Arielybot (Обсуждение | вклад)м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1 | + | {{ElevenConsolidate| or [[Кирсанов, Семён Исаакович]] or [[Кирсанов, Семён Исаакович]] or [[Кирсанов, Семён Исаакович]] or [[Кирсанов, Семён Исаакович]]}}{{Остатье\ЭЕЭ |
- | | АВТОР1 =
| + | |ТИП СТАТЬИ=1 |
- | | АВТОР2 =
| + | |СУПЕРВАЙЗЕР= |
- | | АВТОР3 =
| + | |КАЧЕСТВО= |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = | + | |УРОВЕНЬ= |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |НАЗВАНИЕ= |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |ПОДЗАГОЛОВОК= |
- | | КАЧЕСТВО = | + | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ= |
- | | УРОВЕНЬ = | + | |АВТОР2= |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | + | |ТЕМА= |
- | | ВИКИПЕДИЯ = | + | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА= |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | + | |ИЗ ЦИКЛА= |
- | }} {{Писатель
| + | |ПУБЛИКАЦИИ= |
- | | Имя = Семён Крисанов | + | |ДАТА СОЗДАНИЯ= |
- | | Оригинал имени = | + | |ВИКИПЕДИЯ= |
- | | Фото = | + | |ИСТОЧНИК= |
- | | Ширина = | + | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= |
- | | Подпись = | + | }} |
- | | Имя при рождении = | + | |
- | | Псевдонимы = | + | |
- | | Дата рождения = {{ДатаРождения|18|9|1906|5}} | + | |
- | | Место рождения = {{МестоРождения|Одесса|в Одессе}} | + | |
- | | Дата смерти = 10.12.1972
| + | |
- | | Место смерти = Москва
| + | |
- | | Гражданство = {{Флагификация|СССР}}
| + | |
- | | Род деятельности = поэт
| + | |
- | | Годы активности =
| + | |
- | | Направление = [[футуризм]]
| + | |
- | | Жанр =
| + | |
- | | Язык произведений= русский
| + | |
- | | Дебют =
| + | |
- | | Премии = {{Сталинская премия}}
| + | |
- | | Награды =
| + | |
- | | Lib =
| + | |
- | | Сайт =
| + | |
- | | Викитека =
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Семён Исаа́кович Кирса́нов''' (настоящая фамилия '''Кортчик'''; 5 ([[18 сентября|18]]) сентября [[1906]], [[Одесса]] — [[10 декабря]] [[1972]], [[Москва]]) — русский советский [[поэт]].
| + | |
| | | |
- | Родился в [[Одесса|Одессе]], в семье портного. В 1920-е обучался на филологическом факультете [[Одесский университет|Одесского института народного образования]].
| |
| | | |
- | Футурист, ученик [[Маяковский, Владимир Владимирович|Маяковского]] и [[Хлебников, Велимир|Хлебникова]]. Участник объединения "Юго-Леф". В 1926 г. переселился в Москву. Вступил в [[ЛЕФ]]. Первые книги — «Прицел» ([[1926]]), «Опыты» ([[1927]]), поэма «Моя именинная»([[1928]]). Наиболее известное раннефутуристическое стихотворение «Мэри — наездница» и «Буква эР». После разгрома русского [[футуризм]]а долгое время находился в кризисе, пытаясь вписаться в новую ситуацию. Пережив кончину любимой супруги от горловой [[чахотка|чахотки]], написал лиричную футуристическую исповедь «Твоя поэма»(1937).
| |
| | | |
- | Написал «Товарищ [[Маркс, Карл|Маркс]]» ([[1933]]). Менее удачны предвоенная «Золушка» и военная [[Поэзия|поэтическая]] повесть «Макар Мазай» ([[1947]]—[[1950]]). В годы войны был военным корреспондентом, руководителем группы, выпускающей «Окна [[ТАСС]]». Создал солдатский лубок «Заветное слово Фомы Смыслова, русского бывалого солдата». После войны опубликовал поэмы «Эдем» и «[[Матросов, Александр Матвеевич|Александр Матросов]]» ([[1946]]).
| |
| | | |
- | После войны вышли его книги:
| |
- | * «Чувство нового»
| |
- | * «Советская жизнь»
| |
- | * «Товарищи стихи»
| |
| | | |
- | [[1951]] — лауреат [[Сталинская премия|Сталинской премии]] третьей степени за поэму "Макар Мазай" , но политический пафос в целом был ему чужд. На Втором съезде Союза писателей ([[1954]]) выступил с речью о праве поэта на свой внутренний мир и на фантазию в лирических произведениях.
| |
| | | |
- | В годы «хрущёвской оттепели» снова стал печататься уже как признанный мэтр поэзии. Поэма «Вершина» ([[1954]]) была подвергнута резкой критике за формализм (страшное обвинение со времен сталинизма). Партийную критику привели в ярость асонансные рифмы типа ''«над Индией — заиндевел»'', хотя речь шла о штурме вершины «[[Пик Исмаила Самани|Пик коммунизма]]» советскими [[альпинист]]ами. Вышли в свет «Поэма поэтов» и «Следы на песке» (популярным становится стихотворение на музыку [[Таривердиев, Микаэл Леонович|Таривердиева]] «У тебя такие глаза, как у самых новых машин…») — значимые явления в русской лирике второй половины [[XX век]]а. Философская поэма "Однажды завтра" (1962).
| |
- | Продолжал отстаивать право на словотворчество («Свояси»), навлекая на себя огонь критики и недружественные [[эпиграмма|эпиграммы]]. «Что такое трюкаси?/Спросил я учителя в приготовительном классе…». Отвечая своим критикам, поэт восклицал:
| |
- | ::: Я открыл для вас слов неиссякаемые возможности.
| |
- | ::: А вы меня упрекаете в неосторожности!
| |
| | | |
- | Публикует в журнале «Наука и жизнь» свои [[палиндром]]ы. В советское время палиндромы считались трюкачеством и, как правило, не печатались.
| |
| | | |
- | В семидесятые годы изданы философско-лирические поэмы «Зеркала» и «Дельфиниада». Дельфины изъясняются палиндромами. В зеркалах навечно остается отпечаток тех, кто смотрелся в них. | + | '''Кирсанов, Семен Исаакович''' (1906, Одесса, – 1972, Москва), русский поэт. Родился в семье портного. В 1925 г. окончил филологический факультет Одесского института народного образования. Начал печататься в 1922 г. В 1925 г. переехал в Москву, сотрудничал в журнале «Леф». В своей поэтической и публицистической деятельности находился под влиянием В. Маяковского и Н. Асеева. В начале 1930-х гг. пишет много агитационных стихов на тему советского строительства (сб. «Строки стройки», 1930; «Стихи в строю», «Ударный квартал» — оба 1932; поэмы «Пятилетка», 1931, «Актив», 1933, и др.). В конце 30-х гг., после смерти жены, в творчестве Кирсанова усиливается лирическое начало («Твоя поэма», 1937; циклы «Стон во сне», 1937–39; «Последнее мая», 1939). |
| | | |
- | Лирическим хитом стала песня на слова Кирсанова «Эти летние дожди» из последнего цикла «Больничная тетрадь». Вопреки ранненигилистическим установкам футуризма, поэт воспевает вечную жизнь, остающуюся в слове.
| + | Автор антифашистской поэмы «Война — чуме!» (1937), Кирсанов в годы Второй мировой войны был корреспондентом армейских газет, руководителем бригады, выпускавшей «Окна ТАСС», автором солдатского лубка «Заветное слово Фомы Смыслова...». В 1945 г. присутствовал на Нюрнбергском процессе над главными нацистскими преступниками и освещал его в прессе. В 1951 г. награжден Сталинской премией (повесть в стихах «Макар Мазай», 1947–50). На протяжении всего творчества поэзию Кирсанова отличало тяготение к фантастике и сказочности («Поэма о Роботе», 1934; «Золушка», 1936; «Сказание про царя Макса-Емельяна...», 1964, и др.). Он использовал для создания аллегорических образов фольклорные, мифологические, а также библейские мотивы и сюжеты (поэма «Эдем», 1945). Его увлечение экспериментом, словесной игрой, омонимическими рифмами, виртуозной техникой версификации (венок сонетов «Весть о мире», 1945; стихотворение «Черновик», 1956; сборник «Искания. Стихи и поэмы 1923–1965», 1967) нередко вызывало в советской критике упреки в формализме. Как «политически незрелую» она расценила и философско-лирическую поэму «Семь дней недели» (1956), в которой Кирсанов восставал против привилегий для партийной бюрократии. |
| | | |
- | Умер в больнице от рака горла.
| + | {{ElevenCopyRight|12089|КИРСАНОВ Семен Исаакович}} |
| | | |
- | Кирсанов также много переводил [[Арагон, Луи|Луи Арагона]], [[Неруда, Пабло|Пабло Неруду]], [[Хикмет, Назым|Н. Хикмета]] и других поэтов. Широко применял в стихах [[анаграмма|анаграмму]], [[палиндром]], [[словотворчество]]. Поэзия Кирсанова широко повлияла на молодых шестидесятников [[Вознесенский, Андрей Андреевич|А. Вознесенского]], [[Ахмадулина, Белла Ахатовна|Б. Ахмадулину]], [[Евтушенко, Евгений Александрович|Е. Евтушенко]], [[Мориц, Юнна Петровна|Ю. Мориц]], [[Рождественский, Роберт Иванович|Р. Рождественского]]. Благодаря ему обратился к палиндромной поэзии тамбовский поэт [[Ладыгин, Николай Иванович (поэт)|Николай Ладыгин]]. Несомненно его косвенное присутствие в поэтике основателя метаметафоризма [[Кедров, Константин Александрович|Кедрова]]. Именно Кирсанов изобрёл стремительный ритм, ставший весьма характерным для всей поэзии Андрея Вознесенского. Он из немногих учеников Маяковского, проторивший собственный путь во вторую половину [[XX век]]а.
| |
- | {{начало цитаты}}
| |
- | Его поэзия часто аллегорична, он связывает актуальные политические темы с философскими и историческими, комические и игровые элементы — с серьёзным замыслом.
| |
- | {{конец цитаты|источник=[[Вольфганг Казак]]}}
| |
| | | |
- | {| width=70%
| + | [[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]] |
- | |
| + | |
- | <center>'''АД'''</center>
| + | |
- | <pre>
| + | |
- | | + | |
- | Иду
| + | |
- | в аду.
| + | |
- | Дороги -
| + | |
- | в берлоги,
| + | |
- | топи, ущелья
| + | |
- | мзды, отмщенья.
| + | |
- | Врыты в трясины
| + | |
- | по шеи в терцинах,
| + | |
- | губы резинно раздвинув,
| + | |
- | одни умирают от жажды,
| + | |
- | кровью опившись однажды.
| + | |
- | Ужасны порезы, раны, увечья,
| + | |
- | в трещинах жижица человечья.
| + | |
- | Кричат, окалечась, увечные тени:
| + | |
- | уймите, зажмите нам кровотеченье,
| + | |
- | мы тонем, вопим, в ущельях теснимся,
| + | |
- | к вам, на земле, мы приходим и снимся.
| + | |
- | Выше, спирально тела их, стеная, несутся,
| + | |
- | моля передышки, напрасно, нет, не спасутся.
| + | |
- | Огненный ветер любовников кружит и вертит,
| + | |
- | по двое слипшись, тщетно они просят о смерти.
| + | |
- | За ними! Бросаюсь к их болью пронзенному кругу,
| + | |
- | надеясь свою среди них дорогую заметить подругу.
| + | |
- | Мелькнула. Она ли? Одна ли? Ее ли полузакрытые веки?
| + | |
- | И с кем она, мучась, сплелась и, любя, слепилась навеки?
| + | |
- | | + | |
- | Франческа? Она? Да Римини? Теперь я узнал: обманула!
| + | |
- | К другому, тоскуя, она поцелуем болящим прильнула.
| + | |
- | Я вспомнил: он был моим другом, надежным слугою,
| + | |
- | он шлейф с кружевами, как паж, носил за тобою.
| + | |
- | Я вижу: мы двое в постели, а тайно он между.
| + | |
- | Убить? Мы в аду. Оставьте у входа надежду!
| + | |
- | О, пытки моей беспощадная ежедневность!
| + | |
- | Слежу, осужденный на вечную ревность.
| + | |
- | Ревную, лететь обреченный вплотную,
| + | |
- | вдыхать их духи, внимать поцелую.
| + | |
- | Безжалостный к грешнику ветер
| + | |
- | за ними волчком меня вертит
| + | |
- | и тащит к их темному ложу,
| + | |
- | и трет меня об их кожу,
| + | |
- | прикосновенья — ожоги!
| + | |
- | Нет обратной дороги
| + | |
- | в кружащемся рое.
| + | |
- | Ревнуй! Эти двое
| + | |
- | наказаны тоже.
| + | |
- | Больно, боже!
| + | |
- | Мука, мука!
| + | |
- | Где ход
| + | |
- | назад?
| + | |
- | Вот
| + | |
- | ад.
| + | |
- | </pre>
| + | |
- | |
| + | |
- | |}
| + | |
- | | + | |
- | == Сочинения ==
| + | |
- | * Прицел, 1926
| + | |
- | * Моя именинная, 1928
| + | |
- | * Золушка, 1935
| + | |
- | * Три поэмы, 1937
| + | |
- | * Небо над Родиной // «Октябрь», 1947, №8 (военная поэма)
| + | |
- | * Макар Мазай, 1951 (поэма о стахановце, получила [[Сталинская премия|Сталинскую премию третьей степени]])
| + | |
- | * Товарищи стихи, 1953
| + | |
- | * Семь дней недели // «Новый мир», 1956, №9 (поэма)
| + | |
- | * Однажды завтра, 1964
| + | |
- | * Книга лирики, 1965
| + | |
- | * Искания, 1967
| + | |
- | * Зеркала, 1970, 2-е изд. — 1972
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * {{Книга:Казак В.: Лексикон русской литературы XX века}}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://www.litera.ru/stixiya/authors/kirsanov.html Семен Кирсанов. Стихи]
| + | |
- | * [http://snz.vega-int.ru/Html/litra/10/kirsas/POBOT.htm Семен Кирсанов. ПОЭМА О РОБОТЕ]
| + | |
- | * [http://www.kreschatik.nm.ru/coll/kirsanov.htm Семен Кирсанов. ПОСЛЕДНИЙ СОВРЕМЕННИК. Поэма ''(не издавалась с 1930 года)'']
| + | |
- | * [http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=1974 Семён Кирсанов читает 8 стихотворений, mp3]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | [[en:Semen Kirsanov]]
| + | |
- | [[no:Semjon Kirsanov]]
| + | |
- | [[sv:Semjon Kirsanov]]
| + | |
- | [[vi:Semen Isaakovich Kirsanov]]
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | | + | |
- | {{checked_final}}
| + | |
Автор антифашистской поэмы «Война — чуме!» (1937), Кирсанов в годы Второй мировой войны был корреспондентом армейских газет, руководителем бригады, выпускавшей «Окна ТАСС», автором солдатского лубка «Заветное слово Фомы Смыслова...». В 1945 г. присутствовал на Нюрнбергском процессе над главными нацистскими преступниками и освещал его в прессе. В 1951 г. награжден Сталинской премией (повесть в стихах «Макар Мазай», 1947–50). На протяжении всего творчества поэзию Кирсанова отличало тяготение к фантастике и сказочности («Поэма о Роботе», 1934; «Золушка», 1936; «Сказание про царя Макса-Емельяна...», 1964, и др.). Он использовал для создания аллегорических образов фольклорные, мифологические, а также библейские мотивы и сюжеты (поэма «Эдем», 1945). Его увлечение экспериментом, словесной игрой, омонимическими рифмами, виртуозной техникой версификации (венок сонетов «Весть о мире», 1945; стихотворение «Черновик», 1956; сборник «Искания. Стихи и поэмы 1923–1965», 1967) нередко вызывало в советской критике упреки в формализме. Как «политически незрелую» она расценила и философско-лирическую поэму «Семь дней недели» (1956), в которой Кирсанов восставал против привилегий для партийной бюрократии.