Евреи Биляд-эль-Судан

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 57: Строка 57:
В XIV веке многие мавры и евреи, спасавшиеся от преследования в Испании, мигрировали на юг в район [[Тимбукту]] - в то время часть империи Сонгаи. Среди них была семья Кехат (Ka'ти), потомки Исмаэля Ян Кот Аль-Яhуди из Щеиды, [[Марокко]]. Члены этой известной семьи основали три деревни, которые все еще существуют около Тимбукту - Киршамба, Хайбомо и Конгоугара.  
В XIV веке многие мавры и евреи, спасавшиеся от преследования в Испании, мигрировали на юг в район [[Тимбукту]] - в то время часть империи Сонгаи. Среди них была семья Кехат (Ka'ти), потомки Исмаэля Ян Кот Аль-Яhуди из Щеиды, [[Марокко]]. Члены этой известной семьи основали три деревни, которые все еще существуют около Тимбукту - Киршамба, Хайбомо и Конгоугара.  
-
В 1492 году ''Аския Мохаммад I'' пришел к власти в ранее толерантной области Тимбукту и постановил, что евреи должны принять [[ислам]] или уйти. [[Иудаизм]] стал незаконным в Мали, как это было в католической [[Испания|Испании]] в том же году . Это было сделано по совету [[Мухаммад аль-Магили|Мухаммада аль-Магили]].
+
В 1492 году ''Аския Мохаммад I'' пришел к власти в ранее толерантной области Тимбукту и постановил, что евреи должны принять [[ислам]] или уйти. [[Иудаизм]] стал незаконным в Мали, как это было в католической [[Испания|Испании]] в том же году. Это было сделано по совету [[Мухаммад аль-Магили|Мухаммада аль-Магили]].
<blockquote>
<blockquote>
"В Гаруре было несколько очень богатых евреев. Вмешательство проповедника (Мухаммид аль-Maгили) из Тлемсена привело к разграблению их товаров, и большинство из них были убиты населением. Это событие произошло в том же году, когда евреи были изгнаны из Испании и Сицилии Католическим королём". Лев Африканский, XVI век.<ref>"История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979; раздел "Лев Африканский"</ref>
"В Гаруре было несколько очень богатых евреев. Вмешательство проповедника (Мухаммид аль-Maгили) из Тлемсена привело к разграблению их товаров, и большинство из них были убиты населением. Это событие произошло в том же году, когда евреи были изгнаны из Испании и Сицилии Католическим королём". Лев Африканский, XVI век.<ref>"История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979; раздел "Лев Африканский"</ref>
-
 
</blockquote>
</blockquote>
Строка 72: Строка 71:
В [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=5&letter=D статье Ричарда Готтели "DAGGATUN" в Еврейской Энциклопедии 1911-1912 годов], отражавшей ситуацию на конец XIX века, написано следующее.
В [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=5&letter=D статье Ричарда Готтели "DAGGATUN" в Еврейской Энциклопедии 1911-1912 годов], отражавшей ситуацию на конец XIX века, написано следующее.
-
Представляется, что есть мало сомнений в том, что значительная примесь еврейской крови у у берберов, живущих в марокканской и алжирской Сахаре. На самом деле, эти берберы, как говорят, были в свое время евреями;<ref>"Jewish Quarterly Review" iv. 375</ref> по другой традиции, они являются потомками [[Филистимляне|филистимлян]], изгнанных из [[Ханаан]]а.<ref>Basset, "Nedromah", p. 13</ref>
+
Представляется, что есть мало сомнений в том, что значительная примесь еврейской крови у берберов, живущих в марокканской и алжирской Сахаре. На самом деле, эти берберы, как говорят, были в свое время евреями;<ref>"Jewish Quarterly Review" iv. 375</ref> по другой традиции, они являются потомками [[Филистимляне|филистимлян]], изгнанных из [[Ханаан]]а.<ref>Basset, "Nedromah", p. 13</ref>
Наличие большого числа евреев в этой части Африки подтверждено, не только многими священными местами и святынями, имеющими библейские имена, которые являются святыми и для магометане, и для евреев, но и наличием здесь большого числа еврейских саг, которые Бассет собрал в работе, приведенной выше. Л. Рюин говорит:<ref>L. Ruin "Origines Berbers," p. 406</ref> "Некоторые берберские племена были в течение длительного времени евреями по религии, особенно в городе Амес, и сегодня, даже, мы видим, среди ''ханенша'' из Сукахраса (Алжир) полукочевые колена Израилевы, целиком посвященные сельскому хозяйству".<ref>см. "Rev. Arch. de Constantine," 1867, p. 102</ref>  
Наличие большого числа евреев в этой части Африки подтверждено, не только многими священными местами и святынями, имеющими библейские имена, которые являются святыми и для магометане, и для евреев, но и наличием здесь большого числа еврейских саг, которые Бассет собрал в работе, приведенной выше. Л. Рюин говорит:<ref>L. Ruin "Origines Berbers," p. 406</ref> "Некоторые берберские племена были в течение длительного времени евреями по религии, особенно в городе Амес, и сегодня, даже, мы видим, среди ''ханенша'' из Сукахраса (Алжир) полукочевые колена Израилевы, целиком посвященные сельскому хозяйству".<ref>см. "Rev. Arch. de Constantine," 1867, p. 102</ref>  
Строка 80: Строка 79:
=== Связи даггатунов ===
=== Связи даггатунов ===
  [[Image:Berber Trade with Timbuktu 1300s.jpg|thumb|right|300px|Караван приближается к Тимбукту в 1853 (из ''Путешествия и открытия в Северной и Центральной Африке'' профессора Генриха Барта, том 4, Лондон 1858)]]
  [[Image:Berber Trade with Timbuktu 1300s.jpg|thumb|right|300px|Караван приближается к Тимбукту в 1853 (из ''Путешествия и открытия в Северной и Центральной Африке'' профессора Генриха Барта, том 4, Лондон 1858)]]
 +
[[Файл:Rabbi Mordechai 1870s.jpg|thumb|right|200px|Рабби Мордехай Аби Сарур (фото примерно 1870-х - 1880-х гг). Последний раввин Тимбукту.]]
 +
Даггатуны (чьё название, возможно, происходит от арабского "tughatun" = неверные) были кочевым племенем еврейского происхождения, жившим в окрестности Таментита, в оазисе Туат в марокканской Сахаре. Рассказ о даггатунах впервые было опубликован рабби Мордехаем Аби Саруром из Акки (Марокко), который в 1857 году путешествовал по Сахаре в Тимбукту, и его отчет о путешествиях был опубликован в "Вестнике географического общества".<ref>"Bulletin de la Société de Géographie" (Dec., 1895; see "Bulletin All. Isr." ii. 42, 1880; "La Grand Encyclopedie," xxiii. 254; Meakin, "Land of the Moors", p.17 (Микин, "Земля мавров", стр. 17)).</ref><ref>Rabbi Mardochee Aby Serour, ''Les Daggatoun: Tribu d'origine Juive demeurant dans le désert du Sahara'', "Bulletin de l'Alliance Israelite Universelle", January 1880, 3-11.</ref>
-
<!--  
+
По словам рабби Мордехая, даггатуны жили в палатках и напоминали берберов-туарегов, среди которых они жили, языком, религией и основными обычаями. У них  более светлый цвет лица, чем обычно у африканских евреев, и они еще помнят своё происхождение. Они подчиняются туарегам, которые не роднятся с ними.
-
The Daggatuns (whose name may perhaps be derived from the Arabic "tughatun" = infidels) were a nomadic tribe of Jewish origin living in the neighborhood of Tamentit, in the oasis of Tuat in the Moroccan [[Sahara]]. An account of the Daggatun was first given by Rabbi Mordechai Abi Serour of Akka (Morocco), who in 1857 journeyed through the Sahara to Timbuctu, and whose account of his travels was published in the "Bulletin de la Société de Géographie".<ref>Dec., 1895; see "Bulletin de l'Alliance Israèlite" vol. ii. 42, 1880; "La Grand Encyclopedie," xxiii. 254; Meakin, "Land of the Moors," p.17</ref> According to Rabbi Sarur, the Daggatun lived in tents and resembled the Berber [[Taureg people|Kel Tamesheq]] (Tuareg), among whom they live, in language, religion, and general customs.  They are subject to the Tuaregs, who do not intermarry with them. Rabbi Sarur also states that their settlement in the Sahara dates from the end of the 7th century (Muslim chronology) when 'Abd al-Malik ascended the throne and conquered as far as Morocco. At Tamentit he tried to convert the inhabitants to Islam; and as the Jews offered great resistance he exiled them to the desert of Ajaj, as he did also the Tuaregs, who had only partially accepted Islam. Cut off from any connection with their brethren, these Jews in the Sahara gradually lost their Jewish practises and became nominally [[Muslim]]s.
+
Отрезанные от какой-либо связи со своими собратьями, эти евреи в пустыне Сахара постепенно утратили еврейские традиции и стали номинально мусульманами.
-
Other accounts place a group of "Arabs" driven to Ajaj  as being identified with the Mechagra mentioned by Erwin von Bary <ref>"Ghat et les Tuareg de l'Air," p. 181</ref>, among whom a few Jews are said still to dwell there. Victor J. Horowitz<ref>''Marokko.'', Leipzig 1887, pp. 58 seq.</ref> also speaks of many free tribes in the desert regions who are Jews by origin, but who have gradually thrown off Jewish customs and have apparently accepted [[Islam]]. Among these tribes, he says, are the Daggatun, numbering several thousands and scattered over several [[oasis|oases]] in the Sahara, even as far as the River Dialiva (Djoliba?) or [[Niger]]. He says, also, that they are very warlike and in constant conflict with the Tuareg. According to Horowitz, the Mechagra mentioned above are also to be reckoned as one of these Jewish tribes. Horowitz had never been to Africa, but relied mainly on rumours spread in the European Jewish community.
+
Другая группа "арабов", прибывших в Аджадж, должны быть отождествлены с ''мехагра'', упомянутыми Эрвином де Бари<ref>"Erwin de Bary. Ghat et les Tuareg de l'Ain," p. 181 (Гхат и туареги Аина)</ref> ("Гат и др. ле туарегов де l'Ain", стр. 181), среди которых, говорят, по-прежнему живёт немного евреев.  
-
[[Image: берберские Торговля с Тимбукту 1300s.jpg | пальца | справа | 300px | Караван приближается Тимбукту в 1853 году (от''Путешествия и открытия в Северной и Центральной Африки''профессора д-ра Генриха Барта, т. IV, Лондон. 1858)]]
+
В.Дж. Горовиц<ref>V. J. Horowitz. "Morokko," p. 58, Leipsic 1887 ("Марокко")</ref> также говорит о многих свободных племенах в пустынных районах, которые иудеи по происхождению, но которые постепенно отбросили еврейские обычаи и, видимо, приняли [[ислам]]. Среди этих племен, говорит он, даггатуны, насчитывающие несколько тысяч и разбросанные по нескольким оазисам в Сахаре, даже до реки Диалива или Нигер. Он говорит также, что они очень воинственны и в постоянном конфликте с туарегами. По словам Горовица, мехагра, упомянутых выше, также нужно считать одним из этих еврейских племен.
-
Daggatuns (чье имя, быть может происходит от арабского "tughatun" = неверных) были кочевым племенем еврейского происхождения, живущих в окрестности Tamentit, в оазис Туат в марокканском [[Сахара]]. Счет Daggatun впервые было дано раввин Мордехай Аби Серур Акко (Марокко), который в 1857 году путешествовал по Сахаре Тимбукту, и чей отчет о своих путешествиях была опубликована в "Вестнике Сосьете де-ла-де géographie". <Ref > Декабрь, 1895, см. "Вестник де l'Альянс Израильтянин" об. II. 42, 1880; "Ла Гранд Энциклопедии", XXIII. 254; Микин, "Земля мавров", стр.17 </ исх> По словам раввина Сарур, Daggatun жили в палатках и напоминали берберские [[Taureg люди | Кель Tamesheq]] (туареги), среди которых они живут, в языке, религии, и общее таможни. Они подчиняются туареги, которые не породниться с ними. Раввин Сарур также говорится, что их поселения в Сахаре относится к концу 7-го века (мусульманской хронологии), когда Абд аль-Малик вступил на престол и захватил насколько Марокко. На Tamentit он пытался обратить жителей в ислам, и, как евреев предлагали большое сопротивление, он сослан им в пустыню Аджадж, как он сделал также туареги, который лишь частично приняли ислам. Отрезанные от какой-либо связи со своими собратьями, эти евреи в пустыне Сахара постепенно утратили еврейские практики и стал номинально [[мусульманской]] s.
+
Горовиц никогда не был в Африке, но полагались в основном на слухи в европейской еврейской общине.
-
Прочая кредиторская место группа "арабы" доведенный до Аджадж как отождествляется с Mechagra упоминается Эрвин фон Бари <ref> "Гат и др. ле туарегов де l'Air," стр. 181 </ ссылка>, среди которых много евреев говорят до сих пор там обитает. Виктор Дж. Горовиц <ref>''Marokko.'', Лейпциг 1887, стр. 58 сл. </ Исх> также говорит о много свободных племен в пустынных регионах, которые являются евреями по происхождению, но которые постепенно сбросила еврейские обычаи и видимо принято [[Ислам]]. Среди этих племен, говорит он, Daggatun, насчитывающая несколько тысяч, и разбросаны по нескольким [[оазис | оазисы]] в Сахаре, даже до реки Dialiva (Djoliba?) Или [[Нигер]]. Он говорит также, что они очень воинственны и в постоянном конфликте с туарегов. По словам Горовица, Mechagra упомянутых выше, также нужно считаться как одно из этих еврейских племен. Горовиц никогда не был в Африке, но полагались в основном на слухи в европейской еврейской общины.
+
== Раввин Мордехай Аби Серур и последняя община Тимбукту ==
 +
[[Файл:House Synagogue Rabbi Serour.jpg|thumb|left|250px|Бывший дом в Тимбукту и синагога раввина Мордехая Аби Серура, фото примерно 1870-х - 1880-х годов.]]
 +
Раввин Мордехай Аби Серур вместе со своим братом Ицхаком приехал из Марокко в 1859 году, чтобы стать купцом в [[Тимбукту]]. Во время смелого предприятия раввина Серура прямые торговые связи с внутренними районами Западной Африки (тогда известными как Судан) были монополизированы мусульманскими купцами. Немусульмане были лишены возможности участия в этой торговле, потому арабские торговцы были полны решимости предотвратить посягательства на их прибыльный бизнес.<ref>''God's Will The Travels of Rabbi Mordochai Abi Serour'', by Dr. Sanford H. Bederman, GSU Department of Geography Research Series, 1980, page 9 (Волею Б-жьей странствия раввина Мордехая Аби Серура)</ref> 
-
== Раввин Мордехай Абы Серур и последняя общая Тимбукту ==
+
Как человек с космополитическим опытом, он хорошо подходил для работы торговца в то время в том месте. Он был умным, проницательным, чётко говорящим, дерзким, а самое главное - он знал кораническое право так же хорошо, как самые ученые мусульмане.<ref>Там же, стр. 7</ref> На протяжении своего путешествия в Тимбукту раввин Серур предпочитал иметь большую часть своих товаров, перемещаемых через Сахару на ''беджауи''. Это слово обозначает одного или небольшую группу верблюдов, которые несли путешественников, иногда без товара или багажа, и сопровождались коренными проводниками.<ref> Там же, стр. 10</ref>
-
[[Image: раввин Мордехай 1870s.jpg | пальца | справа | 200px | раввин Мордехай Абы Серур ок. 1870 - 1880-х годов. Последний раввин Тимбукту.]]
+
-
[[Image:. Дом синагоге раввин Serour.jpg | пальца | слева | 250px | Бывший дом Тимбукту и синагоге раввин Мордехай Абы Серур использованы около 1870-х - 1880-х годов]]
+
-
Раввин Мордехай Аби Серур вместе со своим братом Yitzhaq, приехал из Марокко в 1859 году, чтобы стать трейдером в [[Тимбукту]]. Во время смелого предприятия раввин Серур, в прямые торговые связи с интерьером Западной Африке (тогда им известны, как Судан) были монополизированы мусульманских купцов. Non-мусульмане были лишены возможности этой сделки, потому арабские торговцы были полны решимости предотвратить посягательства на их прибыльный бизнес. <ref>''Воли Бога Путешествия раввина Mordochai''Аби Серур, д-р Х. Sanford Бедерман, ГГУ географического факультета Исследования серии, 1980, стр. 9 </ ссылка>
+
-
Как человек космополитический опыт, он хорошо подходит для торговца в том, что время и место. Он был умный, проницательный, артикулировать, дерзкие, а самое главное он знал Корана права, а также самые ученые мусульман. <ref> Ibed. стр. 7 </ исх> На протяжении своего путешествия в Тимбукту раввин Серур предпочитали иметь большую часть своих товаров, перемещаемых через Сахару на''bejaoui''. Термин'',''bejaoui, относится к одному или небольшими группами верблюдов, которые несли путешественников иногда без товара или багажа, и сопровождались коренными гидов. <ref> Ibed. стр. 10 </ ссылка>
+
Как еврей, он не мог создать свой торговый бизнес, поэтому он обратился к региональному правителю, которым в то время был Фулани Эмир, и договорился о статусе [[зимми]] для себя и своих людей. В период с 1860 по 1862 г. раввин Серур и его брат Ицхак смогли добиться успеха, и они стали хорошо известны в области. Заработав небольшое состояние, раввин Серур вернулся в Марокко в 1863 году.<ref>Там же, стр. 14</ref> Он дал отцу крупную сумму денег и уговорил других своих братьев присоединиться к нему во время следующего предприятия в Тимбукту. В 1864 году еврейская колония в Тимбукту имела основания радоваться, так как к концу года там жили одиннадцать взрослых мужчин-евреев. Это означало, что они могли собрать [[миньян]] и создать [[синагога|синагогу]]. Это были:<ref>Там же, стр. 15</ref><ref>''Les Juifs à Tombouctou, or Jews of Timbuktu (Les Juifs à Томбукту, или евреи Тимбукту)'', Recueil de sources écrites relatives au commerce juif à Tombouctou au XIXe siècle, Editions Donniya, Bamako, 1999 by Professor Ismael Diadie Haidara, page 31</ref>
-
 
+
* Раввин Мордехай Аби Серур
-
Как еврей, он не мог создать свой торговый бизнес, поэтому он обратился к региональным правителя, который в то время был фулани Эмир, и переговоры [[зимми]], или защищенные люди статуса. В период 1860 по 1862 Серур раввин и его брат Yitzhaq смогли добиться успеха, и они стали хорошо известны в области. После получения небольшое состояние, раввин Серур вернулся в Марокко в 1863 году. <ref> Ibed. стр. 14 </ исх> Он дал отцу крупную сумму денег и говорили другие его братья к вступлению в него во время своего следующего предприятия в Тимбукту. В 1864 году еврейская колония в Тимбукту были основания радоваться так как к концу года они одиннадцать взрослых мужчин евреев в резиденцию. Это было значительным, поскольку она означает, что они могли бы стать [[миньян]] и установить синагоги. Это были: <ref> Ibed. стр. 15 </ исх> <ref>''Les Juifs à Томбукту, или евреи Тимбукту'', Recueil де источников écrites родственников а.е. коммерции Juif à Томбукту а.е. XIXe siècle, выпуски Donniya, Бамако, 1999 г. профессор Исмаэль Diadie Хайдара, стр. 31 </ ссылка>
+
* братья Мордехая Эсав, Авраhам и Ицхак
-
* Раввин Мордехай Абы Серур
+
* сыновья Эсава Аhарон и Давид
-
* Мордехая братьев Исава, Авраам, и Yitzhaq
+
* сын Аhарона Ицхак
-
* Исава сыновья Аарона и Давида
+
* Муса (сводный брат Мордехая)
-
* Аарон сын Yitzhaq
+
* сын Мусы Давид
-
* Мусса (брата Мордехая в законе)
+
-
* Муссы сына Давида
+
* Раввин Рафаэль
* Раввин Рафаэль
-
* Шимон Бен-Yaaqov
+
* Шимон Бен-Яаков
 +
<!--
 +
 
 +
== Кабо-Верде (Острова Зелёного мыса) ==
-
== == Кабо-Верде
 
-
{{Seealso | История Кабо-Верде}}
 
В Иберии [[Реконкисты]] движение росло в своей миссии восстановить католический земель из мусульманских мавров, который первым прибыл в восьмом веке. Евреи, возможно, впервые приехала гораздо раньше, во времена [[Финикии]] нс и римлян. Тем не менее, Магриба евреев были ключевыми союзниками маврами и многовековой жителей Иберии. Вероятно, уже в 1480, который мы можете найти начало [[испанской инквизиции]] и изгнания евреев. Было, однако, в 1492 году, что испанская инквизиция появилась в ее наиболее полное выражение в [[антисемитизм]]. Это социальная патология быстро распространился на соседние Португалии, где [[Иоанна II Португалии | король Жуан II]] и особенно [[Португалии Мануэла I. | Мануэль I]] в 1496 году, решили сослать тысяч евреев [[Сан-Томе]] [[Принсипи]] и [[Кабо-Верде]]. Номера изгнанных в это время были настолько велики, что термин "португальский" почти подразумевает тех, еврейского происхождения. Те, кто не были изгнаны были преобразованы с помощью силы или даже казнены.
В Иберии [[Реконкисты]] движение росло в своей миссии восстановить католический земель из мусульманских мавров, который первым прибыл в восьмом веке. Евреи, возможно, впервые приехала гораздо раньше, во времена [[Финикии]] нс и римлян. Тем не менее, Магриба евреев были ключевыми союзниками маврами и многовековой жителей Иберии. Вероятно, уже в 1480, который мы можете найти начало [[испанской инквизиции]] и изгнания евреев. Было, однако, в 1492 году, что испанская инквизиция появилась в ее наиболее полное выражение в [[антисемитизм]]. Это социальная патология быстро распространился на соседние Португалии, где [[Иоанна II Португалии | король Жуан II]] и особенно [[Португалии Мануэла I. | Мануэль I]] в 1496 году, решили сослать тысяч евреев [[Сан-Томе]] [[Принсипи]] и [[Кабо-Верде]]. Номера изгнанных в это время были настолько велики, что термин "португальский" почти подразумевает тех, еврейского происхождения. Те, кто не были изгнаны были преобразованы с помощью силы или даже казнены.
Строка 127: Строка 126:
-
 
-
==Rabbi Mordechai Aby Serour and the last Timbuktu community==
 
-
[[Image:Rabbi Mordechai 1870s.jpg|thumb|right|200px|Rabbi Mordechai Aby Serour circa 1870s - 1880s. Last Rabbi of Timbuktu.]]
 
-
[[Image:House Synagogue Rabbi Serour.jpg|thumb|left|250px|Former Timbuktu house and synagogue of Rabbi Mordechai Aby Serour used circa 1870's - 1880's.]]
 
-
Rabbi Mordechai Abi Serour, with his brother Yitzhaq, came from Morocco in 1859 to be a trader in [[Timbuktu]]. At the time of Rabbi Serour's bold enterprise, direct trade relations with the interior of west Africa (then known to them as Sudan) were monopolized by Muslim merchants.  Non-Muslims were precluded from this trade because Arab merchants were determined to forestall encroachments upon their lucrative business.<ref>''God's Will The Travels of Rabbi Mordochai Abi Serour'', by Dr. Sanford H. Bederman, GSU Department of Geography Research Series, 1980, page 9</ref> 
 
-
 
-
As a man of cosmopolitan experience, he was well suited to be a merchant in that time and place.  He was clever, shrewd, articulate, audacious, and most important he knew Koranic law as well as most learned Muslims.<ref>Ibed. page 7</ref>  Throughout his travels to Timbuktu Rabbi Serour preferred to have most of his merchandise transported across the Sahara by ''bejaoui''.  The term, ''bejaoui'', refers to single or small groups of camels that carried travelers sometimes without merchandise or baggage, and were accompanied by indigenous guides.<ref>Ibed. page 10</ref>
 
-
 
-
As a Jew, he couldn't set up his trading business, so he appealed to the regional ruler, who at that time was a Fulani Emir, and negotiated [[dhimmi]], or protected people status. Between 1860 to 1862 Rabbi Serour and his brother Yitzhaq were able to become successful and they became well-known in the area.  After earning a small fortune, Rabbi Serour returned to Morocco in 1863.<ref>Ibed. page 14</ref>  He gave his father a large sum of money and talked his other brothers into joining him on his next venture to Timbuktu.  In 1864, the Jewish colony in Timbuktu had reason to rejoice since by the end of the year they had eleven adult male Jews in residence.  This was significant since it meant that they could form a [[minyan]] and establish a synagogue.  They were:<ref>Ibed. page 15</ref><ref>''Les Juifs à Tombouctou, or Jews of Timbuktu'', Recueil de sources écrites relatives au commerce juif à Tombouctou au XIXe siècle, Editions Donniya, Bamako, 1999 by Professor Ismael Diadie Haidara, page 31</ref>
 
-
*Rabbi Mordechai Aby Serour
 
-
*Mordechai's brothers Esau, Avraham, and Yitzhaq
 
-
*Esau's sons Aharon and David
 
-
*Aharon's son Yitzhaq
 
-
*Moussa (Mordechai's brother in law)
 
-
*Moussa's son David
 
-
*Rabbi Raphael
 
-
*Shimon Ben-Yaaqov
 
==Cape Verde==
==Cape Verde==

Версия 10:57, 22 августа 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 20.08.2011


Файл:SONGHAI empire map.PNG
Сонгайская империя в 1500 году

Евреи Билад аль-Судан (иврит אַהַל יַהוּדּ בִּלַדּ אַל סוּדָּן название на иудейско-арабском языке) еврейских общин Западной Африки, которые были связаны с известными еврейскими общинами Ближнего Востока, Северной Африки или Испании и Португалии.

Различные исторические записи свидетельствуют о их присутствии в некоторое время в Гане, Мали и империи Сонгаи, которая тогда называлась Биляд ас-Судан (по-арабски Земля чёрных. Евреев из Испании, Португалии и Марокко и в последующие годы также сформировали общины у берегов Сенегала и на островах Кабо-Верде. После подъёма ислама в Северной и Западной Африке эти общины прекратили своё существование и с тех пор исчезли из-за эмиграции и ассимиляции.

Содержание

Древняя история

По мнению большинства историков, самые ранние еврейские поселения в Африке были в таких местах, как Египет, Тунис и Марокко. Евреи поселились около Верхнего Нила в Элефантине в Египте. Эти общины были увеличены на последующее прибытие евреев после разрушения Второго Храма в Иерусалиме в 70 г. н.э., когда 30 тысяч еврейских рабов были расселены вокруг Карфагена римским императором Титом.

Африка упоминается в различных еврейских источниках в связи с Тарсисом и Офиром.[1] Септуагинта [2] и Иероним[3], который учился у евреев, и очень часто арамейский Таргум в Невиим отождествляет библейский Фарсис с Карфагеном, который был родиной ряда раввинов, упомянутых в Талмуде. Африке, в более широком смысле, четко указана как место, куда отправились Десять потерянных колен, будучи изгнаны ассирийцами.[4] С этим связана идея, что река Самбатион находится в Африке. Арабы, которые также знают легенду Бени Муса ("Сынов Моисея"), согласны с евреями в помещении этой земли в Африке.

Еще в римские времена марокканские евреи начали путешествовать внутри страны, чтобы торговать с группами берберов, большинство из которых были кочевниками, жившими в отдаленных районах Атласских гор. Евреи жили бок о бок с берберами, поддерживая и экономические, и культурные связи, а некоторые берберы даже начали практиковать иудаизм. С другой стороны, берберских духовно преобразовали еврейский ритуал, расцветив его с верой в силу демонов и святых.

Раннее средневековье

Когда мусульмане охватила север Африки, евреи и берберы бросил вызов их вместе. Через горы Атлас, легендарная королева Kahina главе племени берберов седьмого века, евреев и других североафриканских этнических групп в бою против вторгающихся исламских воинов.

В X-м веке, когда социальные и политические условия в Багдаде становились все более враждебны к евреям, многие еврейские торговцы ушли оттуда в Магриб, в частности, в Тунис. В течение следующих двух-трёх веков они стали особой социальной группой купцов, известной по всему Средиземноморью как Магреби, передавая это название от отца к сыну.

Согласно записям, например Тарик аль-Судан, первое зарегистрированное еврейское присутствие, возможно, появились в Западной Африке с приходом первого правителя - Зувы и его брата в город Коукия, расположенный недалеко от реки Нигер. Он был известен только как Зува Алайман (что означает «Пришедший из Йемена"). Некоторые местные легенды говорят, что Зува Алайман был членом одной из еврейских общин, которые были высланы из Йемена эфиопами или добровольно переехали в VI веке н.э. после поражения Зу Нуваса. В Тарик аль-Судан, говорится, что было 14 правителей - Зува из династии Кукийа после Зувы Алаймана до проникновения ислама в регион.[5]

Торговля и создание общин

В VIII-ом веке раданиты, группы многоязычных еврейских торговцев, которые ходили по всему известному миру на суше и на море, включая пересечение Сахары, поселились в Тимбукту и его окрестностях. [6]

Кроме того, рукопись Тарик аль-фаттах описывает общину под названием Бани Исраеель, которая в 1402 году существовала в Тирдиме, владела 333 колодцами, и имела семь князей:

  • Джабрут бин-Хашима
  • Тоэльйаман бин-Абдель Хаким
  • Зеор бин-Салам
  • Абдель-Латиф бин-Солайман
  • Малик бин-Айюб
  • Фадиль бин-Мзар
  • Шалеб бин-Юсеф

Там написано также, что они имели армию из 1500 человек.[7]

Другие источники утверждают, что другие еврейские общины в регионе были образованы эмиграцией из Марокко, Египта и Португалии. Когда шотландский исследователь Мунго Парк путешествовал по Западной Африке в конце XVIII века, он был проинформирован арабами, встреченными возле Уалаты, что было много говорящих на арабском языке евреев в Тимбукту, чьи молитвы были похожи на молитвы мавров.[8]

Некоторые общины, как говорят, состояли из берберских евреев, как группа Кал Тамашек, известных как Иддао Исхаак, которая приехала из Северной Африки в Западную Африку для торговли, а также лиц, бежавших от исламского вторжения в Северную Африку.[9]

Исламская эра

В XIV веке многие мавры и евреи, спасавшиеся от преследования в Испании, мигрировали на юг в район Тимбукту - в то время часть империи Сонгаи. Среди них была семья Кехат (Ka'ти), потомки Исмаэля Ян Кот Аль-Яhуди из Щеиды, Марокко. Члены этой известной семьи основали три деревни, которые все еще существуют около Тимбукту - Киршамба, Хайбомо и Конгоугара.

В 1492 году Аския Мохаммад I пришел к власти в ранее толерантной области Тимбукту и постановил, что евреи должны принять ислам или уйти. Иудаизм стал незаконным в Мали, как это было в католической Испании в том же году. Это было сделано по совету Мухаммада аль-Магили.

"В Гаруре было несколько очень богатых евреев. Вмешательство проповедника (Мухаммид аль-Maгили) из Тлемсена привело к разграблению их товаров, и большинство из них были убиты населением. Это событие произошло в том же году, когда евреи были изгнаны из Испании и Сицилии Католическим королём". Лев Африканский, XVI век.[10]

"Этот король (Тимбукту) - непримиримый враг иудеев. Он не желает, чтобы хотя бы один из них жил в его городе. Если он услышит, какой-либо из барбарийских купцов водит с ними знакомство или ведёт торговлю, то конфискует его имущество". Лев Африканский, XVI век.[11]

Евреи Сахары

Основные статьи: Даггатуны, Марокко

В статье Ричарда Готтели "DAGGATUN" в Еврейской Энциклопедии 1911-1912 годов, отражавшей ситуацию на конец XIX века, написано следующее.

Представляется, что есть мало сомнений в том, что значительная примесь еврейской крови у берберов, живущих в марокканской и алжирской Сахаре. На самом деле, эти берберы, как говорят, были в свое время евреями;[12] по другой традиции, они являются потомками филистимлян, изгнанных из Ханаана.[13]

Наличие большого числа евреев в этой части Африки подтверждено, не только многими священными местами и святынями, имеющими библейские имена, которые являются святыми и для магометане, и для евреев, но и наличием здесь большого числа еврейских саг, которые Бассет собрал в работе, приведенной выше. Л. Рюин говорит:[14] "Некоторые берберские племена были в течение длительного времени евреями по религии, особенно в городе Амес, и сегодня, даже, мы видим, среди ханенша из Сукахраса (Алжир) полукочевые колена Израилевы, целиком посвященные сельскому хозяйству".[15]

Кроме того, можно заметить, что евреи должны быть найдены в берберском племени "kṣurs" на всем протяжении южного Марокко и в соседних районах Сахары. Так, в Оутате около Тафилета есть род из примерно 500 евреев;[16] и в Фигуиге род из 100 евреев.[17]. Переходя далее к югу от Тафилета к Туату, есть большая община евреев в оазисе Альхамада, и в Тементите, в двух неделях пути из Тафилета, 6000 или 8000 жителей, как говорят, потомки евреев, принявших ислам.[18] Даже далеко на западе, в провинции Сус, есть Огулмин с 3000 жителей, из которых 100, как говорят, евреи.[19]

Связи даггатунов

Файл:Berber Trade with Timbuktu 1300s.jpg
Караван приближается к Тимбукту в 1853 (из Путешествия и открытия в Северной и Центральной Африке профессора Генриха Барта, том 4, Лондон 1858)
Файл:Rabbi Mordechai 1870s.jpg
Рабби Мордехай Аби Сарур (фото примерно 1870-х - 1880-х гг). Последний раввин Тимбукту.

Даггатуны (чьё название, возможно, происходит от арабского "tughatun" = неверные) были кочевым племенем еврейского происхождения, жившим в окрестности Таментита, в оазисе Туат в марокканской Сахаре. Рассказ о даггатунах впервые было опубликован рабби Мордехаем Аби Саруром из Акки (Марокко), который в 1857 году путешествовал по Сахаре в Тимбукту, и его отчет о путешествиях был опубликован в "Вестнике географического общества".[20][21]

По словам рабби Мордехая, даггатуны жили в палатках и напоминали берберов-туарегов, среди которых они жили, языком, религией и основными обычаями. У них более светлый цвет лица, чем обычно у африканских евреев, и они еще помнят своё происхождение. Они подчиняются туарегам, которые не роднятся с ними.

Отрезанные от какой-либо связи со своими собратьями, эти евреи в пустыне Сахара постепенно утратили еврейские традиции и стали номинально мусульманами.

Другая группа "арабов", прибывших в Аджадж, должны быть отождествлены с мехагра, упомянутыми Эрвином де Бари[22] ("Гат и др. ле туарегов де l'Ain", стр. 181), среди которых, говорят, по-прежнему живёт немного евреев.

В.Дж. Горовиц[23] также говорит о многих свободных племенах в пустынных районах, которые иудеи по происхождению, но которые постепенно отбросили еврейские обычаи и, видимо, приняли ислам. Среди этих племен, говорит он, даггатуны, насчитывающие несколько тысяч и разбросанные по нескольким оазисам в Сахаре, даже до реки Диалива или Нигер. Он говорит также, что они очень воинственны и в постоянном конфликте с туарегами. По словам Горовица, мехагра, упомянутых выше, также нужно считать одним из этих еврейских племен. Горовиц никогда не был в Африке, но полагались в основном на слухи в европейской еврейской общине.

Раввин Мордехай Аби Серур и последняя община Тимбукту

Файл:House Synagogue Rabbi Serour.jpg
Бывший дом в Тимбукту и синагога раввина Мордехая Аби Серура, фото примерно 1870-х - 1880-х годов.

Раввин Мордехай Аби Серур вместе со своим братом Ицхаком приехал из Марокко в 1859 году, чтобы стать купцом в Тимбукту. Во время смелого предприятия раввина Серура прямые торговые связи с внутренними районами Западной Африки (тогда известными как Судан) были монополизированы мусульманскими купцами. Немусульмане были лишены возможности участия в этой торговле, потому арабские торговцы были полны решимости предотвратить посягательства на их прибыльный бизнес.[24]

Как человек с космополитическим опытом, он хорошо подходил для работы торговца в то время в том месте. Он был умным, проницательным, чётко говорящим, дерзким, а самое главное - он знал кораническое право так же хорошо, как самые ученые мусульмане.[25] На протяжении своего путешествия в Тимбукту раввин Серур предпочитал иметь большую часть своих товаров, перемещаемых через Сахару на беджауи. Это слово обозначает одного или небольшую группу верблюдов, которые несли путешественников, иногда без товара или багажа, и сопровождались коренными проводниками.[26]

Как еврей, он не мог создать свой торговый бизнес, поэтому он обратился к региональному правителю, которым в то время был Фулани Эмир, и договорился о статусе зимми для себя и своих людей. В период с 1860 по 1862 г. раввин Серур и его брат Ицхак смогли добиться успеха, и они стали хорошо известны в области. Заработав небольшое состояние, раввин Серур вернулся в Марокко в 1863 году.[27] Он дал отцу крупную сумму денег и уговорил других своих братьев присоединиться к нему во время следующего предприятия в Тимбукту. В 1864 году еврейская колония в Тимбукту имела основания радоваться, так как к концу года там жили одиннадцать взрослых мужчин-евреев. Это означало, что они могли собрать миньян и создать синагогу. Это были:[28][29]

  • Раввин Мордехай Аби Серур
  • братья Мордехая Эсав, Авраhам и Ицхак
  • сыновья Эсава Аhарон и Давид
  • сын Аhарона Ицхак
  • Муса (сводный брат Мордехая)
  • сын Мусы Давид
  • Раввин Рафаэль
  • Шимон Бен-Яаков


См. также

Источники и ссылки

Литература

  • "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979
  • Wars of the Jews: A Military History from Biblical to Modern Times, Hipporcrene Books, New York, 1990, by Monroe Rosenthal and Isaac Mozeson
  • Jewish Communities in Exotic Places, Jason Aronson Inc., Jerusalem, by Ken Blady
  • Jews In Africa: Ancient Black African Relations, Fact Paper 19-II, By Samuel Kurinsky
  • Hebrewisms of West Africa: From Nile to Niger With the Jews, The Dial Press, NY, 1931, by Joseph J. Williams
  • Jews of a Saharan Oasis: Elimination of the Tamantit Community, Markus Wiener Publishers, Princeton, NJ, 2006, by John Hunwick
  • Jews in Africa: Part 1 The Berbers and the Jews, by Sam Timinsky (Hebrew History Federation)
  • The Jews of Timbuktu, Washington Jewish Week, December 30, 1999, by Rick Gold
  • Les Juifs à Tombouctou, or Jews of Timbuktu, Recueil de sources écrites relatives au commerce juif à Tombouctou au XIXe siècle, Editions Donniya, Bamako, 1999 by Professor Ismael Diadie Haidara
  • Jews in Cape Verde and on the Guinea Coast, Paper presented at the University of Massachusetts-Dartmouth, February 11, 1996, by Richard Lobban

Примечания

  1. Тамид, 32b, и параллельная колонка, где "Земля Африканская", очевидно, - то же, что Карфаген.
  2. Исаия 23:01
  3. на Иехезкиэль 25:7
  4. Mek., Bo, 17; Tosef., Shab. vii. 25; Deut. R. v. 14; и особенно Sanh. 94a
  5. Tarikh es-Soudan, Paris, 1900, by Abderrahman ben-Abdall es-Sadi (trad. O. Houdas) pages 5-10
  6. [Примечание: Это предыдущее заявление не дает точную ссылку]
  7. Tarikh al-fattash, by Mahmoud Kati ben El-Hajj El Motaoukkal Kati, 1657, pages 62-63
  8. Jews of a Saharan Oasis: Elimination of the Tamantit Community (Евреи сахарского оазиса: ликвидация общины Тамантит), Markus Wiener Publishers, Princeton, NJ, 2006, by John Hunwick. page 67
  9. Primak, Karen Евреи в местах, о которых вы никогда не думали = Jews in Places You Never Thought of. — ISBN 0881256080
  10. "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979; раздел "Лев Африканский"
  11. "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979, стр. 346
  12. "Jewish Quarterly Review" iv. 375
  13. Basset, "Nedromah", p. 13
  14. L. Ruin "Origines Berbers," p. 406
  15. см. "Rev. Arch. de Constantine," 1867, p. 102
  16. Horowitz, l.c. p. 202
  17. там же, стр. 204
  18. там же, стр. 205
  19. DAGGATUN by Richard Gottheil in Jewish Encyclopedia
  20. "Bulletin de la Société de Géographie" (Dec., 1895; see "Bulletin All. Isr." ii. 42, 1880; "La Grand Encyclopedie," xxiii. 254; Meakin, "Land of the Moors", p.17 (Микин, "Земля мавров", стр. 17)).
  21. Rabbi Mardochee Aby Serour, Les Daggatoun: Tribu d'origine Juive demeurant dans le désert du Sahara, "Bulletin de l'Alliance Israelite Universelle", January 1880, 3-11.
  22. "Erwin de Bary. Ghat et les Tuareg de l'Ain," p. 181 (Гхат и туареги Аина)
  23. V. J. Horowitz. "Morokko," p. 58, Leipsic 1887 ("Марокко")
  24. God's Will The Travels of Rabbi Mordochai Abi Serour, by Dr. Sanford H. Bederman, GSU Department of Geography Research Series, 1980, page 9 (Волею Б-жьей странствия раввина Мордехая Аби Серура)
  25. Там же, стр. 7
  26. Там же, стр. 10
  27. Там же, стр. 14
  28. Там же, стр. 15
  29. Les Juifs à Tombouctou, or Jews of Timbuktu (Les Juifs à Томбукту, или евреи Тимбукту), Recueil de sources écrites relatives au commerce juif à Tombouctou au XIXe siècle, Editions Donniya, Bamako, 1999 by Professor Ismael Diadie Haidara, page 31
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация