Социалистический сионизм
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
94.51.5.223 (Обсуждение | вклад) |
Architect (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «Ха-» на «hа-») |
||
(12 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 4 | ||
+ | | АВТОР1 = | ||
+ | | АВТОР2 = | ||
+ | | АВТОР3 = | ||
+ | | СУПЕРВАЙЗЕР = | ||
+ | | ПРОЕКТ = | ||
+ | | ПОДТЕМА = | ||
+ | | КАЧЕСТВО = | ||
+ | | УРОВЕНЬ = | ||
+ | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
+ | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
+ | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
+ | }} | ||
{{main|Сионизм}} | {{main|Сионизм}} | ||
{{также|Киббуц}} | {{также|Киббуц}} | ||
'''Движение социалистического сионизма''', доминировавшее с момента своего возникновения вплоть до конца [[1970-е|1970-х годов]], полагало, что экономика еврейского государства должна строиться на принципах [[социализм]]а. К этому направлению можно условно отнести и «предтеч и основателей» сионизма [[Гесс, Мозес|Мозеса Гесса]] и [[Герцль, Теодор|Теодора Герцля]]. | '''Движение социалистического сионизма''', доминировавшее с момента своего возникновения вплоть до конца [[1970-е|1970-х годов]], полагало, что экономика еврейского государства должна строиться на принципах [[социализм]]а. К этому направлению можно условно отнести и «предтеч и основателей» сионизма [[Гесс, Мозес|Мозеса Гесса]] и [[Герцль, Теодор|Теодора Герцля]]. | ||
- | Основателем этого идеологического направления считается [[Сыркин, Нахман|Нахман Сыркин]], развивший идеи М. Гесса в статье «Еврейский вопрос и еврейское социалистическое государство» (1898), в которой доказывал, что сионистское движение сможет добиться успеха лишь в том случае, если еврейское государство будет «''основано на справедливости, разумном планировании и социальной солидарности''».<ref name="KE_Zionism" /> Подобные взгляды исповедовали в диаспоре Цеирей Цион, в Эрец-Исраэль — члены [[ | + | Основателем этого идеологического направления считается [[Сыркин, Нахман|Нахман Сыркин]], развивший идеи М. Гесса в статье «Еврейский вопрос и еврейское социалистическое государство» (1898), в которой доказывал, что сионистское движение сможет добиться успеха лишь в том случае, если еврейское государство будет «''основано на справедливости, разумном планировании и социальной солидарности''».<ref name="KE_Zionism" /> Подобные взгляды исповедовали в диаспоре Цеирей Цион, в Эрец-Исраэль — члены [[hа-Поэл hа-цаир]], видевшие в возвращении евреев в Эрец-Исраэль и их переходе к производительному труду прежде всего средства нравственного самосовершенствования народа и отдельных его представителей. Эти взгляды нашли отражение в работах [[Гордон, Аарон Давид|А. Д. Гордона]]. |
- | [[Изображение:Ber Borochov.jpg|thumb|right|150|Бер | + | [[Изображение:Ber Borochov.jpg|thumb|right|150|[[Борохов, Бер|Бер Борохов]] — основоположник социалистического сионистского движения]] |
- | Другой теоретик социалистического сионизма, [[Борохов, Бер|Бер Борохов]], пытался построить концепцию еврейского национального движения, основанного на марксистском историческом материализме. В отличие от Н. Сыркина, учение которого носило этико-утопический характер, Б. Борохов полагал, что «''нормализация социальной структуры еврейского народа в результате переселения большей его части в Эрец-Исраэль создаст отсутствующие в диаспоре условия для развития классовой борьбы, итогом которой и станет возникновение независимого или автономного социалистического еврейского государства''».<ref name="KE_Zionism">{{ЭЕЭ|13819|Сионизм}}</ref> Идеями Б. Борохова руководствовались участники движения [[Поалей Цион]]. | + | Другой теоретик социалистического сионизма, [[Борохов, Бер|Бер Борохов]], пытался построить концепцию еврейского национального движения, основанного на марксистском историческом материализме. В отличие от Н. Сыркина, учение которого носило этико-утопический характер, [[Борохов, Бер|Б. Борохов]] полагал, что «''нормализация социальной структуры еврейского народа в результате переселения большей его части в Эрец-Исраэль создаст отсутствующие в диаспоре условия для развития классовой борьбы, итогом которой и станет возникновение независимого или автономного социалистического еврейского государства''».<ref name="KE_Zionism">{{ЭЕЭ|13819|Сионизм}}</ref> Идеями [[Борохов, Бер|Б. Борохова]] руководствовались участники движения [[Поалей Цион]]. |
Во время [[Революция 1905 года|революции 1905 года]] социалисты-сионисты участвовали в работе Советов. После октябрьской революции левое крыло партии Поалей Цион перешло на позиции [[ВКП(б)]]. В [[СССР]] партия прекратила существование в 1928. | Во время [[Революция 1905 года|революции 1905 года]] социалисты-сионисты участвовали в работе Советов. После октябрьской революции левое крыло партии Поалей Цион перешло на позиции [[ВКП(б)]]. В [[СССР]] партия прекратила существование в 1928. | ||
Строка 26: | Строка 39: | ||
[[Категория:Сионизм]] | [[Категория:Сионизм]] | ||
- | + | ||
[[ca:Sionisme socialista]] | [[ca:Sionisme socialista]] | ||
Строка 36: | Строка 49: | ||
[[pl:Syjonizm socjalistyczny]] | [[pl:Syjonizm socjalistyczny]] | ||
[[pt:Sionismo trabalhista]] | [[pt:Sionismo trabalhista]] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | {{WikiCopyRight}} | ||
+ | |||
+ | {{checked_final}} |
Текущая версия на 17:04, 1 марта 2012
Текст унаследован из Википедии | |
Движение социалистического сионизма, доминировавшее с момента своего возникновения вплоть до конца 1970-х годов, полагало, что экономика еврейского государства должна строиться на принципах социализма. К этому направлению можно условно отнести и «предтеч и основателей» сионизма Мозеса Гесса и Теодора Герцля.
Основателем этого идеологического направления считается Нахман Сыркин, развивший идеи М. Гесса в статье «Еврейский вопрос и еврейское социалистическое государство» (1898), в которой доказывал, что сионистское движение сможет добиться успеха лишь в том случае, если еврейское государство будет «основано на справедливости, разумном планировании и социальной солидарности».[1] Подобные взгляды исповедовали в диаспоре Цеирей Цион, в Эрец-Исраэль — члены hа-Поэл hа-цаир, видевшие в возвращении евреев в Эрец-Исраэль и их переходе к производительному труду прежде всего средства нравственного самосовершенствования народа и отдельных его представителей. Эти взгляды нашли отражение в работах А. Д. Гордона.
Другой теоретик социалистического сионизма, Бер Борохов, пытался построить концепцию еврейского национального движения, основанного на марксистском историческом материализме. В отличие от Н. Сыркина, учение которого носило этико-утопический характер, Б. Борохов полагал, что «нормализация социальной структуры еврейского народа в результате переселения большей его части в Эрец-Исраэль создаст отсутствующие в диаспоре условия для развития классовой борьбы, итогом которой и станет возникновение независимого или автономного социалистического еврейского государства».[1] Идеями Б. Борохова руководствовались участники движения Поалей Цион.
Во время революции 1905 года социалисты-сионисты участвовали в работе Советов. После октябрьской революции левое крыло партии Поалей Цион перешло на позиции ВКП(б). В СССР партия прекратила существование в 1928.
Сторонники социалистического сионизма составили ядро второй и третьей алии; из их рядов вышли почти все лидеры ишува 1920-40-х гг., многие основатели Государства Израиль и его первые руководители. Основные принципы социалистического сионизма - "еврейский труд на еврейской земле", земля Израиля - достояние еврейского народа. Форсированное воплощение этого лозунга привело к массовому увольнению арабов с промышленных и сельскохозяйственных предприятий и к первым крупным еврейско-арабским вооруженным столкновениям в 1920-1922 годах. С ещё большей силой конфликт разгорелся в 1936-1939 годах в связи с массовой репатриацией из предвоенной Европы.
Партия «МАПАЙ» (позже «Авода», потом «Исраэль Ахат»), возглавлявшаяся Бен-Гурионом и бывшая главным выразителем этой идеологии, с течением времени потеряла популярность и сама в значительной степени отошла от социалистической идеологии. Тем не менее, пережитки социализма (такие как киббуцы, государственный контроль над экономикой и важная роль профсоюзов) сохраняются в Израиле до настоящего времени.
Одной из ведущих социалистических партий в Израиле являлась партия МАПАМ (Объединённая рабочая партия), пытавшаяся объединить марксизм-ленинизм и коммунистические идеи с идеологией сионизма. Позже эта партия вошла в блок «Мерец-Яхад».
Примечания
Источники
- Краткая еврейская энциклопедия, Изд. О-ва по исследованию еврейских общин. Иерусалим: 1976—2005.
|
||
---|---|---|
Идеологии |
Общий • Социалистический • Ревизионистский • Реформистский • Религиозный • Культурный • Федеративный • Антисионизм • Постсионизм • Неосионизм • Христианский • Мусульманский • |
|
Организации |
Ховевей Цион • Всемирный еврейский конгресс • Всемирная сионистская организация • Гистадрут • Еврейский национальный фонд • Еврейское агентство • Ваад Леуми • Сионистская организация Америки • Религиозные сионисты Америки • Антидиффамационная лига • ВИЦО • Сионистский форум • Бейтар • Еврейское движение сопротивления • Хагана • Иргун • Лехи • Пальмах • Поалей Цион • Авода • Ликуд • Херут • Бней Акива • Гуш Эмуним • Ха-шомер ха-цаир • Ха-ноар ха-овед ве-ха-ломед |
|
Прочее |
История (сионизма • Израиля • Палестины) • Хронология сионизма • Список сионистских деятелей • Конфликты (арабо-израильский • палестино-израильский) • Сион • Земля Израиля • Иерусалим • Ишув • Израиль • Закон о возвращении • Алия • Территориализм • Харедим и сионизм • Еврейская эмансипация • Хома у-мигдал • Израильские поселения • |
ca:Sionisme socialista cs:Dělnický sionismuspl:Syjonizm socjalistyczny pt:Sionismo trabalhista
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.