Воеводина (край) - еврейская община
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад) |
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 41: | Строка 41: | ||
|Плотность = 94,5/km² | |Плотность = 94,5/km² | ||
|Место по плотности = | |Место по плотности = | ||
- | |Национальный состав = Сербы (65 %),<br /> венгры (14 %),<br /> словаки (3 %),<br /> хорваты (2,5 %),<br /> югославы (2,5 %), <br />черногорцы (2 %), <br />румыны (1,5 %), <br />цыгане (1,5 %), <br />русины (0,7 %), <br />македонцы (0,5 %), <br />украинцы (0,2 %) и др | + | |Национальный состав = Сербы (65 %),<br /> венгры (14 %),<br /> словаки (3 %),<br /> хорваты (2,5 %),<br /> югославы (2,5 %), <br />черногорцы (2 %), <br />румыны (1,5 %), <br />цыгане (1,5 %), <br />русины (0,7 %), <br />македонцы (0,5 %), <br />украинцы (0,2 %) <br />и др |
|Конфессиональный состав = православные (69 %), католики (19 %), протестанты (3,5 %) | |Конфессиональный состав = православные (69 %), католики (19 %), протестанты (3,5 %) | ||
|Площадь = 21,500 | |Площадь = 21,500 | ||
Строка 51: | Строка 51: | ||
|Широта = | |Широта = | ||
|Долгота = | |Долгота = | ||
+ | |Карта = округа Воеводины.png | ||
+ | |Размер карты = 230px | ||
|Карта административной единицы = | |Карта административной единицы = | ||
|Часовой пояс = UTC +2 | |Часовой пояс = UTC +2 | ||
Строка 61: | Строка 63: | ||
}} | }} | ||
+ | '''Воево́дина''' (сербохорв. Војводина/Vojvodina), (венг. Vajdaság), (слвк. Vojvodina), (рум. Voivodina), (рсн. Войводина) — автономный край в составе [[Сербия - еврейская община|Сербии]], расположенный севернее Дуная в пределах южной части Среднедунайской низменности, имеющей здесь слабо расчленённый рельеф (высота 70-250 м). На юго-западе края возвышается изолированный кряж Фрушка-Гора (высота до 539 м), на юго-востоке — отрог Южных Карпат (высота до 641 м). Климат умеренный, континентальный. Средняя температура июля 22-24 °C, января от −1,2 до 2,6 °C. Осадков 550—750 мм в год. Крупные реки: Дунай, Тиса, Тамиш. Преобладают ландшафты чернозёмных степей, благодаря чему Воеводина является житницей [[Сербия - еврейская община|Сербии]]. | ||
- | Первая еврейская община на территории современной Воеводины возникла в городе Петроварадин в 1697 году. В 1699 году образовалась община в городе Нови-Сад, ставшая вскоре крупнейшей в области: на протяжении XVIII века в этом городе было построено несколько синагог, организована хевра каддиша, открыта еврейская школа. В 1786 году возникла община в городе Суботица, в 1790 году — в городе Бечкерек (ныне Зренянин), в 1793 году — в городе Сента, в 1828 году — в городе Сомбор. В 1807 году евреи, бежавшие из Белграда, создали общину в городе Землин (Земун); в середине XIX века ее духовным руководителем был раввин Иеhуда Алкалай - один из первых евреев-сефардов, провозвестников сионизма. Почти все общины Воеводины были в конце XVIII– начале XIX века очень бедны: так, в Зренянине сбор денег на строительство синагоги удалось провести лишь в 1831 году. | + | |
- | До конца XVIII века правовое положение евреев в Бачке, Банате и Среме было таким же, как и в других частях Австрии. В 1791 году венгерский сейм, под юрисдикцией которого находились эти области, принял закон «де юдеис», разрешавший евреям беспрепятственно торговать любыми товарами и покупать землю. В дальнейшем многие положения этого закона были фактически выхолощены, однако в 1840-х годах евреи Воеводины вновь добились существенного расширения своих прав. Еврейское население края в основном поддержало венгерскую революцию 1848–49 годов, и после ее подавления подверглось респрессиям: только евреям Бачки пришлось заплатить семьдесят пять тысяч форинтов контрибуции. Эмансипация воеводинского еврейства завершилась в 1867 году с образованием Австро-Венгрии, конституция которой провозгласила равенство всех граждан, независимо от их национальности и религиозных убеждений. | + | == Первые сведения о евреях == |
- | В конце XIX – начале XX веков в Воеводине насчитывалось около 50 еврейских общин, в | + | Первая еврейская община на территории современной Воеводины возникла в городе Петроварадин в 1697 году. В 1699 году образовалась община в городе Нови-Сад, ставшая вскоре крупнейшей в области: на протяжении XVIII века в этом городе было построено несколько синагог, организована хевра каддиша, открыта еврейская школа. В 1786 году возникла община в городе Суботица, в 1790 году — в городе Бечкерек (ныне Зренянин), в 1793 году — в городе Сента, в 1828 году — в городе Сомбор. В 1807 году евреи, бежавшие из [[Белград - еврейская община|Белграда]], создали общину в городе Землин (ныне Земун - район [[Белград - еврейская община|Белграда]]); в середине XIX века ее духовным руководителем был раввин [[Алкалай, Иеhуда бен Шломо Хай|Иеhуда Алкалай]] - один из первых [[Евреи|евреев]]-[[Сефарды|сефардов]], провозвестников [[Сионизм|сионизма]]. Почти все общины Воеводины были в конце XVIII– начале XIX века очень бедны: так, в Зренянине сбор денег на строительство синагоги удалось провести лишь в 1831 году. |
+ | |||
+ | == XVIII-XIX века == | ||
+ | До конца XVIII века правовое положение евреев в Бачке, Банате и Среме было таким же, как и в других частях Австрии. В 1791 году [[Венгрия - еврейская община|венгерский]] сейм, под юрисдикцией которого находились эти области, принял закон «де юдеис», разрешавший евреям беспрепятственно торговать любыми товарами и покупать землю. В дальнейшем многие положения этого закона были фактически выхолощены, однако в 1840-х годах евреи Воеводины вновь добились существенного расширения своих прав. Еврейское население края в основном поддержало венгерскую революцию 1848–49 годов, и после ее подавления подверглось респрессиям: только евреям Бачки пришлось заплатить семьдесят пять тысяч форинтов контрибуции. Эмансипация воеводинского еврейства завершилась в 1867 году с образованием Австро-Венгрии, конституция которой провозгласила равенство всех граждан, независимо от их национальности и религиозных убеждений. | ||
+ | |||
+ | В конце XIX – начале XX веков в Воеводине насчитывалось около 50 еврейских общин, в основном [[Реформизм в иудаизме|реформистских]]. В области проживали свыше десяти тысяч евреев, из них две тысячи — в Нови-Саде. | ||
+ | |||
+ | == Во время Второй Мировой войны == | ||
+ | С 1941 года в оккупированной [[Югославия - еврейская община|Югославии]] начался нацистский геноцид отдельных этнических групп, в частности евреев и цыган. Край Воеводина был разделён между Венгрией и "Независимым Государством Хорватия" таким образом: | ||
+ | |||
+ | * восточная часть края Воеводина была "воссоединена" с [[Венгрия - еврейская община|Венгрией]], | ||
+ | * западная часть края Воеводина вошла в состав марионеточного "[[Катастрофа в Независимом государстве Хорватии|Независимого Государства Хорватия]]" (Nezavisna država Hrvatska) под руководством главы хорватских [[Усташи - антисемитизм|фашистов-усташей]] Анте Павелича. | ||
+ | |||
+ | Евреи Воеводины были отправлены в лагеря в «[[Катастрофа в Независимом государстве Хорватии|Независимое Государство Хорватия]]». | ||
+ | |||
+ | == Еврейская община Воеводины сегодня == | ||
+ | На сегодняшний день небольшая еврейская община существует в Нови-Саде. В крае существует единственная [[Нови-Садская синагога|синагога (Нови-Садская)]], которая не используется как синагога - сегодня это один из городских домов культуры. |
Версия 17:04, 5 декабря 2011
Регулярная статья | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
|
|||
Страна | |||
---|---|---|---|
Статус |
Автономный край в составе Сербии |
||
Административный центр |
Нови-Сад |
||
Председатель Верховного Совета АКВ |
Боян Патрич |
||
Председатель Скупщины АКВ |
Шандор Егереши |
||
Официальные языки |
сербохорватский, венгерский, словацкий, румынский, русинский |
||
Население (2002) |
2 031 992 |
||
Плотность |
94,5/km² чел./км² |
||
Национальный состав |
Сербы (65 %), |
||
Конфессиональный состав |
православные (69 %), католики (19 %), протестанты (3,5 %) |
||
Площадь |
21,500 км² |
||
Часовой пояс |
UTC +2 |
||
Телефонный код |
+381 |
||
Интернет-домен |
rs |
||
Воево́дина (сербохорв. Војводина/Vojvodina), (венг. Vajdaság), (слвк. Vojvodina), (рум. Voivodina), (рсн. Войводина) — автономный край в составе Сербии, расположенный севернее Дуная в пределах южной части Среднедунайской низменности, имеющей здесь слабо расчленённый рельеф (высота 70-250 м). На юго-западе края возвышается изолированный кряж Фрушка-Гора (высота до 539 м), на юго-востоке — отрог Южных Карпат (высота до 641 м). Климат умеренный, континентальный. Средняя температура июля 22-24 °C, января от −1,2 до 2,6 °C. Осадков 550—750 мм в год. Крупные реки: Дунай, Тиса, Тамиш. Преобладают ландшафты чернозёмных степей, благодаря чему Воеводина является житницей Сербии.
Содержание |
Первые сведения о евреях
Первая еврейская община на территории современной Воеводины возникла в городе Петроварадин в 1697 году. В 1699 году образовалась община в городе Нови-Сад, ставшая вскоре крупнейшей в области: на протяжении XVIII века в этом городе было построено несколько синагог, организована хевра каддиша, открыта еврейская школа. В 1786 году возникла община в городе Суботица, в 1790 году — в городе Бечкерек (ныне Зренянин), в 1793 году — в городе Сента, в 1828 году — в городе Сомбор. В 1807 году евреи, бежавшие из Белграда, создали общину в городе Землин (ныне Земун - район Белграда); в середине XIX века ее духовным руководителем был раввин Иеhуда Алкалай - один из первых евреев-сефардов, провозвестников сионизма. Почти все общины Воеводины были в конце XVIII– начале XIX века очень бедны: так, в Зренянине сбор денег на строительство синагоги удалось провести лишь в 1831 году.
XVIII-XIX века
До конца XVIII века правовое положение евреев в Бачке, Банате и Среме было таким же, как и в других частях Австрии. В 1791 году венгерский сейм, под юрисдикцией которого находились эти области, принял закон «де юдеис», разрешавший евреям беспрепятственно торговать любыми товарами и покупать землю. В дальнейшем многие положения этого закона были фактически выхолощены, однако в 1840-х годах евреи Воеводины вновь добились существенного расширения своих прав. Еврейское население края в основном поддержало венгерскую революцию 1848–49 годов, и после ее подавления подверглось респрессиям: только евреям Бачки пришлось заплатить семьдесят пять тысяч форинтов контрибуции. Эмансипация воеводинского еврейства завершилась в 1867 году с образованием Австро-Венгрии, конституция которой провозгласила равенство всех граждан, независимо от их национальности и религиозных убеждений.
В конце XIX – начале XX веков в Воеводине насчитывалось около 50 еврейских общин, в основном реформистских. В области проживали свыше десяти тысяч евреев, из них две тысячи — в Нови-Саде.
Во время Второй Мировой войны
С 1941 года в оккупированной Югославии начался нацистский геноцид отдельных этнических групп, в частности евреев и цыган. Край Воеводина был разделён между Венгрией и "Независимым Государством Хорватия" таким образом:
- восточная часть края Воеводина была "воссоединена" с Венгрией,
- западная часть края Воеводина вошла в состав марионеточного "Независимого Государства Хорватия" (Nezavisna država Hrvatska) под руководством главы хорватских фашистов-усташей Анте Павелича.
Евреи Воеводины были отправлены в лагеря в «Независимое Государство Хорватия».
Еврейская община Воеводины сегодня
На сегодняшний день небольшая еврейская община существует в Нови-Саде. В крае существует единственная синагога (Нови-Садская), которая не используется как синагога - сегодня это один из городских домов культуры.