Гольдман, Люсьен

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4
+
{{О статье\ЭЕЭ
 +
|ТИП СТАТЬИ=2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 36: Строка 37:
== Биография ==
== Биография ==
-
Родился в городе Ботошани (Румыния).
+
Родился в городе Ботошани (Румыния). Эмигрировал из Румынии во Францию. Изучал в Вене социологию у австрийского теоретика социализма [[Адлер, Макс|М. Адлера]]. Во время Второй мировой войны жил в Швейцарии, где работал ассистентом швейцарского психолога и философа Ж. Пиаже, под влиянием идей которого сложился его философский метод. (Он неоднократно подчеркивал близость своей теории к «генетической эпистемологии» Пиаже.) После войны вернулся во Францию, с 1945 г. жил в Париже; был научным сотрудником Национального центра научных исследований; в 1959 г. избран директором Практической школы высших исследований, был профессором университета Сорбонна; с 1964 г. — директор Центра социологии литературы, организованного по его инициативе за три года до этого при Свободном университете в Брюсселе.
-
{{philosopher-stub}}
+
-
== Книги ==
+
==Научная деятельность==
 +
Гольдман создал особое направление, названное им генетическим структурализмом; он считал, что последний представляет собой правильно понятый диалектический метод, который разработали Г. Ф. Гегель, [[Маркс, Карл Генрих|К. Маркс]] и молодой [[Лукач, Дьёрдь|Д. Лукач]]. Основой диалектики Гольдман считал идею «тотальности» или целостности, которая, в частности, позволяет понять социальные явления в их совокупности как некое единство. Социальная действительность по своей природе является одновременно и материальной, и психической; структура социального мира гомологична духовным структурам определенных общественных групп; поведение людей определяется этими структурами, а индивидуальность отдельной личности в конечном счете представляет собой выражение коллективного сознания.
 +
Основной объект исследований Гольдмана — философия и социология литературы, для анализа которой он использовал метод структурализма. С самого начала он сосредоточил внимание на философии гуманитарных дисциплин («Гуманитарные науки и философия», 1949), в частности, на философии и теории литературы («Расин», 1956), развивая эти идеи в более поздних работах («Положение в области литературной критики произведений Расина», 1971).
 +
 +
==Философские работы==
 +
В 1956г. опубликована его основная философская работа «Сокрытый Бог», в которой представлена «трагическая диалектика» в философии Паскаля и драматургии Расина. На этих примерах Гольдман формулировал свою теорию генетического структурализма. Идеи «трагической диалектики» и теорию генетического структурализма он развивал далее в «Диалектических исследованиях» (1959). Внимание Гольдмана привлекали (по-видимому, под влиянием его первого учителя М. Адлера) идеи кантианства, которые отразились и в ряде других работ («Человеческое сообщество и универсум у Канта», 1949, «Введение в философию Канта»). Позже он стал придавать особое значение социологии литературы, рассматриваемой с точки зрения генетического структурализма и идей социализма («К социологии романа», 1964), а также обобщению своей теории как философии и социологии культуры в целом («Культурное творчество в современном обществе», 1971).
 +
 +
Движение протеста второй половины 1960-х гг. (особенно студенческие волнения во Франции в 1968 г.), а также события в [[Чехословакия|Чехословакии]] оказали глубокое влияние как на Гольдмана, так и на «новых философов», таких как [[Глюксман, Андре|А. Глюксман]]. На фоне послевоенного социально-экономического развития Франции и других стран Западной Европы эти события послужили для него причиной пересмотра идей марксизма. Этой проблеме посвящены две из его последних работ: «Марксизм и гуманитарные науки» (1970) — сборник статей 1960-х гг. на социологические, экономические, философские, культурологические темы, включавший критический анализ идей раннего Маркса, [[Маркузе, Герберт|Г. Маркузе]] и Лукача, а также вопроса о «социализме и гуманизме», который приобрел особую актуальность в связи с подавлением в Чехословакии «социализма с человеческим лицом», — и сочинение «Лукач и Хайдеггер» (1973). Гольдман пытался синтезировать принципы структурализма с идеями Маркса, Лукача и экзистенциализма М. Хайдеггера, предложив один из первых вариантов «гуманизации марксизма» и проложив путь «новым философам», окончательно отказавшимся от марксизма.
 +
 +
== Книги ==
* Сокровенный Бог. Логос, 2001. ISBN 5-8163-0019-9
* Сокровенный Бог. Логос, 2001. ISBN 5-8163-0019-9
* Лукач и Хайдеггер. Владимир Даль, 2009. ISBN 978-5-93615-094-4
* Лукач и Хайдеггер. Владимир Даль, 2009. ISBN 978-5-93615-094-4
 +
 +
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
-
+
 
-
+
 
-
+
 
-
+
-
+
[[cs:Lucien Goldmann]]
[[cs:Lucien Goldmann]]
Строка 60: Строка 69:
[[pt:Lucien Goldmann]]
[[pt:Lucien Goldmann]]
[[sk:Lucien Goldmann]]
[[sk:Lucien Goldmann]]
-
[[tr:Lusien Goldmann]]{{WikiCopyRight}}
+
[[tr:Lusien Goldmann]]
 +
 
 +
 
 +
{{ElevenCopyRight|11246|ГОЛЬДМАН Люсьен}}
 +
{{WikiCopyRight}}
{{checked_final}}
{{checked_final}}

Текущая версия на 16:50, 21 января 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Люсьен Гольдман
Дата рождения:

1913(1913)

Дата смерти:

1970

Школа/традиция:

Марксизм

Период:

Философия XX века

Направление:

Западная философия

Люсье́н Гольдма́н (фр. Lucien Goldmann, 1913, Ботошани, Румыния — 1970, Париж, Франция) — французский философ и социолог еврейско-румынского происхождения. Теоретик марксизма.

Содержание

Биография

Родился в городе Ботошани (Румыния). Эмигрировал из Румынии во Францию. Изучал в Вене социологию у австрийского теоретика социализма М. Адлера. Во время Второй мировой войны жил в Швейцарии, где работал ассистентом швейцарского психолога и философа Ж. Пиаже, под влиянием идей которого сложился его философский метод. (Он неоднократно подчеркивал близость своей теории к «генетической эпистемологии» Пиаже.) После войны вернулся во Францию, с 1945 г. жил в Париже; был научным сотрудником Национального центра научных исследований; в 1959 г. избран директором Практической школы высших исследований, был профессором университета Сорбонна; с 1964 г. — директор Центра социологии литературы, организованного по его инициативе за три года до этого при Свободном университете в Брюсселе.

Научная деятельность

Гольдман создал особое направление, названное им генетическим структурализмом; он считал, что последний представляет собой правильно понятый диалектический метод, который разработали Г. Ф. Гегель, К. Маркс и молодой Д. Лукач. Основой диалектики Гольдман считал идею «тотальности» или целостности, которая, в частности, позволяет понять социальные явления в их совокупности как некое единство. Социальная действительность по своей природе является одновременно и материальной, и психической; структура социального мира гомологична духовным структурам определенных общественных групп; поведение людей определяется этими структурами, а индивидуальность отдельной личности в конечном счете представляет собой выражение коллективного сознания.

Основной объект исследований Гольдмана — философия и социология литературы, для анализа которой он использовал метод структурализма. С самого начала он сосредоточил внимание на философии гуманитарных дисциплин («Гуманитарные науки и философия», 1949), в частности, на философии и теории литературы («Расин», 1956), развивая эти идеи в более поздних работах («Положение в области литературной критики произведений Расина», 1971).

Философские работы

В 1956г. опубликована его основная философская работа «Сокрытый Бог», в которой представлена «трагическая диалектика» в философии Паскаля и драматургии Расина. На этих примерах Гольдман формулировал свою теорию генетического структурализма. Идеи «трагической диалектики» и теорию генетического структурализма он развивал далее в «Диалектических исследованиях» (1959). Внимание Гольдмана привлекали (по-видимому, под влиянием его первого учителя М. Адлера) идеи кантианства, которые отразились и в ряде других работ («Человеческое сообщество и универсум у Канта», 1949, «Введение в философию Канта»). Позже он стал придавать особое значение социологии литературы, рассматриваемой с точки зрения генетического структурализма и идей социализма («К социологии романа», 1964), а также обобщению своей теории как философии и социологии культуры в целом («Культурное творчество в современном обществе», 1971).

Движение протеста второй половины 1960-х гг. (особенно студенческие волнения во Франции в 1968 г.), а также события в Чехословакии оказали глубокое влияние как на Гольдмана, так и на «новых философов», таких как А. Глюксман. На фоне послевоенного социально-экономического развития Франции и других стран Западной Европы эти события послужили для него причиной пересмотра идей марксизма. Этой проблеме посвящены две из его последних работ: «Марксизм и гуманитарные науки» (1970) — сборник статей 1960-х гг. на социологические, экономические, философские, культурологические темы, включавший критический анализ идей раннего Маркса, Г. Маркузе и Лукача, а также вопроса о «социализме и гуманизме», который приобрел особую актуальность в связи с подавлением в Чехословакии «социализма с человеческим лицом», — и сочинение «Лукач и Хайдеггер» (1973). Гольдман пытался синтезировать принципы структурализма с идеями Маркса, Лукача и экзистенциализма М. Хайдеггера, предложив один из первых вариантов «гуманизации марксизма» и проложив путь «новым философам», окончательно отказавшимся от марксизма.

Книги

  • Сокровенный Бог. Логос, 2001. ISBN 5-8163-0019-9
  • Лукач и Хайдеггер. Владимир Даль, 2009. ISBN 978-5-93615-094-4cs:Lucien Goldmannja:リュシアン・ゴルドマン

pl:Lucien Goldmann pt:Lucien Goldmann sk:Lucien Goldmann tr:Lusien Goldmann


Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГОЛЬДМАН Люсьен в ЭЕЭ

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках