Гавриил Белостокский
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Add template FIX остатье) |
Architect (Обсуждение | вклад) |
||
(7 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | |||
- | |||
{{Остатье | {{Остатье | ||
|ТИП СТАТЬИ=4 | |ТИП СТАТЬИ=4 | ||
- | |СУПЕРВАЙЗЕР= | + | |СУПЕРВАЙЗЕР=2 |
|КАЧЕСТВО= | |КАЧЕСТВО= | ||
- | |УРОВЕНЬ= | + | |УРОВЕНЬ=1 |
|НАЗВАНИЕ= | |НАЗВАНИЕ= | ||
|ПОДЗАГОЛОВОК= | |ПОДЗАГОЛОВОК= | ||
Строка 18: | Строка 16: | ||
|ИСТОЧНИК= | |ИСТОЧНИК= | ||
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
- | }}{{ | + | }} |
+ | |||
+ | {{также|Кровавый навет}} | ||
[[Файл:GavriilBelostok.jpg|thumb|200px|right|Икона мученика младенца Гавриила Белостокского]] | [[Файл:GavriilBelostok.jpg|thumb|200px|right|Икона мученика младенца Гавриила Белостокского]] | ||
- | '''Гаврии́л Белосто́кский''' (''Гавриил Заблудовский''; [[2 апреля|22 марта (2 апреля)]] [[1684]] — [[30 апреля|20/30 апреля]] [[1690]]) — православный святой, [[мученик]], согласно [[Житие|житию]], пострадавший от [[евреи|евреев]]. [[Канонизация|Канонизирован]] [[Русская Православная Церковь|Русской Православной Церковью]] в [[1820 год]]у. | + | '''Гаврии́л Белосто́кский''' (''Гавриил Заблудовский''; [[2 апреля|22 марта (2 апреля)]] [[1684]] — [[30 апреля|20/30 апреля]] [[1690]]) — православный святой, [[мученик]], согласно [[Житие|житию]], "пострадавший от [[евреи|евреев]]". [[Канонизация|Канонизирован]] [[Русская Православная Церковь|Русской Православной Церковью]] в [[1820 год]]у. |
+ | |||
+ | |||
+ | == Проблемы ложной канонизации "от жидов умученных" святых == | ||
+ | |||
+ | История Гавриила является классическим образцом кровавого наветы, В то время как в Западной Европе кровавые наветы относятся в основном ко временам средневековья, в Православии они продолжаются и в Новое время. | ||
+ | |||
+ | В Западной Европе в Средние века также были случаи канонизирования якобы "от жидов умученных" святых, но в 20 веке они были пересмотрены, признаны ложными и отменены. | ||
+ | |||
+ | В частности, в [[1965 год]]у [[Второй Ватиканский собор]] [[Католицизм|Католической Церкви]] отменил культ [[Симон Трентский|Симона Трентского]] (также известного как пример кровавого навета) как основанный на злонамеренной мистификации, и удалил имя Симона Трентского из католической мартирологии. Так же ранее поступила англиканская церковь с культом [[:en:Little Saint Hugh of Lincoln|Хью Линкольнского]]. | ||
+ | |||
+ | В отличие от этого, в Православной церкви культ Гавриила Белостокского и основанная на нем пропаганда [[антисемитизм]]а, в последние десятилетия лишь увеличивается. | ||
== Житие Гавриила Белостокского == | == Житие Гавриила Белостокского == | ||
Согласно [[Житие|Житию]] (жизнеописанию святого, составленного [[Православие|Православной церковью]]), Гавриил родился [[2 апреля|22 марта (2 апреля)]] [[1684 год]]а в селе Зверки, близ городка [[Заблудов]]а под [[Белосток]]ом ([[Речь Посполитая]], ныне - [[Польша]]) в семье православных крестьян Петра и Анастасии Гавдель. [[11 апреля]] [[1690 год]]а, в то время, как мать ребёнка носила обед в поле его отцу, оставшийся без присмотра мальчик исчез, после чего его тело было обнаружено в поле. Заблудовский суд обвинил в убийстве ребёнка местных евреев. Согласно версии суда, во время отсутствия родителей в дом забрался местный еврей-арендатор Шутко и, приласкав ребенка, увёз его с собой в [[Белосток]], где девять дней подвергал мальчика ритуальным истязаниям, имитирующим [[страсти Христовы]]: пригвоздил за руки и за ноги к стене и проколол бок, выпустив таким образом кровь (см. [[Кровавый навет на евреев]]). После смерти ребёнка ([[30 апреля|20/30 апреля]], ныне празднуется [[3 мая]]) евреи, согласно официальной версии, выбросили его тело в поле. Составленное впоследствии житие утверждает, что бродячие [[Собака|собаки]] не только не набросились на тело, но и отгоняли от него птиц. Ребёнок был похоронен около кладбищенского храма в [[Зверки|Зверках]]. | Согласно [[Житие|Житию]] (жизнеописанию святого, составленного [[Православие|Православной церковью]]), Гавриил родился [[2 апреля|22 марта (2 апреля)]] [[1684 год]]а в селе Зверки, близ городка [[Заблудов]]а под [[Белосток]]ом ([[Речь Посполитая]], ныне - [[Польша]]) в семье православных крестьян Петра и Анастасии Гавдель. [[11 апреля]] [[1690 год]]а, в то время, как мать ребёнка носила обед в поле его отцу, оставшийся без присмотра мальчик исчез, после чего его тело было обнаружено в поле. Заблудовский суд обвинил в убийстве ребёнка местных евреев. Согласно версии суда, во время отсутствия родителей в дом забрался местный еврей-арендатор Шутко и, приласкав ребенка, увёз его с собой в [[Белосток]], где девять дней подвергал мальчика ритуальным истязаниям, имитирующим [[страсти Христовы]]: пригвоздил за руки и за ноги к стене и проколол бок, выпустив таким образом кровь (см. [[Кровавый навет на евреев]]). После смерти ребёнка ([[30 апреля|20/30 апреля]], ныне празднуется [[3 мая]]) евреи, согласно официальной версии, выбросили его тело в поле. Составленное впоследствии житие утверждает, что бродячие [[Собака|собаки]] не только не набросились на тело, но и отгоняли от него птиц. Ребёнок был похоронен около кладбищенского храма в [[Зверки|Зверках]]. | ||
- | + | Официальный портал Белорусского Экзархата РПЦ сообщает: «Дело об убиении отрока Гавриила разбиралось в суде Заблудова, преступники понесли заслуженное наказание. „О сем кто хощет пространно ведати, отсылаем до книг нравных магдебургии Заблудовския“, — говорит записка того времени»<ref>http://www.church.by/resource/Dir0262/Dir0263/Page0288.html</ref>. | |
- | + | ||
- | Официальный портал Белорусского Экзархата РПЦ сообщает: «Дело об убиении отрока Гавриила разбиралось в суде Заблудова, преступники понесли заслуженное наказание. „О сем кто хощет пространно ведати, отсылаем до книг нравных магдебургии Заблудовския“, — говорит записка того времени»<ref>http://www.church.by/resource/Dir0262/Dir0263/Page0288.html</ref>. | + | |
- | 30 лет спустя, в [[1720 год]]у, во время очередного погребения был случайно задет гроб Гавриила и было обнаружено, что тело его не истлело. Это известие разнеслось среди православных и усилило почитание мученика. [[Мощи]] перенесли в крипту под храмом в селе Зверки. В [[1746 год]]у храм, в котором был погребён младенец, сгорел, но мощи Гавриила уцелели. | + | Православие утверждает, что 30 лет спустя, в [[1720 год]]у, во время очередного погребения был случайно задет гроб Гавриила и было обнаружено, что тело его не истлело. Это известие разнеслось среди православных и усилило почитание мученика. [[Мощи]] перенесли в крипту под храмом в селе Зверки. В [[1746 год]]у храм, в котором был погребён младенец, сгорел, но мощи Гавриила уцелели. |
{{Врезка | {{Врезка | ||
Строка 48: | Строка 57: | ||
== Канонизация и культ == | == Канонизация и культ == | ||
- | Гавриил был канонизирован [[Русская Православная Церковь|Русской Православной Церковью]] в [[1820 год]]у. Церковь сообщает о многочисленных случаях исцеления от | + | Гавриил был канонизирован [[Русская Православная Церковь|Русской Православной Церковью]] в [[1820 год]]у. Церковь сообщает о многочисленных случаях исцеления от его мощей. Постепенно почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской империи. |
В 1930-х годах [[Троицкий Слуцкий монастырь]], где хранились мощи, был закрыт, а святые мощи Гавриила перенесены в Музей атеизма в [[Минск]]е. В [[1944 год]]у святые мощи были перенесены из [[Минск]]а в церковь Покрова Божией Матери в [[Гродно]], где они находились до [[21 сентября]] [[1992 год]]а. В 1992 году по благословению [[Савва (митрополит Варшавский и всея Польши)|архиепископа Саввы]] (ставшего в [[1998 год]]у предстоятелем [[Польская православная церковь|Польской православной церкви]]) мощи были торжественно перенесены в Свято-Никольский собор [[Белосток]]а, где находятся и поныне, являясь объектом паломничества. | В 1930-х годах [[Троицкий Слуцкий монастырь]], где хранились мощи, был закрыт, а святые мощи Гавриила перенесены в Музей атеизма в [[Минск]]е. В [[1944 год]]у святые мощи были перенесены из [[Минск]]а в церковь Покрова Божией Матери в [[Гродно]], где они находились до [[21 сентября]] [[1992 год]]а. В 1992 году по благословению [[Савва (митрополит Варшавский и всея Польши)|архиепископа Саввы]] (ставшего в [[1998 год]]у предстоятелем [[Польская православная церковь|Польской православной церкви]]) мощи были торжественно перенесены в Свято-Никольский собор [[Белосток]]а, где находятся и поныне, являясь объектом паломничества. | ||
Строка 56: | Строка 65: | ||
В селе Зверки была построена церковь св. Гавриила для хранения мощей мученика. | В селе Зверки была построена церковь св. Гавриила для хранения мощей мученика. | ||
- | == | + | == Критика антисемитского содержания почитания Гавриила == |
- | + | ||
Еврейские организации [[постсоветское пространство|бывшего СССР]] обратили внимание на возрождение культа святого в Белоруссии еще в [[1997 год]]у.<ref>[http://www.fsumonitor.com/stories/091697aa.shtml «Blood Libel» Documentary Broadcast in Belarus. Join UCSJ campaign against antisemitic programming on state TV] July 1997</ref><ref>[http://www.fsumonitor.com/stories/belupd.shtml Blood Libel Accusation Revived] UCSJ Position Paper. Belarus--Chronicle of Antisemitism. April-December, 1997</ref> | Еврейские организации [[постсоветское пространство|бывшего СССР]] обратили внимание на возрождение культа святого в Белоруссии еще в [[1997 год]]у.<ref>[http://www.fsumonitor.com/stories/091697aa.shtml «Blood Libel» Documentary Broadcast in Belarus. Join UCSJ campaign against antisemitic programming on state TV] July 1997</ref><ref>[http://www.fsumonitor.com/stories/belupd.shtml Blood Libel Accusation Revived] UCSJ Position Paper. Belarus--Chronicle of Antisemitism. April-December, 1997</ref> | ||
Строка 63: | Строка 71: | ||
<blockquote>«…в связи с Днем святого Гавриила Белостокского (единственного православного святого-ребенка<ref>Неверно: см. также [[Димитрий Угличский]], [[Феодор-варяг и Иоанн, мученики|Иоанн Варяг]], [[Алексей Николаевич]]</ref>) Белорусское государственное телевидение 27 июля 1997 года прямо заявило, что иудей Шутко с ритуальными целями убил христианского младенца Гавриила (1690 г.). Власти отказываются от диалога с еврейской общественностью на эти темы.»<ref>[http://www.vestnik.com/issues/97/0902/win/stonov.htm НЕУЖЕЛИ НОВОЕ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ — ЭТО ТОЛЬКО НЕЗАБЫТОЕ СТАРОЕ?] Леонид Стонов, Международный директор Бюро по правам человека и соблюдению законности в бывшем Советском Союзе, президент Американской Ассоциации евреев из бывшего СССР (Вестник)</ref></blockquote> | <blockquote>«…в связи с Днем святого Гавриила Белостокского (единственного православного святого-ребенка<ref>Неверно: см. также [[Димитрий Угличский]], [[Феодор-варяг и Иоанн, мученики|Иоанн Варяг]], [[Алексей Николаевич]]</ref>) Белорусское государственное телевидение 27 июля 1997 года прямо заявило, что иудей Шутко с ритуальными целями убил христианского младенца Гавриила (1690 г.). Власти отказываются от диалога с еврейской общественностью на эти темы.»<ref>[http://www.vestnik.com/issues/97/0902/win/stonov.htm НЕУЖЕЛИ НОВОЕ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ — ЭТО ТОЛЬКО НЕЗАБЫТОЕ СТАРОЕ?] Леонид Стонов, Международный директор Бюро по правам человека и соблюдению законности в бывшем Советском Союзе, президент Американской Ассоциации евреев из бывшего СССР (Вестник)</ref></blockquote> | ||
- | Возрождение культа Гавриила Белостокского упоминается | + | Возрождение культа Гавриила Белостокского упоминается в докладах Конгресса США по антисемитизму |
2003 г.,<ref>[http://www.4humanrights.org/by/eng/reports/relig2003.shtml Belarus. International Religious Freedom Report 2003] Released by the Bureau of Democracy, Human Rights and Labor</ref> | 2003 г.,<ref>[http://www.4humanrights.org/by/eng/reports/relig2003.shtml Belarus. International Religious Freedom Report 2003] Released by the Bureau of Democracy, Human Rights and Labor</ref> | ||
2004 г.,<ref>[http://www.state.gov/g/drl/rls/irf/2004/37195.htm Belarus. International Religious Freedom Report 2004] Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor</ref> | 2004 г.,<ref>[http://www.state.gov/g/drl/rls/irf/2004/37195.htm Belarus. International Religious Freedom Report 2004] Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor</ref> | ||
Строка 69: | Строка 77: | ||
2006 г.,<ref>[http://www.state.gov/g/drl/rls/irf/2006/71370.htm Belarus. International Religious Freedom Report 2006] Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor</ref> | 2006 г.,<ref>[http://www.state.gov/g/drl/rls/irf/2006/71370.htm Belarus. International Religious Freedom Report 2006] Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor</ref> | ||
а также Подкомитета Конгресса США по иностранным делам.<ref>[http://www.foreignaffairs.house.gov/archives/108/91075d.pdf ANNUAL REPORT ON INTERNATIONAL RELIGIOUS FREEDOM 2004]</ref> Эти материалы были также переданы в Комиссию по беженцам ООН ([[w:United Nations High Commissioner for Refugees|UNHCR]]).<ref>http://www.unhcr.org/home/RSDCOI/450fb0b128.html</ref><ref>http://www.unhcr.org/cgi-bin/texis/vtx/rsd/rsddocview.html?tbl=RSDCOI&id=450fb0b128&count=1</ref> | а также Подкомитета Конгресса США по иностранным делам.<ref>[http://www.foreignaffairs.house.gov/archives/108/91075d.pdf ANNUAL REPORT ON INTERNATIONAL RELIGIOUS FREEDOM 2004]</ref> Эти материалы были также переданы в Комиссию по беженцам ООН ([[w:United Nations High Commissioner for Refugees|UNHCR]]).<ref>http://www.unhcr.org/home/RSDCOI/450fb0b128.html</ref><ref>http://www.unhcr.org/cgi-bin/texis/vtx/rsd/rsddocview.html?tbl=RSDCOI&id=450fb0b128&count=1</ref> | ||
- | |||
- | |||
- | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
Строка 94: | Строка 99: | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
- | [[Категория: | + | [[Категория:Антисемитизм]] |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
[[Категория:Кровавый навет]] | [[Категория:Кровавый навет]] | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- |
Текущая версия на 14:45, 28 декабря 2011
Текст унаследован из Википедии | |
д-р Арье Ольман
|
|
Гаврии́л Белосто́кский (Гавриил Заблудовский; 22 марта (2 апреля) 1684 — 20/30 апреля 1690) — православный святой, мученик, согласно житию, "пострадавший от евреев". Канонизирован Русской Православной Церковью в 1820 году.
Содержание |
Проблемы ложной канонизации "от жидов умученных" святых
История Гавриила является классическим образцом кровавого наветы, В то время как в Западной Европе кровавые наветы относятся в основном ко временам средневековья, в Православии они продолжаются и в Новое время.
В Западной Европе в Средние века также были случаи канонизирования якобы "от жидов умученных" святых, но в 20 веке они были пересмотрены, признаны ложными и отменены.
В частности, в 1965 году Второй Ватиканский собор Католической Церкви отменил культ Симона Трентского (также известного как пример кровавого навета) как основанный на злонамеренной мистификации, и удалил имя Симона Трентского из католической мартирологии. Так же ранее поступила англиканская церковь с культом Хью Линкольнского.
В отличие от этого, в Православной церкви культ Гавриила Белостокского и основанная на нем пропаганда антисемитизма, в последние десятилетия лишь увеличивается.
Житие Гавриила Белостокского
Согласно Житию (жизнеописанию святого, составленного Православной церковью), Гавриил родился 22 марта (2 апреля) 1684 года в селе Зверки, близ городка Заблудова под Белостоком (Речь Посполитая, ныне - Польша) в семье православных крестьян Петра и Анастасии Гавдель. 11 апреля 1690 года, в то время, как мать ребёнка носила обед в поле его отцу, оставшийся без присмотра мальчик исчез, после чего его тело было обнаружено в поле. Заблудовский суд обвинил в убийстве ребёнка местных евреев. Согласно версии суда, во время отсутствия родителей в дом забрался местный еврей-арендатор Шутко и, приласкав ребенка, увёз его с собой в Белосток, где девять дней подвергал мальчика ритуальным истязаниям, имитирующим страсти Христовы: пригвоздил за руки и за ноги к стене и проколол бок, выпустив таким образом кровь (см. Кровавый навет на евреев). После смерти ребёнка (20/30 апреля, ныне празднуется 3 мая) евреи, согласно официальной версии, выбросили его тело в поле. Составленное впоследствии житие утверждает, что бродячие собаки не только не набросились на тело, но и отгоняли от него птиц. Ребёнок был похоронен около кладбищенского храма в Зверках.
Официальный портал Белорусского Экзархата РПЦ сообщает: «Дело об убиении отрока Гавриила разбиралось в суде Заблудова, преступники понесли заслуженное наказание. „О сем кто хощет пространно ведати, отсылаем до книг нравных магдебургии Заблудовския“, — говорит записка того времени»[1].
Православие утверждает, что 30 лет спустя, в 1720 году, во время очередного погребения был случайно задет гроб Гавриила и было обнаружено, что тело его не истлело. Это известие разнеслось среди православных и усилило почитание мученика. Мощи перенесли в крипту под храмом в селе Зверки. В 1746 году храм, в котором был погребён младенец, сгорел, но мощи Гавриила уцелели.
Повесть о младенце мученике Гаврииле
(отрывок)
Когда из других мест жиды прибежали,
То безчеловечно меня там мучить стали,
Внесли меня в темный подвал на страдание,
И распяв на кресте, кровь из бока выпускали
Потом кололи все мое тело
Пока хоть каплю крови оно имело
В 1755 году мощи святого были перенесены крестным ходом в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь в Минской губернии. Гроб с телом Гавриила лежал открытым, тело было исколото. К раке была прикреплена табличка: «Мощи младенца Гавриила Гавделюченко из села Зверки графства Заблудовскаго, рожденнаго 1684 года марта 22 дня, а замученнаго от жидов в Белом Стоку 1690 года апреля 20 дня. О сем, кто хощет пространнее ведати, отсылается до книг правных Магдебургии Слуцкой. 1755 года мая 9 дня, за благополучным княжением сиятельнейшаго князя Иеронима».
Канонизация и культ
Гавриил был канонизирован Русской Православной Церковью в 1820 году. Церковь сообщает о многочисленных случаях исцеления от его мощей. Постепенно почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской империи.
В 1930-х годах Троицкий Слуцкий монастырь, где хранились мощи, был закрыт, а святые мощи Гавриила перенесены в Музей атеизма в Минске. В 1944 году святые мощи были перенесены из Минска в церковь Покрова Божией Матери в Гродно, где они находились до 21 сентября 1992 года. В 1992 году по благословению архиепископа Саввы (ставшего в 1998 году предстоятелем Польской православной церкви) мощи были торжественно перенесены в Свято-Никольский собор Белостока, где находятся и поныне, являясь объектом паломничества.
День празднования: 20 апреля (3 мая) и 9 (22) мая. Гавриил Белостокский считается покровителем детей. В настоящее время в деревне Зверки строится церковь в честь св. муч. младенца Гавриила. Впоследствии на этом месте планируется устроение женской обители. Это место также является местом православного паломничества как для Русской, так и для Польской Православных Церквей [2][3]
В селе Зверки была построена церковь св. Гавриила для хранения мощей мученика.
Критика антисемитского содержания почитания Гавриила
Еврейские организации бывшего СССР обратили внимание на возрождение культа святого в Белоруссии еще в 1997 году.[4][5] [6] После поездки по бывшему Советскому Союзу в 1997 г., Международный директор Бюро по правам человека и соблюдению законности в бывшем Советском Союзе, президент Американской Ассоциации евреев из бывшего СССР Леонид Стонов написал в журнале Вестник:
«…в связи с Днем святого Гавриила Белостокского (единственного православного святого-ребенка[7]) Белорусское государственное телевидение 27 июля 1997 года прямо заявило, что иудей Шутко с ритуальными целями убил христианского младенца Гавриила (1690 г.). Власти отказываются от диалога с еврейской общественностью на эти темы.»[8]
Возрождение культа Гавриила Белостокского упоминается в докладах Конгресса США по антисемитизму 2003 г.,[9] 2004 г.,[10] 2005 г.,[11] 2006 г.,[12] а также Подкомитета Конгресса США по иностранным делам.[13] Эти материалы были также переданы в Комиссию по беженцам ООН (UNHCR).[14][15]
Ссылки
- ↑ http://www.church.by/resource/Dir0262/Dir0263/Page0288.html
- ↑ http://orthos.org/grodno/gev/may2003/from_life.htm Из жизни Гродненской епархии
- ↑ http://www.poklonnik.ru/site.xp/053055124049054050052124.html Паломнический центр Московской Патриархии
- ↑ «Blood Libel» Documentary Broadcast in Belarus. Join UCSJ campaign against antisemitic programming on state TV July 1997
- ↑ Blood Libel Accusation Revived UCSJ Position Paper. Belarus--Chronicle of Antisemitism. April-December, 1997
- ↑ НАЦИОНАЛ-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ БЕЛАРУСИ Вячеслав Фейгин, Яков Басин. Труды Второй молодежной конференции СНГ по иудаике — «Тирош». Серия «Judaica Rossica», Вып. 2. Москва, 1998 г.
- ↑ Неверно: см. также Димитрий Угличский, Иоанн Варяг, Алексей Николаевич
- ↑ НЕУЖЕЛИ НОВОЕ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ — ЭТО ТОЛЬКО НЕЗАБЫТОЕ СТАРОЕ? Леонид Стонов, Международный директор Бюро по правам человека и соблюдению законности в бывшем Советском Союзе, президент Американской Ассоциации евреев из бывшего СССР (Вестник)
- ↑ Belarus. International Religious Freedom Report 2003 Released by the Bureau of Democracy, Human Rights and Labor
- ↑ Belarus. International Religious Freedom Report 2004 Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
- ↑ Belarus. International Religious Freedom Report 2005 Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
- ↑ Belarus. International Religious Freedom Report 2006 Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
- ↑ ANNUAL REPORT ON INTERNATIONAL RELIGIOUS FREEDOM 2004
- ↑ http://www.unhcr.org/home/RSDCOI/450fb0b128.html
- ↑ http://www.unhcr.org/cgi-bin/texis/vtx/rsd/rsddocview.html?tbl=RSDCOI&id=450fb0b128&count=1
См. также
- Кровавый навет на евреев
- Дело Бейлиса
- Евстратий Печерский
Внешние ссылки
- Святой Гавриил. Официальный портал Белорусской Православной Церкви
- Акафист мученику младенцу Гавриилу Белостокскому
- Составитель Александр Катрич. Житие и мученичество младенца Гавриила
- Жизнеописание Святого мученика младеце Гавриила Белостокского
- Святой младенец-мученик Гавриил целитель детей
- Ритуальные убийства
- Даль, Владимир Иванович «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их»
- Будет ли конец Юдофобству В Беларуси? Давид Мельцер (Вестник)
- Антисемитизм в Беларуси (2005) Яков Басин, Первый заместитель председателя СБЕОО (Евроазиатский Еврейский Конгресс)