|
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #REDIRECT [[Соотношение понятий "Галаха", "hидур" и "хумра" в различных направлениях ортодоксального иудаизма]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ = 1
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}{{checked_final}}
| + | |
- | | + | |
- | == Градации соблюдения Галахи ==
| + | |
- | | + | |
- | Одной из главных основ [[ортодоксальный иудаизм|ортодоксального иудаизма]] является соблюдение [[Галахи]]. Однако в соблюдении Галахи есть много градаций:
| + | |
- | * ''лехатхила'' (ле-ха-тхила, לְכַתְּחִילָה, "изначально") - изначально-правильное соблюдение того, что предписывают галахические кодексы и современные [[поским]],
| + | |
- | * ''бедиавад'' (бедиэвед, бе-ди-авад, בְּדִיעֲבַד, "постфактум") - соблюдение на таком уровне, который может быть признан достаточным только постфактум, но изначально так поступать не рекомендуется,
| + | |
- | * ''hидур'' (הִידּוּר, "украшение") - дополнительно улучшенное соблюдение заповедей,
| + | |
- | * ''хумра'' (חוּמְרָה, "устрожение") - устрожение соблюдения,
| + | |
- | * ''кула'' (קוּלָא, "облегчение") - облегчение соблюдения,
| + | |
- | * [[минhаг]] (מִנְהָג, "обычай") - обычай конкретной общины.
| + | |
- | | + | |
- | Например, изначально (лехатхила) нужно брать для исполнения заповеди "[[четырёх видов]]" в [[Суккот]] прямой и свежий [[лулав]]. Если был взят кривоватый лулав или такой, листья которого слегка расходятся, постфактум (бедиавад) заповедь считается выполненной. Но hидур состоит в выборе идеально прямого лулава, листья которого не будут изгибаться даже на вершине и будут располагаться симметрично по отношению к центру. Хумра может проявляться в покупке лулавов определённой длины, а минhаг - в покупке [[этрог]]ов определённого сорта, принятого в данной общине.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == hидур (меhадрин) ==
| + | |
- | | + | |
- | Буквально означает "улучшенное (соблюдение заповеди)"
| + | |
- | | + | |
- | === Важность ===
| + | |
- | Талмуд (Шабат 133б) обосновывает hидур стихом из Торы "Это мой Бог, и я украшу для Него" (זֶה אֵלִי וְאַנְוֶהוּ) ([[Шмот]], 15:2).
| + | |
- | | + | |
- | Большинство [[ришоним]] считают, что hидур - это заповедь, но её исполнение не обязательно (אינה מעכבת). [[Ритва]] же считает, что на уровне заповедей [[деорайта]] hидур обязателен. Но даже в таком случае лучше исполнить заповедь без промедления, чем дожидаться возможности hидура.
| + | |
- | | + | |
- | === Терминология и применение===
| + | |
- | | + | |
- | Осуществление hидура в религиозной практике (и человек, осуществляющий hидур) - "меhадер", мн.ч. ''меhадрин'', מְהַדְּרִין (меадрин, лемеадрин). Высшая степень hидура обозначается как "меhадрин мин hа-меhадрин" (מְהַדְּרִין מִן הַמְּהַדְּרִין).
| + | |
- | | + | |
- | Различие между hидуром и хумрой не всегда можно провести. Тщательное исполнение заповедей обычно связано с устрожением в их соблюдении, но не всегда. В целом hидур относится к способу выполнения заповеди, а хумра ограничивает сферу дозволенного в какой-либо области.
| + | |
- | | + | |
- | В современном иудаизме чаще всего применяют понятие "hидур" к [[кашрут]]у. В этой области оно практически сливается с хумрой. Пищевые продукты, произведённые по строгим мнениям, без облегчений, называются "меhадрин" или "меhадрин мин hа-меhадрин" (здесь эти термины обозначают продукт или его [[кошерность]], а не человека, соблюдающего эти ограничения).
| + | |
- | | + | |
- | Также понятие "меhадрин" применяют к кошерности "четырёх видов" для [[Суккот]]а.
| + | |
- | | + | |
- | == Различие направлений ортодоксального иудаизма в направлениях hидура ==
| + | |
- | | + | |
- | Различие между разными ортодоксальными направлениями можно описать в терминах того, в какой области они предлагают делать hидур. Во всех областях жизни сделать hидур практически невозможно. Обычно каждое движение стремится сделать hидуp в той области, которая кажется ему наиболее проблемной в данную эпоху или в данной ситуации.
| + | |
- | | + | |
- | Например:
| + | |
- | * [[литовский иудаизм]] - hидур изучения талмудических источников
| + | |
- | * [[хасидизм]] - hидур радостного отношения к миру и связи простого еврея с праведником ([[цадик]]ом)
| + | |
- | * [[йеменское еврейство]] - hидур изучения текстуальных особенностей [[Танах]]а,
| + | |
- | * [[религиозный сионизм]] - hидур исполнения заповеди заселения [[Страны Израиля]].
| + | |
- | | + | |
- | В позднем средневековье был распространён обычай личного hидура - человек выбирал некую заповедь, которую он обязывался исполнять всю жизнь с наибольшим тщанием, не считаясь ни с чем.
| + | |
- | | + | |
- | == Оборотная сторона устрожения ==
| + | |
- | | + | |
- | Дополнительное устрожение в определённой области может привести к облегчению или даже к небрежению в другой. Рассказывают, что некий человек в XVIII веке принял личный hидур в заповеди [[цицит]]. Однажды в поле накануне шабата его цицит порвался, и он, не желая идти без кошерных цицит, остался в чистом поле на весь шабат. Таким образом, hидур в цицит привёл к небрежению заповедями молитвы в [[миньян]]е, субботних трапез, мира в семье.
| + | |
- | | + | |
- | Желание осуществить hидур при попупке "четырёх видов" на Суккот за большие деньги может привести к уменьшению трат на [[благотворительность]], а устрожение в [[кашрут]]е - к лишению себя и домочадцев необходимых продуктов (например, мяса, если невозможно достать мясо того конкретного кашрута, которого придерживается этот человек). Устрожение в аскетизме может привести к пренебрежению заповедями семейной жизни и мира в доме. Желание осуществить hидур в изучении Торы иногда приводил к жизни за счёт благотворительности или к пренебрежению семейной жизнью и воспитанием детей.
| + | |
- | | + | |
- | Еще более проблемна ситуация, когда устрожение (например, в кашруте или правилах скромности) приводит к злословию и даже к разжиганию ненависти к другим евреям, соблюдающих кашрут и правила скромности менее строго или по-другому.
| + | |
- | | + | |
- | О р.Хаиме Соловейчике рассказывают, что он давал разрешения на нарушение поста даже при болезнях, являющихся опасными даже в самой минимальной мере. Когда его спросили: "Почему вы облегчаете в соблюдении поста?", он ответил: "Я устрожаю в законах спасения жизни (пикуах нефеш)".
| + | |
- | | + | |
- | == Хумра ==
| + | |
- | | + | |
- | Устрожение в соблюдении заповедей было принято в иудаизме на протяжении всей его истории. Практически вся [[галаха]] строится на устрожениях. Так, современные [[кашрут|правила разделения мясной и молочной еды]], а также посуды, являются результатом многих устрожений. То же справедливо для [[законов семейной чистоты]]. Большая часть заповедей [[дерабанан]] является устрожением соблюдения заповедей [[деорайта]]. Уже в первой мишне трактата [[Авот]] "мужи Великого собрания" заповедуют позднейшим мудрецам: "Ставьте ограду вокруг Торы", то есть устрожайте и расширяйте сферу применения законов Торы. [[Рамбан]], [[Рашба]], [[Ритва]] и другие [[ришоним]] обещали: "Устрожающий удостоится благословения" (המחמיר תבוא עליו ברכה).
| + | |
- | | + | |
- | === В ХХ веке в литовском иудаизме===
| + | |
- | | + | |
- | В ХХ веке в [[литовском иудаизме]] устрожение стало основной нормой жизни. Такую норму установил авторитет "литовского" еврейства р.Авраhам Йешаяhу Карелиц ([[Хазон Иш]]).
| + | |
- | | + | |
- | Это приводило к парадоксальным результатам. Так, новое поколение отказывалось пользоваться кубками для [[кидуш]]а, принадлежавшими их отцам, считая их размер недостаточно кошерным. При этом люди не задумывались над тем, что это бросает тень на праведность их предков. Даже внуки [[Хафец Хаим]]а, автора "[[Мишна брура]]", отказывались пользоваться кубками своего деда<ref>[http://www.lookstein.org/russian/galaha/zabytyj_kubok.php Менахем Фридман, Забытый кубок для киддуша: изменения в ашкеназской ультра-ортодоксальной культуре]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Распространились также обычаи:
| + | |
- | * не продавать настоящий [[хамец]] перед [[Песах]]ом, а уничтожать его;
| + | |
- | * распространять пищевой [[кашрут]] даже на непищевые продукты (особенно в отношении [[Песах]]а);
| + | |
- | * проверять кошерность [[этрог]]а с лупой и одежду на [[шаатнез]] под микроскопом;
| + | |
- | * отказ от цветной капусты, из которой трудно удалить червяков;
| + | |
- | * отказ ашкеназов от употребления в Песах масла из [[китниот]];
| + | |
- | * написание ה или даже ד вместо имён Бога даже на занавесях ковчегов в синагогах;
| + | |
- | и другие.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | <references/>
| + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | | + | |
- | *[http://tora.us.fm/tnk1/sofrim/zuckm/hidur.html Менахем Цукер, הידור מצוה]
| + | |
- | *[http://www.lookstein.org/russian/galaha/zabytyj_kubok.php Менахем Фридман, Забытый кубок для киддуша: изменения в ашкеназской ультра-ортодоксальной культуре]
| + | |
- | *[http://lukeford.net/blog/?p=3541 Хаим Соловейчик, RUPTURE AND RECONSTRUCTION:THE TRANSFORMATION OF CONTEMPORARY ORTHODOXY]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Ортодоксальный иудаизм]]
| + | |
- | [[Категория:Устный Закон]]
| + | |