Сифрей (мидраш)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Сифрей (ЭЕЭ)» в «Сифрей») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Сифрей''' (по-арамейски סִפְרֵי, соответствует ивритскому сфарим, «книги»), галахический [[Мидраш|мидраш]] на книги [[Числа Книга|книги Числа]] и [[Второзаконие]]. Во времена [[Амораи|амораев]] термин Сифрей обозначал собрание галахических [[Барайта|барайт]], а также собрание барайт, содержащих галахические установления, выведенные путем толкования библейских стихов. Вавилонские [[Гаон|гаоны]], а затем некоторые французские и германские [[Ришоним|ришоним]] включали в понятие Сифрей также [[Мехилта|мехилту]] (или мехилтот) на [[Исход Книга|книгу Исход]]. Однако некоторые североафриканские ученые и после них большинство средневековых ученых употребляли термин Сифрей только применительно к сочинениям о книгах Числа и Второзаконие. Сифрей сформировалась в первых веках н. э. Основы Сифрей на книгу Числа были заложены школой рабби [[Акива|Акивы]], галахические основы Сифрей на книгу Второзаконие — школой рабби [[Ишмаэль Бен Элиша|Ишмаэля]], но аггадические ее основы — школой рабби Акивы. В галахической части Сифрей встречаются законы, противоречащие [[Мишна|Мишне]], что указывает на древность источников Сифрей. Сифрей упоминается в Вавилонском [[Талмуд|Талмуде]], материалы Сифрей используются в [[Таргум|Таргуме]] Онкелоса (конец 4 в. – начало 5 в.). Вероятно, Сифрей была окончательно отредактирована в Эрец-Исраэль не ранее конца 4 в. Сифрей написана на чисто мишнаитском иврите с вкраплениями греческих слов. | + | '''Сифрей''' (по-арамейски סִפְרֵי, соответствует ивритскому сфарим, «книги»), галахический [[Мидраш|мидраш]] на книги [[Числа Книга|книги Числа]] и [[Второзаконие]]. |
- | + | === Понимание термина Сифрей === | |
+ | Во времена [[Амораи|амораев]] термин Сифрей обозначал собрание галахических [[Барайта|барайт]], а также собрание барайт, содержащих галахические установления, выведенные путем толкования библейских стихов. Вавилонские [[Гаон|гаоны]], а затем некоторые французские и германские [[Ришоним|ришоним]] включали в понятие Сифрей также [[Мехилта|мехилту]] (или мехилтот) на [[Исход Книга|книгу Исход]]. Однако некоторые североафриканские ученые и после них большинство средневековых ученых употребляли термин Сифрей только применительно к сочинениям о книгах Числа и Второзаконие. Сифрей сформировалась в первых веках н. э. Основы Сифрей на книгу Числа были заложены школой рабби [[Акива|Акивы]], галахические основы Сифрей на книгу Второзаконие — школой рабби [[Ишмаэль Бен Элиша|Ишмаэля]], но аггадические ее основы — школой рабби Акивы. В галахической части Сифрей встречаются законы, противоречащие [[Мишна|Мишне]], что указывает на древность источников Сифрей. Сифрей упоминается в Вавилонском [[Талмуд|Талмуде]], материалы Сифрей используются в [[Таргум|Таргуме]] Онкелоса (конец 4 в. – начало 5 в.). Вероятно, Сифрей была окончательно отредактирована в Эрец-Исраэль не ранее конца 4 в. Сифрей написана на чисто мишнаитском иврите с вкраплениями греческих слов. | ||
+ | === Сифрей на Второзаконие и на книгу Числа === | ||
Сифрей на Второзаконие изучается и исследуется больше, чем Сифрей на книгу Числа. В Сифрей на Второзаконие народ Израиля осуждается за грехи, но в то же время подчеркивается его избранность, говорится о будущем восстановлении могущественного царства, [[Патриархи|патриархам]] даются особые характеристики: [[Авраам]] — основатель [[Монотеизм|монотеизма]], [[Иаков]] — прототип еврейского народа, [[Моисей]] — вождь, испытывающий личные трудности при выполнении своей миссии. В Сифрей на книги Числа и Второзаконие используются различные способы толкования Библии (см. [[Герменевтика]]): кал ва-хомер, гзера шава, хеккеш, риббуй, миут и другие. | Сифрей на Второзаконие изучается и исследуется больше, чем Сифрей на книгу Числа. В Сифрей на Второзаконие народ Израиля осуждается за грехи, но в то же время подчеркивается его избранность, говорится о будущем восстановлении могущественного царства, [[Патриархи|патриархам]] даются особые характеристики: [[Авраам]] — основатель [[Монотеизм|монотеизма]], [[Иаков]] — прототип еврейского народа, [[Моисей]] — вождь, испытывающий личные трудности при выполнении своей миссии. В Сифрей на книги Числа и Второзаконие используются различные способы толкования Библии (см. [[Герменевтика]]): кал ва-хомер, гзера шава, хеккеш, риббуй, миут и другие. | ||
- | + | === Мидраш Сифрей зута === | |
Параллельно Сифрей в тот же период в Эрец-Исраэль был составлен мидраш Сифрей зута (по-арамейски «малые книги»), называемый также Барайта де-сифрей, Сифрей Иерушалми, Сифрей катан, Сифрей шел-паним ахерим и т. д. Сифрей зута был потерян, но его фрагменты были обнаружены в Каирской [[Гениза|генизе]]. Полный состав Сифрей зута не установлен до сих пор. Подобно Сифрей, Сифрей зута — толкование на книгу Числа; мидраш содержит в основном галахический материал, в том числе законы, не упоминающиеся ни в каких других источниках, а также элементы [[Аггада|Аггады]]. Как и Сифрей, Сифрей зута написан на мишнаитском иврите с использованием греческих слов. | Параллельно Сифрей в тот же период в Эрец-Исраэль был составлен мидраш Сифрей зута (по-арамейски «малые книги»), называемый также Барайта де-сифрей, Сифрей Иерушалми, Сифрей катан, Сифрей шел-паним ахерим и т. д. Сифрей зута был потерян, но его фрагменты были обнаружены в Каирской [[Гениза|генизе]]. Полный состав Сифрей зута не установлен до сих пор. Подобно Сифрей, Сифрей зута — толкование на книгу Числа; мидраш содержит в основном галахический материал, в том числе законы, не упоминающиеся ни в каких других источниках, а также элементы [[Аггада|Аггады]]. Как и Сифрей, Сифрей зута написан на мишнаитском иврите с использованием греческих слов. | ||
Версия 21:58, 20 декабря 2011
Источник: | ||||||||
|
Сифрей (по-арамейски סִפְרֵי, соответствует ивритскому сфарим, «книги»), галахический мидраш на книги книги Числа и Второзаконие.
Понимание термина Сифрей
Во времена амораев термин Сифрей обозначал собрание галахических барайт, а также собрание барайт, содержащих галахические установления, выведенные путем толкования библейских стихов. Вавилонские гаоны, а затем некоторые французские и германские ришоним включали в понятие Сифрей также мехилту (или мехилтот) на книгу Исход. Однако некоторые североафриканские ученые и после них большинство средневековых ученых употребляли термин Сифрей только применительно к сочинениям о книгах Числа и Второзаконие. Сифрей сформировалась в первых веках н. э. Основы Сифрей на книгу Числа были заложены школой рабби Акивы, галахические основы Сифрей на книгу Второзаконие — школой рабби Ишмаэля, но аггадические ее основы — школой рабби Акивы. В галахической части Сифрей встречаются законы, противоречащие Мишне, что указывает на древность источников Сифрей. Сифрей упоминается в Вавилонском Талмуде, материалы Сифрей используются в Таргуме Онкелоса (конец 4 в. – начало 5 в.). Вероятно, Сифрей была окончательно отредактирована в Эрец-Исраэль не ранее конца 4 в. Сифрей написана на чисто мишнаитском иврите с вкраплениями греческих слов.
Сифрей на Второзаконие и на книгу Числа
Сифрей на Второзаконие изучается и исследуется больше, чем Сифрей на книгу Числа. В Сифрей на Второзаконие народ Израиля осуждается за грехи, но в то же время подчеркивается его избранность, говорится о будущем восстановлении могущественного царства, патриархам даются особые характеристики: Авраам — основатель монотеизма, Иаков — прототип еврейского народа, Моисей — вождь, испытывающий личные трудности при выполнении своей миссии. В Сифрей на книги Числа и Второзаконие используются различные способы толкования Библии (см. Герменевтика): кал ва-хомер, гзера шава, хеккеш, риббуй, миут и другие.
Мидраш Сифрей зута
Параллельно Сифрей в тот же период в Эрец-Исраэль был составлен мидраш Сифрей зута (по-арамейски «малые книги»), называемый также Барайта де-сифрей, Сифрей Иерушалми, Сифрей катан, Сифрей шел-паним ахерим и т. д. Сифрей зута был потерян, но его фрагменты были обнаружены в Каирской генизе. Полный состав Сифрей зута не установлен до сих пор. Подобно Сифрей, Сифрей зута — толкование на книгу Числа; мидраш содержит в основном галахический материал, в том числе законы, не упоминающиеся ни в каких других источниках, а также элементы Аггады. Как и Сифрей, Сифрей зута написан на мишнаитском иврите с использованием греческих слов.