Поход на Бану Курайза
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
||
(3 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 102: | Строка 102: | ||
[http://video.islamindex.ru/?video_details=2590 Итоги битвы с союзными племенами. Наказание за предательство иудеев племени Бану Курайза] | [http://video.islamindex.ru/?video_details=2590 Итоги битвы с союзными племенами. Наказание за предательство иудеев племени Бану Курайза] | ||
- | + | {{WikiCopyRight}} | |
- | {{ | + | |
+ | |||
+ | [[Категория:История еврейского народа]]{{checked_final}} |
Текущая версия на 11:50, 12 августа 2011
Текст унаследован из Википедии | |
Поход на Бану Курайза — событие, произошедшее в 627 году после битвы у рва — осады Медины, во время непосредственной деятельности пророка Мухаммада.
Содержание |
Причины
Согласно арабским первоисточникам[1], Бану Курайза (курайзиты) нарушили договор о ненападении, который был между ними и мусульманами и поддержали курайшитов против мусульман в событиях, которые получили название «Битва у рва» или «нашествие союзных племён». Изначально его нарушил Кааб ибн Асад, хотя какое-то время и отказывался это сделать, но так или иначе, поддался на уговоры. Само племя Бану Курайза поддержало его в этом, говоря что и не знают ни о каком договоре вообще. В итоге мусульмане оказались в тяжёлом положении. Стоит заметить, что некоторые исследователи, например Уотт М., указывают, что курайзиты «вероятно сохраняли нейтралитет, насколько можно судить по его наружному поведению»[2], однако это противоречит Сире Ибн Хишама[3] и другим[4] признанным[5] источникам[6], на которые ориенталисты постоянно ссылаются, тем более, что сам Уотт говорит об общей достоверности такого рода источников, хотя и не без «субъективной интерпретации», в частности при мотивации поступков людей[5]. Уотт пишет далее: «Однако, род вступил в переговоры с врагами Мухаммада, и если бы он мог доверять курайшитам и их союзникам, они открыто бы выступили против мусуьман». У аль-Мубаркфури указывается, что «Воины бану Курайза стояли на южных подступах к Медине, а мусульмане находились к северу от города, и вследствие этого предательства их женщины и дети подверглись большой опасности, так как защитить их было некому». У Ибн Касира просто указывается, что «Бану Курайза присоединились к врагам мусульман… разорвали договор»[7]. Также немаловажен тот факт, что на разведку к Бану Курайза Мухаммад отправил глав двух племён (это единственные два племени ансаров), что говорит о серьёзности положения. Один из них, глава племени аль-Аус, которые брали под защиту курайзитов, позднее принял решение о казни, естественно будучи осведомлённым об их внутреннем положении дел в той ситуации и даже успевший вступить с ними в перебранку.
Ряд историков считают, что казнь Бану Курайза была следствием конфликта Мухаммада с иудеями Медины. Еврейские источники полагают, что причиной конфликта было требование Мухаммеда к иудейским племенам признать его пророком. Об этом пишет британский историк Бат Йеор в книге «„Зимми“: христиане и евреи под властью ислама»:[8]
Мухаммад, ведомый ангелом Габриелем, попытался обратить в ислам еврейский клан Курайза, сохранявший по отношению к мусульманам нейтралитет. Евреи отказались перейти в ислам.
Аналогичная версия излагается в статье «Медина» в Краткой еврейской энциклопедии.
Джон Гилхрист в книге «Мухаммад» поддерживает версию о том, что первопричиной конфликта было желание Мухаммеда чтобы евреи признали его пророком.
События похода
В походе на курайзитов знамя было вручено Али ибн Абу Талибу. Когда Али приблизился к замкам курайзитов, то услышал ругательства в адрес Мухаммада. Мухаммад, узнав об этом, сказал Али, что когда он сам подойдёт к евреям, то они «ничего такого не скажут». Так и случилось, хотя Мухаммад назвал их «братьями обезьян». Осада Бану Курайза продолжалась двадцать пять дней.
Согласно преданию, Кааб ибн Асад обратился к иудеям, предложив им три варианта: последовать Мухаммаду, так «уже стало ясно, что он — пророк посланный, что он — тот, о котором упоминается в вашем Писании»[9], сохранив ко всему прочему своё имущество, своих детей и жён, на что иудеи отказались разлучаться с учением Торы; убить детей и женщин, выйти к Мухаммаду, обнажив мечи и не оставив за собой никаких забот, если погибнуть, то погибнуть ничего уже не опасаясь. Иудеи естественно отказались; И застать врасплох Мухаммада, напав в субботу. Иудеи отказались нарушить субботу. Кааб обвинил своё племя в нерешительности.
К Мухаммаду от курайзитов были посланы люди с просьбой направить к ним Абу Лубабу, чтобы посоветоваться с ним, так как он был из союзного племени. Бану Курайза спросили у него, стоит ли им сдаться, на что он ответил утвердительно, указав рукой на своё горло, намекая на то, что они будут зарезаны. После этого Абу Лубаба понял, что совершил предательство и дал обет, прислонившись уже к одному из столбов мечети, что никогда не придёт к Бану Курайза и никогда больше не появится в этом городе. Передавали, что по поводу Абу Лубабы был даже ниспослан аят 8:27, а его прощении, как говорит Ибн Хишам, аят 9:102. Мухаммад узнав об этом сказал, что если бы он пришёл к нему, то он бы его простил. Из замка вышел Амр ибн Суада аль-Курайзи, который отказался выступать против Мухаммада и нарушить договор, и охранник выпустил, даже помолившись за него.
Утром Бану Курайза сдались. Мужчин отделили от женщин и детей. Мухаммад потребовал от ауситов, чтобы с иудеями обращались хорошо. Судьёй над ними Мухаммад назначил с согласия курайзитов и ауситов Саада ибн Муаза, который был ранен стрелой. Когда его везли к Мухаммаду, то ему говорили, чтобы он поступил по-хорошему со своими подопечными. Проводилась аналогия с племенем Бану Кайнука, которые были союзниками хазраджитов и которые по настоятельной просьбе Абдаллаха ибн Убаййи были помилованы (но выселены). Бану Курайза были под защитой ауситов, главой которых и был Саад. Ауситы согласились на то, что судьбу иудеев решит один из них, их глава, Саад. Сааду дали слово, что его решение будет принято. В самых достоверных сборниках хадисов — «Сахихе» Бухари и «Муслима» говорится, что Бану Курайза согласились, чтобы их судьбу решил Саад[10][11], так как это был их бывший союзник, вождь союзного племени. Это было их условием.[12]. Ибн Хишам говорит, что курайзиты подчинились решению Саада. Саад вынес решение об убийстве всех мужчин (убийство совершеннолетних, способных воевать, возможно подразумевалось воевавших или просто враждебно настроенных, если учитывать ситуацию с Амром ибн Суадой аль-Курайзи, например в вышеупомянутых хадисах Муслима и Бухари передаётся: "казнить их бойцов и пленить их женщин и детей", может быть в военных конфликтах того периода принимали участие все здоровые мужчины, и не взятых под защиту никем из мусульман), пленении детей и женщин и разделе имущества. Также была убита одна женщина, которая сбросила жернов на Халлада ибн Сувайда, убив его, за что её и казнили. При этом, как рассказывала Аиша, эта женщина, зная что будет убита, сидела в её доме, разговаривала с ней, хохотала, в то время как мужчин убивали. Несовершеннолетних мужчин не убивали. Мужчины, принявшие до этого ислам, не подверглись казни. Некоторые юноши, увидев Мухаммада во время осады, сказали, что он тот пророк, о приходе которого говорил Ибн аль-Хаййабан[13], спустились из крепости, приняли ислам и спасли тем самым своё имущество и своих родных. Некоторых мужчин мусульмане попросили отдать им и они приняли ислам позже. Мухаммад выбрал для себя из пленниц Райхану бинт Амр — одну из женщин Бану Амр ибн Курайза. Она отказалась принять ислам и оставалась в иудаизме. Также она отказалась выйти за него замуж, попросив остаться в своей собственности, говоря что «так легче и для меня, и для тебя». Но возможно Мухаммад освободил её и она стала его женой. Позднее она приняла ислам. По одним сведениям убито было четыреста человек, а по другим — от шестисот до семисот. Специально для казни на рынке Медины было вырыто несколько рвов. Пленники были разделены между мусульманами. Потом они были проданы родственникам из Неджда.
После дела Бану Курайза у Саада открылись раны и он умер. Когда его несли, а он при жизни был тучным, его тело было очень лёгким. У курайзитов было найдено много оружия, которое досталось мусульманам.
Многие историки видят в убийстве войнов Бану-Курайза излишнюю жестокость Мухаммада. При этом часто упускается то, что Мухаммад даровал им полную свободу во всем (см. Мединская конституция). Они же отказались от заключённого союза в самый тяжёлый момент, что чуть не стоило мусульманам жизни и угрожало существованию ислама как религии. К тому же, по обоюдному согласию, вынесение решения о судьбе курайзитов было поручено главе дружественного племени ауситов — Сааду[14]. В «Сахихе» Бухари также имеются очень важные сведения по поводу казни:
Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(Племена) ан-надир и курайза сражались (с пророком, да благословит его Аллах и приветствует), который выселил (племя) бану ан-надир, а (людям из племени) курайза позволил остаться (в Медине), оказав им милость, (и они жили там), пока (снова) не выступили (против пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) с оружием в руках. Тогда он (велел) истребить их мужчин и разделил их женщин, детей и имущество между мусульманами. (Так) было со всеми, кроме тех из них, которые пришли[15] к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, гарантировавшему им безопасность, после чего они приняли ислам.»
Оригинальный текст (ар.)حَدَّثَنَا إِسْحَاقُ بْنُ نَصْرٍ حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّزَّاقِ أَخْبَرَنَا ابْنُ جُرَيْجٍ عَنْ مُوسَى بْنِ عُقْبَةَ عَنْ نَافِعٍ عَنْ ابْنِ عُمَرَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا قَالَ حَارَبَتْ النَّضِيرُ وَقُرَيْظَةُ فَأَجْلَى بَنِي النَّضِيرِ وَأَقَرَّ قُرَيْظَةَ وَمَنَّ عَلَيْهِمْ حَتَّى حَارَبَتْ قُرَيْظَةُ فَقَتَلَ رِجَالَهُمْ وَقَسَمَ نِسَاءَهُمْ وَأَوْلَادَهُمْ وَأَمْوَالَهُمْ بَيْنَ الْمُسْلِمِينَ إِلَّا بَعْضَهُمْ لَحِقُوا بِالنَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَآمَنَهُمْ وَأَسْلَمُوا وَأَجْلَى يَهُودَ الْمَدِينَةِ كُلَّهُمْ بَنِي قَيْنُقَاعَ وَهُمْ رَهْطُ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ سَلَامٍ وَيَهُودَ بَنِي حَارِثَةَ وَكُلَّ يَهُودِ الْمَدِينَةِ
— «Сахих» Бухари, хадис 3724, перевод Владимир (Абдулла) Михайлович Нирша
Следует отметить, что участники этих событий, а также передатчики, очевидно, не были обеспокоены предполагаемой жестокостью приговора.[16]
Коран о Бану Курайза
Он вывел из крепостей тех людей Писания, которые помогали им (союзникам), и вселил в их сердца страх. Одну часть их вы убили, а другую взяли в плен. Он дал вам в наследство их землю, их дома, их имущество и землю, на которую вы даже не ступали. Аллах способен на всякую вещь.[17]
Каноническое аспект и каноническое разъяснение казни Бану Курайза и решения Саада
Причины решения Саада, имеющиеся в литературе
Уотт М., несмотря на возможную предвзятость, прослеживаемую в своих работах о Мухаммаде, указывает интересное толкование произошедшего. Древние арабские представления требовали поддержания союзника, независимо от его поведения по отношению к другим, главное чтобы он оставался преданным тебе. Уотт предполагает, что это оказало влияние на племя Аус в защите своих подопечных курайзитов (именно в этом свете видится поступок Мухаммада, когда он отдал последних двенадцать человек безрадостным ауситам, чтобы тех их убили). Саад, понимая, что племенному и родовому союзу нельзя позволить быть важнее общеисламского союза, так как это может привести к возобновлению братоубийственной вражды, вынес приговор, который говорил о преданности именно исламской общине.
Критика
Некоторые европейские авторы критиковали приговор о судьбе курайзитов за то, что считали его жестокостью и бесчеловечностью. [16]
Защита
В защиту решения Саада приводится[кем?] то, что оно было на основании Торы: Втор.20:10-15[18]
Также в защиту говорится о том, что это адекватное решение в ответ на военное предательство:
Данная история свидетельствует не о «жестокости мусульман», а о неотвратимости Суда Божьего за тяжкое преступление – предательство на поле боя, причем суд был по Торе, а не по Корану.[18]
Примечания
- ↑ Ибн Хишам и др.
- ↑ М. Уотт. Мухаммад в Медине. 234 с.
- ↑ «И нарушил Кааб ибн Асад свое обязательство, отказавшись от заключенного между ними и Пророком договора», «А племена Курайш и Гатафан пришли сюда, чтобы воевать с Мухаммадом и его сторонниками. Вы поддерживаете их против него.»
- ↑ По Уотту это: "Истории" Ат-Табари, "Сахихи" аль-Бухари и Муслима, "Муснад" Ахмада и др.
- ↑ 5,0 5,1 "Уотт М. Мухаммад в Мекке. 7 - 11 с."
- ↑ аль-Бухари, 4028: (Племена) ан-надир и Курайза сражались (с пророком, да благословит его Аллах и приветствует), который выселил (племя) бану ан-надир, а (людям из племени) Курайза позволил остаться (в Медине), оказав им милость, (и они жили там), пока (снова) не выступили (против пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) с оружием в руках.
- ↑ Истории о пророках. От Адама, мир ему до Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Со слов Ибн Касира. 441 с.
- ↑ Бат Йеор. Исторический очерк // «Зимми»: христиане и евреи под властью ислама = The Dhimmi: Jews and Christians Under Islam. — Fairleigh Dickinson University Press, 1985. — ISBN 0-8386-3233-5
- ↑ Ибн Хишам. Жизнеописание Пророка Мухаммада. гл. Поход против Бану Курайза в пятом году хиджры. пер. Гайнуллин Н. А.
- ↑ см. «Сахих» Бухари. Хадис № 4121
- ↑ The Holy Qur’an
- ↑ см. комментарии к «Сахих» Бухари, хадис № 4121, Имам Мухаммад бин Исмаил
- ↑ Ибн Хишам. Жизнеописание Пророка Мухаммада. гл. Предупреждение евреев о приходе Посланника Аллаха
- ↑ ОСАДА УКРЕПЛЕНИЯ БАНУ-КУРАЙЗА
- ↑ لَحِقُوا
- ↑ 16,0 16,1 Уотт М. Мухаммад в Медине. 235 с.
- ↑ Коран, сура «Сонмы» (33), аяты 26-27, перевод Э.Кулиев
- ↑ 18,0 18,1 Ислам не такой! А какой? 40 ответов критикам Корана и Сунны" (соавторы: Али Вячеслав Полосин, Айдын Али-заде), М, изд. "Ансар", 2008
Ссылки
Видео: Итоги битвы с союзными племенами. Наказание за предательство иудеев племени Бану Курайза
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.