Криптоиудаизм

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(См. также)
Строка 23: Строка 23:
"[[Бельмонтские евреи]]" из Португалии, начиная с XII-го века, поддерживается строго засекреченных традиций на протяжении столетий. Всей общиной они сохранились в тайне, соблюдая традицию внутриобщинных браков и скрывая все внешние признаки их веры. Они и их практика были обнаружены лишь в XX веке.  
"[[Бельмонтские евреи]]" из Португалии, начиная с XII-го века, поддерживается строго засекреченных традиций на протяжении столетий. Всей общиной они сохранились в тайне, соблюдая традицию внутриобщинных браков и скрывая все внешние признаки их веры. Они и их практика были обнаружены лишь в XX веке.  
-
Их богатая сефардская традиция крипто-иудаизма уникальна. Лишь недавно они установили контакт с другими евреями. Некоторые сейчас исповедуют [[ортодоксальный иудаизм]], но многие по-прежнему сохраняют свои многовековые традиции.<ref>{{cite web|url=http://www.ourjerusalem.com/news/story/news20031018.html|title=For Portugal’s crypto-Jews, new rabbi tries to blend tradition with local custom (Для крипто-евреев Португалии новый раввин пытается совместить традиции с местным обычаем)|year=2003|last=Socolovsky|first=J|accessdate=2007-04-16}}</ref>
+
Их богатая сефардская традиция криптоиудаизма уникальна. Лишь недавно они установили контакт с другими евреями. Некоторые сейчас исповедуют [[ортодоксальный иудаизм]], но многие по-прежнему сохраняют свои многовековые традиции.<ref>{{cite web|url=http://www.ourjerusalem.com/news/story/news20031018.html|title=For Portugal’s crypto-Jews, new rabbi tries to blend tradition with local custom (Для крипто-евреев Португалии новый раввин пытается совместить традиции с местным обычаем)|year=2003|last=Socolovsky|first=J|accessdate=2007-04-16}}</ref>
=== Чуэтас ===
=== Чуэтас ===
Строка 60: Строка 60:
За исключением провинции ''Нуэво-Леон'', принятие [[Закон о чистоте крови|закона о чистоте крови]] снизило миграцию ''конверсос''.
За исключением провинции ''Нуэво-Леон'', принятие [[Закон о чистоте крови|закона о чистоте крови]] снизило миграцию ''конверсос''.
-
<!--
+
=== Нуэво-Леон - 1590-х по начало XVII-го века ===
-
===Nuevo León — 1590s to early 17th century ===
+
Историю колонизации Мексики можно охарактеризовать как экспансию на север во всё более враждебные местности, густонаселенные отдельными племенами и целыми конфедерациями коренных народов, которые были завоеваны. Испания финансировала расширение за счет использования недр, использование коренных народы в качестве рабов на шахтах, а также создания животноводческих ''ранчо''.  
-
The history of the colonization of Mexico can be described as a northward expansion over increasingly hostile geography well-populated by angered tribes and loose confederations of indigenous peoples, being conquered. Spain financed the expansion by exploiting mineral wealth, using indigenous peoples as labor in mines, and establishing ''ranchos'' for raising livestock.  One troublesome region was a large expanse covering the North-Eastern quadrant of the current geography of [[New Spain]] (Nueva España) who later will become what it is now known as México.  [[Chichimec]], [[Apache]] and other tribes were resistant to Christianization and "settling".  They were perceived to render the frontier (''[[frontera]]'') a lawless and unsettled region.
+
-
[[Luis Carvajal y de la Cueva]] was a Portuguese New Christian royal accountant who received a royal charter to settle [[Nuevo León]], a large expanse of land in the hostile frontier.  Significantly, in the charter Carvajal y de la Cueva received an exemption from the usual requirement that he prove that all new settlers were "old Christians" rather than recently converted Jews or Muslims.  This exemption allowed people, especially Crypto-Jews, to come to Nuevo León who were legally barred from entering [[New Spain]] elsewhere.<ref>http://www.rcadena.net/carvajal/carvajal.htm, accessed Mar 4, 2011</ref>  Many of the 100 soldiers and 60 laborers Carabajal was authorized to bring to New Spain were Crypto-Jews.<ref>http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=138&letter=C, accessed Mar 5, 2011</ref>
+
Один беспокойный регион был большим пространством, охватывающим северо-восточную четверть тогдашней территории Новой Испании (Nueva España), который позже стала тем, что сейчас известно как [[Мексика]]. Чичимеки, апачи и другие племена сопротивлялись христианизации и "приобщению к оседлости". Они старались превратить пограничье (''frontera'') в беззаконный и безлюдный регион.
 +
 +
[[Луис Карвахаль и де ла Куэва]] был португальский [[Новые христиане|новый христианин]] - королевский бухгалтер, который получил королевский патент на заселение Нуэво-Леона, больших пространств земли у враждебной границы. Примечательно, что в патенте Карвахаль у де ла Куэва получил освобождение от обычного требования, чтобы он доказал, что все новые поселенцы "старые христиане", а не обращённые в последнее время евреи или мусульмане. Это освобождение позволило приехать в Нуэво-Леон людям, которые были официально запрещен въезд в Новую Испанию в других местах, особенно крипто-евреям.<ref>[http://www.rcadena.net/carvajal/carvajal.htm, accessed Mar 4, 2011]</ref> Многие из 100 солдат и 60 работников Карвахаля, которым было разрешено поехать в Новую Испанию, были крипто-евреями.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=138&letter=C, accessed Mar 5, 2011]</ref>
 +
<!--
With Carvajal as governor, Monterrey was established as the center, currently in the state of Nuevo León.  Within a few years, some people reported to Mexico City that Jewish rites were being performed in the Northern Province and efforts to convert heathen indigenous peoples were lax.{{Citation needed|date=December 2008}} The principal economic activity of the new colony seems to have been slave trading of Indians captured by Caravajal and his associates.<ref>Flint, Richard and Shirley Cushing. "Juan Morlete, Gaspar Castano de Sosa, and the Province of Nuevo Leon." New Mexico Office of the State Historian. http://www.newmexicohistory.org/filedetails.php?fileID=476, accessed 4 Mar 2011</ref>  Carvajal's  Lieutenant Governor, [[Gaspar Castaño de Sosa]], led a large  expedition to [[New Mexico]] in 1591 in an effort to establish a colony.  Castaño was arrested for this unauthorized expedition and sentenced to exile in the [[Philippines]].  The sentence was later reversed but he had already been killed in a slave revolt.<ref>Hammond, George P. and Rey, Apapito, The Rediscovery of New Mexico, 1580-1594, Albuquerque: U of NM Press, 1966, pp. 48, 245-301</ref>   
With Carvajal as governor, Monterrey was established as the center, currently in the state of Nuevo León.  Within a few years, some people reported to Mexico City that Jewish rites were being performed in the Northern Province and efforts to convert heathen indigenous peoples were lax.{{Citation needed|date=December 2008}} The principal economic activity of the new colony seems to have been slave trading of Indians captured by Caravajal and his associates.<ref>Flint, Richard and Shirley Cushing. "Juan Morlete, Gaspar Castano de Sosa, and the Province of Nuevo Leon." New Mexico Office of the State Historian. http://www.newmexicohistory.org/filedetails.php?fileID=476, accessed 4 Mar 2011</ref>  Carvajal's  Lieutenant Governor, [[Gaspar Castaño de Sosa]], led a large  expedition to [[New Mexico]] in 1591 in an effort to establish a colony.  Castaño was arrested for this unauthorized expedition and sentenced to exile in the [[Philippines]].  The sentence was later reversed but he had already been killed in a slave revolt.<ref>Hammond, George P. and Rey, Apapito, The Rediscovery of New Mexico, 1580-1594, Albuquerque: U of NM Press, 1966, pp. 48, 245-301</ref>   
Строка 75: Строка 77:
-
=== Нуэво-Леон - 1590-х по начало 17-го века ===
 
-
История колонизации Мексики можно охарактеризовать как экспансию на север все более враждебным географии хорошо населенной возмущены племен и свободные конфедерации коренных народов, завоевания. Испания финансируемых расширения за счет использования недр, использование коренные народы в качестве труда на шахтах, а также создание''''ранчо для животноводства. Один беспокойный регион большое пространство охватывает северо-восточной четверти текущего география [[Новой Испании]] (Nueva España), который позже станет то, что сейчас известно как Мексика. [[Чичимеков]], [[Apache]] и другие племена были устойчивы к христианизации и "урегулирование". Они воспринимались оказать границу (''[[ Фронтера ]]'') беззаконных и нерешенные регионе.
 
-
 
-
[[Луис Карвахаль у де ла Куэва]] был португальской королевской Новая христианская бухгалтера, который получил королевский патент для урегулирования [[Нуэво-Леон]], большие пространства земли в враждебные границы. Примечательно, что в уставе Карвахаль у де ла Куэва получил освобождение от обычное требование, чтобы он доказал, что все новые поселенцы "старых христиан", а не в последнее время превращается евреи или мусульмане. Это освобождение позволило людям, особенно Крипто-евреев, приехать в Нуэво-Леон которые были официально запрещен въезд в [[Новой Испании]] в других местах. <ref> Http://www.rcadena.net/carvajal/carvajal.htm, по состоянию на март 4, 2011 </ исх> Многие из 100 солдат и 60 рабочих Carabajal было поручено довести до Новой Испании были Крипто-евреев. <ref> http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=138&letter=C , по состоянию на 5 марта 2011 </ ссылка>
 
С Карвахаль на посту губернатора, Монтеррей был создан в качестве центра, в настоящее время в штате Нуэво-Леон. В течение нескольких лет, некоторые люди сообщили в Мехико, что еврейские обряды были выполнены в Северной провинции и усилий для преобразования языческих коренные народы были слабым {{Править | дата = декабрь 2008}}. Основным видом экономической деятельности в новую колонию , кажется, была работорговля индейцев захвачен Caravajal и его соратников. <ref> Флинт, Ричард и Ширли Кушинга. "Хуан Morlete, Гаспар Кастано де Соса, и провинции штата Нуэво-Леон". Нью-Мексико Аппарат Государственного историк. http://www.newmexicohistory.org/filedetails.php?fileID=476, по состоянию на 4 марта 2011 </ исх> Карвахаль в вице-губернатор, [[Гаспар Кастаньо де Соса]], во главе большой экспедиции на [[Нью-Мексико]] в 1591 году в попытке основать колонию. Кастаньо был арестован за это несанкционированные экспедиции и приговорен к ссылке в [[Украина]]. Приговор был впоследствии отменено, но он уже был убит в восстание рабов <ref> Хаммонд, Джордж П. и Рей, Apapito, Повторное открытие Нью-Мексико, 1580-1594, Альбукерке. U Н. М. Пресс, 1966, стр. 48, 245-301 </ ссылка>
С Карвахаль на посту губернатора, Монтеррей был создан в качестве центра, в настоящее время в штате Нуэво-Леон. В течение нескольких лет, некоторые люди сообщили в Мехико, что еврейские обряды были выполнены в Северной провинции и усилий для преобразования языческих коренные народы были слабым {{Править | дата = декабрь 2008}}. Основным видом экономической деятельности в новую колонию , кажется, была работорговля индейцев захвачен Caravajal и его соратников. <ref> Флинт, Ричард и Ширли Кушинга. "Хуан Morlete, Гаспар Кастано де Соса, и провинции штата Нуэво-Леон". Нью-Мексико Аппарат Государственного историк. http://www.newmexicohistory.org/filedetails.php?fileID=476, по состоянию на 4 марта 2011 </ исх> Карвахаль в вице-губернатор, [[Гаспар Кастаньо де Соса]], во главе большой экспедиции на [[Нью-Мексико]] в 1591 году в попытке основать колонию. Кастаньо был арестован за это несанкционированные экспедиции и приговорен к ссылке в [[Украина]]. Приговор был впоследствии отменено, но он уже был убит в восстание рабов <ref> Хаммонд, Джордж П. и Рей, Apapito, Повторное открытие Нью-Мексико, 1580-1594, Альбукерке. U Н. М. Пресс, 1966, стр. 48, 245-301 </ ссылка>

Версия 14:08, 13 августа 2011

Статья в процессе перевода.

Файл:Judaica.jpg
Иудаика (сверху вниз): субботние подсвечники, чаша для ритуального омовения рук, Хумаш и ТАНАХ, указка для Торы, шофар и коробка для этрога

Криптоиудаизм - тайная приверженность иудаизму, когда публично заявляется, что человек придерживается другой веры; практикующие называются «криптоевреями» (происхождение слова от греческого «κρυπτός» - «скрытый»).

Термин "криптоевреи" также используется, чтобы определить потомков евреев, которые придерживаются некоторых еврейских традиций своих предков, часто тайно, а открыто принадлежат к другим конфессиям, наиболее часто - к католицизму. [1][2][3][4][5]

Это явление возникло в средние века вследствие изгнания евреев в 1492 году из Испании.[6]

Содержание

Европа

Официально евреев, которые крестились в Испании в XIV и XV веках были известны как Кристианос нуэвос (Новые христиане), но обычно их называют конверсос (сonversos) - "обращённые". Испания и Португалия приняли закон, ограничивающий их права в метрополии и колоний. Несмотря на опасность инквизиции, многие конверсос продолжали тайно и незаметно исполнять еврейские ритуалы.[6] [7]

На Балеарских островах многочисленные конверсос, которыея также называются чуэтас, публично исповедуют католицизм, но в частном порядке придерживаются иудаизма после Альгамбрского декрета 1492 года и во времена испанской инквизиции. Они являются одними из наиболее широко известных крипто-евреев.

Крипто-иудаизм восходит к более ранним периодам, когда евреев заставляли или давили на них, чтобы вынудить сменить веру правители тех мест, где они жили.

Некоторые из евреев - последователей Шабтая Цви (Саббатианство) формально приняли ислам, а затем и последователи Якова Франка ("Франкисты") формально приняли католичество, но сохранили аспекты своих версий мессианского иудаизма.

Крипто-евреи сохранялись в России и странах Восточной Европы под властью СССР после возникновения коммунизма с русской революции 1917 года. Вместо того, чтобы заставлять сменить веру, все религии считался нежелательным, хотя некоторым конфессиям было разрешено продолжать существование под строгим надзором со стороны режима... После конца коммунизма, многие люди в бывших советских республиках, в том числе потомки евреев, публично вернулись к вере своих семей.

"Бельмонтские евреи" из Португалии, начиная с XII-го века, поддерживается строго засекреченных традиций на протяжении столетий. Всей общиной они сохранились в тайне, соблюдая традицию внутриобщинных браков и скрывая все внешние признаки их веры. Они и их практика были обнаружены лишь в XX веке.

Их богатая сефардская традиция криптоиудаизма уникальна. Лишь недавно они установили контакт с другими евреями. Некоторые сейчас исповедуют ортодоксальный иудаизм, но многие по-прежнему сохраняют свои многовековые традиции.[8]

Чуэтас

Чуэтас являются меньшинством на балеарском острове Майорка, которые происходят почти полностью из тайных евреев, вынужденых креститься в 1391 году. Слово "чуэтас" означает "свиньи" на каталонском языке, похожие на то, как на староиспанском языке слово марраны имеет тот же смысл.

Сегодня их 20,000-25,000 человек на острове с населением 750,000 человек. Они исповедовали католицизм на протяжении веков, но лишь недавно стало заметно уменьшении напряженности в их отношениях с этническими майорканцами. По мнению некоторых ортодоксальных раввинов, большинство чуэтас, вероятно, евреи по Ѓалахе (по происхождению от еврейской матери) из-за низкого уровня смешанных браков с другими группами. Только в последнее время браки между двумя группами стали более распространены или заметны.

Во время Второй мировой войны нацистская Германия, как известно, давила на религиозные власти Майорки, чтобы они выдали чуэтас, попавших в поле зрения из-за своего еврейского происхождения. по имеющимся сведениям, религиозные власти отказали нацистам в их требовании.

Несколько чуэтас, как сообщается, "вернулись" в иудаизм. Некоторые стали раввинами.[9]

Неофити

Неофити были группой крипто-евреев, живщих в Королевстве Сицилия, которое включало не только остров Сицилия, но почти всю Южную Италию с XIII по XVI вв.

Азия и мусульманские страны

Есть, или были несколько общин криптоевреев в мусульманских странах.

Предки даггатунов,[10] вероятно, придерживались своих еврейских обычаев долгое время после номинального принятия ими ислама.

Это также делалось майминами в Салониках при османской власти в конце XIX века.[11]

Большая община криптоевреев жила в Мешхеде около Хорасана в Иране, где они были известны как "Джедид аль-Ислам" (новые мусульмане), которые были массово обращены в ислам примерно в 1839 году. Большая часть этой общины уехала в Израиль в 1946 году, но некоторые стали мусульманами и живут в Иране сегодня.[12][13] В центральном Иране в деревнях местности Себе, местные мусульмане практикуют многие еврейские обычаи, такие, как зажигание женщинами свечи в пятницу вечером (накануне Шабата). До захода солнца в пятницу, они готовят небольшой огонь, который они оставляют на протяжении субботы, чтобы не разжигать огонь в субботу.

Северная Америка

Существуют три различных исторических компонента в колониальных корнях криптоиудаизма, в значительной степени ограничены испанскими территориями в Мексике, каждый с отличными от других географическими и временных аспектами: ранние колониальные корни, пограничная провинция Нуэво-Леон, а позже провинции на северной границе. Криптоеврейские традиции имеют сложную историю и, как правило, встроенные в амальгаму синкретической Римско-католической и иудейской традиции. Во многих отношениях возрождающейся иудейской практики отражали сохранения коренными народами их традиций, практикуемых свободно под прикрытием Римской католической церкви. Кроме того, католицизм был синкретическим, поглощая другие традиции и создавая новую креольскую религию.

Ранний колониальный период - XVI-й век

В 1497 году в Португалии был издан указ, по которому эффективно обратили в христианство всех оставшихся еврейских детей, отдав их под опеку государства, если только родители тоже не были крещены.

Поэтому многие из ранних криптоеврейских мигрантов в Мексике в начале колониальных времён были технически первым и вторым поколением португальских жителей с испанскими корнями до того. Число таких португальских мигрантов оказалось достаточным, чтобы кличка "португалец" стала синонимом слова "еврей" по всем испанским колониям. Иммиграция в Мексику предоставляла возможности прибыльной торговли в густонаселенной колонии с нарождающейся испанской культурой, уравновешенной большим нехристианским населением. Мигранты думали, что культура будет более терпимой в стране с подавляющим большинством населения - нехристианскими коренными народами.

Колониальные чиновники считали, что многие криптоевреи собирались в Мексику в XVI веке и жаловались в письменных документах в Испанию, что испанское общество в Мексике становится в значительной степен и еврейским. Власти нашли и разгромили подпольную синагогу в Мехико. По этому поводу колониальные администраторы ввели Закон о чистоте крови, который запрещал миграции в Мексику новым христианам (Christianos Nuevos), т.е. тех, кто не может доказать, что является старым христианином по крайней мере в третьем поколении.

В то же время администрация учредила мексиканскую инквизицию, чтобы обеспечить католическую принадлежность всех мигрантов в Мексику. Мексиканская инквизиция также развернула и традиционную деятельность, чтобы обеспечить правоверность крещённых коренных народов. Первыми жертвами сожжений (ауто-да-фе) мексиканской инквизиции были крещёные аборигены, осуждённые за ересь, или тайные евреи, осужденные за возвращение к вере своих предков.

За исключением провинции Нуэво-Леон, принятие закона о чистоте крови снизило миграцию конверсос.

Нуэво-Леон - 1590-х по начало XVII-го века

Историю колонизации Мексики можно охарактеризовать как экспансию на север во всё более враждебные местности, густонаселенные отдельными племенами и целыми конфедерациями коренных народов, которые были завоеваны. Испания финансировала расширение за счет использования недр, использование коренных народы в качестве рабов на шахтах, а также создания животноводческих ранчо.

Один беспокойный регион был большим пространством, охватывающим северо-восточную четверть тогдашней территории Новой Испании (Nueva España), который позже стала тем, что сейчас известно как Мексика. Чичимеки, апачи и другие племена сопротивлялись христианизации и "приобщению к оседлости". Они старались превратить пограничье (frontera) в беззаконный и безлюдный регион.


Луис Карвахаль и де ла Куэва был португальский новый христианин - королевский бухгалтер, который получил королевский патент на заселение Нуэво-Леона, больших пространств земли у враждебной границы. Примечательно, что в патенте Карвахаль у де ла Куэва получил освобождение от обычного требования, чтобы он доказал, что все новые поселенцы "старые христиане", а не обращённые в последнее время евреи или мусульмане. Это освобождение позволило приехать в Нуэво-Леон людям, которые были официально запрещен въезд в Новую Испанию в других местах, особенно крипто-евреям.[14] Многие из 100 солдат и 60 работников Карвахаля, которым было разрешено поехать в Новую Испанию, были крипто-евреями.[15]


Источники и ссылки

Литература

  • Gitlitz, David. 'Secrecy and Deceit: The Religion of the Crypto-Jews', Albuquerque, NM: University of New Mexico Press, 2002

См. также

Примечания

  1. J Jacobs Hidden Heritage: The Legacy of the Crypto-Jews (Скрытая традиция: наследие криптоевреев). — University of California Press, 2002. — ISBN 978-0520235175
  2. HJ Tobias A History of the Jews in New Mexico (История евреев в Нью-Мексико). — University of New Mexico Press, 1992. — ISBN 978-0826313904
  3. T Alexy The Marrano Legacy: A Contemporary Crypto-Jewish Priest Reveals Secrets of His Double Life (Наследие марранов: современные криптоеврейский священник раскрывает секреты своей двойной жизни). — University of New Mexico Press, 2003. — ISBN 978-0826330550
  4. E Benbassa Sephardi Jewry: A History of the Judeo-Spanish Community, 14th-20th Centuries (Jewish Communities in the Modern World) (Сефардские евреи: история еврейско-испанского сообщества, 14-20-й века (еврейские общины в современном мире)). — University of California Press, 2000. — ISBN 978-0520218222
  5. JS Gerber Jews of Spain: A History of the Sephardic Experience (Евреи Испании: история сефардского опыта). — Free Press, 1994. — ISBN 978-0029115749
  6. 6,0 6,1 Levine Melammed, Renee. "Women in Medieval Jewish Societies." Women and Judaism: New Insights and Scholarship. («Женщины в средневековых еврейских общинах". Женщины и иудаизм: Новый взгляд и изучение.) Ed. Frederick E. Greenspahn. New York: New York University Press, 2009. 105-106.
  7. See David M. Gitlitz, ‘‘Secrecy and Deceit: The Religion of the Crypto-Jews (Тайны и обман. Религия крипто-евреев)’’ (Albuquerque: University of New Mexico Press, 2002).
  8. Socolovsky, J For Portugal’s crypto-Jews, new rabbi tries to blend tradition with local custom (Для крипто-евреев Португалии новый раввин пытается совместить традиции с местным обычаем) (2003). Проверено 16 апреля 2007.
  9. D Gitlitz Secrecy and Deceit: The Religion of the Crypto-Jews. — Jewish Publication Society of America, 2000. — ISBN 978-0827605626
  10. Берберское племя в Марокко.
  11. Grätz, in "Monatsschrift", Feb., 1884
  12. http://www.fis-iran.org/en/irannameh/volxix/mashhad-jewish-community
  13. http://www.sussex-academic.co.uk/sa/titles/jewish_studies/nissimi.htm
  14. accessed Mar 4, 2011
  15. accessed Mar 5, 2011
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация