Элиша бен-Абуя ("Ахер")
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
Architect (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Элиша бен-Абуя» в «Элиша бен-Абуя ("Ахер")») |
||
(5 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье\ЭЕЭ |
+ | | ТИП СТАТЬИ = 2 | ||
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 13: | Строка 14: | ||
}} | }} | ||
- | '''Элиша бен Абуя''' ({{lang-he|אלישע בן אבויה}}) | + | '''Элиша бен Абуя''', или ''''''Элиша Бен Авуя''' ({{lang-he|אלישע בן אבויה}}) (родился в Иерусалиме не позже 70 г.) [[Таннаи|танна]], ставший еретиком и вероотступником. В свое время считался одним из величайших законоучителей, однако впоследствии отверг [[Иудаизм|иудаизм]], из-за чего от него отвернулись все его бывшие сподвижники. В источниках Элиша бен Авуя часто упоминается как '''Ахер''' (`другой [человек]`) или '''Ахор''' (`ретроград`). |
- | + | ||
- | + | == Биографические сведения == | |
- | == | + | |
Сведения об Элише бен-Абуе довольно отрывочны. Талмуд рассказывает о многих событиях его жизни, начиная с его рождения y богатого иерусалимца и кончая печальной судьбой его дочерей, дошедших до нищеты и голода. Наиболее яркие контуры его личности обрисованы в [[Иерусалимский Талмуд|Иерусалимском Талмуде]]. | Сведения об Элише бен-Абуе довольно отрывочны. Талмуд рассказывает о многих событиях его жизни, начиная с его рождения y богатого иерусалимца и кончая печальной судьбой его дочерей, дошедших до нищеты и голода. Наиболее яркие контуры его личности обрисованы в [[Иерусалимский Талмуд|Иерусалимском Талмуде]]. | ||
Его отец, Абуя, был значительным лицом в [[Иерусалим]]е. После рождения сына он пригласил на [[обрезание]] сына знатнейших людей города и знаменитых учёных с [[Иоханан бен Заккай|рабби Иохананом бен Заккаем]] во главе. В том числе были приглашены [[Элиэзер бен Гиркан|рабби Элиэзер]] и [[Иехошуа бен Ханания|рабби Иошуа]]. Услышав их беседу и увидев почести, которыми пользовались эти учёные, Абуя пришёл в восторг и дал обещание, что его сын посвятит свою жизнь изучению Торы. В этом Ахер впоследствии видел сам одну из причин своего падения. | Его отец, Абуя, был значительным лицом в [[Иерусалим]]е. После рождения сына он пригласил на [[обрезание]] сына знатнейших людей города и знаменитых учёных с [[Иоханан бен Заккай|рабби Иохананом бен Заккаем]] во главе. В том числе были приглашены [[Элиэзер бен Гиркан|рабби Элиэзер]] и [[Иехошуа бен Ханания|рабби Иошуа]]. Услышав их беседу и увидев почести, которыми пользовались эти учёные, Абуя пришёл в восторг и дал обещание, что его сын посвятит свою жизнь изучению Торы. В этом Ахер впоследствии видел сам одну из причин своего падения. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Выдающиеся познания == | ||
+ | |||
Элиша стал одним из выдающихся знатоков Торы. Согласно одной вавилонской [[Барайта|Барайте]],<ref>[[Талмуд]], Моэд Катан 20а</ref> Элиша бен-Абуя стоял во главе группы старейшин, занимавшихся исследованием законов.<ref>По другому варианту, однако, это был не Элиша бен-Абуя, a Иошуа бен-Элиша; трактат же Смахот приводит указанную галаху анонимно.</ref> А согласно Мидраш Рут Раба<ref>Мидраш Рут Раба, VI</ref>, о нём говорили, что послушать речи «такого мудрого и великого в познании Торы учителя, как он», собиралось множество людей даже в самой [[Тверия|Тверии]] (бывшей в то время духовным центром в Земле Израиля). | Элиша стал одним из выдающихся знатоков Торы. Согласно одной вавилонской [[Барайта|Барайте]],<ref>[[Талмуд]], Моэд Катан 20а</ref> Элиша бен-Абуя стоял во главе группы старейшин, занимавшихся исследованием законов.<ref>По другому варианту, однако, это был не Элиша бен-Абуя, a Иошуа бен-Элиша; трактат же Смахот приводит указанную галаху анонимно.</ref> А согласно Мидраш Рут Раба<ref>Мидраш Рут Раба, VI</ref>, о нём говорили, что послушать речи «такого мудрого и великого в познании Торы учителя, как он», собиралось множество людей даже в самой [[Тверия|Тверии]] (бывшей в то время духовным центром в Земле Израиля). | ||
- | В [[Тосефта|Тосефте]]<ref>[[Тосефта]], Хагига, II, 3</ref>, а затем и в [[Талмуд]]е<ref>[[Вавилонский Талмуд]], Хагига 15а; [[Иерусалимский Талмуд]], Хагига, II, 77б)</ref> он называется в числе четырёх мудрецов (вместе с [[Бен-Азай|Бен-Азаем]], [[Бен-Зома|Бен-Зомой]] и [[Рабби Акива|рабби Акивой]]), «вошедших в Пардес»<ref>«Пардес» в этом рассказе означает, по-видимому, не что иное, как «Учение о колеснице» (Маасе | + | В [[Тосефта|Тосефте]]<ref>[[Тосефта]], Хагига, II, 3</ref>, а затем и в [[Талмуд]]е<ref>[[Вавилонский Талмуд]], Хагига 15а; [[Иерусалимский Талмуд]], Хагига, II, 77б)</ref> он называется в числе четырёх мудрецов (вместе с [[Бен-Азай|Бен-Азаем]], [[Бен-Зома|Бен-Зомой]] и [[Рабби Акива|рабби Акивой]]), «вошедших в Пардес»<ref>«Пардес» в этом рассказе означает, по-видимому, не что иное, как «Учение о колеснице» (Маасе hа-Миркава).</ref> («Сад познания»), то есть постигших сокровенный смысл Торы. Из всех четверых только один рабби Акива вышел оттуда невредимым. [[Бен-Азай]] умер, [[Бен-Зома]] помутился рассудком, Элиша же "стал рвать насаждения" - отошел от иудаизма. |
+ | |||
+ | Следует отметить, что в Тосефте четвёртый мудрец не называется по имени, а зовётся «Ахер» и лишь в позднейших источниках личность Ахера отождествляется с личностью Элиши бен-Абуя. | ||
+ | |||
+ | == Высказыния и учение == | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Источники не упоминают его учителей, не приводят его hалахот (см. [[Галаха]]) и не называют имен его оппонентов. Однако в [[Тосефта|Тосефте]] к талмудическому трактату Сота 12 а (см. [[Талмуд]]) сообщается, что ученик Элиши рабби [[Меир]] сохранил все его учения, цитируя их как мнения «других» (ахерим). | ||
Элиша бен-Абуя известен также как автор афоризма в трактате Авот<ref>[[Мишна]], Авот IV, 20</ref>: | Элиша бен-Абуя известен также как автор афоризма в трактате Авот<ref>[[Мишна]], Авот IV, 20</ref>: | ||
* «''Кто изучает науку в юности, подобен пишущему чернилами на новой бумаге, a кто начинает учение в старости, подобен пишущему чернилами на стёртой бумаге''». | * «''Кто изучает науку в юности, подобен пишущему чернилами на новой бумаге, a кто начинает учение в старости, подобен пишущему чернилами на стёртой бумаге''». | ||
+ | |||
В то же время, в версии Авот де рабби Натан эта притча приписывается другим мудрецам, a от имени Элиши бен-Абуя приводится целый ряд других притч, из них четыре на тему о важности соответствия между приобретением познаний и добродетельной жизнью. Например: | В то же время, в версии Авот де рабби Натан эта притча приписывается другим мудрецам, a от имени Элиши бен-Абуя приводится целый ряд других притч, из них четыре на тему о важности соответствия между приобретением познаний и добродетельной жизнью. Например: | ||
* «''Человек, много учившийся и вместе с тем ведущий добродетельную жизнь, подобен человеку, который строит кирпичные стены на каменном фундаменте; сколько воды ни скопилось бы y основания стены, она не тронется с места; человек же, много учившийся, но не творящий добра, подобен тому, кто возводит каменную стену на кирпичном фундаменте: самый незначительный ручей в состоянии снести её''». | * «''Человек, много учившийся и вместе с тем ведущий добродетельную жизнь, подобен человеку, который строит кирпичные стены на каменном фундаменте; сколько воды ни скопилось бы y основания стены, она не тронется с места; человек же, много учившийся, но не творящий добра, подобен тому, кто возводит каменную стену на кирпичном фундаменте: самый незначительный ручей в состоянии снести её''». | ||
+ | |||
Кроме того, Элиша говорит о тех трудностях, с какими сопряжено приобретение знания, и как легко утратить его. | Кроме того, Элиша говорит о тех трудностях, с какими сопряжено приобретение знания, и как легко утратить его. | ||
+ | |||
* «''Приобретается знание столь же трудно, как золотая посуда, a утрачивается так же легко, как стеклянная''». | * «''Приобретается знание столь же трудно, как золотая посуда, a утрачивается так же легко, как стеклянная''». | ||
+ | |||
Многие полагают, что в притчах Элиши бен-Абуя содержится намёк на [[Рабби Акива|рабби Акиву]], который принялся за учение уже в зрелом возрасте. Это мнение, однако, маловероятно, так как Элиша относится с большим уважением к рабби Акиве. Во всяком случае, в упомянутых притчах и сказаниях нет ни малейшего намека на отступничество Элиши.<ref name="ЕЭ">{{Источник/ЕЭ}}</ref> | Многие полагают, что в притчах Элиши бен-Абуя содержится намёк на [[Рабби Акива|рабби Акиву]], который принялся за учение уже в зрелом возрасте. Это мнение, однако, маловероятно, так как Элиша относится с большим уважением к рабби Акиве. Во всяком случае, в упомянутых притчах и сказаниях нет ни малейшего намека на отступничество Элиши.<ref name="ЕЭ">{{Источник/ЕЭ}}</ref> | ||
- | + | == Причины отхода Элиши от веры == | |
+ | |||
+ | Относительно отступничества Элиши существуют разные объяснения, в которых ему приписываются увлечение греческой культурой, утрата веры в Божье провидение (по причине последовавших за [[Бар-Кохбы Восстание|восстанием Бар-Кохбы]] гонений), гностическая вера в существование двух высших существ, отказ от соблюдения [[Мицвот|мицвот]] и т. п. | ||
+ | |||
+ | Некоторые источники относят эти причины к его детству: | ||
- | |||
* По словам одних, мать его, будучи беременной, проходила однажды мимо языческого храма и восприняла в себя дух нечистый. | * По словам одних, мать его, будучи беременной, проходила однажды мимо языческого храма и восприняла в себя дух нечистый. | ||
* Другие рассказывают, что виновником всего был отец Αхера, посвятивший его учению не из любви к Торе, a из тщеславия (или из веры в мистические силы).<ref>[[Иерусалимский Талмуд]], Хагига, II, 1;Рут Раба, VIII; Коэлет (Экклезиаст) Раба, VII, 18; Мидраш Зута, Коэлет, VII, 8</ref> | * Другие рассказывают, что виновником всего был отец Αхера, посвятивший его учению не из любви к Торе, a из тщеславия (или из веры в мистические силы).<ref>[[Иерусалимский Талмуд]], Хагига, II, 1;Рут Раба, VIII; Коэлет (Экклезиаст) Раба, VII, 18; Мидраш Зута, Коэлет, VII, 8</ref> | ||
Более вероятны, однако, предположения, основанные на событиях из жизни самого Элиши. | Более вероятны, однако, предположения, основанные на событиях из жизни самого Элиши. | ||
+ | |||
* Однажды во время пребывания в [[Генисарет]]е он был свидетелем несчастного случая, постигшего человека, соблюдавшего закон, за исполнение которого Тора обещает долголетие, в то время как другой, нарушивший этот же закон, остался цел и невредим. Элиша задумался над произошедшим, усомнившись в учении иудаизма о мировой правде и возмездии. По-видимому, его не удовлетворила мысль, высказанная раньше его р. Яковом<ref>или, по вавилонской версии, его внуком</ref>, что долголетие, о котором говорит Тора, означает вечную жизнь в загробном мире.<ref>[[Tосефта]], Хулин, XIV; [[Вавилонский Талмуд]], Хулин 142а</ref> Более того, в трактате Кидушин<ref>[[Вавилонский Талмуд]], Кидушин 39б</ref> сообщается, что р. Яков сам был свидетелем подобного факта, приведшего Элишу к отрицанию божественной справедливости. | * Однажды во время пребывания в [[Генисарет]]е он был свидетелем несчастного случая, постигшего человека, соблюдавшего закон, за исполнение которого Тора обещает долголетие, в то время как другой, нарушивший этот же закон, остался цел и невредим. Элиша задумался над произошедшим, усомнившись в учении иудаизма о мировой правде и возмездии. По-видимому, его не удовлетворила мысль, высказанная раньше его р. Яковом<ref>или, по вавилонской версии, его внуком</ref>, что долголетие, о котором говорит Тора, означает вечную жизнь в загробном мире.<ref>[[Tосефта]], Хулин, XIV; [[Вавилонский Талмуд]], Хулин 142а</ref> Более того, в трактате Кидушин<ref>[[Вавилонский Талмуд]], Кидушин 39б</ref> сообщается, что р. Яков сам был свидетелем подобного факта, приведшего Элишу к отрицанию божественной справедливости. | ||
- | * В другой раз Элиша увидел собаку, державшую в зубах язык мученика Иегуды бен | + | * В другой раз Элиша увидел собаку, державшую в зубах язык мученика Иегуды бен hа-Нахтума, убитого римлянами.<ref>по версии Вавилонского Талмуда, язык принадлежал р. Хуцпиту</ref> Он воскликнул тогда с горьким упрёком: «Нет правды в мире, нет возмездия после смерти». |
В Вавилонском Талмуде<ref>[[Талмуд]], Хагига 15а</ref> отступничеству Элиши придаётся более умозрительный характер: Ахер, при входе в «Пардес», проник гораздо дальше, чем было позволено, и увидел восседающего там ангела [[Метатрон]]а. Элиша до того был поражён увиденным, что принял его за Бога<ref>поскольку полагал, что все ангелы должны стоять</ref> и принялся «разрушать насаждения». С тех пор Ахер стал утверждать, что миром управляют два Бога, а не один. Согласно этой версии, в попытке найти объяснение существования зла в мире Элиша доходит до дуалистического мировоззрения. | В Вавилонском Талмуде<ref>[[Талмуд]], Хагига 15а</ref> отступничеству Элиши придаётся более умозрительный характер: Ахер, при входе в «Пардес», проник гораздо дальше, чем было позволено, и увидел восседающего там ангела [[Метатрон]]а. Элиша до того был поражён увиденным, что принял его за Бога<ref>поскольку полагал, что все ангелы должны стоять</ref> и принялся «разрушать насаждения». С тех пор Ахер стал утверждать, что миром управляют два Бога, а не один. Согласно этой версии, в попытке найти объяснение существования зла в мире Элиша доходит до дуалистического мировоззрения. | ||
Строка 50: | Строка 69: | ||
Талмуд также добавляет,<ref name="Талмуд, Хагига 15б">[[Талмуд]], Хагига 15б</ref> что отступничество Ахера было обусловлено ещё и тем, что тот изучал греческую мудрость (философию) и еретические книги, а в его доме постоянно были слышны греческие песни. | Талмуд также добавляет,<ref name="Талмуд, Хагига 15б">[[Талмуд]], Хагига 15б</ref> что отступничество Ахера было обусловлено ещё и тем, что тот изучал греческую мудрость (философию) и еретические книги, а в его доме постоянно были слышны греческие песни. | ||
- | + | == Происхождение прозвища «Ахер» == | |
+ | |||
Согласно Талмуду, имя «Ахер» впервые дала ему одна женщина. Некоторые полагают, что «Ахер» означает «некий», «какой-то» — местоимение, употребляемое в тех случаях, когда не хотят называть по имени того человека, о котором идёт речь.<ref>[[Тосефта]], Хала, I, 10; [[Мишна]], Иебамот, IV, 13</ref> Более вероятно, однако, что имя Ахер (букв. «другой») было ему присвоено после того, как он изменил свое мировоззрение и поведение и стал другим, новым человеком. | Согласно Талмуду, имя «Ахер» впервые дала ему одна женщина. Некоторые полагают, что «Ахер» означает «некий», «какой-то» — местоимение, употребляемое в тех случаях, когда не хотят называть по имени того человека, о котором идёт речь.<ref>[[Тосефта]], Хала, I, 10; [[Мишна]], Иебамот, IV, 13</ref> Более вероятно, однако, что имя Ахер (букв. «другой») было ему присвоено после того, как он изменил свое мировоззрение и поведение и стал другим, новым человеком. | ||
- | + | == После отступничества == | |
Образ жизни Элиши в скором времени радикально изменился: он перестал соблюдать заповеди, прилюдно нарушал [[Шаббат|субботний покой]] и всячески вредил еврейскому закону, поощряя к этому окружающих. [[Иерусалимский Талмуд]] рассказывает, что он погубил многих ревнителей закона. В том числе он посещал школы и настраивал учеников против изучения Торы, называя это ненужным занятием и советуя им лучше учиться разным ремёслам: столярному, портняжному и т. д.<ref>[[Иерусалимский Талмуд]], Хагига</ref>. Он носил при себе еретические книги, и нередко случалось, что во время лекции они выпадали y него из-за пазухи. | Образ жизни Элиши в скором времени радикально изменился: он перестал соблюдать заповеди, прилюдно нарушал [[Шаббат|субботний покой]] и всячески вредил еврейскому закону, поощряя к этому окружающих. [[Иерусалимский Талмуд]] рассказывает, что он погубил многих ревнителей закона. В том числе он посещал школы и настраивал учеников против изучения Торы, называя это ненужным занятием и советуя им лучше учиться разным ремёслам: столярному, портняжному и т. д.<ref>[[Иерусалимский Талмуд]], Хагига</ref>. Он носил при себе еретические книги, и нередко случалось, что во время лекции они выпадали y него из-за пазухи. | ||
Строка 59: | Строка 79: | ||
Рассказывают, что во времена римских преследований периода царствования [[Адриан]]а (117—138) Ахер препятствовал соблюдению субботнего покоя и покровительствовал нарушителям закона.<ref>Мидраш Зута, Коэлет (Экклезиаст), VII, 8</ref> | Рассказывают, что во времена римских преследований периода царствования [[Адриан]]а (117—138) Ахер препятствовал соблюдению субботнего покоя и покровительствовал нарушителям закона.<ref>Мидраш Зута, Коэлет (Экклезиаст), VII, 8</ref> | ||
- | + | == Взаимоотношения с рабби Меиром == | |
- | Многие считают Элишу бен-Абуя учителем [[рабби Меир]]а; и действительно, оба любили прибегать к притчам и аллегориям; р. Меир, так же как и Элиша, изучал [[греческий язык]] и был другом философа Авнимоса | + | Многие считают Элишу бен-Абуя учителем [[рабби Меир]]а; и действительно, оба любили прибегать к притчам и аллегориям; р. Меир, так же как и Элиша, изучал [[греческий язык]] и был другом философа Авнимоса hа-Гарди. Подобно Элише, р. Меир часто цитируется в [[Мишна|Мишне]] не по имени, a под названием «Ахерим» — другие,<ref>[[Талмуд]], hОраиот 13б</ref> возможно намекая на то, что он был учеником Ахера. С другой стороны, в Мишне часто наблюдается разногласие между р. Меиром и «Ахерим».<ref>[[Талмуд]], Сота 12а</ref> [[Тосафот|Тосафисты]] объясняют, что под названием «Ахерим» р. Меир цитируется лишь в тех случаях, когда он приводит не своё мнение, a взгляды Элиши. В оправдание его отношения к Ахеру мудрецы Талмуда приводят следующее изречение: «''р. Меир нашёл гранатовое яблоко, внутренностью воспользовался, a шелуху выбросил''». |
Рассказывается, что однажды р. Меир сидел в [[Синагога|синагоге]] в [[Тверия|Тверии]] и читал свою субботнюю лекцию, как вдруг он заметил из окна Элишу, ехавшего верхом на лошади; тогда р. Меир прервал свою лекцию и пошёл за ним. Элиша обратился к нему с вопросом: «''Лучше ли учиться в юности или в старости?''» Ответы р. Меира, по-видимому, не удовлетворили Элишу, и он изложил ему мнение [[Рабби Акива|рабби Акивы]] об этом предмете: «''Твой учитель Акива не так говорил; горе нам, что мы потеряли его''».<ref>Мидраш Берешит (Бытие) Раба, 65; Коэлет (Экклезиаст) Раба, I, 25</ref><ref>Отсюда следует, что рабби Акивы тогда уже не было в живых.</ref> | Рассказывается, что однажды р. Меир сидел в [[Синагога|синагоге]] в [[Тверия|Тверии]] и читал свою субботнюю лекцию, как вдруг он заметил из окна Элишу, ехавшего верхом на лошади; тогда р. Меир прервал свою лекцию и пошёл за ним. Элиша обратился к нему с вопросом: «''Лучше ли учиться в юности или в старости?''» Ответы р. Меира, по-видимому, не удовлетворили Элишу, и он изложил ему мнение [[Рабби Акива|рабби Акивы]] об этом предмете: «''Твой учитель Акива не так говорил; горе нам, что мы потеряли его''».<ref>Мидраш Берешит (Бытие) Раба, 65; Коэлет (Экклезиаст) Раба, I, 25</ref><ref>Отсюда следует, что рабби Акивы тогда уже не было в живых.</ref> | ||
Строка 75: | Строка 95: | ||
Перед смертью рабби Меир всё-таки снова посетил Ахера и призвал его покаяться. Элиша возразил ему: «''Что стоит раскаяние умирающего?''» Рабби Меир ответил на это стихом из [[Пс.|Псалмов]]: {{ВЗ2|Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: „возвратитесь, сыны человеческие!“|Пс|89:4}} и сказал, что никогда не поздно раскаяться и вернуться к Богу. Элиша залился слезами и умер, что рабби Меир интерпретировал как знак раскаяния учителя. | Перед смертью рабби Меир всё-таки снова посетил Ахера и призвал его покаяться. Элиша возразил ему: «''Что стоит раскаяние умирающего?''» Рабби Меир ответил на это стихом из [[Пс.|Псалмов]]: {{ВЗ2|Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: „возвратитесь, сыны человеческие!“|Пс|89:4}} и сказал, что никогда не поздно раскаяться и вернуться к Богу. Элиша залился слезами и умер, что рабби Меир интерпретировал как знак раскаяния учителя. | ||
- | + | == После смерти == | |
Рабби Меир перенёс смерть учителя с смирением и твёрдостью, веря, что его последние минуты были посвящены примирению с Богом. Окружающие обратились к р. Меиру с вопросом: «''Если тебя спросят на том свете, с кем ты хочешь быть вместе: с отцом своим или учителем, что ответишь?''» «''Учитель мне дороже отца''».<ref>Ср. [[Тосефта]], Хораиот, 11, 5</ref> — «''А послушают ли тебя?''» — «''О да! Есть [[галаха]]: В субботу спасают от пожара футляр Торы ради самой Торы. Точно так же спасён будет Элиша-Ахер ради Торы, которую он изучал''». | Рабби Меир перенёс смерть учителя с смирением и твёрдостью, веря, что его последние минуты были посвящены примирению с Богом. Окружающие обратились к р. Меиру с вопросом: «''Если тебя спросят на том свете, с кем ты хочешь быть вместе: с отцом своим или учителем, что ответишь?''» «''Учитель мне дороже отца''».<ref>Ср. [[Тосефта]], Хораиот, 11, 5</ref> — «''А послушают ли тебя?''» — «''О да! Есть [[галаха]]: В субботу спасают от пожара футляр Торы ради самой Торы. Точно так же спасён будет Элиша-Ахер ради Торы, которую он изучал''». | ||
Строка 81: | Строка 101: | ||
По версии Иерусалимского Талмуда, по смерти Элиши с неба сошёл огонь, охватив его могилу, а р. Меир распростёр свой плащ, охраняя её от пламени. «''Успокойся'', — сказал он, — ''здесь в этом мире; там, если Всеблагой не простит тебя, я искуплю тебя, клянусь Богом!''» Тогда огонь потух. Согласно Вавилонскому Талмуду<ref name="Талмуд, Хагига 15б"/>, на Небесах Элиша не мог рассчитывать на Вечную жизнь, поскольку отрёкся от Торы публично, но, вместе с тем, не мог быть отправлен и в Ад, в награду за постигнутую им мудрость Торы. Р. Меир, узнав об этом, пообещал «''Когда умру — произведу дым на его могиле!''» с тем, чтобы Элиша был отправлен в Ад и смог искупить свои грехи. И действительно, после смерти р. Меира из могилы Элиши пошёл дым. Тем не менее, р. Йоханан заметил, что этого недостаточно и пообещал после своей смерти вознести Элишу в Грядущий мир. Согласно свидетельству Талмуда, после смерти р. Йоханана, действительно, дым на могиле Элиши иссяк и было провозглашено, что Ахер вошёл в Рай. | По версии Иерусалимского Талмуда, по смерти Элиши с неба сошёл огонь, охватив его могилу, а р. Меир распростёр свой плащ, охраняя её от пламени. «''Успокойся'', — сказал он, — ''здесь в этом мире; там, если Всеблагой не простит тебя, я искуплю тебя, клянусь Богом!''» Тогда огонь потух. Согласно Вавилонскому Талмуду<ref name="Талмуд, Хагига 15б"/>, на Небесах Элиша не мог рассчитывать на Вечную жизнь, поскольку отрёкся от Торы публично, но, вместе с тем, не мог быть отправлен и в Ад, в награду за постигнутую им мудрость Торы. Р. Меир, узнав об этом, пообещал «''Когда умру — произведу дым на его могиле!''» с тем, чтобы Элиша был отправлен в Ад и смог искупить свои грехи. И действительно, после смерти р. Меира из могилы Элиши пошёл дым. Тем не менее, р. Йоханан заметил, что этого недостаточно и пообещал после своей смерти вознести Элишу в Грядущий мир. Согласно свидетельству Талмуда, после смерти р. Йоханана, действительно, дым на могиле Элиши иссяк и было провозглашено, что Ахер вошёл в Рай. | ||
- | Иерусалимский Талмуд сообщает, что через некоторое время после смерти Ахера его дочери обратились к р. [[Иехуда | + | Иерусалимский Талмуд сообщает, что через некоторое время после смерти Ахера его дочери обратились к р. [[Иехуда hа-Наси|Иегуде hа-Наси]] с просьбой о помощи. Ho p. Иегуда не пожелал их выслушать и резко приказал им покинуть его. Тогда дочери Ахера сказали: «''Помяни знания отца нашего, a не дела его''». — Слова эти тронули р. Иегуду до слёз, и он исполнил их просьбу. По словам Вавилонского Талмуда, он отнёсся к ним ещё строже; увидев их, он произнёс: «''Неужели y этого человека есть еще потомство на свете?''». Тогда с неба сошёл огонь и окружил его кресло. Патриарх заплакал и воскликнул: «''Если небо заступается так за тех, которые изучали Тору, но пренебрегли ею, то как оно должно заступится за тех, которые дорожат ею!''» |
== Образ Ахера == | == Образ Ахера == | ||
+ | |||
+ | |||
=== В еврейской традиции === | === В еврейской традиции === | ||
- | Личность Ахера издавна служила предметом разногласий многих еврейских | + | |
+ | В Талмуде и [[Мидраш|мидраше]] Элиша бен Авуя — тип отступника, отвергнутого Богом. | ||
+ | |||
+ | Личность Ахера издавна служила предметом разногласий многих еврейских философов и историков; в глазах одних он опасный [[еретик]], другие же, свободомыслящие, прославляли его как глашатая свободы. | ||
+ | |||
+ | В эпоху [[Хаскала|Хаскалы]] его образ нередко использовался как символ борьбы с ортодоксальными условностями. | ||
Сопоставляя разноречивые сказания об Элише-Ахере в [[талмуд]]ических источниках и принимая во внимание стремление талмудистов создать тип религиозного отступника, который соответствовал бы типу библейских [[апостат]]ов, какими [[Аггада|агадисты]] выставляли обычно [[Иеровоам]]а, [[Доег]]а и [[Ахитофель|Ахитофеля]], — можно прийти к следующему выводу. Носитель странного прозвища Ахер представляет, по-видимому, тип еретика-отрицателя; и то обстоятельство, что упоминание о нём нашло место не в трактате Сангедрин, среди лиц, лишённых удела в будущей жизни, a в трактате Хагига, где обсуждаются предметы, изучение которых обусловлено разными ограничениями, — указывает на то, что речь идёт об отступнике теоретическом.<ref name="ЕЭ" /> | Сопоставляя разноречивые сказания об Элише-Ахере в [[талмуд]]ических источниках и принимая во внимание стремление талмудистов создать тип религиозного отступника, который соответствовал бы типу библейских [[апостат]]ов, какими [[Аггада|агадисты]] выставляли обычно [[Иеровоам]]а, [[Доег]]а и [[Ахитофель|Ахитофеля]], — можно прийти к следующему выводу. Носитель странного прозвища Ахер представляет, по-видимому, тип еретика-отрицателя; и то обстоятельство, что упоминание о нём нашло место не в трактате Сангедрин, среди лиц, лишённых удела в будущей жизни, a в трактате Хагига, где обсуждаются предметы, изучение которых обусловлено разными ограничениями, — указывает на то, что речь идёт об отступнике теоретическом.<ref name="ЕЭ" /> | ||
Строка 92: | Строка 119: | ||
* Позднейший Мидраш «Ган Эден ве-Гехинном» («Рай и Ад»), хотя и помещает Ахера в седьмом отделе ада, среди грешников, терзаемых ангелом Далкиилем, вместе с тем прибавляет: «''но Элиша спасается; рука, оттолкнувшая его, принимает его обратно''»; | * Позднейший Мидраш «Ган Эден ве-Гехинном» («Рай и Ад»), хотя и помещает Ахера в седьмом отделе ада, среди грешников, терзаемых ангелом Далкиилем, вместе с тем прибавляет: «''но Элиша спасается; рука, оттолкнувшая его, принимает его обратно''»; | ||
- | * Рабби [[Гай Гаон]]<ref>Тшувот | + | * Рабби [[Гай Гаон]]<ref>Тшувот hа-Геоним, § 99</ref>, толкуя рассказ о «Саде познания», объясняет, что Ахер полагал, что в мире господствуют две силы, подобно тому как [[зороастризм|персы]] признают [[Ормузд]]а и [[Ариман]]а. |
* [[Маймонид]] в Введении к трактату [[Мишна|Мишны]] Зраим замечает: «''мы не считали Элишу-Ахера в числе таннаев вследствие известного обстоятельства''»;<ref>См/ также «[[Путеводитель растерянных]]», I, 32;</ref> | * [[Маймонид]] в Введении к трактату [[Мишна|Мишны]] Зраим замечает: «''мы не считали Элишу-Ахера в числе таннаев вследствие известного обстоятельства''»;<ref>См/ также «[[Путеводитель растерянных]]», I, 32;</ref> | ||
* [[Брюл, Андреас|А. Брюлл]] (Andreas Brüll) считает Ахера склонным к христианству;<ref>Brüll, «Mebo ha-Mischnah», I, 213</ref> | * [[Брюл, Андреас|А. Брюлл]] (Andreas Brüll) считает Ахера склонным к христианству;<ref>Brüll, «Mebo ha-Mischnah», I, 213</ref> | ||
Строка 131: | Строка 158: | ||
* [http://toldot.ru/rus/articles/art/2076 лекция рава Элиезера Ксидо об Элиша бен-Абуя] (аудио) | * [http://toldot.ru/rus/articles/art/2076 лекция рава Элиезера Ксидо об Элиша бен-Абуя] (аудио) | ||
* [[Адин Штейнзальц]], [http://www.judaicaru.org/steinsalz/mudrez_6.htm «Мудрецы Талмуда», раздел «Элиша бен-Абуя»] | * [[Адин Штейнзальц]], [http://www.judaicaru.org/steinsalz/mudrez_6.htm «Мудрецы Талмуда», раздел «Элиша бен-Абуя»] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | {{Таннаи}} | ||
[[Категория:Таннаим]] | [[Категория:Таннаим]] | ||
+ | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
- | + | {{ElevenCopyRight|15065|ЭЛИША БЕН АВУЯ}} | |
Строка 141: | Строка 172: | ||
[[fr:Elisha ben Avouya]] | [[fr:Elisha ben Avouya]] | ||
[[he:אלישע בן אבויה]] | [[he:אלישע בן אבויה]] | ||
- | [[yi:אלישע בן אבויה]]{{WikiCopyRight}} | + | [[yi:אלישע בן אבויה]] |
+ | |||
+ | {{WikiCopyRight}} | ||
- | + | {{checked_final}} |
Текущая версия на 07:04, 4 января 2012
Источник: | ||||||||
|
Элиша бен Абуя, или 'Элиша Бен Авуя (ивр. אלישע בן אבויה) (родился в Иерусалиме не позже 70 г.) танна, ставший еретиком и вероотступником. В свое время считался одним из величайших законоучителей, однако впоследствии отверг иудаизм, из-за чего от него отвернулись все его бывшие сподвижники. В источниках Элиша бен Авуя часто упоминается как Ахер (`другой [человек]`) или Ахор (`ретроград`).
Содержание |
Биографические сведения
Сведения об Элише бен-Абуе довольно отрывочны. Талмуд рассказывает о многих событиях его жизни, начиная с его рождения y богатого иерусалимца и кончая печальной судьбой его дочерей, дошедших до нищеты и голода. Наиболее яркие контуры его личности обрисованы в Иерусалимском Талмуде.
Его отец, Абуя, был значительным лицом в Иерусалиме. После рождения сына он пригласил на обрезание сына знатнейших людей города и знаменитых учёных с рабби Иохананом бен Заккаем во главе. В том числе были приглашены рабби Элиэзер и рабби Иошуа. Услышав их беседу и увидев почести, которыми пользовались эти учёные, Абуя пришёл в восторг и дал обещание, что его сын посвятит свою жизнь изучению Торы. В этом Ахер впоследствии видел сам одну из причин своего падения.
Выдающиеся познания
Элиша стал одним из выдающихся знатоков Торы. Согласно одной вавилонской Барайте,[1] Элиша бен-Абуя стоял во главе группы старейшин, занимавшихся исследованием законов.[2] А согласно Мидраш Рут Раба[3], о нём говорили, что послушать речи «такого мудрого и великого в познании Торы учителя, как он», собиралось множество людей даже в самой Тверии (бывшей в то время духовным центром в Земле Израиля).
В Тосефте[4], а затем и в Талмуде[5] он называется в числе четырёх мудрецов (вместе с Бен-Азаем, Бен-Зомой и рабби Акивой), «вошедших в Пардес»[6] («Сад познания»), то есть постигших сокровенный смысл Торы. Из всех четверых только один рабби Акива вышел оттуда невредимым. Бен-Азай умер, Бен-Зома помутился рассудком, Элиша же "стал рвать насаждения" - отошел от иудаизма.
Следует отметить, что в Тосефте четвёртый мудрец не называется по имени, а зовётся «Ахер» и лишь в позднейших источниках личность Ахера отождествляется с личностью Элиши бен-Абуя.
Высказыния и учение
Источники не упоминают его учителей, не приводят его hалахот (см. Галаха) и не называют имен его оппонентов. Однако в Тосефте к талмудическому трактату Сота 12 а (см. Талмуд) сообщается, что ученик Элиши рабби Меир сохранил все его учения, цитируя их как мнения «других» (ахерим).
Элиша бен-Абуя известен также как автор афоризма в трактате Авот[7]:
- «Кто изучает науку в юности, подобен пишущему чернилами на новой бумаге, a кто начинает учение в старости, подобен пишущему чернилами на стёртой бумаге».
В то же время, в версии Авот де рабби Натан эта притча приписывается другим мудрецам, a от имени Элиши бен-Абуя приводится целый ряд других притч, из них четыре на тему о важности соответствия между приобретением познаний и добродетельной жизнью. Например:
- «Человек, много учившийся и вместе с тем ведущий добродетельную жизнь, подобен человеку, который строит кирпичные стены на каменном фундаменте; сколько воды ни скопилось бы y основания стены, она не тронется с места; человек же, много учившийся, но не творящий добра, подобен тому, кто возводит каменную стену на кирпичном фундаменте: самый незначительный ручей в состоянии снести её».
Кроме того, Элиша говорит о тех трудностях, с какими сопряжено приобретение знания, и как легко утратить его.
- «Приобретается знание столь же трудно, как золотая посуда, a утрачивается так же легко, как стеклянная».
Многие полагают, что в притчах Элиши бен-Абуя содержится намёк на рабби Акиву, который принялся за учение уже в зрелом возрасте. Это мнение, однако, маловероятно, так как Элиша относится с большим уважением к рабби Акиве. Во всяком случае, в упомянутых притчах и сказаниях нет ни малейшего намека на отступничество Элиши.[8]
Причины отхода Элиши от веры
Относительно отступничества Элиши существуют разные объяснения, в которых ему приписываются увлечение греческой культурой, утрата веры в Божье провидение (по причине последовавших за восстанием Бар-Кохбы гонений), гностическая вера в существование двух высших существ, отказ от соблюдения мицвот и т. п.
Некоторые источники относят эти причины к его детству:
- По словам одних, мать его, будучи беременной, проходила однажды мимо языческого храма и восприняла в себя дух нечистый.
- Другие рассказывают, что виновником всего был отец Αхера, посвятивший его учению не из любви к Торе, a из тщеславия (или из веры в мистические силы).[9]
Более вероятны, однако, предположения, основанные на событиях из жизни самого Элиши.
- Однажды во время пребывания в Генисарете он был свидетелем несчастного случая, постигшего человека, соблюдавшего закон, за исполнение которого Тора обещает долголетие, в то время как другой, нарушивший этот же закон, остался цел и невредим. Элиша задумался над произошедшим, усомнившись в учении иудаизма о мировой правде и возмездии. По-видимому, его не удовлетворила мысль, высказанная раньше его р. Яковом[10], что долголетие, о котором говорит Тора, означает вечную жизнь в загробном мире.[11] Более того, в трактате Кидушин[12] сообщается, что р. Яков сам был свидетелем подобного факта, приведшего Элишу к отрицанию божественной справедливости.
- В другой раз Элиша увидел собаку, державшую в зубах язык мученика Иегуды бен hа-Нахтума, убитого римлянами.[13] Он воскликнул тогда с горьким упрёком: «Нет правды в мире, нет возмездия после смерти».
В Вавилонском Талмуде[14] отступничеству Элиши придаётся более умозрительный характер: Ахер, при входе в «Пардес», проник гораздо дальше, чем было позволено, и увидел восседающего там ангела Метатрона. Элиша до того был поражён увиденным, что принял его за Бога[15] и принялся «разрушать насаждения». С тех пор Ахер стал утверждать, что миром управляют два Бога, а не один. Согласно этой версии, в попытке найти объяснение существования зла в мире Элиша доходит до дуалистического мировоззрения.
Талмуд также добавляет,[16] что отступничество Ахера было обусловлено ещё и тем, что тот изучал греческую мудрость (философию) и еретические книги, а в его доме постоянно были слышны греческие песни.
Происхождение прозвища «Ахер»
Согласно Талмуду, имя «Ахер» впервые дала ему одна женщина. Некоторые полагают, что «Ахер» означает «некий», «какой-то» — местоимение, употребляемое в тех случаях, когда не хотят называть по имени того человека, о котором идёт речь.[17] Более вероятно, однако, что имя Ахер (букв. «другой») было ему присвоено после того, как он изменил свое мировоззрение и поведение и стал другим, новым человеком.
После отступничества
Образ жизни Элиши в скором времени радикально изменился: он перестал соблюдать заповеди, прилюдно нарушал субботний покой и всячески вредил еврейскому закону, поощряя к этому окружающих. Иерусалимский Талмуд рассказывает, что он погубил многих ревнителей закона. В том числе он посещал школы и настраивал учеников против изучения Торы, называя это ненужным занятием и советуя им лучше учиться разным ремёслам: столярному, портняжному и т. д.[18]. Он носил при себе еретические книги, и нередко случалось, что во время лекции они выпадали y него из-за пазухи.
Рассказывают, что во времена римских преследований периода царствования Адриана (117—138) Ахер препятствовал соблюдению субботнего покоя и покровительствовал нарушителям закона.[19]
Взаимоотношения с рабби Меиром
Многие считают Элишу бен-Абуя учителем рабби Меира; и действительно, оба любили прибегать к притчам и аллегориям; р. Меир, так же как и Элиша, изучал греческий язык и был другом философа Авнимоса hа-Гарди. Подобно Элише, р. Меир часто цитируется в Мишне не по имени, a под названием «Ахерим» — другие,[20] возможно намекая на то, что он был учеником Ахера. С другой стороны, в Мишне часто наблюдается разногласие между р. Меиром и «Ахерим».[21] Тосафисты объясняют, что под названием «Ахерим» р. Меир цитируется лишь в тех случаях, когда он приводит не своё мнение, a взгляды Элиши. В оправдание его отношения к Ахеру мудрецы Талмуда приводят следующее изречение: «р. Меир нашёл гранатовое яблоко, внутренностью воспользовался, a шелуху выбросил».
Рассказывается, что однажды р. Меир сидел в синагоге в Тверии и читал свою субботнюю лекцию, как вдруг он заметил из окна Элишу, ехавшего верхом на лошади; тогда р. Меир прервал свою лекцию и пошёл за ним. Элиша обратился к нему с вопросом: «Лучше ли учиться в юности или в старости?» Ответы р. Меира, по-видимому, не удовлетворили Элишу, и он изложил ему мнение рабби Акивы об этом предмете: «Твой учитель Акива не так говорил; горе нам, что мы потеряли его».[22][23]
Когда р. Меир прошёл за городом расстояние, дозволенное в субботу, Элиша напомнил ему, что пора ему вернуться обратно. Меир воскликнул: «Вернись и ты, Элиша!», на что Элиша с грустью ответил, что для него это уже невозможно, поскольку однажды проходя в Йом-Кипур мимо синагоги он услышал Глас с Небес (Бат-Кол)[24]: «Да вернутся ко Мне все дети Мои — кроме Ахера, ибо он познал Моё могущество и восстал против Меня».[25]
В Вавилонском Талмуде отношения Элиши бен-Абуя к р. Меиру переданы в двух вариантах.
Первая версия рассказывает, что Элиша бен-Абуя спросил р. Меира о значении стиха Экклезиаста (Екк.7:14), но, не удовлетворённый ответом, сам разъяснил ему смысл стиха от имени рабби Акивы. После этого Элиша спросил р. Меира о значении стиха «Не сравнится с мудростью золото и стекло» (Иов.28:17). Р. Меир ответил словами Ахера же (Авот де р. Натан), что знание приравнивается к этим двум предметам потому, что оно трудно достается, как первое, и легко растрачивается, как второе. «Но твой учитель Акива, — говорит Αхер, — иначе это объяснил: знание приравнивается золоту и стеклу в том смысле, что, подобно тому, как сосуд из золота и стекла никогда не пропадает: если он будет разбит, то обломки могут быть переплавлены в новый сосуд, так же точно, если человек со знанием сойдет с прямого пути, он легко может исправиться». — «Исправься и ты!» — взывает к нему р. Меир. «Нет, — отвечает Элиша, — я давно уже слышал голос из-за завесы: „вернитесь все, кроме Ахера“».[26]
В другом варианте прибавляется, что Элиша бен-Абуя высказал р. Меиру сомнение в том, возможен ли для него возврат на путь истины (Тшува). Р. Меир предложил ему ходить из одной школы в другую и гадать о своей будущности по словам учеников. И они переходили из школы в школу, где спрашивали детей о том, какой стих из Св. Писания они изучали сегодня. Везде они услышали ответы, содержавшие дурные предзнаменования Элиши бен-Абуя. В последней, тринадцатой, школе они наткнулись на косноязычного мальчика. На предложение р. Меира произнести какой-нибудь стих из Св. Писания он произнёс 50-й стих из Псалмов: «нечестивому Бог сказал: для чего тебе толковать о моих законах». И в устах мальчика слово לרשע (ле-раша — нечестивому) звучало как לאלישע (ле-Элиша — Элише). Тут Элиша воспламенился гневом и пронзил мальчика ножом; он разрезал его на тринадцать частей и разослал их по всем синагогам, поправшим ранее честь его.[27] По другому сообщению, он не зарезал мальчика, a «чуть было не убил его».
Перед смертью рабби Меир всё-таки снова посетил Ахера и призвал его покаяться. Элиша возразил ему: «Что стоит раскаяние умирающего?» Рабби Меир ответил на это стихом из Псалмов: «Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: „возвратитесь, сыны человеческие!“» (Пс.89:4) и сказал, что никогда не поздно раскаяться и вернуться к Богу. Элиша залился слезами и умер, что рабби Меир интерпретировал как знак раскаяния учителя.
После смерти
Рабби Меир перенёс смерть учителя с смирением и твёрдостью, веря, что его последние минуты были посвящены примирению с Богом. Окружающие обратились к р. Меиру с вопросом: «Если тебя спросят на том свете, с кем ты хочешь быть вместе: с отцом своим или учителем, что ответишь?» «Учитель мне дороже отца».[28] — «А послушают ли тебя?» — «О да! Есть галаха: В субботу спасают от пожара футляр Торы ради самой Торы. Точно так же спасён будет Элиша-Ахер ради Торы, которую он изучал».
По версии Иерусалимского Талмуда, по смерти Элиши с неба сошёл огонь, охватив его могилу, а р. Меир распростёр свой плащ, охраняя её от пламени. «Успокойся, — сказал он, — здесь в этом мире; там, если Всеблагой не простит тебя, я искуплю тебя, клянусь Богом!» Тогда огонь потух. Согласно Вавилонскому Талмуду[16], на Небесах Элиша не мог рассчитывать на Вечную жизнь, поскольку отрёкся от Торы публично, но, вместе с тем, не мог быть отправлен и в Ад, в награду за постигнутую им мудрость Торы. Р. Меир, узнав об этом, пообещал «Когда умру — произведу дым на его могиле!» с тем, чтобы Элиша был отправлен в Ад и смог искупить свои грехи. И действительно, после смерти р. Меира из могилы Элиши пошёл дым. Тем не менее, р. Йоханан заметил, что этого недостаточно и пообещал после своей смерти вознести Элишу в Грядущий мир. Согласно свидетельству Талмуда, после смерти р. Йоханана, действительно, дым на могиле Элиши иссяк и было провозглашено, что Ахер вошёл в Рай.
Иерусалимский Талмуд сообщает, что через некоторое время после смерти Ахера его дочери обратились к р. Иегуде hа-Наси с просьбой о помощи. Ho p. Иегуда не пожелал их выслушать и резко приказал им покинуть его. Тогда дочери Ахера сказали: «Помяни знания отца нашего, a не дела его». — Слова эти тронули р. Иегуду до слёз, и он исполнил их просьбу. По словам Вавилонского Талмуда, он отнёсся к ним ещё строже; увидев их, он произнёс: «Неужели y этого человека есть еще потомство на свете?». Тогда с неба сошёл огонь и окружил его кресло. Патриарх заплакал и воскликнул: «Если небо заступается так за тех, которые изучали Тору, но пренебрегли ею, то как оно должно заступится за тех, которые дорожат ею!»
Образ Ахера
В еврейской традиции
В Талмуде и мидраше Элиша бен Авуя — тип отступника, отвергнутого Богом.
Личность Ахера издавна служила предметом разногласий многих еврейских философов и историков; в глазах одних он опасный еретик, другие же, свободомыслящие, прославляли его как глашатая свободы.
В эпоху Хаскалы его образ нередко использовался как символ борьбы с ортодоксальными условностями.
Сопоставляя разноречивые сказания об Элише-Ахере в талмудических источниках и принимая во внимание стремление талмудистов создать тип религиозного отступника, который соответствовал бы типу библейских апостатов, какими агадисты выставляли обычно Иеровоама, Доега и Ахитофеля, — можно прийти к следующему выводу. Носитель странного прозвища Ахер представляет, по-видимому, тип еретика-отрицателя; и то обстоятельство, что упоминание о нём нашло место не в трактате Сангедрин, среди лиц, лишённых удела в будущей жизни, a в трактате Хагига, где обсуждаются предметы, изучение которых обусловлено разными ограничениями, — указывает на то, что речь идёт об отступнике теоретическом.[8]
В беседах Элиши с р. Меиром нет ни малейшего намёка на его свободомыслие и вообще ничего такого, что отличало бы его от всех прочих законоучителей того времени.[8] Судя по свидетельству Талмуда, Элиша никогда не пытался совращать р. Меира с пути истины. Что же касается его призывов изучать ремёсла вместо Торы, то подобные взгляды, в сущности, разделяли и многие другие законоучители, также настаивавшие на изучении ремёсел.[29] В то же время, рассказы о желании Ахера вернуться к Богу и его собственном убеждении, что для него нет возврата, при всей их загадочности рисуют, в сущности, человека, уже вернувшегося к Богу.
- Позднейший Мидраш «Ган Эден ве-Гехинном» («Рай и Ад»), хотя и помещает Ахера в седьмом отделе ада, среди грешников, терзаемых ангелом Далкиилем, вместе с тем прибавляет: «но Элиша спасается; рука, оттолкнувшая его, принимает его обратно»;
- Рабби Гай Гаон[30], толкуя рассказ о «Саде познания», объясняет, что Ахер полагал, что в мире господствуют две силы, подобно тому как персы признают Ормузда и Аримана.
- Маймонид в Введении к трактату Мишны Зраим замечает: «мы не считали Элишу-Ахера в числе таннаев вследствие известного обстоятельства»;[31]
- А. Брюлл (Andreas Brüll) считает Ахера склонным к христианству;[32]
- Карл Зигфрид (Karl Adolf Siegfried) считает Ахера представителем филоновских идей;[33]
В художественной литературе
В период Хаскалы (еврейского Просвещения) образ Ахера, наряду с образом Уриэля Акосты, стал символом борьбы с условностями ортодоксального иудаизма.
Ахеру посвящены следующие тексты:
- Йеллинек, Адольф, Elischa ben Abuja, Лейпциг, 1847;(нем.)
- Переработка первой части «Фауста» Гёте на иврите, сделанная Максом (Меиром) Леттерисом носит заглавие בן אבויה («Бен-Абуйя»), Вена, 1865 (в предисловии автор сравнивает Элишу с немецким чернокнижником;(иврит)
- М.Д. Хоффманн (M.D. Hoffmann), Tolĕdot Elischa ben Abuja, Вена, 1880;(нем.)
- Самуэль Бек (Samuel Bäck), Elischa ben Abuja-Acher, quellenmässig dargestellt, Франкфурт-на-Майне, 1891;(нем.)
- венский публицист Натан Бирнбаум писал по псевдонимом «Mathias Acher»;
- пьеса Якова Гордина «Элиша-бен-Абуя», 1906;(идиш)
- поэма Элиши Родина «Ахер» (образ Элиши увлёк Родина ещё в ранней юности, и он даже взял себе имя Элиша);(идиш)
- В собрании стихотворений Михаила Закса (Michael Sachs), Stimmen vom Jordan und Euphrat, Берлин, 1852; 3 изд., 1890, помещён цикл стихотворений, посвящённых Ахеру (стр. 145—156);(нем.)
- драма В.М. Волькенштейна «Ахер», 1922;(рус.)
- IV акт трагедии «Уриель Акоста» Карла Гуцкова, 1847 (русские переводы 1872, 1955);(нем.)(рус.)
- стихи Мартина Бубера, посвящённые Ахеру;(нем.)
- роман Милтона Стейнберга «As A Driven Leaf» («Как сорванный лист»[34]), 1939;(англ.)(рус.)
- Альберт Ассараф (Albert Assaraf), L'hérétique: Elicha ben Abouya ou l'autre absolu, Париж, Balland, 1991;(фр.)
- Шимон Балас (שמעון בלס), ивр. והוא אחר (англ. Outcast), Тель-Авив, 1991;(иврит)(англ.)
- Нурит Бээри (נורית בארי), ивр. יצא לתרבות רעה - סיפורו של אלישע בן אבויה, (ידיעות ספרים, 2007); (иврит)
- рассказ Алексея Васильева «Мидраш ди рабби Ахер, 18: 1-10»;(рус.)
Литература
- «Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и мидрашей». Перевод С. Г. Фруга. Москва, Раритет, 1993, ISBN 5-85735-076-X .
- Еврейская энциклопедия, Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгаузъ-Ефронъ. Спб.: 1906—1913; репринт: М.: Терра, 1991. ISBN 5-85255-057-4.
Сноски и источники
- ↑ Талмуд, Моэд Катан 20а
- ↑ По другому варианту, однако, это был не Элиша бен-Абуя, a Иошуа бен-Элиша; трактат же Смахот приводит указанную галаху анонимно.
- ↑ Мидраш Рут Раба, VI
- ↑ Тосефта, Хагига, II, 3
- ↑ Вавилонский Талмуд, Хагига 15а; Иерусалимский Талмуд, Хагига, II, 77б)
- ↑ «Пардес» в этом рассказе означает, по-видимому, не что иное, как «Учение о колеснице» (Маасе hа-Миркава).
- ↑ Мишна, Авот IV, 20
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Еврейская энциклопедия, Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгаузъ-Ефронъ. Спб.: 1906—1913; репринт: М.: Терра, 1991. ISBN 5-85255-057-4.
- ↑ Иерусалимский Талмуд, Хагига, II, 1;Рут Раба, VIII; Коэлет (Экклезиаст) Раба, VII, 18; Мидраш Зута, Коэлет, VII, 8
- ↑ или, по вавилонской версии, его внуком
- ↑ Tосефта, Хулин, XIV; Вавилонский Талмуд, Хулин 142а
- ↑ Вавилонский Талмуд, Кидушин 39б
- ↑ по версии Вавилонского Талмуда, язык принадлежал р. Хуцпиту
- ↑ Талмуд, Хагига 15а
- ↑ поскольку полагал, что все ангелы должны стоять
- ↑ 16,0 16,1 Талмуд, Хагига 15б
- ↑ Тосефта, Хала, I, 10; Мишна, Иебамот, IV, 13
- ↑ Иерусалимский Талмуд, Хагига
- ↑ Мидраш Зута, Коэлет (Экклезиаст), VII, 8
- ↑ Талмуд, hОраиот 13б
- ↑ Талмуд, Сота 12а
- ↑ Мидраш Берешит (Бытие) Раба, 65; Коэлет (Экклезиаст) Раба, I, 25
- ↑ Отсюда следует, что рабби Акивы тогда уже не было в живых.
- ↑ Мнения источников расходятся по вопросу о том, откуда послышался этот голос; в одном из них (Мидраш Коэлет Раба) сказано: из Святая святых Иерусалимского храма; согласно другому источнику, голос раздался позади синагоги.
- ↑ Подобный взгляд на грешников существует в иудаизме лишь по отношению к человеку, который не только сам грешил, но соблазнял и других (Мишна, Авот, V; Иома, 87а
- ↑ Талмуд, Хагига, 15а
- ↑ ср. Суд.19:29
- ↑ Ср. Тосефта, Хораиот, 11, 5
- ↑ Мишна, Авот, I, 10; II, 2; Иерусалимский Талмуд, Пеа, I, 15в
- ↑ Тшувот hа-Геоним, § 99
- ↑ См/ также «Путеводитель растерянных», I, 32;
- ↑ Brüll, «Mebo ha-Mischnah», I, 213
- ↑ Siegfried, Philo, 1875, 285—287
- ↑ [1]
Ссылки
- Статья «Элиша бен Авуя» в Электронной еврейской энциклопедии
- статья Elisha Ben Abuyah. Jewish Encyclopedia, 1901—1906
- статья Axer в Литературной энциклопедии 1929—1939 годов]
- лекция рава Элиезера Ксидо об Элиша бен-Абуя (аудио)
- Адин Штейнзальц, «Мудрецы Талмуда», раздел «Элиша бен-Абуя»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЭЛИША БЕН АВУЯ в ЭЕЭ
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.