Гилель (законоучитель эпохи Второго Храма)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Ссылки)
Строка 60: Строка 60:
== Ссылки ==
== Ссылки ==
* КЕЭ, том 9, кол. 809–811
* КЕЭ, том 9, кол. 809–811
-
 
-
{{judaism-stub}}
 
{{ElevenCopyRight|11172|Хиллел}}
{{ElevenCopyRight|11172|Хиллел}}

Версия 07:02, 9 августа 2011

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья

Ѓилель(הִלֵּל; Ѓиллел Вавилонянин или Ѓилел hа-Закен, Ѓилель Старец, начало I в. до н. э. – начало I в. н. э.) - наиболее значительный из законоучителей эпохи Второго Храма.

Родился в Вавилонии и потому его иногда называют Ѓилель Вавилонянин (Пс. 66а, Сук. 20а). Согласно позднейшей традиции, принадлежал к роду Давида (ТИ. Та‘ан. 4:2). Другое прозвание Ѓилеля — hа-Закен (`старейшина`) — почетный титул, который обычно носили главы общины или члены верховного бейт-дина.

Содержание

Ѓилель на посту главы Сангедрина

Ѓилель занимал должность главы Синедриона, на которую, согласно талмудическим источникам (Шаб. 15а), был назначен за 100 лет до разрушения Храма (то есть в 30 г. до н. э.). Согласно традиции, он занимал этот пост на протяжении 40 лет (то есть до 10 г. н. э.).

Однако исследователи полагают, что эти даты весьма приблизительны, и период, когда Ѓилель исполнял должность наси, следует датировать концом эпохи Ирода I (между 10 г. до н. э. и 10 г. н. э.). После Ѓилеля прекратилась традиция зугот (глава Синедриона + председатель суда). Первоначально напарником Ѓилеля был Менахем (Хаг. 2:2), а затем Шамай.

Отмена зугот и установление династии, родоначальником которой был Ѓилель, и которая более 400 лет руководила еврейской жизнью, а также установление герменевтических правил для истолкования Торы и выведения hалахот — были революционными нововведениями Ѓилеля.

Взгляды Ѓилеля и его реформы

Диспуты между Ѓилелем и Шамаем свидетельствуют об изменениях в духовной жизни этого периода. Согласно источникам (Эд. 1:1–3, Шаб. 15а, ТИ. Хаг. 2:2, 11г), разногласия между Ѓилелем и Шамаем сводились всего к четырем пунктам, однако на самом деле, как показывают разногласия между последователями Ѓилеля и Шамая, речь шла о глубоких различиях в мировоззрении (см. также Мишна, Космогония).

Хотя в целом взгляды Ѓилеля были приняты постепенно и лишь спустя несколько поколений стали доминирующими, некоторые из его hалахот были признаны еще при его жизни. Ѓалахот Ѓилеля свидетельствуют о его авторитете не только в религиозно-этической сфере, но также в вопросах гражданского права и экономической жизни.

В частности, Ѓилель ввел так называемый прозбол, вводивший ограничения на отмену долгов с наступлением субботнего года. Неограниченное применение библейского закона подрывало экономическую деятельность, которая, в отличие от библейских времен, в значительной мере основывалась на кредитно-долговых отношениях.

Ѓилель также ввел такану, касавшуюся приобретения домов в обнесенных стеной городах. Согласно библейскому закону (Лев. 25:29), продавец мог выкупить свой дом в течение года со дня продажи. Во времена Ѓилеля покупатель, стремившийся сохранить за собой приобретенный дом, исчезал на год, так что продавец не мог осуществить выкуп. Ѓилель постановил, что в отсутствие нового владельца продавец, желающий выкупить свой дом, может внести деньги на хранение в храмовую казну.

Личные принципы Ѓилеля

В талмудических источниках Ѓилель предстает как человек большого смирения, готовый ради примирения даже солгать (Беца 20а). Внимание Ѓилеля к людям в сочетании со смирением отражено в следующем рассказе. Ѓилель отдал некоему обедневшему благородному человеку коня для верховой езды и слугу, который должен был бежать впереди коня. Однажды слуга исчез, и Ѓилель взял на себя исполнение его обязанности, и бежал около трех миль (Кт. 67б).

Ѓилель поставил себе целью приблизить людей к Торе и ради этой цели старался избегать педантизма и гнева, он был готов ответить на любой вопрос, даже заданный специально, чтобы вывести его из равновесия.

В противоположность Шамаю, Ѓилель с готовностью принимал в прозелиты, даже когда человек ставил условия за свое обращение в иудаизм.

Известен пример, когда язычник обусловил свой переход в иудаизм требованием, чтобы Ѓилель обучил его всей Торе за то время, которое он может простоять на одной ноге, на что Ѓилель ответил: «Не делай другому то, что ненавистно тебе самому. Это вся Тора, а все остальное — комментарий» (Шаб. 31а).

Религиозно-этическое мировоззрение Ѓилеля нашло выражение в ряде афоризмов, например, «Влекущийся за именем — имя свое погубит, кто не прибавляет [учение] — тот теряет [его], кто не учится, достоин смерти, кто пользуется короной [Торы всуе] — исчезнет» (Авот 1:13). Свою веру в божественное воздаяние Ѓилель выразил так: «Увидев плывущий по воде череп, он сказал: `За то, что ты топил, утопили тебя, но и утопившие тебя будут в конце концов утоплены`» (Авот 2:6).

Наследие Ѓилеля

Личность Ѓилеля, сочетавшая мудрость с благочестием, смиренностью и простотой, стала образцом для подражания последующих поколений. За те изменения, которые Ѓилель привнес в изучение Торы и в методы выведения hалахот, его сравнивали с Эзрой, который, как и Ѓилел, пришел в Иерусалим из Вавилонии и вновь утвердил там Тору (Сук. 20а).

Об учениках Ѓилеля говорится: «Ѓилель hа-Закен имел восемьдесят учеников. Тридцать из них, подобно нашему учителю Моисею, были достойны, чтобы на них покоилась Шхина, тридцать — чтобы ради них остановилось солнце, как оно остановилось ради Йеhошуа бин Нуна; двадцать — были средних достоинств. Самым старшим среди них был Ионатан бен Узиэль, а самым младшим — раббан Йоханан бен Закай, ставший его последним учеником-преемником» (Сук. 28а).

Могила Ѓилеля, по преданию, находится на горе Мерон.

Ссылки

  • КЕЭ, том 9, кол. 809–811
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Хиллел в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация