Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{О��татье| ТИП СТ��ТЬИ = 4 |
- | | | + | | ��ВТОР1 = |
- | | | + | | ��ВТОР2 = |
- | | | + | | ��ВТОР3 = |
- | | | + | | СУПЕРВ��ЙЗЕР = |
| ПРОЕКТ = | | ПРОЕКТ = | ||
- | | | + | | ПОДТЕМ�� = |
- | | | + | | К��ЧЕСТВО = |
- | | | + | | УРОВЕ��Ь = |
- | | | + | | Д��Т�� СОЗД����ИЯ = |
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
- | | | + | | ��ЕОД��ОЗ����Ч��ОСТЬ = |
}} | }} | ||
- | ''' | + | '''Ра��про��транение иудаизма в Хазарии по данным археологии''' — одна из ключевых научных проблем в изучении и��тории [[Хазар��кий каганат|Хазар��кого каганата]]. Она ��водит���� к пои��ку материальных подтверждений бытовани�� в Хазарии [[иудаизм]]а и к оценке того, в какой ��тепени им было затронуто хазар��кое обще��тво. Суще��твующие на ��ту тему ��ообщени�� пи��ьменных и��точников трактуют���� по-разному, и в мировой и��ториографии наблюдает���� не��овпадение мнений. |
- | + | Ро����ий��кие и украин��кие ��пециали��ты традиционно придерживает���� ��кептиче��кой оценки, ��чита�� что в иудаизм перешли только цар��кий род и некотора�� ча��ть вы��шей знати. ��апротив, западные и, в том чи��ле, [[израиль]]��кие и��торики на��таивают на широком бытовании ��той религии ��реди в��ех хазар, а также на её проникновении в ��реду подчинённых хазарам народов. | |
- | В крайнем виде | + | В крайнем виде ��ти точки зрени�� превращают���� в провозглашение на��иль��твенного характера иудаизации «��верху», преувеличение еврей��кого фактора в хазар��кой и��тории в ущерб о��тальным, а иногда в полное отожде��твление [[хазары|хазар]] �� [[евреи|евре��ми]]. |
- | + | ��рхеологиче��кие данные должны ��тать решающими в решении ��того ��порного вопро��а, а также р��да других, непо��ред��твенно �� ним ��в��занных: | |
- | * | + | * ��а��колько [[ортодок��альный иудаизм|канониче��ким]] был хазар��кий иудаизм, как он взаимодей��твовал �� [[��зыче��тво]]м? Отдельный вопро�� был ли он [[Ортодок��альный иудаизм|раввини��тиче��ким]] (как ��читает большин��тво и��ториков) или [[Караимы (религиозна�� группа)|караим��ким]]? |
- | * Можно ли говорить о | + | * Можно ли говорить о «цивилизатор��ком» (культурном) вли��нии хазар��кого иудаизма на контактировавшие �� хазарами ��траны (например [[Киев��ка�� Ру��ь|Древнюю Ру��ь]])? |
- | * | + | * ��а��колько ��ерьёзен вклад [[Гиюр|прозелитов-хазар]] в [[��шкеназы|во��точноевропей��кое еврей��тво]]? |
- | == | + | == Характери��тика хазар��кого иудаизма по пи��ьменным и��точникам == |
- | + | Изве��тно, что правители Хазарии перешли в иудаизм по ��об��твенной инициативе в нач. IX века. По легенде ��то произошло в ходе ди��пута, у��троенного между пред��тавител��ми трёх вер. | |
- | Замена [[ | + | Замена [[��зыче��тво|��зыче��ких]] верований [[монотеизм|монотеи��тиче��кой религией]] закономерный шаг, характерный дл�� в��ех го��удар��тв, до��тигших определённой (более вы��окой) ��тадии развити��. Через него в разное врем�� проходили в��е кочевые каганаты Евразий��ких ��тепей и в��е ��о��еди Хазарии (Дунай��ка�� и Волж��ка�� Болгарии, [[Ру��ь]], [[��лани��]]). Хазар��кий ��лучай уникален тем, что в каче��тве официальной религии был выбран [[иудаизм]], который по ��воей природе ��вл��ет���� национальной религией евреев и не преду��матривает обращение других народов. Кроме того, у евреев �� ��похи Ра����е��ни�� не было го��удар��твенно��ти. |
- | + | Согла��но ��об��твенно хазар��кой традиции, отражённой в произведени��х т. н. [[Еврей��ко-хазар��ка�� перепи��ка|Еврей��ко-хазар��кой перепи��ки]], причиной предпочтени�� иудаизма ��тало то, что его положени�� ��вл��ют���� общими дл�� хри��тиан��тва и и��лама. | |
- | Современные | + | Современные и��торики ��реди реальных причин выбора называют ��тремление хазар ��охранить незави��имо��ть от враждебных [[Византи��|Византии]] и [[��раб��кий халифат|��раб��кого халифата]] и указывают на ��в��зь прав��щего хазар��кого клана �� еврей��кими общинами, издавна жившими на территории ��траны. |
- | + | Е��ть о��новани�� полагать, что иудаизаци�� была ��в��зана �� борьбой за вла��ть. Инициаторами ��мены веры вы��тупали не [[каган]]ы, опорой которых был ��зыче��кий культ, а пред��тавители другого [[Буланиды|знатного рода]] — беки («цари»), которым удало��ь лишить каганов реальной вла��ти. | |
- | + | В��е традиционные пред��тавлени�� об ��тапах иудаизации хазар о��нованы на толковании пи��ьменных и��точников (причём лишь одной вер��ии, признанной канониче��кой). ��а ��амом деле неизве��тны даты жизни [[Овади�� (хазар��кий царь)|цар�� Овадии]] и ��одержание его реформ.<ref>Голден Питер. До��тижени�� и пер��пективы хазар��ких и����ледований. В ��борнике "Хазары. Евреи и ��лав��не". Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Мо��ковича, ��. Федорчука, ��. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иеру��алим – «Мо��ты культуры», Мо��ква, 2005, ��тр, 43</ref> | |
- | == | + | == ��рхеологи�� == |
- | + | Пам��тники на о��новной территории каганата (Равнинный Даге��тан, ��ижнее Поволжье, Подонье, Крым) ��в��зывают���� �� [[Салтово-ма��цка�� культура|Салтово-ма��цкой археологиче��кой культурой]]. Её и����ледовани�� начали��ь на рубеже XIX-|XX вв. и приобрели ��и��тематиче��кий характер в ��овет��кое врем��. | |
- | В | + | В на��то��щее врем�� в научный оборот введено более ты����чи пам��тников в��ех типов: ��тационарных и временных по��елений, крепо��тей, могильников. К ��ожалению, коренна�� территори�� Хазарии — ��ижнее Поволжье об��ледовано недо��таточно и общеприн��тые археологиче��кие признаки ��об��твенно хазар��кого ��тно��а пока не выработаны. |
- | + | По��ле многочи��ленных археологиче��ких и����ледований археологи кон��татируют, что о��новна�� ма����а народа о��тавала��ь ��зыче��кой. Причем ��зыче��тво было зде��ь не пережиточным ��влением, а полноправной религией народных ма����.<ref>С.�� Плетнева. Хазары и Хазар��кий каганат в ��борнике "Хазары. Евреи и ��лав��не. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Мо��ковича, ��. Федорчука, ��. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иеру��алим – «Мо��ты культуры», Мо��ква, 2005 С. 22.</ref> И ��ту точку зрени�� раздел��ют ро����ий��кие и украин��кие археологи, имеющие большой фонд информации, полученный в ходе ра��копок территорий [[Хазар��кий каганат|Хазар��кого каганата]] (Мнение западных, и в ча��тно��ти [[израиль]]��ких археологов, ��ильно отличает����). | |
- | В | + | В ��в��зи �� по��ледними археологиче��кими ра��копками ��ерии городищ, ��та точка зрени�� ��тановит���� в��е более обо��нованной. Уловимых ��ледов иудаизма на территори��х ра��копок не зафик��ировано, а наоборот по��вл��ет���� в��ё больше ��видетель��тв о го��под��тве ��зыче��тва в Хазар��ком каганате VIII—X вв. |
- | Эти научные | + | Эти научные изы��кани�� делают в��е ����нее религиозную ��итуацию в Хазарии. Вплоть до X в. Хазари�� не была затронута мировыми религи��ми, имеет���� в виду не только [[иудаизм]] но и [[хри��тиан��тво]] и [[и��лам]]. ��и одна из вышеуказанных религий не подей��твовала на религиозно-мифологиче��кую ��и��тему верований в Хазарии, их и��токи про��леживают���� в общеиндоевропей��ких и��токах и от них к иран��ким. И����ледовани�� в ��том направлении оказали��ь более плодотворными <ref>В.Е. Флерова «Образы и Сюжеты Мифологии Хазарии» (Изд."Гешарим" Мо��ты культуры ([[Иеру��алим]]), 2001. С. 22-23.)</ref>. |
- | Как замечает [[Плетнева, Светлана | + | Как замечает [[Плетнева, Светлана ��лек��андровна|С.�� Плетнева]], из археологиче��ких и����ледований можно заметить и��чезновени�� ��ол��рных амулетов, по��в��щённых ''Тенгри-хану'', и, как она предполагает, ��то произошло из-за у��илени�� [[иудаизм]]а, который выте��нил из каганата "централизованный феодальный культ бога неба". По её мнению ��то произошло только в IX в., хот�� другие более архаичные культы и ��ам шаманизм ��о��уще��твовали �� [[иудаизм]]ом до конца каганата. Другие археологи возражают, предполага�� что противопо��тавление ��зыче��тва, в ча��тно��ти культа неба, иудаизму вр��д ли имеет под ��обой о��нову.<ref name="">Флёрова В.С. С., 2000б</ref> |
- | Даже в таких поздних | + | Даже в таких поздних территори��х проживани�� хазар как Крым, в том чи��ле хорошо и����ледованном [[Хер��оне��]]е, ��леды еврей��кого при��ут��тви�� про��леживают���� только в V в. Правда на [[Тамань|Тамани]] были найдены надгробные ��телы �� изображением иудей��кой ��имволики, ��видетель��твуют о том, что в ��том регионе иудеи при��ут��твовали ([[Фанагори��]], [[Тьмутаракань|Таматархе]]) до V в. ��а обратных ��торонах ��тих ��тел иногда попадали��ь тамгообразные знаки, возможно, что возвышали��ь они над могилами хазар��ких [[прозелит]]ов.<ref>С.�� Плетнева. Хазары и Хазар��кий каганат в ��борнике "Хазары. Евреи и ��лав��не. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, [[Мо��кович, Вольф ��брамович|В. Мо��ковича]], ��. Федорчука, ��. Кулика, Д. Шапиро. Сери�� Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иеру��алим – «Мо��ты культуры», Мо��ква, 2005 ISBN 5-93273-196-6; ��тр. 22.</ref> |
- | В [[ | + | В [[Бо��пор]]е найдены некоторые иудей��кие надгроби��, но ��амо кладбище ещё не изучено.<ref>И. ��. Завад��ка��, Хронологи�� пам��тников ране��редневековой хри��тиан��кой архетиктуры Хер��оне��а М��ИЭТ. Вып. VII. Симферополь, 2000. С. 79.)</ref> Конечно было бы не��праведливо не заметить о пер��пективах в будущих ра��копках в ба����ейне ��ижнего [[Дон]]а и ��ижней Волги, и возможно��ти обнаружений ��ледов хазар��кого иудаизма. |
+ | |||
+ | == Проблема трактовки археологиче��ких находок == | ||
+ | С другой ��тороны, возникает проблема: какими должны быть материальные ��леды ра��про��транени�� иудаизма? | ||
+ | |||
+ | При ��том ��ледует уче��ть, прежде в��его, ��ледующие факты: | ||
+ | * В географиче��ких у��лови��х территории Хазар��кого каганата не могли ��охранить���� предметы из ткани, кожи (пергамента), почти никогда - дерева. Металличе��кие предметы, как правило, переплавл��ли��ь или разъедены коррозией. О��тала��ь только керамика, здани�� и могилы. | ||
+ | * ��е изве��тно в точно��ти, какие правила [[Ѓалаха|Ѓалахи]] дей��твовали в том ме��те в то врем��, на��колько они ��овпадали �� ��овременными. | ||
+ | * При прин��тии новой религии большин��тво [[Прозелиты|прозелитов]], о��обенно из про��тых людей, долгое врем�� ��охран��ют ��тарые бытовые привычки, порождённые ��тарым культом и у��лови��ми жизни. ��апример, невозможно было ожидать, что люди откажут���� от охоты ради пропитани�� из-за противоречий �� [[кашрут]]ом - ��ледовательно, ко��ти диких животных продолжали попадать в помойки. | ||
+ | |||
+ | [[Плетнёва, Светлана ��лек��андровна|Плетнёва]] ��делала вывод о ��лабом ра��про��транении [[иудаизм]]а, не найд�� значимого количе��тва иудей��ких могил. Однако неизве��тны подробно��ти погребальных обр��дов хазар��ких евреев IX века, о��обенно [[Прозелиты|прозелитов]] и как должны были изменить���� их могилы по ��равнению �� ��зыче��кими. | ||
+ | |||
+ | Возможно, обычай кла��ть в могилы вещи продержал���� долго. ��адгробные плиты �� еврей��кими надпи����ми и ��имволикой почти точно указывают на принадлежно��ть могилы. Однако в ��тепной зоне, где така�� плита должна была быть очень дорога, у какой доли на��елени�� была возможно��ть её у��тановить? | ||
== См. также == | == См. также == | ||
- | * [[ | + | * [[Хазар��кий каганат]] |
* [[Хазары]] | * [[Хазары]] | ||
- | == | + | == Примечани�� == |
- | {{ | + | {{примечани��}} |
== Литература == | == Литература == | ||
- | * Хазары. Евреи и | + | * Хазары. Евреи и ��лав��не. Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Мо��ковича, ��. Федорчука, ��. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иеру��алим – «Мо��ты культуры», Мо��ква, 2005 |
- | * [[ | + | * [[��ртамонов, Михаил Илларионович|М.И ��ртамонов]] (И��тори�� хазар. Л., 1962. С.38). |
- | * Е. | + | * Е.Березан��кий "Евреи, хазары, Ру��ь". Герцли��, "И��радон", 2006 |
- | * [[Гумилев|Л. | + | * [[Гумилев|Л.�� Гумилев]], Древн���� Ру��ь и Велика�� Степь. |
- | * '' | + | * ''Кё��тлер ��. '' [http://www.lib.ru/INPROZ/KESTLER/hazary.txt Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её на��ледие]. — СПб, 2001. ISBN 5-8071-0076-X [http://biblebelievers.org.au/13trindx.htm ��нглий��кий тек��т] |
- | * [http://www.russiancity.ru/ybooks/y1.htm ''Плетнева С. | + | * [http://www.russiancity.ru/ybooks/y1.htm ''Плетнева С. ��.'' «От кочевий к городам» (М.,1967).] |
- | * ''Флерова В. Е.''. | + | * ''Флерова В. Е.''. «Хазар��кие курганы �� ровиками: Центральна�� ��зи�� или Во��точна�� Европа?» // Ро����ий��ка�� археологи��. 2001. № 2. |
- | == | + | == С��ылки == |
- | * [http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=DA06F9382D5045E1B2B2C3A7B6D9907F ''Талашов М. В.'' | + | * [http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=DA06F9382D5045E1B2B2C3A7B6D9907F ''Талашов М. В.'' ��а��ледие древних тюрков в хазарии: миф или реально��ть.] |
- | * [http://www.astrakhan.ru/history/read/14/ Религиозные | + | * [http://www.astrakhan.ru/history/read/14/ Религиозные веровани�� Хазарии] |
- | [[ | + | [[Категори��:Хазары]] |
- | [[ | + | [[Категори��:И��тори�� евреев Ро����ии/Украины]] |
- | [[ | + | [[Категори��:И��тори�� иудаизма]] |
- | [[ | + | [[Категори��:Гиюр, прозелиты в иудаизме]] |
- | [[ | + | [[Категори��:Караимы]] |
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} | ||
- | [[ | + | [[Категори��:требует категоризации]]{{checked_final}} |
Версия 17:17, 6 августа 2011
{{О��татье| ТИП СТ��ТЬИ = 4 | ��ВТОР1 = | ��ВТОР2 = | ��ВТОР3 = | СУПЕРВ��ЙЗЕР = | ПРОЕКТ = | ПОДТЕМ�� = | К��ЧЕСТВО = | УРОВЕ��Ь = | Д��Т�� СОЗД����ИЯ = | ВИКИПЕДИЯ = | ��ЕОД��ОЗ����Ч��ОСТЬ = }} Ра��про��транение иудаизма в Хазарии по данным археологии — одна из ключевых научных проблем в изучении и��тории [[Хазар��кий каганат|Хазар��кого каганата]]. Она ��водит���� к пои��ку материальных подтверждений бытовани�� в Хазарии иудаизма и к оценке того, в какой ��тепени им было затронуто хазар��кое обще��тво. Суще��твующие на ��ту тему ��ообщени�� пи��ьменных и��точников трактуют���� по-разному, и в мировой и��ториографии наблюдает���� не��овпадение мнений.
Ро����ий��кие и украин��кие ��пециали��ты традиционно придерживает���� ��кептиче��кой оценки, ��чита�� что в иудаизм перешли только цар��кий род и некотора�� ча��ть вы��шей знати. ��апротив, западные и, в том чи��ле, израиль��кие и��торики на��таивают на широком бытовании ��той религии ��реди в��ех хазар, а также на её проникновении в ��реду подчинённых хазарам народов.
В крайнем виде ��ти точки зрени�� превращают���� в провозглашение на��иль��твенного характера иудаизации «��верху», преувеличение еврей��кого фактора в хазар��кой и��тории в ущерб о��тальным, а иногда в полное отожде��твление хазар �� евре��ми.
��рхеологиче��кие данные должны ��тать решающими в решении ��того ��порного вопро��а, а также р��да других, непо��ред��твенно �� ним ��в��занных:
- ��а��колько [[ортодок��альный иудаизм|канониче��ким]] был хазар��кий иудаизм, как он взаимодей��твовал �� [[��зыче��тво]]м? Отдельный вопро�� был ли он [[Ортодок��альный иудаизм|раввини��тиче��ким]] (как ��читает большин��тво и��ториков) или [[Караимы (религиозна�� группа)|караим��ким]]?
- Можно ли говорить о «цивилизатор��ком» (культурном) вли��нии хазар��кого иудаизма на контактировавшие �� хазарами ��траны (например [[Киев��ка�� Ру��ь|Древнюю Ру��ь]])?
- ��а��колько ��ерьёзен вклад прозелитов-хазар в [[��шкеназы|во��точноевропей��кое еврей��тво]]?
Содержание |
Характери��тика хазар��кого иудаизма по пи��ьменным и��точникам
Изве��тно, что правители Хазарии перешли в иудаизм по ��об��твенной инициативе в нач. IX века. По легенде ��то произошло в ходе ди��пута, у��троенного между пред��тавител��ми трёх вер.
Замена [[��зыче��тво|��зыче��ких]] верований монотеи��тиче��кой религией закономерный шаг, характерный дл�� в��ех го��удар��тв, до��тигших определённой (более вы��окой) ��тадии развити��. Через него в разное врем�� проходили в��е кочевые каганаты Евразий��ких ��тепей и в��е ��о��еди Хазарии (Дунай��ка�� и Волж��ка�� Болгарии, [[Ру��ь]], [[��лани��]]). Хазар��кий ��лучай уникален тем, что в каче��тве официальной религии был выбран иудаизм, который по ��воей природе ��вл��ет���� национальной религией евреев и не преду��матривает обращение других народов. Кроме того, у евреев �� ��похи Ра����е��ни�� не было го��удар��твенно��ти.
Согла��но ��об��твенно хазар��кой традиции, отражённой в произведени��х т. н. [[Еврей��ко-хазар��ка�� перепи��ка|Еврей��ко-хазар��кой перепи��ки]], причиной предпочтени�� иудаизма ��тало то, что его положени�� ��вл��ют���� общими дл�� хри��тиан��тва и и��лама.
Современные и��торики ��реди реальных причин выбора называют ��тремление хазар ��охранить незави��имо��ть от враждебных [[Византи��|Византии]] и [[��раб��кий халифат|��раб��кого халифата]] и указывают на ��в��зь прав��щего хазар��кого клана �� еврей��кими общинами, издавна жившими на территории ��траны.
Е��ть о��новани�� полагать, что иудаизаци�� была ��в��зана �� борьбой за вла��ть. Инициаторами ��мены веры вы��тупали не каганы, опорой которых был ��зыче��кий культ, а пред��тавители другого знатного рода — беки («цари»), которым удало��ь лишить каганов реальной вла��ти.
В��е традиционные пред��тавлени�� об ��тапах иудаизации хазар о��нованы на толковании пи��ьменных и��точников (причём лишь одной вер��ии, признанной канониче��кой). ��а ��амом деле неизве��тны даты жизни [[Овади�� (хазар��кий царь)|цар�� Овадии]] и ��одержание его реформ.[1]
��рхеологи��
Пам��тники на о��новной территории каганата (Равнинный Даге��тан, ��ижнее Поволжье, Подонье, Крым) ��в��зывают���� �� [[Салтово-ма��цка�� культура|Салтово-ма��цкой археологиче��кой культурой]]. Её и����ледовани�� начали��ь на рубеже XIX-|XX вв. и приобрели ��и��тематиче��кий характер в ��овет��кое врем��.
В на��то��щее врем�� в научный оборот введено более ты����чи пам��тников в��ех типов: ��тационарных и временных по��елений, крепо��тей, могильников. К ��ожалению, коренна�� территори�� Хазарии — ��ижнее Поволжье об��ледовано недо��таточно и общеприн��тые археологиче��кие признаки ��об��твенно хазар��кого ��тно��а пока не выработаны.
По��ле многочи��ленных археологиче��ких и����ледований археологи кон��татируют, что о��новна�� ма����а народа о��тавала��ь ��зыче��кой. Причем ��зыче��тво было зде��ь не пережиточным ��влением, а полноправной религией народных ма����.[2] И ��ту точку зрени�� раздел��ют ро����ий��кие и украин��кие археологи, имеющие большой фонд информации, полученный в ходе ра��копок территорий [[Хазар��кий каганат|Хазар��кого каганата]] (Мнение западных, и в ча��тно��ти израиль��ких археологов, ��ильно отличает����).
В ��в��зи �� по��ледними археологиче��кими ра��копками ��ерии городищ, ��та точка зрени�� ��тановит���� в��е более обо��нованной. Уловимых ��ледов иудаизма на территори��х ра��копок не зафик��ировано, а наоборот по��вл��ет���� в��ё больше ��видетель��тв о го��под��тве ��зыче��тва в Хазар��ком каганате VIII—X вв.
Эти научные изы��кани�� делают в��е ����нее религиозную ��итуацию в Хазарии. Вплоть до X в. Хазари�� не была затронута мировыми религи��ми, имеет���� в виду не только иудаизм но и [[хри��тиан��тво]] и [[и��лам]]. ��и одна из вышеуказанных религий не подей��твовала на религиозно-мифологиче��кую ��и��тему верований в Хазарии, их и��токи про��леживают���� в общеиндоевропей��ких и��токах и от них к иран��ким. И����ледовани�� в ��том направлении оказали��ь более плодотворными [3].
Как замечает [[Плетнева, Светлана ��лек��андровна|С.�� Плетнева]], из археологиче��ких и����ледований можно заметить и��чезновени�� ��ол��рных амулетов, по��в��щённых Тенгри-хану, и, как она предполагает, ��то произошло из-за у��илени�� иудаизма, который выте��нил из каганата "централизованный феодальный культ бога неба". По её мнению ��то произошло только в IX в., хот�� другие более архаичные культы и ��ам шаманизм ��о��уще��твовали �� иудаизмом до конца каганата. Другие археологи возражают, предполага�� что противопо��тавление ��зыче��тва, в ча��тно��ти культа неба, иудаизму вр��д ли имеет под ��обой о��нову.[4]
Даже в таких поздних территори��х проживани�� хазар как Крым, в том чи��ле хорошо и����ледованном [[Хер��оне��]]е, ��леды еврей��кого при��ут��тви�� про��леживают���� только в V в. Правда на Тамани были найдены надгробные ��телы �� изображением иудей��кой ��имволики, ��видетель��твуют о том, что в ��том регионе иудеи при��ут��твовали ([[Фанагори��]], Таматархе) до V в. ��а обратных ��торонах ��тих ��тел иногда попадали��ь тамгообразные знаки, возможно, что возвышали��ь они над могилами хазар��ких прозелитов.[5]
В [[Бо��пор]]е найдены некоторые иудей��кие надгроби��, но ��амо кладбище ещё не изучено.[6] Конечно было бы не��праведливо не заметить о пер��пективах в будущих ра��копках в ба����ейне ��ижнего Дона и ��ижней Волги, и возможно��ти обнаружений ��ледов хазар��кого иудаизма.
Проблема трактовки археологиче��ких находок
С другой ��тороны, возникает проблема: какими должны быть материальные ��леды ра��про��транени�� иудаизма?
При ��том ��ледует уче��ть, прежде в��его, ��ледующие факты:
- В географиче��ких у��лови��х территории Хазар��кого каганата не могли ��охранить���� предметы из ткани, кожи (пергамента), почти никогда - дерева. Металличе��кие предметы, как правило, переплавл��ли��ь или разъедены коррозией. О��тала��ь только керамика, здани�� и могилы.
- ��е изве��тно в точно��ти, какие правила Ѓалахи дей��твовали в том ме��те в то врем��, на��колько они ��овпадали �� ��овременными.
- При прин��тии новой религии большин��тво прозелитов, о��обенно из про��тых людей, долгое врем�� ��охран��ют ��тарые бытовые привычки, порождённые ��тарым культом и у��лови��ми жизни. ��апример, невозможно было ожидать, что люди откажут���� от охоты ради пропитани�� из-за противоречий �� кашрутом - ��ледовательно, ко��ти диких животных продолжали попадать в помойки.
[[Плетнёва, Светлана ��лек��андровна|Плетнёва]] ��делала вывод о ��лабом ра��про��транении иудаизма, не найд�� значимого количе��тва иудей��ких могил. Однако неизве��тны подробно��ти погребальных обр��дов хазар��ких евреев IX века, о��обенно прозелитов и как должны были изменить���� их могилы по ��равнению �� ��зыче��кими.
Возможно, обычай кла��ть в могилы вещи продержал���� долго. ��адгробные плиты �� еврей��кими надпи����ми и ��имволикой почти точно указывают на принадлежно��ть могилы. Однако в ��тепной зоне, где така�� плита должна была быть очень дорога, у какой доли на��елени�� была возможно��ть её у��тановить?
См. также
- [[Хазар��кий каганат]]
- Хазары
Примечани��
{{примечани��}}
Литература
- Хазары. Евреи и ��лав��не. Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Мо��ковича, ��. Федорчука, ��. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иеру��алим – «Мо��ты культуры», Мо��ква, 2005
- [[��ртамонов, Михаил Илларионович|М.И ��ртамонов]] (И��тори�� хазар. Л., 1962. С.38).
- Е.Березан��кий "Евреи, хазары, Ру��ь". Герцли��, "И��радон", 2006
- Л.�� Гумилев, Древн���� Ру��ь и Велика�� Степь.
- Кё��тлер ��. Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её на��ледие. — СПб, 2001. ISBN 5-8071-0076-X ��нглий��кий тек��т
- Плетнева С. ��. «От кочевий к городам» (М.,1967).
- Флерова В. Е.. «Хазар��кие курганы �� ровиками: Центральна�� ��зи�� или Во��точна�� Европа?» // Ро����ий��ка�� археологи��. 2001. № 2.
С��ылки
- Талашов М. В. ��а��ледие древних тюрков в хазарии: миф или реально��ть.
- Религиозные веровани�� Хазарии
[[Категори��:Хазары]] [[Категори��:И��тори�� евреев Ро����ии/Украины]] [[Категори��:И��тори�� иудаизма]] [[Категори��:Гиюр, прозелиты в иудаизме]] [[Категори��:Караимы]]
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась. [[Категори��:требует категоризации]]
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref>
не найдено соответствующего тега <references/>