Гавриил Белостокский

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (1 версия)
 
(11 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
 +
{{Остатье
 +
|ТИП СТАТЬИ=4
 +
|СУПЕРВАЙЗЕР=2
 +
|КАЧЕСТВО=
 +
|УРОВЕНЬ=1
 +
|НАЗВАНИЕ=
 +
|ПОДЗАГОЛОВОК=
 +
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
 +
|АВТОР2=
 +
|ТЕМА=
 +
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
 +
|ИЗ ЦИКЛА=
 +
|ПУБЛИКАЦИИ=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ИСТОЧНИК=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
}}
 +
 +
{{также|Кровавый навет}}
 +
[[Файл:GavriilBelostok.jpg|thumb|200px|right|Икона мученика младенца Гавриила Белостокского]]
[[Файл:GavriilBelostok.jpg|thumb|200px|right|Икона мученика младенца Гавриила Белостокского]]
-
'''Гаврии́л Белосто́кский''' (''Гавриил Заблудовский''; [[2 апреля|22 марта (2 апреля)]] [[1684]] — [[30 апреля|20/30 апреля]] [[1690]]) — православный святой, [[мученик]], согласно [[Житие|житию]], пострадавший от [[евреи|евреев]]. [[Канонизация|Канонизирован]] [[Русская Православная Церковь|Русской Православной Церковью]] в [[1820 год]]у.
+
'''Гаврии́л Белосто́кский''' (''Гавриил Заблудовский''; [[2 апреля|22 марта (2 апреля)]] [[1684]] — [[30 апреля|20/30 апреля]] [[1690]]) — православный святой, [[мученик]], согласно [[Житие|житию]], "пострадавший от [[евреи|евреев]]". [[Канонизация|Канонизирован]] [[Русская Православная Церковь|Русской Православной Церковью]] в [[1820 год]]у.
 +
 
 +
 
 +
== Проблемы ложной канонизации "от жидов умученных" святых ==
 +
 
 +
История Гавриила является классическим образцом кровавого наветы, В то время как в Западной Европе кровавые наветы относятся в основном ко временам средневековья, в Православии они продолжаются и в Новое время.
 +
 
 +
В Западной Европе в Средние века также были случаи канонизирования якобы "от жидов умученных" святых, но в 20 веке они были пересмотрены, признаны ложными и отменены.
 +
 
 +
В частности, в [[1965 год]]у [[Второй Ватиканский собор]] [[Католицизм|Католической Церкви]] отменил культ [[Симон Трентский|Симона Трентского]] (также известного как пример кровавого навета) как основанный на злонамеренной мистификации, и удалил имя Симона Трентского из католической мартирологии. Так же ранее поступила англиканская церковь с культом [[:en:Little Saint Hugh of Lincoln|Хью Линкольнского]].
 +
 
 +
В отличие от этого, в Православной церкви культ Гавриила Белостокского и основанная на нем пропаганда [[антисемитизм]]а, в последние десятилетия лишь увеличивается.
== Житие Гавриила Белостокского ==
== Житие Гавриила Белостокского ==
Согласно [[Житие|Житию]] (жизнеописанию святого, составленного [[Православие|Православной церковью]]), Гавриил родился [[2 апреля|22 марта (2 апреля)]] [[1684 год]]а в селе Зверки, близ городка [[Заблудов]]а под [[Белосток]]ом ([[Речь Посполитая]], ныне - [[Польша]]) в семье православных крестьян Петра и Анастасии Гавдель. [[11 апреля]] [[1690 год]]а, в то время, как мать ребёнка носила обед в поле его отцу, оставшийся без присмотра мальчик исчез, после чего его тело было обнаружено в поле. Заблудовский суд обвинил в убийстве ребёнка местных евреев. Согласно версии суда, во время отсутствия родителей в дом забрался местный еврей-арендатор Шутко и, приласкав ребенка, увёз его с собой в [[Белосток]], где девять дней подвергал мальчика ритуальным истязаниям, имитирующим [[страсти Христовы]]: пригвоздил за руки и за ноги к стене и проколол бок, выпустив таким образом кровь (см. [[Кровавый навет на евреев]]). После смерти ребёнка ([[30 апреля|20/30 апреля]], ныне празднуется [[3 мая]]) евреи, согласно официальной версии, выбросили его тело в поле. Составленное впоследствии житие утверждает, что бродячие [[Собака|собаки]] не только не набросились на тело, но и отгоняли от него птиц. Ребёнок был похоронен около кладбищенского храма в [[Зверки|Зверках]].
Согласно [[Житие|Житию]] (жизнеописанию святого, составленного [[Православие|Православной церковью]]), Гавриил родился [[2 апреля|22 марта (2 апреля)]] [[1684 год]]а в селе Зверки, близ городка [[Заблудов]]а под [[Белосток]]ом ([[Речь Посполитая]], ныне - [[Польша]]) в семье православных крестьян Петра и Анастасии Гавдель. [[11 апреля]] [[1690 год]]а, в то время, как мать ребёнка носила обед в поле его отцу, оставшийся без присмотра мальчик исчез, после чего его тело было обнаружено в поле. Заблудовский суд обвинил в убийстве ребёнка местных евреев. Согласно версии суда, во время отсутствия родителей в дом забрался местный еврей-арендатор Шутко и, приласкав ребенка, увёз его с собой в [[Белосток]], где девять дней подвергал мальчика ритуальным истязаниям, имитирующим [[страсти Христовы]]: пригвоздил за руки и за ноги к стене и проколол бок, выпустив таким образом кровь (см. [[Кровавый навет на евреев]]). После смерти ребёнка ([[30 апреля|20/30 апреля]], ныне празднуется [[3 мая]]) евреи, согласно официальной версии, выбросили его тело в поле. Составленное впоследствии житие утверждает, что бродячие [[Собака|собаки]] не только не набросились на тело, но и отгоняли от него птиц. Ребёнок был похоронен около кладбищенского храма в [[Зверки|Зверках]].
-
[[Файл:GavriilBelostok1.jpg|thumb|150px|left|Гавриил Белостокский. Фрагмент росписи Жировицкого монастыря. XIX в. [[Белоруссия]]]]
+
Официальный портал Белорусского Экзархата РПЦ сообщает: «Дело об убиении отрока Гавриила разбиралось в суде Заблудова, преступники понесли заслуженное наказание. „О сем кто хощет пространно ведати, отсылаем до книг нравных магдебургии Заблудовския“, — говорит записка того времени»<ref>http://www.church.by/resource/Dir0262/Dir0263/Page0288.html</ref>.  
-
 
+
-
Официальный портал Белорусского Экзархата РПЦ сообщает: «Дело об убиении отрока Гавриила разбиралось в суде Заблудова, преступники понесли заслуженное наказание. „О сем кто хощет пространно ведати, отсылаем до книг нравных магдебургии Заблудовския“, — говорит записка того времени»<ref>http://www.church.by/resource/Dir0262/Dir0263/Page0288.html</ref>.
+
-
30 лет спустя, в [[1720 год]]у, во время очередного погребения был случайно задет гроб Гавриила и было обнаружено, что тело его не истлело. Это известие разнеслось среди православных и усилило почитание мученика. [[Мощи]] перенесли в крипту под храмом в селе Зверки. В [[1746 год]]у храм, в котором был погребён младенец, сгорел, но мощи Гавриила уцелели.
+
Православие утверждает, что 30 лет спустя, в [[1720 год]]у, во время очередного погребения был случайно задет гроб Гавриила и было обнаружено, что тело его не истлело. Это известие разнеслось среди православных и усилило почитание мученика. [[Мощи]] перенесли в крипту под храмом в селе Зверки. В [[1746 год]]у храм, в котором был погребён младенец, сгорел, но мощи Гавриила уцелели.
{{Врезка
{{Врезка
Строка 27: Строка 57:
== Канонизация и культ ==
== Канонизация и культ ==
-
Гавриил был канонизирован [[Русская Православная Церковь|Русской Православной Церковью]] в [[1820 год]]у. Церковь сообщает о многочисленных случаях исцеления от святых мощей. Постепенно почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской империи.
+
Гавриил был канонизирован [[Русская Православная Церковь|Русской Православной Церковью]] в [[1820 год]]у. Церковь сообщает о многочисленных случаях исцеления от его мощей. Постепенно почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской империи.
В 1930-х годах [[Троицкий Слуцкий монастырь]], где хранились мощи, был закрыт, а святые мощи Гавриила перенесены в Музей атеизма в [[Минск]]е. В [[1944 год]]у святые мощи были перенесены из [[Минск]]а в церковь Покрова Божией Матери в [[Гродно]], где они находились до [[21 сентября]] [[1992 год]]а. В 1992 году по благословению [[Савва (митрополит Варшавский и всея Польши)|архиепископа Саввы]] (ставшего в [[1998 год]]у предстоятелем [[Польская православная церковь|Польской православной церкви]]) мощи были торжественно перенесены в Свято-Никольский собор [[Белосток]]а, где находятся и поныне, являясь объектом паломничества.
В 1930-х годах [[Троицкий Слуцкий монастырь]], где хранились мощи, был закрыт, а святые мощи Гавриила перенесены в Музей атеизма в [[Минск]]е. В [[1944 год]]у святые мощи были перенесены из [[Минск]]а в церковь Покрова Божией Матери в [[Гродно]], где они находились до [[21 сентября]] [[1992 год]]а. В 1992 году по благословению [[Савва (митрополит Варшавский и всея Польши)|архиепископа Саввы]] (ставшего в [[1998 год]]у предстоятелем [[Польская православная церковь|Польской православной церкви]]) мощи были торжественно перенесены в Свято-Никольский собор [[Белосток]]а, где находятся и поныне, являясь объектом паломничества.
Строка 35: Строка 65:
В селе Зверки была построена церковь св. Гавриила для хранения мощей мученика.
В селе Зверки была построена церковь св. Гавриила для хранения мощей мученика.
-
== Полемика ==
+
== Критика антисемитского содержания почитания Гавриила ==
-
[[Житие]] о Гаврииле Белостокском является одним из примеров [[Кровавый навет на евреев|кровавого навета на евреев]]. Его [[канонизация]] и поддержание его культа, как и другие обвинения евреев в ритуальных убийствах (например [[Дело Бейлиса|дело Бейлиса]]), часто подвергаются критике как пропаганда [[антисемитизм]]а, так как описанные пытки и человеческие жертвоприношения противоречат многим фактическим положениям [[иудаизм]]а. Запрет на убийство содержится в [[Десять заповедей|Десяти заповедях]] [[Пятикнижие|Пятикнижия]].
+
Еврейские организации [[постсоветское пространство|бывшего СССР]] обратили внимание на возрождение культа святого в Белоруссии еще в [[1997 год]]у.<ref>[http://www.fsumonitor.com/stories/091697aa.shtml «Blood Libel» Documentary Broadcast in Belarus. Join UCSJ campaign against antisemitic programming on state TV] July 1997</ref><ref>[http://www.fsumonitor.com/stories/belupd.shtml Blood Libel Accusation Revived] UCSJ Position Paper. Belarus--Chronicle of Antisemitism. April-December, 1997</ref>
Еврейские организации [[постсоветское пространство|бывшего СССР]] обратили внимание на возрождение культа святого в Белоруссии еще в [[1997 год]]у.<ref>[http://www.fsumonitor.com/stories/091697aa.shtml «Blood Libel» Documentary Broadcast in Belarus. Join UCSJ campaign against antisemitic programming on state TV] July 1997</ref><ref>[http://www.fsumonitor.com/stories/belupd.shtml Blood Libel Accusation Revived] UCSJ Position Paper. Belarus--Chronicle of Antisemitism. April-December, 1997</ref>
Строка 42: Строка 71:
<blockquote>«…в связи с Днем святого Гавриила Белостокского (единственного православного святого-ребенка<ref>Неверно: см. также [[Димитрий Угличский]], [[Феодор-варяг и Иоанн, мученики|Иоанн Варяг]], [[Алексей Николаевич]]</ref>) Белорусское государственное телевидение 27 июля 1997 года прямо заявило, что иудей Шутко с ритуальными целями убил христианского младенца Гавриила (1690 г.). Власти отказываются от диалога с еврейской общественностью на эти темы.»<ref>[http://www.vestnik.com/issues/97/0902/win/stonov.htm НЕУЖЕЛИ НОВОЕ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ — ЭТО ТОЛЬКО НЕЗАБЫТОЕ СТАРОЕ?] Леонид Стонов, Международный директор Бюро по правам человека и соблюдению законности в бывшем Советском Союзе, президент Американской Ассоциации евреев из бывшего СССР (Вестник)</ref></blockquote>
<blockquote>«…в связи с Днем святого Гавриила Белостокского (единственного православного святого-ребенка<ref>Неверно: см. также [[Димитрий Угличский]], [[Феодор-варяг и Иоанн, мученики|Иоанн Варяг]], [[Алексей Николаевич]]</ref>) Белорусское государственное телевидение 27 июля 1997 года прямо заявило, что иудей Шутко с ритуальными целями убил христианского младенца Гавриила (1690 г.). Власти отказываются от диалога с еврейской общественностью на эти темы.»<ref>[http://www.vestnik.com/issues/97/0902/win/stonov.htm НЕУЖЕЛИ НОВОЕ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ — ЭТО ТОЛЬКО НЕЗАБЫТОЕ СТАРОЕ?] Леонид Стонов, Международный директор Бюро по правам человека и соблюдению законности в бывшем Советском Союзе, президент Американской Ассоциации евреев из бывшего СССР (Вестник)</ref></blockquote>
-
Возрождение культа Гавриила Белостокского упоминается как нарушение религиозных свобод в докладах Конгресса США по антисемитизму
+
Возрождение культа Гавриила Белостокского упоминается в докладах Конгресса США по антисемитизму
2003 г.,<ref>[http://www.4humanrights.org/by/eng/reports/relig2003.shtml Belarus. International Religious Freedom Report 2003] Released by the Bureau of Democracy, Human Rights and Labor</ref>
2003 г.,<ref>[http://www.4humanrights.org/by/eng/reports/relig2003.shtml Belarus. International Religious Freedom Report 2003] Released by the Bureau of Democracy, Human Rights and Labor</ref>
2004 г.,<ref>[http://www.state.gov/g/drl/rls/irf/2004/37195.htm Belarus. International Religious Freedom Report 2004] Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor</ref>
2004 г.,<ref>[http://www.state.gov/g/drl/rls/irf/2004/37195.htm Belarus. International Religious Freedom Report 2004] Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor</ref>
Строка 48: Строка 77:
2006 г.,<ref>[http://www.state.gov/g/drl/rls/irf/2006/71370.htm Belarus. International Religious Freedom Report 2006] Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor</ref>
2006 г.,<ref>[http://www.state.gov/g/drl/rls/irf/2006/71370.htm Belarus. International Religious Freedom Report 2006] Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor</ref>
а также Подкомитета Конгресса США по иностранным делам.<ref>[http://www.foreignaffairs.house.gov/archives/108/91075d.pdf ANNUAL REPORT ON INTERNATIONAL RELIGIOUS FREEDOM 2004]</ref> Эти материалы были также переданы в Комиссию по беженцам ООН ([[w:United Nations High Commissioner for Refugees|UNHCR]]).<ref>http://www.unhcr.org/home/RSDCOI/450fb0b128.html</ref><ref>http://www.unhcr.org/cgi-bin/texis/vtx/rsd/rsddocview.html?tbl=RSDCOI&id=450fb0b128&count=1</ref>
а также Подкомитета Конгресса США по иностранным делам.<ref>[http://www.foreignaffairs.house.gov/archives/108/91075d.pdf ANNUAL REPORT ON INTERNATIONAL RELIGIOUS FREEDOM 2004]</ref> Эти материалы были также переданы в Комиссию по беженцам ООН ([[w:United Nations High Commissioner for Refugees|UNHCR]]).<ref>http://www.unhcr.org/home/RSDCOI/450fb0b128.html</ref><ref>http://www.unhcr.org/cgi-bin/texis/vtx/rsd/rsddocview.html?tbl=RSDCOI&id=450fb0b128&count=1</ref>
-
 
-
== Похожие случаи ==
 
-
В [[1965 год]]у [[Второй Ватиканский собор]] [[Католицизм|Католической Церкви]] отменил культ [[Симон Трентский|Симона Трентского]] (также известного как пример кровавого навета) как основанный на злонамеренной мистификации, и удалил имя Симона Трентского из католической мартирологии. Так же ранее поступила англиканская церковь с культом [[:en:Little Saint Hugh of Lincoln|Хью Линкольнского]].
 
== Ссылки ==
== Ссылки ==
Строка 73: Строка 99:
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
-
[[Категория:Православные мученики]]
+
[[Категория:Антисемитизм]]
-
[[Категория:Родившиеся 2 апреля]]
+
-
[[Категория:Родившиеся в 1684 году]]
+
-
[[Категория:Умершие 3 мая]]
+
-
[[Категория:Умершие в 1690 году]]
+
[[Категория:Кровавый навет]]
[[Категория:Кровавый навет]]
-
[[Категория:Святые дети]]
 
-
 
-
[[en:Gavriil of Belostok]]
 
-
[[pl:Gabriel Zabłudowski]]
 

Текущая версия на 14:45, 28 декабря 2011

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



См. также статью: Кровавый навет
Файл:GavriilBelostok.jpg
Икона мученика младенца Гавриила Белостокского

Гаврии́л Белосто́кский (Гавриил Заблудовский; 22 марта (2 апреля) 1684 — 20/30 апреля 1690) — православный святой, мученик, согласно житию, "пострадавший от евреев". Канонизирован Русской Православной Церковью в 1820 году.


Содержание

Проблемы ложной канонизации "от жидов умученных" святых

История Гавриила является классическим образцом кровавого наветы, В то время как в Западной Европе кровавые наветы относятся в основном ко временам средневековья, в Православии они продолжаются и в Новое время.

В Западной Европе в Средние века также были случаи канонизирования якобы "от жидов умученных" святых, но в 20 веке они были пересмотрены, признаны ложными и отменены.

В частности, в 1965 году Второй Ватиканский собор Католической Церкви отменил культ Симона Трентского (также известного как пример кровавого навета) как основанный на злонамеренной мистификации, и удалил имя Симона Трентского из католической мартирологии. Так же ранее поступила англиканская церковь с культом Хью Линкольнского.

В отличие от этого, в Православной церкви культ Гавриила Белостокского и основанная на нем пропаганда антисемитизма, в последние десятилетия лишь увеличивается.

Житие Гавриила Белостокского

Согласно Житию (жизнеописанию святого, составленного Православной церковью), Гавриил родился 22 марта (2 апреля) 1684 года в селе Зверки, близ городка Заблудова под Белостоком (Речь Посполитая, ныне - Польша) в семье православных крестьян Петра и Анастасии Гавдель. 11 апреля 1690 года, в то время, как мать ребёнка носила обед в поле его отцу, оставшийся без присмотра мальчик исчез, после чего его тело было обнаружено в поле. Заблудовский суд обвинил в убийстве ребёнка местных евреев. Согласно версии суда, во время отсутствия родителей в дом забрался местный еврей-арендатор Шутко и, приласкав ребенка, увёз его с собой в Белосток, где девять дней подвергал мальчика ритуальным истязаниям, имитирующим страсти Христовы: пригвоздил за руки и за ноги к стене и проколол бок, выпустив таким образом кровь (см. Кровавый навет на евреев). После смерти ребёнка (20/30 апреля, ныне празднуется 3 мая) евреи, согласно официальной версии, выбросили его тело в поле. Составленное впоследствии житие утверждает, что бродячие собаки не только не набросились на тело, но и отгоняли от него птиц. Ребёнок был похоронен около кладбищенского храма в Зверках.

Официальный портал Белорусского Экзархата РПЦ сообщает: «Дело об убиении отрока Гавриила разбиралось в суде Заблудова, преступники понесли заслуженное наказание. „О сем кто хощет пространно ведати, отсылаем до книг нравных магдебургии Заблудовския“, — говорит записка того времени»[1].

Православие утверждает, что 30 лет спустя, в 1720 году, во время очередного погребения был случайно задет гроб Гавриила и было обнаружено, что тело его не истлело. Это известие разнеслось среди православных и усилило почитание мученика. Мощи перенесли в крипту под храмом в селе Зверки. В 1746 году храм, в котором был погребён младенец, сгорел, но мощи Гавриила уцелели.

Архимандрит Михаил (Козачинский)
Повесть о младенце мученике Гаврииле
(отрывок)

Когда из других мест жиды прибежали,
То безчеловечно меня там мучить стали,
Внесли меня в темный подвал на страдание,
И распяв на кресте, кровь из бока выпускали
Потом кололи все мое тело
Пока хоть каплю крови оно имело

1755 год

В 1755 году мощи святого были перенесены крестным ходом в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь в Минской губернии. Гроб с телом Гавриила лежал открытым, тело было исколото. К раке была прикреплена табличка: «Мощи младенца Гавриила Гавделюченко из села Зверки графства Заблудовскаго, рожденнаго 1684 года марта 22 дня, а замученнаго от жидов в Белом Стоку 1690 года апреля 20 дня. О сем, кто хощет пространнее ведати, отсылается до книг правных Магдебургии Слуцкой. 1755 года мая 9 дня, за благополучным княжением сиятельнейшаго князя Иеронима».

Канонизация и культ

Гавриил был канонизирован Русской Православной Церковью в 1820 году. Церковь сообщает о многочисленных случаях исцеления от его мощей. Постепенно почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской империи.

В 1930-х годах Троицкий Слуцкий монастырь, где хранились мощи, был закрыт, а святые мощи Гавриила перенесены в Музей атеизма в Минске. В 1944 году святые мощи были перенесены из Минска в церковь Покрова Божией Матери в Гродно, где они находились до 21 сентября 1992 года. В 1992 году по благословению архиепископа Саввы (ставшего в 1998 году предстоятелем Польской православной церкви) мощи были торжественно перенесены в Свято-Никольский собор Белостока, где находятся и поныне, являясь объектом паломничества.

День празднования: 20 апреля (3 мая) и 9 (22) мая. Гавриил Белостокский считается покровителем детей. В настоящее время в деревне Зверки строится церковь в честь св. муч. младенца Гавриила. Впоследствии на этом месте планируется устроение женской обители. Это место также является местом православного паломничества как для Русской, так и для Польской Православных Церквей [2][3]

В селе Зверки была построена церковь св. Гавриила для хранения мощей мученика.

Критика антисемитского содержания почитания Гавриила

Еврейские организации бывшего СССР обратили внимание на возрождение культа святого в Белоруссии еще в 1997 году.[4][5] [6] После поездки по бывшему Советскому Союзу в 1997 г., Международный директор Бюро по правам человека и соблюдению законности в бывшем Советском Союзе, президент Американской Ассоциации евреев из бывшего СССР Леонид Стонов написал в журнале Вестник:

«…в связи с Днем святого Гавриила Белостокского (единственного православного святого-ребенка[7]) Белорусское государственное телевидение 27 июля 1997 года прямо заявило, что иудей Шутко с ритуальными целями убил христианского младенца Гавриила (1690 г.). Власти отказываются от диалога с еврейской общественностью на эти темы.»[8]

Возрождение культа Гавриила Белостокского упоминается в докладах Конгресса США по антисемитизму 2003 г.,[9] 2004 г.,[10] 2005 г.,[11] 2006 г.,[12] а также Подкомитета Конгресса США по иностранным делам.[13] Эти материалы были также переданы в Комиссию по беженцам ООН (UNHCR).[14][15]

Ссылки

Логотип Викитеки
В Викитеке есть тексты по теме
Гавриил Белостокский
  1. http://www.church.by/resource/Dir0262/Dir0263/Page0288.html
  2. http://orthos.org/grodno/gev/may2003/from_life.htm Из жизни Гродненской епархии
  3. http://www.poklonnik.ru/site.xp/053055124049054050052124.html Паломнический центр Московской Патриархии
  4. «Blood Libel» Documentary Broadcast in Belarus. Join UCSJ campaign against antisemitic programming on state TV July 1997
  5. Blood Libel Accusation Revived UCSJ Position Paper. Belarus--Chronicle of Antisemitism. April-December, 1997
  6. НАЦИОНАЛ-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ БЕЛАРУСИ Вячеслав Фейгин, Яков Басин. Труды Второй молодежной конференции СНГ по иудаике — «Тирош». Серия «Judaica Rossica», Вып. 2. Москва, 1998 г.
  7. Неверно: см. также Димитрий Угличский, Иоанн Варяг, Алексей Николаевич
  8. НЕУЖЕЛИ НОВОЕ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ — ЭТО ТОЛЬКО НЕЗАБЫТОЕ СТАРОЕ? Леонид Стонов, Международный директор Бюро по правам человека и соблюдению законности в бывшем Советском Союзе, президент Американской Ассоциации евреев из бывшего СССР (Вестник)
  9. Belarus. International Religious Freedom Report 2003 Released by the Bureau of Democracy, Human Rights and Labor
  10. Belarus. International Religious Freedom Report 2004 Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
  11. Belarus. International Religious Freedom Report 2005 Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
  12. Belarus. International Religious Freedom Report 2006 Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
  13. ANNUAL REPORT ON INTERNATIONAL RELIGIOUS FREEDOM 2004
  14. http://www.unhcr.org/home/RSDCOI/450fb0b128.html
  15. http://www.unhcr.org/cgi-bin/texis/vtx/rsd/rsddocview.html?tbl=RSDCOI&id=450fb0b128&count=1

См. также

Внешние ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация