Сорокер, Яков Львович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
Architect (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Персоналии:Израиль» с помощью HotCat) |
||
(5 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 54: | Строка 54: | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
- | + | [[Категория:Музыка]] | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
[[Категория:Музыковеды Израиля]] | [[Категория:Музыковеды Израиля]] | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
[[Категория:Академические музыканты Израиля]] | [[Категория:Академические музыканты Израиля]] | ||
- | + | [[Категория:Алия из СССР/СНГ после 1967 г.]] | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | [[Категория: | + | |
- | + | {{WikiCopyRight}} | |
+ | |||
+ | {{checked_final}} |
Текущая версия на 22:45, 12 января 2012
Источник: | ||||||||
|
Яков Львович Сорокер | |
Дата рождения |
4 мая 1920 |
---|---|
Место рождения | |
Дата смерти |
6 марта 1995 |
Место смерти | |
Страны |
СССР |
Профессии |
музыковед, педагог |
Инструменты |
скрипка |
Яков Львович Сорокер (4 мая 1920, Бельцы, Бессарабия — 6 марта 1995, Иерусалим) — советско-израильский скрипач и музыковед.
Биография
Яков Сорокер родился в 1920 году в Бельцах в музыкальной семье скрипача-клезмера, у которого получил первые навыки игры на скрипке. Продолжил музыкальное образование у скрипача и педагога Бено Экерлинга в Бельцах, затем — в Парижской канторской школе (1929—1932) по классу вокала профессора М. Шайе. По возвращении в Бессарабию Я. Сорокер поступил в частную кишинёвскую консерваторию «Униря» в класс скрипки профессора М. Я. Пестера.[1] В годы Великой Отечественной войны выступал на фронтах и в тылу в составе ансамбля молдавской музыки «Дойна» под руководством композитора Д. Г. Гершфельда, а после окончания войны продолжил образование в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского по классу Д. Ф. Ойстраха.
Окончив консерваторию в 1948 году, Я. Сорокер вернулся в Молдавию, работал преподавателем в Кишинёвском музыкальном училище имени Штефана Няги и в музыкальной школе, заочно учился в аспирантуре Московской государственной консерватории у профессоров Д. Ф. Ойстраха и Л. С. Гинзбурга (1901—1980). Кандидатская диссертация Я. Л. Сорокера «Скрипичные сонаты Бетховена» (1955) была издана отдельной книгой в 1963 году.
В 1955—1962 годах Я. Л. Сорокер работал доцентом в Алма-Атинской консерватории и выступал как концертирующий скрипач, записав с Е. Заком (род. 1922) для Кишинёвского радиокомитета все сонаты Бетховена. На Алма-Атинском радио вёл серию регулярных музыкально-образовательных передач. С 1962 года и до своего отъезда в Израиль в 1976 году Я. Л. Сорокер заведовал основанной им кафедрой теории, истории музыки и игры на музыкальных инструментах и руководил камерным оркестром музыкального факультета Дрогобычского государственного педагогического института имени Ивана Франко.[2]
По приезде в Израиль — выступал в составе Иерусалимского симфонического оркестра радио и телевидения (1977—1987), концертировал с несколькими камерными ансамблями. С 1984 года был редактором музыкального отдела Краткой Еврейской Энциклопедии (автор большинства статей на музыкальные темы) и историко-литературного периодического издания «Каталог», с 1994 года был редактором и научным консультантом музыкального отдела Российской Еврейской Энциклопедии, издаваемой под эгидой Российской Академии естественных наук. Я. Л. Сорокер — автор множества музыковедческих работ в области скрипичной музыки на нескольких языках (русском, украинском, немецком, английском и иврите), в том числе монографических книг «Скрипичное творчество С. Прокофьева» (1965), Йожеф Сигети (1968), «Камерно-инструментальные ансамбли С. Прокофьева» (1973), «Давид Ойстрах» (1981, переведена на английский язык), «Борис Гольдштейн» (на немецком язык — 1983, на русском языке — 1989), «Украинские музыкальные элементы в классической музыке» (первое всеобъемлющее исследование влияния украинской народной музыки на современный классический репертуар, на английском языке, 1995), двухтомного биобиблиографического лексикона «Российские музыканты-евреи» (1992).
Книги
- Скрипичные сонаты Л. Бетховена: их стиль и исполнение. Москва: Музгиз, 1963.
- Скрипичное творчество С. Прокофьева. Москва: Музыка, 1965.
- Йожеф Сигети. Москва: Музыка, 1968.
- Камерно-инструментальные ансамбли С. Прокофьева. Москва: Советский композитор, 1973.
- Давид Ойстрах. Иерусалим, 1981.
- David Oistrakh. Нью-Йорк: Lexicon Publishing House, 1982.
- Борис Гольдштейн. Иерусалим, 1989.
- Российские музыканты-евреи: био-библиографический лексикон. В двух томах. Иерусалим, 1992.
- Ukrainian Musical Elements in Classical Music (украинские музыкальные элементы в классической музыке). Эдмонтон—Торонто: Canadian Institute of Ukrainian Study Press, 1995 (Эдмонтон: University of Albeta, 1997).[3]
Примечания
- ↑ Марк Яковлевич Пестер (5 марта 1884, Бендеры — 7 марта 1944, Коканд) — видный бессарабский музыкальный педагог, выпускник Санкт-Петербургской консерватории по классу Л. С. Ауэра; преподавал игру на скрипке в кишинёвских консерваториях «Unirea» и «Municipal».
- ↑ Дрогобицький державний педагогічний університет імені Івана Франка
- ↑ Ukrainian Musical Elements in Classical Music
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.