Киевское письмо (X в.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Architect1 (Обсуждение | вклад)
Architect1 (Обсуждение | вклад)
Строка 15: Строка 15:
'''Киевское письмо''' — Важнейший исторический документ, впервые в истории упоминающий название города Киев ( קייב). Является древнейшим аутентичным документом, вышедшим с территории [[Киевская Русь|Киевской Руси]]. Датируется X веком (предположительно 930 г.). Написан на иврите, и дает бесценную информацию о древней истории Киева и его еврейской общины.
'''Киевское письмо''' — Важнейший исторический документ, впервые в истории упоминающий название города Киев ( קייב). Является древнейшим аутентичным документом, вышедшим с территории [[Киевская Русь|Киевской Руси]]. Датируется X веком (предположительно 930 г.). Написан на иврите, и дает бесценную информацию о древней истории Киева и его еврейской общины.
-
 
+
* [http://www.lib.cam.ac.uk/cgi-bin/GOLD/zoomer?image=T-S_12.122%2Cr&search= Отсканированное изображение письма]
== Содержание ==
== Содержание ==

Версия 14:38, 2 августа 2011

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


Киевское письмо — Важнейший исторический документ, впервые в истории упоминающий название города Киев ( קייב). Является древнейшим аутентичным документом, вышедшим с территории Киевской Руси. Датируется X веком (предположительно 930 г.). Написан на иврите, и дает бесценную информацию о древней истории Киева и его еврейской общины.

Содержание

Содержание

Является рекомендательным письмом, выданным Яакову Бен Ханукке еврейской общиной Киева, для предъявления в других еврейских общинах. Письмо содержит просьбу к евреям других городов пожертвовать денег для выкупа Яакова Бен Ханукки. Сообщается, что этот человек ранее никогда не нуждался, пока не выступил поручителем за брата, одолжившего у иноверцев деньги для купеческой экспедиции, но погибшего в ней. Когда же пришло время отдавать долг, поручителя забрали в тюрьму.

Через год община выкупила его за 60 монет, но для полного освобождения требовалось ещё 40. Он отправился с письмом собирать недостающую сумму. В конце письма стоят подписи (имена) составителей. Всего 11 человек. Текст письма составлен на иврите. Исключение составляет последнее слово, написанное тюркским руническим письмом, как предполагают, на хазарском языке.

Файл:Signature Kiev letter.gif
Руническая надпись

История открытия

Письмо было обнаружено среди обширной коллекции древнееврейских манускриптов Каирской генизы (гениза — хранилище древних рукописей и священных предметов при синагоге). Открытие сделал в 1962 году профессор Чикагского университета гебраист Норман Голб. Позднее он привлёк к изучению памятника профессора Гарвардского университета Омельяна Прицака.

Авторы изложили результаты своих исследований на нескольких научных конференциях. В 1982 году документ был опубликован в их совместной монографии, где Голб осуществил перевод, а Прицак — интерпретацию.

В СССР факт существования письма был известен, но не афишировался. На русском языке оно было впервые опубликовано (в переводе с английского) в 1997 году.

Рукопись

Рукопись T-S (glass) 12.122. хранится в Кембриджской университетской библиотеке. Представляет собой кусок пергамента 22,5 см в длину и 14,4 см в ширину. В двух местах лист повреждён. Имеется семь вертикальных складок. Текст написан на лицевой стороне. Оборотная сторона пустая. Чернила коричневые (выцветшие чёрные). Сообщение занимает 30 строк.

Атрибуция

Текст письма не содержит указаний на время его составления. По палеографическим признакам Н. Голб датировал его X веком. Актовый характер источника позволяет считать документ оригиналом, а не копией. Обнаружение его в Каире свидетельствует, что Египет был конечной точкой маршрута Яакова.

Место написания письма определяется по фразе в восьмой строке: «Мы сообщаем вам, община Киева». Данная синтаксическая конструкция допускает два возможных прочтения. Либо Киевская община обращается к соседям, либо к ней самой обращается какая-то община. Второй вариант признан маловероятным, так как по смыслу текста письмо адресуется всем общинам, а не какой-то конкретной.

Существуют разногласия являлись ли составители письма иудеями тюркско-хазарского происхождения или евреями, взявшими местные славянские и тюркские имена, так как письмо содержит родовые несемитские имена, среди которых довольно ясно читаются тюркские «Кабар», «Савар» и славянское «Гостята». Во-вторых, необычный состав еврейских личных имён, характерный скорее для прозелитов и имеющий аналогии среди известных хазарских имён. И, в-третьих, тюркское слово в конце документа. Оно состоит из 6 рунических символов, которые пока убедительно не дешифрованы.

Надо отметить что местные (несемитские) имена широко распространены среди всех еврейских общин, включая имена известных раввинов. В частности, имя Гостята бен Кьябар Коhен вряд ли могло принадлежать прозелиту: он не мог быть коhеном. Гипотеза Прицака о том, что при переходе в иудаизм хазарские шаманы взяли на себя функцию раввинов и назвались коhенами, пока не нашла подтверждения.[1]

Источниковедческое значение

Документ является древнейшим оригинальным памятником с упоминанием названия Киева, зафиксированного в форме קייב. Являясь примером рядовой правовой сделки, представляет значительную ценность для изучения древнерусской правовой системы. Даёт самое раннее свидетельство существования на Руси долгового рабства. Проливает свет на процедуры залога и поручительства.

Кроме того, письмо является третьим обнаруженным письменным источником хазарского происхождения (наряду с письмом царя Иосифа и письмом анонимного хазарского еврея Х в.). Его открытие дало дополнительный аргумент в руки тех исследователей, которые придерживаются мнения о сравнительно широком распространении иудаизма в Хазарии.

Документ даёт представление о материальном положении еврейской общины в Киеве того времени. Сумму в 60 дирхемов для выкупа человека община собирала целый год. А ещё 40 пришлось собирать по всему миру, так что письмо попало в Каир. В то время семья свободного земледельца платила налог - один дирхем в год ("по щелягу с рала", то есть с плуга).

Факт, что иноверец посадил еврея в яму за долг ставит под сомнение тезис, что власть в Киеве в это время принадлежала хазарам.[2]

Публикации

  • Golb, Norman and Omeljan Pritsak. Khazarian Hebrew Documents of the Tenth Century. — Ithaca: Cornell Univ. Press, 1982.
  • Голб Н. Прицак О. Хазарско-еврейские документы X века. — М.—Иерусалим, 1-е изд. 1997; 2-е изд. 2003. — ISBN 5-93273-126-5
  • Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16). «Хазары. Khazars. Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро» «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005

Литература

Примечания

  1. Петрухин В.Я. Русь и Хазария: к оценке исторических взаимосвязей. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005
  2. Петрухин В.Я. Русь и Хазария: к оценке исторических взаимосвязей. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005; стр, 84

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация