Гилель (законоучитель эпохи Второго Храма)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье\ЭЕЭ |
- | | | + | |ТИП СТАТЬИ=1 |
- | | | + | |СУПЕРВАЙЗЕР= |
- | | | + | |КАЧЕСТВО= |
- | | | + | |УРОВЕНЬ= |
- | | | + | |НАЗВАНИЕ= |
- | | | + | |ПОДЗАГОЛОВОК= |
- | | | + | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ= |
- | | | + | |АВТОР2= |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ | + | |ТЕМА= |
- | | ВИКИПЕДИЯ = | + | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА= |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ | + | |ИЗ ЦИКЛА= |
- | }} | + | |ПУБЛИКАЦИИ= |
+ | |ДАТА СОЗДАНИЯ= | ||
+ | |ВИКИПЕДИЯ= | ||
+ | |ИСТОЧНИК= | ||
+ | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
+ | }} | ||
- | '''Ѓилель''' ('' | + | '''Ѓилель'''(הִלֵּל; ''Ѓиллел Вавилонянин'' или ''Ѓилел hа-Закен'', Ѓилель Старец, начало I в. до н. э. – начало I в. н. э.) - наиболее значительный из законоучителей эпохи [[Второй Храм|Второго Храма]]. |
- | Родился в | + | Родился в [[Вавилония|Вавилонии]] и потому его иногда называют Ѓилель Вавилонянин (Пс. 66а, Сук. 20а). Согласно позднейшей традиции, принадлежал к роду [[Давид]]а (ТИ. Та‘ан. 4:2). Другое прозвание Ѓилеля — hа-Закен (`старейшина`) — почетный титул, который обычно носили главы общины или члены верховного [[бейт-дин]]а. |
+ | |||
+ | == Ѓилель на посту главы Сангедрина == | ||
+ | Ѓилель занимал должность [[Наси|главы]] [[Синедрион]]а, на которую, согласно [[талмуд]]ическим источникам (Шаб. 15а), был назначен за 100 лет до разрушения Храма (то есть в 30 г. до н. э.). Согласно традиции, он занимал этот пост на протяжении 40 лет (то есть до 10 г. н. э.). | ||
+ | |||
+ | Однако исследователи полагают, что эти даты весьма приблизительны, и период, когда Ѓилель исполнял должность [[наси]], следует датировать концом эпохи [[Ирод I|Ирода I]] (между 10 г. до н. э. и 10 г. н. э.). После Ѓилеля прекратилась традиция [[зугот]] (глава [[Синедрион]]а + председатель суда). Первоначально напарником Ѓилеля был Менахем (Хаг. 2:2), а затем [[Шамай]]. | ||
+ | |||
+ | Отмена [[зугот]] и установление династии, родоначальником которой был Ѓилель, и которая более 400 лет руководила еврейской жизнью, а также установление [[Герменевтика|герменевтических правил]] для истолкования [[Тора|Торы]] и выведения [[Ѓалаха|hалахот]] — были революционными нововведениями Ѓилеля. | ||
+ | |||
+ | == Взгляды Ѓилеля и его реформы == | ||
+ | Диспуты между Ѓилелем и [[Шамай|Шамаем]] свидетельствуют об изменениях в духовной жизни этого периода. Согласно источникам (Эд. 1:1–3, Шаб. 15а, ТИ. Хаг. 2:2, 11г), разногласия между Ѓилелем и Шамаем сводились всего к четырем пунктам, однако на самом деле, как показывают разногласия между [[Бейт-Ѓилель и Бейт-Шамай|последователями Ѓилеля и Шамая]], речь шла о глубоких различиях в мировоззрении (см. также [[Мишна]], [[Космогония]]). | ||
+ | |||
+ | Хотя в целом взгляды Ѓилеля были приняты постепенно и лишь спустя несколько поколений стали доминирующими, некоторые из его [[Ѓалаха|hалахот]] были признаны еще при его жизни. [[Ѓалаха|Ѓалахот]] Ѓилеля свидетельствуют о его авторитете не только в религиозно-этической сфере, но также в вопросах гражданского права и экономической жизни. | ||
+ | |||
+ | В частности, Ѓилель ввел так называемый [[Субботний год|прозбол]], вводивший ограничения на отмену долгов с наступлением [[Субботний год|субботнего года]]. Неограниченное применение [[Тора|библейского]] закона подрывало экономическую деятельность, которая, в отличие от [[Тора|библейских]] времен, в значительной мере основывалась на кредитно-долговых отношениях. | ||
+ | |||
+ | Ѓилель также ввел [[Таканот|такану]], касавшуюся приобретения домов в обнесенных стеной городах. Согласно [[Тора|библейскому]] закону (Лев. 25:29), продавец мог выкупить свой дом в течение года со дня продажи. Во времена Ѓилеля покупатель, стремившийся сохранить за собой приобретенный дом, исчезал на год, так что продавец не мог осуществить выкуп. Ѓилель постановил, что в отсутствие нового владельца продавец, желающий выкупить свой дом, может внести деньги на хранение в храмовую казну. | ||
+ | |||
+ | == Личные принципы Ѓилеля == | ||
+ | В [[талмуд]]ических источниках Ѓилель предстает как человек большого смирения, готовый ради примирения даже солгать (Беца 20а). Внимание Ѓилеля к людям в сочетании со смирением отражено в следующем рассказе. Ѓилель отдал некоему обедневшему благородному человеку коня для верховой езды и слугу, который должен был бежать впереди коня. Однажды слуга исчез, и Ѓилель взял на себя исполнение его обязанности, и бежал около трех миль (Кт. 67б). | ||
+ | |||
+ | Ѓилель поставил себе целью приблизить людей к [[Тора|Торе]] и ради этой цели старался избегать педантизма и гнева, он был готов ответить на любой вопрос, даже заданный специально, чтобы вывести его из равновесия. | ||
+ | |||
+ | В противоположность [[Шамай|Шамаю]], Ѓилель с готовностью принимал в [[прозелиты]], даже когда человек ставил условия за свое обращение в [[иудаизм]]. | ||
+ | |||
+ | Известен пример, когда язычник обусловил свой переход в иудаизм требованием, чтобы Ѓилель обучил его всей [[Тора|Торе]] за то время, которое он может простоять на одной ноге, на что Ѓилель ответил: «Не делай другому то, что ненавистно тебе самому. Это вся Тора, а все остальное — комментарий» (Шаб. 31а). | ||
+ | |||
+ | Религиозно-этическое мировоззрение Ѓилеля нашло выражение в ряде афоризмов, например, «Влекущийся за именем — имя свое погубит, кто не прибавляет [учение] — тот теряет [его], кто не учится, достоин смерти, кто пользуется короной [Торы всуе] — исчезнет» (Авот 1:13). Свою веру в божественное воздаяние Ѓилель выразил так: «Увидев плывущий по воде череп, он сказал: `За то, что ты топил, утопили тебя, но и утопившие тебя будут в конце концов утоплены`» (Авот 2:6). | ||
+ | |||
+ | == Наследие Ѓилеля == | ||
+ | Личность Ѓилеля, сочетавшая мудрость с благочестием, смиренностью и простотой, стала образцом для подражания последующих поколений. За те изменения, которые Ѓилель привнес в изучение [[Тора|Торы]] и в методы выведения [[hалахот]], его сравнивали с [[Эзра|Эзрой]], который, как и Ѓилел, пришел в [[Иерусалим]] из [[Вавилония|Вавилонии]] и вновь утвердил там [[Тора|Тору]] (Сук. 20а). | ||
+ | |||
+ | Об учениках Ѓилеля говорится: «Ѓилель hа-Закен имел восемьдесят учеников. Тридцать из них, подобно нашему учителю [[Моше|Моисею]], были достойны, чтобы на них покоилась [[Шхина]], тридцать — чтобы ради них остановилось солнце, как оно остановилось ради [[Йеhошуа бин Нун]]а; двадцать — были средних достоинств. Самым старшим среди них был Ионатан бен Узиэль, а самым младшим — раббан [[Йоханан бен Закай]], ставший его последним учеником-преемником» (Сук. 28а). | ||
+ | |||
+ | Могила Ѓилеля, по преданию, находится на горе Мерон. | ||
{{Таннаи}} | {{Таннаи}} | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
- | * | + | * КЕЭ, том 9, кол. 809–811 |
{{judaism-stub}} | {{judaism-stub}} | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|11172|Хиллел}} | ||
[[Категория:Таннаим]] | [[Категория:Таннаим]] | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] |
Версия 07:01, 9 августа 2011
Источник: | ||||||||
|
Ѓилель(הִלֵּל; Ѓиллел Вавилонянин или Ѓилел hа-Закен, Ѓилель Старец, начало I в. до н. э. – начало I в. н. э.) - наиболее значительный из законоучителей эпохи Второго Храма.
Родился в Вавилонии и потому его иногда называют Ѓилель Вавилонянин (Пс. 66а, Сук. 20а). Согласно позднейшей традиции, принадлежал к роду Давида (ТИ. Та‘ан. 4:2). Другое прозвание Ѓилеля — hа-Закен (`старейшина`) — почетный титул, который обычно носили главы общины или члены верховного бейт-дина.
Содержание |
Ѓилель на посту главы Сангедрина
Ѓилель занимал должность главы Синедриона, на которую, согласно талмудическим источникам (Шаб. 15а), был назначен за 100 лет до разрушения Храма (то есть в 30 г. до н. э.). Согласно традиции, он занимал этот пост на протяжении 40 лет (то есть до 10 г. н. э.).
Однако исследователи полагают, что эти даты весьма приблизительны, и период, когда Ѓилель исполнял должность наси, следует датировать концом эпохи Ирода I (между 10 г. до н. э. и 10 г. н. э.). После Ѓилеля прекратилась традиция зугот (глава Синедриона + председатель суда). Первоначально напарником Ѓилеля был Менахем (Хаг. 2:2), а затем Шамай.
Отмена зугот и установление династии, родоначальником которой был Ѓилель, и которая более 400 лет руководила еврейской жизнью, а также установление герменевтических правил для истолкования Торы и выведения hалахот — были революционными нововведениями Ѓилеля.
Взгляды Ѓилеля и его реформы
Диспуты между Ѓилелем и Шамаем свидетельствуют об изменениях в духовной жизни этого периода. Согласно источникам (Эд. 1:1–3, Шаб. 15а, ТИ. Хаг. 2:2, 11г), разногласия между Ѓилелем и Шамаем сводились всего к четырем пунктам, однако на самом деле, как показывают разногласия между последователями Ѓилеля и Шамая, речь шла о глубоких различиях в мировоззрении (см. также Мишна, Космогония).
Хотя в целом взгляды Ѓилеля были приняты постепенно и лишь спустя несколько поколений стали доминирующими, некоторые из его hалахот были признаны еще при его жизни. Ѓалахот Ѓилеля свидетельствуют о его авторитете не только в религиозно-этической сфере, но также в вопросах гражданского права и экономической жизни.
В частности, Ѓилель ввел так называемый прозбол, вводивший ограничения на отмену долгов с наступлением субботнего года. Неограниченное применение библейского закона подрывало экономическую деятельность, которая, в отличие от библейских времен, в значительной мере основывалась на кредитно-долговых отношениях.
Ѓилель также ввел такану, касавшуюся приобретения домов в обнесенных стеной городах. Согласно библейскому закону (Лев. 25:29), продавец мог выкупить свой дом в течение года со дня продажи. Во времена Ѓилеля покупатель, стремившийся сохранить за собой приобретенный дом, исчезал на год, так что продавец не мог осуществить выкуп. Ѓилель постановил, что в отсутствие нового владельца продавец, желающий выкупить свой дом, может внести деньги на хранение в храмовую казну.
Личные принципы Ѓилеля
В талмудических источниках Ѓилель предстает как человек большого смирения, готовый ради примирения даже солгать (Беца 20а). Внимание Ѓилеля к людям в сочетании со смирением отражено в следующем рассказе. Ѓилель отдал некоему обедневшему благородному человеку коня для верховой езды и слугу, который должен был бежать впереди коня. Однажды слуга исчез, и Ѓилель взял на себя исполнение его обязанности, и бежал около трех миль (Кт. 67б).
Ѓилель поставил себе целью приблизить людей к Торе и ради этой цели старался избегать педантизма и гнева, он был готов ответить на любой вопрос, даже заданный специально, чтобы вывести его из равновесия.
В противоположность Шамаю, Ѓилель с готовностью принимал в прозелиты, даже когда человек ставил условия за свое обращение в иудаизм.
Известен пример, когда язычник обусловил свой переход в иудаизм требованием, чтобы Ѓилель обучил его всей Торе за то время, которое он может простоять на одной ноге, на что Ѓилель ответил: «Не делай другому то, что ненавистно тебе самому. Это вся Тора, а все остальное — комментарий» (Шаб. 31а).
Религиозно-этическое мировоззрение Ѓилеля нашло выражение в ряде афоризмов, например, «Влекущийся за именем — имя свое погубит, кто не прибавляет [учение] — тот теряет [его], кто не учится, достоин смерти, кто пользуется короной [Торы всуе] — исчезнет» (Авот 1:13). Свою веру в божественное воздаяние Ѓилель выразил так: «Увидев плывущий по воде череп, он сказал: `За то, что ты топил, утопили тебя, но и утопившие тебя будут в конце концов утоплены`» (Авот 2:6).
Наследие Ѓилеля
Личность Ѓилеля, сочетавшая мудрость с благочестием, смиренностью и простотой, стала образцом для подражания последующих поколений. За те изменения, которые Ѓилель привнес в изучение Торы и в методы выведения hалахот, его сравнивали с Эзрой, который, как и Ѓилел, пришел в Иерусалим из Вавилонии и вновь утвердил там Тору (Сук. 20а).
Об учениках Ѓилеля говорится: «Ѓилель hа-Закен имел восемьдесят учеников. Тридцать из них, подобно нашему учителю Моисею, были достойны, чтобы на них покоилась Шхина, тридцать — чтобы ради них остановилось солнце, как оно остановилось ради Йеhошуа бин Нуна; двадцать — были средних достоинств. Самым старшим среди них был Ионатан бен Узиэль, а самым младшим — раббан Йоханан бен Закай, ставший его последним учеником-преемником» (Сук. 28а).
Могила Ѓилеля, по преданию, находится на горе Мерон.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Ссылки
- КЕЭ, том 9, кол. 809–811
Это незавершённая статья об иудаизме. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |