Пельтцер, Татьяна Ивановна
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
||
(1 промежуточная версия не показана) | |||
Строка 224: | Строка 224: | ||
[[uk:Пельтцер Тетяна Іванівна]]{{WikiCopyRight}} | [[uk:Пельтцер Тетяна Іванівна]]{{WikiCopyRight}} | ||
- | [[Категория: | + | |
+ | [[Категория:Актёры по алфавиту]]{{checked_final}} |
Текущая версия на 19:29, 8 августа 2011
Текст унаследован из Википедии | |
Татьяна Пельтцер | |||
Татьяна Пельтцер в одной из ролей |
|||
Имя при рождении: |
Татьяна Ивановна Пельтцер |
||
---|---|---|---|
Дата рождения: |
6 июня 1904 |
||
Место рождения: | |||
Дата смерти: |
16 июля 1992 (88 лет) |
||
Место смерти: | |||
Гражданство: |
СССР |
||
Профессия: |
актриса |
||
Карьера: |
1920—1992 |
||
Награды: |
|
||
IMDb: |
ID 0671356 |
Татья́на Ива́новна Пе́льтцер (6 июня 1904, Москва — 16 июля 1992, Москва) — советская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1960)[1], народная артистка СССР (1972), по характеру сыгранных ролей Пельтцер иногда называют Заслуженной бабушкой Советского Союза.
Содержание |
Биография
Татьяна Пельтцер родилась 6 июня 1904 года в Москве в семье актёра. Отец — Иоганн Робертович (Иван Романович) Пельтцер, немец, предки которого переселились из Германии в Россию во времена Ивана Грозного. Они были портными, шили шубы, «пельтцы», так что их ремесло дало им и фамилию. Иоганн Робертович был, тем не менее, актёром и всю жизнь называл себя Иваном Романовичем. Мать — еврейка, дочь главного раввина из Киева. Вплоть до августа 1914 года, пока не началась Первая мировая война, в семье говорили исключительно по-немецки.
Первые шаги на сцене
Актёрскому мастерству Татьяна училась у своего отца, который ставил её первые спектакли. На сцену она впервые вышла в девять лет в спектакле «Камо грядеши» в роли Авдия. А за следующую актёрскую работу — в «Дворянском гнезде» — она впервые получила гонорар. В одиннадцать лет блистает в роли Серёжи в спектакле «Анна Каренина», но её путь на сцену не был лёгким: актрисой она стала без актёрского образования.
Начало актёрской работы
Профессиональную актёрскую деятельность Пельтцер начала в 1920 году в Передвижном театре Политуправления.
1920 — актриса театров в Нахичевани, Ейске.
1923 — вступила в труппу театра МГСПС (ныне Театр имени Моссовета), но из данного театра была исключена с формулировкой «за профнепригодность», так что некоторое время она подрабатывала машинисткой.
Семья
1927 — выходит замуж за молодого немецкого коммуниста и философа Ганса Тейблера.
1930 — уезжает с мужем в Берлин, где устраивается машинисткой в торговом представительстве СССР. Известный режиссёр Эрвин Пискатор, узнав, что молодая жена Ганса Татьяна Тейблер — театральная актриса, приглашает её в свою постановку «Инги» (по Глебову). Благополучная, обеспеченная жизнь вне России оказывается всё же не для неё. Несмотря на отсутствие бытовых трудностей, языкового барьера, Татьяна заводит роман «на стороне», и в результате разводится с мужем и уезжает в Москву, где снова берёт фамилию Пельтцер, но хорошие отношения они с Гансом поддерживали всю оставшуюся жизнь.
1931 — актриса театра имени Моссовета.
1934 — машинистка на заводе АМО, где главным инженером работал её брат Александр, трёхкратный рекордсмен СССР в автомобильных гонках.
1936 — актриса Ярославского драматического театра имени Ф. Волкова.
1937 — актриса Колхозного театра в Москве.
1938 — актриса Театра имени Моссовета.
Московский театр миниатюр
1940 — в Московском театре миниатюр наконец раскрывается её талант. Она играет почти всё — скетчи, сценки, — ведёт концерты, проявляется как острохарактерная актриса в ролях банщиц, молочниц, нянек и т. д. Много позже Марк Захаров заметил в одном из интервью: «Из наших (актёров „Ленкома“), безусловно, Татьяна Ивановна Пельтцер». Речь шла об актёрах, которые вокруг себя на сцене создают особую ауру, способную захватить и «держать зал», как выдающийся актёр М. П. Чехов.
Театр Сатиры
1947 — в Московском театре Сатиры.
1951 — лауреат Сталинской премии (театральная работа).
Настоящая, всенародная известность пришла к Татьяне Ивановне после экранизации Татьяной Лукашевич и Борисом Равенских спектакля Театра Сатиры «Свадьба с приданым» (по пьесе Н. Дьяконова). После роли в фильме «Солдат Иван Бровкин» она получила эпитет «мать русского солдата», и в следующем фильме о Бровкине её роль переписывается специально, чтобы стать одной из основных в фильме.
1956 — член КПСС.
1960 — народная артистка РСФСР.
1972 — присвоено звание «Народная артистка СССР», и она стала первой народной артисткой в Театре Сатиры, который к тому времени уже существовал 48 лет.
Театр «Ленком»
1977 — актриса театра им. Ленинского комсомола. Переход связан с Марком Захаровым, именно в его спектаклях, поставленных в Театре Сатиры, она «создавала поле», «держала зал». Впрочем, Татьяна Ивановна всегда говорила и делала то, что считала нужным.
Один из последних спектаклей, где играла выдающаяся актриса, это «Поминальная молитва», где актриса играла практически без слов (сказывалась ужасная для актёра болезнь — потеря памяти).
Умерла 16 июля 1992 года, похоронена в Москве, на Введенском кладбище.
Награждена орденами Ленина 1984 год, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями.
Знаменитая фраза
«Я — счастливая старуха», — произнесла Татьяна Ивановна на своём 70-летии.
Театральные работы
- «Свадьба с приданым» Дьяконова — Лукерья Похлёбкина
- «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Манефа
- «Интервенция» Славина — Мадам Ксидиас
- «Проснись и пой» Дьярфаша — Тётя Тони
- «Старая дева» Штока — Прасковья Дмитриевна
- «Мамаша Кураж» Брехта — Мамаша Кураж
- «Безумный день или женитьба Фигаро» Бомарше — Марселина
Фильмография
Актёрские работы
- 1943 — Она защищает Родину
- 1944 — Свадьба — жена доктора
- 1945 — Простые люди — Плаксина
- 1948 — Драгоценные зёрна
- 1949 — Счастливый рейс
- 1953 — Сеанс гипноза
- 1953 — Свадьба с приданым — Лукерья Похлёбкина
- 1954 — Укротительница тигров — Эмми Степановна Воронцова
- 1954 — Большая семья — тётя Лиза
- 1954 — Аттестат зрелости — дворник
- 1955 — Бахтияр — Наталья Алексеевна, тетя Саши
- 1955 — Два капитана
- 1955 — Солдат Иван Бровкин — Евдокия Бровкина
- 1955 — Максим Перепелица
- 1956 — Медовый месяц — Вера Аркадьевна, медсестра
- 1958 — Иван Бровкин на целине — Евдокия Бровкина
- 1958 — Не на своём месте
- 1959 — Косолапый друг
- 1959 — Повесть о молодожёнах
- 1959 — Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва — уборщица
- 1960 — Конец старой Берёзовки
- 1960 — Первое свидание
- 1961 — Своя голова на плечах
- 1962 — Конец света
- 1962 — Яблоко раздора — Дудукалка
- 1963 — Трудные дети
- 1963 — Ход конём
- 1964 — Всё для вас
- 1964 — Морозко — мать жениха
- 1964 — Приключения Толи Клюквина — Дарья Семеновна
- 1965 — Путешественник с багажом
- 1965 — Ноль три
- 1967 — Большие хлопоты из-за маленького мальчика — бабушка
- 1968 — Как велит сердце
- 1968 — Журавушка — Настасья
- 1968 — Деревенский детектив — Глафира Анискина
- 1968 — Кабачок «13 стульев» — пани Ирена
- 1970 — Приключения жёлтого чемоданчика — Томина бабушка
- 1970 — Чёртова дюжина
- 1971 — Молодые — няня
- 1971 — Малыш и Карлсон, который живет на крыше — фрекен Бок
- 1972 — Двенадцать месяцев — гофмейстерина
- 1972 — Чудак из пятого «Б» — бабушка Нины
- 1973 — Исполняющий обязанности
- 1973 — Проснись и пой (телеспектакль)
- 1974 — Безумный день, или Женитьба Фигаро (Телеспектакль) — Марселина
- 1974 — Анискин и Фантомас — Глафира Анискина
- 1974 — Большой аттракцион — Ольховикова
- 1974 — Есть у меня друг — бабушка
- 1974 — Маленькие комедии большого дома, ТВ фильм-спектакль
- 1974 — Одиножды один — Матвеиха
- 1974 — Царевич Проша — Берта
- 1975 — Это мы не проходили
- 1975 — Единственная — врач-невропатолог
- 1976 — Двенадцать стульев — Клавдия Ивановна, тёща Воробьянинова
- 1976 — Колыбельная для мужчин — тётя Таня
- 1976 — Ты — мне, я — тебе — тётя Люба
- 1977 — Как Иванушка-дурачок за чудом ходил (фильм) — баба Варвара
- 1978 — И снова Анискин — Глафира Анискина
- 1978 — Личное счастье
- 1978 — Здравствуй, река
- 1979 — Трое в лодке, не считая собаки — миссисс Поппетс
- 1979 — Примите телеграмму в долг — Пивашиха
- 1980 — У матросов нет вопросов — Клавдия Михайловна
- 1980 — Вам и не снилось — бабушка Ромки
- 1980 — Ночное происшествие
- 1980 — Дульсинея Тобосская — Тереса
- 1981 — Руки вверх!
- 1981 — Отставной козы барабанщик — бабка Агапа
- 1982 — Там, на неведомых дорожках — Баба-Яга
- 1982 — Не было печали — мать Вадима
- 1983 — Карантин — прабабушка
- 1983 — Ослиная шкура — Гравидана
- 1984 — И вот пришёл Бумбо
- 1984 — Формула любви — Федосья Ивановна
- 1984 — Рыжий, честный, влюблённый — Сова Илона
- 1985 — После дождичка в четверг — бабка на болоте
- 1985 — Личное дело судьи Ивановой
- 1985 — Как стать счастливым
- 1986 — Малявкин и компания — Анна Петровна
- 1986 — Кто войдёт в последний вагон
- 1988 — Раз, два — горе не беда! (фильм) — бабушка
- 1989 — Князь Удача Андреевич — соседка
Озвучание мультфильмов
- 1972 — Двенадцать месяцев (мультфильм) — Гофмейстерина
- 1974 — Царевич Проша (мультфильм)
- 1985 — Весёлая Карусель, выпуск 16, "Чудо-дерево"! (мультфильм) — закадровый текст
- 1984-1987 — Домовёнок Кузя: Приключения домовёнка, Сказка для Наташи, Возвращение домовёнка (серия мультфильмов) — Баба-Яга
Библиография
- Аросева, О., Максимова, В. Без грима. — М.: Центрполиграф, 2003. ISBN 5-9524-0272-0
- Скороходов, Г. В поисках утраченного. — М.: Рутена, 1999.
- Московский театр Ленком. — М.: Центрполиграф, 2000.
- Капков, С. Эти разные, разные лица. — М.: Алгоритм-книга, 2001.
Примечания
- ↑ Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 4 — М.: Советская энциклопедия, Нежин — Сярев, 1965, 1152 стб. с илл., 6 л. илл.
Ссылки
- Энциклопедия Отечественного кино. Пельтцер Татьяна Ивановна.
- Татьяна Пельтцер: статьи, фильмография и фотографии
- Татьяна Пельтцер(англ.) на сайте Internet Movie Database
az:Tatyana PeltserУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.