Бет-Мидраш (дом учения)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Бет-Мидраш (ЭЕЭ)» в «Бет-Мидраш (место изучения)») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Бет-Мидраш''' (בֵּית מִדְרָשׁ, `дом учения`; во мн. числе בָּתֵּי מִדְרָשׁ, баттей-мидраш), место изучения [[Тора|Торы]] и в особенности [[Мишна|Мишны]], [[Талмуд|Талмуда]] и послеталмудической [[Раввинистическая Литература|раввинистической литературы]]. Первое | + | '''Бет-Мидраш''' (בֵּית מִדְרָשׁ, `дом учения`; во мн. числе בָּתֵּי מִדְרָשׁ, баттей-мидраш), место изучения [[Тора|Торы]] и в особенности [[Мишна|Мишны]], [[Талмуд|Талмуда]] и послеталмудической [[Раввинистическая Литература|раввинистической литературы]]. |
+ | === Первое упоминание === | ||
- | В средние века бет-мидраш стал часто размещаться в одном здании с синагогой или рядом с ней. Выполняя функцию не только места ученья, но и места молитвы, бет-мидраш вместе с тем сохранил свой особый характер, и при нем была обычно библиотека, в которой имелись труды по всем отраслям иудаизма. В отличие от [[Хедер|хедера]] и [[Иешива|иешивы]] бет-мидраш был местом, где любой член общины мог в субботу и в часы, свободные от мирских занятий в будние дни, заниматься изучением Торы. Часто бет-мидраш служил жильем для учащихся иешивы, а иногда и приютом для бедных странников. | + | Первое бесспорное упоминание бет-мидраша содержится в книге [[Бен-Сиры Премудрость|Премудрости Бен-Сиры]] (51:50), из чего можно сделать вывод, что он существовал как специальная институция, предназначавшаяся для всех желающих услышать толкование Торы из уст законоучителей, уже в период Второго [[Храм|храма]]. |
+ | === Значение Бет-Мидраша === | ||
+ | |||
+ | Бет-мидраш, будучи центром изучения Торы как для ученых, так и для простого народа, способствовал широкому распространению культуры среди евреев. Во времена Мишны бет-мидраш был независим от [[Синагога|синагоги]] и считался более святым местом. Значение беи-мидраша как места изучения Торы и [[Устный Закон|Устного Закона]] специально подчеркивается в ряде мест Талмуда (Мег. 27а; Гит. 38б; Бр. 17а, 64а). | ||
+ | |||
+ | В средние века бет-мидраш стал часто размещаться в одном здании с синагогой или рядом с ней. Выполняя функцию не только места ученья, но и места молитвы, бет-мидраш вместе с тем сохранил свой особый характер, и при нем была обычно библиотека, в которой имелись труды по всем отраслям иудаизма. | ||
+ | === Отличие от хедера и иешивы === | ||
+ | |||
+ | В отличие от [[Хедер|хедера]] и [[Иешива|иешивы]] бет-мидраш был местом, где любой член общины мог в субботу и в часы, свободные от мирских занятий в будние дни, заниматься изучением Торы. Часто бет-мидраш служил жильем для учащихся иешивы, а иногда и приютом для бедных странников. | ||
+ | === Организационные формы баттей-мидраш === | ||
Некоторые баттей-мидраш были построены и содержались на средства общины, другие — за счет филантропов. Бет-мидраш, выполняющий одновременно функции синагоги и часто принадлежащий какой-либо определенной социальной группе еврейской общины (например, определенному цеху ремесленников, определенной торговой гильдии и т. п.), получил название «клаус» (от латинского claustrum, `монастырь`) в Германии и «клойз» в Восточной Европе. У хасидов (см. [[Хасидизм]]) функции бет-мидраша и синагоги сочетались в «штибле» (уменьшительное от штуб[е] — `жилое помещение`, `комната`); в некоторых сефардских общинах (см. [[Сефарды]]) и в общинах стран ислама бет-мидраш называют просто мидраш. | Некоторые баттей-мидраш были построены и содержались на средства общины, другие — за счет филантропов. Бет-мидраш, выполняющий одновременно функции синагоги и часто принадлежащий какой-либо определенной социальной группе еврейской общины (например, определенному цеху ремесленников, определенной торговой гильдии и т. п.), получил название «клаус» (от латинского claustrum, `монастырь`) в Германии и «клойз» в Восточной Европе. У хасидов (см. [[Хасидизм]]) функции бет-мидраша и синагоги сочетались в «штибле» (уменьшительное от штуб[е] — `жилое помещение`, `комната`); в некоторых сефардских общинах (см. [[Сефарды]]) и в общинах стран ислама бет-мидраш называют просто мидраш. |
Версия 16:29, 10 февраля 2012
Источник: | ||||||||
|
Бет-Мидраш (בֵּית מִדְרָשׁ, `дом учения`; во мн. числе בָּתֵּי מִדְרָשׁ, баттей-мидраш), место изучения Торы и в особенности Мишны, Талмуда и послеталмудической раввинистической литературы.
Содержание |
Первое упоминание
Первое бесспорное упоминание бет-мидраша содержится в книге Премудрости Бен-Сиры (51:50), из чего можно сделать вывод, что он существовал как специальная институция, предназначавшаяся для всех желающих услышать толкование Торы из уст законоучителей, уже в период Второго храма.
Значение Бет-Мидраша
Бет-мидраш, будучи центром изучения Торы как для ученых, так и для простого народа, способствовал широкому распространению культуры среди евреев. Во времена Мишны бет-мидраш был независим от синагоги и считался более святым местом. Значение беи-мидраша как места изучения Торы и Устного Закона специально подчеркивается в ряде мест Талмуда (Мег. 27а; Гит. 38б; Бр. 17а, 64а).
В средние века бет-мидраш стал часто размещаться в одном здании с синагогой или рядом с ней. Выполняя функцию не только места ученья, но и места молитвы, бет-мидраш вместе с тем сохранил свой особый характер, и при нем была обычно библиотека, в которой имелись труды по всем отраслям иудаизма.
Отличие от хедера и иешивы
В отличие от хедера и иешивы бет-мидраш был местом, где любой член общины мог в субботу и в часы, свободные от мирских занятий в будние дни, заниматься изучением Торы. Часто бет-мидраш служил жильем для учащихся иешивы, а иногда и приютом для бедных странников.
Организационные формы баттей-мидраш
Некоторые баттей-мидраш были построены и содержались на средства общины, другие — за счет филантропов. Бет-мидраш, выполняющий одновременно функции синагоги и часто принадлежащий какой-либо определенной социальной группе еврейской общины (например, определенному цеху ремесленников, определенной торговой гильдии и т. п.), получил название «клаус» (от латинского claustrum, `монастырь`) в Германии и «клойз» в Восточной Европе. У хасидов (см. Хасидизм) функции бет-мидраша и синагоги сочетались в «штибле» (уменьшительное от штуб[е] — `жилое помещение`, `комната`); в некоторых сефардских общинах (см. Сефарды) и в общинах стран ислама бет-мидраш называют просто мидраш.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья БЕТ-МИДРАШ в ЭЕЭ