Александрович, Михаил
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 34: | Строка 34: | ||
|Сайт = | |Сайт = | ||
}} | }} | ||
- | Александр́ович Михаил ("Миша"; 1914, Берзпилс, Латвия, – 2002, Мюнхен, Германия), певец (тенор), [[хазан]]. | + | '''Александр́ович Михаил''' ("Миша"; 1914, Берзпилс, [[Латвия]], – 2002, [[Мюнхен]], [[Германия]]), певец (тенор), [[хазан]]. |
== Ранние годы == | == Ранние годы == | ||
Отец Миши любил музыку и призывал всех своих детей петь. Но особый талант Миши был настолько впечатляющим, что отец счел необходимым отправить его в рижскую Еврейскую народную консерваторию, где в возрасте семи лет он начал изучать теорию, фортепиано и репертуар. Пению обучался у Е. Вайсбейна и С. Зегора, а также у Р. Ратнер. | Отец Миши любил музыку и призывал всех своих детей петь. Но особый талант Миши был настолько впечатляющим, что отец счел необходимым отправить его в рижскую Еврейскую народную консерваторию, где в возрасте семи лет он начал изучать теорию, фортепиано и репертуар. Пению обучался у Е. Вайсбейна и С. Зегора, а также у Р. Ратнер. | ||
- | Он обладал красивым, сильным голосом — высоким альтом. Концертную деятельность начал с девятилетнего возраста, как вундеркинд, в Риге и городах Прибалтики. До периода ломки голоса выступал во многих странах Европы и в США. | + | Он обладал красивым, сильным голосом — высоким альтом. Концертную деятельность начал с девятилетнего возраста, как вундеркинд, в Риге и городах Прибалтики. До периода ломки голоса выступал во многих странах Европы и в США. Исполнял оперные арии, классические песни немецких и романсы русских композиторов, еврейские авторские и народные песни. |
== Работа кантором == | == Работа кантором == | ||
- | В 1932 г. впервые выступил, как кантор в Старо-новой синагоге города | + | В 1930 году он встретил [[Кусевицкий, Моше|Мойше Кусевицкого]]. Великий кантор призвал Мишу продолжить изучение канторского пения, и они стали выступать вместе. В 1932 г. впервые выступил, как кантор в Старо-новой синагоге города [[Рига|Риги]]. |
- | В эти же годы продолжал совершенствовать свое певческое мастерство и овладевать стилем бельканто во время кратковременных поездок в [[Италия|Италию]], периодически совершенствуясь в [[Рим]]е у [[Джильи, Бениамино|Б. Джильи]]. В своем канторском искусстве Александрович следовал традициям [[Розовский, Шломо|Ш. Розовского]], сочетая еврейские фольклорные мелодии и элементы литургии с достижениями европейской музыки. В исполнении | + | В 1934 г., в возрасте 20 лет был приглашен в Большую синагогу Манчестера (Англия), где был [[хазан]]ом до 1936 г. В 1936–40 гг. — [[кантор]] [[Каунас]]ской синагоги, одновременно — артист оперного театра (исполнил партии Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин» и Альмавивы в опере Россини «Севильский цирюльник»). Иногда исполнял светские сочинения в [[Синагога|синагоге]]. |
+ | |||
+ | В эти же годы продолжал совершенствовать свое певческое мастерство и овладевать стилем бельканто во время кратковременных поездок в [[Италия|Италию]], периодически совершенствуясь в [[Рим]]е у [[Джильи, Бениамино|Б. Джильи]] и гастролировал в Европе. В своем канторском искусстве Александрович следовал традициям [[Розовский, Шломо|Ш. Розовского]], сочетая еврейские фольклорные мелодии и элементы литургии с достижениями европейской музыки. В исполнении [[хазанут]]а сочетал [[синагога]]льные традиции с бельканто. | ||
== Жизнь в СССР == | == Жизнь в СССР == | ||
- | С 1940 г. жил в СССР. В 1940 г. — солист [[Минск]]ого радио, с 1941 г. — артист Всесоюзного концертного объединения. Выступал во многих городах Советского Союза | + | С 1940 г. жил в СССР. В 1940 г. — солист [[Минск]]ого радио, с 1941 г. — артист Всесоюзного концертного объединения. Выступал во многих городах Советского Союза, во время [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]] — на фронтах. В 1944 г. с огромным успехом дебютировал в [[Москва|Москве]]). После этого он получил большое число наград, и стал знаменит на всю страну. |
- | Александрович концертировал как солист, выступая с пианистами, камерными ансамблями и симфоническими оркестрами. В его репертуаре, наряду с классическими оперными и камерно-вокальными произведениями, были редко исполняемые сочинения композиторов эпохи барокко (Перселла, Вивальди, Баха), неаполитанские песни, песни и романсы советских композиторов. Часть программы концертов Александровича всегда состояла из еврейской музыки | + | Александрович концертировал как солист, выступая с пианистами, камерными ансамблями и симфоническими оркестрами. В его репертуаре, наряду с классическими оперными и камерно-вокальными произведениями, были редко исполняемые сочинения композиторов эпохи барокко (Перселла, Вивальди, Баха), неаполитанские песни, песни и романсы советских композиторов. Часть программы концертов Александровича всегда состояла из еврейской музыки. |
- | + | Александрович обладал красивым, широким по диапазону и богатым нюансами тенором, совершенной вокальной техникой и исключительной дикцией. Все сочинения он исполнял на языках оригинала. | |
+ | Получил в 1947 г. звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1948 г. стал лауреатом Сталинской премии. Тем не менее, он был вынужден прекратить работу кантора и сокращать свой еврейский репертуар после 1946 года, и ему не было позволено свободно передвигаться за пределами страны. | ||
+ | |||
+ | == Антисемитские преследования и репатриация в Израиль | ||
В конце 1960-х гг. как активный пропагандист еврейской культуры подвергся гонениям: резко уменьшилось число концертов, в Москве концерты проходили только изредка. | В конце 1960-х гг. как активный пропагандист еврейской культуры подвергся гонениям: резко уменьшилось число концертов, в Москве концерты проходили только изредка. | ||
- | + | Он обратился за выездной визой в [[Израиль]] в 1970 году, но ему неоднократно отказывали. Только в октябре 1971 года, после вмешательством [[Премьер-министра Израиля|премьер-министра Израиля]] [[Меир, Голда|Голды Меир]] и генерального секретаря ООН У Тане ему, наконец, разрешили эмигрировать в [[Израиль]]. | |
- | + | ||
- | + | В 1971 г. Александрович переехал в [[Израиль]]. Он стал главным [[хазан]]ом [[Синагога|синагоги]] в [[Рамат-Ган]]е. До 1973 г. был [[хазан]]ом в [[синагога]]х [[Тель-Авив]]а. | |
- | Продолжал концертировать, выступая в [[Тель-Авив]]е, [[Нью-Йорк]]е, [[Рио-де-Жанейро]], [[Сидней|Сиднее]], [[Торонто]], [[Буэнос-Айрес]]е и других городах. Записал семь дисков, в которые вошли еврейские литургические сочинения и светские песни, оперные арии и русские романсы. | + | В декабре 1972 года он участвовал в "Ночи звезд" в ''Мэдисон сквер гарден'' в [[Нью-Йорк]]е. С 1972 по 1997 год он гастролировал по всей Северной Америке, Австралии, Южной Америке и Европы. |
+ | |||
+ | == Работа в США и других странах == | ||
+ | После [[Война Судного дня|войны Судного дня в 1973 году]] Александрович эмигрировал в Америку, где он работал в качестве кантора и давал концерты. | ||
+ | |||
+ | С 1975 г. исполнял обязанности [[хазан]]а в еврейских общинах: в 1975–79 гг. — в [[Канада|Канаде]], в 1979–90 гг. — в [[США]] (в 1979–83 гг. — в [[Нью-Йорк]]е, в 1983–90 гг. — в [[Лос-Анджелес]]е), с 1990 г. и до конца жизни — в [[Германия|Германии]]. | ||
+ | |||
+ | Продолжал концертировать, выступая в [[Тель-Авив]]е, [[Нью-Йорк]]е, [[Рио-де-Жанейро]], [[Сидней|Сиднее]], [[Торонто]], [[Буэнос-Айрес]]е и других городах. Записал семь дисков, в которые вошли еврейские литургические сочинения и светские песни, оперные арии и русские романсы. Занимался этим почти до самой смерти. | ||
+ | |||
+ | После краха советского коммунизма Александрович вернулся в бывший Советский Союз и дал сорок концерты с полным аншлагом. | ||
== Источники == | == Источники == | ||
Строка 76: | Строка 89: | ||
[[Категория:Певцы и певицы Израиля]] | [[Категория:Певцы и певицы Израиля]] | ||
[[Категория:Певцы на идише]] | [[Категория:Певцы на идише]] | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- |
Версия 09:49, 15 октября 2011
Источник: | ||||||||||
|
Михаил Александрович | |
Кантор Михаил Александрович |
|
Полное имя |
Михаил Давидович Александрович |
---|---|
Дата рождения |
23.7.1914 (10) |
Место рождения |
село Биржи, |
Дата смерти |
3 июля 2002 |
Место смерти | |
Страна |
{{Флагификация/ Российская империя→ |
Профессии |
камерный певец, хазан, исполнитель еврейских народных песен |
Певческий голос |
тенор |
Награды |
Сталинская премия (1948), заслуженный артист РСФСР (1947) |
Александр́ович Михаил ("Миша"; 1914, Берзпилс, Латвия, – 2002, Мюнхен, Германия), певец (тенор), хазан.
Содержание |
Ранние годы
Отец Миши любил музыку и призывал всех своих детей петь. Но особый талант Миши был настолько впечатляющим, что отец счел необходимым отправить его в рижскую Еврейскую народную консерваторию, где в возрасте семи лет он начал изучать теорию, фортепиано и репертуар. Пению обучался у Е. Вайсбейна и С. Зегора, а также у Р. Ратнер.
Он обладал красивым, сильным голосом — высоким альтом. Концертную деятельность начал с девятилетнего возраста, как вундеркинд, в Риге и городах Прибалтики. До периода ломки голоса выступал во многих странах Европы и в США. Исполнял оперные арии, классические песни немецких и романсы русских композиторов, еврейские авторские и народные песни.
Работа кантором
В 1930 году он встретил Мойше Кусевицкого. Великий кантор призвал Мишу продолжить изучение канторского пения, и они стали выступать вместе. В 1932 г. впервые выступил, как кантор в Старо-новой синагоге города Риги.
В 1934 г., в возрасте 20 лет был приглашен в Большую синагогу Манчестера (Англия), где был хазаном до 1936 г. В 1936–40 гг. — кантор Каунасской синагоги, одновременно — артист оперного театра (исполнил партии Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин» и Альмавивы в опере Россини «Севильский цирюльник»). Иногда исполнял светские сочинения в синагоге.
В эти же годы продолжал совершенствовать свое певческое мастерство и овладевать стилем бельканто во время кратковременных поездок в Италию, периодически совершенствуясь в Риме у Б. Джильи и гастролировал в Европе. В своем канторском искусстве Александрович следовал традициям Ш. Розовского, сочетая еврейские фольклорные мелодии и элементы литургии с достижениями европейской музыки. В исполнении хазанута сочетал синагогальные традиции с бельканто.
Жизнь в СССР
С 1940 г. жил в СССР. В 1940 г. — солист Минского радио, с 1941 г. — артист Всесоюзного концертного объединения. Выступал во многих городах Советского Союза, во время Второй мировой войны — на фронтах. В 1944 г. с огромным успехом дебютировал в Москве). После этого он получил большое число наград, и стал знаменит на всю страну.
Александрович концертировал как солист, выступая с пианистами, камерными ансамблями и симфоническими оркестрами. В его репертуаре, наряду с классическими оперными и камерно-вокальными произведениями, были редко исполняемые сочинения композиторов эпохи барокко (Перселла, Вивальди, Баха), неаполитанские песни, песни и романсы советских композиторов. Часть программы концертов Александровича всегда состояла из еврейской музыки.
Александрович обладал красивым, широким по диапазону и богатым нюансами тенором, совершенной вокальной техникой и исключительной дикцией. Все сочинения он исполнял на языках оригинала.
Получил в 1947 г. звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1948 г. стал лауреатом Сталинской премии. Тем не менее, он был вынужден прекратить работу кантора и сокращать свой еврейский репертуар после 1946 года, и ему не было позволено свободно передвигаться за пределами страны.
== Антисемитские преследования и репатриация в Израиль В конце 1960-х гг. как активный пропагандист еврейской культуры подвергся гонениям: резко уменьшилось число концертов, в Москве концерты проходили только изредка.
Он обратился за выездной визой в Израиль в 1970 году, но ему неоднократно отказывали. Только в октябре 1971 года, после вмешательством премьер-министра Израиля Голды Меир и генерального секретаря ООН У Тане ему, наконец, разрешили эмигрировать в Израиль.
В 1971 г. Александрович переехал в Израиль. Он стал главным хазаном синагоги в Рамат-Гане. До 1973 г. был хазаном в синагогах Тель-Авива.
В декабре 1972 года он участвовал в "Ночи звезд" в Мэдисон сквер гарден в Нью-Йорке. С 1972 по 1997 год он гастролировал по всей Северной Америке, Австралии, Южной Америке и Европы.
Работа в США и других странах
После войны Судного дня в 1973 году Александрович эмигрировал в Америку, где он работал в качестве кантора и давал концерты.
С 1975 г. исполнял обязанности хазана в еврейских общинах: в 1975–79 гг. — в Канаде, в 1979–90 гг. — в США (в 1979–83 гг. — в Нью-Йорке, в 1983–90 гг. — в Лос-Анджелесе), с 1990 г. и до конца жизни — в Германии.
Продолжал концертировать, выступая в Тель-Авиве, Нью-Йорке, Рио-де-Жанейро, Сиднее, Торонто, Буэнос-Айресе и других городах. Записал семь дисков, в которые вошли еврейские литургические сочинения и светские песни, оперные арии и русские романсы. Занимался этим почти до самой смерти.
После краха советского коммунизма Александрович вернулся в бывший Советский Союз и дал сорок концерты с полным аншлагом.
Источники
- КЕЭ, том 1, кол. 77–78
- Judaica Sound Archives of Florida Atlantic University
- Yidish Lid - Misha Alexandrovich (Yiddish Song)
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Александрович Михаил в ЭЕЭ