Александрович, Михаил
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (убрана категория «Певцы на идиш»; добавлена категория «Певцы на идише» с помощью HotCat) |
|||
Строка 36: | Строка 36: | ||
Александр́ович Михаил (1914, Берзпилс, Латвия, – 2002, Мюнхен, Германия), певец (тенор), [[хазан]]. | Александр́ович Михаил (1914, Берзпилс, Латвия, – 2002, Мюнхен, Германия), певец (тенор), [[хазан]]. | ||
- | С детства обладал красивым, сильным голосом — высоким альтом. Концертную деятельность начал с девятилетнего возраста, как вундеркинд, в Риге и городах Прибалтики. До периода ломки голоса выступал во многих странах Европы и в США. Пению обучался у Е. Вайсбейна и С. Зегора в рижской Еврейской народной консерватории, а также у Р. Ратнер. Исполнял оперные арии, классические песни немецких и романсы русских композиторов, еврейские авторские и народные песни. В 1932 г. впервые выступил, как кантор в Старо-новой синагоге города Риги. В 1934 г. был приглашен в Большую синагогу Манчестера (Англия), где был | + | == Ранние годы == |
+ | С детства обладал красивым, сильным голосом — высоким альтом. Концертную деятельность начал с девятилетнего возраста, как вундеркинд, в Риге и городах Прибалтики. До периода ломки голоса выступал во многих странах Европы и в США. | ||
+ | |||
+ | Пению обучался у Е. Вайсбейна и С. Зегора в рижской Еврейской народной консерватории, а также у Р. Ратнер. Исполнял оперные арии, классические песни немецких и романсы русских композиторов, еврейские авторские и народные песни. | ||
+ | |||
+ | == Работа кантором == | ||
+ | В 1932 г. впервые выступил, как кантор в Старо-новой синагоге города Риги. В 1934 г. был приглашен в Большую синагогу Манчестера (Англия), где был [[хазан]]ом до 1936 г. В 1936–40 гг. — [[кантор]] [[Каунас]]ской синагоги, одновременно — артист оперного театра (исполнил партии Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин» и Альмавивы в опере Россини «Севильский цирюльник»). Иногда исполнял светские сочинения в синагоге. | ||
+ | |||
+ | В эти же годы продолжал совершенствовать свое певческое мастерство и овладевать стилем бельканто во время кратковременных поездок в Италию, периодически совершенствуясь в Риме у Б. Джильи. В своем канторском искусстве Александрович следовал традициям Ш. Розовского, сочетая еврейские фольклорные мелодии и элементы литургии с достижениями европейской музыки. В исполнении хаззанута сочетал синагогальные традиции с бельканто. | ||
С 1940 г. жил в СССР. В 1940 г. — солист Минского радио, с 1941 г. — артист Всесоюзного концертного объединения, выступал во многих городах Советского Союза (в 1944 г. с огромным успехом дебютировал в Москве), во время Второй мировой войны — на фронтах. Александрович концертировал как солист, выступая с пианистами, камерными ансамблями и симфоническими оркестрами. В его репертуаре, наряду с классическими оперными и камерно-вокальными произведениями, были редко исполняемые сочинения композиторов эпохи барокко (Перселла, Вивальди, Баха), неаполитанские песни, песни и романсы советских композиторов. Часть программы концертов Александровича всегда состояла из еврейской музыки. Александрович обладал красивым, широким по диапазону и богатым нюансами тенором, совершенной вокальной техникой и исключительной дикцией. Все сочинения он исполнял на языках оригинала. | С 1940 г. жил в СССР. В 1940 г. — солист Минского радио, с 1941 г. — артист Всесоюзного концертного объединения, выступал во многих городах Советского Союза (в 1944 г. с огромным успехом дебютировал в Москве), во время Второй мировой войны — на фронтах. Александрович концертировал как солист, выступая с пианистами, камерными ансамблями и симфоническими оркестрами. В его репертуаре, наряду с классическими оперными и камерно-вокальными произведениями, были редко исполняемые сочинения композиторов эпохи барокко (Перселла, Вивальди, Баха), неаполитанские песни, песни и романсы советских композиторов. Часть программы концертов Александровича всегда состояла из еврейской музыки. Александрович обладал красивым, широким по диапазону и богатым нюансами тенором, совершенной вокальной техникой и исключительной дикцией. Все сочинения он исполнял на языках оригинала. |
Версия 14:32, 14 октября 2011
Источник: | ||||||||||
|
Михаил Александрович | |
Кантор Михаил Александрович |
|
Полное имя |
Михаил Давидович Александрович |
---|---|
Дата рождения |
23.7.1914 (10) |
Место рождения |
село Биржи, |
Дата смерти |
3 июля 2002 |
Место смерти | |
Страна |
{{Флагификация/ Российская империя→ |
Профессии |
камерный певец, хазан, исполнитель еврейских народных песен |
Певческий голос |
тенор |
Награды |
Сталинская премия (1948), заслуженный артист РСФСР (1947) |
Александр́ович Михаил (1914, Берзпилс, Латвия, – 2002, Мюнхен, Германия), певец (тенор), хазан.
Ранние годы
С детства обладал красивым, сильным голосом — высоким альтом. Концертную деятельность начал с девятилетнего возраста, как вундеркинд, в Риге и городах Прибалтики. До периода ломки голоса выступал во многих странах Европы и в США.
Пению обучался у Е. Вайсбейна и С. Зегора в рижской Еврейской народной консерватории, а также у Р. Ратнер. Исполнял оперные арии, классические песни немецких и романсы русских композиторов, еврейские авторские и народные песни.
Работа кантором
В 1932 г. впервые выступил, как кантор в Старо-новой синагоге города Риги. В 1934 г. был приглашен в Большую синагогу Манчестера (Англия), где был хазаном до 1936 г. В 1936–40 гг. — кантор Каунасской синагоги, одновременно — артист оперного театра (исполнил партии Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин» и Альмавивы в опере Россини «Севильский цирюльник»). Иногда исполнял светские сочинения в синагоге.
В эти же годы продолжал совершенствовать свое певческое мастерство и овладевать стилем бельканто во время кратковременных поездок в Италию, периодически совершенствуясь в Риме у Б. Джильи. В своем канторском искусстве Александрович следовал традициям Ш. Розовского, сочетая еврейские фольклорные мелодии и элементы литургии с достижениями европейской музыки. В исполнении хаззанута сочетал синагогальные традиции с бельканто.
С 1940 г. жил в СССР. В 1940 г. — солист Минского радио, с 1941 г. — артист Всесоюзного концертного объединения, выступал во многих городах Советского Союза (в 1944 г. с огромным успехом дебютировал в Москве), во время Второй мировой войны — на фронтах. Александрович концертировал как солист, выступая с пианистами, камерными ансамблями и симфоническими оркестрами. В его репертуаре, наряду с классическими оперными и камерно-вокальными произведениями, были редко исполняемые сочинения композиторов эпохи барокко (Перселла, Вивальди, Баха), неаполитанские песни, песни и романсы советских композиторов. Часть программы концертов Александровича всегда состояла из еврейской музыки. Александрович обладал красивым, широким по диапазону и богатым нюансами тенором, совершенной вокальной техникой и исключительной дикцией. Все сочинения он исполнял на языках оригинала.
Получил в 1947 г. звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1948 г. стал лауреатом Сталинской премии. В конце 1960-х гг. как активный пропагандист еврейской культуры подвергся гонениям: резко уменьшилось число концертов, в Москве концерты проходили только изредка. В 1971 г. Александрович переехал в Израиль, до 1975 г. был хаззаном в синагогах Тель-Авива. С 1975 г. исполнял обязанности хаззана в еврейских общинах других стран: в 1975–79 гг. — в Канаде, в 1979–90 гг. — в США (в 1979–83 гг. — в Нью-Йорке, в 1983–90 гг. — в Лос-Анджелесе), с 1990 г. и до конца жизни — в Германии. Продолжал концертировать, выступая в Тель-Авиве, Нью-Йорке, Рио-де-Жанейро, Сиднее, Торонто, Буэнос-Айресе и других городах. Записал семь дисков, в которые вошли еврейские литургические сочинения и светские песни, оперные арии и русские романсы.
Источники
- КЕЭ, том 1, кол. 77–78
- Judaica Sound Archives of Florida Atlantic University
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Александрович Михаил в ЭЕЭ