Бен-Йеhуда, Эльазар
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (убрана категория «Течения, движения, секты» с помощью HotCat) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье\ЭЕЭ |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
- | |||
|КАЧЕСТВО= | |КАЧЕСТВО= | ||
- | | | + | |УРОВЕНЬ= |
+ | |НАЗВАНИЕ= | ||
+ | |ПОДЗАГОЛОВОК= | ||
+ | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ= | ||
|АВТОР2= | |АВТОР2= | ||
- | | | + | |ТЕМА= |
+ | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА= | ||
+ | |ИЗ ЦИКЛА= | ||
+ | |ПУБЛИКАЦИИ= | ||
+ | |ДАТА СОЗДАНИЯ=17.12.2010 | ||
|ВИКИПЕДИЯ= | |ВИКИПЕДИЯ= | ||
- | | | + | |ИСТОЧНИК= |
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
- | + | }} | |
- | + | ||
- | }} | + | |
'''Эльаза́р бен Йеhу́да из Ворсмса''' (бен Калонимус; около 1165 г., Майнц, – около 1230 г., Вормс), еврейский ученый и поэт, последний значительный представитель движения [[Хасидей Ашкеназ]]. | '''Эльаза́р бен Йеhу́да из Ворсмса''' (бен Калонимус; около 1165 г., Майнц, – около 1230 г., Вормс), еврейский ученый и поэт, последний значительный представитель движения [[Хасидей Ашкеназ]]. | ||
Строка 48: | Строка 53: | ||
== Источники == | == Источники == | ||
* [http://www.eleven.co.il/article/15044 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 10, кол. 555–557] | * [http://www.eleven.co.il/article/15044 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 10, кол. 555–557] | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|15044|Эл‘азар бен Иехуда из Вормса}} | ||
[[Категория:Евреи в Европе]] | [[Категория:Евреи в Европе]] | ||
[[Категория:Евреи и иудаизм по странам]] | [[Категория:Евреи и иудаизм по странам]] | ||
- | |||
[[Категория:История еврейского народа]] | [[Категория:История еврейского народа]] | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
[[Категория:Иудаизм в Германии]] | [[Категория:Иудаизм в Германии]] | ||
[[Категория:История евреев Германии]] | [[Категория:История евреев Германии]] |
Версия 04:58, 18 ноября 2011
Источник: | ||||||||||
|
Эльаза́р бен Йеhу́да из Ворсмса (бен Калонимус; около 1165 г., Майнц, – около 1230 г., Вормс), еврейский ученый и поэт, последний значительный представитель движения Хасидей Ашкеназ.
Содержание |
События жизни
Сын Йеhуды бен Калонимуса, одного из крупнейших ученых своего поколения, Эльазар бен Йеhуда учился во многих центрах еврейской учености Германии и Северной Франции и был наиболее выдающимся учеником Йеhуды бен Шмуэля hе-Хасида.
Эльазар бен Йеhуда был свидетелем и сам пострадал от учиненных крестоносцами еврейских погромов в конце XII в. – начале XIII в. В одном из своих главных трудов, комментарии к молитвам «Сод hа-тфилла» («Тайна молитвы») Эльазар бен Йеhуда неоднократно упоминает трагические события в Вормсе, в особенности гонения, обрушившиеся на евреев города после потери крестоносцами Иерусалима. Во время одного из таких погромов погибли жена, сын и дочь Эльазара бен Йеhуды, а сам он был тяжело ранен.
Личные бедствия и катастрофическое положение еврейских общин Германии привели Эльазара бен Йеhуду к пессимистическим выводам относительно будущего евреев в германских землях. Эльазар бен Йеhуда видел, что в его дни германское еврейство — лишь незначительный остаток общин, уничтоженных в 1096 г. и последующие годы, и что этот остаток подвергается систематическому уничтожению. Этот взгляд Эльазар бен Йеhуда выразил во введении к написанной им в 1217 г. после смерти Йеhуды бен Шмуэля hе-Хасида «Книге мудрости» («Сефер hа-хохма»).
Творческое наследие
Сочинения Эльазара бен Йеhуды включают галахические труды, литургическую поэзию, работы по теологии и морали, а также труды экзегетического характера. В своих галахических сочинениях Эльазар бен Йеhуда развивал традиции северофранцузских и германских тосафистов. Однако, в отличие от них, включал также рекомендованные минхагим.
В своих разъяснениях галахических законов и их талмудической основы Эльазар бен Йеhуда широко опирался на труды своих германских предшественников, цитируя более чем 40 ученых прошлых поколений. Центральный мотив пиютов Эльазара бен Йеhуды, сложенных в духе тогдашней ашкеназской традиции — преданность и поклонение Богу. Вместе с тем, в пиютах Эльазар бен Йеhуда протестует перед Богом против страданий народа Израиля и выражает надежду на искупление и кару его мучителям.
Лишь некоторые произведения Эльазара бен Йеhуды были изданы, значительная часть его наследия сохранилась в рукописях, многие сочинения утрачены. Главное теологическое сочинение Эльазара бен Йеhуды «Содей разая» («Тайны таинств»). Его первая часть, посвященная Творению, представляет собой экзегезу, основанную на 22-х буквах еврейского алфавита, и содержит обширный материал, почерпнутый из сифрут hа-меркава (`литературы колесницы`).
Здесь Эльазар бен Йеhуда опирается на традицию, согласно которой алфавит — слово Бога, источник бытия.
Вторая часть книги посвящена таинствам ангелов, Святого трона, Божественного гласа, вещающего пророкам, и открытой им Божественной славы, а также пророчеству и откровению в целом. В этой части книги Эльазар бен Йеhуда широко пользуется учениями Саадии Гаона.
Третья и наиболее обширная часть «Содей разая» в основном посвящена систематическому истолкованию имен Бога при помощи практиковавшихся Хасидей Ашкеназ экзегетических и гомилетических методов.
Четвертая часть представляет собой трактат о душе — ее связи с Божественным миром и о ее посмертной судьбе.
Пятая и последняя часть содержит комментарий на «Сефер-иецира» и подробные инструкции по созданию голема и необходимые для этого акта словесные и буквенные формулы и мистический ритуал. Эльазар бен Йеhуда в другом важном теологическом сочинении — вышеупомянутом «Сефер hа-хохма» — определяет различные области и методы теологического исследования.
Основной вклад Эльазара бен Йеhуды в этическую литературу Хасидей Ашкеназ содержится в двух первых главах галахического сочинения «Сефер hа-рокеах» («Книга смесителя благовоний»). В первой главе Эльазар бен Йеhуда обсуждает центральные моральные ценности Хасидей Ашкеназ — любовь к Богу, богобоязненность, молитва, смирение и др., а во второй — детально описывает пути раскаяния.
Из многочисленных экзегетических работ Эльазара бен Йеhуды сохранились, среди прочего, краткий комментарий к Торе, комментарии к пасхальной Агаде и к различным пиютам. Многочисленные цитаты из экзегетических сочинений Эльазара бен Йеhуды приводятся в труде его ученика Аврахама бен Азриэля. В своем основном экзегетическом труде — комментарии к молитвам «Сод hа-тфилла» — Эльазар бен Йеhуда пользуется тремя экзегетическими методами: объяснением содержания, теологической интерпретацией и выявлением скрытой связи каждой данной молитвы с остальной священной литературой путем гематрии.
Память об Эльазаре бен Йеhуде
Как и другие ведущие ученые движения Хасидей Ашкеназ, Эльазар бен Йеhуда превратился в легенду. Согласно восходящей к XIII в. традиции, Эльазар бен Йеhуда путешествовал с места на место на туче. Его считали одним из ранних мудрецов, обладавших знанием тайного учения, и в последующие столетия — автором множества идей и анонимных трактатов.
Источники
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Эл‘азар бен Иехуда из Вормса в ЭЕЭ