Евреи Биляд-эль-Судан

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Литература)
Строка 11: Строка 11:
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
}}  {{Начало_работы}}
+
}}
[[Image:SONGHAI empire map.PNG|thumb|right|300px|Сонгайская империя в 1500 году]]
[[Image:SONGHAI empire map.PNG|thumb|right|300px|Сонгайская империя в 1500 году]]

Версия 14:46, 22 августа 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 20.08.2011


Файл:SONGHAI empire map.PNG
Сонгайская империя в 1500 году

Евреи Билад аль-Судан (иврит אַהַל יַהוּדּ בִּלַדּ אַל סוּדָּן название на иудейско-арабском языке) еврейских общин Западной Африки, которые были связаны с известными еврейскими общинами Ближнего Востока, Северной Африки или Испании и Португалии.

Различные исторические записи свидетельствуют о их присутствии в некоторое время в Гане, Мали и империи Сонгаи, которая тогда называлась Биляд ас-Судан (по-арабски Земля чёрных. Евреев из Испании, Португалии и Марокко и в последующие годы также сформировали общины у берегов Сенегала и на островах Кабо-Верде. После подъёма ислама в Северной и Западной Африке эти общины прекратили своё существование и с тех пор исчезли из-за эмиграции и ассимиляции.

Содержание

Древняя история

По мнению большинства историков, самые ранние еврейские поселения в Африке были в таких местах, как Египет, Тунис и Марокко. Евреи поселились около Верхнего Нила в Элефантине в Египте. Эти общины были увеличены на последующее прибытие евреев после разрушения Второго Храма в Иерусалиме в 70 г. н.э., когда 30 тысяч еврейских рабов были расселены вокруг Карфагена римским императором Титом.

Африка упоминается в различных еврейских источниках в связи с Тарсисом и Офиром.[1] Септуагинта [2] и Иероним[3], который учился у евреев, и очень часто арамейский Таргум в Невиим отождествляет библейский Фарсис с Карфагеном, который был родиной ряда раввинов, упомянутых в Талмуде. Африке, в более широком смысле, четко указана как место, куда отправились Десять потерянных колен, будучи изгнаны ассирийцами.[4] С этим связана идея, что река Самбатион находится в Африке. Арабы, которые также знают легенду Бени Муса ("Сынов Моисея"), согласны с евреями в помещении этой земли в Африке.

Еще в римские времена марокканские евреи начали путешествовать внутри страны, чтобы торговать с группами берберов, большинство из которых были кочевниками, жившими в отдаленных районах Атласских гор. Евреи жили бок о бок с берберами, поддерживая и экономические, и культурные связи, а некоторые берберы даже начали практиковать иудаизм. С другой стороны, берберских духовно преобразовали еврейский ритуал, расцветив его с верой в силу демонов и святых.

Раннее средневековье

Когда мусульмане охватила север Африки, евреи и берберы бросил вызов их вместе. Через горы Атлас, легендарная королева Kahina главе племени берберов седьмого века, евреев и других североафриканских этнических групп в бою против вторгающихся исламских воинов.

В X-м веке, когда социальные и политические условия в Багдаде становились все более враждебны к евреям, многие еврейские торговцы ушли оттуда в Магриб, в частности, в Тунис. В течение следующих двух-трёх веков они стали особой социальной группой купцов, известной по всему Средиземноморью как Магреби, передавая это название от отца к сыну.

Согласно записям, например Тарик аль-Судан, первое зарегистрированное еврейское присутствие, возможно, появились в Западной Африке с приходом первого правителя - Зувы и его брата в город Коукия, расположенный недалеко от реки Нигер. Он был известен только как Зува Алайман (что означает «Пришедший из Йемена"). Некоторые местные легенды говорят, что Зува Алайман был членом одной из еврейских общин, которые были высланы из Йемена эфиопами или добровольно переехали в VI веке н.э. после поражения Зу Нуваса. В Тарик аль-Судан, говорится, что было 14 правителей - Зува из династии Кукийа после Зувы Алаймана до проникновения ислама в регион.[5]

Торговля и создание общин

В VIII-ом веке раданиты, группы многоязычных еврейских торговцев, которые ходили по всему известному миру на суше и на море, включая пересечение Сахары. В IX еврейские купцы поселились в Тимбукту и его окрестностях (современная республика Мали).[6]

Кроме того, рукопись Тарик аль-фаттах описывает общину под названием Бани Исраеель, которая в 1402 году существовала в Тирдиме, владела 333 колодцами, и имела семь князей:

  • Джабрут бин-Хашима
  • Тоэльйаман бин-Абдель Хаким
  • Зеор бин-Салам
  • Абдель-Латиф бин-Солайман
  • Малик бин-Айюб
  • Фадиль бин-Мзар
  • Шалеб бин-Юсеф

Там написано также, что они имели армию из 1500 человек.[7]

Другие источники утверждают, что другие еврейские общины в регионе были образованы эмиграцией из Марокко, Египта и Португалии. Когда шотландский исследователь Мунго Парк путешествовал по Западной Африке в конце XVIII века, он был проинформирован арабами, встреченными возле Уалаты, что было много говорящих на арабском языке евреев в Тимбукту, чьи молитвы были похожи на молитвы мавров.[8]

Некоторые общины, как говорят, состояли из берберских евреев, как группа Кал Тамашек, известных как Иддао Исхаак, которая приехала из Северной Африки в Западную Африку для торговли, а также лиц, бежавших от исламского вторжения в Северную Африку.[9]

Тимбукту

В XIV веке многие мавры и евреи, спасавшиеся от преследования в Испании, мигрировали на юг в район Тимбукту - в то время часть империи Сонгаи. Среди них была семья Кехат (Ka'ти), потомки Исмаэля Ян Кот Аль-Яhуди из Щеиды, Марокко. Члены этой известной семьи основали три деревни, которые все еще существуют около Тимбукту - Киршамба, Хайбомо и Конгоугара.

Изгнание в 1492 году и его последствия

В 1492 году Аския Мохаммад I пришел к власти в ранее толерантной области Тимбукту и постановил, что евреи должны принять ислам или уйти. Иудаизм стал незаконным в Мали, как это было в католической Испании в том же году. Это было сделано по совету Мухаммада аль-Магили.

"В Гаруре было несколько очень богатых евреев. Вмешательство проповедника (Мухаммид аль-Maгили) из Тлемсена привело к разграблению их товаров, и большинство из них были убиты населением. Это событие произошло в том же году, когда евреи были изгнаны из Испании и Сицилии Католическим королём". Лев Африканский, XVI век.[10]

"Этот король (Тимбукту) - непримиримый враг иудеев. Он не желает, чтобы хотя бы один из них жил в его городе. Если он услышит, какой-либо из барбарийских купцов водит с ними знакомство или ведёт торговлю, то конфискует его имущество". Лев Африканский, XVI век.[11]

Раввин Мордехай Аби Серур и последняя община Тимбукту

Файл:House Synagogue Rabbi Serour.jpg
Бывший дом в Тимбукту и синагога раввина Мордехая Аби Серура, фото примерно 1870-х - 1880-х годов.

Раввин Мордехай Аби Серур вместе со своим братом Ицхаком приехал из Марокко в 1859 году, чтобы стать купцом в Тимбукту. Во время смелого предприятия раввина Серура прямые торговые связи с внутренними районами Западной Африки (тогда известными как Судан) были монополизированы мусульманскими купцами. Немусульмане были лишены возможности участия в этой торговле, потому арабские торговцы были полны решимости предотвратить посягательства на их прибыльный бизнес.[12]

Как человек с космополитическим опытом, он хорошо подходил для работы торговца в то время в том месте. Он был умным, проницательным, чётко говорящим, дерзким, а самое главное - он знал кораническое право так же хорошо, как самые ученые мусульмане.[13] На протяжении своего путешествия в Тимбукту раввин Серур предпочитал иметь большую часть своих товаров, перемещаемых через Сахару на беджауи. Это слово обозначает одного или небольшую группу верблюдов, которые несли путешественников, иногда без товара или багажа, и сопровождались коренными проводниками.[14]

Файл:Berber Trade with Timbuktu 1300s.jpg
Караван приближается к Тимбукту в 1853 (из Путешествия и открытия в Северной и Центральной Африке профессора Генриха Барта, том 4, Лондон 1858)

Как еврей, он не мог создать свой торговый бизнес, поэтому он обратился к региональному правителю, которым в то время был Фулани Эмир, и договорился о статусе зимми для себя и своих людей. В период с 1860 по 1862 г. раввин Серур и его брат Ицхак смогли добиться успеха, и они стали хорошо известны в области. Заработав небольшое состояние, раввин Серур вернулся в Марокко в 1863 году.[15] Он дал отцу крупную сумму денег и уговорил других своих братьев присоединиться к нему во время следующего предприятия в Тимбукту. В 1864 году еврейская колония в Тимбукту имела основания радоваться, так как к концу года там жили одиннадцать взрослых мужчин-евреев. Это означало, что они могли собрать миньян и создать синагогу. Это были:[16][17]

  • Раввин Мордехай Аби Серур
  • братья Мордехая Эсав, Авраhам и Ицхак
  • сыновья Эсава Аhарон и Давид
  • сын Аhарона Ицхак
  • Муса (сводный брат Мордехая)
  • сын Мусы Давид
  • Раввин Рафаэль
  • Шимон Бен-Яаков

Появление записей на арабском языке из Тимбукту

Записи о еврейской истории Мали всё еще можно найти в библиотеке "Kaти Андалуси" (Kati Andalusi). Исмаэль Диадие Хайдара, историк из Тимбукту, владеет старыми текстами на арабском и иврите из исторических записей города.[18] Кроме того, он исследовал своё собственное прошлое и обнаружил, что он произошел от семьи марокканских еврейских торговцев Абана. Когда он расспросил старейшин в деревнях из его родственников, он обнаружил, что знания о еврейской идентичности семьи были сохранены в тайне, опасаясь преследований.

В последнее время вышла на свет личная библиотека первого Махмуда Кати, которая была сохранена его потомками и пополнялась по крайней мере с середины XVII века. Это удивительнjt "открытие" было сделано молодым малийским историком Исмаэлем Диадие Хайдара, членом клана Кати и автором нескольких книг, в том числе "L'Espagne musulmane et l'Afrique subsaharienne (Испанские мусульмане в Африке к югу от Сахары)" (1997), и "Les Juifs de Tombouctou (Евреи Тибукту)" (1999). Библиотека в настоящее время находится во владении двух ветвей клана Кати в селе Киршамба примерно в 160 километрахх к западу от Тимбукту. Более 1700 из примерно 2000 рукописей в библиотеке были рассмотрены и оценены Абдул Кадером Хайдара, живущим в Тимбукту экспертом по арабским рукописям и хранителем Мемориальной библиотеки "Мамма Хайдара", в настоящее время восстановленной за счет гранта Фонда Меллона.[19]

Торговые документы упоминают три семьи, в частности: семья Кехат (Ka'ти), которая пришла с юга Марокко и обратилась в ислам вмесе с остальной частью населения в 1492 году, семья Коэн происходит от марокканского еврейского купца аль-Хаджа Абд аль-Салама аль Kухина, который прибыл в район Тимбукту в XVIII веке; и семья Абана, которая прибыла в первой половине XIX века.[20]

Исмаэль Диадие Хайдара в 1993 году Хайдара создал "Захор" (Ассоциация дружбы с еврейским миром Тимбукту) как неформальное объединение малийских потомков евреев. Члены "Захор" надеються научить своих детей знаниям о своем еврейском наследии, изучать и использовать иврит как второй язык и опубликовать историю их происхождения. Только в Тимбукту есть почти тысяча тех потомков евреев, которые заинтересовались изучением их принадлежности.[21]

Евреи Сахары

Основные статьи: Даггатуны, Марокко

В статье Ричарда Готтели "DAGGATUN" в Еврейской Энциклопедии 1911-1912 годов, отражавшей ситуацию на конец XIX века, написано следующее.

Представляется, что есть мало сомнений в том, что значительная примесь еврейской крови у берберов, живущих в марокканской и алжирской Сахаре. На самом деле, эти берберы, как говорят, были в свое время евреями;[22] по другой традиции, они являются потомками филистимлян, изгнанных из Ханаана.[23]

Наличие большого числа евреев в этой части Африки подтверждено, не только многими священными местами и святынями, имеющими библейские имена, которые являются святыми и для магометане, и для евреев, но и наличием здесь большого числа еврейских саг, которые Бассет собрал в работе, приведенной выше. Л. Рюин говорит:[24] "Некоторые берберские племена были в течение длительного времени евреями по религии, особенно в городе Амес, и сегодня, даже, мы видим, среди ханенша из Сукахраса (Алжир) полукочевые колена Израилевы, целиком посвященные сельскому хозяйству".[25]

Кроме того, можно заметить, что евреи должны быть найдены в берберском племени "kṣurs" на всем протяжении южного Марокко и в соседних районах Сахары. Так, в Оутате около Тафилета есть род из примерно 500 евреев;[26] и в Фигуиге род из 100 евреев.[27]. Переходя далее к югу от Тафилета к Туату, есть большая община евреев в оазисе Альхамада, и в Тементите, в двух неделях пути из Тафилета, 6000 или 8000 жителей, как говорят, потомки евреев, принявших ислам.[28] Даже далеко на западе, в провинции Сус, есть Огулмин с 3000 жителей, из которых 100, как говорят, евреи.[29]

Файл:Rabbi Mordechai 1870s.jpg
Рабби Мордехай Аби Сарур (фото примерно 1870-х - 1880-х гг). Последний раввин Тимбукту.

Даггатуны (чьё название, возможно, происходит от арабского "tughatun" = неверные) были кочевым племенем еврейского происхождения, жившим в окрестности Таментита, в оазисе Туат в марокканской Сахаре. Рассказ о даггатунах впервые было опубликован рабби Мордехаем Аби Саруром из Акки (Марокко), который в 1857 году путешествовал по Сахаре в Тимбукту, и его отчет о путешествиях был опубликован в "Вестнике географического общества".[30][31]

По словам рабби Мордехая, даггатуны жили в палатках и напоминали берберов-туарегов, среди которых они жили, языком, религией и основными обычаями. У них более светлый цвет лица, чем обычно у африканских евреев, и они еще помнят своё происхождение. Они подчиняются туарегам, которые не роднятся с ними.

Отрезанные от какой-либо связи со своими собратьями, эти евреи в пустыне Сахара постепенно утратили еврейские традиции и стали номинально мусульманами.

Другая группа "арабов", прибывших в Аджадж, должны быть отождествлены с мехагра, упомянутыми Эрвином де Бари[32] ("Гат и др. ле туарегов де l'Ain", стр. 181), среди которых, говорят, по-прежнему живёт немного евреев.

В.Дж. Горовиц[33] также говорит о многих свободных племенах в пустынных районах, которые иудеи по происхождению, но которые постепенно отбросили еврейские обычаи и, видимо, приняли ислам. Среди этих племен, говорит он, даггатуны, насчитывающие несколько тысяч и разбросанные по нескольким оазисам в Сахаре, даже до реки Диалива или Нигер. Он говорит также, что они очень воинственны и в постоянном конфликте с туарегами. По словам Горовица, мехагра, упомянутых выше, также нужно считать одним из этих еврейских племен. Горовиц никогда не был в Африке, но полагались в основном на слухи в европейской еврейской общине.

Кабо-Верде (Острова Зелёного мыса), Сан-Томе и Принсипи

В 1496 году тысячи евреев из Португалии бежали или были сосланы на острова Зелёного мыса, Сан-Томе и Принсипи. Число изгнанных в это время были настолько велико, что термин "португалец" почти всегда обозначал тех, кто еврейского происхождения. Оставшиеся в Португалии были насильственно крещены или даже казнены.

Кабо-Верде

"Памятник на могиле чистого и праведного человека, который направил себя идти по пути чистоты, скромности и добродетели. Он, по его пожертвование, существует. Всеми средствами он добивался справедливости. Он оказывал всю поддержку группе Погребального братства. Мудрый и почтенный господин Мордехай Аудаи, который отправился в покой свой во второй день месяца Тевет 5761 года Творения. Пусть душа его будет прикреплена к жизни". - Перевод с иврита надписи на надгробной плите в Кабо-Верде.

С 1460-х годов португальцы обнаружили архипелаг из четырнадцати островов в 450 километрах от побережья Западной Африки. Они использовали их как заправочную станцию ​​для исследователей на их пути покорять Новый Свет, и остановочный терминал для работорговцев, где они также могли запастись (едой и водой) и "распорядиться" слабымм или нежелательными рабами, и как форпост для евреев, которых инквизиция вынудила перейти в католичество под угрозой смерти.

Когда евреи прибыли на архипелаг, португальские жители поселили их в гетто в столице Кабо-Верде, Рибиера Гранде. Новые христиане в Кабо-Верде практиковали христианство, как другие португальцы, хотя другие жители Кабо-Верде, завидуя их экономическому статусу, постоянно угрожали разоблачить их как евреев. Эти новые христиане работали в качестве торговцев, а в некоторых случаях работорговцев, скрывая свой иудаизм поколениями до конца 1700-х годов. К тому времени, однако, большинство новых христиан прекратили практиковать иудаизм в любой форме.

С началом ввоза в Америку африканских рабов еврейские торговцы, поселившиеся после изгнания с Иберийского полуострова в Сале (Марокко) и Цфате, начали активно торговать на основных африканских невольничьих рынках на Гвинейском побережье, на островах Зеленого Мыса, Сент-Томе и в Анголе, поскольку эти районы находились под португальской властью. Среди первых марранских семейств, участвовавших в работорговле с 1540 г., были Хорхе. После банкротства семьи в 1567 г. их место заняли севильские марраны Франсиско Нуньес де Бехар и его сын Антонио Нуньес Кальдейра.[34]

В начале XIX века евреи поселились в Санту Антау, где есть еще следы их прихода в названии деревни Синагога, расположенной на северном побережье между Рибериа Гранде и Жанела, и в еврейском кладбище в городе Понта да Соль. Фамилии Кон (священник) и Ванон занимают видное место в Санто-Антау. Другие еврейские поселенцы, таких как семья Бен Олиэль поселились в Боа Виста, торговали солью, шкурами и рабами. Фамилии еврейского происхождения можно найти среди жителей острова. Такие имена могут включать в себя Аудай, Бенрос, Бен Давид, Кон, ДаГама и Серуйа.

Когда работорговля стала незаконной в начале 1800-х, острова Кабо-Верде стали местом для пароходов, идущих в Америку и из неё для погрузки и разгрузки угля.

Заключительная глава еврейской истории на островах Зелёного Мыса состоялась в 1850-х годах, когда прибыли марокканские евреи, особенно в Боа Виста и Майо.[35] Евреи пришли в Кабо-Верде из Марокко как в поисках заработка в угольном деле, так и уходя от статуса граждан второго сорта в исламской Северной Африке. Небольшие марокканские еврейские общины были созданы на Кабо-Верде, в первую очередь на островах Сантьяго, Сан-Винсенте и Санто Антау, и процветали там в течение почти столетия, пока многие из них не уехали в государство Израиль во второй половине 20-го века.[36]

Сан-Томе и Принсипи

Король Мануэль депортировал почти 2000 детей в возрасте от двух до десяти лет на острова Сан-Томе и Принсипи. Только 600 были живы через год.

Некоторые из оставшихся в живых еврейских детей сохранили некое подобие религии своих родителей. В начале 1600-х годов местный епископ отметил с отвращением, что на острове всё еще соблюдаются еврейские традиции, и вернулся в Португалию из-за потрясения и обиды этим фактом.

Соблюдающие еврейскую традицию убавились в XVIII веке, но в XIX и XX веках некоторые еврейские торговцы прибыли на острова и создали новую маленькую общину.

Сегодня нет никаких известных практикующих евреев на островах. Но есть потомки тех детей, чья кожа немного светлее, чем у их соседей, которые выразили заинтересованность в получении дополнительной информации об обычаях своих предков.[37]

См. также

Источники и ссылки

Литература

  • "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979
  • Wars of the Jews: A Military History from Biblical to Modern Times, Hipporcrene Books, New York, 1990, by Monroe Rosenthal and Isaac Mozeson
  • Jewish Communities in Exotic Places, Jason Aronson Inc., Jerusalem, by Ken Blady
  • Jews In Africa: Ancient Black African Relations, Fact Paper 19-II, By Samuel Kurinsky
  • Hebrewisms of West Africa: From Nile to Niger With the Jews, The Dial Press, NY, 1931, by Joseph J. Williams
  • Jews of a Saharan Oasis: Elimination of the Tamantit Community, Markus Wiener Publishers, Princeton, NJ, 2006, by John Hunwick
  • Jews in Africa: Part 1 The Berbers and the Jews, by Sam Timinsky (Hebrew History Federation)
  • The Jews of Timbuktu, Washington Jewish Week, December 30, 1999, by Rick Gold
  • Les Juifs à Tombouctou, or Jews of Timbuktu, Recueil de sources écrites relatives au commerce juif à Tombouctou au XIXe siècle, Editions Donniya, Bamako, 1999 by Professor Ismael Diadie Haidara
  • Jews in Cape Verde and on the Guinea Coast, Paper presented at the University of Massachusetts-Dartmouth, February 11, 1996, by Richard Lobban

Примечания

  1. Тамид, 32b, и параллельная колонка, где "Земля Африканская", очевидно, - то же, что Карфаген.
  2. Исаия 23:01
  3. на Иехезкиэль 25:7
  4. Mek., Bo, 17; Tosef., Shab. vii. 25; Deut. R. v. 14; и особенно Sanh. 94a
  5. Tarikh es-Soudan, Paris, 1900, by Abderrahman ben-Abdall es-Sadi (trad. O. Houdas) pages 5-10
  6. Jews of Africa
  7. Tarikh al-fattash, by Mahmoud Kati ben El-Hajj El Motaoukkal Kati, 1657, pages 62-63
  8. Jews of a Saharan Oasis: Elimination of the Tamantit Community (Евреи сахарского оазиса: ликвидация общины Тамантит), Markus Wiener Publishers, Princeton, NJ, 2006, by John Hunwick. page 67
  9. Primak, Karen Евреи в местах, о которых вы никогда не думали = Jews in Places You Never Thought of. — ISBN 0881256080
  10. "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979; раздел "Лев Африканский"
  11. "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979, стр. 346
  12. God's Will The Travels of Rabbi Mordochai Abi Serour, by Dr. Sanford H. Bederman, GSU Department of Geography Research Series, 1980, page 9 (Волею Б-жьей странствия раввина Мордехая Аби Серура)
  13. Там же, стр. 7
  14. Там же, стр. 10
  15. Там же, стр. 14
  16. Там же, стр. 15
  17. Les Juifs à Tombouctou, or Jews of Timbuktu (Les Juifs à Томбукту, или евреи Тимбукту), Recueil de sources écrites relatives au commerce juif à Tombouctou au XIXe siècle, Editions Donniya, Bamako, 1999 by Professor Ismael Diadie Haidara, page 31
  18. The Renewal of Jewish Identity in Timbuktu, by Karen Primack
  19. The Kati Library, Saharan Studies Association
  20. The Jews of Timbuktu, by Rick Gold, Washington Jewish Week, December 30, 1999, [1]
  21. http://www.mindspring.com/~jaypsand/timbuktu2.htm The Jews of Africa, раздел "Timbuktu, Mali"
  22. "Jewish Quarterly Review" iv. 375
  23. Basset, "Nedromah", p. 13
  24. L. Ruin "Origines Berbers," p. 406
  25. см. "Rev. Arch. de Constantine," 1867, p. 102
  26. Horowitz, l.c. p. 202
  27. там же, стр. 204
  28. там же, стр. 205
  29. DAGGATUN by Richard Gottheil in Jewish Encyclopedia
  30. "Bulletin de la Société de Géographie" (Dec., 1895; see "Bulletin All. Isr." ii. 42, 1880; "La Grand Encyclopedie," xxiii. 254; Meakin, "Land of the Moors", p.17 (Микин, "Земля мавров", стр. 17)).
  31. Rabbi Mardochee Aby Serour, Les Daggatoun: Tribu d'origine Juive demeurant dans le désert du Sahara, "Bulletin de l'Alliance Israelite Universelle", January 1880, 3-11.
  32. "Erwin de Bary. Ghat et les Tuareg de l'Ain," p. 181 (Гхат и туареги Аина)
  33. V. J. Horowitz. "Morokko," p. 58, Leipsic 1887 ("Марокко")
  34. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Торговля" на основании КЕЭ, том 8, кол. 1006–1012
  35. Евреи в Кабо-Верде и на побережье Гвинеи, доклад, представленный в университете Массачусетс-Дартмут 11 февраля 1996 г. Ричардом Лоббаном. (Jews in Cape Verde and on the Guinea Coast, Paper presented at the University of Massachusetts-Dartmouth, February 11, 1996, by Richard Lobban). Автор утверждает, что евреи из Марокко прибыли для нелегальной торговли.
  36. http://www.mindspring.com/~jaypsand/cape.htm The jews of Africa, раздел "Cape Verde"
  37. The jews of Africa, раздел "Sao Tome and Principe"
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация