Харедим
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(4 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 11: | Строка 11: | ||
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
- | }} | + | }} |
- | '''Харедим''' (ед.ч. хареди) | + | '''Харедим''' (ед.ч. хареди) — название и, в некоторой степени, самоназвание общины строго соблюдающих заповеди [[ортодоксальный иудаизм|ортодоксальных евреев]] в [[Израиль|Израиле]]. Название представляет собой сокращение слов ''«харедим ли-двар Ѓашем»'' (трепетно относящиеся к словам Всевышнего). В русскоязычной прессе часто называются «ультраортодоксальные евреи» или «ультраортодоксы». |
== История общины == | == История общины == | ||
- | Исторически община | + | Исторически община харедим — наследники ортодоксального еврейства Восточной Европы. Среди них больше всего [[ашкеназ]]ов — литваков и хасидов. Некоторые [[сефард]]ы под их влиянием также живут как харедим. |
- | {{ | + | {{также|Литваки|Хасидизм|Хабад|Браслав}} |
- | + | ||
- | + | Община сформировалась после возникновения Государства Израиль, в основном из сторонников партии [[Агудат Исраэль]]. Её образ жизни во многом определил р. А. Й. Карелиц ([[Хазон Иш]]). | |
- | Община сформировалась после возникновения Государства Израиль, в основном из сторонников партии [[Агудат Исраэль]]. Её образ жизни во многом определил р.А. | + | |
== Идеология == | == Идеология == | ||
- | Харедим дистанцируются, с одной стороны, от неортодоксального иудаизма ([[консервативный иудаизм]] и [[реформистский иудаизм]]), с другой | + | Харедим дистанцируются, с одной стороны, от неортодоксального иудаизма ([[консервативный иудаизм]] и [[реформистский иудаизм]]), с другой стороны — от нерелигиозных израильтян, с третьей стороны — от [[религиозный сионизм|религиозных сионистов]] и [[ортодоксальный модернизм|ортодоксальных модернистов]]. Харедим видят себя единственными представителями подлинного иудаизма, идеология и быт которого, по их мнению, неизменны или почти неизменны как минимум с [[талмуд]]ических времён. |
- | Высший | + | Высший орган политических партий харедим — [[Совет мудрецов Торы]]. Его мнение высказывается как «даат Тора» (мнение Торы). Главным авторитетом для хареди является [[гдоль hа-дор]], [[ребе]], [[посек]]. |
Соблюдение заповедей характеризуется ригоризмом, стремлением к постоянным устрожениям ([[хумрот]]). В пищу употребляются только особо [[кошер]]ные продукты ([[меhадрин]]), кошерность которых заверена одним из [[бадац]]ев общины. | Соблюдение заповедей характеризуется ригоризмом, стремлением к постоянным устрожениям ([[хумрот]]). В пищу употребляются только особо [[кошер]]ные продукты ([[меhадрин]]), кошерность которых заверена одним из [[бадац]]ев общины. | ||
- | Многие харедим не используют интернет, а если используют, то минимизуют его использование нуждами работы и разрешёнными раввинами сайтами. Также порицается использование телефонов с фотокамерами, социальных сетей и средств интернет- | + | Многие харедим не используют интернет, а если используют, то минимизуют его использование нуждами работы и разрешёнными раввинами сайтами. Также порицается использование телефонов с фотокамерами, социальных сетей и средств интернет-общения — во избежание проникновения в общину чуждых идей и соблазнов. |
== Изучение Торы == | == Изучение Торы == | ||
- | Идеал жизни | + | Идеал жизни мужчины — постоянное «профессиональное» изучение Торы (в первую очередь это характерно для [[литваки|литваков]], хасиды в основном занимаются торговлей или бизнесом). Под Торой понимается в первую очередь [[талмуд]]ическая литература, во вторую очередь — литература [[мусар]]а или [[хасидизм]]а, и лишь в последнюю очередь — [[Танах]] и комментарии к нему, [[еврейская философия]]. Грамматика иврита, еврейская средневековая поэзия, еврейская история не рекомендуются к изучению. Изучать Тору нужно теми же методами, какими её изучали сто лет назад Очень неодобрительно относится община к критическому изучению еврейских источников с использованием методов современных гуманитарных наук. |
- | Мальчики учатся в [[хедер]]ах, | + | Мальчики учатся в [[хедер]]ах, затем — в [[ешива]]х, после свадьбы — в [[колель|колелях]], по крайней мере несколько лет. Светское образование ограничено необходимым для повседневной жизни минимумом. Существуют курсы подготовки к экзаменам на аттестат зрелости (''багрут'') для взрослых людей. Девочки учатся в общинных школах, затем — в семинарах (в том числе учительских и профессиональных) до замужества. |
== Семья == | == Семья == | ||
- | Идеал жизни | + | Идеал жизни женщины — содержание дома, воспитание детей в духе общины харедим, зарабатывание денег, чтобы обеспечить мужу возможность свободно заниматься Торой. Муж (при всём уважении и почтении к жене и её мнению) является неоспоримым главой семьи. Большинство общественных мероприятий общины предназначены для мужчин. От женщины требуется строго регламентированная скромность в одежде и поведении. |
[[Брак]]и заключаются преимущественно по сговору. Встречи юноши и девушки допускаются только в рамках сватовства. Ни о каких добрачных и внебрачных сексуальных отношениях речь не идёт. | [[Брак]]и заключаются преимущественно по сговору. Встречи юноши и девушки допускаются только в рамках сватовства. Ни о каких добрачных и внебрачных сексуальных отношениях речь не идёт. | ||
Строка 47: | Строка 46: | ||
Применение контрацептивных средств ограничивается строгими рамками [[галаха|галахи]] и порицается. | Применение контрацептивных средств ограничивается строгими рамками [[галаха|галахи]] и порицается. | ||
- | Образование девочек и | + | Образование девочек и мальчиков — раздельное, начиная с детского сада. Совместные мероприятия и программы для мужчин и женщин запрещены. На торжествах или собраниях мужчины сидят отдельно от женщин (в идеале — не должны их видеть и слышать). |
== Политика == | == Политика == | ||
Строка 59: | Строка 58: | ||
Баалей-[[тшува]] (вернувшиеся к соблюдению заповедей), присоединившиеся к общине харедим, сохраняют связи с внешним миром. Многие из них преподают иудаизм нерелигиозным евреям и стремятся привлечь их к себе. Они используют интернет, социальные сети, элементы нерелигиозной культуры, но к [[кашрут]]у, требованиям скромности и воспитанию детей относятся столь же строго, как и рождённые в общине харедим. | Баалей-[[тшува]] (вернувшиеся к соблюдению заповедей), присоединившиеся к общине харедим, сохраняют связи с внешним миром. Многие из них преподают иудаизм нерелигиозным евреям и стремятся привлечь их к себе. Они используют интернет, социальные сети, элементы нерелигиозной культуры, но к [[кашрут]]у, требованиям скромности и воспитанию детей относятся столь же строго, как и рождённые в общине харедим. | ||
- | + | == Ссылки == | |
- | == | + | * [http://www.7kanal.com/news.php3?id=285871 ЦАХАЛ: в рядах армии — 3000 харедим] |
== Примечания == | == Примечания == | ||
- | + | {{примечания}} | |
[[Категория:Течения в иудаизме]] | [[Категория:Течения в иудаизме]] | ||
[[Категория:Хасидизм]] | [[Категория:Хасидизм]] | ||
Строка 69: | Строка 68: | ||
[[Категория:Ортодоксальный иудаизм]] | [[Категория:Ортодоксальный иудаизм]] | ||
[[Категория:Литваки]] | [[Категория:Литваки]] | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- |
Текущая версия на 15:19, 4 декабря 2011
Регулярная исправленная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Харедим (ед.ч. хареди) — название и, в некоторой степени, самоназвание общины строго соблюдающих заповеди ортодоксальных евреев в Израиле. Название представляет собой сокращение слов «харедим ли-двар Ѓашем» (трепетно относящиеся к словам Всевышнего). В русскоязычной прессе часто называются «ультраортодоксальные евреи» или «ультраортодоксы».
Содержание |
История общины
Исторически община харедим — наследники ортодоксального еврейства Восточной Европы. Среди них больше всего ашкеназов — литваков и хасидов. Некоторые сефарды под их влиянием также живут как харедим.
Община сформировалась после возникновения Государства Израиль, в основном из сторонников партии Агудат Исраэль. Её образ жизни во многом определил р. А. Й. Карелиц (Хазон Иш).
Идеология
Харедим дистанцируются, с одной стороны, от неортодоксального иудаизма (консервативный иудаизм и реформистский иудаизм), с другой стороны — от нерелигиозных израильтян, с третьей стороны — от религиозных сионистов и ортодоксальных модернистов. Харедим видят себя единственными представителями подлинного иудаизма, идеология и быт которого, по их мнению, неизменны или почти неизменны как минимум с талмудических времён.
Высший орган политических партий харедим — Совет мудрецов Торы. Его мнение высказывается как «даат Тора» (мнение Торы). Главным авторитетом для хареди является гдоль hа-дор, ребе, посек.
Соблюдение заповедей характеризуется ригоризмом, стремлением к постоянным устрожениям (хумрот). В пищу употребляются только особо кошерные продукты (меhадрин), кошерность которых заверена одним из бадацев общины.
Многие харедим не используют интернет, а если используют, то минимизуют его использование нуждами работы и разрешёнными раввинами сайтами. Также порицается использование телефонов с фотокамерами, социальных сетей и средств интернет-общения — во избежание проникновения в общину чуждых идей и соблазнов.
Изучение Торы
Идеал жизни мужчины — постоянное «профессиональное» изучение Торы (в первую очередь это характерно для литваков, хасиды в основном занимаются торговлей или бизнесом). Под Торой понимается в первую очередь талмудическая литература, во вторую очередь — литература мусара или хасидизма, и лишь в последнюю очередь — Танах и комментарии к нему, еврейская философия. Грамматика иврита, еврейская средневековая поэзия, еврейская история не рекомендуются к изучению. Изучать Тору нужно теми же методами, какими её изучали сто лет назад Очень неодобрительно относится община к критическому изучению еврейских источников с использованием методов современных гуманитарных наук.
Мальчики учатся в хедерах, затем — в ешивах, после свадьбы — в колелях, по крайней мере несколько лет. Светское образование ограничено необходимым для повседневной жизни минимумом. Существуют курсы подготовки к экзаменам на аттестат зрелости (багрут) для взрослых людей. Девочки учатся в общинных школах, затем — в семинарах (в том числе учительских и профессиональных) до замужества.
Семья
Идеал жизни женщины — содержание дома, воспитание детей в духе общины харедим, зарабатывание денег, чтобы обеспечить мужу возможность свободно заниматься Торой. Муж (при всём уважении и почтении к жене и её мнению) является неоспоримым главой семьи. Большинство общественных мероприятий общины предназначены для мужчин. От женщины требуется строго регламентированная скромность в одежде и поведении.
Браки заключаются преимущественно по сговору. Встречи юноши и девушки допускаются только в рамках сватовства. Ни о каких добрачных и внебрачных сексуальных отношениях речь не идёт.
Применение контрацептивных средств ограничивается строгими рамками галахи и порицается.
Образование девочек и мальчиков — раздельное, начиная с детского сада. Совместные мероприятия и программы для мужчин и женщин запрещены. На торжествах или собраниях мужчины сидят отдельно от женщин (в идеале — не должны их видеть и слышать).
Политика
Большинство харедим признают право Государства Израиль на существование (см. однако Нетурей карта), но не являются сионистами. Они живут в Стране Израиля, исполняя заповедь Торы проживать в ней, лояльно относятся к государству, получают государственные пособия, участвуют в выборах, но практически не служат в армии (см. однако Нахаль хареди), поскольку видят в ней источник разврата и повод прервать изучение Торы. Девушки из общины никогда не служат в армии и практически не участвуют в альтернативной службе (шерут леуми).
Харедим во всех общественных и политических вопросах подчиняются своим раввинам и голосуют на всех выборах так, как эти раввины укажут.
Представители харедимных политических партий (Агудат Исраэль, Дегель hа-Тора, Шас) стремятся занять министерские и парламентские посты, на которых они смогут работать на благо своей общины (финансовая комиссия Кнесета, министерство внутренних дел, министерство строительства, министерство здравоохранения) и избегают постов, связанных с ответственностью за всё государство (комиссия по обороне, министерство иностранных дел, министерство труда, промышленности и торговли).
Баалей-тшува
Баалей-тшува (вернувшиеся к соблюдению заповедей), присоединившиеся к общине харедим, сохраняют связи с внешним миром. Многие из них преподают иудаизм нерелигиозным евреям и стремятся привлечь их к себе. Они используют интернет, социальные сети, элементы нерелигиозной культуры, но к кашруту, требованиям скромности и воспитанию детей относятся столь же строго, как и рождённые в общине харедим.