Александрович, Михаил
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 34: | Строка 34: | ||
|Сайт = | |Сайт = | ||
}} | }} | ||
- | Александр́ович Михаил (1914, Берзпилс, Латвия, – 2002, Мюнхен, Германия), певец (тенор), [[хазан]]. | + | Александр́ович Михаил ("Миша"; 1914, Берзпилс, Латвия, – 2002, Мюнхен, Германия), певец (тенор), [[хазан]]. |
== Ранние годы == | == Ранние годы == | ||
- | + | Отец Миши любил музыку и призывал всех своих детей петь. Но особый талант Миши был настолько впечатляющим, что отец счел необходимым отправить его в рижскую Еврейскую народную консерваторию, где в возрасте семи лет он начал изучать теорию, фортепиано и репертуар. Пению обучался у Е. Вайсбейна и С. Зегора, а также у Р. Ратнер. | |
- | + | Он обладал красивым, сильным голосом — высоким альтом. Концертную деятельность начал с девятилетнего возраста, как вундеркинд, в Риге и городах Прибалтики. До периода ломки голоса выступал во многих странах Европы и в США. Исполнял оперные арии, классические песни немецких и романсы русских композиторов, еврейские авторские и народные песни. | |
== Работа кантором == | == Работа кантором == | ||
- | В 1932 г. впервые выступил, как кантор в Старо-новой синагоге города Риги. В 1934 г. был приглашен в Большую синагогу Манчестера (Англия), где был [[хазан]]ом до 1936 г. В 1936–40 гг. — [[кантор]] [[Каунас]]ской синагоги, одновременно — артист оперного театра (исполнил партии Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин» и Альмавивы в опере Россини «Севильский цирюльник»). Иногда исполнял светские сочинения в синагоге. | + | В 1932 г. впервые выступил, как кантор в Старо-новой синагоге города Риги. В 1934 г. был приглашен в Большую синагогу Манчестера (Англия), где был [[хазан]]ом до 1936 г. В 1936–40 гг. — [[кантор]] [[Каунас]]ской синагоги, одновременно — артист оперного театра (исполнил партии Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин» и Альмавивы в опере Россини «Севильский цирюльник»). Иногда исполнял светские сочинения в [[Синагога|синагоге]]. |
- | В эти же годы продолжал совершенствовать свое певческое мастерство и овладевать стилем бельканто во время кратковременных поездок в Италию, периодически совершенствуясь в | + | В эти же годы продолжал совершенствовать свое певческое мастерство и овладевать стилем бельканто во время кратковременных поездок в [[Италия|Италию]], периодически совершенствуясь в [[Рим]]е у [[Джильи, Бениамино|Б. Джильи]]. В своем канторском искусстве Александрович следовал традициям [[Розовский, Шломо|Ш. Розовского]], сочетая еврейские фольклорные мелодии и элементы литургии с достижениями европейской музыки. В исполнении хаззанута сочетал синагогальные традиции с бельканто. |
- | С 1940 г. жил в СССР. В 1940 г. — солист | + | == Жизнь в СССР == |
+ | С 1940 г. жил в СССР. В 1940 г. — солист [[Минск]]ого радио, с 1941 г. — артист Всесоюзного концертного объединения. Выступал во многих городах Советского Союза (в 1944 г. с огромным успехом дебютировал в [[Москва|Москве]]), во время [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]] — на фронтах. | ||
- | Получил в 1947 г. звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1948 г. стал лауреатом Сталинской премии. В конце 1960-х гг. как активный пропагандист еврейской культуры подвергся гонениям: резко уменьшилось число концертов, в Москве концерты проходили только изредка. В 1971 г. Александрович переехал в Израиль, до 1975 г. был | + | Александрович концертировал как солист, выступая с пианистами, камерными ансамблями и симфоническими оркестрами. В его репертуаре, наряду с классическими оперными и камерно-вокальными произведениями, были редко исполняемые сочинения композиторов эпохи барокко (Перселла, Вивальди, Баха), неаполитанские песни, песни и романсы советских композиторов. Часть программы концертов Александровича всегда состояла из еврейской музыки. Александрович обладал красивым, широким по диапазону и богатым нюансами тенором, совершенной вокальной техникой и исключительной дикцией. Все сочинения он исполнял на языках оригинала. |
+ | |||
+ | Получил в 1947 г. звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1948 г. стал лауреатом Сталинской премии. | ||
+ | |||
+ | В конце 1960-х гг. как активный пропагандист еврейской культуры подвергся гонениям: резко уменьшилось число концертов, в Москве концерты проходили только изредка. | ||
+ | |||
+ | == Репатриация в Израиль == | ||
+ | В 1971 г. Александрович переехал в Израиль, до 1975 г. был [[хазан]]ом в [[синагога]]х [[Тель-Авив]]а. | ||
+ | |||
+ | С 1975 г. исполнял обязанности [[хазан]]а в еврейских общинах других стран: в 1975–79 гг. — в [[Канада|Канаде]], в 1979–90 гг. — в [[США]] (в 1979–83 гг. — в [[Нью-Йорк]]е, в 1983–90 гг. — в [[Лос-Анджелес]]е), с 1990 г. и до конца жизни — в [[Германия|Германии]]. | ||
+ | |||
+ | Продолжал концертировать, выступая в [[Тель-Авив]]е, [[Нью-Йорк]]е, [[Рио-де-Жанейро]], [[Сидней|Сиднее]], [[Торонто]], [[Буэнос-Айрес]]е и других городах. Записал семь дисков, в которые вошли еврейские литургические сочинения и светские песни, оперные арии и русские романсы. | ||
== Источники == | == Источники == | ||
* КЕЭ, том 1, кол. 77–78 | * КЕЭ, том 1, кол. 77–78 | ||
* [http://faujsa.fau.edu/alexandrovich/ Judaica Sound Archives of Florida Atlantic University] | * [http://faujsa.fau.edu/alexandrovich/ Judaica Sound Archives of Florida Atlantic University] | ||
+ | * [http://www.youtube.com/watch?v=9Lj0_wyLXdI Yidish Lid - Misha Alexandrovich (Yiddish Song)] | ||
{{ElevenCopyRight|10137|Александрович Михаил}} | {{ElevenCopyRight|10137|Александрович Михаил}} | ||
Строка 58: | Строка 71: | ||
[[Категория:Еврейская музыка]] | [[Категория:Еврейская музыка]] | ||
[[Категория:Евреи в Европе]] | [[Категория:Евреи в Европе]] | ||
- | |||
[[Категория:Евреи в США/Канаде]] | [[Категория:Евреи в США/Канаде]] | ||
[[Категория:Евреи в СССР]] | [[Категория:Евреи в СССР]] | ||
Строка 64: | Строка 76: | ||
[[Категория:Певцы и певицы Израиля]] | [[Категория:Певцы и певицы Израиля]] | ||
[[Категория:Певцы на идише]] | [[Категория:Певцы на идише]] | ||
+ | |||
+ | <!-- | ||
+ | |||
+ | Когда его лирический тенор качества начали развиваться он искал коучинг Reya Ратнер, выпускник знаменитой Санкт-Петербургской консерватории. | ||
+ | |||
+ | В 1930 году он встретил Мойше Кусевицкого который был кантором в синагоге Tlomacki Варшавы. Великий кантор призвал Миша продолжить свою канторская исследований и две канторы впоследствии восторге зрители, когда они появились вместе. Четыре года спустя, в возрасте 20 лет возглавил Миша, как кантор Центральной синагоги в Манчестере, Англия. В последующие годы он путешествовал в Рим, чтобы работать с известным оперным певцом Беньямино Джильи, гастролировал континенте, и принял пост кантора в Каунасе, Литва, где он также выступил с литовской компанией Opera. | ||
+ | |||
+ | После Латвии, наряду с другими странами Балтии вошли в состав России в 1940 году. Александрович стал советским. И когда СССР вступил Второй мировой войны он служил на развлекательные войск Красной Армии. | ||
+ | |||
+ | После своего первого концерта Москве в 1943 году, он стал богато украшены, и на национальном уровне известны. Тем не менее, он был вынужден подавлять своих еврейских канторов и репертуар после 1946 года, и не было позволено свободно передвигаться за пределами страны. Он применяется для выездных виз в Израиль в 1970 году, но как один из самых известных из отказников, его неоднократно отказано. И только в октябре 1971 года с вмешательством премьер-министра Израиля Голды Меир, и Организация Объединенных Наций Генеральный секретарь У Тан, что он, наконец, разрешили эмигрировать в Израиль. Он был главным кантором синагоги в Рамат-Гане после его прибытия. | ||
+ | |||
+ | В декабре 1972 года он участвовал в "Ночь звезд", наряду с Яном Peerce и Теодор Bikel, в Мэдисон сад Нью-Йорка площади. В годы с 1972 по 1997 год он гастролировал по всей Северной Америке, Австралии, Южной Америки и Европы. | ||
+ | |||
+ | После войны Судного дня в 1973 году, Александрович эмигрировал в Америку, где он возглавил в качестве кантора и давали концерты выделение его широкого репертуара. | ||
+ | |||
+ | Позже он удалился в Мюнхене, Германия и продолжала давать концерты и записывать лишь незадолго до его смерти. После краха советского коммунизма, Александрович вернулся в бывший Советский Союз и дал сорок проданы концерты. | ||
+ | |||
+ | В мае 1995 года Александрович дал интервью на идиш Voice, идиш радио-шоу языка, служащего в идише сообщества говоря Бостона. Было ретрансляцию 31 июля 2002 года. | ||
+ | |||
+ | --> |
Версия 08:28, 15 октября 2011
Источник: | ||||||||||
|
Михаил Александрович | |
Кантор Михаил Александрович |
|
Полное имя |
Михаил Давидович Александрович |
---|---|
Дата рождения |
23.7.1914 (10) |
Место рождения |
село Биржи, |
Дата смерти |
3 июля 2002 |
Место смерти | |
Страна |
{{Флагификация/ Российская империя→ |
Профессии |
камерный певец, хазан, исполнитель еврейских народных песен |
Певческий голос |
тенор |
Награды |
Сталинская премия (1948), заслуженный артист РСФСР (1947) |
Александр́ович Михаил ("Миша"; 1914, Берзпилс, Латвия, – 2002, Мюнхен, Германия), певец (тенор), хазан.
Содержание |
Ранние годы
Отец Миши любил музыку и призывал всех своих детей петь. Но особый талант Миши был настолько впечатляющим, что отец счел необходимым отправить его в рижскую Еврейскую народную консерваторию, где в возрасте семи лет он начал изучать теорию, фортепиано и репертуар. Пению обучался у Е. Вайсбейна и С. Зегора, а также у Р. Ратнер.
Он обладал красивым, сильным голосом — высоким альтом. Концертную деятельность начал с девятилетнего возраста, как вундеркинд, в Риге и городах Прибалтики. До периода ломки голоса выступал во многих странах Европы и в США. Исполнял оперные арии, классические песни немецких и романсы русских композиторов, еврейские авторские и народные песни.
Работа кантором
В 1932 г. впервые выступил, как кантор в Старо-новой синагоге города Риги. В 1934 г. был приглашен в Большую синагогу Манчестера (Англия), где был хазаном до 1936 г. В 1936–40 гг. — кантор Каунасской синагоги, одновременно — артист оперного театра (исполнил партии Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин» и Альмавивы в опере Россини «Севильский цирюльник»). Иногда исполнял светские сочинения в синагоге.
В эти же годы продолжал совершенствовать свое певческое мастерство и овладевать стилем бельканто во время кратковременных поездок в Италию, периодически совершенствуясь в Риме у Б. Джильи. В своем канторском искусстве Александрович следовал традициям Ш. Розовского, сочетая еврейские фольклорные мелодии и элементы литургии с достижениями европейской музыки. В исполнении хаззанута сочетал синагогальные традиции с бельканто.
Жизнь в СССР
С 1940 г. жил в СССР. В 1940 г. — солист Минского радио, с 1941 г. — артист Всесоюзного концертного объединения. Выступал во многих городах Советского Союза (в 1944 г. с огромным успехом дебютировал в Москве), во время Второй мировой войны — на фронтах.
Александрович концертировал как солист, выступая с пианистами, камерными ансамблями и симфоническими оркестрами. В его репертуаре, наряду с классическими оперными и камерно-вокальными произведениями, были редко исполняемые сочинения композиторов эпохи барокко (Перселла, Вивальди, Баха), неаполитанские песни, песни и романсы советских композиторов. Часть программы концертов Александровича всегда состояла из еврейской музыки. Александрович обладал красивым, широким по диапазону и богатым нюансами тенором, совершенной вокальной техникой и исключительной дикцией. Все сочинения он исполнял на языках оригинала.
Получил в 1947 г. звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1948 г. стал лауреатом Сталинской премии.
В конце 1960-х гг. как активный пропагандист еврейской культуры подвергся гонениям: резко уменьшилось число концертов, в Москве концерты проходили только изредка.
Репатриация в Израиль
В 1971 г. Александрович переехал в Израиль, до 1975 г. был хазаном в синагогах Тель-Авива.
С 1975 г. исполнял обязанности хазана в еврейских общинах других стран: в 1975–79 гг. — в Канаде, в 1979–90 гг. — в США (в 1979–83 гг. — в Нью-Йорке, в 1983–90 гг. — в Лос-Анджелесе), с 1990 г. и до конца жизни — в Германии.
Продолжал концертировать, выступая в Тель-Авиве, Нью-Йорке, Рио-де-Жанейро, Сиднее, Торонто, Буэнос-Айресе и других городах. Записал семь дисков, в которые вошли еврейские литургические сочинения и светские песни, оперные арии и русские романсы.
Источники
- КЕЭ, том 1, кол. 77–78
- Judaica Sound Archives of Florida Atlantic University
- Yidish Lid - Misha Alexandrovich (Yiddish Song)
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Александрович Михаил в ЭЕЭ