Антверпен (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) (→Арабский террор) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Евреи в Европе» с помощью HotCat) |
||
Строка 55: | Строка 55: | ||
[[Категория:Категории к переименованию:Населённые пункты по алфавиту]] | [[Категория:Категории к переименованию:Населённые пункты по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Евреи в Европе]] |
Версия 16:26, 21 января 2012
Источник: | ||||||||
|
Антверпен, город в Бельгии, порт и торговый центр.
Содержание |
Возникновение и становление общины
Первые сведения о пребывании евреев в городе относятся к первой половине 14 в. Антверпен упоминается в числе городов, в которых еврейские общины были уничтожены во время волны погромов 1348–50 гг. (см. «Чёрная смерть»). Возникновение первой значительной еврейской общины относится к периоду прибытия марранов с Пиренейского полуострова. 30 марта 1526 г. император Карл V издал охранную грамоту для португальских новых христиан в Антверпене. К середине 16 в. было решено изгнать из Антверпена марранов, которые прибыли туда до 1543 г. В 1550 г. указ был снова подтвержден, и большинство марранов в принудительном порядке выселено из города. После Вестфальского мира, завершившего Тридцатилетнюю войну между Священной Римской империей германской нации и ее союзниками, с одной стороны, и Францией, Швецией и их союзниками — с другой (1648), уравнением протестантов в правах с католиками евреи стали возвращаться в Антверпен, где ими была основана тайная синагога. По Утрехтскому мирному договору (1613) бельгийские Нидерланды перешли от Испании к Австрии, и еврейская община получила возможность существовать открыто, но право на получение звания гражданина Антверпена рассматривалось в каждом отдельном случае индивидуально и предоставлялось, если магистрат считал, что проситель может быть полезен для города. Так, в 1715 г. купец А. Арон получил право гражданства. В результате французской оккупации в 1794 г. евреям было разрешено без ограничений селиться в Антверпене, и впоследствии в общине стали преобладать ашкеназы.
Расцвет общины
В 1863 г. началась интенсивная торговля на реке Шельда, что способствовало расцвету еврейской общины Антверпена. К началу 20 в. она достигла небывалого благосостояния. Через антверпенский порт проходила массовая еврейская эмиграция из Восточной Европы в Америку; одновременно началось быстрое развитие алмазной промышленности. Некоторая часть эмигрантов оставалась в Антверпене, и еврейское население города стремительно росло. Так, если в 1849 г. в Антверпене проживали 52 официально зарегистрированные еврейские семьи и 25 незарегистрированных, то в 1900 г. еврейское население города составляло около восьми тысяч человек. Обработка алмазов стала основным занятием еврейского населения, и Антверпен стал главным европейским центром в этой отрасли. Число евреев в Антверпене возросло к 1939 г. до пятидесяти пяти тысяч человек, что составило около 20% еврейского населения страны.
Годы второй мировой войны
Когда немецкая армия вторглась в Бельгию в 1940 г., в Антверпене жили приблизительно пятьдесят тысяч евреев. Многие из них не имели бельгийского гражданства. Они подверглись преследованиям со стороны немцев в первую очередь. Большая часть их была арестована 28 августа 1942 г. и отправлена в пересылочные лагеря; остальные — 4 октября 1943 г. Часть евреев Антверпена пыталась спастись бегством, многие приняли активное участие в Сопротивлении антинацистском. В подпольных условиях активно действовали молодежные сионистские (см. Сионизм) движения. В 1940–41 гг. они занимались оказанием помощи евреям, доставкой продовольствия, медикаментов. В 1942–43 гг. еврейское подполье предпринимало различные попытки отправлять группы евреев в Швейцарию, Испанию. Десятки членов молодежных движений смогли перейти границу с этими странами. Многие евреи Антверпена участвовали в деятельности Комитета спасения евреев, оказывая помощь взрослым и детям, скрывающимся в убежищах. Другие были связаны с деятельностью различных организаций бельгийского Сопротивления, в первую очередь с Национальным бельгийским движением. После освобождения Антверпена 4 сентября 1944 г. англо-американскими войсками выяснилось, что в подполье скрывались три тысячи еврейских мужчин и женщин и триста детей.
Послевоенный период
В 1990 г. численность еврейского населения Антверпена составила около двенадцати тысяч человек (вторая по величине община Бельгии). Значительная часть евреев принадлежит к ортодоксальным общинам (см. Ортодоксальный иудаизм); по некоторым оценкам, в 40% еврейских семей (что намного больше, чем в любом другом европейском городе) соблюдают субботу и кашрут, взрослые мужчины регулярно посещают синагогу. В связи с тем, что ортодоксальные семьи, как правило, многодетны, медианный возраст еврейского населения Антверпена составляет 30 лет. Основные занятия евреев города — обработка алмазов и торговля ими.
В первой половине 1990-х гг. в Антверпене действовали три официально зарегистрированные еврейские общины, находившиеся под эгидой Центральной еврейской консистории Бельгии, а также не входившие в нее хасидские объединения (см. Хасидизм). В городе было 28 синагог, крупнейший в Европе общинный центр (основан в 1970 г.), три еврейские средние школы, признанные государством и субсидируемые им (2100 учащихся), иешива, несколько частных еврейских религиозных школ и талмуд-тора, специальная школа для детей с отставанием в умственном и физическом развитии. Около 90% еврейских детей Антверпена посещали общинные учебные заведения. Центральный совет еврейских социальных служб города финансировал, в частности, общество Биккур-холим, молодежные лагеря и дом престарелых.
Двухтысячные годы
В начале 2000-х гг. почти все еврейские дети Антверпена посещали еврейские школы. Три тысячи детей учились в двух ортодоксальных школах «Тахкемони» и «Иесодей hа-Тора». Умеренное ортодоксальное движение открыло школу «Явне», в которой изучают сионизм. Движения белзских (см. Белз) и сатмарских хасидов открыли в Антверпене свои учебные заведения. Еврейская община создала в Антверпене учебно-медицинский центр для больных детей, который посещают более ста учеников. В Антверпене печатается единственная еврейская газета в стране — еженедельник «Бельгиш исраэлитиш векблад» (издатель Л. Давидс, выходит нерегулярно). Еврейская община Антверпена в 2001 г. составляла около пятнадцати тысяч человек.
Арабский террор
В июле 1980 г. в Антверпене арабский террорист бросил гранату в группу еврейских подростков, отправлявшихся в летний лагерь; один 15-летний мальчик был убит, многие получили ранения. В октябре 1981 г. около сефардской (см. Сефарды) синагоги города взорвалась заминированная автомашина; погибли двое прохожих, около ста человек были ранены.
Рост антисемитизма
После начала интифады ал-Акса в Антверпене резко усилились проявления антисемитизма. В 2000 г. в Антверпене была создана одна из наиболее экстремистских мусульманских организаций в Европе — АЕЛ. Ее глава Д. Абу Яхья неоднократно повторял: «Антверпен — бастион сионизма, а мы настроены превратить этот город в Мекку пропалестинского движения». Нередко в городе проходили демонстрации под антисемитскими лозунгами. Так, 3 апреля 2002 г. во время демонстрации, организованной АЕЛ, ее участники выкрикивали «Смерть евреям!». Группа молодых демонстрантов ворвалась в квартал, где в основном проживают евреи, и стала бить окна в магазинах еврейских торговцев. Через несколько дней трое еврейских юношей были атакованы толпой арабов около одной из синагог города, один из них был тяжело ранен.