Античный антисемитизм
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Pessimist (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4 | АВТОР1 = | АВТОР2 = | АВТОР3 = | СУПЕРВАЙЗЕР = | ПРОЕКТ = | ПОДТЕМА = | К…») |
Pessimist (Обсуждение | вклад) |
||
(2 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 11: | Строка 11: | ||
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
- | }}{{Антисемитизм}} | + | }}{{Антисемитизм}} {{также|История антисемитизма}} |
- | {{также|История антисемитизма}} | + | |
- | '''Античный антисемитизм''' | + | '''Античный антисемитизм''' — наиболее древний вид [[Антисемитизм|Антисемитизма]]. Зародился в [[Античность|античную эпоху]] в среде образованных [[Язычество|язычников]]. Обвинял евреев в ненависти ко всем народам, тайным и явным преступлениям против национальных нравов и обычаев, подрыве экономики, распространению лжеучений, нелояльности и т. п. |
При этом само применение термина «антисемитизм» в отношении древнего мира оспаривается некоторыми современными антиковедами как неисторическое<ref>Так, Бецалель Бар-Кохба ({{lang-en|Bezalel Bar-Kochba}}) в предисловии к монографии The Image of the Jews in Greek literature. The Hellenistic period. (University of California Press, 2010. 623 p. ISBN 9780520253360) предупреждает, что будет использовать термин «антисемитизм» исключительно в кавычках, хотя и указывает, что попытки заменить термин на что-то другое также проблематичны</ref>. | При этом само применение термина «антисемитизм» в отношении древнего мира оспаривается некоторыми современными антиковедами как неисторическое<ref>Так, Бецалель Бар-Кохба ({{lang-en|Bezalel Bar-Kochba}}) в предисловии к монографии The Image of the Jews in Greek literature. The Hellenistic period. (University of California Press, 2010. 623 p. ISBN 9780520253360) предупреждает, что будет использовать термин «антисемитизм» исключительно в кавычках, хотя и указывает, что попытки заменить термин на что-то другое также проблематичны</ref>. | ||
== Происхождение == | == Происхождение == | ||
- | По мнению ряда исследователей,<ref>Например, {{не переведено|:en:Edward Flannery|Фланнери, Эдвард|Эдвард Фланнери}} («The Anguish of the Jews»), [[Поляков, Леон|Леон Поляков]] («История антисемитизма»), Аркадий Ковельман («Александрийский погром»)</ref> антисемитизм возник и развился в мире античного язычества. Большая часть современной антисемитской аргументации происходит от античных предрассудков, одним из центров которых являлась [[Александрия]], примерно около III—II веков | + | |
+ | По мнению ряда исследователей,<ref>Например, {{не переведено|:en:Edward Flannery|Фланнери, Эдвард|Эдвард Фланнери}} («The Anguish of the Jews»), [[Поляков, Леон|Леон Поляков]] («История антисемитизма»), Аркадий Ковельман («Александрийский погром»)</ref> антисемитизм возник и развился в мире античного язычества. Большая часть современной антисемитской аргументации происходит от античных предрассудков, одним из центров которых являлась [[Александрия|Александрия]], примерно около III—II веков до н. э.<ref name="vved">[http://www.jewish-heritage.org/spp1.htm Введение в историю антисемитизма]</ref> Первоначальными его распространителями были [[Египет|Египет]]ские литераторы этого периода, обвинявшие евреев в различных злонамеренных делах. Мотивы обвинений были и религиозные, и экономические, и политические. | ||
== Обвинения против евреев == | == Обвинения против евреев == | ||
- | |||
- | Писатель [[Апион (грамматик)|Апион]] ( | + | Одним из первых теоретиков антисемитизма историки называют египетского жреца [[Манефон|Манефон]]а, жившего при [[Птолемей II Филадельф|Птолемее II Филадельфе]] (285—246 гг. до н. э.)<ref name="vved" />. В его повествовании об [[Исход|Исход]]е евреев из Египта евреи представлены «нечистыми»: [[Лепра|прокажёнными]], слепыми и хромыми. По Манефону, они были высланы из Египта для умилостивления богов, но позже, объединившись с пастухами-[[Гиксосы|гиксосами]], они завоёвывают Египет, грабят его, оскверняют храмы и т. п. Последователь Манефона [[Мнасей Патрский|Мнасей Патрский]], ученик [[Эратосфен|Эратосфен]]а, впервые пустил в ход столь распространённую впоследствии легенду о том, что иудеи поклоняются в своём храме золотой ослиной голове. Обвинения Манефона повторяли [[Лисимах|Лисимах]], [[Посидоний|Посидоний]], {{не переведено|:en:Apollonius Molon|Молон}} и другие греческие авторы. |
- | |datepublished=|url=http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1641&letter=A|title=APION|publisher=[[:en:Jewish Encyclopedia|Jewish Encyclopedia]]|accessdate=2011-9-13|lang=en}}</ref>, обвинял евреев также в человеческих жертвоприношениях и [[Каннибализм|людоедстве]]. В одной из книг Апион написал, что греческий царь [[Антиох Епифан]] был в [[Иерусалимский Храм|Иерусалимском храме]] и там к нему обратился грек, который утверждал, что его специально откармливают для последующего убийства и съедения. Еврейский историк [[Иосиф Флавий]] высмеял это сочинение, указав, что в [[ | + | |
+ | Писатель [[Апион (грамматик)|Апион]] (I в. н. э.), повторив обвинения предшественников<ref>{{cite web|author=Kaufmann Kohler.fckLR|datepublished=|url=http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1641&letter=A|title=APION|publisher=[[:en:Jewish Encyclopedia|Jewish Encyclopedia]]|accessdate=2011-9-13|lang=en}}</ref>, обвинял евреев также в человеческих жертвоприношениях и [[Каннибализм|людоедстве]]. В одной из книг Апион написал, что греческий царь [[Антиох Епифан|Антиох Епифан]] был в [[Иерусалимский Храм|Иерусалимском храме]] и там к нему обратился грек, который утверждал, что его специально откармливают для последующего убийства и съедения. Еврейский историк [[Иосиф Флавий|Иосиф Флавий]] высмеял это сочинение, указав, что в [[Иудаизм|Иудаизм]]е нет человеческих жертвоприношений и что в описываемой части храма язычника-грека быть просто не могло<ref>''[[Иосиф Флавий]]'', [http://www.chassidus.ru/library/history/flavius/2.htm Против Апиона]. 2:89-102</ref>. Тем не менее, сочинение Апиона получило широкое распространение и впоследствии стало основой для появления [[Кровавый навет на евреев|кровавого навета]]<ref>{{cite web|author=Кардаш А.|datepublished=20 ноября 2003|url=http://abmishe.com/stat/stat1.html|title=После Бейлиса|publisher=Окна|accessdate=2011-7-24}}</ref>. | ||
Для образованного язычника тех времён не было никакой разницы между евреями и [[Христианин|христианами]]. Даже когда их начали различать, против христиан стали выдвигать точно такие же обвинения, как и против евреев. Христианскую церковь и христиан вообще обвиняли в ненависти ко всему роду человеческому, в совершении отвратительных ритуалов. Христиане, утверждали их противники, предаются всяческому разврату и кровосмесительству, почитают голову осла, практикуют ритуальные убийства. Именно в этом язычники ранее обвиняли евреев. | Для образованного язычника тех времён не было никакой разницы между евреями и [[Христианин|христианами]]. Даже когда их начали различать, против христиан стали выдвигать точно такие же обвинения, как и против евреев. Христианскую церковь и христиан вообще обвиняли в ненависти ко всему роду человеческому, в совершении отвратительных ритуалов. Христиане, утверждали их противники, предаются всяческому разврату и кровосмесительству, почитают голову осла, практикуют ритуальные убийства. Именно в этом язычники ранее обвиняли евреев. | ||
== Погромы и гонения == | == Погромы и гонения == | ||
+ | |||
{{Врезка | {{Врезка | ||
| Выравнивание = right | | Выравнивание = right | ||
Строка 35: | Строка 37: | ||
| Содержание = Рассказывают, что когда [[Марк Аврелий]] на пути в Египет проезжал через Палестину, то, испытывая отвращение к вонючим и нередко производившим смуты иудеям, скорбно воскликнул: «О [[маркоманны]], о [[квады]], о [[сарматы]]! Наконец я нашел людей хуже вас». | | Содержание = Рассказывают, что когда [[Марк Аврелий]] на пути в Египет проезжал через Палестину, то, испытывая отвращение к вонючим и нередко производившим смуты иудеям, скорбно воскликнул: «О [[маркоманны]], о [[квады]], о [[сарматы]]! Наконец я нашел людей хуже вас». | ||
| Подпись = ''[[Аммиан Марцеллин]]'' «Римская история» XXII, 5, 5. | | Подпись = ''[[Аммиан Марцеллин]]'' «Римская история» XXII, 5, 5. | ||
- | }} | + | }} Обвинения египетских жрецов не привели к каким-либо практическим последствиям. Напротив, известно, что в царствование [[Птолемей II Филадельф|Птолемея II Филадельфа]] и [[Птолемей III Эвергет|Птолемея III Эвергета]] число евреев в Александрии значительно выросло. |
- | Обвинения египетских жрецов не привели к каким-либо практическим последствиям. Напротив, известно, что в царствование [[Птолемей II Филадельф|Птолемея II Филадельфа]] и [[Птолемей III Эвергет|Птолемея III Эвергета]] число евреев в Александрии значительно выросло. | + | |
- | Этот процесс был прерван в царствование [[Антиох IV Епифан|Антиоха IV Епифана]] ( | + | Этот процесс был прерван в царствование [[Антиох IV Епифан|Антиоха IV Епифана]] (175—164 гг. до н. э.). В 169 г. Антиох вторгся в [[Иерусалим|Иерусалим]], разорив и осквернив [[Иерусалимский храм|Храм]], который по его приказу был превращён в святилище [[Зевс|Зевса Олимпийского]]. Это вызвало восстание евреев под предводительством [[Иуда Маккавей|Иуды Маккавея]]. |
- | В [[38]] г. н. | + | В [[38|38]] г. н. э. в [[Александрия|Александрии]] произошёл еврейский погром, который был вызван стремлением греков не допустить получения евреями гражданских прав. Историки отмечают опору погромщиков на антисемитскую идеологию<ref>{{ЭЕЭ|10135|Александрия}}</ref><ref>А. Ковельман. [http://ec-dejavu.net/p-2/Pogrom.html Александрийский погром]</ref>. [[Префект Египта|Префект Египта]] [[Авл Авилий Флакк|Авл Авилий Флакк]] в ответ на жалобу еврейской общины запретил праздновать [[Шаббат|субботу]] и постановил ограничить место жительства евреев в городе, в результате чего многие евреи были выселены из своих домов, а сами дома разграблены{{sfn|Тюменев|1922|с=208-209}} Свидетель погрома [[Филон Александрийский|Филон Александрийский]] писал:<ref>{{cite web|author=[[Филон Александрийский]].|datepublished=|url=http://anthropology.rchgi.spb.ru/philon/philon_s1.htmfckLR|title=Против Флакка|publisher=[[Русская христианская гуманитарная академия|РХГА]]|accessdate=2011-9-13}}</ref> {{начало цитаты}}Не в силах более терпеть нужду одни пошли (против обыкновения) к друзьям и родственникам, прося на жизнь, другие, чей благородный дух чурался попрошайничества как рабьей доли, недостойной свободного человека, решились, несчастные, пойти на рынок, чтобы достать еды себе и домашним. А попав в руки черни, тотчас бывали они убиты, и трупы их тащили через весь город, топча и превращая в месиво, так что и предать земле было бы нечего.{{конец цитаты|источник=[[Филон Александрийский]]. Против Флакка}} |
- | |title=Против Флакка|publisher=[[Русская христианская гуманитарная академия|РХГА]]|accessdate=2011-9-13}}</ref> | + | |
- | {{начало цитаты}}Не в силах более терпеть нужду одни пошли (против обыкновения) к друзьям и родственникам, прося на жизнь, другие, чей благородный дух чурался попрошайничества как рабьей доли, недостойной свободного человека, решились, несчастные, пойти на рынок, чтобы достать еды себе и домашним. А попав в руки черни, тотчас бывали они убиты, и трупы их тащили через весь город, топча и превращая в месиво, так что и предать земле было бы нечего.{{конец цитаты|источник=[[Филон Александрийский]]. Против Флакка}} | + | |
- | Выступления местного населения против евреев в | + | Выступления местного населения против евреев в I в. до н. э. — I в. н. э. вспыхивали также на [[Родос (остров)|острове Родос]], в [[Римская империя|Риме]], [[Сирия|Сирии]] и [[Палестина|Палестине]]. Особенно сильными противоречия были в восточной части Римской империи, где греческое население часто громило еврейские кварталы и убивало евреев. Например, во время волнений в [[Дамаск|Дамаск]]е в течение нескольких часов, по свидетельству [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]], было перебито 10 тысяч евреев{{sfn|Тюменев|1922|с=208-209}}. |
- | В [[Рим]]е враждебное отношение к иудеям началось с воцарения императора [[Тиберий|Тиберия]]. В [[19 год]]у иудейская религия была запрещена, а 4000 евреев были сданы в солдаты и отправлены на [[Сардиния|Сардинию]] с оговоркой, что если они погибнут в борьбе с разбойниками, то государство ничего не потеряет. В дальнейшем евреи были изгнаны из Рима при императоре [[Клавдий|Клавдии]] в [[50 год]]у, а преследование христиан во времена [[Нерон]]а, по мнению историка [[Тюменев, Александр Ильич|Тюменева]], связано было лишь с тем, что эта малочисленная на тот момент секта состояла из выходцев из [[Иудея|Иудеи]], а на религиозные отличия римляне внимания не обращали<ref>{{ЭЕЭ|11725|Изгнания}}</ref>{{sfn|Тюменев|1922|с=211-212}}. | + | В [[Рим|Рим]]е враждебное отношение к иудеям началось с воцарения императора [[Тиберий|Тиберия]]. В [[19 год|19 год]]у иудейская религия была запрещена, а 4000 евреев были сданы в солдаты и отправлены на [[Сардиния|Сардинию]] с оговоркой, что если они погибнут в борьбе с разбойниками, то государство ничего не потеряет. В дальнейшем евреи были изгнаны из Рима при императоре [[Клавдий|Клавдии]] в [[50 год|50 год]]у, а преследование христиан во времена [[Нерон|Нерон]]а, по мнению историка [[Тюменев, Александр Ильич|Тюменева]], связано было лишь с тем, что эта малочисленная на тот момент секта состояла из выходцев из [[Иудея|Иудеи]], а на религиозные отличия римляне внимания не обращали<ref>{{ЭЕЭ|11725|Изгнания}}</ref>{{sfn|Тюменев|1922|с=211-212}}. |
- | Массовые депортации евреев из [[Палестина|Палестины]] проводились [[Древний Рим|римлянами]] в [[70-е]] и [[130-е]] годы н. э. после [[Иудейские войны|Иудейских войн]] и восстания [[Бар-Кохба, Симон|Бар-Кохбы]]<ref>{{книга|автор= Крылов А. В.|часть= Глава VII. Национальные религии. § 8. Иудаизм|заглавие = Основы религиоведения|ссылка= http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Jablok/_12.php|ответственный = под ред. [[Яблоков, Игорь Николаевич|И. Н. Яблокова]]|место = {{М.}}|издательство = Высшая школа|год = 1994|страниц = 368|isbn = 5-06-002849-6}}</ref>. После разрушения [[Иерусалим]]а евреям под угрозой смерти было запрещено приближаться к городу<ref>{{книга|автор= Свенцицкая И. С.|часть= Становление епископальной церкви|заглавие = Раннее христианство: страницы истории|ссылка= http://www.sno.pro1.ru/lib/svenz/1-4-1.htm|место= {{М.}}|издательство = Политиздат|год = 1988|страницы = 124}}</ref>. Кроме того, император [[Адриан]] ввёл запреты на религиозное обучение и исполнение обрядов, включая празднование [[Шаббат|субботы]]<ref>{{книга|автор= [[Дубнов, Семён Маркович|Дубнов С. М.]]|часть= Часть II. Глава VII. От разрушения Иерусалима до восстания Бар-Кохбы (70-138 гг.)|заглавие= Краткая история евреев|ссылка= http://jhistory.nfurman.com/code/dubnov21.htm|издание = 2|место= Ростов-на-Дону|издательство= Феникс|год= 2003|страниц= 572|isbn= 5-222-03451-8}}</ref>. | + | Массовые депортации евреев из [[Палестина|Палестины]] проводились [[Древний Рим|римлянами]] в [[70-е|70-е]] и [[130-е|130-е]] годы н. э. после [[Иудейские войны|Иудейских войн]] и восстания [[Бар-Кохба, Симон|Бар-Кохбы]]<ref>{{книга|автор= Крылов А. В.|часть= Глава VII. Национальные религии. § 8. Иудаизм|заглавие = Основы религиоведения|ссылка= http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Jablok/_12.php|ответственный = под ред. [[Яблоков, Игорь Николаевич|И. Н. Яблокова]]|место = {{М.}}|издательство = Высшая школа|год = 1994|страниц = 368|isbn = 5-06-002849-6}}</ref>. После разрушения [[Иерусалим|Иерусалим]]а евреям под угрозой смерти было запрещено приближаться к городу<ref>{{книга|автор= Свенцицкая И. С.|часть= Становление епископальной церкви|заглавие = Раннее христианство: страницы истории|ссылка= http://www.sno.pro1.ru/lib/svenz/1-4-1.htm|место= {{М.}}|издательство = Политиздат|год = 1988|страницы = 124}}</ref>. Кроме того, император [[Адриан|Адриан]] ввёл запреты на религиозное обучение и исполнение обрядов, включая празднование [[Шаббат|субботы]]<ref>{{книга|автор= [[Дубнов, Семён Маркович|Дубнов С. М.]]|часть= Часть II. Глава VII. От разрушения Иерусалима до восстания Бар-Кохбы (70-138 гг.)|заглавие= Краткая история евреев|ссылка= http://jhistory.nfurman.com/code/dubnov21.htm|издание = 2|место= Ростов-на-Дону|издательство= Феникс|год= 2003|страниц= 572|isbn= 5-222-03451-8}}</ref>. |
== Причины древнего антисемитизма == | == Причины древнего антисемитизма == | ||
+ | |||
Профессор [[Лурье, Соломон Яковлевич|Соломон Лурье]] пишет, что исходя из повсеместного распространения антисемитизма он «возник не вследствие каких-либо временных или случайных причин, а вследствие тех или иных свойств, постоянно соприсущих еврейскому народу». | Профессор [[Лурье, Соломон Яковлевич|Соломон Лурье]] пишет, что исходя из повсеместного распространения антисемитизма он «возник не вследствие каких-либо временных или случайных причин, а вследствие тех или иных свойств, постоянно соприсущих еврейскому народу». | ||
Анализируя причины появления антисемитизма везде, где поселялись евреи, он отмечает существование двух равно неприемлемых для науки позиций: что евреи были много хуже иных народов и что евреи были много лучше иных народов{{sfn|Лурье|2009}}. | Анализируя причины появления антисемитизма везде, где поселялись евреи, он отмечает существование двух равно неприемлемых для науки позиций: что евреи были много хуже иных народов и что евреи были много лучше иных народов{{sfn|Лурье|2009}}. | ||
- | Представляющий первую группу римский историк [[Тацит]] писал<ref>''Тацит''. История. V. 4-5, пер. Г. | + | Представляющий первую группу римский историк [[Тацит|Тацит]] писал<ref>''Тацит''. История. V. 4-5, пер. Г. С. Кнабе (''Тацит''. Сочинения в 2 т. СПб.: Наука, 1993. С. 549, ISBN 5-02-028170-0)</ref>: {{начало цитаты}}(V, 4) Иудеи считают богопротивным то, что для нас священно, и, наоборот, то, что у нас запрещено, ибо безнравственно и преступно, у них разрешается. … (V, 5) …иудеи охотно помогают друг другу, зато ко всем прочим смертным враждебны и ненавидят их. Ни с кем не делят они ни пищу, ни ложе, избегают чужих женщин, хотя преданы разврату до крайности и со своими творят любые непотребства; они и обрезание ввели, чтобы отличать своих от всех прочих. … При всем том иудеи весьма заботятся о росте своего народа — убийство детей, родившихся после смерти отца, считают преступлением{{конец цитаты|источник=''Тацит''. История}} |
- | {{начало цитаты}}(V, 4) Иудеи считают богопротивным то, что для нас священно, и, наоборот, то, что у нас запрещено, ибо безнравственно и преступно, у них разрешается. … (V, 5) …иудеи охотно помогают друг другу, зато ко всем прочим смертным враждебны и ненавидят их. Ни с кем не делят они ни пищу, ни ложе, избегают чужих женщин, хотя преданы разврату до крайности и со своими творят любые непотребства; они и обрезание ввели, чтобы отличать своих от всех прочих. … При всем том иудеи весьма заботятся о росте своего | + | |
Во второй группе кроме собственно еврейских авторов Лурье отмечает учёных-христиан, полагающих иудаизм важной предтечей христианства, поднявшийся выше окружающих его язычников. В качестве примера Лурье приводит цитаты [[Ренан, Жозеф Эрнест|Жозефа Ренана]]<ref>Revue de deux Mondes, 1890, p. 801</ref> и [[:en:Michael Friedländer|Михаэля Фридлендера]]<ref>«Das Judentum in der vorchristlichen griechischen Welt» (Wien und Leipzig, 1897)</ref>, пишущих об особой нравственной миссии еврейского народа и его историческом предназначении. | Во второй группе кроме собственно еврейских авторов Лурье отмечает учёных-христиан, полагающих иудаизм важной предтечей христианства, поднявшийся выше окружающих его язычников. В качестве примера Лурье приводит цитаты [[Ренан, Жозеф Эрнест|Жозефа Ренана]]<ref>Revue de deux Mondes, 1890, p. 801</ref> и [[:en:Michael Friedländer|Михаэля Фридлендера]]<ref>«Das Judentum in der vorchristlichen griechischen Welt» (Wien und Leipzig, 1897)</ref>, пишущих об особой нравственной миссии еврейского народа и его историческом предназначении. | ||
Строка 62: | Строка 61: | ||
Лурье опровергает эти мнения и выдвигает следующий тезис{{sfn|Лурье|2009}}. В древнем мире было принято, что покорённый завоевателем народ признавал себя гражданами второго сорта по отношению к гражданам метрополии, стремился походить на полноценных граждан и признавал богов своих завоевателей. Восставая против обид и притеснений малочисленные нации истреблялись поработителями, либо полностью ассимилировались. | Лурье опровергает эти мнения и выдвигает следующий тезис{{sfn|Лурье|2009}}. В древнем мире было принято, что покорённый завоевателем народ признавал себя гражданами второго сорта по отношению к гражданам метрополии, стремился походить на полноценных граждан и признавал богов своих завоевателей. Восставая против обид и притеснений малочисленные нации истреблялись поработителями, либо полностью ассимилировались. | ||
- | Евреи же вели себя принципиально иначе. Своеобразное положение положение [[Палестина|Палестины]] в качестве поля битвы между соседними государствами, по мнению Лурье, | + | Евреи же вели себя принципиально иначе. Своеобразное положение положение [[Палестина|Палестины]] в качестве поля битвы между соседними государствами, по мнению Лурье, {{начало цитаты}}...дало возможность развиться у евреев сильному национальному чувству, не связанному не только с политическим могуществом, но и с политической независимостью — явление единичное и не имеющее аналогий в древнем мире{{конец цитаты|источник=}} Евреи, в отличие от других народов, сохранили свое национальное самосознание и свои национальные обычаи. Евреи полагали себя национально-государственным целым без собственного государства с религиозным центром в Палестине. При этом ассимиляция подвергалась жёсткому общественному неодобрению. |
- | {{начало цитаты}}...дало возможность развиться у евреев сильному национальному чувству, не связанному не только с политическим могуществом, но и с политической | + | |
- | Евреи, в отличие от других народов, сохранили свое национальное самосознание и свои национальные обычаи. Евреи полагали себя национально-государственным целым без собственного государства с религиозным центром в Палестине. При этом ассимиляция подвергалась жёсткому общественному неодобрению. | + | |
Такая позиция и вызывала у народов, среди которых жили евреи, ненависть к ним. Даже занимая высокое общественное положение евреи продолжали подчёркивать свою «особость» и нежелание принимать местные культурные ценности и обычаи. Это и становилось по мнению Лурье, причиной появления антисемитизма везде, где вне Палестины селились евреи. | Такая позиция и вызывала у народов, среди которых жили евреи, ненависть к ним. Даже занимая высокое общественное положение евреи продолжали подчёркивать свою «особость» и нежелание принимать местные культурные ценности и обычаи. Это и становилось по мнению Лурье, причиной появления антисемитизма везде, где вне Палестины селились евреи. | ||
== Значение == | == Значение == | ||
- | Наиболее известным из античных антисемитских мифов, дожившим до наших дней, является [[Кровавый навет на евреев|кровавый навет]] | + | |
+ | Наиболее известным из античных антисемитских мифов, дожившим до наших дней, является [[Кровавый навет на евреев|кровавый навет]] — обвинение в употреблении крови в [[Обряд|ритуальных]] целях. Это обвинение, трансформированное из сочинения Апиона, было популярно среди христиан в [[Средние века|Средневековье]]. | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
+ | |||
{{примечания}} | {{примечания}} | ||
== Литература == | == Литература == | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | {{Антисемитизм (темы)}} | + | *''[[Поляков, Леон|Поляков Л.]]'' [http://jhistory.nfurman.com/shoa/poliakov01_01.htm История антисемитизма. т. 1 Эпоха веры: Перевод с французского]. Москва:Лехаим;Иерусалим:Гешарим, 1997. 427 с ISBN 5-7287-0099-3 (Арт-Бизнес-Центр). ISBN 5-88711-014-7. |
- | {{нет интервики}} | + | *{{книга|автор=[[Лурье, Соломон Яковлевич|Лурье С. Я.]]|заглавие=Антисемитизм в древнем мире. Попытки объяснения его в науке и его причины|ссылка=http://jhistory.nfurman.com/shoa/anti-02.htm|издательство=|место=Иерусалим |год=2009|страниц=|ref=Лурье}} |
+ | *{{книга|автор=[[Тюменев, Александр Ильич|Тюменев А. И.]]|заглавие=Евреи в древности и в Средние века|издательство=Госиздат |место=Петербург |год=1922|страниц=400|ref=Тюменев}} | ||
+ | |||
+ | {{Антисемитизм (темы)}} {{нет интервики}}<br> | ||
+ | |||
+ | <br> | ||
+ | |||
+ | [[Category:Древний_мир]] [[Category:Антисемитизм|Антисемитизм]] | ||
- | [[ | + | [[Category:Антисемитизм]] |
- | + |
Текущая версия на 19:06, 16 сентября 2011
Текст унаследован из Википедии | |
Часть серии статей об
антисемитизме
|
|
История · Хронология Гетто · Погромы Богоубийство · Ростовщичество Против евреев и их лжи Борьба с проявлениями антисемитизма
Антидиффамационная лига · Яд ва-Шем |
Категории: |
История еврейского народа |
Античный антисемитизм — наиболее древний вид Антисемитизма. Зародился в античную эпоху в среде образованных язычников. Обвинял евреев в ненависти ко всем народам, тайным и явным преступлениям против национальных нравов и обычаев, подрыве экономики, распространению лжеучений, нелояльности и т. п.
При этом само применение термина «антисемитизм» в отношении древнего мира оспаривается некоторыми современными антиковедами как неисторическое[1].
Содержание |
Происхождение
По мнению ряда исследователей,[2] антисемитизм возник и развился в мире античного язычества. Большая часть современной антисемитской аргументации происходит от античных предрассудков, одним из центров которых являлась Александрия, примерно около III—II веков до н. э.[3] Первоначальными его распространителями были Египетские литераторы этого периода, обвинявшие евреев в различных злонамеренных делах. Мотивы обвинений были и религиозные, и экономические, и политические.
Обвинения против евреев
Одним из первых теоретиков антисемитизма историки называют египетского жреца Манефона, жившего при Птолемее II Филадельфе (285—246 гг. до н. э.)[3]. В его повествовании об Исходе евреев из Египта евреи представлены «нечистыми»: прокажёнными, слепыми и хромыми. По Манефону, они были высланы из Египта для умилостивления богов, но позже, объединившись с пастухами-гиксосами, они завоёвывают Египет, грабят его, оскверняют храмы и т. п. Последователь Манефона Мнасей Патрский, ученик Эратосфена, впервые пустил в ход столь распространённую впоследствии легенду о том, что иудеи поклоняются в своём храме золотой ослиной голове. Обвинения Манефона повторяли Лисимах, Посидоний, Молон (англ.) и другие греческие авторы.
Писатель Апион (I в. н. э.), повторив обвинения предшественников[4], обвинял евреев также в человеческих жертвоприношениях и людоедстве. В одной из книг Апион написал, что греческий царь Антиох Епифан был в Иерусалимском храме и там к нему обратился грек, который утверждал, что его специально откармливают для последующего убийства и съедения. Еврейский историк Иосиф Флавий высмеял это сочинение, указав, что в Иудаизме нет человеческих жертвоприношений и что в описываемой части храма язычника-грека быть просто не могло[5]. Тем не менее, сочинение Апиона получило широкое распространение и впоследствии стало основой для появления кровавого навета[6].
Для образованного язычника тех времён не было никакой разницы между евреями и христианами. Даже когда их начали различать, против христиан стали выдвигать точно такие же обвинения, как и против евреев. Христианскую церковь и христиан вообще обвиняли в ненависти ко всему роду человеческому, в совершении отвратительных ритуалов. Христиане, утверждали их противники, предаются всяческому разврату и кровосмесительству, почитают голову осла, практикуют ритуальные убийства. Именно в этом язычники ранее обвиняли евреев.
Погромы и гонения
Рассказывают, что когда Марк Аврелий на пути в Египет проезжал через Палестину, то, испытывая отвращение к вонючим и нередко производившим смуты иудеям, скорбно воскликнул: «О маркоманны, о квады, о сарматы! Наконец я нашел людей хуже вас».
Обвинения египетских жрецов не привели к каким-либо практическим последствиям. Напротив, известно, что в царствование Птолемея II Филадельфа и Птолемея III Эвергета число евреев в Александрии значительно выросло.
Этот процесс был прерван в царствование Антиоха IV Епифана (175—164 гг. до н. э.). В 169 г. Антиох вторгся в Иерусалим, разорив и осквернив Храм, который по его приказу был превращён в святилище Зевса Олимпийского. Это вызвало восстание евреев под предводительством Иуды Маккавея.
В 38 г. н. э. в Александрии произошёл еврейский погром, который был вызван стремлением греков не допустить получения евреями гражданских прав. Историки отмечают опору погромщиков на антисемитскую идеологию[7][8]. Префект Египта Авл Авилий Флакк в ответ на жалобу еврейской общины запретил праздновать субботу и постановил ограничить место жительства евреев в городе, в результате чего многие евреи были выселены из своих домов, а сами дома разграблены[9] Свидетель погрома Филон Александрийский писал:[10]
Не в силах более терпеть нужду одни пошли (против обыкновения) к друзьям и родственникам, прося на жизнь, другие, чей благородный дух чурался попрошайничества как рабьей доли, недостойной свободного человека, решились, несчастные, пойти на рынок, чтобы достать еды себе и домашним. А попав в руки черни, тотчас бывали они убиты, и трупы их тащили через весь город, топча и превращая в месиво, так что и предать земле было бы нечего.— Филон Александрийский. Против Флакка
Выступления местного населения против евреев в I в. до н. э. — I в. н. э. вспыхивали также на острове Родос, в Риме, Сирии и Палестине. Особенно сильными противоречия были в восточной части Римской империи, где греческое население часто громило еврейские кварталы и убивало евреев. Например, во время волнений в Дамаске в течение нескольких часов, по свидетельству Иосифа Флавия, было перебито 10 тысяч евреев[9].
В Риме враждебное отношение к иудеям началось с воцарения императора Тиберия. В 19 году иудейская религия была запрещена, а 4000 евреев были сданы в солдаты и отправлены на Сардинию с оговоркой, что если они погибнут в борьбе с разбойниками, то государство ничего не потеряет. В дальнейшем евреи были изгнаны из Рима при императоре Клавдии в 50 году, а преследование христиан во времена Нерона, по мнению историка Тюменева, связано было лишь с тем, что эта малочисленная на тот момент секта состояла из выходцев из Иудеи, а на религиозные отличия римляне внимания не обращали[11][12].
Массовые депортации евреев из Палестины проводились римлянами в 70-е и 130-е годы н. э. после Иудейских войн и восстания Бар-Кохбы[13]. После разрушения Иерусалима евреям под угрозой смерти было запрещено приближаться к городу[14]. Кроме того, император Адриан ввёл запреты на религиозное обучение и исполнение обрядов, включая празднование субботы[15].
Причины древнего антисемитизма
Профессор Соломон Лурье пишет, что исходя из повсеместного распространения антисемитизма он «возник не вследствие каких-либо временных или случайных причин, а вследствие тех или иных свойств, постоянно соприсущих еврейскому народу».
Анализируя причины появления антисемитизма везде, где поселялись евреи, он отмечает существование двух равно неприемлемых для науки позиций: что евреи были много хуже иных народов и что евреи были много лучше иных народов[16].
Представляющий первую группу римский историк Тацит писал[17]:
(V, 4) Иудеи считают богопротивным то, что для нас священно, и, наоборот, то, что у нас запрещено, ибо безнравственно и преступно, у них разрешается. … (V, 5) …иудеи охотно помогают друг другу, зато ко всем прочим смертным враждебны и ненавидят их. Ни с кем не делят они ни пищу, ни ложе, избегают чужих женщин, хотя преданы разврату до крайности и со своими творят любые непотребства; они и обрезание ввели, чтобы отличать своих от всех прочих. … При всем том иудеи весьма заботятся о росте своего народа — убийство детей, родившихся после смерти отца, считают преступлением— Тацит. История
Во второй группе кроме собственно еврейских авторов Лурье отмечает учёных-христиан, полагающих иудаизм важной предтечей христианства, поднявшийся выше окружающих его язычников. В качестве примера Лурье приводит цитаты Жозефа Ренана[18] и Михаэля Фридлендера[19], пишущих об особой нравственной миссии еврейского народа и его историческом предназначении.
Лурье опровергает эти мнения и выдвигает следующий тезис[16]. В древнем мире было принято, что покорённый завоевателем народ признавал себя гражданами второго сорта по отношению к гражданам метрополии, стремился походить на полноценных граждан и признавал богов своих завоевателей. Восставая против обид и притеснений малочисленные нации истреблялись поработителями, либо полностью ассимилировались.
Евреи же вели себя принципиально иначе. Своеобразное положение положение Палестины в качестве поля битвы между соседними государствами, по мнению Лурье,
...дало возможность развиться у евреев сильному национальному чувству, не связанному не только с политическим могуществом, но и с политической независимостью — явление единичное и не имеющее аналогий в древнем мире
Евреи, в отличие от других народов, сохранили свое национальное самосознание и свои национальные обычаи. Евреи полагали себя национально-государственным целым без собственного государства с религиозным центром в Палестине. При этом ассимиляция подвергалась жёсткому общественному неодобрению.
Такая позиция и вызывала у народов, среди которых жили евреи, ненависть к ним. Даже занимая высокое общественное положение евреи продолжали подчёркивать свою «особость» и нежелание принимать местные культурные ценности и обычаи. Это и становилось по мнению Лурье, причиной появления антисемитизма везде, где вне Палестины селились евреи.
Значение
Наиболее известным из античных антисемитских мифов, дожившим до наших дней, является кровавый навет — обвинение в употреблении крови в ритуальных целях. Это обвинение, трансформированное из сочинения Апиона, было популярно среди христиан в Средневековье.
Примечания
- ↑ Так, Бецалель Бар-Кохба (англ. Bezalel Bar-Kochba) в предисловии к монографии The Image of the Jews in Greek literature. The Hellenistic period. (University of California Press, 2010. 623 p. ISBN 9780520253360) предупреждает, что будет использовать термин «антисемитизм» исключительно в кавычках, хотя и указывает, что попытки заменить термин на что-то другое также проблематичны
- ↑ Например, Эдвард Фланнери (англ.) («The Anguish of the Jews»), Леон Поляков («История антисемитизма»), Аркадий Ковельман («Александрийский погром»)
- ↑ 3,0 3,1 Введение в историю антисемитизма
- ↑ Kaufmann Kohler.fckLR APION (англ.). Jewish Encyclopedia. Проверено 13 сентября 2011.
- ↑ Иосиф Флавий, Против Апиона. 2:89-102
- ↑ Кардаш А. После Бейлиса. Окна (20 ноября 2003). Проверено 24 июля 2011.
- ↑ Статья «Александрия» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ А. Ковельман. Александрийский погром
- ↑ 9,0 9,1 Тюменев, 1922, с. 208-209
- ↑ Филон Александрийский. Против Флакка. РХГА. Проверено 13 сентября 2011.
- ↑ Статья «Изгнания» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Тюменев, 1922, с. 211-212
- ↑ Крылов А. В. Глава VII. Национальные религии. § 8. Иудаизм // Основы религиоведения / под ред. И. Н. Яблокова. — М.: Высшая школа, 1994. — 368 с. — ISBN 5-06-002849-6
- ↑ Свенцицкая И. С. Становление епископальной церкви // Раннее христианство: страницы истории. — М.: Политиздат, 1988. — С. 124.
- ↑ Дубнов С. М. Часть II. Глава VII. От разрушения Иерусалима до восстания Бар-Кохбы (70-138 гг.) // Краткая история евреев. — 2. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 572 с. — ISBN 5-222-03451-8
- ↑ 16,0 16,1 Лурье, 2009
- ↑ Тацит. История. V. 4-5, пер. Г. С. Кнабе (Тацит. Сочинения в 2 т. СПб.: Наука, 1993. С. 549, ISBN 5-02-028170-0)
- ↑ Revue de deux Mondes, 1890, p. 801
- ↑ «Das Judentum in der vorchristlichen griechischen Welt» (Wien und Leipzig, 1897)
Литература
- Поляков Л. История антисемитизма. т. 1 Эпоха веры: Перевод с французского. Москва:Лехаим;Иерусалим:Гешарим, 1997. 427 с ISBN 5-7287-0099-3 (Арт-Бизнес-Центр). ISBN 5-88711-014-7.
- Лурье С. Я. Антисемитизм в древнем мире. Попытки объяснения его в науке и его причины. — Иерусалим: 2009.
- Тюменев А. И. Евреи в древности и в Средние века. — Петербург: Госиздат, 1922. — 400 с.
|
|
---|---|
Основные темы | История · Хронология · Преследование евреев · Новый антисемитизм |
Антисемитизм и... | Антиглобализм · Арабы · Христианство · Ислам · Нация Ислама · ООН |
Дополнительные темы | Еврейские беженцы · Филосемитизм · Антисионизм · Еврей ненавидящий себя · Национал-социалистическая пропаганда · Усташи · Жидобольшевизм · Сионистское оккупационное правительство · Жидомасонский заговор |
Религиозный антисемитизм | Антииудаизм · Мартин Лютер · Испанская инквизиция · Португальская инквизиция · Кровавое проклятие · Кровавый навет · Осквернение хозяина · Judensau |
Антисемитские законы, политика, и действия правительства |
Гетто за партами · Погром · Временные правила · Политический кризис в Польше (1968) · Лео Франк · Дело Дрейфуса · Фархуд · Генеральный приказ № 11 (США, 1862) · Фальсификация истории · Третий рейх и холокост · Расовая политика нацистской Германии · Отрицание холокоста |
Антисемитские сочинения | Протоколы сионских мудрецов · Моя борьба |
Антисемитские сайты | Jew Watch · Радио Ислам · Институт пересмотра истории · Библия верующих · Stormfront.org |
Организации борющиеся против антисемитизма |
Центр Симона Визенталя · Антидиффамационная лига · Институт Стивена Рота · Bay Area Holocaust Oral History Project · Ученые за мир на Ближнем Востоке · Ближне-восточный медиа научно-исследовательский институт · Лига защиты евреев · Яд ва-Шем |