Итро (Иофор)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Katerina (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Библеистика» с помощью HotCat) |
Architect (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 14: | Строка 14: | ||
{{также|Святилище Итро (Наби Шуэйб)}} | {{также|Святилище Итро (Наби Шуэйб)}} | ||
- | ''' | + | '''Йитро''' ({{lang-he|יִתְרוֹ}}, ''Иофор'') — [[священник]] и князь мадьянского племени на [[Синай]]ском полуострове, тесть [[Моисей|Моисея]], женившегося на его дочери [[Сепфор]]е (Ципоре). |
- | В [[Пятикнижие|Пятикнижии]] | + | В [[Пятикнижие|Пятикнижии]] Итро зовётся также ''Рагуил'' (Исх. 2:16, 18). В 18 стихе 2 главы [[книга Исхода|Исход]]а священник назван Рагуилом, в 1 же стихе 3 главы и в последующих главах он упоминается как Итро. |
- | Согласно библейскому повествованию, Моисей, спасаясь от гнева фараона, бежит в | + | Согласно библейскому повествованию, Моисей, спасаясь от гнева фараона, бежит в Мидьян, где у колодца заступается за обижаемых пастухами дочерей «жреца Мидьяна». Благодарный отец радушно принимает Моисея в своем доме и отдает ему в жены одну из своих семи дочерей, [[Циппора|Циппору]] (Исх. 2:16–21). Когда Бог, явившийся Моисею в [[Неопалимая Купина|неопалимой купине]], повелевает ему возвратиться в Египет, чтобы вывести оттуда израильтян в Землю обетованную, Итро не удерживает зятя (Исх. 3:1–10; 4:18). В 18 главе Исхода описывается, как Итро пришел к Моисею к [[Синай (гора)|горе Синай]], где тот судил народ (евреев), и посоветовал ему поставить людей «способных, боящихся Бога» тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками над народом, чтобы они судили народ по простым делам, а в сложных делах обрщались к Моисею. Таким образом, Итро помогает Моисею решить вопрос [[судопроизводство|судопроизводства]], после чего удаляется в свою страну. (Исх. 18:1-27) |
== Различия в источниках == | == Различия в источниках == | ||
- | Некоторые исследователи считают, что различия в источниках, легших в основу канонического текста Библии, являются причиной того, что тесть Моисея именуется в книге Исход также Реуэлем (2:18) и Иетером (4:18), в книге Числа (10:29) — не то Реуэлем, не то Ховавом, а в книге Судей (4:11) — Ховавом. Другие, предлагая ряд исправлений в указанных текстах, полагают, что Реуэль — это отец Итро, а Ховав — либо шурин Моисея, либо зять. То, что Итро назван | + | Некоторые исследователи считают, что различия в источниках, легших в основу канонического текста Библии, являются причиной того, что тесть Моисея именуется в книге Исход также Реуэлем (2:18) и Иетером (4:18), в книге Числа (10:29) — не то Реуэлем, не то Ховавом, а в книге Судей (4:11) — Ховавом. Другие, предлагая ряд исправлений в указанных текстах, полагают, что Реуэль — это отец Итро, а Ховав — либо шурин Моисея, либо зять. То, что Итро назван мидьянитом в книгах Исход и Числа, но [[Кениты|кенитом]] в книге Судей (1:16; 4:11), и что его роль в реорганизации судебной системы израильтян, подробно описанная в книге Исход, не отмечена в пересказе этого события во Второзаконии (1:9–17), также объясняется по-разному различными учеными. |
== Другие религии == | == Другие религии == | ||
- | Комментаторы Корана отождествляют с тестем Моисея исламского пророка Шуайба, упоминаемого Мухаммадом в качестве жителя | + | Комментаторы Корана отождествляют с тестем Моисея исламского пророка Шуайба, упоминаемого Мухаммадом в качестве жителя Мидьяна. Житийная литература ислама подробно описывает пребывание Моисея в доме тестя, его женитьбу на Циппоре и т. п. |
- | + | [[Друзы]], высоко почитающие память Шуайба, считают его одним из ранних воплощений космического худуд — эманации света Создателя, — относящимся ко времени Моисея. Согласно друзской традиции, его могила находится на склоне [[Тель|теля]] Карней-Хиттим (около Тверии); она служит местом ежегодного паломничества друзов 23–25 апреля. | |
{{ЭСБЕ}} | {{ЭСБЕ}} |
Версия 00:33, 28 февраля 2012
Источник: | ||||||||
|
Йитро (ивр. יִתְרוֹ, Иофор) — священник и князь мадьянского племени на Синайском полуострове, тесть Моисея, женившегося на его дочери Сепфоре (Ципоре).
В Пятикнижии Итро зовётся также Рагуил (Исх. 2:16, 18). В 18 стихе 2 главы Исхода священник назван Рагуилом, в 1 же стихе 3 главы и в последующих главах он упоминается как Итро.
Согласно библейскому повествованию, Моисей, спасаясь от гнева фараона, бежит в Мидьян, где у колодца заступается за обижаемых пастухами дочерей «жреца Мидьяна». Благодарный отец радушно принимает Моисея в своем доме и отдает ему в жены одну из своих семи дочерей, Циппору (Исх. 2:16–21). Когда Бог, явившийся Моисею в неопалимой купине, повелевает ему возвратиться в Египет, чтобы вывести оттуда израильтян в Землю обетованную, Итро не удерживает зятя (Исх. 3:1–10; 4:18). В 18 главе Исхода описывается, как Итро пришел к Моисею к горе Синай, где тот судил народ (евреев), и посоветовал ему поставить людей «способных, боящихся Бога» тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками над народом, чтобы они судили народ по простым делам, а в сложных делах обрщались к Моисею. Таким образом, Итро помогает Моисею решить вопрос судопроизводства, после чего удаляется в свою страну. (Исх. 18:1-27)
Различия в источниках
Некоторые исследователи считают, что различия в источниках, легших в основу канонического текста Библии, являются причиной того, что тесть Моисея именуется в книге Исход также Реуэлем (2:18) и Иетером (4:18), в книге Числа (10:29) — не то Реуэлем, не то Ховавом, а в книге Судей (4:11) — Ховавом. Другие, предлагая ряд исправлений в указанных текстах, полагают, что Реуэль — это отец Итро, а Ховав — либо шурин Моисея, либо зять. То, что Итро назван мидьянитом в книгах Исход и Числа, но кенитом в книге Судей (1:16; 4:11), и что его роль в реорганизации судебной системы израильтян, подробно описанная в книге Исход, не отмечена в пересказе этого события во Второзаконии (1:9–17), также объясняется по-разному различными учеными.
Другие религии
Комментаторы Корана отождествляют с тестем Моисея исламского пророка Шуайба, упоминаемого Мухаммадом в качестве жителя Мидьяна. Житийная литература ислама подробно описывает пребывание Моисея в доме тестя, его женитьбу на Циппоре и т. п.
Друзы, высоко почитающие память Шуайба, считают его одним из ранних воплощений космического худуд — эманации света Создателя, — относящимся ко времени Моисея. Согласно друзской традиции, его могила находится на склоне теля Карней-Хиттим (около Тверии); она служит местом ежегодного паломничества друзов 23–25 апреля.
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.