Криптоиудаизм

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 42: Строка 42:
Предки [[Даггатуны|даггатунов]],<ref>Берберское племя в Марокко.</ref> вероятно, придерживались своих еврейских обычаев долгое время после номинального принятия ими [[ислам]]а.  
Предки [[Даггатуны|даггатунов]],<ref>Берберское племя в Марокко.</ref> вероятно, придерживались своих еврейских обычаев долгое время после номинального принятия ими [[ислам]]а.  
-
Это также делалось [[Маймины|майминами]] в Салониках.<ref>Grätz, in "Monatsschrift", Feb., 1884</ref>
+
Это также делалось [[Маймины|майминами]] в Салониках при османской власти в конце XIX века.<ref>Grätz, in "Monatsschrift", Feb., 1884</ref>
 +
 
 +
Большая община криптоевреев жила в [[Мешхед]]е около [[Хорасан]]а в [[Иран]]е, где они были известны как "Джедид аль-Ислам" (новые мусульмане), которые были массово [[Насильственное обращение|обращены]] в [[ислам]] примерно в 1839 году. Большая часть этой общины уехала в Израиль в 1946 году, но некоторые стали мусульманами и живут в [[Иран]]е сегодня.<ref name="JedidAlIslam">http://www.fis-iran.org/en/irannameh/volxix/mashhad-jewish-community</ref><ref name="Nissimi">http://www.sussex-academic.co.uk/sa/titles/jewish_studies/nissimi.htm</ref> В центральном [[Иран]]е в деревнях местности Себе, местные мусульмане практикуют многие еврейские обычаи, такие, как зажигание женщинами свечи в пятницу вечером (накануне [[Шабат]]а). До захода солнца в пятницу, они готовят небольшой огонь, который они оставляют на протяжении субботы, чтобы не разжигать огонь в субботу.
<!--
<!--
-
 
-
Большое сообщество Крипто-евреи жили в [[Mash'had]], Ближнего [[больше Хорасан | Хорасан]], где они были известны как "Джедид аль-Ислам", которые были массовый ислам по всему 1839 году. Большая часть этого сообщества уехали в Израиль в 1946 году, но некоторые из них превращаются в мусульманами и живут в Иране сегодня. <ref Name="JedidAlIslam"> http://www.fis-iran.org/en/irannameh/volxix/mashhad- еврейско-сообщества </ исх> <ref name="Nissimi"> http://www.sussex-academic.co.uk/sa/titles/jewish_studies/nissimi.htm </ исх> В центральной [[Иран]] ' ы деревня Себе, местные мусульмане практикуют многие еврейские обычаи, такие, как женщины освещения свечи в пятницу вечером (накануне [[Шаббат | еврейскую субботу]]). До захода солнца в пятницу, они готовят небольшой огонь, который они оставляют на протяжении субботы, чтобы не разжечь огонь по субботу.
 
-
 
-
This was also done by the [[Maimins]] of Salonica (). A large community of Crypto-Jews lived in [[Mash'had]], Near [[greater Khorasan|Khorassan]], where they were known as "Jedid al-Islam", who were mass-converted to Islam around 1839. Most of this community left for Israel in 1946, but some have converted into Muslims and live in Iran today.<ref name="JedidAlIslam">http://www.fis-iran.org/en/irannameh/volxix/mashhad-jewish-community</ref><ref name="Nissimi">http://www.sussex-academic.co.uk/sa/titles/jewish_studies/nissimi.htm</ref> In central [[Iran]]'s village of Sebe, local Muslims practice many Jewish customs, such as women lighting a candle on Friday night (the eve of the [[Shabbat|Jewish Sabbath]]). Prior to sundown on Friday, they prepare a small fire which they leave on throughout Saturday, so as not to ignite the fire on Sabbath.
 
-
 
==North America==
==North America==
There are three distinct historical components to colonial roots of crypto-Judaism, largely restricted to Spanish-held territories in Mexico, each with distinct geographical and temporal aspects: early colonial roots, the frontier province of [[Nuevo León]], and the later northern frontier provinces.  The crypto-Jewish traditions have complex histories and are typically embedded in an amalgam of syncretic Roman Catholic and Judaic traditions.  In many ways resurgent Judaic practices mirrored indigenous peoples' maintaining their traditions practiced loosely under Roman Catholic veil.  In addition Catholicism was syncretic, absorbing other traditions and creating a new creole religion.
There are three distinct historical components to colonial roots of crypto-Judaism, largely restricted to Spanish-held territories in Mexico, each with distinct geographical and temporal aspects: early colonial roots, the frontier province of [[Nuevo León]], and the later northern frontier provinces.  The crypto-Jewish traditions have complex histories and are typically embedded in an amalgam of syncretic Roman Catholic and Judaic traditions.  In many ways resurgent Judaic practices mirrored indigenous peoples' maintaining their traditions practiced loosely under Roman Catholic veil.  In addition Catholicism was syncretic, absorbing other traditions and creating a new creole religion.
Строка 171: Строка 168:
* [http://www.jackwhite.net/iberia/ The Story of Secret and Forcibly Converted Jews]
* [http://www.jackwhite.net/iberia/ The Story of Secret and Forcibly Converted Jews]
* [http://www.shavei.org Shavei]
* [http://www.shavei.org Shavei]
 +
* [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=909&letter=C CRYPTO-JEWS by Richard Gottheil and Joseph Jacobs in Jewish Encyclopedia]
* Luis de Carvajal, el mozo [http://parentseyes.arizona.edu/bloom/carvajal.htm]
* Luis de Carvajal, el mozo [http://parentseyes.arizona.edu/bloom/carvajal.htm]
* Societry for Crypto Judaic Studies [http://www.cryptojews.com/]
* Societry for Crypto Judaic Studies [http://www.cryptojews.com/]
Строка 176: Строка 174:
* [http://www.shavei.org Shavei Israel - a group tht helps our lost brethren return]
* [http://www.shavei.org Shavei Israel - a group tht helps our lost brethren return]
* [http://bethaderech.com/category/anusim/ Beth HaDerech - Returning to Judaism]
* [http://bethaderech.com/category/anusim/ Beth HaDerech - Returning to Judaism]
-
*''New Standard Jewish Encyclopedia'', 1992, Encyclopedia Publishing, articles "Neofiti", "Crypto-Judaism"
+
* ''New Standard Jewish Encyclopedia'', 1992, Encyclopedia Publishing, articles "Neofiti", "Crypto-Judaism"
* [http://terminiimerese.wordpress.com/cultural-factors/surnames-indicative-of-jewish-heritage-the-neofiti/ The Jews of Termini-Imerese: The Neofiti]
* [http://terminiimerese.wordpress.com/cultural-factors/surnames-indicative-of-jewish-heritage-the-neofiti/ The Jews of Termini-Imerese: The Neofiti]
* [http://www.escholarship.org/uc/item/91z342hv;jsessionid=12F3609EC7FEDD94179CBCB56DAC4DA4#page-1 "Legal Status of Jewish Converted to Cristianity in Southern Italy and Provence" by Nadia Zeldes]
* [http://www.escholarship.org/uc/item/91z342hv;jsessionid=12F3609EC7FEDD94179CBCB56DAC4DA4#page-1 "Legal Status of Jewish Converted to Cristianity in Southern Italy and Provence" by Nadia Zeldes]
Литература
Литература
-
* JewishEncyclopedia
 
* Gitlitz, David. 'Secrecy and Deceit: The Religion of the Crypto-Jews', Albuquerque, NM: University of New Mexico Press, 2002
* Gitlitz, David. 'Secrecy and Deceit: The Religion of the Crypto-Jews', Albuquerque, NM: University of New Mexico Press, 2002

Версия 13:03, 10 августа 2011

Статья в процессе перевода.

Файл:Judaica.jpg
Иудаика (сверху вниз): субботние подсвечники, чаша для ритуального омовения рук, Хумаш и ТАНАХ, указка для Торы, шофар и коробка для этрога

Криптоиудаизм - тайная приверженность иудаизму, когда публично заявляется, что человек придерживается другой веры; практикующие называются «криптоевреями» (происхождение слова от греческого «κρυπτός» - «скрытый»).

Термин "криптоевреи" также используется, чтобы определить потомков евреев, которые придерживаются некоторых еврейских традиций своих предков, часто тайно, а открыто принадлежат к другим конфессиям, наиболее часто - к католицизму. [1][2][3][4][5]

Это явление возникло в средние века вследствие изгнания евреев в 1492 году из Испании.[6]

Содержание

Европа

Официально евреев, которые крестились в Испании в XIV и XV веках были известны как Кристианос нуэвос (Новые христиане), но обычно их называют конверсос (сonversos) - "обращённые". Испания и Португалия приняли закон, ограничивающий их права в метрополии и колоний. Несмотря на опасность инквизиции, многие конверсос продолжали тайно и незаметно исполнять еврейские ритуалы.[6] [7]

На Балеарских островах многочисленные конверсос, которыея также называются чуэтас, публично исповедуют католицизм, но в частном порядке придерживаются иудаизма после Альгамбрского декрета 1492 года и во времена испанской инквизиции. Они являются одними из наиболее широко известных крипто-евреев.

Крипто-иудаизм восходит к более ранним периодам, когда евреев заставляли или давили на них, чтобы вынудить сменить веру правители тех мест, где они жили.

Некоторые из евреев - последователей Шабтая Цви (Саббатианство) формально приняли ислам, а затем и последователи Якова Франка ("Франкисты") формально приняли католичество, но сохранили аспекты своих версий мессианского иудаизма.

Крипто-евреи сохранялись в России и странах Восточной Европы под властью СССР после возникновения коммунизма с русской революции 1917 года. Вместо того, чтобы заставлять сменить веру, все религии считался нежелательным, хотя некоторым конфессиям было разрешено продолжать существование под строгим надзором со стороны режима... После конца коммунизма, многие люди в бывших советских республиках, в том числе потомки евреев, публично вернулись к вере своих семей.

"Бельмонтские евреи" из Португалии, начиная с XII-го века, поддерживается строго засекреченных традиций на протяжении столетий. Всей общины сохранились в тайне, сохраняя традиции внутриобщинных браков и скрывая все внешние признаки их веры. Они и их практика были обнаружены лишь в XX веке.

Их богатая сефардская традиция крипто-иудаизма уникальна. Лишь недавно они установили контакт с другими евреями. Некоторые сейчас исповедуют ортодоксальный иудаизм, но многие по-прежнему сохраняют свои многовековые традиции.[8]

Чуэтас

Чуэтас являются меньшинством на балеарском острове Майорка, которые происходят почти полностью из тайных евреев, вынужденых креститься в 1391 году. Слово "чуэтас" означает "свиньи" на каталонском языке, похожие на то, как на староиспанском языке слово марраны имеет тот же смысл.

Сегодня их 20,000-25,000 человек на острове с населением 750,000 человек. Они исповедовали католицизм на протяжении веков, но лишь недавно стало заметно уменьшении напряженности в их отношениях с этническими майорканцами. По мнению некоторых ортодоксальных раввинов, большинство чуэтас, вероятно, евреи по Ѓалахе (по происхождению от еврейской матери) из-за низкого уровня смешанных браков с другими группами. Только в последнее время браки между двумя группами стали более распространены или заметны.

Во время Второй мировой войны нацистская Германия, как известно, давила на религиозные власти Майорки, чтобы они выдали чуэтас, попавших в поле зрения из-за своего еврейского происхождения. по имеющимся сведениям, религиозные власти отказали нацистам в их требовании.

Несколько чуэтас, как сообщается, "вернулись" в иудаизм. Некоторые стали раввинами.[9]

Неофити

Неофити были группой крипто-евреев, живщих в Королевстве Сицилия, которое включало не только остров Сицилия, но почти всю Южную Италию с XIII по XVI вв.

Азия и мусульманские страны

Есть, или были несколько общин криптоевреев в мусульманских странах.

Предки даггатунов,[10] вероятно, придерживались своих еврейских обычаев долгое время после номинального принятия ими ислама.

Это также делалось майминами в Салониках при османской власти в конце XIX века.[11]

Большая община криптоевреев жила в Мешхеде около Хорасана в Иране, где они были известны как "Джедид аль-Ислам" (новые мусульмане), которые были массово обращены в ислам примерно в 1839 году. Большая часть этой общины уехала в Израиль в 1946 году, но некоторые стали мусульманами и живут в Иране сегодня.[12][13] В центральном Иране в деревнях местности Себе, местные мусульмане практикуют многие еврейские обычаи, такие, как зажигание женщинами свечи в пятницу вечером (накануне Шабата). До захода солнца в пятницу, они готовят небольшой огонь, который они оставляют на протяжении субботы, чтобы не разжигать огонь в субботу.


Источники и ссылки

Литература

  • Gitlitz, David. 'Secrecy and Deceit: The Religion of the Crypto-Jews', Albuquerque, NM: University of New Mexico Press, 2002

См. также

Примечания

  1. J Jacobs Hidden Heritage: The Legacy of the Crypto-Jews (Скрытая традиция: наследие криптоевреев). — University of California Press, 2002. — ISBN 978-0520235175
  2. HJ Tobias A History of the Jews in New Mexico (История евреев в Нью-Мексико). — University of New Mexico Press, 1992. — ISBN 978-0826313904
  3. T Alexy The Marrano Legacy: A Contemporary Crypto-Jewish Priest Reveals Secrets of His Double Life (Наследие марранов: современные криптоеврейский священник раскрывает секреты своей двойной жизни). — University of New Mexico Press, 2003. — ISBN 978-0826330550
  4. E Benbassa Sephardi Jewry: A History of the Judeo-Spanish Community, 14th-20th Centuries (Jewish Communities in the Modern World) (Сефардские евреи: история еврейско-испанского сообщества, 14-20-й века (еврейские общины в современном мире)). — University of California Press, 2000. — ISBN 978-0520218222
  5. JS Gerber Jews of Spain: A History of the Sephardic Experience (Евреи Испании: история сефардского опыта). — Free Press, 1994. — ISBN 978-0029115749
  6. 6,0 6,1 Levine Melammed, Renee. "Women in Medieval Jewish Societies." Women and Judaism: New Insights and Scholarship. («Женщины в средневековых еврейских общинах". Женщины и иудаизм: Новый взгляд и изучение.) Ed. Frederick E. Greenspahn. New York: New York University Press, 2009. 105-106.
  7. See David M. Gitlitz, ‘‘Secrecy and Deceit: The Religion of the Crypto-Jews (Тайны и обман. Религия крипто-евреев)’’ (Albuquerque: University of New Mexico Press, 2002).
  8. Socolovsky, J For Portugal’s crypto-Jews, new rabbi tries to blend tradition with local custom (Для крипто-евреев Португалии новый раввин пытается совместить традиции с местным обычаем) (2003). Проверено 16 апреля 2007.
  9. D Gitlitz Secrecy and Deceit: The Religion of the Crypto-Jews. — Jewish Publication Society of America, 2000. — ISBN 978-0827605626
  10. Берберское племя в Марокко.
  11. Grätz, in "Monatsschrift", Feb., 1884
  12. http://www.fis-iran.org/en/irannameh/volxix/mashhad-jewish-community
  13. http://www.sussex-academic.co.uk/sa/titles/jewish_studies/nissimi.htm
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация