|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{IsFromWiki}}
| |
- | {{значения|Потоп (значения)}}
| |
- | [[Файл:The Deluge after restoration.jpg|thumb|450px|||Всемирный потоп. Фреска в [[Сикстинская капелла|Сикстинской капелле]], [[Микеланджело]]]]
| |
- | '''Всеми́рный пото́п''' (в [[Библия|Библии]] {{lang-he|הַמַּבּוּל}}, ''ха-мабу́ль'') — страшная катастрофа, описанная в ряде [[религия|религий]], представлявшая собой широкомасштабное [[наводнение]], которое, согласно религиям, было карой [[Бог]]а или богов за [[человечество|человеческие]] [[грех]]и.
| |
| | | |
- | == Сказания о Всемирном потопе ==
| |
- |
| |
- | Согласно исследованиям [[Фрэзер, Джеймс Джордж|Дж. Дж. Фрэзера]], обнаружены следы сказания в [[Вавилония|Вавилонии]], [[Палестина|Палестине]], [[Сирия|Сирии]], [[Фригия|Фригии]], [[Индия|Индии]], [[Бирма|Бирме]], [[Вьетнам]]е, на многих островах [[Индонезия|Индонезии]], [[Филиппины|Филиппин]], [[Андаманские острова|Андаманских островах]], [[Тайвань (остров)|Тайване]], [[Полуостров Камчатка|Камчатке]], [[Новая Гвинея|Новой Гвинее]], [[Австралия|Австралии]], островах [[Меланезия|Меланезии]], [[Микронезия|Микронезии]] и [[Полинезия|Полинезии]], среди множества индейских племён от [[Огненная Земля|Огненной Земли]] до [[Аляска|Аляски]] (учтена почти сотня версий). Однако такие сказания практически отсутствуют в [[Африка|Африке]] (кроме занесённых европейскими миссионерами), [[Восточная Азия|Восточной]], [[Центральная Азия|Центральной]] и [[Северная Азия|Северной Азии]] и редки в [[Европа|Европе]] (встречаются в [[Древняя Греция|Древней Греции]], [[Уэльс]]е, среди [[Литовцы|литовцев]], трансильванских [[цыгане|цыган]] и [[манси]]). <ref> Фрэзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1989. С.157-158 (итоги) </ref>.
| |
- |
| |
- | === Шумеро-аккадская мифология ===
| |
- | ==== Сказание о Зиусудре ====
| |
- | Текст шумерской поэмы о потопе, найденной при раскопках [[Ниппур]]а, был опубликован Арно Пёбелем в 1914 году. К сожалению, две трети текста на единственной известной табличке разрушено, и содержание поэмы можно реконструировать лишь по аналогии с [[аккад]]скими поэмами, хотя шумерская версия могла и отличаться от них (сохранившийся текст предположительно датируется временем I династии Исина).
| |
- |
| |
- | В начале рассказывалось, как бог ниспослал людям сути (''ме'') и основал пять городов. Затем упоминается совет богов. Рассказывается, что благочестивый царь [[Зиусудра]] (по другому варианту чтения — Зиудзудду), жрец бога [[Энки]], подслушивает обращённую к стене храма чью-то речь (вероятно самого Энки), рассказывающую о том, что на совете богов, по требованию [[Энлиль|Энлиля]], решено было устроить великий потоп. После лакуны описано, что потоп длился семь дней и семь ночей, после чего Зиусудра вышел из своего корабля и принёс в жертву быков и овец.
| |
- |
| |
- | Последний отрывок сообщает, что Зиусудра падает ниц перед [[Ану]] и Энлилем, и те клянутся, что возродят жизнь на земле. Они дают Зиусудре вечную жизнь и поселяют его в стране [[Дильмун]] на восходе солнца.<ref>Poebel, A. Historical and grammatical texts (Museum of the University of Pennsylvania. Publications of the Babylonian section IV). Philadelphia 1914 </ref>
| |
- |
| |
- | По гипотезе В. В. Емельянова (в статье 1997 г.), в полуразрушенной строке 255 упоминалась женщина, которую боги дают в жёны Зиусудре.
| |
- |
| |
- | ==== Сказание об Атрахасисе ====
| |
- | [[Аккад]]ская поэма об [[Атрахасис]]е («весьма премудром») была найдена при раскопках древнего [[Сиппар]]а, осуществлявшихся по инициативе [[Турция|турецкого]] правительства. Дошедший до нас текст создан в XVII в. до н. э., в правление [[Амми-цадука]], и занимает три таблицы — примерно 1000 строк.
| |
- |
| |
- | I таблица подробно рассказывает, как боги, утомлённые тяжким трудом, решили создать человека. Богиня [[Нинту]] вылепила из глины 7 мужчин и 7 женщин. Через несколько столетий («''не прошло и двенадцати сотен лет''») люди расплодились, и шум от их деятельности стал мешать [[Энлиль|Энлилю]]. Тогда бог [[Намтар]] насылает [[чума|чуму]], но люди, по совету Атрахасиса, приносят богам жертвы и добиваются прекращения чумы.
| |
- |
| |
- | Согласно II таблице, [[Адад]] по приказу Энлиля насылает на землю засуху, но люди, по совету Атрахасиса, строят храм Ададу, и засуха кончается. Тогда совет богов решает устроить потоп, и по требованию Энлиля все боги приносят клятвы.
| |
- |
| |
- | III таблица начинается с того, как [[Эйа]] ([[Энки]]) обращается к Атрахасису и сообщает ему о грядущем потопе, а также рисует на земле чертёж корабля и приказывает взять на корабль «''зерна и добра, что имеешь, // Жену, семью, родню, рабочих. // Тварей степных, травоядных и диких // Я пошлю к тебе, к твоим воротам''». Атрахасис обращается к старейшинам, передав им слова бога, и те помогают ему при строительстве. Когда наступает [[новолуние]], Атрахасис с семьёй и сородичами заходит на корабль. Поднимается буря, Адад, Нинурта и другие боги организуют потоп. Богиня Нинту оплакивает гибель людей. 7 дней и ночей продолжался потоп. Далее разбито около 60 строк текста (в параллельных версиях в этом месте упоминаются птицы).
| |
- |
| |
- | После лакуны рассказывается, как Атрахасис подносит богам пищу и воскуряет благовония. Боги, почуяв запах, вкушают жертвы. Энлиль, узнав, что некоторые люди спаслись, гневается, а Энки признаётся в том, что помог людям спастись. Тогда богиня Нинту принимает ряд мер, которые должны помешать чрезмерной рождаемости среди людей (появление некоторых демонов, убивающих младенцев, а также запрет рожать некоторым группам жриц).
| |
- |
| |
- | По толкованию В. К. Афанасьевой, боги вынуждены даровать Атрахасису бессмертие, чтобы не изменить своей клятве: уничтожить всех смертных.<ref> История Древнего Востока. Кн.1. Ч.1. М., 1983. С.473 </ref>
| |
- |
| |
- | ==== Сказание об Утнапиштиме ====
| |
- | Первоначальный рассказ о потопе в вавилонской версии удалось найти при раскопках знаменитой библиотеки [[Ашшурбанипал]]а Ормузду Рассаму, христианину-халдею, бывшему дипломату, выполнявшему раскопки в [[Ниневия|Ниневии]] для [[Британский музей|Британского музея]] в [[Лондон]]е. Прочитать и перевести найденные таблички сумел [[Джордж Смит (ассириолог)|Джордж Смит]]. Точнее, Смиту удалось разыскать начало [[Эпос о Гильгамеше|эпического повествования о Гильгамеше]], который в поисках травы бессмертия отправляется на край земли к единственному человеку пережившему древний потоп — [[Утнапиштим]]у. Здесь повествование обрывалось, однако Смит отправился на холм Нимруд, скрывавший древнюю Ниневию, и обнаружил там недостающую часть текста<ref>Это было расценено знатоками практически как чудо</ref> — в общем целом 384 таблички.<ref>http://www.lib.ru/PRIKL/KERAM/bogi_archeology.txt</ref>
| |
- |
| |
- | История потопа, изложенная в [[Эпос о Гильгамеше|эпосе о Гильгамеше]] (таблица XI, строки 9-199, где [[Утнапиштим]] рассказывает её Гильгамешу), вероятно, была первоначально самостоятельной поэмой, позже целиком включённой в эпос. Имя Утнапиштим — [[аккад]]ское соответствие [[шумер]]скому имени [[Зиусудра]] («Нашедший жизнь долгих дней»).
| |
- |
| |
- | Рассказ начинается с того, что на собрании всех богов было решено уничтожить человечество. Причины такого решения не упоминаются. Один из инициаторов потопа — бог [[Энлиль]] — взял с каждого из других богов слово, что те не будут предупреждать людей. Бог [[Нинигику]] ([[Меродах|Эа]]) решил спасти своего любимца и преданного ему человека — властителя города [[Шуруппак]]а на берегу реки [[Евфрат]] — [[Утнапиштим]]а, которого эпос называет «обладающий величайшей мудростью». Чтобы не нарушать клятвы, Нинигику-Эа сообщает во время сна Утнапиштиму, что тот должен построить корабль и готовиться к собственному спасению. Нинигику-Эа также советует Утнапиштиму отвечать тем, кто будет расспрашивать его о причинах неожиданного строительства, так, чтобы те ни о чём не догадались (он говорит, что собирается покинуть город).
| |
- |
| |
- | Следуя указаниям Нинигику-Эа, Утнапиштим приказывает горожанам строить [[корабль]] (чертёж рисует сам Утнапиштим) — [[квадрат]]ное в плане сооружение с плоским днищем площадью три десятины, шестью палубами, высокими (сто двадцать [[Локоть (единица измерения)|локтей]]) бортами и кровлей. Когда корабль был готов, Утнапиштим погрузил на него своё имущество, семью и родичей, различных мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, зверей и птиц. Двери корабля были засмолены снаружи.
| |
- | <poem>Нагрузил его всем, что имел я,
| |
- | Нагрузил его всем, что имел серебра я,
| |
- | Нагрузил его всем, что имел я злата,
| |
- | Нагрузил его всем, что имел живой я твари,
| |
- | Поднял на корабль всю семью и род мой.
| |
- | Скот степи, зверей степи, всех мастеров я поднял.<ref name="XI">http://izbakurnog.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st063.shtml</ref>
| |
- | </poem>
| |
- |
| |
- | С утра начался [[дождь]] и в туче явились бог бури, бог смерти и иные грозные божества, неся смерть и разрушение. На землю спустились тьма и [[ветер]], убивающий людей в их укрытиях. Потоп был столь страшен, что сами боги пришли в ужас и поднялись к отцу богов [[Ану]], проклиная себя за необдуманное решение.
| |
- | <poem>[[Иштар]] кричит, как в муках родов,
| |
- | Госпожа богов, чей прекрасен голос:
| |
- | «Прежние дни обратились в глину,
| |
- | Ибо в совете богов я решила злое,
| |
- | Зачем в совете богов решила я злое,
| |
- | На гибель людей моих я войну решила?
| |
- | Для того ли рожаю я человеков,
| |
- | Чтобы, как рыбий народ, наполняли море!»
| |
- | Ходит ветер шесть дней и ночей,
| |
- | Потоп и буря покрывают Землю.
| |
- | При наступлении дня седьмого
| |
- | Буря и потоп войну прекратили,
| |
- | Те, что сражались подобно войску.
| |
- | Утих ураган, успокоилось море — потоп прекратился.
| |
- | Я взглянул на море — тишь настала,
| |
- | И всё человечество стало глиной!.<ref name="XI" />
| |
- | </poem>
| |
- | Ветер свирепствовал шесть дней и семь ночей и накрыл потопом всю землю без остатка (земля здесь отождествляется с равниной Шумера). На седьмой день вода успокоилась и Утнапиштим смог выйти на палубу. Всё человечество к тому времени было уничтожено и «стало глиной». Тогда корабль пристал к маленькому островку — вершине горы [[Ницир]]. На седьмой день стоянки Утнапиштим выпустил [[голубь|голубя]] и тот вернулся. Затем выпустил [[ласточка|ласточку]], но и она прилетела назад. И только [[ворон]] нашёл показавшуюся из воды сушу и остался на ней.
| |
- |
| |
- | Тогда Утнапиштим покинул корабль и принёс богам жертвоприношения. «''Божества слетелись как мухи на запах принесённых жертв''» и начали ссориться между собой. Эллиль гневается, что люди спаслись. Иштар говорит, что лазурный камень на её шее всегда будет ей напоминать о днях потопа. После ссоры боги убедили Энлиля в его неправоте и тот благословил Утнапиштима и его жену и, подарив бессмертие, поселил вдали от людей в недоступном месте у истока рек (очевидно, [[Тигр (река)|Тигра]] и [[Евфрат]]а).
| |
- |
| |
- | ==== Рассказ Бероса ====
| |
- | Вавилонская легенда о потопе долгое время была известна европейским учёным благодаря её изложению у «халдейского» историка [[Берос]]а (III в. до н. э.), писавшего на греческом языке. Сам труд Бероса не сохранился, но его рассказ был пересказан греческим учёным [[Александр Полигистор|Александром Полигистором]], которого, в свою очередь, цитирует византийский автор [[Георгий Синкелл]]. Таким образом, данная версия могла быть искажена и, вероятно, несёт на себе отпечаток греческого влияния.
| |
- |
| |
- | Согласно Беросу, бог (которого он называет [[Кронус]] или Крон) явился во сне Ксисутрусу (Ксисутру), десятому царю Вавилонии и сообщил, что боги решили уничтожить людской род и великий потоп начнётся в 15 день месяца десия (8 месяца по [[македонский календарь|македонскому календарю]]). Посему Ксисутрусу было приказано написать историю мира и для сохранности закопать её в городе Сиппаре, и, построив огромный корабль, достаточный, чтобы вместить семью царя, его друзей и родственников а также домашних птиц и четвероногих животных, и, когда всё будет готово, отплыть «к богам», но прежде того «молиться о ниспослании добра людям».
| |
- |
| |
- | Царь выполнил приказание, выстроив ковчег длиной в пять и шириной в два [[стадий|стадия]]. Из сохранившихся отрывков неясно, сколько дней продолжался потоп. Когда вода стала убывать, Ксисутрус выпустил одну за другой несколько птиц. Но, не найдя себе нигде пищи и приюта, птицы вернулись на корабль. Через несколько дней Ксисутрус снова выпустил птиц, и они вернулись на корабль со следами глины на ногах. В третий раз он их выпустил, и они больше на корабль не вернулись. Тогда Ксисутрус понял, что земля показалась из воды, и, раздвинув несколько досок в борту корабля, выглянул наружу и увидел берег. Тут он направил судно к суше и высадился на горе (называется [[Армения]], хотя неизвестно, принадлежит ли эта деталь рассказа Александру Полигистору, Беросу или его источнику) вместе со своей женой, дочерью и кормчим. Высадившись на опустевшую землю, Ксисутрус воздал почести земле, построил алтарь и принёс жертву богам. Берос уточняет, что Ксисутрус, его жена, дочери и кормчий первыми вышли из корабля, и были отправлены к богам. Остальные спутники больше их никогда не видели, небесный голос объявил им, что за благочестие Ксисутрус и его семья присоединились к сонму богов. Согласно этой версии, человечество произошло от спутников Ксисутруса, вернувшихся в Сиппар.<ref name="Фрэзер" />
| |
- |
| |
- | === Библейский потоп ===
| |
- | [[Файл:World Destroyed by Water.png|thumb|Разрушение мира водой; иллюстрация [[Доре, Гюстав|Гюстава Доре]]]]
| |
- | [[Файл:Gustave Doré - The Holy Bible - Plate I, The Deluge.jpg|thumb|[[Гюстав Доре]]. Сцена потопа. Иллюстрация к [[Библия|Библии]].]]
| |
- | {{main|Ной|Ноев ковчег}}
| |
- |
| |
- | Согласно [[Быт.|Книге Бытия]], потоп явился Божественным возмездием за нравственное падение человечества. Бог решил истребить таким образом всё человечество, оставив в живых лишь благочестивого Ноя и его семью — Ной был единственным человеком, угодным Богу, среди всех живущих в то время на земле.
| |
- |
| |
- | Бог заблаговременно сообщил Ною о своём решении, и повелел построить [[Ноев Ковчег|Ковчег]] — судно, способное пережить готовящийся потоп. Бог дал Ною точные указания, как построить ковчег и снарядить его для длительного плавания.
| |
- |
| |
- | К началу работ по постройке ковчега Ною было 500 лет и у него уже было три сына. После постройки ковчега, перед потопом, Ною было 600 лет. Таким образом на постройку ковчега ушло 100 лет.
| |
- |
| |
- | Когда работа была завершена, Ною было велено зайти в ковчег с семьёй, и взять с собой по паре от каждого вида животных, живущих на земле. Ной исполнил указание, и когда двери ковчега закрылись, воды обрушились на землю. Наводнение длилось 40 дней и ночей и почти всё живое на земле погибло, остался лишь Ной и его спутники. Вода стояла так высоко, что плававший на её поверхности ковчег был выше горных пиков. Спустя 150 дней вода стала убывать, и в семнадцатый день седьмого месяца ковчег пристал к горе [[Арарат]]. Однако, лишь первого числа десятого месяца показались горные вершины. Ной ждал ещё 40 дней, после чего выпустил ворона, который, не найдя суши, каждый раз возвращался назад. Затем Ной трижды (с перерывами по семь дней) выпускал голубя. В первый раз голубь также вернулся ни с чем, во второй — принёс в клюве свежий масличный лист, что означало, что показалась поверхность земли. В третий раз голубь не вернулся. Тогда Ной смог покинуть корабль, и его потомки вновь заселили землю.
| |
- |
| |
- | Выйдя из ковчега, Ной принёс жертвоприношения, и Бог обещал восстановить порядок вещей и более никогда не уничтожать людской род. Как знак этого обещания в небесах воссияла радуга — [[Семь законов потомков Ноя|завет Бога с людьми]]. Бог благословил Ноя, его потомков и всё, что на земле.
| |
- |
| |
- | Кроме [[канон]]ических книг [[Библия|Библии]], рассказ о потопе содержится также в поздних [[апокриф]]ах. Наибольшую известность получила [[Книга Еноха]]. Рассказ в основных линиях совпадает с изложнным в Бытие, однако причина потопа указана более подробно. Согласно Книге Еноха, смешение ангелов с дочерьми людей привело к появлению исполинов, что вызвало социальное неравенство и угнетение, войны, распространение среди людей магии и колдовства, падение нравов.
| |
- |
| |
- | В еврейской [[Аггада|Аггаде]]<ref>[[Мидраш]] Берешит Раба 32:7</ref> также рассказывается, что перед тем, как Бог наслал потоп, он семь дней был в трауре по миру, который создал. Согласно одной версии<ref>[[Талмуд]], Звахим 113а</ref>, потоп не коснулся земли Израиля. Рассказывается также, что оливковый лист, принесенный голубем Ною, был сорван на [[Масличная гора|Масличной горе]]. На некоторых средневековых рисунках этот голубь изображается не с листом, а с ветвью в клюве. (Так же изображается и порождённый этим рассказом общеизвестный [[Голубь мира|символ мира]]).
| |
- |
| |
- | [[Филон Александрийский]] доказывал всеобщность потопа из морских раковин, которые находятся на вершинах самых высоких гор (Phys. Sacr. t. 1). [[Креационизм|Креационисты]] отстаивают историчность Великого потопа, основываясь на различных исследованиях<ref>[http://www.wco.ru/biblio/books/stephan1/Main.htm протоиерей Стефан Ляшевский, Библия и наука о сотворении мира. Часть четвёртая. Территория, затопленная во время потопа.]</ref>, хотя большинство современных археологов и геологов не разделяют подобную точку зрения.{{Нет АИ|18|05|2009}}
| |
- |
| |
- | Потоп разделил [[Библейская история|библейскую историю]] на [[допотопные времена]] и [[послепотопные времена]].
| |
- |
| |
- | ==== Происхождение библейской истории ====
| |
- | ===== Сравнительный анализ литературных источников =====
| |
- | Предания о Всемирном потопе встречаются у десятков народов мира. Однако библейская история Ноя обнаруживает особое сходство с легендами других ближневосточных народов. <ref>''Вейнберг Й.'' Введение в Танах. Ч.1. М.-Иерусалим, 2002. С.165-166 </ref> Наиболее древняя из датированных клинописных вавилонских табличек с рассказом о потопе относится к ок. 1637 г. до н. э. и, таким образом, оказывается значительно старше библейской версии. Были также найдены фрагменты шумерской поэмы, которая, по видимому, повлияла на создание вавилонского произведения<ref>''Крамер С. Н.'' История начинается в Шумере. М., 1991. С.155-159</ref> (табличка относится к XVIII в. до н. э.). Само шумерское сказание весьма древнее, его окончательную литературную обработку относят ко времени [[III династия Ура|III династии Ура]].<ref> История всемирной литературы. М., 1983. Т.1. С.90 </ref>
| |
- | {| align="center" class="standard"
| |
- | |+Сравнение легенд о потопе
| |
- | ! align = center |Тема
| |
- | ! align = center |Библейская история
| |
- | ! align = center |Шумерская легенда, <br /> III тыс. до н. э. <br /> (сохранилась в фрагментах XVIII в. до н. э.)
| |
- | ! align = center |Вавилонская легенда, <br /> XVIII—XVII вв. до н. э.
| |
- | |-
| |
- | | ''Источник''
| |
- | | [[Книга Бытие]]
| |
- | | Клинописные таблички, найденные при раскопках [[Ниппур]]а.
| |
- | | 1) Вавилонский историк [[Берос]], III в. до н. э., дошёл в перессказе греческих историков;<br />
| |
- | 2) Клинописные таблички из библиотеки царя [[Ашшурбанипал]]а, вставной рассказ в XI таблице «[[Песнь о Гильгамеше|Песне о Гильгамеше]]»;<br />
| |
- | 3) То же, другой вариант текста.
| |
- | |-
| |
- | | ''Персонаж''
| |
- | | '''Ной''',<br /> в 10-м поколении после [[Адам]]а
| |
- | | '''[[Зиусудра]]''', <br />царь и жрец бога [[Энки]]<br />[[Зиусудра]] в буквальном переводе с шумерского означает «нашедший жизнь долгих дней»
| |
- | | 1) '''[[Ксисутрус]]''' ([[Зиусудра]]), 10-й царь [[Вавилон]]а; <br />
| |
- | 2) '''[[Ут-напишти]]''' в переводе с аккадского: «тот, кто нашёл дыхание», <br />сын Убара-Туту, предок [[Гильгамеш]]а;<br />
| |
- | 3) '''[[Атрахасис]]'''
| |
- | |-
| |
- | | ''Спасающий бог''
| |
- | | [[Яхве]]
| |
- | | [[Энки]] (Эйа)
| |
- | | 1) [[Кронус]];<br /> 2) [[Эа (мифология)|Эа]]
| |
- | |-
| |
- | | ''Приказ''
| |
- | | Построить ковчег, взять с собой семью и животных
| |
- | | В тексте лакуна, но видно, что он близок к аккадской версии: упоминается обращение бога к стенке хижины, которое слышит Зиусудра
| |
- | | Боги принимают решение на совете, но Эйа в тайне от остальных богов сообщает их решение [[Ут-напишти]] и советует построить ковчег, взять с собой семью и животных
| |
- | |-
| |
- | | ''Длительность ливня''
| |
- | | 40 дней и 40 ночей
| |
- | | 7 дней и 7 ночей
| |
- | | 7 дней и 7 ночей
| |
- | |-
| |
- | | ''Птицы''
| |
- | | Выпускает ворона, затем трижды выпускает голубя
| |
- | | (текст отсутствует)
| |
- | | 1) несколько птиц;<br /> 2) голубь, затем ласточка и ворон
| |
- | |-
| |
- | | ''Место причаливания''
| |
- | | г. [[Арарат]]
| |
- | |
| |
- | | 1) [[Армения]];<br /> 2) г. Ницир
| |
- | |-
| |
- | | ''Жертвоприношение после спасения''
| |
- | | Постройка алтаря и принесение жертвы
| |
- | | Принесение в жертву быков и овец
| |
- | | Постройка алтаря и принесение жертвы в виде воскурений от мирта, тростника и кедра
| |
- | |-
| |
- | |''Благословение''
| |
- | | Бог заключает [[Семь законов потомков Ноя|Завет с Ноем]] и благословляет его
| |
- | | Ан и Энлиль даруют Зиусудре «жизнь как боги» и «вечное дыхание» и поселяют его вместе с женой на острове блаженных [[Дильмун]] ([[Тильмун]] в аккадском варианте)
| |
- | | [[Ут-напишти]] и его жена (либо Атрахасис без жены) по выходе из судна получают благословение бога Эллиля
| |
- | |+
| |
- | |}
| |
- | Мнения исследователей о происхождении библейского рассказа можно разделить на три группы:
| |
- | # библейский рассказ непосредственно восходит к [[аккад]]ским или [[вавилон]]ским легендам о [[потоп]]е или заимствован из них;<ref name="Фрэзер">[http://lib.ru/HRISTIAN/ATH/folklore.txt Фольклор в Ветхом Завете. Гл. Великий Потоп]. [[Фрэзер, Джеймс Джордж|Джеймс Джордж Фрэзер]]</ref>
| |
- | # рассказ о потопе является универсальным [[фольклор]]ным мотивом<ref name="Фрэзер" />;
| |
- | # возможно также сочетание предыдущих двух подходов.
| |
- |
| |
- | ===== Отличие библейской истории от древнемесопотамских =====
| |
- | [[Файл:The Maxims of Noah cut.jpg|thumb|200px||<center>''Ной'',<br />книжная иллюстрация, 1913 г.</center>]]
| |
- | Внешнее сходство с повествованием Книги Бытие очевидно: в обоих текстах речь идёт об уничтожении всего человечества в водах Потопа, о спасении одного человека с семьёй, о том, что он берёт с собой в корабль животных, посылает птиц на разведку, а, выйдя из корабля, приносит жертвы.
| |
- |
| |
- | Однако гораздо большее значение имеют те отличия, которые при беглом знакомстве ускользают от внимания. По мнению Сончино, вавилонский эпос не основывается на каких-либо морально-этических нормах. Всё происходящее описывается в нём, как результат прихоти или игры божеств. Впрочем, С. Н. Крамер отмечает, что уже в шумерском сказании Зиусудра «предстаёт как набожный и богобоязненный царь, во всех своих делах руководствующийся указаниями, полученными от богов в сновидениях и предсказаниях»<ref> Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1991. С.157 </ref>.
| |
- |
| |
- | С традиционной точки зрения, Библия раскрывает пути управления мира Творцом, подчёркивая, что ничто в мире не происходит случайно. Господь посылает на землю Потоп только потому, что сам человек извращает пути свои на земле, «наполняя» её грабежом, насилием и развратом. Тут же, хотя и в скрытой форме, содержится мысль о том, что ответственность за состояние общества разделяют все, кто вольно или невольно принял его нормы и не выразил протеста. Ной спасается не по причине каприза божества и не потому, что он «обладает величайшей мудростью» (что не исключает возможности творить зло и приносить горе другим), а потому, что он человек праведный, то есть стремящийся к добру. Бог спасает Ноя не для того, чтобы тот мог бы вечно блаженствовать, а для того, чтобы он и его потомки стали фундаментом обновлённого человечества.<ref name="Сончино_Вавилон">[http://www.machanaim.org/tanach/_snch-ow/csoa_d_5.htm Описание Потопа в Торе и параллели в древневавилонской литературе]. Комментарий Сончино. Примечания к книге Брейшит.</ref> Согласно Й. Вейнбергу, в Пятикнижии «Потоп изображен как испытание, которым и в процессе которого завершается превращение допотопного предчеловечества в послепотопное истинное человечество».<ref>Вейнберг Й. Введение в Танах. Ч.1. Иерусалим-М., 2002. С.380</ref>
| |
- |
| |
- | Морально-этическую силу, заложенную в библейском рассказе о Потопе, признают и исследователи из школы «[[Библейская критика|Библейской критики]]»:
| |
- | {{Начало цитаты}}«Рассказ о Потопе, приводимый Библией, таит в себе скрытую силу, способную оказать воздействие на сознание всего человечества. Несомненно, что при записи рассказа о Потопе ставилась именно эта цель: научить людей нравственному поведению. Ни одно другое описание Потопа из тех, которые мы находим в источниках, не связанных с Библией, в этом плане совершенно не похоже на рассказ, приведённый в ней»<ref name="Сончино_Вавилон" />{{конец цитаты|источник=А. Джеремиас}}
| |
- | {{Начало цитаты}}«Вавилонский текст о Потопе словно специально был составлен для того, чтобы превосходство идеи Израиля о Едином Боге стало ещё более ясным и отчетливым. Со своей же стороны, Библия перечёркивает все те описания Потопа, которые были известны древнему миру до неё: их отталкивающие образы теряют какое-либо значение»<ref name="Сончино_Вавилон" />{{конец цитаты|источник=[[Гункель, Герман|Германн Гункель]] ([[:en:Hermann Gunkel|Hermann Gunkel]])}}
| |
- |
| |
- | ===== Анализ и датировка истории Потопа =====
| |
- | Согласно хронологии Септуагинты потоп произошёл в 3183 году до н.э., масоретский текст сообщает о дате - 2370 г. до н.э.
| |
- | ====== <font size="2">Подход приверженцев «Библейской критики»</font size> ======
| |
- | [[Библеистика|Библеисты]], принадлежащие к школе «[[Библейская критика|библейской критики]]», утверждают, что текст, содержащий рассказ о [[Великий потоп|Великом потопе]], был записан в гораздо более позднее время, чем то, когда жил [[Моисей]]. По их мнению, многочисленные устные предания со временем оформились в несколько групп текстов, впоследствии объединённых одним или несколькими редакторами. Выделяют четыре основных источника (в хронологическом порядке): «Яхвист» ('''J'''), «Элохист» ('''E'''), «Дейтерономист» ('''D''') и «Жреческий кодекс» ('''P'''). По этой версии, в основу первой и второй глав [[Быт.|Книги Бытие]] легли,<ref name="Фрэзер" /> по крайней мере, два источника: ''Яхвист'', названный так в силу того, что в нём используется [[Тетраграмматон|четырёхбуквенное имя]] JHWH (Господь) и «Жреческий кодекс», главным отличительным признаком которого является употребление имени [[Элохим]] (Бог). Каждому из источников свойствен особый характер и стиль, что, по мнению исследователей, свидетельствует о том, что они относятся к различным историческим эпохам. Текст «Яхвиста» является, вероятно, наиболее древним, тогда как «Жреческий кодекс», как в настоящее время принято думать, является позднейшим по времени из всех четырёх источников.<ref name="Фрэзер" />
| |
- |
| |
- | Для этих версий примечательно не только то, чем они отличаются, но и то, что факты, в принципе совпадающие в обеих версиях, всё же упоминаются дважды, например:
| |
- | * У Ноя было три сына: Сим, Хам, Иафет (об этом сообщается в {{Библия|Быт|5:32}} и {{Библия|Быт|6:10}}.
| |
- | * Бог видит, что велико зло на земле (в одном случае названо имя Яхве {{Библия|Быт|6:5}}, в другом случае — имя Элохим {{Библия|Быт|6:12}}).
| |
- | * К Ною дважды обращается Бог и указывает ему спасение в ковчеге: один раз названо имя Элохим {{Библия|Быт|6:13-21}}, а во второй раз — имя Яхве {{Библия|Быт|7:1-4}}.
| |
- | * Дважды повторяется формула «и сделал он так, как ему повелел бог» ({{Библия|Быт|6:22}} и {{Библия|Быт|7:5}}).
| |
- | * Дважды описывается, как Ной вместе с семьей и животными входят в ковчег ({{Библия|Быт|7:7}} и {{Библия|Быт|7:13}})
| |
- | * Дважды описывается, как Ной выходит из ковчега ({{Библия|Быт|8:18}} и {{Библия|Быт|9:18}}).
| |
- |
| |
- | Помимо этого, при прочтении библейской истории Всемирного потопа бросаются в глаза ряд противоречий:
| |
- | {| align="center" class="standard"
| |
- | |+Отличия между версиями
| |
- | ! align = center|Источник I (J)
| |
- | ! align = center|Источник II (P)
| |
- | ! align = center|Вывод библейской критики
| |
- | |-
| |
- | | Проводится различие между чистыми и нечистыми животными: первые были взяты в ковчег по семь пар от каждого вида, а последние — только по одной паре.
| |
- | | Отсутствует разделение на чистых и нечистых животных, число спасаемых в ковчеге животных ограничивается одной парой от каждого вида.
| |
- | |Возможно, по представлению источника P, различие между чистыми и нечистыми животными было впервые открыто богом Моисею, так что Ной ничего об этом не мог знать; автор же Яхвиста полагал, что различие между чистыми и нечистыми животными является естественным и существовало с давних времён.
| |
- | |-
| |
- | | Ливень, вызвавший Потоп, продолжался 40 дней и 40 ночей, после чего Ной оставался в ковчеге ещё 3 недели, пока не спала вода и не показалась земля. Всего 61 день.
| |
- | | До спада воды прошло 150 дней. Всего Потоп длился 12 месяцев и 10 дней.
| |
- | |Принимая во внимание, что у евреев принят лунный календарь, 12 месяцев составляют 354 дня. Таким образом, Потоп длился 364 дня — целый солнечный год, что указывает на знакомство с вычислениями солнечного цикла.
| |
- | |-
| |
- | | В качестве причины Потопа указывается ливень — вода с небес.
| |
- | | Вода хлынула одновременно с неба и из-под земли.
| |
- | |
| |
- | |-
| |
- | | Описывается принесение жертв Ноем в благодарность за спасение от гибели во время Потопа.
| |
- | | Жертвоприношение не упоминается
| |
- | | Возможно свидетельствует о более позднем происхождении текста, когда появился запрет жертвоприношений вне [[Иерусалимский храм|Иерусалимского храма]].
| |
- | |+
| |
- | |}
| |
- |
| |
- | Выделяют также и семантические отличия, часто не отражающиеся в переводе текста Библии на другие языки. Так, например, слову «истребить» соответствуют в обоих источниках два разных слова.
| |
- |
| |
- | ====== <font size="2">Доводы в пользу традиционной точки зрения </font size>======
| |
- |
| |
- | * Предположение о механическом совмещении двух источников, использующих разные имена Бога, весьма сомнительно. Имя [[Элохим]], использованное в первой главе [[Быт.|Книги Бытие]], встречается также во второй и третьей главе 20 раз вместе с [[Тетраграмматон]]ом (четырёхбуквенным именем). «Библейские критики», разрешая эту проблему, объясняют её работой «редактора» или «редакторов».<ref name="Сончино_источники">[http://www.machanaim.org/tanach/_snch-ow/csoa_d_6.htm Существуют ли различные источники текстов Торы, рассказывающих о сотворении мира и о Потопе]. Комментарий Сончино. Примечания к книге Брейшит.</ref>
| |
- | : С точки зрения еврейской традиции, появление в тексте разных имён Бога и их сочетание друг с другом не вызывает трудностей: имя Элохим употребляется всегда, когда говорится о проявлении правосудия Творца, а имя Тетраграмматон (отдельно или в сочетании с именем Элохим) — тогда, когда говорится о проявлении Его милосердия. Эти имена сменяют друг друга в зависимости от контекста. Три авторитетных учёных (Д. Гоффман, В. Грин и Б. Джейкоб) произвели тщательный анализ текста [[Быт.|Книги Бытие]] и показали во всех без исключения случаях соответствие имени Бога контексту: в зависимости от проявления качества милосердия или правосудия.<ref name="Сончино_источники" />
| |
- |
| |
- | :: Рассмотрим один из многочисленных примеров: {{ВЗ2|и вошедшие [к Ною в ковчег] мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Бог (Элохим). И затворил Господь (Тетраграмматон) за ним [ковчег]|Быт|7:16}}. Здесь в одном отрывке встречаются оба имени Бога. Адепты школы «библейской критики» утверждают, что этот отрывок написан на основе источника P. Но если это так, то, согласно их же теории, в тексте должно было бы встретиться только имя Элохим. Поэтому они разбивают этот отрывок на два и приписывают «основной текст» источнику J, а «вставку» относят к источнику P.<ref name="Сончино_источники" /> В то же время, с традиционной точки зрения, употребление в этом стихе двух имён легко объяснить: четырёхбуквенное имя употребляется в связи с тем, что Всевышний закрыл вход в ковчег, спасая находившихся в нём от гибели, что, без сомнения, является проявлением милосердия Творца.
| |
- |
| |
- | * Противоречие в указаниях, которые даются Ною, также нетрудно объяснить. В {{Библия2|Быт|6:19}} Ною приказано взять в ковчег по паре каждого вида животных, в то время, как в следующей главе ему велено взять по паре нечистых животных и по семь пар чистых.
| |
- | : Однако, фактически, стих 6:19 может рассматриваться как общее указание о том, что животные, которые войдут в ковчег, должны составлять пары. Это указание даётся за какое-то время до начала Потопа. В следующей главе даётся Ною конкретное указание непосредственно перед его выполнением. Здесь разъясняются детали, которые ранее были опущены: чистых животных должно быть по семь пар, так как впоследствии они будут нужны Ною для принесения жертв и для употребления их в пищу. Такой порядок описания заповедей Торы, — когда сначала приводится общее правило, а вслед за ним конкретизация, — отражён в одном из правил толкования Торы, которое определяет соотношение между общим правилом и его частной деталью.<ref name="Сончино_источники" />
| |
- |
| |
- | * Выводы школы «библейской критики» выглядят ещё более сомнительно при рассмотрении вавилонской версии описания Потопа, которая в целом совпадает с библейской историей. Между сведениями, приводимыми в вавилонском тексте и целым рядом сведений, приписываемых источнику P, наблюдается ряд соответствий: например, точные указания, как должен быть построен ковчег, тот факт, что он остановился на горе и т. п. Есть также несколько характерных совпадений вавилонского текста с теми отрывками Книги Бытие, которые приписывают источнику J. Например, посылание птицы, строительство жертвенника и принесение жертв. Само по себе совпадение вавилонского текста с теми текстами, которые приписывают источникам P и J, может считаться веским доказательством цельности библейского текста, повествующего о Потопе.<ref name="Сончино_источники" />
| |
- |
| |
- | === Греческая мифология ===
| |
- | [[Файл:The Flood, by Paul Merwart.jpg|thumb|200px|left||Пол Мерварт. Девкалион, держащий свою жену]]
| |
- | По наиболее распространённой греческой версии, потопов было три: Огигов, Девкалионов, [[Дардан]]ов (в таком порядке). По Сервию, их было два,<ref>Сервий. Комментарий к «Буколикам» Вергилия VI 41 </ref> по Истру, четыре,<ref> Истр, фр.69 Якоби // Комментарий О. П. Цыбенко в кн. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Кн.4-7. СПб, 2005. С.344 </ref> по [[Платон]]у, множество.
| |
- |
| |
- | ==== Огигов потоп ====
| |
- | Огигов потоп произошёл в правление [[Огиг]]а, одного из мифических [[Фивы (Беотия)|фиванских]] царей и основателя [[Элевсин]]а. Вследствие потопа [[Аттика]] была опустошена и её полисы разрушены: наступил период безвластия, длившийся около двухсот лет и окончившийся лишь с воцарением [[Кекроп]]а. Согласно [[Секст Юлий Африкан|Сексту Юлию Африкану]], христианскому историографу III в. н. э., время Огигова потопа соотносится с исходом евреев из Египта.<ref>[http://myriobiblion.byzantion.ru/africanus/africanus2.html ''Секст Юлий Африкан''. Историография, 12-13 (О патриархе Иакове)]</ref>
| |
- |
| |
- | ==== Девкалионов потоп ====
| |
- | [[Файл:Virgil Solis - Deucalion Pyrrha.jpg|thumb|250 px|[[Девкалион]] и [[Пирра]]. Иллюстрация к «Метаморфозам» [[Овидий|Овидия]]. 1562 г.]]
| |
- | Девкалионов потоп был вызван нечестием [[Ликаон]]а и его сыновей, предложивших [[Зевс]]у человеческие жертвы. Зевс решил погубить в потопе греховное людское поколение. Сын [[Прометей|Прометея]] [[Девкалион]] спасся со своей женой [[Пирра|Пиррой]] в ковчеге, построенном по указаниям отца. На девятый день потопа ковчег остановился на горе [[Парнас]] или одной из вершин Офрийского хребта в [[Фессалия|Фессалии]].
| |
- |
| |
- | Сойдя на землю, они отправились к святилищу титаниды Фетиды у реки Кефисс, где вознесли молитву о возрождении людского рода. Фетида ответила им: «Покройте головы ваши и бросайте кости праматери через голову!» — поскольку у Девкалиона и Пирры были разные матери, они сочли, что «кости праматери» — это камни — кости [[Гея|Геи]]. Они стали собирать камни и бросать их через голову; из камней, брошенных Девкалионом, появлялись мужчины, а из камней, брошенных Пиррой, — женщины.
| |
- |
| |
- | Однако Зевс не достиг своей цели: кроме Девкалиона спаслись и жители города Парнаса, основанного сыном [[Посейдон]]а Парнасом, который изобрёл искусство предсказания. Они были разбужены волчьим воем и следом за волками направились на вершину горы Парнас, где переждали потоп. Часть из них затем переселилась в [[Аркадия|Аркадию]] и продолжила там Ликаоновы жертвоприношения<ref>{{книга|автор=[[Грейвс, Роберт|Р. Грейвс]]| заглавие=Мифы Древней Греции | часть=Глава 38. Девкалионов потоп |ссылка=http://orel.rsl.ru/nettext/foreign/graves/graves/38/38.htm}}</ref>.
| |
- |
| |
- | В «Метаморфозах» [[Овидий|Овидия]] Девкалионов потоп является попыткой Юпитера остановить ужасы начинающегося железного века, воссоздав человеческий род заново.<ref>[http://ancientrome.ru/antlitr/ovidius/metamorph/metam01-f.htm ''Овидий''. Метаморфозы. Книга I.125-415]</ref>
| |
- |
| |
- | === Индуистская мифология ===
| |
- | [[Вайвасвата]], седьмой из [[Ману]] (родоначальников человеческого рода), во время купания случайно поймал крошечную рыбку, которая обещала спасти его от грядущего потопа, если он поможет ей вырасти. Рыба (которая была воплощением [[Брахма|Брахмы]] или [[Вишну]]) выросла до огромной величины, и по её совету Вайвасвата построил корабль и привязал его к рогу рыбы. На корабль он взял многие риши и семена всех растений. Рыба пригнала корабль к горе, а когда воды отхлынули, Вайвасвата принёс богам [[жертва|жертву]], из которой появилась девушка, ставшая женой Ману.
| |
- |
| |
- | === Иранская мифология ===
| |
- | {{main|Джамшид#Убежище}}
| |
- |
| |
- | == Результаты научных исследований ==
| |
- | В 1927—1928 году, при раскопках древнего [[Ур]]а, Леонард и Екатерина Вуллей раскапывали, так называемые, «царские гробницы Ура», относившиеся, по всей видимости, к шумерийскому периоду. Неожиданно, прямо под ними исследователи наткнулись на 20-метровый слой аллювиальной (наносной) глины без каких-либо следов человеческого присутствия. Наиболее вероятным объяснением возникновения подобного слоя в этой местности могло стать катастрофическое по своей силе и последствиям наводнение, вызванное многодневными проливными дождями и как результатом — катастрофическим разливом обеих рек. Это открытие привело Вуллея к исключительно смелому выводу, что «благочестивый жрец» — Зиусудра, Утнапиштим — и он же — библейский Ной мог быть историческим лицом, шумером по происхождению, достаточно наблюдательным, чтобы заметив грозные признаки начавшегося наводнения, вовремя принять меры.<ref>http://www.lib.ru/PRIKL/KERAM/bogi_archeology.txt</ref>
| |
- |
| |
- | === Археологические данные ===
| |
- | === Научные гипотезы ===
| |
- | В [[Эпоха Просвещения|Эпоху Просвещения]] представления о всемирном потопе, освобождаясь от нормативности священного предания, по-прежнему сохраняют актуальность для естествознания. До появления [[эволюция|эволюционной]] теории [[Чарлз Роберт Дарвин|Дарвин]]а смена биологических видов объяснялась теориями [[катастрофизм]]а. В частности, [[Кювье, Жорж Леопольд|Кювье]] считал, что описывает допотопных животных. [[Буланже, Никола Антуан|Буланже]] объяснял потопом изменения поверхности земли и выводил многие религиозные ритуалы из ужаса первобытных людей, переживших эту [[глобальные катастрофы|глобальную катастрофу]].
| |
- |
| |
- | [[Файл:Black-sea-hist.png|right|thumb|300px|Чёрное море в наше время (голубой цвет) и в начале VI тыс. до н. э. согласно гипотезе Райана-Питмена]]
| |
- | История о всемирном потопе распространена у многих народов, обитающих за десятки тысяч километров друг от друга. Реконструкции абсолютного возраста потопа дают примерно схожий массив данных от 8 до 10 тыс. лет назад. Из данных [[палеогеография|палеогеографии]] известно, что последнее покровное оледенение ([[Лаурентидский ледниковый щит]] в [[Северная Америка|Северной Америке]]) в Северном полушарии исчезло от 8 до 10 тыс. лет назад.
| |
- |
| |
- | Существует гипотеза Райана — Питмена ([[Уильям Райан]] и [[Уолтер Питмен]] из [[Колумбийский университет|Колумбийского университета]]) о том, что история о потопе является своеобразным отражением глобального процесса подъёма уровня [[Мировой океан|Мирового океан]]а. Согласно [[Сафронов, В. А.|В. А. Сафронову]], общепланетарную катастрофу, вызванную быстрым таянием ледников, следует датировать 8122 годом до н. э.<ref> Николаева Н. А., Сафронов В. А. Истоки славянской и евразийской мифологии. М., 1999. С.85</ref>
| |
- |
| |
- | В частности, Райан и Питмен связывают со Всемирным потопом подъём уровня воды [[Чёрное море|Чёрного моря]] на 140 метров около 5500 г. до н. э. (см. [[Теория черноморского потопа]]). Ими установлено (по данным анализа затопленных береговых линий и распространения слоёв осадочных пород), что в это время уровень моря поднялся на десятки метров от −50 до 0 метров (в современной системе абсолютных координат), одним из следствий чего было образование [[Босфорский пролив|Босфорского пролива]] и увеличение площади Чёрного моря почти в 1,5 раза. Эффект от подобного затопления значительных прибрежных пространств мог, по мнению исследователей, сыграть свою роль в появлении и глобальном распространении истории о потопе.
| |
- |
| |
- | Знаменитый исследователь морских глубин Роберт Боллард считает, что нашел подтверждение гипотезе Райана и Питмена. С помощью подводных роботов он обследовал затонувшие поселения у берегов северной Турции. Анализ данных показал, что затопление было внезапным и датировка этого события близка к библейской. <ref>http://www.regels.org/Ballard1.htm Р.Боллард. Ноев потоп был на Черном море.</ref>. Дополнительные аргументы приводят Л.Регельсон и И.Хварцкия на основе анализа абхазской мифологии, в которой четко отражена память о потопе<ref>http://www.regels.org/Zemlja-adama-o.htm Абхазия - прародина адамитского человечества. Лев Регельсон, Игорь Хварцкия.</ref>
| |
- |
| |
- | В пользу гипотезы о Потопе могло бы говорить, связанное с подъёмом уровня [[Мировой океан|Мирового океан]]а, изменение базиса эрозии рек и соответствующей резкой одновозрастной перестройки всех речных долин на [[Земля|Земле]].<ref>для рек бассейна Мирового океана</ref>. Эта перестройка заключалась бы в повсеместном затоплении речных пойм и прилегающих к долине речных террас. В теории, всё пространство от уреза реки до таяния покровных ледников и вверх по склонам речной долины на высоту в 50 метров должно было быть затоплено рекой и занесено её наносами. Естественно, что подобные, примыкающие к рекам участки были местом повышенной концентрации людей, и, наблюдая подобные процессы, [[человек]] мог создать историю о потопе. Получив информацию о «потопе» на побережьях морей и данные о «потопе» вдоль всех рек Земли, любой разумный человек (а тем более группа) создаст миф о всемирном масштабе наблюдаемого явления <ref>http://grani.ru/Society/Science/m.130189.html</ref>.
| |
- | Затопление долины реки при Потопе прекращает действие линейной эрозии, присущей работе водного потока в русле, что несомненно бы оставило отпечаток в геологической летописи и строении древней долины, повлияло на структуру отложений, а также сместило базис эрозии. Если принимать концепцию Всемирности Потопа, то подобные явления наблюдались бы в долинах всех крупных древних рек планеты, чего нет{{Нет АИ|18|05|2009}}.
| |
- |
| |
- | == Примечания и источники ==
| |
- | {{примечания}}
| |
- |
| |
- | == См. также ==
| |
- | * Мультфильм [[Вселенский потоп (мультфильм)|«Вселенский потоп»]]
| |
- |
| |
- | == Издания и литература по теме ==
| |
- | * Шумерское сказание:
| |
- | ** В переводе В. К. Афанасьевой: От начала начал: Антология шумерской поэзии. СПб, 1997. С.295-297.
| |
- | ** В переводе В. В. Емельянова: ''Емельянов В. В.'' Древний Шумер. Очерки культуры. СПб, 2003. С.312-316.
| |
- | ** ''Крамер С. Н.'' История начинается в Шумере. М., 1991. С.155-159.
| |
- | * Аккадские сказания:
| |
- | ** Сказание об [[Утнапиштим]]е (XI таблица «Песни о Гильгамеше»), издания см. [[Эпос о Гильгамеше]].
| |
- | ** Сказание об [[Атрахасис]]е в переводе В. К. Афанасьевой: Когда Ану сотворил небо. М., 2000. С.58-86.
| |
- | ** В изложении [[Берос]]а, чей рассказ сохранился в передаче византийского историка Георгия Синкелла (фр.4а): [http://www.babon.sitecity.ru/ltext_0903104639.phtml?p_ident=ltext_0903104639.p_2403091057 русский перевод фрагментов Ю. П. Митиным]
| |
- | * ''[[Емельянов, Владимир Владимирович|Емельянов В. В.]]'' Мифологема потопа и шумерская историография. // Петербургское востоковедение. Вып.4. СПб, 1994. С.232-293.
| |
- | * ''Емельянов В. В.'' Женщина праведника, пережившего потоп. // Петербургское востоковедение. Вып.9. СПб, 1997. С.266-279.
| |
- | * Рихард Андре. «Легенды о Потопе»
| |
- | * [[Баландин, Рудольф Константинович|Баландин, Р. К.]]. «Тайны всемирного потопа» (М., Вече, 2002)
| |
- | * [http://lib.ru/HRISTIAN/ATH/folklore.txt Джеймс Джордж Фрэзер. Фольклор в ветхом завете. Гл. Великий Потоп]
| |
- | * [http://www.lib.ru/RELIGION/IUDAIZM/BERMAN/smysl.txt Б. И. Берман. Библейские смыслы]
| |
- | * [http://schambala.com.ua/Sensei4.rar Анастасия Новых. «Сэнсэй. Исконный Шамбалы, часть 4»]
| |
- |
| |
- | == Ссылки ==
| |
- | {{commonscat|Deluge (mythology)}}
| |
- | * {{ЭЕЭ|13293|Потоп}}
| |
- | * [http://www.machanaim.org/tanach/_snch-ow/csoa_d_6.htm Существуют ли различные источники текстов Торы, рассказывающих о сотворении мира и о Потопе]. Комментарий Сончино. Примечания к книге Брейшит.
| |
- | * [http://www.machanaim.org/tanach/_snch-ow/csoa_d_5.htm Описание Потопа в Торе и параллели в древневавилонской литературе]. Комментарий Сончино. Примечания к книге Брейшит.
| |
- | * [http://lib.ru/HRISTIAN/ATH/folklore.txt Джеймс Джордж Фрэзер. Фольклор в ветхом завете. Гл. Великий Потоп]
| |
- | * [http://nbad.narod.ru/na.htm Исследования Рона Уайетта на сайте НБАО]
| |
- | * [http://www.emmanuel.kiev.ua/Literatures/books/0008.html Всемирный потоп. Миф, легенда или реальность?]
| |
- | * [http://creation.xpictoc.com/?p=146 Всемирный потоп] документальный фильм о Ноевом ковчеге
| |
- | * [http://www.wco.ru/biblio/books/stephan1/Main.htm протоиерей Стефан Ляшевский, Библия и наука о сотворении мира]
| |
- | * [http://planetarium-kharkov.org/?q=node/562 Работа И. А. Слюсарева «О катаклизме и Всемирном потопе»]
| |
- |
| |
- | {{Ной}}
| |
- |
| |
- | [[Категория:Всемирный потоп|*]]
| |
- | [[Категория:Сюжеты Ветхого Завета]]
| |
- | [[Категория:Понятия и термины в Библии]]
| |
- |
| |
- | [[ar:طوفان نوح]]
| |
- | [[bg:Потоп]]
| |
- | [[bn:মহাপ্লাবন (পুরাণ)]]
| |
- | [[ca:Diluvi universal]]
| |
- | [[ceb:Dilubyo]]
| |
- | [[cs:Potopa světa]]
| |
- | [[da:Syndflod]]
| |
- | [[de:Sintflut]]
| |
- | [[el:Κατακλυσμός του Νώε]]
| |
- | [[en:Deluge myth]]
| |
- | [[eo:Tutmonda diluvo]]
| |
- | [[es:Diluvio universal]]
| |
- | [[fa:طوفان بزرگ]]
| |
- | [[fi:Vedenpaisumus]]
| |
- | [[fr:Déluge]]
| |
- | [[fur:Diluvi universâl]]
| |
- | [[gd:An Tuil]]
| |
- | [[gl:Diluvio]]
| |
- | [[he:המבול]]
| |
- | [[hu:Özönvíz (mitológia)]]
| |
- | [[id:Air bah (mitologi)]]
| |
- | [[it:Diluvio]]
| |
- | [[ja:大洪水]]
| |
- | [[ka:წარღვნა]]
| |
- | [[ko:대홍수]]
| |
- | [[lt:Pasaulio tvanas]]
| |
- | [[nl:Zondvloed]]
| |
- | [[no:Syndflod]]
| |
- | [[pl:Potop]]
| |
- | [[pt:Dilúvio (mitologia)]]
| |
- | [[ro:Potop]]
| |
- | [[sk:Potopa sveta]]
| |
- | [[sl:Vesoljni potop]]
| |
- | [[sr:Потоп]]
| |
- | [[sv:Syndafloden]]
| |
- | [[ta:ஊழிவெள்ளம்]]
| |
- | [[th:ตำนานน้ำท่วมโลก]]
| |
- | [[tl:Malaking Baha]]
| |
- | [[tr:Tufan]]
| |
- | [[uk:Всесвітній потоп]]
| |
- | [[ur:طوفان نوح]]
| |
- | [[vi:Đại hồng thủy]]
| |
- | [[yi:מבול וואסער]]
| |
- | [[zh:大洪水]]
| |