Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
Avner (Обсуждение | вклад)
 
(4 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
{{Остатье
{{Остатье
-
|ТИП СТАТЬИ=4
+
|ТИП СТАТЬИ=2
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
|СУПЕРВАЙЗЕР=2
|КАЧЕСТВО=
|КАЧЕСТВО=
-
|УРОВЕНЬ=
+
|УРОВЕНЬ=1
|НАЗВАНИЕ=
|НАЗВАНИЕ=
|ПОДЗАГОЛОВОК=
|ПОДЗАГОЛОВОК=
Строка 16: Строка 16:
|ИСТОЧНИК=
|ИСТОЧНИК=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
-
}}  {{Неадекватная}}
+
}}   
 +
 
 +
'''Зу Нувас Юсуф Асар Ясар''' (Масрук) אכסונדון в [[Талмуд|Талмуде]], Ду-Нувас Цура Юсуф ибн-Тубан Асад Абу-Кариб,(погиб в [[525]]г.) был арабским князем, последним правителем независимого [[Химьяр|Химьяритского царства]]. Ещё до восшествия на трон принял [[Иудаизм|иудаизм]] под именем Юсуфа (Иосиф). После воцарения на трон (515-518? – 525 гг.) сместил узурпатора [[Ханиах Януф Зу Шантир]]. Зу Нувас поддерживал отношения с еврейскими законоучителями Тверии, бывшей в то время главным еврейским центром в [[Израиль|Эрец-Исраэль]]. По арабским источникам его подданные тоже приняли иудаизм.
 +
 
 +
В еврейских источниках нет упоминания о Зу Нувасе, однако современные ему христианские и арабские источники, а также открытые в 1950-х гг. южноаравийские надписи помогают восстановить историю его царствования. Преследования, которым подвергались в правление Зу Нуваса его христианские подданные, восстановили против него христианский мир и послужили поводом военной кампании со стороны [[Эфиопия|Эфиопии]]. Зу Нувасу удалось изгнать эфиопские войска из пределов своего царства, но сам он погиб в одном из сражений.
 +
 
 +
Известно, что Зу Нувас поддерживал отношения с еврейскими законоучителями [[Тверия|Тверии]], бывшей в то время главным еврейским центром в Эрец-Исраэль.
-
'''Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук)''' אכסונדון в [[Талмуд|Талмуде]], Ду-Нувас Цура Юсуф ибн-Тубан Асад Абу-Кариб,(погиб в [[525]]г.) был арабским князем, последним правителем независимого [[Химьяр|Химьяритского царства]]. Он принял еврейство под именем Юсуфа (Иосиф) после воцарения на троне ([[515]] г.), придя к власти сместив узурпатора [[Ханиах Януф Зу Шантир]]. Зу Нувас поддерживал отношения с еврейскими законоучителями Тверии, бывшей в то время главным еврейским центром в [[Израиль|Эрец-Исраэль]]. По арабским источникам его подданные тоже приняли иудаизм.
 
== Начало преследований христиан ==
== Начало преследований христиан ==
 +
Ещё в начале своего правления Зу Нувас уничтожил проходивших через Химьяр в Эфиопию [[византийцы|ромейских]] купцов и вообще перекрыл торговлю Аксума с Византией (есть мнение, что он сделал это в отместку за убийство еврейского торговца эфиопами и за сожжение синагоги в Византии). Убытки для этих двух союзных стран были колоссальные, экономика же Химьяра не слишком пострадала: наоборот, у персов и иудеев не стало ромейских конкурентов. Аксумский царь Калеб/Элесбоа прислал сначала «ноту протеста», а когда она не сработала захватил Химьяр и удалился, оставив гарнизоны в столице [[Тафар]] и, возможно, в крупном торговом городе Неджран. Сам же, дабы закрепить союз с Византией, принял христианство, что до этого видимо уже сделали многие из его окружения.
Ещё в начале своего правления Зу Нувас уничтожил проходивших через Химьяр в Эфиопию [[византийцы|ромейских]] купцов и вообще перекрыл торговлю Аксума с Византией (есть мнение, что он сделал это в отместку за убийство еврейского торговца эфиопами и за сожжение синагоги в Византии). Убытки для этих двух союзных стран были колоссальные, экономика же Химьяра не слишком пострадала: наоборот, у персов и иудеев не стало ромейских конкурентов. Аксумский царь Калеб/Элесбоа прислал сначала «ноту протеста», а когда она не сработала захватил Химьяр и удалился, оставив гарнизоны в столице [[Тафар]] и, возможно, в крупном торговом городе Неджран. Сам же, дабы закрепить союз с Византией, принял христианство, что до этого видимо уже сделали многие из его окружения.
-
Зу Нувас спасся бегством, собрал сторонников (среди которых были вовсе не только иудеи, но и язычники) и зимой [[522]] года, когда приход подкрепления из [[Аксум|Аксума]] был невозможен, подступил с войском к Тафару. Гарнизон сражался так отчаянно, что химьяриты не смогли взять город штурмом. Тогда Зу Нувас послал эфиопским представителям письмо с клятвой «Адонаем, небесным сводом и Торой» (каковую ему приписывают арабские мусульманские источники, уже крепко антиеврейские) не причинять им вреда, если они сдадут столицу.  Письмо передали два иудейских священника из Тивериады и два христианских священника-несторианца из Хирты Наамановой. 300 воинов эфиопского гарнизона вышли за стены, сдались и были  перебиты той же ночью. Затем в Тафаре сожгли церковь с оставшимися 280 эфиопами и началась резня. Зу Нувас приказал уничтожить всех христиан, поскольку именно христиане сотрудничали с захватчиками.  
+
Зу Нувас спасся бегством, собрал сторонников (среди которых были вовсе не только иудеи, но и язычники) и зимой [[522]] года, когда приход подкрепления из [[Аксум|Аксума]] был невозможен, подступил с войском к Тафару. Гарнизон сражался так отчаянно, что химьяриты не смогли взять город штурмом. Тогда Зу Нувас послал эфиопским представителям письмо с клятвой «Адонаем, небесным сводом и Торой» (каковую ему приписывают арабские мусульманские источники, антиеврейски настроенные) не причинять им вреда, если они сдадут столицу.  Письмо передали два иудейских священника из Тивериады и два христианских священника-несторианца из Хирты Наамановой. 300 воинов эфиопского гарнизона вышли за стены, сдались и были  перебиты той же ночью. Затем в Тафаре сожгли церковь с оставшимися 280 эфиопами и началась резня. Зу Нувас приказал уничтожить всех христиан, поскольку именно христиане сотрудничали с захватчиками.  
-
Затем настала очередь Найрана. Город населяли множество христиан, вся его элита была христианской и торговала с Византией и Эфиопией. Зу Нувас отправил сначала послание жителям, упрекая их в мятеже против законного властителя, и этнарх города и всей области Харит (Арефа) вывел было всех боеспособных христиан ему навстречу (с целью покаяния и сдачи), но услышав о жестоких расправах в Тафаре найранцы вернулись за стены. Посланные в Найран войска не смогли взять город, пришлось Зу Нувасу со всеми военачальниками и основной армией его осадить. Появился он неожиданно, захватив жителей предместий врасплох, свободных перебил, рабов раздарил сторонникам, предместья выжег. Но и многодневная [[осада]] с применением осадных орудий результата не дала, и тогда Зу Нувас предложил горожанам заплатить ему выкуп «по элкаде с души», что и было исполнено: к нему вышли 150 виднейших граждан, доставив 130 талантов золота. С ними Зу Нувас обошёлся милостиво, но это уже не имело значения: вскорости по требованию народных масс ворота были открыты и город сдался. После чего Зу Нувас подверг поголовному истреблению богатые христианские кланы правившие городом (около 770 человек). Казнью руководил его полководец Зу Язан. Преследования христиан прокатились по другим городам Химьяра: Хадрамауту, Марибу, Хаджарену. Некий Аумейах отправился от их имени с просьбой о помощи в Абиссинию, а затем и в Византию.
+
Затем настала очередь Наджрана. Город населяли множество христиан, вся его элита была христианской и торговала с Византией и Эфиопией. Зу Нувас отправил сначала послание жителям, упрекая их в мятеже против законного властителя, и этнарх города и всей области Харит (Арефа) вывел было всех боеспособных христиан ему навстречу (с целью покаяния и сдачи), но услышав о жестоких расправах в Тафаре наджранцы вернулись за стены. Посланные в Наджран войска не смогли взять город, пришлось Зу Нувасу со всеми военачальниками и основной армией его осадить. Появился он неожиданно, захватив жителей предместий врасплох, свободных перебил, рабов раздарил сторонникам, предместья выжег. Но и многодневная [[осада]] с применением осадных орудий результата не дала, и тогда Зу Нувас предложил горожанам заплатить ему выкуп «по элкаде с души», что и было исполнено: к нему вышли 150 виднейших граждан, доставив 130 талантов золота. С ними Зу Нувас обошёлся милостиво, но это уже не имело значения: вскорости по требованию народных масс ворота были открыты и город сдался. После чего Зу Нувас подверг поголовному истреблению богатые христианские кланы правившие городом (около 770 человек). Казнью руководил его полководец Зу Язан. Преследования христиан прокатились по другим городам Химьяра: Хадрамауту, Марибу, Хаджарену. Некий Аумейах отправился от их имени с просьбой о помощи в Абиссинию, а затем и в Византию.
== Падение и гибель ==
== Падение и гибель ==
Строка 34: Строка 40:
== Источники ==
== Источники ==
 +
* [http://www.krotov.info/libr_min/p/pigulevs/pigulev20.html Нина Пигулевская, «Византия на путях в Индию. Из истории торговли Византии с Востоком в IV-VI вв.» с сайта библиотеки Кротова].
* [http://www.krotov.info/libr_min/p/pigulevs/pigulev20.html Нина Пигулевская, «Византия на путях в Индию. Из истории торговли Византии с Востоком в IV-VI вв.» с сайта библиотеки Кротова].
== Ссылки ==
== Ссылки ==
-
* {{ЭЕЭ|11650|Зу Нувас Юсуф}}
+
 
* {{ЭЕЭ|14527|Химьяр}}
* {{ЭЕЭ|14527|Химьяр}}
* [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=319&letter=D jewishencyclopedia.com]
* [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=319&letter=D jewishencyclopedia.com]
Строка 44: Строка 51:
* [http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Aethiopien/Aksum/Inschriften_2/istor_zit_nagrana.phtml?id=6625 "История жителей Награна и мученичество святого Хирута и его сотоварищей, которое произошло в 5-й год правления царя Юстина и от Адама до того времени — 6033 года, а от Александра до него — 8 <3> 5 лет"]
* [http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Aethiopien/Aksum/Inschriften_2/istor_zit_nagrana.phtml?id=6625 "История жителей Награна и мученичество святого Хирута и его сотоварищей, которое произошло в 5-й год правления царя Юстина и от Адама до того времени — 6033 года, а от Александра до него — 8 <3> 5 лет"]
* [http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Aethiopien/Aksum/Inschriften_2/buch_chimjarit.phtml?id=6624 "Книга химьяритов"]
* [http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Aethiopien/Aksum/Inschriften_2/buch_chimjarit.phtml?id=6624 "Книга химьяритов"]
 +
 +
== Примечания ==
 +
<references/>
 +
 +
 +
{{ElevenCopyRight|11650|ЗУ НУВАС Юсуф Асар Ясар}}
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}
-
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
+
[[Категория:Иудейские государства]]
 +
[[Категория:История евреев в средневековье]]
 +
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]

Текущая версия на 14:14, 9 января 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук) אכסונדון в Талмуде, Ду-Нувас Цура Юсуф ибн-Тубан Асад Абу-Кариб,(погиб в 525г.) был арабским князем, последним правителем независимого Химьяритского царства. Ещё до восшествия на трон принял иудаизм под именем Юсуфа (Иосиф). После воцарения на трон (515-518? – 525 гг.) сместил узурпатора Ханиах Януф Зу Шантир. Зу Нувас поддерживал отношения с еврейскими законоучителями Тверии, бывшей в то время главным еврейским центром в Эрец-Исраэль. По арабским источникам его подданные тоже приняли иудаизм.

В еврейских источниках нет упоминания о Зу Нувасе, однако современные ему христианские и арабские источники, а также открытые в 1950-х гг. южноаравийские надписи помогают восстановить историю его царствования. Преследования, которым подвергались в правление Зу Нуваса его христианские подданные, восстановили против него христианский мир и послужили поводом военной кампании со стороны Эфиопии. Зу Нувасу удалось изгнать эфиопские войска из пределов своего царства, но сам он погиб в одном из сражений.

Известно, что Зу Нувас поддерживал отношения с еврейскими законоучителями Тверии, бывшей в то время главным еврейским центром в Эрец-Исраэль.

Содержание

Начало преследований христиан

Ещё в начале своего правления Зу Нувас уничтожил проходивших через Химьяр в Эфиопию ромейских купцов и вообще перекрыл торговлю Аксума с Византией (есть мнение, что он сделал это в отместку за убийство еврейского торговца эфиопами и за сожжение синагоги в Византии). Убытки для этих двух союзных стран были колоссальные, экономика же Химьяра не слишком пострадала: наоборот, у персов и иудеев не стало ромейских конкурентов. Аксумский царь Калеб/Элесбоа прислал сначала «ноту протеста», а когда она не сработала захватил Химьяр и удалился, оставив гарнизоны в столице Тафар и, возможно, в крупном торговом городе Неджран. Сам же, дабы закрепить союз с Византией, принял христианство, что до этого видимо уже сделали многие из его окружения.

Зу Нувас спасся бегством, собрал сторонников (среди которых были вовсе не только иудеи, но и язычники) и зимой 522 года, когда приход подкрепления из Аксума был невозможен, подступил с войском к Тафару. Гарнизон сражался так отчаянно, что химьяриты не смогли взять город штурмом. Тогда Зу Нувас послал эфиопским представителям письмо с клятвой «Адонаем, небесным сводом и Торой» (каковую ему приписывают арабские мусульманские источники, антиеврейски настроенные) не причинять им вреда, если они сдадут столицу. Письмо передали два иудейских священника из Тивериады и два христианских священника-несторианца из Хирты Наамановой. 300 воинов эфиопского гарнизона вышли за стены, сдались и были перебиты той же ночью. Затем в Тафаре сожгли церковь с оставшимися 280 эфиопами и началась резня. Зу Нувас приказал уничтожить всех христиан, поскольку именно христиане сотрудничали с захватчиками.

Затем настала очередь Наджрана. Город населяли множество христиан, вся его элита была христианской и торговала с Византией и Эфиопией. Зу Нувас отправил сначала послание жителям, упрекая их в мятеже против законного властителя, и этнарх города и всей области Харит (Арефа) вывел было всех боеспособных христиан ему навстречу (с целью покаяния и сдачи), но услышав о жестоких расправах в Тафаре наджранцы вернулись за стены. Посланные в Наджран войска не смогли взять город, пришлось Зу Нувасу со всеми военачальниками и основной армией его осадить. Появился он неожиданно, захватив жителей предместий врасплох, свободных перебил, рабов раздарил сторонникам, предместья выжег. Но и многодневная осада с применением осадных орудий результата не дала, и тогда Зу Нувас предложил горожанам заплатить ему выкуп «по элкаде с души», что и было исполнено: к нему вышли 150 виднейших граждан, доставив 130 талантов золота. С ними Зу Нувас обошёлся милостиво, но это уже не имело значения: вскорости по требованию народных масс ворота были открыты и город сдался. После чего Зу Нувас подверг поголовному истреблению богатые христианские кланы правившие городом (около 770 человек). Казнью руководил его полководец Зу Язан. Преследования христиан прокатились по другим городам Химьяра: Хадрамауту, Марибу, Хаджарену. Некий Аумейах отправился от их имени с просьбой о помощи в Абиссинию, а затем и в Византию.

Падение и гибель

На этом Зу Нувас не успокоился: он отправил послание в Хирту, находившуюся под иранским протекторатом, с просьбой к царю Мундару уничтожить всех христиан на его территории, обещая дать ему «вес трёх тысяч денариев». В это самое время с противоположным предложением союза в Хирту прибыли посольство Юстина I во главе с пресвитером Авраамом бар Еупорос, этнарх арабов-христиан из ирано-византийского пограничья Аггей, а в поддержку химьяритам явился несторианский епископ Сила из Персии.

Первоначально Мундар прочёл послание Зу Нуваса перед войском и призвал служивших в нём христиан отречься, но получил отпор от представителей сильных кланов, многие из которых придерживались христианства поколениями. Действовать круто он не решился и в конце концов пресвитер даже сумел склонить Мундара к союзу с Византией. Византия прислала в помощь царю Калеб/Элесбоа свой флот, возглавляемый Юстинианом I. и тот высадился в Химьяре во главе эфиопского войска, приплыв на 70 кораблях (впрочем, часть из них потерпели крушение в пути). Высадка происходила в двух местах, причём когда основные силы пересаживались в лодки коные химьяриты во главе с Зу Нувасом попытались высадке помешать, но потерпели поражение, Зу Нувас погиб.

В 1931 г. на юге Аравийского полуострова, к юго-востоку от города Сана, была открыта гробница, в которой, по мнению ученых, похоронен Зу Нувас.

Источники

Ссылки

Примечания


Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЗУ НУВАС Юсуф Асар Ясар в ЭЕЭ


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация