Аггада (часть Устного Закона) (ЭЕЭ)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|КАЧЕСТВО=
|УРОВЕНЬ=
|НАЗВАНИЕ=
|ПОДЗАГОЛОВОК=
|…») |
Vshach (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Аггада (ЭЕЭ)» в «Аггада (часть Устного Закона) (ЭЕЭ)») |
Версия 08:45, 2 марта 2012
Источник: | ||||||||
|
Аггада (אַגָּדָה, или Хаггада, הַגָּדָה, `повествование`), часть Устного Закона, не входящая в Галаху, то есть не имеющая характера религиозно-юридической регламентации. Аггада включает притчи, легенды, сентенции, проповеди, поэтические гимны народу Израиля и Святой земле, философско-теологические рассуждения и т. п. В Мишне аггадический материал содержится в сравнительно небольших количествах и обычно находится в конце трактатов или в конце изложения взглядов какого-либо религиозного авторитета. В Гемаре Иерусалимского Талмуда аггадический материал занимает около трети текста, а в Гемаре Вавилонского Талмуда — около четверти текста. В гемарах аггадический материал также преимущественно находится на стыках разделов галахического характера. Основным создателем Аггады явилось еврейство Эрец-Исраэль во времена Второго храма и вплоть до конца талмудического периода. Аггадический материал, содержащийся в Гемаре Вавилонского Талмуда, также является преимущественно палестинским по происхождению. Таково же происхождение аггадического материала во всех старейших мидрашах. Являясь продуктом творчества многих поколений, Аггада в значительной части своей опирается на Библию. Многие повествовательные фрагменты, входящие в Аггаду, представляют собой запись народных преданий, связанных с библейскими персонажами. События, о которых рассказывается в Библии, часто служат в Аггаде ядром нового развернутого повествования. Персонажи, которым в Библии уделено сравнительно мало места и внимания, иногда становятся центральными героями рассказов Аггады. Существовала длительная традиция Аггады до того, как аггадический материал подвергся фиксации, и часть Аггады была собрана в книгах, которые особо упоминаются в Талмуде (ТИ., Кил. 32б; Санх. 57б; Тм. 14б и т. п.). Среди законоучителей талмудических времен одним из наиболее выдающихся знатоков Аггады был Иоханан бар Наппаха, говоривший, что он знает всю Аггаду, за исключением той, которая связана с Притчей Соломоновых книгой и с Экклесиастом (ТИ., Хор. 48б). Аггада не содержит четко выработанных предписаний, исполнение которых считается обязательным, и религиозные авторитеты уже талмудического периода не считали ее столь же нормативной, как Галаху. Некоторые части Аггады являются древнейшими источниками еврейского мистицизма, особенно аггадические материалы, связанные с развитием еврейской эсхатологии. Многие фрагменты Аггады имеют характер острой полемики с саддукеями, гностиками, христианами. Многие притчи и легенды Аггады содержат сюжеты и мотивы, широко бытующие в мировом фольклоре. Контакты между евреями и другими народами в длительный период, в течение которого создавалась Аггада, привели к ощутимому влиянию на нее концепций и взглядов этих народов, и прежде всего к влиянию разных школ греческой философии (платоники, стоики, пифагорейцы) и культуры ближневосточного эллинизма. Наиболее существенный вклад в изучение Аггады внесли В. Бахер (1850–1913) и Л. Гинцберг. Широкую популярность получил свод Аггады, выполненный Х. Н. Бяликом и И. Х. Равницким, «Сефер hа-аггада» (в русском переводе «Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей в 4-х частях. Авторизованный перевод с введением С. Фруга», Одесса, 1910–1919, вышли лишь две части; переиздания: Берлин (1922), Иерусалим (1972).