Shakko (Обсуждение | вклад) |
м |
(3 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | [[Файл:Piero della Francesca 017 a.jpg|thumb||320px|<center>[[Пьеро делла Франческа]], [[базилика Сан-Франческо в Ареццо]]<br /> ''«Сон Константина Великого».'' <br />Накануне решающей битвы императору приснился ангел с крестом-[[лабарум]]ом в руках, в солнечном сиянии и с надписью «Сим победиши!»]]
| + | {{О_статье |
| + | |ТИП СТАТЬИ=4 |
| + | |СУПЕРВАЙЗЕР= |
| + | |УРОВЕНЬ= |
| + | |КАЧЕСТВО= |
| + | |АВТОР1= |
| + | |АВТОР2= |
| + | |АВТОР3= |
| + | |ВИКИПЕДИЯ= |
| + | |ПРОЕКТ= |
| + | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= |
| + | |ПОДТЕМА= |
| + | |ДАТА СОЗДАНИЯ=14/11/2010 |
| + | }} |
| | | |
- | Список включает перечисление знаменитых [[сновидение|сновидений]], описанных в классической литературе, мифологии и истории.
| |
| | | |
- | Как правило, эти сновидения можно разделить на следующие группы:
| + | == Авраам == |
- | # Явления божеств, божественных вестников и призраков умерших людей. Могут происходить как во сне, так и в период бодрствования, близки к [[Видение|видениям]] и носят обычно просто форму донесения до сновидца какой-либо информации, выраженной конкретным языком и понятными фразами. Служат обычно сюжетообразующими побудительными мотивами и в связи со своим однообразием особого интереса не представляют, за исключением тех случаев, когда принятое сновидцем решение значительно повлияло на ход истории.
| + | |
- | # Собственно сновидения, полные труднопонятных символов, возникающих на уровне подсознания, которые подвергаются различным расшифровкам и толкованиям и считаются вещими ([[пророчество|пророческими]]) снами. Из них в отдельную группу можно выделить:
| + | |
- | ## Сновидения матери о грядущем рождении ребёнка, который снится ей в виде некого предмета, либо же его особенном зачатии.
| + | |
- | ## Сновидения о грядущей смерти
| + | |
- | ## Сновидения, в которых человек предстаёт в виде растущего дерева.
| + | |
- | # В отдельную группу следует включить рассказы о совершённых во сне научных открытиях и придуманных творческих произведениях, в том числе музыкальных.
| + | |
- | | + | |
- | == В религии ==
| + | |
- | [[Файл:José de Ribera 048.jpg|thumb|350px|left||<center>[[Хосе Рибера]]. ''«Лестница Иакова»'': Иаков спит и видит сон, в котором ангелы спускаются и поднимаются по лестнице на небеса]]
| + | |
- | | + | |
- | === В Ветхом Завете ===
| + | |
- | Список сновидений Ветхого Завета [[Эрлих]]а насчитывает упоминания 35 снов; [[Мартина Дюлей]] довела это число до 45. По мнению [[Ле Гофф, Жак|Ле Гоффа]], можно остановиться на 43 снах<ref name="гофф">[http://www.krotov.info/lib_sec/04_g/gof/f_06.htm Жак Ле Гофф. Средневековый мир воображаемого]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Авраам ====
| + | |
| [[Авраам]] при заключении союза с Богом «меж рассечённых частей» впал в крепкий сон, в котором Бог открыл ему судьбу его потомков ({{Библия|Быт|15:12|-16}}). | | [[Авраам]] при заключении союза с Богом «меж рассечённых частей» впал в крепкий сон, в котором Бог открыл ему судьбу его потомков ({{Библия|Быт|15:12|-16}}). |
| | | |
- | ==== Лестница Иакова ====
| + | ==Лестница Иакова == |
| {{main|Лестница Иакова}} | | {{main|Лестница Иакова}} |
| Cюжет из [[Быт.|Книги Бытия]]: [[Иаков]] (XVII в. до н. э.) заснул в [[Вефиль (город)|Вефиле]] и увидел лестницу, которая {{ВЗ2|стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней|Быт|28:12}}, а также услышал обещание Господа оберегать его потомство и дать ему данную землю. | | Cюжет из [[Быт.|Книги Бытия]]: [[Иаков]] (XVII в. до н. э.) заснул в [[Вефиль (город)|Вефиле]] и увидел лестницу, которая {{ВЗ2|стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней|Быт|28:12}}, а также услышал обещание Господа оберегать его потомство и дать ему данную землю. |
Строка 28: |
Строка 26: |
| Впоследствии, в месте, называемом Пенуэл, Иаков вступил ночью в единоборство с неким ангелом, в результате чего повредил сухожилие и получил новое имя — ''Израиль'' ({{Библия|Быт|32:24|-32}}). Однако данное событие описано в Книге Бытия как реальное, а не как сновидение. | | Впоследствии, в месте, называемом Пенуэл, Иаков вступил ночью в единоборство с неким ангелом, в результате чего повредил сухожилие и получил новое имя — ''Израиль'' ({{Библия|Быт|32:24|-32}}). Однако данное событие описано в Книге Бытия как реальное, а не как сновидение. |
| | | |
- | ==== Иосиф ====
| + | == Иосиф == |
| С [[Иосиф Прекрасный|Иосифом]], сыном Иакова (XVI в. до н. э.), связан целый ряд историй о сновидениях, где он выступает не только как сновидец, но и как эрудированный толкователь снов. | | С [[Иосиф Прекрасный|Иосифом]], сыном Иакова (XVI в. до н. э.), связан целый ряд историй о сновидениях, где он выступает не только как сновидец, но и как эрудированный толкователь снов. |
| [[Файл:Joseph pharaon's dream.jpg|thumb|250px|||<center>''«Cон фараона».'' Немецкая гравюра]] | | [[Файл:Joseph pharaon's dream.jpg|thumb|250px|||<center>''«Cон фараона».'' Немецкая гравюра]] |
Строка 42: |
Строка 40: |
| ** Сон про ''семь колосьев тучных и полных и семь колосьев тощих'', которые съели тучные колосья. Толкование Иосифом обоих снов — семь урожайных лет, за которым последуют семь лет голода. | | ** Сон про ''семь колосьев тучных и полных и семь колосьев тощих'', которые съели тучные колосья. Толкование Иосифом обоих снов — семь урожайных лет, за которым последуют семь лет голода. |
| | | |
- | ==== Пророк Иезекииль ====
| + | == Пророк Иезекииль == |
| [[Файл:Doré Bible Ezechielovo vidění.JPG|thumb|250px|left|<center>«Божественная колесница»<br />(гравюра [[Доре, Гюстав|Гюстава Доре]])]] | | [[Файл:Doré Bible Ezechielovo vidění.JPG|thumb|250px|left|<center>«Божественная колесница»<br />(гравюра [[Доре, Гюстав|Гюстава Доре]])]] |
| [[Файл:Raffael 099.jpg||thumb|<center>Видение пророка Иезекииля.<br /> ([[Рафаэль]])]] | | [[Файл:Raffael 099.jpg||thumb|<center>Видение пророка Иезекииля.<br /> ([[Рафаэль]])]] |
Строка 50: |
Строка 48: |
| * Другое известное видение Иезекииля — «долина, полная сухих костей» ({{Библия|Иез|37}}), представляющая символ возрождения, казалось бы уже мёртвого еврейского народа. Бог показал Иезекиилю долину, полную сухих костей, — они так долго пролежали на палящем солнце, что плоть отстала от них — и спросил: «''Сын человеческий! Оживут ли кости эти?''» «''Господи Боже! Ты знаешь это''» — отвечает Иезекииль. Бог велит ему произнести пророчество: {{ВЗ2|кости сухие! слушайте слово Господне!» <...> введу дух в вас, и оживёте|Иез|37:4|,5}}. Только пророк произнес слова Господни, как кости пришли в движение и начали соединяться в скелеты, плоть нарастала на них, но тела оставались бездыханными. Тогда сказал Бог: {{ВЗ2|от четырёх ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут|Иез|37:9}}. И дыхание вошло в великое множество тел, и все встали на ноги. И сказал Господь Иезекиилю: {{ВЗ2|сын человеческий! кости сии — весь дом Израилев. Вот, они говорят: «иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня» <...> так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. <...> и вложу в вас дух Мой, и оживёте, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь|Иез|37:11|-14}}. | | * Другое известное видение Иезекииля — «долина, полная сухих костей» ({{Библия|Иез|37}}), представляющая символ возрождения, казалось бы уже мёртвого еврейского народа. Бог показал Иезекиилю долину, полную сухих костей, — они так долго пролежали на палящем солнце, что плоть отстала от них — и спросил: «''Сын человеческий! Оживут ли кости эти?''» «''Господи Боже! Ты знаешь это''» — отвечает Иезекииль. Бог велит ему произнести пророчество: {{ВЗ2|кости сухие! слушайте слово Господне!» <...> введу дух в вас, и оживёте|Иез|37:4|,5}}. Только пророк произнес слова Господни, как кости пришли в движение и начали соединяться в скелеты, плоть нарастала на них, но тела оставались бездыханными. Тогда сказал Бог: {{ВЗ2|от четырёх ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут|Иез|37:9}}. И дыхание вошло в великое множество тел, и все встали на ноги. И сказал Господь Иезекиилю: {{ВЗ2|сын человеческий! кости сии — весь дом Израилев. Вот, они говорят: «иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня» <...> так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. <...> и вложу в вас дух Мой, и оживёте, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь|Иез|37:11|-14}}. |
| | | |
- | ==== Пророк Даниил ====
| + | == Пророк Даниил == |
| [[Даниил (пророк)|Даниил]] (VI в. до н. э.), потомок знатного [[иудеи|иудейского]] рода. Подростком, в [[607 до н. э.|607 г. до н. э.]] попал вместе с соплеменниками в [[вавилонский плен]] после завоевания [[Навуходоносор II|Навуходоносором]] [[Иерусалим]]а. В [[Вавилон]]е получил [[халдеи|халдейское]] образование и был призван на службу при дворе. Согласно Библии, Даниил обладал даром понимать и толковать сны, чем и прославился при дворе [[Навуходоносор II|Навуходоносора]], а после падения [[Вавилон]]а — при дворе [[Дарий|Дария]] и [[Кир II Великий|Кира]]. | | [[Даниил (пророк)|Даниил]] (VI в. до н. э.), потомок знатного [[иудеи|иудейского]] рода. Подростком, в [[607 до н. э.|607 г. до н. э.]] попал вместе с соплеменниками в [[вавилонский плен]] после завоевания [[Навуходоносор II|Навуходоносором]] [[Иерусалим]]а. В [[Вавилон]]е получил [[халдеи|халдейское]] образование и был призван на службу при дворе. Согласно Библии, Даниил обладал даром понимать и толковать сны, чем и прославился при дворе [[Навуходоносор II|Навуходоносора]], а после падения [[Вавилон]]а — при дворе [[Дарий|Дария]] и [[Кир II Великий|Кира]]. |
| * Сон про ''[[колосс на глиняных ногах|колосса на глиняных ногах]]'': Навуходоносору приснился некий сон, и он приказал, чтобы мудрецы истолковали его. На просьбу мудрецов рассказать хотя бы содержание сна, царь ответил, что если они мудрецы, они должны сами догадаться, о чём был сон, и истолковать его. В противном случае он прикажет казнить их всех. Бог поведал Даниилу о чём был сон царя — это был сон про истукана на глиняных ногах. После успешного толкования царь поставил Даниила {{ВЗ2|над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими|Дан|2:48}}, а трое отроков, [[Анания, Азария и Мисаил]], были поставлены {{ВЗ2|над делами страны Вавилонской|Дан|2:49}}. | | * Сон про ''[[колосс на глиняных ногах|колосса на глиняных ногах]]'': Навуходоносору приснился некий сон, и он приказал, чтобы мудрецы истолковали его. На просьбу мудрецов рассказать хотя бы содержание сна, царь ответил, что если они мудрецы, они должны сами догадаться, о чём был сон, и истолковать его. В противном случае он прикажет казнить их всех. Бог поведал Даниилу о чём был сон царя — это был сон про истукана на глиняных ногах. После успешного толкования царь поставил Даниила {{ВЗ2|над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими|Дан|2:48}}, а трое отроков, [[Анания, Азария и Мисаил]], были поставлены {{ВЗ2|над делами страны Вавилонской|Дан|2:49}}. |
Строка 56: |
Строка 54: |
| : Толкование Даниила: дерево — это сам Навуходоносор, и его царство, которое будет истреблено и разрушено, но главный корень дерева будет оставлен — что царство останется при нём, когда он познает власть небесную.({{Библия|Дан|4:23}}) | | : Толкование Даниила: дерево — это сам Навуходоносор, и его царство, которое будет истреблено и разрушено, но главный корень дерева будет оставлен — что царство останется при нём, когда он познает власть небесную.({{Библия|Дан|4:23}}) |
| | | |
- | ==== Прочее ====
| + | == Прочее == |
| * [[Амвимелех]], царь герарский, взявший у [[Авраам]]а его жену [[Сарра|Сарру]], которую тот из страха объявил своей сестрой, увидел сон в котором {{ВЗ2|Бог… сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа|Быт|20:3}}. | | * [[Амвимелех]], царь герарский, взявший у [[Авраам]]а его жену [[Сарра|Сарру]], которую тот из страха объявил своей сестрой, увидел сон в котором {{ВЗ2|Бог… сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа|Быт|20:3}}. |
| * [[Соломон]] увидел сон, в котором Бог спросил его, что он хочет получить от него в дар ({{Библия|3Цар|3:5|-14}}). Соломон попросил: {{ВЗ2|даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло|3Цар|3:9}} и получил дар особой мудрости, став мудрейшим из людей. | | * [[Соломон]] увидел сон, в котором Бог спросил его, что он хочет получить от него в дар ({{Библия|3Цар|3:5|-14}}). Соломон попросил: {{ВЗ2|даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло|3Цар|3:9}} и получил дар особой мудрости, став мудрейшим из людей. |
Строка 62: |
Строка 60: |
| * В [[Септуагинта|Септуагинте]], в первой главе книги Эсфири приводится следующий сон [[Мардохей|Мордехая]]: «''ужасный шум, гром и землетрясение и смятение на земле; и вот, вышли два больших змея, готовые драться друг с другом, (…) и смутился весь народ праведных, опасаясь бед себе, и приготовились они погибнуть и стали взывать к Господу; от вопля их произошла, как бы от малого источника, великая река с множеством воды; и воссиял свет и солнце, и вознеслись смиренные и истребили тщеславных.''» ({{Библия|Есф|1:2|-12}}). В последней главе той же книги он выводит объяснение: «''ибо я вспомнил сон, который я видел о сих событиях; не осталось в нем ничего неисполнившимся. Малый источник сделался рекою, и был свет и солнце и множество воды: эта река есть Есфирь, которую взял себе в жену царь и сделал царицею. А два змея — это я и Аман; народы — это собравшиеся истребить имя Иудеев; а народ мой — это Израильтяне, воззвавшие к Богу и спасённые''». | | * В [[Септуагинта|Септуагинте]], в первой главе книги Эсфири приводится следующий сон [[Мардохей|Мордехая]]: «''ужасный шум, гром и землетрясение и смятение на земле; и вот, вышли два больших змея, готовые драться друг с другом, (…) и смутился весь народ праведных, опасаясь бед себе, и приготовились они погибнуть и стали взывать к Господу; от вопля их произошла, как бы от малого источника, великая река с множеством воды; и воссиял свет и солнце, и вознеслись смиренные и истребили тщеславных.''» ({{Библия|Есф|1:2|-12}}). В последней главе той же книги он выводит объяснение: «''ибо я вспомнил сон, который я видел о сих событиях; не осталось в нем ничего неисполнившимся. Малый источник сделался рекою, и был свет и солнце и множество воды: эта река есть Есфирь, которую взял себе в жену царь и сделал царицею. А два змея — это я и Аман; народы — это собравшиеся истребить имя Иудеев; а народ мой — это Израильтяне, воззвавшие к Богу и спасённые''». |
| | | |
- | === Новый Завет и христианские предания ===
| + | [[Категория:Библейские сюжеты]] |
- | Новый Завет, в отличие от Ветхого, включает только 9 сновидений (явлений или видений). 5 — в Евангелии от Матфея: 4 из них имеют отношение к рождению Иисуса ({{Библия|Мф|1:20}}; {{Библия|Мф|2:12|-19}}; {{Библия|Мф|2:22}}), 1 сон принадлежит жене Пилата. 4 оставшихся сна описаны в Деяниях Апостолов (XVI, 9; XVIII, 9; XXIII, 11; XXVII, 23), и принадлежат они святому апостолу Павлу<ref name="гофф"/>. Большинство из них касаются получения сновидцем чудесной вести, передаваемой вестником — ангелом, и должны трактоваться больше как явления, чем как сны.
| + | {{checked_final}} |
- | | + | |
- | В отличие от античных сюжетов, эти явления получили гораздо большее распространение в изобразительном искусстве, и поэтому их стоит перечислить:
| + | |
- | [[Файл:Ateni mural.jpg|thumb|150px|left|<center>Ангел является Иосифу во сне]] | + | |
- | * Сон [[Святой Иоаким|Иоакима]] о нежданном зачатии его женой [[святая Анна|Анной]] ребёнка — [[дева Мария|девы Марии]] (явление ангела)
| + | |
- | * [[Поклонение волхвов|Волхвов]] во сне предостерегает ангел не возвращаться из Вифлиема к [[Ирод]]у.
| + | |
- | [[Файл:The dream of Pilate's wife by Alphonse François.jpg|thumb|250px|<center>Сон Клавдии Прокулы]]
| + | |
- | * Сны [[Иосиф Обручник|Иосифа Обручника]] (также явления ангела):
| + | |
- | # явление ангела, рассказывающего о [[благовещение|Благовещении]], когда Иосиф убедился, что невеста его Мария понесла плод, и он хотел отослать ее
| + | |
- | # явление ангела, предупредившего о грядущем [[избиение младенцев|избиении младенцев]], и побудившего их к [[бегство в Египет|бегству в Египет]].
| + | |
- | # явление ангела в Египте, по прошествии нескольких лет сообщающего, что можно возвращаться домой.
| + | |
- | * Некий сон, случившийся у [[Клавдия Прокула|Клавдии Прокулы]], жены [[Понтий Пилат|Пилата]]. [[Евангелист Матфей]] сообщает о том, что во время суда над Иисусом жена Пилата послала к нему слугу сказать: ''«не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него»'' ({{Библия|Мф|27:19}}).
| + | |
- | * Описанный в [[Деяния святых апостолов|Деяних апостольских]] Сон (видение) апостола [[апостол Пётр|Петра]] про сосуд, спускающийся с небес в котором «''находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные''». Глас с неба повелел: «''Петр, заколи и ешь''». На возражение Петра, что не подобает употреблять в пищу нечистых животных был дан ответ: «''что Бог очистил, того ты не почитай нечистым''». Богословы трактуют это как необходимость проповеди среди всех народов, невзирая на их национальные и религиозные традиции. Этот сон был у апостола Петра перед тем, как он крестил римлянина [[Корнилий, сотник|Корнилия]].
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:MayaDream.jpg|thumb|250px||<center>''«Сон Майи»'': к лону царицы спускается хобот слона, как персонификация [[фаллос]]а]]
| + | |
- | | + | |
- | === Буддизм ===
| + | |
- | [[Файл:Dschuang-Dsi-Schmetterlingstraum-Zhuangzi-Butterfly-Dream.jpg|thumb|150px|left|<center>''«Сон Чжуан-цзы о бабочке»'']]
| + | |
- | * Царице [[Майя (царица)|Майе]], будущей матери [[Будда Гаутама|Будды]] (VI в. до н. э.), снится белый [[слон]], который объявляет, что он «все существа настроит на любовь и дружбу и соединит их в тесный союз». В этот момент происходит зачатие.
| + | |
- | | + | |
- | === Даосизм ===
| + | |
- | * Знаменитый сон [[Чжуан-цзы]], который побудил его к созданию своей концепции. Однажды Чжуан-цзы заснул и ему приснилось, что он [[бабочка]], которой снится, что она Чжуан-цзы. Проснувшись, философ долго не мог понять, кто же он — Чжуан-цзы, которому снилось, что он бабочка или бабочка, которой снилось, что она Чжуан-цзы<ref>[http://www.questia.com/googleScholar.qst?docId=96653475 Hans-Georg Möller ZHUANGZI’S «DREAM OF THE BUTTERFLY»--A DAOIST INTERPRETATION]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | === Ислам ===
| + | |
- | * Известным сновидцем был пророк [[Магомет]]:
| + | |
- | # Он рассказывал, что первое откровение случилось с ним именно во сне — явление ангела [[Джабраил]]а с сияющим свитком в руке, приказавшем ему читать. (См. также [[Вахй]]).
| + | |
- | # Знаменитый [[Мирадж]] — вознесение пророка на небеса, произошло, когда он был в состоянии между сном и бодрствованием. Некоторыми исламскими теологами он трактуется как сон.
| + | |
- | * Сон о грядущем рождении пророка приснился и его отцу Абдулле: он увидeл произрастание дерева, которое росло и поднималось вверх и, достигнув огромной высоты, стало излучать вокруг себя свет, что означало появление человека, который сможет это воплотить.
| + | |
- | * Знаменитая фраза-символ веры ''«[[Пять столпов ислама|Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк его!]]»'' приснилась сподвижнику Мухаммеда — Абдулле Бен Зайяда. Он заснул на молитве, и ему приснился человек в [[зелёный цвет|зелёном]] одеянии, который и научил его этой фразе.
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:Dream hecuba hi.jpg|thumb|350px||<center>[[Джулио Романо]]. ''«Сон Гекубы»'']]
| + | |
- | | + | |
- | === Античная мифология ===
| + | |
- | В античной мифологии неоднократно упоминается о явлениях каких-либо богов во сне, но подобные мотивы следует рассматривать скорее как чудесные явления, а не сновидения.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Сон Гекубы ====
| + | |
- | [[Гекуба]], царица Трои, будучи беременной [[Парис]]ом, увидела сон, будто она рожает факел, от которого сгорит весь город. Сон был истолкован прорицательницей [[Герофила|Герофилой]] — и младенца бросили в горах. Тем не менее, когда много лет спустя выросший Парис появился в Трое, его приняли как родного, забыв о предостережении. Благодаря совершенному Парисом похищению Елены, Троя действительно была сожжена дотла.
| + | |
- | * Ту же историю рассказывали об упомянутом в «[[божественная комедия|Божественной комедии]]» [[Эдзелино IV да Романо]]<ref>(Божественная комедия, А., XII, 110)</ref>, падуанском тиране: будто его матери приснилось, будто она родила горящий факел, сжегший всю Тревизанскую марку.
| + | |
- | | + | |
- | == В истории ==
| + | |
- | === История Древнего Востока ===
| + | |
- | * [[Гигес]], царь [[Лидия|Лидии]], увидел во сне бога [[Ашшур]]а, который повелел ему стать вассалом Ассирии и искать у неё помощи против киммерийцев ''«Обними ноги [[Ашшурбанипал]]а, царя Ассирии, и именем его побеждай твоих врагов»''<ref>[http://www.drevniymir.ru/vostok47.html Из анналов Ашшурбанипала, царя Ассирии]</ref>. Благодаря этому [[киммерийцы]] были вытеснены из Малой Азии и Лидия окрепла (VII в. до н.э). Сюжет примечателен, как один из самых ранних небиблейских примеров.
| + | |
- | * [[Тутмос IV]], египетский фараон (ок. 1397—1388 до н э.), рассказывал о чудесном сне, приснившемся ему, когда, будучи ещё царевичем, он после охоты отдыхал в тени Великого Сфинкса. Во сне ему явился бог Хоремахет-Хепри-Ра-Атум, которого якобы изображал Сфинкс, и потребовал расчистить его от песков, которые приносились ветром из пустыни, и ко времени Тутмоса уже почти полностью погребли под собой Великого Сфинкса. В награду за эту услугу бог обещал сделать Тутмоса фараоном. Проснувшись, Тутмос набрал рабочих, расчистил Сфинкса и вскоре стал фараоном. Надпись, повествующая об этом событии, была помещена на плите у передних лап Сфинкса.
| + | |
- | * Мидийский царь [[Астиаг]] (VI в. до н. э.) увидел во сне, будто из чрева его дочери Манданы выросла виноградная лоза, которая чрезвычайно разрослась, опутав собою землю. На другую ночь снова привиделось ему, будто «дочь его испустила столь огромное количество [[моча|мочи]], что затопила его столицу и всю Азию»<ref>[http://orel.rsl.ru/nettext/history/gerodot/klio.htm Геродот]</ref>. Сон был истолкован, как предвещающий рождение великого человека, и действительно, внуком Астиага оказался [[Кир II Великий]]. В страхе за свою власть царь приказывает погубить младенца, но тот чудесным образом спасается. История дошла в пересказе [[Геродот]]а, повлиявшем на другие легенды о снах.
| + | |
- | * В древнеиндийской ''«[[Йогавасиштха|Йогавасиштхе]]»'' есть легенда о правителе [[Лавана|Лаване]]. Однажды у него попросил аудиенции некий волшебник, которого Лавана принял с недоверием. Волшебник посмотрел ему в глаза, и Лавана вдруг очутился в другом месте. После ряда удивительных злоключений он стал человеком низшей касты; скитаясь с семьёй и видя неминуемую смерть детей от голода, решил убить себя и накормить их своим телом. Когда же, скрывшись за холм, крикнул жене: «Не забудь посолить мясо!» — он вдруг проснулся в своём дворце. Во сне он прожил семьдесят лет мучительной жизни; на деле прошло две минуты<ref name="наз">[http://www.nevmenandr.net/scientia/nazirov-ravnopravie.php Р. Г. Назиров/ Равноправие автора и героя в творчестве Достоевского (К концепции полифонического романа)]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | === Античная история ===
| + | |
- | * Агаристе приснилось, что она родила [[лев|льва]], и через несколько дней она родила [[Перикл]]а<ref>[http://www.krotov.info/lib_sec/16_p/plu/tarh_perikl.htm Плутарх. Перикл]</ref>.
| + | |
- | * ''Сны родителей [[Александр Македонский|Александра Македонского]]:''
| + | |
- | ** [[Олимпиада (эпирская царевна)|Олимпиаде]] за день до свадьбы, по преданию, приснилось, что вокруг неё шумит грозная буря, яркая молния ударяет ей во чрево, из него блеснул яркий огонь, пожирающее пламя которого широко распространилось и затем исчезло<ref name="плу"/>.
| + | |
- | ** когда [[Филипп II Македонский|Филиппу II]], спустя некоторое время после свадьбы приснилось, что он запечатал чрево своей жены [[олимпиада (эпирская царевна)|Олимпиады]] печатью, на которой был вырезан лев, — «все предсказатели истолковывали этот сон в том смысле, что Филиппу следует строже охранять свои супружеские права, но [[Аристандр]] Телмесский сказал, что Олимпиада беременна, ибо ничего пустого не запечатывают, и что беременна она сыном, который будет обладать отважным, львиным характером»<ref name="плу">[http://www.krotov.info/lib_sec/16_p/plu/tarh_aleksandr.htm Плутарх. «Александр» (II)]</ref>.
| + | |
- | * В Талмуде приведен рассказ о сне Александра Македонского, который повторялся перед важнейшими битвами. Ему являлся старец, его благословлявший на победу. Когда Алексндр Македонский достиг Иерусалима, то во встретившем его Шимоне праведном он узнал старца из своего сна.
| + | |
- | * «Говорят, что, когда [[Сократ]] собирался принять к себе [[Платон]]а, ему приснилось, будто на коленях у него сидит [[лебедь]] без крыльев, а потом вдруг у лебедя прорезаются крылья и он взлетает ввысь со звонким криком, чаруя слух каждому: так была предвозвещена будущая слава Платона»<ref>[http://www.krotov.info/lib_sec/05_d/dio/gen_09.htm Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов]</ref>.
| + | |
- | * ''Сон [[Гай Юлий Цезарь|Цезаря]]'', о котором рассказывает [[Светоний]]: Цезарю приснилось, будто он насилует свою мать, что его очень смутило. «Толкователи еще больше возбудили его надежды, заявив, что сон предвещает ему власть над всем миром, так как мать, которую он видел под собой, есть не что иное, как земля, почитаемая родительницей всего живого»<ref>[http://www.krotov.info/acts/01/3/svetony_1.htm Светоний. Жизнь 12 цезарей. Гай Юлий Цезарь]</ref>. Как известно, его честолюбивые надежды осуществились.
| + | |
- | * ''Cон [[Калигула|Калигулы]]'' накануне его убийства: императору приснилось, что он стоит перед небесным троном [[Юпитер (мифология)|Юпитера]], и тот пинком правой ноги внезапно сбрасывает его обратно на землю (Светоний).
| + | |
- | [[Файл:Crismon-symbol.svg|thumb|100px|left|<center>[[Константинов крест]]]]
| + | |
- | | + | |
- | === Средневековье ===
| + | |
- | [[Файл:The Vision of Saint Helena veronese.jpg|thumb|200px||<center>[[Веронезе]]. ''«Видение святой Елены»''</center>]]
| + | |
- | | + | |
- | ==== Сон Константина ====
| + | |
- | Император [[Константин Великий]] увидел сон накануне [[Битва у Мильвийского моста|Битвы у Мильвийского моста]] — т. н. [[константинов крест]] в синем небе и солнечном сиянии с надписью ''«In hoc signo vinces»'' (Сим победиши!), [[312 год]].
| + | |
- | | + | |
- | Тема нередко встречается в изобразительном искусстве, поскольку победа в этой битве рассматривается как поворотный момент в истории, приведший к принятию Константином христианства как государственной религии. Одной из причин обращения самого могущественного из мирян, равно как и всей Римской империи, стало видение.
| + | |
- | | + | |
- | Кроме того, в поздних источниках ([[Сократ Схоластик]], [[Феофан Исповедник]]) появляется история о видении его матери, [[Елена Равноапостольная|святой Елены]]: «''имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми''»<ref name="feofan">[http://www.krotov.info/acts/08/3/feofan_01.htm «Хронография» Феофана], год 5817 (по [[Библейская хронология|александрийской эре]]) ([[324]]/[[325]] н. э.)</ref>. Считается, что ей приснился [[Животворящий Крест]], после чего она отправилась в [[Иерусалим]] на раскопки и обнаружила эту святую реликвию. Интересно сходство между двумя сюжетами, снов матери и сына.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Сны Карла Великого ====
| + | |
- | * Легенды о [[карл Великий|Карле Великом]] (VIII в.) гласят, что однажды этому императору приснилось, будто маленький голый мальчик спас его от смерти на охоте и попросил в награду одежду. Один из епископов объяснил, что во сне ему явился святой мученик [[Кирик и Иулитта|Кирик]] (убитый в младенчестве), который таким аллегорическим образом намекал на необходимость ремонта крыши посвященного ему собора.
| + | |
- | * Сон императора имел большое значение для установление паломнического [[путь Святого Иакова|пути святого Иакова]]: ему приснился [[Млечный путь]], который простирался к святому месту через Францию и Испанию, а Господь призывал Карла расчистить «звёздную» дорогу от мавров. Император повёл войска через Пиренеи и освободил [[Кастилия и Леон|Кастилию и Леон]], [[Галисия|Галисию]], [[Наварра|Наварру]] и [[Ла-Риоха|Ла-Риоху]]<ref>[http://www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/archives/?item_id=1227 «Вокруг Света»: Дорога на Сантьяго-де-Компостела]</ref>.
| + | |
- | * Сон Карла Великого как литературного персонажа фигурирует в ''«[[песнь о Роланде|Песни о Роланде]]»'', где в четырёх кульминационных пунктах развития действия император видит сны, в частности, побуждающие его отправиться в поход — св. апостол Иаков призывает его освободить Галлию от сарацин. Накануне роковой для Роланда битвы Карл также видит вещий сон.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Cны христианских святых ====
| + | |
- | История средневековья и [[житие|житийная]] литература насчитывает огромное число упоминаний снов различных святых, но по большей части это также — именно божественные явления, в данном случае уже Иисуса Христа или других религиозных фигур, которые понятными фразами побуждают их к чему-либо. Интерес же представляют гораздо более редкие сновидения второго типа.
| + | |
- | | + | |
- | ===== Блаженный Иероним =====
| + | |
- | [[Файл:Francisco de Zurbarán 021.jpg|thumb||350px|<center>[[Сурбаран]]. ''«Наказание св. Иеронима ангелом»'']]
| + | |
- | [[Иероним Стридонский]] в [[370]] г. в путешествии увидел сон, в котором его пороли за излишнее увлечение античной (языческой) литературой:
| + | |
- | | + | |
- | {{quotation|... Внезапно я был охвачен духом и поставлен перед престолом Судьи... Когда меня спросили, кто я такой, я ответил — христианин. «Ты лжешь, — был ответ. — Ты последователь Цицерона, а не христианин. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Я сразу же онемел, и пока меня побивали [[плеть]]ми (так как Он приказал меня наказать плетьми), я более мучился от огня совести... Я произнес клятву и призвал имя Его: «Господи, если у меня когда-либо будут мирские книги или если я буду читать их, то это значит, что я отказался от Тебя»... С того времени я читал книги Божьи с большим рвением, нежели я до того читал книги человеческие. (Письмо 22:30)}}
| + | |
- | | + | |
- | После того, как Иероним дал клятву не брать в руки классиков, он действительно, в течение 15 лет не читал ни [[Цицерон]]а, ни [[Вергилий|Виргилия]]<ref>[http://mystudies.narod.ru/name/h/hieronimus/jerome.htm Иероним Стридонский]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | ===== Блаженный Августин =====
| + | |
- | [[Аврелий Августин]] (354—430 гг.), подчеркивая важность сновидений в своей жизни, первый сон, предвещающий его обращение, приписывает своей матери Монике. Во время тяжелой болезни язычника-сына христианка Моника видит во сне юношу, уверяющего её, что сын станет здоров не только физически, но в скором будущем и духовно. На деревянной линейке, на которой стоит она сама, она видит Августина вместе с этим юношей и слышит, как Бог говорит ей: ''«Там, где ты стоишь, он тоже стоять будет».''
| + | |
- | | + | |
- | Обращение Августина, случившееся в [[386]] г., спустя 9 лет после сна его матери, предваряет знаменитая сцена в миланском саду. После бурного плача, предшествовавшего обращению Августина и его друга Алипия, Августин вопрошает Господа, «доколе, доколе» тот будет гневаться на него и сможет ли он вообще когда-нибудь обратиться? ''«Опять и опять: „завтра, завтра!“»''. Упав под смоковницей в своем саду в Милане, Августин засыпает. Затем он слышит голос «из соседнего дома» «будто мальчика или девочки», повелевающий ему: ''«Tolle, lege» («Возьми, читай!»)'', и, открыв текст Евангелия, он попадает на отрывок из послания апостола Павла к Римлянам (XIII, 13): ''«Не в пирах и пьянстве, не в спальнях и не в распутстве, не в ссорах и в зависти: облекитесь в Господа Иисуса Христа и попечение о плоти не превращайте в похоти»'' (Исповедь, VIII, XII, 28—29)<ref name="гофф"/>.
| + | |
- | | + | |
- | ===== Франциск Ассизский =====
| + | |
- | [[Файл:Giotto - Legend of St Francis - -06- - Dream of Innocent III.jpg|thumb|350px||<center>[[Джотто]]. ''«Иннокентию III является во сне Святой Франциск, поддерживающий церковь».'' [[Церковь Сан-Франческо в Ассизи]]]]
| + | |
- | С именем [[Франциск Ассизский|Франциска Ассизского]] (XIII век), основателя столь влиятельного в будущем ордена [[францисканцы|францисканцев]], связано несколько снов, описанных в его житии:
| + | |
- | # ''Сон о дворце'' — приснился юному Франциску, еще не ставшему на свой путь. «Огромный и пышный дворец с множеством воинского оружия, украшенного знаком креста Христова. Он стал спрашивать во сне, чей это дворец и откуда он взялся, и услышал ответ и подтверждение свыше, что всё это будет принадлежать ему и его воинству» — сон обещает великое будущее тому, что сделает Франциск.
| + | |
- | # ''Сон папы римского [[Иннокентий III (папа римский)|Иннокентия III]]''. Бродячая францисканская братия явилась в Рим с просьбой придать им официальный статус, но понтифик отказывался это делать, пока папа не увидел, «как [[Латеранская базилика]] устрашающе рушится, колонны подламываются, своды осыпаются. Но внезапно является бедный брат из Ассизи, растёт и растёт, достигает гигантских размеров и подставляет спину падающему зданию. Как по волшебству стены восстанавливаются, и храм обретает устойчивость». Папа понял, что Бог хотел воспользоваться этим человеком, чтобы восстановить свою Церковь, которой угрожают еретики и дурное поведение христиан, и утвердил устав францисканского ордена.
| + | |
- | # ''«Явление [[Григорий IX (папа римский)|Григорию IX]]»''. Когда Франциск умер, папа Григорий IX, сомневался в том, что тот действительно обрел стигматы. Но однажды ночью явился ему во сне святой Франциск. Лицо его было сурово, и упрекал он Григория за его сомнения. Затем поднял он свою правую руку и показал рану в подреберье, а затем сказал взять чашу и собрать кровь, стекающую из раны. Папа взял чашу, и кровь переполнила её через края. С этой ночи Григорий так уверовал в стигматы, что не позволял больше никому усомниться в этих чудесных знаках и наказывал сурово таких людей. Франциск был канонизирован, и его [[стигматизация]] стала догматом.
| + | |
- | | + | |
- | Изображения этих событий несут фрески Джотто в [[Церковь Сан-Франческо в Ассизи|ассизской церкви]].
| + | |
- | | + | |
- | ===== Святой Доминик =====
| + | |
- | Матери [[Святой Доминик|св. Доминика]], называемой обычно Хуана де Аза ''([[:en:Juana de Aza|Juana de Aza]])'', приснилось, что она рожает черно-белого пса с горящим факелом в пасти. В будущем им будет основан орден [[доминиканцы|доминиканцев]] (''domini canum'' может расшифровываться как «псы господни»), чьи орденские одеяния будут иметь черный и белый цвета, и который внесет огромную лепту в создание дела инквизиции.
| + | |
- | | + | |
- | Пёс с факелом станет одним из атрибутов изображений Св. Доминика.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Николя Фламель ====
| + | |
- | Знаменитому алхимику [[Николя Фламель|Фламелю]] в молодости приснился следующий сон: ему явился ангел, державший в руках книгу в медной обложке, и, показав форзац, произнес: «Фламель, посмотри внимательно на эту книгу, ты в ней ничего не понимаешь, как и многие другие, но в один прекрасный день ты увидишь то, что никто не смог бы разглядеть»<ref>[http://malib.ru/sadul_alchemy/11/02/Садуль. «Алхимия. Никола Фламель, писарь»]</ref>. Он описывает в своем труде ''«Толкование иероглифических знаков»'' («Explication des figures hieroglyphiques»), как через много лет ему в руки случайно попала эта книга, показанная ему в видении, и он узнал из неё много тайн. Этот сон послужил отправной точкой для его карьеры адепта.
| + | |
- | | + | |
- | === Мезоамериканская история ===
| + | |
- | * Вещий сон [[инки|инкского]] императора [[Уиракуча Инка]] (ум. в [[1437]] г.). Во сне к нему пришёл бог [[Виракоча]] (создатель всего живого и божественного и единственный [[борода]]тый бог в местном пантеоне) и сказал, что идут люди с белой кожей, с палками, извергающими огонь. Благодаря этому сну в [[1531]] г. [[Франсиско Писарро]] был принят инками сначала с удивлением и преклонением, что облегчило [[конкиста|конкисту]].
| + | |
- | | + | |
- | === История России ===
| + | |
- | * Согласно [[Иоакимовская летопись|Иоакимовской летописи]] на смертном одре [[Гостомысл]] поведал о своем пророческом сне. Ему приснилось, как «из чрева средние дочери его Умилы» выросло чудесное дерево. Волхвы объяснили ему значение сна: «от сынов ея имать наследити ему, и земля угобзится княжением его». Эта легенда связана с той версией происхождения [[Рюрик]]а — родоначальника русской монархии, которая делает его сыном Умилы. История сновидения Гостомысла полностью аналогична сну, увиденному дедом Кира Великого и, скорее всего, отражает влияние текста Геродота.
| + | |
- | * Сон [[Ломоносов]]а, в котором он увидел гибель своего отца на одном из островов Белого моря, которая действительно произошла. Этот пример приводится как классический случай [[телепатия|телепатии]].
| + | |
- | | + | |
- | === История Японии ===
| + | |
- | [[Файл:Gekko Emperor Godaigo.jpg|thumb||450px|<center>[[Огата Гекко]]. ''«Видение императора Годайго»'']]
| + | |
- | Император [[Годайго]] ''([[:en:Emperor Go-Daigo|Emperor Go-Daigo]])'', свергнутый с трона, увидел сон, побудивший его привлечь на свою сторону [[Кусуноки Масасигэ]] ''([[:en:Kusunoki Masashige|Kusunoki Masashige]])'' и способствовавший восстановлению его на троне. Император дремлет, и ему вновь видится, что он находится во дворе своего дворца в [[Киото]].
| + | |
- | | + | |
- | «Он увидел огромное вечнозеленое дерево с густой листвой, ветви которого по большей части были обращены к югу. Под деревом располагались Три Великих Министра и все другие высшие чиновники, сидевшие в соответствии со своим рангом. Главное место, обращенное к югу, было высоко поднято, благодаря множеству подложенных циновок, однако на нем никто не сидел. ''„Для кого может быть приготовлено это место?“'' — подумал император, стоя там во сне. Вдруг появились двое детей с волосами разобранными и расчесанными на пробор. Преклонив колени перед императором они заплакали в рукава и молвили: ''„На всей земле нет такого места, где бы Его Величество смог укрыться даже на короткое время. Все же, под этим деревом есть место, сидя на котором обращаешься к югу. Это императорский трон, предназначенный для Вас. Пожалуйста, посидите там немного!“''. Затем император увидел, как дети поднялись в воздух и исчезли, — он немедленно проснулся».
| + | |
- | | + | |
- | Император показалось, что во сне ему явилось какое-то знамение небес. Он тщательно это обдумал и понял, что, расположив иероглиф «юг» рядом с иероглифом «дерево», получишь знак «[[камфарное дерево]]», звучащий ''кусуноки''. ''«Когда те двое детей попросили меня сесть под деревом, обратившись к югу,'' — подумал император, ''— это должно быть был знак от бодхисаттв [[Никко]] и [[Гакко]], что я вновь обрету власть над этими пределами и буду управлять их народом».'' Наутро он призвал монаха храма Касаги по имени Дзёдзюбо, и спросил его, нет ли в этих краях воина по имени Кусуноки, в лице коего и нашёл помощь<ref>Сон и встреча описаны в Тайхэйки («Хроника Великого Спокойствия»), издание «Нихон котэн бунгаку тайкэй», Токио, 1960, I: 96-98.</ref><ref>[http://www.japonica.ru/Texts/Morris/6Masashige.shtml#_ftn14 Айван Моррис. Благородство поражения]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | === История США ===
| + | |
- | [[Линкольн, Авраам|Авраам Линкольн]], 16-й [[президент США]], оставил запись в своём личном дневнике о вещем сне, увиденном им за десять дней до своей гибели [[14 апреля]] [[1865 год]]а на спектакле «Мой американский кузен» (в театре Форда):
| + | |
- | | + | |
- | «Ночью Линкольн услышал плач и голоса. Спустившись в один из залов Белого дома, он увидел толпу людей, столпившихся вокруг одного места в зале. Пробравшись сквозь толпу, он увидел в центре зала гроб, накрытый американским флагом.
| + | |
- | | + | |
- | — Кого хоронят? — спросил он рядом стоящего человека.
| + | |
- | | + | |
- | — Разве вы не знаете!? Президента убили. — ответил человек.
| + | |
- | | + | |
- | Утром он рассказал сон своей жене, но не получил никакого комментария»<ref>[http://www.noviyegrani.com/archives_show.php?ID=163 Novigrani | Сны: духовный подход<!-- Заголовок добавлен ботом -->]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | == Открытия, совершённые во сне ==
| + | |
- | {| class="toccolours" style="float: right; margin-left: 1em; margin-right: 2em; font-size: 85%; background:#FFE4B5; color:black; width:30em; max-width: 40%;" cellspacing="5"
| + | |
- | | style="text-align: left;" |''[[Мовсес Хоренаци]] пишет:''<br />
| + | |
- | «И видит он (Месроп Маштоц) не сон ночной и не видение наяву, но в бьющемся своем сердце открывшуюся очам души десницу, пишущую на камне. Камень же, подобно снегу, сохранял следы начертаний. И не только показалось это ему, но и во всех подробностях отложилось в уме Месропа, словно в каком-то сосуде. И воспряв от молитв, он создал наши письмена…»<ref name="">[http://www.vehi.net/istoriya/armenia/khorenaci/03.html Мовсес Хоренаци. История Армении, III, 53 ]</ref>.
| + | |
- | |}
| + | |
- | * Сон [[Месроп Маштоц|Месропа Маштоца]], в котором [[ангел]] показал ему [[армянский алфавит]].
| + | |
- | * Сон [[Декарт]]а: ему приснилась открытая книга, которую он для себя назвал ''scientia mirabilis'' — сумма всех наук. Эта концепция оказалась очень важной для сложения его мировоззрения и заложила основы современного научного метода. Содержание сна было записано в не дошедшем до нас дневнике сновидений Декарта, носившем название ''Olympica''. К счастью, сон был пересказан биографом Декарта Адриеном Байе<ref>[http://kolesnik.ru/2005/descartes-dream/ Сон Декарта]</ref>. Согласно другому тексту (возможно, описывающему другой сон), перед ним предстал некий «дух истины» и принялся упрекать его за леность. Этот дух полностью овладел сознанием Декарта и убедил его в том, что ему в жизни предназначено доказать, что математические принципы применимы при познании природы и могут принести огромную пользу, придавая научному знанию строгость и определённость.
| + | |
- | * Сон [[Менделеев]]а, в котором он будто бы увидел свою знаменитую [[таблица Менделеева|таблицу]].
| + | |
- | [[Файл:Benzol.svg|thumb|100px|left||<center>Бензол]]
| + | |
- | * Сон немецкого химика [[Кекуле, Фридрих Август|Фридриха Кекуле]]. Он долго бился над структурной формулой [[бензол]]а, пока во сне ему не явился образ [[Уроборос|змеи, кусающей саму себя за хвост]]<ref>[http://o-time.narod.ru/ofizike.htm О физике и метафизике]</ref><ref>''F.A. Keule, as reported during a convention, 1890:'' Again the atoms were juggling before my eyes…my mind’s eye, sharpened by repeated sights of a similar kind., could now distinguish larger structures of different forms and in long chains, many of them close together; everything was moving in a snake-like and twisting manner. Suddenly…one of the snakes got hold of its own tail and the whole structure was mockingly twisting in front of my eyes. As if struck by lightning, I awoke…Let us learn to dream, gentlemen, and then we may perhaps find the truth.</ref><ref>Согласно другой версии, которая противоречит первой: «всю дорогу в дилижансе Кекуле снились дикари, которые хаотично плясали перед глазами и упорно не желали подчиняться никакому порядку. Как вдруг учёный заметил, что небольшая группа этих дикарей вышла из общей варварской пляски и, взявшись за руки, закружилась в правильном хороводе. В тот же миг он очнулся и понял, что это и есть искомая им формула бензола — как люди в хороводе образуют замкнутый круг, так и бензольные атомы непременно должны замыкаться в кольцо». Вероятно, этот рассказ возник под влиянием рассказа о сне Элиаса Хоува</ref>.
| + | |
- | * [[Бурдах, Фридрих|Фридриху Бурдаху]] приснилась идея о кровообращении<ref>Приснилось мне, что кровь течет своей собственной силой и впервые приводит в движение сердце, так что рассматривать последнее как причину движения крови — это все равно что объяснять течение ручья действием мельницы, которую именно он приводит в движение. Приведу еще одну из таких полуистинных догадок, доставивших мне такое большое удовольствие во сне: 17 июля 1822 г. я подумал во время послеобеденного сна, что сон, как и удлинение мышц, есть возвращение в себя (ein in sich gehen), которое заключается в упразднении противодействия; я проснулся с чувством полного прояснения, которое, казалось мне, эта мысль распространяла на широкий круг жизненных явлений, но тотчас же все погрузилось снова в сумрак — до того чужд был для меня подобный взгляд" (Radestock. «Schlaf und Traum». S. 183). [http://www.krotov.info/lib_sec/12_l/lap/shin_03.htm Иван Лапшин. Философия изобретения и изобретения в философии]</ref>.
| + | |
- | * Элиас Хоув ''([[:en:Elias Howe|Elias Howe]])'', создавший в [[1845 год]]у [[Швейная машина|швейную машинку]], перед этим мучался, как расположить игольное ушко так, чтобы нить цеплялась с противоположной стороны ткани. Сначала он располагал его как в обычной, ручной [[игла|игле]], на конце, но эксперименты не приносили результатов, пока однажды ему не приснилось, что он окружён хороводом дикарей, взявших его в плен. Они плясали вокруг него, потрясая копьями, и он заметил, что эти копья имеют ушко под острием. Проснувшись, он переместил игольное ушко в противоположный конец иголки — к острию, и проблема была решена<ref name="две">[http://www.brilliantdreams.com/product/famous-dreams.htm TWELVE FAMOUS DREAMS Creativity and Famous Discoveries From Dreams ]</ref>.
| + | |
- | * [[Лёви, Отто|Отто Леви]], нобелевский лауреат, увидел во сне нервную передачу сердечных импульсов<ref name="сно"/><ref>«The night before Easter Sunday of that year I awoke, turned on the light, and jotted down a few notes on a tiny slip of paper. Then I fell asleep again. It occurred to me at 6 o’clock in the morning that during the night I had written down something most important, but I was unable to decipher the scrawl. The next night, at 3 o’clock, the idea returned. It was the design of an experiment to determine whether or not the hypothesis of chemical transmission that I had uttered 17 years ago was correct. I got up immediately, went to the laboratory, and performed a single experiment on a frog’s heart according to the nocturnal design.» (''The War of the Soups and the Sparks: The Discovery of Neurotransmitters and the Dispute Over How Nerves Communicate''
| + | |
- | by Elliot S. Valenstein)</ref>.
| + | |
- | * Сон [[Бор, Нильс|Нильса Бора]] про структуру атома — ядро и электроны приснились ему в образе Солнечной системы с вращающимися планетами.
| + | |
- | * Сон [[Бантинг, Фредерик|Фредерика Бантинга]] об эксперименте, который в итоге привел к открытию [[инсулин]]а.
| + | |
- | * Величайший математик Индии [[Сриниваса Рамануджан]] утверждал, что все его открытия пришли к нему во сне от индуистской богини Намагири (одной из ипостасей [[Лакшми]]). В его сновидениях она писала уравнения на его языке.
| + | |
- | * Советский авиаконструктор [[Олег Антонов]] увидел во сне и после пробуждения зарисовал форму хвостового оперения самолета-гиганта «[[Антей (самолёт)|Антей]]».
| + | |
- | | + | |
- | === Приснившаяся музыка ===
| + | |
- | {| class="toccolours" style="float: right; margin-left: 1em; margin-right: 2em; font-size: 85%; background:#FFE4B5; color:black; width:30em; max-width: 40%;" cellspacing="5"
| + | |
- | | style="text-align: left;" |''[[Пол Маккартни]] свидетельствует:''<br />
| + | |
- | «Я проснулся с красивой мелодией в голове. Это потрясающе… Что это? Я встал с кровати, подошел к пианино… Я не мог поверить, что сочинил это. Я ведь никогда не писал ничего подобного, но вот она, мелодия. Я снова и снова проверял ее на разных людях, и они говорили: „нет, это классно, и я думаю, что написал это именно ты“. Только через некоторое время я решился предъявить её как свою».
| + | |
- | |}
| + | |
- | * Соната [[Тартини, Джузеппе|Джузеппе Тартини]] ''«Трели дьявола»'' ([[1713]]), по собственному признанию композитора, была услышана им во сне в исполнении самого дьявола<ref>''Михеева Л. В.'' 166 биографий великих композиторов. — СПб: Композитор, 1999</ref><ref>In the dream, he handed his violin to the devil himself, who began to «play with consummate skill a sonata of such exquisite beauty as surpassed the boldest flights of my imagination. I felt enraptured, transported, enchanted; my breath was taken away, and I awoke. Seizing my violin I tried to retain the sounds I had heard. But it was in vain. The piece I then composed … was the best I ever wrote, but how far below the one I heard in my dream!» (From The World of Dreams by Havelock Ellis, published by Houghton Mifflin in 1911.)</ref>.
| + | |
- | * Песня ''«[[:en:The Lost Chord|The Lost Chord]]»'' [[Салливан, Артур|Артура Салливана]], мелодия которой приснилась ему в [[1877]] г., стала шлягером своего времени<ref name="сно">[http://www.spp.org.ru/page.php?id=145&PHPSESSID=d2e2f584d848da10284917b56a4477ce Сновидения как царская дорого к бессознательным решениям]</ref>.
| + | |
- | * [[Рихард Вагнер]] сказал по поводу'' «[[тристан и Изольда (опера)|Тристана и Изольды]]»:'' «Такое можно услышать во сне, — да, все это мне приснилось, мой бедный ум никогда бы не придумал этого целенаправленно».
| + | |
- | * Песня [[Beatles]] ''«[[Yesterday]]»''.
| + | |
- | * Гитарный риф песни ''«[[(I Can’t Get No) Satisfaction]]»'' группы [[The Rolling Stones]] был услышан [[Ричардс, Кит|Китом Ричардсом]] во сне.
| + | |
- | * Пианисту [[Горовиц, Владимир Самойлович|Владимиру Горовицу]] снились аппликатуры его фортепианных исполнений.
| + | |
- | | + | |
- | === Приснившиеся литературные образы ===
| + | |
- | * Cогласно легенде, [[Данте Алигьери|Данте]] увидел идею ''«[[Божественная комедия|Божественной комедии]]»'' во сне в [[Великая Пятница|Великую Пятницу]] [[1300 год]]а. Более того, в [[1321 год]]у, после его смерти часть манускрипта была утеряна (13 последних песен), но его сын Якопо увидел сон, в котором явившийся отец подсказал ему, где она лежит<ref name="gr">[http://www.dr-dream.com/hist.htm Great moments in dream history]</ref>.
| + | |
- | * [[Кольридж, Сэмюэл Тейлор|Кольридж]] признавал, что поэма о [[Хубилай|Кубла Хан]]е ([[1797]]) была написана им под результатом видений во сне, вызванном употреблением [[опиум]]а.
| + | |
- | * [[Мэри Шелли]] увидела во сне идею [[Франкенштейн, или Современный Прометей|Франкенштейна]] ([[1818]] г.)<ref>«When I placed my head upon my pillow, I did not sleep, nor could I be said to think… I saw — with shut eyes, but acute mental vision — I saw the pale student of unhallowed arts kneeling beside the thing he had put together. I saw the hideous phantasm of a man stretched out, and then, on the working of some powerful engine, show signs of life, and stir with an uneasy, half-vital motion. Frightful must it be; for supremely frightful would be the effect of any human endeavor to mock the stupendous Creator of the world… I opened mine in terror. The idea so possessed my mind, that a thrill of fear ran through me, and I wished to exchange the ghastly image of my fancy for the realities around. …I could not so easily get rid of my hideous phantom; still it haunted me. I must try to think of something else. I recurred to my ghost story — my tiresome, unlucky ghost story! O! if I could only contrive one which would frighten my reader as I myself had been frightened that night! Swift as light and as cheering was the idea that broke upon me. 'I have found it! What terrified me will terrify others; and I need only describe the spectre which had haunted me my midnight pillow.' On the morrow I announced that I had thought of a story. I began that day with the words, 'It was on a dreary night of November', making only a transcript of the grim terrors of my waking dream.» (Mary Wollstonecraft Shelley, from her introduction to Frankenstein)</ref>.
| + | |
- | * [[Браунинг, Роберт|Браунинг]] утверждал, что поэма ''«[[Чайльд-Роланд дошёл до Тёмной Башни]]»'' (1855) пришла к нему во сне уже полностью написанной.
| + | |
- | * [[Стивенсон, Роберт Льюис|Стивенсону]] приснилась идея ''«[[Доктор Джекил и мистер Хайд|Доктора Джекила и мистера Хайда]]»''.
| + | |
- | * [[Карл Перкинс]] придумал во сне текст к своему хиту ''«[[:en:Blue Suede Shoes|Blue Suede Shoes]]»''.
| + | |
- | * [[Стивен Кинг]] вдохновлялся своим сном при создании ''«[[Мизери (роман)|Мизери]]»''<ref>«Like the ideas for some of my other novels, that came to me in a dream. In fact, it happened when I was on Concord, flying over here, to Brown’s [a hotel in England]. I fell asleep on the plane and dreamt about a woman who held a writer prisoner and killed him, skinned him, fed the remains to her pig and bound his novel in human skin. His skin, the writer’s skin. I said to myself, 'I have to write this story.' Of course, the plot changed quite a bit in the telling. But I wrote the first forty or fifty pages right on the landing here, between the ground floor and the first floor of the hotel.»</ref>, также как и при написании некоторых других книг.
| + | |
- | | + | |
- | == Мотив сновидений в мировой литературе ==
| + | |
- | [[Файл:Ossiansongs.JPG|thumb|350px||<center>[[Энгр]]. ''«Сон Оссиана»:'' <br />знаменитый бард видит во сне события истории знаменитого героя — [[Финн Мак Кумал|Финна Мак Кумала]], своего деда, которого он воспоёт ]]
| + | |
- | {{main|Сновидения в литературе}}
| + | |
- | <small>Данные сюжеты также используются в произведениях изобразительного искусства.</small>
| + | |
- | * Сновидение [[Пенелопа|Пенелопы]] в ''«[[одиссея|Одиссее]]»'': она видит двое ворот, ведущих в мир сновидений, чрезвычайно напоминающий Аид; одни ворота из слоновой кости, из них выходят лживые сны, которые не сбываются, через другие ворота, роговые, проходят правдивые сны, которые сбываются.
| + | |
- | * ''«Сон [[Сципион]]а»'' в труде [[Цицерон]]а (См. [[Макробий]]), ''([[:en:Dream of Scipio|Dream of Scipio]])'', ср. также с «[[Геркулес на распутье]]»
| + | |
- | * Сон [[Оссиан]]а
| + | |
- | * Сон пастуха, который передает [[Беда Достопочтенный]]
| + | |
- | * Провидческие сны Шантеклера и Ренара в ''«[[Роман о Лисе|Романе о Лисе]]»'' — пародия на сон Карла Великого перед Ронсевальской битвой.
| + | |
- | * ''«[[Гипнэротомахия Полифила]]»'', [[Франческо Колонна]]. Аллегорическое произведение, в котором рассказывается о похождениях Полифила, во сне оказавшемся в диком лесу.
| + | |
- | * Сон пастуха в ''«[[Потерянный рай|Потерянном рае]]»'' [[Мильтон]]а
| + | |
- | * Наркотические видения в ''«Исповеди английского опиомана»'' [[Де Квинси, Томас|Томаса де Квинси]]
| + | |
- | * Кошмар [[Скрудж]]а в ''«Рождественском гимне»'' [[Диккенс]]а.
| + | |
- | * В ''«Генрихе фон Офтердингене»'' [[Новалис]]а в первой главе дан знаменитый сон о голубом цветке; из этого сна развертывается все содержание романа — символические поиски голубого цветка.
| + | |
- | * Значительное место тема сновидений, в том числе с использованием библейских мотивов, занимает в цикле фантастических романов [[Симмонс, Дэн|Дэна Симмонса]] ''«[[Песни Гипериона]]».'' Так, Сол Вайнтрауб видит сон, в котором получает приказ принести в жертву свою дочь Рахиль на планете Гиперион. Описание же миллионов трупов в лабиринте, которые видит Поль Дюре, — аллюзия на видение Иезекииля (Иез.37)
| + | |
- | | + | |
- | === В русской литературе ===
| + | |
- | * Сон Святослава в ''«[[Слово о полку Игореве|Слове о полку Игореве]]»'', где ему снится, что его готовят к погребению «поганые тльковины»<ref>[http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es5/es5-0301.htm Соколова. Сон Святослава // Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Т. 5. — 1995]</ref>.
| + | |
- | * Сон князя Мала из летописца Переяславля Суздальского.
| + | |
- | * Ужасные предвестия в балладе [[Жуковский, Василий Андреевич|Жуковского]] «[[Светлана (баллада)|Светлана]]» оказываются в последних строках святочным сном героини.
| + | |
- | * Страшный сон Татьяны Лариной (''«[[Евгений Онегин]]»'').
| + | |
- | * Вещий сон Гринёва о [[Емельян Пугачёв|Пугачёве]] в «[[Капитанская дочка|Капитанской дочке]]».
| + | |
- | * Вещий сон царя Додона в ''«[[сказка о золотом петушке|Сказке о золотом петушке]]».'' Заимствован Пушкиным из одной из новелл ''«[[Альгамбра (книга)|Альгамбры]]»'' [[Ирвинг, Вашингтон|Вашингтона Ирвинга]].
| + | |
- | * Тройное сновидение в стихотворении [[Лермонтов]]а «Сон» ([[Набоков, Владимир Владимирович|Набоков]] считал его вещим).
| + | |
- | * Данило в «[[Страшая месть|Страшной мести]]» подглядел сон своей жены, наблюдая за замком колдуна, куда тот вызывал её спящую душу.
| + | |
- | * Cон [[Обломов]]а о деревне Обломовке
| + | |
- | * Сны Пьера Безухова, которые он записывает в дневнике, в частности, о глобусе из капель, а также сон Николеньки Болконского в эпилоге ''«Войны и мира»''.
| + | |
- | * Сон [[Анна Каренина|Анны Карениной]] о групповом сексе с мужем и Вронским (образ Анны Карениной явился Толстому во сне)
| + | |
- | * Сны [[Родион Раскольников|Родиона Раскольникова]]: о cтарой лошади, о старухе и о всемирной эпидемии<ref>[http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=971&level1=main&level2=articles Сны Родиона Раскольникова]</ref><ref>[http://lit.1september.ru/2001/19/lit19_06.htm Страшный сон Родиона Раскольникова]</ref>.
| + | |
- | * «[[Много ли человеку земли нужно]]» — вещий сон о победе чёрта над главным героем.
| + | |
- | * «[[Сон смешного человека]]» — рассказ Достоевского.
| + | |
- | * [[Сны Веры Павловны]], роман [[Чернышевский, Николай Гаврилович|Чернышевского]]'' «[[Что делать? (роман)|Что делать?]]».'' Являются одним из примеров [[утопия|утопии]] в русской литературе, и оказали сильное влияние на попытки создавать коммуны в конце XIX века.
| + | |
- | * Сложная система снов в «[[Петербург (роман)|Петербурге]]» [[Андрей Белый|А. Белого]]. Сознание сенатора Аблеухова «высвистывается» из головы и он путешествует по коридорам на встречу со своим желтолицым предком, «толстым монголом», который «присваивает» лицо его сына, Николая Апполоновича. Николай Апполонович во сне также встречается с монголом, который даёт ему разрушительные инструкции. Детские сны Николая Апполоновича о том, что он округляется до полного нуля.
| + | |
- | * [[Чехов, Антон Павлович|Чехов]], «[[Душечка (рассказ)|Душечка]]»: «Снилось ей, как целый полк двенадцатиаршинных, пятивершковых бревен стоймя шел войной на лесной склад» и т. д.
| + | |
- | * «[[Сны Чанга]]» — рассказ [[И. А. Бунин]]а, рисующий мир глазами животного.
| + | |
- | * Сон [[Никанор Иванович Босой|Никанора Ивановича Босого]] из ''«[[Мастер и Маргарита|Мастера и Маргариты]]»'' — агитационный концерт со сценой из ''«[[скупой рыцарь|Скупого рыцаря]]».''
| + | |
- | * Рассказ Набокова «Terra Incognita» построен на приниципиальном неразличении сна и яви.
| + | |
- | * Сны Цинцинната Ц. о побеге из темницы в романе «[[Приглашение на казнь]]».
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания|2|height=200}} | + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://www.iconclass.nl/libertas/ic?task=getkeywordhits&datum=dream&style=keywordhitsbb.xsl&taal=en Iconclass. Набор иконографических сюжетов]
| + | |
- | * [http://www.krotov.info/lib_sec/04_g/gof/f_06.htm Жак ле Гофф. Средневековый мир воображаемого. Сновидения]
| + | |
- | * [http://www.dreamtree.com/Culture/Famous.htm Famous Dreams & Dreamers]
| + | |
- | * [http://www.brilliantdreams.com/product/famous-dreams.htm TWELVE FAMOUS DREAMS. Creativity and Famous Discoveries From Dreams ]
| + | |
- | * [http://www.observationdeck.com/writers/index.htm Writers Dreaming]
| + | |
- | * [http://livecinema.net.ru/news/2008-04-16-2760 Документальный фильм о вещих снах.]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Сон в фольклоре и литературе| ]]
| + | |
- | [[Категория:Списки вымышленных объектов|Сны]]
| + | |
- | [[Категория:Пророчества]]
| + | |
Впоследствии, в месте, называемом Пенуэл, Иаков вступил ночью в единоборство с неким ангелом, в результате чего повредил сухожилие и получил новое имя — Израиль (Быт.32:24-32). Однако данное событие описано в Книге Бытия как реальное, а не как сновидение.
В самом тексте эти сны не расшифровываются — отец и братья Иосифа понимают их без объяснений: они символизируют будущее Иосифа, когда его семья будет ему кланяться (что и осуществится, когда он станет египетским чиновником).