Правовая система Израиля

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 17: Строка 17:
В настоящее время когда суду необходимо принять решение по какому-то вопросу, в первую очередь поиск решения ведётся среди законов государства Израиль, затем среди законов Британского мандата, и в следующую очередь, — среди еврейских первоисточников ([[Талмуд]], [[Галаха]] и т. д.)
В настоящее время когда суду необходимо принять решение по какому-то вопросу, в первую очередь поиск решения ведётся среди законов государства Израиль, затем среди законов Британского мандата, и в следующую очередь, — среди еврейских первоисточников ([[Талмуд]], [[Галаха]] и т. д.)
<references />
<references />
 +
 +
 +
[[Категория:Право Израиля]]{{checked_final}}

Текущая версия на 14:34, 12 августа 2011



До 1922 года основу правовой системы Палестины составляла межель (Mejelle или Mecelle[1]) — османская кодификация (1869—1876). С получением Великобританией мандата на Палестину в 1922 году османские законы постепенно заменялись британскими, а с 1948 года — израильскими законами. Однако окончательно межель была отменена лишь в 1984 году[2] специальным израильским законом. Её практическое значение сегодня заключается в том, что права, полученные по оттоманским законам, не отменялись новым законодательством.[3] В 1980 году был принят Закон об основах права, который окончательно закрепил независимость израильской правовой системы от британской.[4]

Декларация независимости 1948 года провозглашала: «Постановляем, что с момента истечения срока мандата, сегодня ночью, в канун субботы, 6 ияра 5708 года, 15 мая 1948 года и впредь до создания выборных и нормально функционирующих государственных органов в соответствии с конституцией, которая будет установлена избранным Учредительным собранием не позже 1 октября 1948 года». Тем не менее, конституции как единого документа высшей юридической силы в Израиле создано не было, ввиду разногласий по многим вопросам в израильском обществе.[5]

Некоторые израильские учёные считают, что Декларацию независимости Государства Израиль можно рассматривать в качестве конституции, поскольку она включает в себя перечень политических и гражданских прав в том виде, в каком он зафиксирован в ряде действующих в мире демократических конституций.[4] Однако, Верховный суд Израиля постановил, что Декларация Независимости не имеет силы конституционного закона.[5]

Выделяют также 11 Основных законов Израиля (в действующей редакции), принимавшихся в период с 1958 по 2001 год.[6]

Существенная особенность правовой системы Израиля — включение в неё элементов еврейского религиозного права (Галахи), хотя израильское право ни в какой мере не тождественно религиозному праву.[4] Область, в которую религиозное законодательство было инкорпорировано полностью, — личный статус.[4] Под юрисдикцией религиозных судов (еврейских, мусульманских, друзских и христианских) находятся акты гражданского состояния (брак, развод, погребение). В юрисдикцию раввинатских судов входит также утверждение гиюра. Существуют также вопросы, которые могут быть рассмотрены религиозным судом по обоюдному согласию сторон. Религиозные суды, однако, подпадают под юрисдикцию Высшего суда справедливости Израиля (ивр. בית משפט גבוה לצדק‎, БАГАЦ).

Стремление израильского общества к компромиссу, приемлемому для религиозных и нерелигиозных кругов, а также к сохранению национальных традиций в государственной и общественной жизни страны нашло выражение в так называемом статус-кво, сложившемся ещё до возникновения еврейского государства: юрисдикция раввинатских судов в области личного статуса (браки и разводы) членов еврейской общины; запрещение работы в субботу (Шаббат) и дни религиозных праздников в государственных учреждениях и общественных заведениях, на общественном транспорте, на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания; запрещение публично продавать квасное (хамец) в Песах; особая сеть религиозных школ; признание и субсидирование религиозных учреждений и служб. Принципы Галахи частично оказали влияние на иммиграционное законодательство (см. Закон о возвращении).

Часть юристов полагает, что, пока существуют раввинатские суды, Государство Израиль нельзя идентифицировать как «еврейское и демократическое», поскольку понятие «правовое демократическое государство», по их мнению, несовместимо с концепцией галахическо-теократического государства.[4]

В настоящее время когда суду необходимо принять решение по какому-то вопросу, в первую очередь поиск решения ведётся среди законов государства Израиль, затем среди законов Британского мандата, и в следующую очередь, — среди еврейских первоисточников (Талмуд, Галаха и т. д.)

  1. полное название: Majallah el-Ahkam-i-Adilya, тур. Mecelle-i Ahkâm-ı Adliye
  2. REPEAL OF MEJELLE LAW, 5744-1984
  3. A Guide to Legal Research in Israel
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Конституционное право зарубежных стран. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, профессора М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Ф. М. Энтина. М., 2008, стр. 1023.
  5. 5,0 5,1 Кнессет как учредительно — законодательный орган. Конституция. Кнессет в системе власти. Государство Израиль. Проверено 20 июля 2008.
  6. Кнессет как учредительно — законодательный орган. Основные законы. Кнессет в системе власти. Государство Израиль. Проверено 20 июля 2008.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация