Цеирей Цион (сионистское движение)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
м (Замена текста — «Хистадрут» на «Гистадрут»)
Строка 25: Строка 25:
-
'''Цеирей Цион''' (צְעִירֵי צִיּוֹן, `Молодежь Сиона`), сионистское рабочее движение (см. [[Сионизм]]) умеренно социалистического толка (см. [[Социализм]]), действовавшее преимущественно в [[Россия|России]]. Движение консолидировалось около 1903 г., хотя его идеологическая база сформировалась ранее — в работах таких теоретиков, как, например, [[Сыркин, Нахман|Н. Сыркин]] и [[Гесс|М. Гесс]]. 1903 г. был трудным годом в истории еврейского народа и в истории сионистского движения. Надежда на международное признание права еврейского народа на возвращение в Эрец-Исраэль не сбылась, разногласия относительно [[Уганды План|Уганды плана]] привели к выходу территориалистов (см. [[Территориализм|территориализм]]) из [[Сионистская Организация|Сионистской организации]] и к консолидации оппозиции [[Герцль, Теодор|Т. Герцлю]] в самом движении (Ционей Цион — `Сионисты Сиона`), Кишиневский погром (см. [[Кишинёв|Кишинев]], [[Погромы]]) вызвал шок среди евреев и заставил многих осознать неотложность сионистской задачи. В этой обстановке и на фоне ширящегося революционного движения практически одновременно в различных местах России стали возникать группы Цеирей Цион. Первоначально у этих групп не было официальной программы, однако все они разделяли веру в созидательную сионистскую деятельность, конечной целью которой была [[Алия|алия]], трудовая деятельность на земле в Эрец-Исраэль и возрождение [[Иврит Язык|иврита]]; Цеирей Цион поддерживали борьбу за интересы рабочего класса, за свержение самодержавия в России, за национальное равноправие и автономию евреев России; Цеирей Цион активно участвовали в создании еврейской [[Самооборона Еврейская|самообороны]]. Члены Цеирей Цион составили ядро второй алии, начало которой было положено прибытием в Эрец-Исраэль группы гомельских Цеирей Цион в 1904 г. Совместно с рабочими, прибывшими в страну ранее, новые [[Оле|олим]] создали Хистадрут hа-поалим hа-цеирим бе-Эрец-Исраэль (Организация молодых рабочих в Эрец-Исраэль), которая в октябре 1905 г. была преобразована в партию [[hа-Поэл hа-Цаир|hа-Поэл hа-цаир]].
+
'''Цеирей Цион''' (צְעִירֵי צִיּוֹן, `Молодежь Сиона`), сионистское рабочее движение (см. [[Сионизм]]) умеренно социалистического толка (см. [[Социализм]]), действовавшее преимущественно в [[Россия|России]]. Движение консолидировалось около 1903 г., хотя его идеологическая база сформировалась ранее — в работах таких теоретиков, как, например, [[Сыркин, Нахман|Н. Сыркин]] и [[Гесс|М. Гесс]]. 1903 г. был трудным годом в истории еврейского народа и в истории сионистского движения. Надежда на международное признание права еврейского народа на возвращение в Эрец-Исраэль не сбылась, разногласия относительно [[Уганды План|Уганды плана]] привели к выходу территориалистов (см. [[Территориализм|территориализм]]) из [[Сионистская Организация|Сионистской организации]] и к консолидации оппозиции [[Герцль, Теодор|Т. Герцлю]] в самом движении (Ционей Цион — `Сионисты Сиона`), Кишиневский погром (см. [[Кишинёв|Кишинев]], [[Погромы]]) вызвал шок среди евреев и заставил многих осознать неотложность сионистской задачи. В этой обстановке и на фоне ширящегося революционного движения практически одновременно в различных местах России стали возникать группы Цеирей Цион. Первоначально у этих групп не было официальной программы, однако все они разделяли веру в созидательную сионистскую деятельность, конечной целью которой была [[Алия|алия]], трудовая деятельность на земле в Эрец-Исраэль и возрождение [[Иврит Язык|иврита]]; Цеирей Цион поддерживали борьбу за интересы рабочего класса, за свержение самодержавия в России, за национальное равноправие и автономию евреев России; Цеирей Цион активно участвовали в создании еврейской [[Самооборона Еврейская|самообороны]]. Члены Цеирей Цион составили ядро второй алии, начало которой было положено прибытием в Эрец-Исраэль группы гомельских Цеирей Цион в 1904 г. Совместно с рабочими, прибывшими в страну ранее, новые [[Оле|олим]] создали Гистадрут hа-поалим hа-цеирим бе-Эрец-Исраэль (Организация молодых рабочих в Эрец-Исраэль), которая в октябре 1905 г. была преобразована в партию [[hа-Поэл hа-Цаир|hа-Поэл hа-цаир]].
Одновременно с деятельностью в Эрец-Исраэль Цеирей Цион активно действовали в странах [[Диаспора|диаспоры]], главным образом в России. В 1905 г. в [[Одесса|Одессе]] было основано движение [[Хе-Халуц]], в 1906 г. была проведена конференция основанного Цеирей Цион движения Билуим хадашим (`Новые билуйцы`, см. [[Билу]]). В 1905 г. в Кишиневе был создан центр движения Цеирей Цион, и в том же году была проведена конференция Цеирей Цион, обсуждавшая пути организационной и идеологической консолидации. На 2-й конференции, состоявшейся в Кишиневе в 1906 г., была принята программа Цеирей Цион, утверждавшая, что решение еврейской проблемы состоит в массовой алие в Эрец-Исраэль, которая должна привести к созданию там еврейского большинства, что необходимо для свободного и независимого развития еврейской жизни; сионизм, рожденный еврейскими рабочими массами, стремится к реализации этой цели, и его движущие мотивы носят экономический, культурный и национально-политический характер.
Одновременно с деятельностью в Эрец-Исраэль Цеирей Цион активно действовали в странах [[Диаспора|диаспоры]], главным образом в России. В 1905 г. в [[Одесса|Одессе]] было основано движение [[Хе-Халуц]], в 1906 г. была проведена конференция основанного Цеирей Цион движения Билуим хадашим (`Новые билуйцы`, см. [[Билу]]). В 1905 г. в Кишиневе был создан центр движения Цеирей Цион, и в том же году была проведена конференция Цеирей Цион, обсуждавшая пути организационной и идеологической консолидации. На 2-й конференции, состоявшейся в Кишиневе в 1906 г., была принята программа Цеирей Цион, утверждавшая, что решение еврейской проблемы состоит в массовой алие в Эрец-Исраэль, которая должна привести к созданию там еврейского большинства, что необходимо для свободного и независимого развития еврейской жизни; сионизм, рожденный еврейскими рабочими массами, стремится к реализации этой цели, и его движущие мотивы носят экономический, культурный и национально-политический характер.

Версия 23:43, 28 января 2012


Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Цеирей Цион (צְעִירֵי צִיּוֹן, `Молодежь Сиона`), сионистское рабочее движение (см. Сионизм) умеренно социалистического толка (см. Социализм), действовавшее преимущественно в России. Движение консолидировалось около 1903 г., хотя его идеологическая база сформировалась ранее — в работах таких теоретиков, как, например, Н. Сыркин и М. Гесс. 1903 г. был трудным годом в истории еврейского народа и в истории сионистского движения. Надежда на международное признание права еврейского народа на возвращение в Эрец-Исраэль не сбылась, разногласия относительно Уганды плана привели к выходу территориалистов (см. территориализм) из Сионистской организации и к консолидации оппозиции Т. Герцлю в самом движении (Ционей Цион — `Сионисты Сиона`), Кишиневский погром (см. Кишинев, Погромы) вызвал шок среди евреев и заставил многих осознать неотложность сионистской задачи. В этой обстановке и на фоне ширящегося революционного движения практически одновременно в различных местах России стали возникать группы Цеирей Цион. Первоначально у этих групп не было официальной программы, однако все они разделяли веру в созидательную сионистскую деятельность, конечной целью которой была алия, трудовая деятельность на земле в Эрец-Исраэль и возрождение иврита; Цеирей Цион поддерживали борьбу за интересы рабочего класса, за свержение самодержавия в России, за национальное равноправие и автономию евреев России; Цеирей Цион активно участвовали в создании еврейской самообороны. Члены Цеирей Цион составили ядро второй алии, начало которой было положено прибытием в Эрец-Исраэль группы гомельских Цеирей Цион в 1904 г. Совместно с рабочими, прибывшими в страну ранее, новые олим создали Гистадрут hа-поалим hа-цеирим бе-Эрец-Исраэль (Организация молодых рабочих в Эрец-Исраэль), которая в октябре 1905 г. была преобразована в партию hа-Поэл hа-цаир.

Одновременно с деятельностью в Эрец-Исраэль Цеирей Цион активно действовали в странах диаспоры, главным образом в России. В 1905 г. в Одессе было основано движение Хе-Халуц, в 1906 г. была проведена конференция основанного Цеирей Цион движения Билуим хадашим (`Новые билуйцы`, см. Билу). В 1905 г. в Кишиневе был создан центр движения Цеирей Цион, и в том же году была проведена конференция Цеирей Цион, обсуждавшая пути организационной и идеологической консолидации. На 2-й конференции, состоявшейся в Кишиневе в 1906 г., была принята программа Цеирей Цион, утверждавшая, что решение еврейской проблемы состоит в массовой алие в Эрец-Исраэль, которая должна привести к созданию там еврейского большинства, что необходимо для свободного и независимого развития еврейской жизни; сионизм, рожденный еврейскими рабочими массами, стремится к реализации этой цели, и его движущие мотивы носят экономический, культурный и национально-политический характер.

В 1910 г. в Лодзи состоялась очередная конференция Цеирей Цион. Как и все предшествующие, она была нелегальной, и большинство ее участников было арестовано. Несмотря на аресты, эта конференция внесла значительный вклад в выработку идеологии и в консолидацию движения. В 1912 г. в Минске состоялась 1-я общероссийская конференция Цеирей Цион. На повестке дня стояли организационные вопросы, алия, деятельность Хе-Халуц и др., а также вопрос об организации всемирной конференции Цеирей Цион, которая состоялась в Вене в августе 1913 г. одновременно с 11-м Сионистским конгрессом (см. Сионистская организация). В работе конференции принимали участие 56 человек, все — делегаты 11-го Сионистского конгресса, 30 – представители групп Цеирей Цион из различных стран (в основном из России), 26 – из Эрец-Исраэль. На конференции было уделено много внимания отношению Цеирей Цион к социализму. После принятия резолюции, в которой провозглашалась приверженность Цеирей Цион социализму весьма умеренного толка, конференцию покинули и вышли из состава движения как левые, стоявшие на социалистических позициях, так и правые, антисоциалистически настроенные делегаты. На этой конференции были заложены основы всемирной федерации Цеирей Цион, тесно связанной с hа-Поэл hа-цаир. Делегаты конференции избрали руководящие органы движения, штаб-квартирой которых стал Белосток, и приняли решение о превращении вечерней газеты «Шахарит», выходившей в Одессе на иврите, в официальный орган Цеирей Цион и о перемещении ее редакции в Варшаву.

На всероссийской конференции Цеирей Цион в апреле 1914 г. в Вильне (см. Вильнюс) в центре дискуссии стояли вопросы о состоянии рабочего движения. После революции в России в феврале 1917 г. интерес к Цеирей Цион резко возрос. 2-я всероссийская конференция Цеирей Цион проходила 18–24 мая 1917 г. в Петрограде и была значительным событием в жизни российского еврейства. Конференция стала ареной борьбы трех наметившихся в движении течений — социалистического, умеренно-социалистического, близкого по своим взглядам к правым российским социалистам-трудовикам, и общедемократического. Резолюции, принятые на конференции, отразили компромисс между основными течениями Цеирей Цион. Провозглашалось, что Цеирей Цион рассматривает сионизм как общенациональное и надклассовое движение: «Исходя из признания того, что национальное, политическое и экономическое освобождение народа, а также приобщение еврейского народа к общечеловеческому прогрессу невозможно вне условий нормальной национальной жизни, фракция Цеирей Цион стремится к строительству в Эрец-Исраэль автономного политического центра на здоровых социальных основах и к организации вокруг этого центра большого числа национально-политических автономий евреев диаспоры». Летом 1917 г. в Цеирей Цион насчитывалось около пятидесяти тысяч членов. После конференции Цеирей Цион действовала как независимая партия, число членов которой быстро росло. После Октябрьской революции центр партии был переведен из Петрограда в Харьков, а оттуда — в Киев, который еще не был под большевистской властью. В этот период деятельность движения концентрировалась главным образом на Украине, где Цеирей Цион играли важную роль в организации самообороны и создании еврейских кооперативов, однако главной целью Цеирей Цион продолжала оставаться алия. После 3-й всероссийской конференции Цеирей Цион в Харькове в мае 1920 г. движение раскололось на две партии. Социалистическое крыло создало партию Цеирей Цион ционим-социалистим (Цеирей Цион — сионисты-социалисты), известную под аббревиатурой ЦС.; партия тесно сотрудничала с Ахдут hа-авода в Эрец-Исраэль. Другое крыло движения — «трудовики» — создало всемирный союз с hа-Поэл hа-цаир в Эрец-Исраэль и приняло название Цеирей Цион-Хит’ахадут (Цеирей Цион — объединение). В 1925 г. под давлением Ахдут hа-авода Цеирей Цион объединилась с социал-демократическим крылом Поалей Цион (после его размежевания с прокоммунистической фракцией движения). В 1930 г. в Эрец-Исраэль Ахдут hа-авода и Поалей Цион создали партию Мапай, что повлекло за собой объединение связанных с ними партий за пределами Эрец-Исраэль.

Группа Цеирей Цион в Полоцке (Витебская губерния). 1921 г.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЦЕИРЕЙ ЦИОН в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация