Слиозберг, Генрих Борисович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Katerina (Обсуждение | вклад) |
Katerina (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 37: | Строка 37: | ||
В конце 1899 г. Слиозберг вступил в так называемое Бюро защиты, которое ставило своей задачей отстаивание прав и интересов евреев империи путем организованной юридической деятельности. В рамках Бюро Слиозберг подготовил материалы для защиты по ритуальному процессу Д. Блондеса (1900–1902; см. [[Кровавый Навет|Кровавый навет]]). Слиозберг обработал и подготовил к изданию собранные Л. Бинштоком (1832–94) материалы о еврейских сельскохозяйственных поселениях (Л. Улейников /псевдоним Бинштока/ «Еврейские земледельческие колонии в Екатеринославской губернии в 1890 г.», СПб., 1891). Эта книга наглядно опровергала клеветнические утверждения о евреях-земледельцах, содержавшиеся в официальной докладной записке К. Случевского. | В конце 1899 г. Слиозберг вступил в так называемое Бюро защиты, которое ставило своей задачей отстаивание прав и интересов евреев империи путем организованной юридической деятельности. В рамках Бюро Слиозберг подготовил материалы для защиты по ритуальному процессу Д. Блондеса (1900–1902; см. [[Кровавый Навет|Кровавый навет]]). Слиозберг обработал и подготовил к изданию собранные Л. Бинштоком (1832–94) материалы о еврейских сельскохозяйственных поселениях (Л. Улейников /псевдоним Бинштока/ «Еврейские земледельческие колонии в Екатеринославской губернии в 1890 г.», СПб., 1891). Эта книга наглядно опровергала клеветнические утверждения о евреях-земледельцах, содержавшиеся в официальной докладной записке К. Случевского. | ||
- | Генрих Слиозберг принимал участие в работе Всероссийской раввинской комиссии [[1894 год]]а и в [[Ковно|Ковенском]] съезде [[1909 год]]а.<ref>В июне [[1909 год]]а в [[Ковно]] состоялся съезд около 120 представителей различных еврейских партий и общин. Совещание игнорировали еврейские социалистические партии.</ref> | + | Генрих Слиозберг принимал участие в работе Всероссийской раввинской комиссии [[1894 год]]а и в [[Ковно|Ковенском]] съезде [[1909 год]]а.<ref>В июне [[1909 год]]а в [[Ковно]] состоялся съезд около 120 представителей различных еврейских партий и общин. Совещание игнорировали еврейские социалистические партии.</ref> После [[Кишинёвский погром 1903 года|кишиневского погрома 1903 года]] Слиозберг выступал в роли адвоката и доверенного лица в гражданских исках потерпевших к администрации разгромленных городов. Он также играл ведущую роль в созданном [[Гинцбург, Гораций Осипович|Г. О. Гинцбургом]] Комитете помощи жертвам погромов.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/15442 Россия. Евреи России в конце 19 в. – начале 20 в. (1881–1917)]</ref> |
- | + | ||
- | После [[Кишинёвский погром 1903 года|кишиневского погрома 1903 года]] Слиозберг выступал в роли адвоката и доверенного лица в гражданских исках потерпевших к администрации разгромленных городов. Он также играл ведущую роль в созданном [[Гинцбург, Гораций Осипович|Г. О. Гинцбургом]] Комитете помощи жертвам погромов.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/15442 Россия. Евреи России в конце 19 в. – начале 20 в. (1881–1917)]</ref> | + | |
Слиозберг принимал участие в работах Раввинской комиссии (Петербург, 1894), в организационной и практической деятельности многих еврейских просветительных и общественно-благотворительных организаций ([[Общество Для Распространения Просвещения Между Евреями В России|Общество для распространения просвещения между евреями в России]], [[Еврейское Колонизационное Общество|Еврейское колонизационное общество]], Комитет помощи жертвам погромов, Общество поощрения высших знаний среди евреев — с 1911 г. товарищ председателя), а также был членом, а затем и председателем хозяйственного правления Санкт-Петербургской еврейской общины. Слиозберг был одним из основателей [[Союз Для Достижения Полноправия Еврейского Народа В России|Союза для достижения полноправия еврейского народа]] в России (1905) и Еврейской народной группы (1907), в которые вошли представители еврейских либеральных общественно-политических течений, в большинстве своем связанные с конституционно-демократической партией (кадеты). | Слиозберг принимал участие в работах Раввинской комиссии (Петербург, 1894), в организационной и практической деятельности многих еврейских просветительных и общественно-благотворительных организаций ([[Общество Для Распространения Просвещения Между Евреями В России|Общество для распространения просвещения между евреями в России]], [[Еврейское Колонизационное Общество|Еврейское колонизационное общество]], Комитет помощи жертвам погромов, Общество поощрения высших знаний среди евреев — с 1911 г. товарищ председателя), а также был членом, а затем и председателем хозяйственного правления Санкт-Петербургской еврейской общины. Слиозберг был одним из основателей [[Союз Для Достижения Полноправия Еврейского Народа В России|Союза для достижения полноправия еврейского народа]] в России (1905) и Еврейской народной группы (1907), в которые вошли представители еврейских либеральных общественно-политических течений, в большинстве своем связанные с конституционно-демократической партией (кадеты). |
Текущая версия на 06:16, 5 января 2012
Источник: | ||||||||
|
Генрих Борисович Слиозберг (1863, Мир Минской губернии — 1937, Париж; литературный псевдоним «Улейников») — русский юрист и общественный деятель, один из учредителей Союза для достижения полноправия еврейского народа в России (1905) и Еврейской народной группы (1907).[1]
Содержание |
Биография
Генрих Слиозберг родился в 1863 году в местечке Мир Минской губернии в еврейской семье приверженцев хасидизма хабадского толка. Его отец — Шая-Борух Слиозберг — происходил из местечка Налибоки Ошмянского уезда Виленской губернии, учился в Мирском ешиботе и женился на местной уроженке, Эсфири Нохим-Давидовне Ошмянской. Когда Генриху не было и года его отец получил место меламеда в Полтаве, куда переехала и вся семья. В Полтаву к тому времени уже переселилась семья матери (её отец, Нухим-Дувид Ошмянский, также был меламедом), а вслед переехали и родители отца.
В детстве Генрих получил традиционное еврейское образование в хедере и всю жизнь оставался в иудейской вере. В 1875–1882 годах учился в Полтавской гимназии. В 1886 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета(студенческая работа Слиозберга была в 1885 г. отмечена золотой медалью). Продолжил юридическое образование в университетах Гейдельберга, Лейпцига и Лиона. По возвращении в Россию в 1889 году выдержал в Санкт-Петербургском университете экзамен на звание магистра уголовного права.
Несмотря на ходатайства профессоров, Слиозберг не был оставлен при университете для преподавательской работы из-за отказа перейти в христианство. Слиозберг активно сотрудничал в специальных периодических изданиях («Журнал гражданского и уголовного права», «Московский юридический вестник», «Вестник права», публиковался также в общих журналах («Вестник Европы» и др.), участвовал в работе юридических организаций и общественных международных конгрессов, в разные годы был неофициальным юридическим консультантом Министерства внутренних дел.
Карьера юриста
В 1893 году Слиозберг был принят в сословие присяжных поверенных, однако не был утвержден в этом звании в сооствествии с законом 1889 года об ограничении прав евреев. В течение 18 лет Слиозберг оставался помощником присяжного поверенного и только в 1904 году стал присяжным поверенным. В 1906 году был приглашён П. А. Столыпиным на должность юрисконсульта хозяйственного департамента Министерства внутренних дел.[2] В качестве помощника обер-прокурора и обер-секретаря кассационного департамента Сената Г. И. Трахтенберга Генрих Слиозберг также способствовал разрешению жалоб поданных в Правительствующий сенат[3].
Работы по уголовному праву
Генрих Слиозберг участвовал в работе уголовного отделения Санкт-Петербургского юридического общества. В своих работах Слиозберг критиковал труды Ч. Ломброзо, Э. Ферри и других приверженцев итальянского направления в уголовном праве, которые с его точки зрения, придавали слишком большое значение социологии. Сам Слиозберг придерживался классического направления в уголовном праве, хотя и не отрицал полностью значение социологического элемента.
В период с 1899 и по 1903 год Слиозберг был редактором журнала Санкт-Петербургского юридического общества, который при нём стал называться «Вестник Права».
Общественная деятельность
Начиная с 1889 года, т.е. с момента принятия закона об ограничении прав евреев, Герних Слиозберг стал активным поборником прав евреев в Российской империи. Изучал правовое и экономическое положение еврейских поселенцев, под псевдонимом «Улейников» подготовил к публикации материалы Л. М. Бинштока, обследовавшего еврейские колонии в Херсонской и Екатеринославской губерниях. Участвовал в работе комиссии конгресса США, изучавшей причины эмиграции евреев из России[4]
В конце 1899 г. Слиозберг вступил в так называемое Бюро защиты, которое ставило своей задачей отстаивание прав и интересов евреев империи путем организованной юридической деятельности. В рамках Бюро Слиозберг подготовил материалы для защиты по ритуальному процессу Д. Блондеса (1900–1902; см. Кровавый навет). Слиозберг обработал и подготовил к изданию собранные Л. Бинштоком (1832–94) материалы о еврейских сельскохозяйственных поселениях (Л. Улейников /псевдоним Бинштока/ «Еврейские земледельческие колонии в Екатеринославской губернии в 1890 г.», СПб., 1891). Эта книга наглядно опровергала клеветнические утверждения о евреях-земледельцах, содержавшиеся в официальной докладной записке К. Случевского.
Генрих Слиозберг принимал участие в работе Всероссийской раввинской комиссии 1894 года и в Ковенском съезде 1909 года.[5] После кишиневского погрома 1903 года Слиозберг выступал в роли адвоката и доверенного лица в гражданских исках потерпевших к администрации разгромленных городов. Он также играл ведущую роль в созданном Г. О. Гинцбургом Комитете помощи жертвам погромов.[6]
Слиозберг принимал участие в работах Раввинской комиссии (Петербург, 1894), в организационной и практической деятельности многих еврейских просветительных и общественно-благотворительных организаций (Общество для распространения просвещения между евреями в России, Еврейское колонизационное общество, Комитет помощи жертвам погромов, Общество поощрения высших знаний среди евреев — с 1911 г. товарищ председателя), а также был членом, а затем и председателем хозяйственного правления Санкт-Петербургской еврейской общины. Слиозберг был одним из основателей Союза для достижения полноправия еврейского народа в России (1905) и Еврейской народной группы (1907), в которые вошли представители еврейских либеральных общественно-политических течений, в большинстве своем связанные с конституционно-демократической партией (кадеты).
Вместе с М. М. Винавером и О. О. Грузенбергом был среди учредителей Союза для достижения полноправия еврейского народа в России (1905) (известным также как достиженцы — идиш: ди дергрейхер[7]) и Еврейской народной группы (1907).[1]
В 1909 г. Слиозберг принимал участие в Съезде представителей еврейских организаций и партий (Ковно), а в 1910 г. — в Раввинском съезде (Петербург). В 1912–17 гг. он входил (от Еврейской народной группы) в Политическое бюро при еврейских депутатах, которое оказывало содействие и руководило деятельностью евреев — членов 4-й Государственной думы. Слиозберг также участвовал в работе по организации защиты в деле М. Бейлиса.
Слиозберг читал лекции по история законодательства о евреях в России на курсах востоковедения барона Д. Г. Гинцбурга[8], печатал статьи по еврейскому вопросу в газетах и журналах — «Восход», «Свобода и равенство», «Новый Восход», «Пережитое», также публиковал труды («Политический характер еврейского вопроса», СПб., 1907; «Правовое и экономическое положение евреев в России», СПб., 1907; «Сборник действующих законов о евреях», СПб., 1909, и др.) и статьи по различным правовым аспектам еврейского вопроса.
В период Первой мировой войны он был одним из руководителей Еврейского комитета помощи жертвам войны (ЕКОПО) и фактически руководил работой по организации помощи выселенным и беженцам: вместе с М. Шефтелем Слиозберг представлял ЕКОПО в Особом совещании о беженцах, где добился для комитета правительственных ассигнований. Ему принадлежала также инициатива ходатайства, приведшего к практической отмене черты оседлости (ноябрь 1915 г.). В 1918 г. Слиозберг стал председателем ЕКОПО после эмиграции его предшественника, барона А. Г. Гинцбурга.
Период после революции 1917 года
Генрих Слиозберг придерживался правых взглядов, идейно тяготел к конституционно-демократической партии и вскоре после Октябрьской революции 1917 года был арестован. После краткосрочного заключения в тюрьме в 1920 году Слиозберг эмигрировал в Финляндию и затем во Францию. Слиозберг, который всю жизнь был идейным противником эмиграции и до самой смерти оставался русским патриотом, вынужден был покинуть Россию и обосноваться во Франции.
В Париже стоял во главе общины российских евреев, в апреле 1933 года он был одним из инициаторов создания Общества друзей «Рассвета» — еженедельного органа Федерации русско-украинских сионистов в эмиграции. Генрих Слиозберг был также активным членом зарубежной русской массонской ложи.[9]
Свидетель на процессе в Берне
В Швейцарии еврейские организации выступили против публикации «Протоколов сионских мудрецов» местной организацией нацистов и подали на издателей в суд. На процессе, который проходил в Берне в октябре 1934 года, Слиозберг выступил в качестве свидетеля. Суд признал «Протоколы» подделкой и вынес приговор о том, что это — «непристойное издание». Однако из-за слишком вольной трактовки слова «непристойный» приговор был отменён апелляционной инстанцией в ноябре 1937 года. При этом апелляционный суд отказал ответчикам в возмещении убытков, но в заключительной речи судьи подтвердили сфабрикованный характер «Протоколов» [10].
Труды
- Правовое и экономическое положение евреев в России. СПб., 1907
- Сборник действующих законов о евреях. СПб., 1909
- Статья «Барон Г. О. Гинцбург и правовое положение евреев», в сборнике «Пережитое», т. II.
- Дореволюционный строй России (посвящена «скорбной памяти погибших и замученных большевиками сынов России»). Париж, 1933
- Барон Г. О. Гинцбург: его жизнь и деятельность: к столетию со дня его рождения. Париж, 1933
- Месть Спинозы за херем. Париж, 1933
- Дела минувших дней: записки русского еврея: в 3-х томах. Париж, 1933; I том переиздан в «Евреи в России. XIX век» (серия «Россия в мемуарах»). Москва: Новое литературное обозрение, 2000.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Слиозберг Генрих
- ↑ Cмирнов А. В. Великий учитель русских криминалистов. Послесловие к пятому изданию «Курса уголовного судопроизводства» И. Я. Фойницкого. // Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 2. СПб., 1996. С. 585-598.
- ↑ А. И. Солженицын Двести лет вместе (1795 - 1995). Часть I
- ↑ см. труды Конгресса за 1890 год.
- ↑ В июне 1909 года в Ковно состоялся съезд около 120 представителей различных еврейских партий и общин. Совещание игнорировали еврейские социалистические партии.
- ↑ Россия. Евреи России в конце 19 в. – начале 20 в. (1881–1917)
- ↑ З. Жаботинский Повесть моих дней В грозах российской "весны"
- ↑ М. Носоновский Из истории высшего еврейского образования в России. К 100-летию открытия Курсов востоковедения им. Барона Гинцбурга Альманах "Еврейская Старина" №1(54) Январь-февраль 2008 года
- ↑ А. Серков. История русского масонства (1845—1945) Глава 5: Первые шаги русского масонства в изгнании (1917—1924)
- ↑ (нем.) Norman Cohn. «Die Protokolle der Weisen von Zion» Der Mythos der jüdischen Weltverschwörung. — Elster Verlag, 1998. ISBN 3-89151-261-9, стр. 236