Прицак, Омельян Иосифович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Политические взгляды)
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 11: Строка 11:
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
}} {{Полуфабрикат}}
+
}}  
-
<!-- [[Файл:Пріцак_Омелян_Йосипович.jpg‎|450px|right|thumb|Омельян Иосифович Прицак (1919-2006)]]
+
-
-->
+
{{Персона
{{Персона
| имя            = О. И. Прицак
| имя            = О. И. Прицак
Строка 54: Строка 52:
Языковые исследования Прицака подвергаются критике другими учёными за произвольные переходы от одного языка к другому при анализе одного и того же текста.<ref>Эрдаль Марсель. Хазарский язык. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005; стр. 126-136</ref>
Языковые исследования Прицака подвергаются критике другими учёными за произвольные переходы от одного языка к другому при анализе одного и того же текста.<ref>Эрдаль Марсель. Хазарский язык. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005; стр. 126-136</ref>
 +
 +
== Политические взгляды ==
 +
Прицак был политически консервативным и в юности в Восточной Галиции под Польской Республики, и затем и во времена холодной войны. Он был сторонником консервативной "гетманщины" или монархического движения среди украинцев. Это привело его к критике политического радикализма Грушевского и исторических популизма, хотя, по иронии судьбы, он утверждал, что историческая «школа» Грушевского продолжалась в Гарварде.
 +
 +
Также во время холодной войны Прицак стал известен в ''движении украинско-еврейского примирения''.
== Основные труды ==
== Основные труды ==

Текущая версия на 11:33, 23 августа 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Л.Гроервейдл
О. И. Прицак
Омелян Пріцак
Портрет
историк
Дата рождения:

7 апреля 1919(1919-04-07)

Место рождения:

Лука, Украина

Дата смерти:

29 мая 2006(2006-05-29) (87 лет)

Место смерти:

Бостон, США

Омелья́н Ио́сифович Прица́к (укр. Омелян Йосипович Пріцак ) — (7 апреля 1919, Лука, Самборского р-на Львовской обл., Украина — 29 мая 2006, Бостон, шт. Массачусетс, США) — историк-востоковед, профессор-эмеритус Гарвардского университета, основатель и первый директор (1973—1989) Гарвардского института украинистики (англ. Harvard Ukrainian Research Institute), заграничный член Национальной Академии Наук Украины, основатель, первый директор (1991—1998) и почетный директор Института востоковедения им. А. Крымского НАН Украины.

Закончил исторический факультет Львовского университета в 1940 году. В 1940—1941 гг. работал в должности младшего научного сотрудника Львовского отделения Института Истории Украины и учился в аспиантуре Иститута языкознания АН УССР.

В 1943-1949 гг. преподавал в университетах Германии. Затем переехал в США.

Область научных исследований: ранний период Киевской Руси, изучение восточных источников, касающихся её истории. Кроме того, его работы касались истории хазар, печенегов, кипчаков. Продолжатель традиции украинской национальной школы М. Грушевского. Ученик А. Крымского.

Крупнейший труд О. И. Прицака — 5-томное «Происхождение Руси» (укр. «Походження Русі», англ. «The Origin of Rus»), первый том которого увидел свет в 1981 году на английском языке. Истоки Киевской Руси интерпретированы с норманнских позиций. Также широко известна его совместная с Н. Голбом монография, посвященная исследованию «Киевского письма», где он отстаивал мнение, что основателями Киева являлись хазары.

Его исследовательский метод отличала историческая и филологическая эрудированность в сочетании со склонностью к смелым выводам, многие из которых не совпадали с общепринятыми взглядами.

Содержание

Хазароведческие работы О. Прицака

В 1978 году вышла статья Прицака об обращении хазар в иудаизм.[1] Он предположил происхождение правящего хазарского дома от западнотюркского правящего клана Ашина, и что основные кланы будущего государства пришли из Западнотюркского каганата.

Он считает, что между 799 и 833 гг. бек стал реальным соправителем государства. В тот же период бек принял иудаизм (по данным аль-Масуди). После восстания кабаров и гражданской войны каганы потеряли свою власть и также приняли иудаизм.

По мнению Прицака, важную роль в обращении правящей верхушки хазар в иудаизм сыграли раданиты.

Все эти тезисы нуждаются в подтверждении письменными или материальными фактами.

В 1982 г. Прицак в соавторстве Н. Голбом выпустил книгу "Хазарско-еврейские документы X века" (Khazarian Hebrew documents of the tenth century. (with Golb, Norman Ithaca: Cornell University Press, 1982). В ней приведено новое убедительное доказательство еврейско-хазарской переписки. Прицак пересмотрел и переиздал "Письмо неизвестного хазарского еврея" (т.н. "Письмо Шехтера") из Каирской генизы.

Там же было опубликовано письмо хазарской еврейской общины Киева, обнаруженное Прицаком в 1962 году в кембриджской коллекции Каирской генизы. Имена людей, подписавших письмо - нееврейские. Следовательно, они, скорее всего, были прозелитами.

Кроме того, письмо содержит надпись тюркскими рунами. Прицак предпринял дешифровку надписи и получил результат, что писавший её (хазар) говорил на огурском языке. Прицак также выдвинул предположение, что топоним "Киев" происходит от имени хазарского клана Куйа.

Эти идеи не приняты мировой наукой и подвергаются критике. Тем не менее в процессе их оспаривания накапливается полезная информация.[2]

Языковые исследования Прицака подвергаются критике другими учёными за произвольные переходы от одного языка к другому при анализе одного и того же текста.[3]

Политические взгляды

Прицак был политически консервативным и в юности в Восточной Галиции под Польской Республики, и затем и во времена холодной войны. Он был сторонником консервативной "гетманщины" или монархического движения среди украинцев. Это привело его к критике политического радикализма Грушевского и исторических популизма, хотя, по иронии судьбы, он утверждал, что историческая «школа» Грушевского продолжалась в Гарварде.

Также во время холодной войны Прицак стал известен в движении украинско-еврейского примирения.

Основные труды

  • The origins of the Old Rus' weights and monetary systems: Two studies in Western Eurasian metrology and numismatics in the seventh to eleventh centuries. Cambridge, Mass.: Distributed by Harvard University Press for the Harvard Ukrainian Research Institute, 1998.
  • From Kievan Rus' to modern Ukraine: Formation of the Ukrainian nation (with Mykhailo Hrushevski and John Stephen Reshetar). Cambridge, Mass.: Ukrainian Studies Fund, Harvard University, 1984.
  • Khazarian Hebrew documents of the tenth century. (with Golb, Norman) Ithaca: Cornell University Press, 1982.
  • "The Polovcians and Rus'" (Journal Article in Archivum Eurasiae medii aevi), 1982.
  • The origin of Rus'. Cambridge, Mass.: Distributed by Harvard University Press for the Harvard Ukrainian Research Institute, 1981.
  • Studies in medieval Eurasian history London: Variorum Reprints, 1981.
  • On the writing of history in Kievan Rus. Cambridge, Mass.: Ukrainian Studies Fund, Harvard University, 1980.
  • The Khazar Kingdom's Conversion to Judaism. (Journal Article in Harvard Ukrainian studies, 1978)
  • The Pechenegs: A Case of Social and Economic Transformation (Journal Article in Archivum Eurasiae medii aevi), 1975
  • Two Migratory Movements in the Eurasian Steppe in the 9th-11th Centuries. (Conference Paper in Proceedings : Proceedings of the 26th International Congress of Orientalists, New Delhi 1964, Vol. 2)
  • The Decline of the Empire of the Oghuz Yabghu (Journal Article in Annals of the Ukrainian Academy of Arts and Sciences in the United States), 1952.
  • Пріцак, Омелян. Походження Русі. Стародавні скандинавські джерела (крім ісландських саг). – Т.І. – К.: Обереги, 1997. – 1080 с.
  • Пріцак, Омелян Походження Русі. Стародавні скандинавські саги і Стара Скандинавія. – Т. II. - К.: Обереги, 2003 – 1304 с.

Источники

из украинского раздела Википедии]]

  • Голден Питер. Достижения и перспективы хазарских исследований. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005

Примечания

  1. O. Pritsak/ The Khazar Kingdom's Conversion to Judaism // Harvard Ukrainian Studies. II. 1978. P. 261-281
  2. Голден Питер. Достижения и перспективы хазарских исследований. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005
  3. Эрдаль Марсель. Хазарский язык. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005; стр. 126-136


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация