Хол hа-Моэд (полупраздничные дни)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
м (переименовал «Хол Ха-Мо‘эд (ЭЕЭ)» в «Хол hа-Мо‘эд (ЭЕЭ)»: Замена текста — «Ха-» на «hа-»)

Версия 17:10, 1 марта 2012


Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Хол hа-Моэд (חֹל [חוֹל] הַמּוֹעֵד, буквально `будни праздника`), дни в Песах и Суккот, не обладающие статусом праздника, но и не будни.

Библия не употребляет термин хол hа-моэд, однако в Пятикнижии (Лев. 23:35–37, Чис. 28:17, 18, 29:12) говорится о том, что хотя праздники Песах и Суккот должны продолжаться семь дней, только первый и последний из семи дней Песаха, а также первый день Суккот и день Шмини Ацерет, следующий за семью днями Суккот, определяются как микра’эй кодеш (`речения святые`); только в эти дни, как в субботу, предписывается не совершать созидательного труда (мелаха), а в хол hа-моэд нет запрета на труд. В течение этих семи дней предписано совершать добавочное жертвоприношениемусаф.

Только в Талмуде промежуточные дни праздника Песах и Суккот получили название хулло шел моэд, или просто моэд. В Устном Законе обязательные установления микр’аэй кодеш были распространены на хол hа-моэд: было постановлено и в эти дни избегать созидательного труда, но, в отличие от праздников и субботы, только некоторых его видов. Какой вид труда можно совершать в хол hа-моэд, определяет принцип: «Всякое дело, которому потерянным быть [если не совершить работу], можно делать в хол hа-моэд, а то, которому не быть потерянным, не делают в хол hа-моэд» (Тос., МК. 1:11). Талмуд (МК. 12б) рассказывает о том, как совершали жатву в хол hа-моэд на полях рава Хуны. Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в хол hа-моэд разрешено делать любую работу для нужд праздника, однако некоторые мудрецы придерживались иного мнения и вводили всяческие ограничения (МК. 13б).

В Устном Законе на хол hа-моэд распространяется установление: «Радуйся в праздники твои» (Втор. 16:14). Принято в эти дни носить праздничную одежду, проводить время за праздничными трапезами, посещать друзей и т. д. В мидраше Псикта де-рав Кахана написано: «Дал Ты праздники народу Израиля, и вот они едят, и пьют, и радуются, и приходят в синагоги и в бет-мидраши и умножают молитвы и жертвоприношения», а как антитеза еврейскому празднику представлено было праздничное времяпрепровождение римлян. Однако, по-видимому, благостный характер хол hа-моэд не всегда сохранялся. Так, один из амораев сетовал: «Был дан хол hа-моэд для еды и питья и изучения Торы, а эти едят, пьют и бесчинствуют» (ТИ., МК. 2:3; 80а). Согласно Мишне (МК. 1:3), в хол hа-моэд не заключают брачных союзов (см. Брак). В Талмуде этот обычай объясняют тем, что не следует смешивать две радости разной природы. Согласно другому мнению, свадьба — слишком хлопотная затея для дней хол hа-моэд. Хол hа-моэд посвящены трактаты Моэд Катан Мишны, Тосефты и Талмуда.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХОЛ hа-МОЭД в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация