неменовой охватывала значительно более широкий круг: её моделями были знакомые художники, друзья и множество других лиц. Все её натурные портретные рисунки отличались большим сходством.

Произведения Герты Неменовой хранятся в собраниях МОМА (Музей Современного Искусства в Нью-Йорке), Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской Галереи, в Музее Анны Ахматовой, СПб, в других государственных и в частных коллекциях в Англии, Франции, Германии и США.

Книжная иллюстрация (избранная)

  • Аббат Прево. Манон Леско. Перевод Петровского М. А., под ред. Кржевского. М.-Л. Государственное изд-во Художественная литература. 1936 г. Рисунки Г. М. Неменовой. Переплет и титул В. Д. Двораковского.
  • Олдингтон Р. Истинный рай. Л., Художественная литература. 1939. Пер. с англ. М. Е. Абкиной. Предисл. О. Немировской. Рисунки Г. Неменовой.

Источники

  • Выставка ленинградских художников: акварель, рисунок, графика. Киев. ЛССХ. ЛТХ. Ленинградский горком графики и книги. 1938. C.12.
  • Выставка автолитографий ленинградских художников. Каталог. Ленинград. ЛССХ и ЛЕНИЗО. 1939. С.7.
  • Выставка произведений ленинградских художников: живопись, скульптура, графика, театрально-декорационная живопись. Ленинград. Ленинградское отделение художественного фонда. ЛОСХ. 1948. С.30.
  • Боровский А. Д. и др. Неизвестный довоенный Ленинград: живопись и графика. Каталог выставки. Москва. 2004.
  • Герта Неменова. Автолитографии 1930—1970-х г.г. Москва. 2007.
  • Русаков Александр Исаакович. М., 2008. С.34—36.
  • Ленинградская станковая графика. Довоенный период [до 1941 г.]. Каталог. Москва. 2009. С.172—173.

Примечания

  1. Статья о М. И. Неменове в Российской еврейской энциклопедии
  2. См. Александр Введенский. Гость на коне. СПб.: Вита Нова, 2011. С. 432—433.
  3. Каталог выставки картин петроградских художников всех направлений. 1918—1923. Петроград, 1923. С. 37.
  4. О-во «Круг Художников». III-я выставка картин и скульптуры. Ленинград. Русский музей. Круг Художников. 1929. С.9.
  5. Наталья Гончарова. Михаил Ларионов. Воспоминания современников. Москва. Галарт. 1995.
  6. Курдов Валентин Иванович (1905-1989), живописец, книжный график. См. Курдов В. И. Памятные дни и годы. — СПб., 1994.
  7. См. В ста зеркалах. Анна Ахматова в портретах современников. Москва. 2005. С.154—157.
  8. Герта Неменова. Каталог выставки. Санкт-Петербург. 1993. Вст. статья Ю. А. Русакова.
  9. Герта Неменова в воспоминаниях В. Г. Траугота, В. Эрля, К. Кузьминского. В сб. Герои ленинградской культуры. СПб., 2005. C.113.

Ссылки

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация