Шмуэль (Самуил), библейская книга
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) |
Elina (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 26: | Строка 26: | ||
[[Файл:Paris psaulter gr139 fol3v.jpg|thumb|250px|Самуил помазывает Давида на царство ([[Парижская псалтырь]])]] | [[Файл:Paris psaulter gr139 fol3v.jpg|thumb|250px|Самуил помазывает Давида на царство ([[Парижская псалтырь]])]] | ||
'''Самуи́л''' ({{lang-he|שְׁמוּאֵל}}, ''Шмуэ́ль'', «услышанный Господом») — [[библейские пророки|библейский пророк]], последний и знаменитейший из [[судьи израильские|судей израильских]] ([[XI век до н. э.]]). Шмуэль воспитывался при [[Скиния|Скинии]] в самое тяжёлое и смутное время в жизни израильтян. Он явился преобразователем своего народа. При слабом [[первосвященник]]е и Судье [[Эли (священник)|Эли]] религиозная и государственная жизнь пала до крайности; народу пришлось перенести поражение со стороны [[филистимляне|филистимлян]], которые в результате захватили величайшую святыню — [[Ковчег Завета]]. | '''Самуи́л''' ({{lang-he|שְׁמוּאֵל}}, ''Шмуэ́ль'', «услышанный Господом») — [[библейские пророки|библейский пророк]], последний и знаменитейший из [[судьи израильские|судей израильских]] ([[XI век до н. э.]]). Шмуэль воспитывался при [[Скиния|Скинии]] в самое тяжёлое и смутное время в жизни израильтян. Он явился преобразователем своего народа. При слабом [[первосвященник]]е и Судье [[Эли (священник)|Эли]] религиозная и государственная жизнь пала до крайности; народу пришлось перенести поражение со стороны [[филистимляне|филистимлян]], которые в результате захватили величайшую святыню — [[Ковчег Завета]]. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | === История о рождении Шмуэля === | ||
+ | |||
+ | Шмуэль был сыном [[Элканa|Элканы]] и [[Ханнa|Ханны]] из [[Раматаим-Цофим]] в уделе колена [[Эфраим]]. История о рождении Шмуэля содержит характерный библейский мотив о чудесном рождении от страдавшей длительным бесплодием матери (ср. Сарра, Ревекка, Рахиль, Самсон). Многие годы Ханна в святилище в Шило молила Бога дать ей сына, обещая, что посвятит его служению Богу, «и бритва не коснется головы его» (I Сам. 1:1–11; см. Назорей). Бог услышал молитву, и Ханна родила сына, которого она нарекла Шмуэль (`имя Божье`; по другому толкованию — `услышал Бог`), «ибо, от Господа я испросила его» (I Сам. 1:20). Когда ребенок подрос, Ханна привела его в Шило и передала священнику Эли, сказав: «И я отдаю его Господу на все дни жизни его — служить Господу» (I Сам. 1:28). Однажды Самуилу было видение, в котором Бог предрек кару нечестивым сыновьям Эли (I Сам. 3:11–14), и с этого времени началась деятельность Шмуэля как «пророка Яхве» (I Сам. 3:20). | ||
+ | |||
+ | === Шмуэль - пророк === | ||
Созвав народ в [[Мицпа|Мицпе]] на торжественное покаяние, Шмуэль настолько поднял его дух, что филистимское [[иго]] было свергнуто; началось всеобщее и быстрое возрождение, которому особенно много содействовали основанные Шмуэлем «пророческие сонмы» или «пророческие школы» — своего рода религиозно-нравственные братства или общества, имевшие задачей пробуждать в народе дух патриотизма и распространять просвещение. | Созвав народ в [[Мицпа|Мицпе]] на торжественное покаяние, Шмуэль настолько поднял его дух, что филистимское [[иго]] было свергнуто; началось всеобщее и быстрое возрождение, которому особенно много содействовали основанные Шмуэлем «пророческие сонмы» или «пророческие школы» — своего рода религиозно-нравственные братства или общества, имевшие задачей пробуждать в народе дух патриотизма и распространять просвещение. | ||
[[Файл:Louvre rosa apparition.jpg|thumb|left|[[Сальватор Роза]], ''[[Аэндорская волшебница]] вызывает дух Самуила'', [[Лувр]]]] | [[Файл:Louvre rosa apparition.jpg|thumb|left|[[Сальватор Роза]], ''[[Аэндорская волшебница]] вызывает дух Самуила'', [[Лувр]]]] | ||
- | |||
- | Шмуэль предостерегал народ от опасностей [[деспотизм]]а, обычного при царском режиме на Востоке; но народ, утомлённый безначалием, готов был идти навстречу даже и этим опасностям, только бы иметь твёрдую власть, и отвечал Шмуэлю: «нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы; будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести наши войны» ({{Библия|1Цар|8:19|-20}}). | + | === Шмуэль - судья === |
+ | |||
+ | О Шмуэле также говорится, что он был «судьей» (I Сам. 7), то есть, во-первых, избавителем израильтян во время сражения с филистимлянами, во-вторых, арбитром на всей территории между городами [[Бет-Эль]], [[Гилгал]], [[Мицпе]] и [[Рама]] (I Сам. 7:16–17). Шмуэль мудро правил народом в качестве судьи до преклонных лет и высоко поднял его благосостояние. | ||
+ | |||
+ | Шмуэль имел двух сыновей, [[Иоэля]] и [[Авию]], которых, состарившись, он поставил судьями над Израилем, и они судили в [[Беер-Шевe]] (I Сам. 8:2; ср. I Хр. 6:18). Возможно, Шмуэль намеревался сделать их своими наследниками, что было бы характерным для царской власти. | ||
+ | |||
+ | === Помазание Шауля на царство === | ||
+ | |||
+ | Bследствие взяточничества и искажения правосудия сыновьями Шмуэля, старейшины Израиля обратились к Шмуэлю с жалобой и попросили поставить над ними царя, чтобы «он судил нас, как у прочих народов» (I Сам. 8:5). | ||
+ | Шмуэль предостерегал народ от опасностей [[деспотизм]]а, обычного при царском режиме на Востоке; но народ, утомлённый безначалием, готов был идти навстречу даже и этим опасностям, только бы иметь твёрдую власть, и отвечал Шмуэлю: «нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы; будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести наши войны» ({{Библия|1Цар|8:19|-20}}). | ||
+ | Трудно с определенностью сказать, каково было отношение Шмуэля к этой просьбе народа, так как в Библии содержатся две различные версии событий: согласно одной, установление царской власти отвечало требованиям времени (I Сам. 9:1–10:16), а согласно другой, установление царства означало отвержение Бога как царя Израиля и закабаление народа (I Сам. 8:6–18). | ||
+ | |||
+ | Библия повествует, что по божественному повелению Шмуэль помазал Шауля, сына [[Киш]]а, на царство (I Сам. 10:1), а затем на собраниях в Мицпе и Гилгале провозгласил его царем всенародно. | ||
+ | |||
+ | Шмуэль установил права и обязанности царя, которые были тут же записаны (I Сам. 10:17–27; 11:14–15). | ||
+ | |||
+ | Однако, Шауль своими поступками принёс Шмуэлю множество огорчений. Позднее Шмуэль, по-видимому, попытался ограничить полномочия царя, отрицая его прерогативу отправлять культ Бога Израиля, которая должна оставаться в руках судьи-пророка. Именно здесь коренится причина разрыва между Шмуэлем и Шаулем (I Сам. 15). | ||
+ | |||
+ | [[Файл: 13682_L.jpg|thumb|250px|left|[[Самуил]] Помазание Давида на царство Самуилом (I Сам. 16:13). Иллюстрация из книги «Библейские образы». Гаага]] | ||
+ | |||
+ | После этого Шмуэль не пытался отменить царскую власть; так что тот вынужден был ещё при жизни Шауля тайно помазать на царство другого царя, [[Давид]]а, на которого ему указал Бог. | ||
+ | |||
+ | Руководство Шмуэля Израилем состояло преимущественно в посредничестве между Богом и Израилем. Отказ народа внять Шмуэлю был ударом по самому предназначению Шмуэля как посредника, готового выполнять повеления Бога в руководстве народом и возносить молитвы за народ во время его борьбы с врагом. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | === Могила Шмуэля === | ||
+ | |||
+ | Умер Шмуэль на 88 году от рождения и был погребён в Раме, оплакиваемый всем народом. | ||
+ | |||
+ | Могилой Шмуэля традиционно считается холм [[ан-Наби Самвил]], возвышающийся близ въезда в [[Иерусалим]] по шоссе из [[Тель-Авив|Тель-Авива]]. | ||
+ | Теодор Лектор утверждает, что византийский [[император Аркадий]] в 406 г. перевез кости Шмуэля в [[Константинополь]] и поместил их в специально воздвигнутой церкви. | ||
+ | В 10 в. арабский географ [[ал-Мукаддаси]] упоминает монастырь возле ан-Наби Самвил. Библейский город Рама был позднее неверно отождествлен с Рамлой, где была якобы найдена могила Шмуэля, при которой в 1013 г. существовала синагога караимов. | ||
+ | В 1173 г. Биньямин из Туделы писал, что крестоносцы перенесли останки Шмуэля из Рамлы в ан-Наби Самвил. | ||
+ | В 1157 г. к югу от холма была воздвигнута церковь, разрушенная в 1187 г. [[Салах ад-Дин]]ом. | ||
+ | |||
+ | В средние века могила служила местом массового паломничества евреев, собиравшихся здесь 28 ияра (см. Календарь), традиционно считающегося днем смерти Шмуэля. | ||
+ | Около 1730 г. турки закрыли пещеру и построили над ней мечеть, куда евреям вход был воспрещен. Ныне евреи мало посещают могилу. | ||
== Литература == | == Литература == |
Версия 17:54, 2 февраля 2012
Регулярная исправленная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
31/10/2010 | |
Книга Шмуэля (Самуила) (ивр. סֵפֶר שְׁמוּאֵל, Сефер Шемуэль), восьмая книга еврейской Библии (ТаНаХа) и третья в её разделе "Невиим" (Пророки). Изначально единая книга, в Септуагинте и в Вульгате она была разделена на две книги, получившие название I и II (из четырёх) книг Царств. Первая книга описывает события до смерти царя Шауля, вторая начинается с реакции Давида на эту смерть. В еврейских рукописях Библии текст рассматривался как единая книга, и лишь с появлением печатной Библии в XV в. деление на I и II книгу Самуила вошло в еврейскую традицию.
Книга Шмуэля является историографической книгой, описывающей события начиная с рождения пророка Шмуэля до избрания царем Давидом места для будущего Храма.
По свидетельству иудейского предания (Вавилонский Талмуд, Бава батра 14б-15а) и первой книги Паралипоменон, авторами книги Шмуэля были пророки Шмуэль (24 главы), Натан и Гад,
Общей тенденцией книг Шмуэля и Царей (Мелахим) было изображение политического состояния (благополучного или несчастного) еврейского народа в связи с религиозно-нравственной его жизнью или состояния веры. В частности, авторы книги Шмуэля подробным изложением событий из жизни Шмуэля и Давида хотели отобразить возможно точный образ еврейского пророка в лице Шмуэля, а царя в лице Давида.
Содержание |
Жизнь Шмуэля
Самуи́л (ивр. שְׁמוּאֵל, Шмуэ́ль, «услышанный Господом») — библейский пророк, последний и знаменитейший из судей израильских (XI век до н. э.). Шмуэль воспитывался при Скинии в самое тяжёлое и смутное время в жизни израильтян. Он явился преобразователем своего народа. При слабом первосвященнике и Судье Эли религиозная и государственная жизнь пала до крайности; народу пришлось перенести поражение со стороны филистимлян, которые в результате захватили величайшую святыню — Ковчег Завета.
История о рождении Шмуэля
Шмуэль был сыном Элканы и Ханны из Раматаим-Цофим в уделе колена Эфраим. История о рождении Шмуэля содержит характерный библейский мотив о чудесном рождении от страдавшей длительным бесплодием матери (ср. Сарра, Ревекка, Рахиль, Самсон). Многие годы Ханна в святилище в Шило молила Бога дать ей сына, обещая, что посвятит его служению Богу, «и бритва не коснется головы его» (I Сам. 1:1–11; см. Назорей). Бог услышал молитву, и Ханна родила сына, которого она нарекла Шмуэль (`имя Божье`; по другому толкованию — `услышал Бог`), «ибо, от Господа я испросила его» (I Сам. 1:20). Когда ребенок подрос, Ханна привела его в Шило и передала священнику Эли, сказав: «И я отдаю его Господу на все дни жизни его — служить Господу» (I Сам. 1:28). Однажды Самуилу было видение, в котором Бог предрек кару нечестивым сыновьям Эли (I Сам. 3:11–14), и с этого времени началась деятельность Шмуэля как «пророка Яхве» (I Сам. 3:20).
Шмуэль - пророк
Созвав народ в Мицпе на торжественное покаяние, Шмуэль настолько поднял его дух, что филистимское иго было свергнуто; началось всеобщее и быстрое возрождение, которому особенно много содействовали основанные Шмуэлем «пророческие сонмы» или «пророческие школы» — своего рода религиозно-нравственные братства или общества, имевшие задачей пробуждать в народе дух патриотизма и распространять просвещение.
Шмуэль - судья
О Шмуэле также говорится, что он был «судьей» (I Сам. 7), то есть, во-первых, избавителем израильтян во время сражения с филистимлянами, во-вторых, арбитром на всей территории между городами Бет-Эль, Гилгал, Мицпе и Рама (I Сам. 7:16–17). Шмуэль мудро правил народом в качестве судьи до преклонных лет и высоко поднял его благосостояние.
Шмуэль имел двух сыновей, Иоэля и Авию, которых, состарившись, он поставил судьями над Израилем, и они судили в Беер-Шевe (I Сам. 8:2; ср. I Хр. 6:18). Возможно, Шмуэль намеревался сделать их своими наследниками, что было бы характерным для царской власти.
Помазание Шауля на царство
Bследствие взяточничества и искажения правосудия сыновьями Шмуэля, старейшины Израиля обратились к Шмуэлю с жалобой и попросили поставить над ними царя, чтобы «он судил нас, как у прочих народов» (I Сам. 8:5). Шмуэль предостерегал народ от опасностей деспотизма, обычного при царском режиме на Востоке; но народ, утомлённый безначалием, готов был идти навстречу даже и этим опасностям, только бы иметь твёрдую власть, и отвечал Шмуэлю: «нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы; будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести наши войны» (1Цар.8:19-20). Трудно с определенностью сказать, каково было отношение Шмуэля к этой просьбе народа, так как в Библии содержатся две различные версии событий: согласно одной, установление царской власти отвечало требованиям времени (I Сам. 9:1–10:16), а согласно другой, установление царства означало отвержение Бога как царя Израиля и закабаление народа (I Сам. 8:6–18).
Библия повествует, что по божественному повелению Шмуэль помазал Шауля, сына Киша, на царство (I Сам. 10:1), а затем на собраниях в Мицпе и Гилгале провозгласил его царем всенародно.
Шмуэль установил права и обязанности царя, которые были тут же записаны (I Сам. 10:17–27; 11:14–15).
Однако, Шауль своими поступками принёс Шмуэлю множество огорчений. Позднее Шмуэль, по-видимому, попытался ограничить полномочия царя, отрицая его прерогативу отправлять культ Бога Израиля, которая должна оставаться в руках судьи-пророка. Именно здесь коренится причина разрыва между Шмуэлем и Шаулем (I Сам. 15).
После этого Шмуэль не пытался отменить царскую власть; так что тот вынужден был ещё при жизни Шауля тайно помазать на царство другого царя, Давида, на которого ему указал Бог.
Руководство Шмуэля Израилем состояло преимущественно в посредничестве между Богом и Израилем. Отказ народа внять Шмуэлю был ударом по самому предназначению Шмуэля как посредника, готового выполнять повеления Бога в руководстве народом и возносить молитвы за народ во время его борьбы с врагом.
Могила Шмуэля
Умер Шмуэль на 88 году от рождения и был погребён в Раме, оплакиваемый всем народом.
Могилой Шмуэля традиционно считается холм ан-Наби Самвил, возвышающийся близ въезда в Иерусалим по шоссе из Тель-Авива. Теодор Лектор утверждает, что византийский император Аркадий в 406 г. перевез кости Шмуэля в Константинополь и поместил их в специально воздвигнутой церкви. В 10 в. арабский географ ал-Мукаддаси упоминает монастырь возле ан-Наби Самвил. Библейский город Рама был позднее неверно отождествлен с Рамлой, где была якобы найдена могила Шмуэля, при которой в 1013 г. существовала синагога караимов. В 1173 г. Биньямин из Туделы писал, что крестоносцы перенесли останки Шмуэля из Рамлы в ан-Наби Самвил. В 1157 г. к югу от холма была воздвигнута церковь, разрушенная в 1187 г. Салах ад-Дином.
В средние века могила служила местом массового паломничества евреев, собиравшихся здесь 28 ияра (см. Календарь), традиционно считающегося днем смерти Шмуэля. Около 1730 г. турки закрыли пещеру и построили над ней мечеть, куда евреям вход был воспрещен. Ныне евреи мало посещают могилу.
Литература
Ссылки
- Библия, Ветхий Завет
- Статья «Самуил» в Электронной еврейской энциклопедии
|
|
---|---|
Пятикнижие (Тора) | |
Пророки (Невиим) |
Йеhошуа (Иисус Навин) • Шофтим (Судьи)• Шемуэль-I (1 Царств)• Шемуэль-II (2 Царств)• Мелахим-I (3 Царств)• Мелахим-II (4 Царств)• Йешаяhу (Исаия)• Ирмеяhу (Иеремия)• Йехезкель (Иезекиил)• hошеа (Осия)• Йоэль (Иоиль)• Амос • Овадья (Овадия)• Йона (Иона)• Миха (Михей)• Нахум (Наум)• Хавакук (Аввакум)• Цефанья (Софония)• Хагай (Аггей)• Зехарья (Захария)• Малахи (Малахия) |
Писания (Кетувим) |
Теhилим (Псалтирь)• Мишлей (Притчи)• Иов• Шир hа-Ширим (Песнь песней)• Рут (Руфь)• Эйха (Плач Иеремии)• Коhелет (Экклесиаст)• Эстер (Есфирь)• Даниэль (Даниил)• Эзра (Ездра)• Нехемья (Неемия)• Диврей hа-ямим-I (1 Паралипоменон)• Диврей hа-ямим-II (2 Паралипоменон)• |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|