Омовение
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→Источники) |
|||
Строка 18: | Строка 18: | ||
}} {{Полуфабрикат}} | }} {{Полуфабрикат}} | ||
- | + | Омов́ение ('''טְבִילָה''', твила, буквально `окунание`, `погружение`) - обряд, предназначенный для восстановления ритуальной чистоты или для тех случаев, когда необходима большая ритуальная чистота, а также для освящения. | |
- | Омовение | + | == Смысл омовения == |
+ | Омовение не следует путать с купанием: совершающий омовение должен предварительно выкупаться (Майм. Яд., Микваот 11:16). Тем не менее, между омовением и купанием существует некоторая символическая связь. Как омовение, так и виды скверны и нечистоты, от которых оно очищает, установлены [[ТАНАХ|библейским]] законом и осмыслены законоучителями как ритуальные, а не гигиенические или магические предписания. Это явствует и из объяснения, данного нееврею [[Йоханан бен Закай|рабби Йохананом бен Закаем]]: «Не труп загрязняет, и не вода очищает. Это веление Бога, и нам нельзя подвергать его сомнению» (Чис. Р. 19:4). | ||
+ | == Распространение омовения в религиях мира == | ||
+ | Омовение характерно для большинства древних религий; в различных формах оно сохраняет свою важность также в христианстве и исламе. В [[иудаизм]]е был ряд сект, придававших особенно большое значение омовению. Так, [[ессеи]] и [[Кумранская община]] настаивали на частом совершении омовения. В [[Тосефта|Тосефте]] (Тосеф., Яд. 2:20) упоминаются ''товлей шахарит'' (`совершающие утренние омовения`), — по-видимому, особая группа в рамках [[Фарисеи|фарисейского течения]]. | ||
+ | |||
+ | == Типы омовения и их особенности == | ||
В еврейской традиции существуют три типа омовений, соответствующих типу скверны: полное омовение, омовение рук и ног и омовение рук. | В еврейской традиции существуют три типа омовений, соответствующих типу скверны: полное омовение, омовение рук и ног и омовение рук. | ||
- | Полное омовение человека или предмета, требующего очищения, должно совершаться либо в маим хаим (`живой воде`), то есть в воде реки (в определенных случаях), природного источника или моря, либо в микве. Человек или предмет, подлежащий омовению, должен быть физически чистым, и вода должна соприкасаться со всей поверхностью тела или вещи | + | === Полное омовение === |
+ | Полное омовение человека или предмета, требующего очищения, должно совершаться либо в ''маим хаим'' (`живой воде`), то есть в воде реки (в определенных случаях), природного источника или моря, либо в [[микве]]. Человек или предмет, подлежащий омовению, должен быть физически чистым, и вода должна соприкасаться со всей поверхностью тела или вещи. | ||
- | + | По закону достаточно одного такого омовения, однако стало обычным совершать троекратное омовение. Полное омовение требуется в большинстве случаев ритуальной нечистоты, установленных в [[Хумаш (Пятикнижие)|Пятикнижии]]. | |
- | + | Особую важность омовение имело для [[Коhен|священников]], так как для участия в [[храм]]овой службе и принятия в пищу «священного» они должны были быть чисты. Во время службы в [[Йом-Кипур]] [[первосвященник]] совершал омовение пять раз. Даже сам вход в [[Храм]] был дозволен лишь тем, кто был ритуально чист. | |
- | + | Однако среди [[Фарисеи|фарисеев]] вошло в обычай поддерживать ритуальную чистоту все время. Полное омовение стало также частью церемонии перехода в [[иудаизм]], хотя и существуют разногласия по поводу того, требуется ли омовение мужчин в дополнение к [[Обрезание|обрезанию]], или же вместо него (Иев. 46а). | |
- | + | Со времени разрушения [[Храм]]а законы о поддержании ритуальной чистоты утратили практическое значение из-за отсутствия [[Пара адума|пепла рыжей коровы]], необходимого для обряда очищения. С этого времени всякий еврей пребывает, в сущности, в состоянии ритуальной нечистоты. | |
+ | Единственный вид полного омовения, выполняемый и поныне — [[Нида (ритуальный статус)|омовение женщин после менструации]] и омовение [[Прозелиты|прозелитов]], так как в этих случаях не требуется [[Пара адума|пепла рыжей коровы]], а очищение необходимо не только для сугубо священных целей. Омовение делает такую женщину дозволенной для мужчины, а [[Прозелиты|прозелита]] наделяет статусом еврея. | ||
+ | |||
+ | В дополнение к случаям, упомянутым в [[ТАНАХ|Библии]], законоучители постановили, чтобы после полового сношения (а для мужчины — после любого семяизвержения) совершалось полное омовение для восстановления ритуальной чистоты, нужной для молитвы и изучения [[Тора|Торы]]. Поскольку это — раввинистическое установление, погружение в водопроводную воду или даже обливание [[Веса и меры|9 кавами (по различным расчетам, от 10 до 17 литров)]] воды считалось достаточным. | ||
+ | |||
+ | Это установление приписывалось [[Эзра|Эзре]], однако не получило всеобщего признания и впоследствии было официально отменено (Бр. 21б–22а; Майм. Яд., Криат Шма 4:8). Тем не менее, благочестивые евреи соблюдают это установление, равно как и обычай полного омовения, перед важнейшими праздниками, особенно — [[Йом-Кипур]]. Некоторые [[Хасидизм|хасидские]] группы совершают полное омовение перед утренней молитвой ([[Шахарит]]) и перед наступлением субботы. | ||
+ | |||
+ | ==== Особые обстоятельства ==== | ||
+ | В некоторых общинах существовал обычай омовения тела усопшего в [[микве]]. Однако многие раввины резко возражали против этого обычая на том основании, что он может оттолкнуть женщин от посещения [[микве]] в соответствии с предписанием [[ТАНАХ|библейского]] закона. Поэтому есть отдельные [[микве]] для усопших. Наиболее распространенный обычай — омовение усопшего девятью кавами (см. выше) воды. | ||
+ | |||
+ | Омовение [[Нида (ритуальный статус)|ниды]] и [[Прозелиты|прозелита]] требует [[Кавана|каваны]] (буквально `намерения`, то есть осознания цели) — со стороны совершающего обряд и произнесения бенедикции. [[Прозелиты|Прозелит]] произносит [[Бенедикция|бенедикцию]] после омовения. Совершенное в подобающее время, омовение считается [[Мицва|мицвой]] и может быть совершено в субботу и даже (кроме [[Нида (ритуальный статус)|ниды]]) в [[Йом-Кипур]] и [[Девятое Ава]], то есть в дни, когда купание возбраняется. | ||
+ | |||
+ | За исключением [[Нида (ритуальный статус)|нидды]], в том числе роженицы, чье омовение совершается после наступления темноты, всякое омовение производится днем. | ||
+ | |||
+ | Законы омовения стремились соблюдать и [[марраны]], особенно женщины в состоянии [[Нида (ритуальный статус)|ниды]], но из-за отсутствия микве им приходилось ограничиваться купанием (их мужья спали отдельно вплоть до такого очищения). [[Инквизиция]] преследовала за выполнение этих обычаев, видя в них проявление приверженности к [[иудаизм]]у. | ||
+ | |||
+ | == Омовение рук == | ||
Омовение рук и ног было необходимым для священников перед участием в храмовой службе (Исх. 30:17–21). | Омовение рук и ног было необходимым для священников перед участием в храмовой службе (Исх. 30:17–21). | ||
- | Омовение рук (нетилат ядаим) — наиболее распространенный вид омовения. Такое омовение производится либо погружением в воду рук до запястья, либо выливанием 1/4 лога (по различным расчетам, от 0,09 до 0,25 литра | + | Омовение рук (''нетилат ядаим'') — наиболее распространенный вид омовения. Такое омовение производится либо погружением в воду рук до запястья, либо выливанием 1/4 [[Веса и меры|лога (по различным расчетам, от 0,09 до 0,25 литра)]] на обе руки из широкогорлого сосуда с неповрежденным краем. Воду следует вылить на всю руку до запястья, однако омовение считается действительным, даже если смочены только пальцы до второго сустава включительно. |
+ | |||
+ | Руки должны быть чистыми, и на них не должно быть прилипших частиц; кольца следует снять, чтобы вода могла омыть всю поверхность руки. Нельзя употреблять воду, которой уже пользовались в каких-либо целях. Вода не должна быть горячей и окрашенной. Вошло в обычай поливать каждую руку трижды. Омовение рук может совершаться и в «живой воде» (см. выше). | ||
Омовение рук — раввинистическое установление, цель которого — устранить ритуальную нечистоту рук (тум’ат ядаим). | Омовение рук — раввинистическое установление, цель которого — устранить ритуальную нечистоту рук (тум’ат ядаим). | ||
- | В Библии омовение рук упоминается лишь однажды (Лев. 15:11). Согласно одной традиции, концепция ритуальной нечистоты рук и соответственно их омовение — установление царя Соломона, согласно другим — учеников рабби | + | В [[ТАНАХ|Библии]] омовение рук упоминается лишь однажды (Лев. 15:11). Согласно одной традиции, концепция ритуальной нечистоты рук и соответственно их омовение — установление [[Шломо|царя Соломона]], согласно другим — учеников [[Ѓилель|рабби Ѓилеля]] и [[Шамай|рабби Шамая]] (Шаб. 14а–б). |
+ | |||
+ | Предполагается, что этот обычай восходит к омовению рук, которое совершали священники перед тем, как приступить к принятию священной пищи. Ритуальное омовение рук, соблюдаемое в наши дни, совершается перед принятием в пищу хлеба, а также другой пищи, которую едят руками, если на ней есть следы определенных жидкостей (но в последнем случае — без [[Бенедикция|бенедикции]]). | ||
+ | |||
+ | Согласно [[раввин]]истическим авторитетам, омовение рук после трапезы перед произнесением благодарственной молитвы не менее важно. Существует и рационалистическое объяснение этого — необходимость удалить соль, которая может пристать к рукам и причинить затем вред глазам (Эр. 17б). Возможно, что этот обряд происходит от существовавшего в то время римского застольного обычая. | ||
+ | |||
+ | Начиная со средних веков [[левит]]ы омывают руки [[коhен]]ам перед совершением последними благословения ([[биркат коhаним]]), поэтому сосуд для омовения рук стал геральдическим символом [[левит]]ов и часто изображается на их надгробиях. Омовение рук требуется и во многих других случаях, иногда — по гигиеническим соображениям, иногда — вследствие предрассудков. | ||
- | + | Список случаев, когда следует производить омовение рук, был составлен в XIII в. Шимшоном бен Цадоком. В списке упоминается омовение рук сразу после того, как встают с постели (для того, чтобы отогнать злых духов перед молитвой), после посещения отхожего места, при выходе с кладбища и в других случаях. | |
- | К особым обрядам относится омовение предметов. Кухонная и столовая утварь из металла или стекла (относительно керамической и фарфоровой посуды существуют разногласия), даже новая, должна быть омыта в микве, если она приобретена у нееврея, так как существует возможность, что эта утварь соприкасалась с некашерной (см. | + | == Омовение вещей == |
+ | К особым обрядам относится омовение предметов. Кухонная и столовая утварь из металла или стекла (относительно керамической и фарфоровой посуды существуют разногласия), даже новая, должна быть омыта в [[микве]], если она приобретена у нееврея, так как существует возможность, что эта утварь соприкасалась с [[Кашрут|некашерной]] (см. ) пищей. Такое омовение также сопровождается [[Бенедикция|бенедикцией]]. | ||
- | Реформизм в иудаизме не признает ритуальное омовение. Об омовении покойников см. Погребение. | + | == Особые замечания == |
+ | [[Реформизм в иудаизме]] не признает ритуальное омовение. Об омовении покойников см. [[Погребение]]. | ||
== Источники == | == Источники == |
Версия 11:45, 30 июля 2011
Источник: | ||||||||||
|
Статья-полуфабрикат:
На настоящий момент эта статья является полуфабрикатом для дальнейшей работы. Вы можете помочь проекту, превратив еe в нормальную полноценную статью |
Омов́ение (טְבִילָה, твила, буквально `окунание`, `погружение`) - обряд, предназначенный для восстановления ритуальной чистоты или для тех случаев, когда необходима большая ритуальная чистота, а также для освящения.
Содержание |
Смысл омовения
Омовение не следует путать с купанием: совершающий омовение должен предварительно выкупаться (Майм. Яд., Микваот 11:16). Тем не менее, между омовением и купанием существует некоторая символическая связь. Как омовение, так и виды скверны и нечистоты, от которых оно очищает, установлены библейским законом и осмыслены законоучителями как ритуальные, а не гигиенические или магические предписания. Это явствует и из объяснения, данного нееврею рабби Йохананом бен Закаем: «Не труп загрязняет, и не вода очищает. Это веление Бога, и нам нельзя подвергать его сомнению» (Чис. Р. 19:4).
Распространение омовения в религиях мира
Омовение характерно для большинства древних религий; в различных формах оно сохраняет свою важность также в христианстве и исламе. В иудаизме был ряд сект, придававших особенно большое значение омовению. Так, ессеи и Кумранская община настаивали на частом совершении омовения. В Тосефте (Тосеф., Яд. 2:20) упоминаются товлей шахарит (`совершающие утренние омовения`), — по-видимому, особая группа в рамках фарисейского течения.
Типы омовения и их особенности
В еврейской традиции существуют три типа омовений, соответствующих типу скверны: полное омовение, омовение рук и ног и омовение рук.
Полное омовение
Полное омовение человека или предмета, требующего очищения, должно совершаться либо в маим хаим (`живой воде`), то есть в воде реки (в определенных случаях), природного источника или моря, либо в микве. Человек или предмет, подлежащий омовению, должен быть физически чистым, и вода должна соприкасаться со всей поверхностью тела или вещи.
По закону достаточно одного такого омовения, однако стало обычным совершать троекратное омовение. Полное омовение требуется в большинстве случаев ритуальной нечистоты, установленных в Пятикнижии.
Особую важность омовение имело для священников, так как для участия в храмовой службе и принятия в пищу «священного» они должны были быть чисты. Во время службы в Йом-Кипур первосвященник совершал омовение пять раз. Даже сам вход в Храм был дозволен лишь тем, кто был ритуально чист.
Однако среди фарисеев вошло в обычай поддерживать ритуальную чистоту все время. Полное омовение стало также частью церемонии перехода в иудаизм, хотя и существуют разногласия по поводу того, требуется ли омовение мужчин в дополнение к обрезанию, или же вместо него (Иев. 46а).
Со времени разрушения Храма законы о поддержании ритуальной чистоты утратили практическое значение из-за отсутствия пепла рыжей коровы, необходимого для обряда очищения. С этого времени всякий еврей пребывает, в сущности, в состоянии ритуальной нечистоты.
Единственный вид полного омовения, выполняемый и поныне — омовение женщин после менструации и омовение прозелитов, так как в этих случаях не требуется пепла рыжей коровы, а очищение необходимо не только для сугубо священных целей. Омовение делает такую женщину дозволенной для мужчины, а прозелита наделяет статусом еврея.
В дополнение к случаям, упомянутым в Библии, законоучители постановили, чтобы после полового сношения (а для мужчины — после любого семяизвержения) совершалось полное омовение для восстановления ритуальной чистоты, нужной для молитвы и изучения Торы. Поскольку это — раввинистическое установление, погружение в водопроводную воду или даже обливание 9 кавами (по различным расчетам, от 10 до 17 литров) воды считалось достаточным.
Это установление приписывалось Эзре, однако не получило всеобщего признания и впоследствии было официально отменено (Бр. 21б–22а; Майм. Яд., Криат Шма 4:8). Тем не менее, благочестивые евреи соблюдают это установление, равно как и обычай полного омовения, перед важнейшими праздниками, особенно — Йом-Кипур. Некоторые хасидские группы совершают полное омовение перед утренней молитвой (Шахарит) и перед наступлением субботы.
Особые обстоятельства
В некоторых общинах существовал обычай омовения тела усопшего в микве. Однако многие раввины резко возражали против этого обычая на том основании, что он может оттолкнуть женщин от посещения микве в соответствии с предписанием библейского закона. Поэтому есть отдельные микве для усопших. Наиболее распространенный обычай — омовение усопшего девятью кавами (см. выше) воды.
Омовение ниды и прозелита требует каваны (буквально `намерения`, то есть осознания цели) — со стороны совершающего обряд и произнесения бенедикции. Прозелит произносит бенедикцию после омовения. Совершенное в подобающее время, омовение считается мицвой и может быть совершено в субботу и даже (кроме ниды) в Йом-Кипур и Девятое Ава, то есть в дни, когда купание возбраняется.
За исключением нидды, в том числе роженицы, чье омовение совершается после наступления темноты, всякое омовение производится днем.
Законы омовения стремились соблюдать и марраны, особенно женщины в состоянии ниды, но из-за отсутствия микве им приходилось ограничиваться купанием (их мужья спали отдельно вплоть до такого очищения). Инквизиция преследовала за выполнение этих обычаев, видя в них проявление приверженности к иудаизму.
Омовение рук
Омовение рук и ног было необходимым для священников перед участием в храмовой службе (Исх. 30:17–21).
Омовение рук (нетилат ядаим) — наиболее распространенный вид омовения. Такое омовение производится либо погружением в воду рук до запястья, либо выливанием 1/4 лога (по различным расчетам, от 0,09 до 0,25 литра) на обе руки из широкогорлого сосуда с неповрежденным краем. Воду следует вылить на всю руку до запястья, однако омовение считается действительным, даже если смочены только пальцы до второго сустава включительно.
Руки должны быть чистыми, и на них не должно быть прилипших частиц; кольца следует снять, чтобы вода могла омыть всю поверхность руки. Нельзя употреблять воду, которой уже пользовались в каких-либо целях. Вода не должна быть горячей и окрашенной. Вошло в обычай поливать каждую руку трижды. Омовение рук может совершаться и в «живой воде» (см. выше).
Омовение рук — раввинистическое установление, цель которого — устранить ритуальную нечистоту рук (тум’ат ядаим).
В Библии омовение рук упоминается лишь однажды (Лев. 15:11). Согласно одной традиции, концепция ритуальной нечистоты рук и соответственно их омовение — установление царя Соломона, согласно другим — учеников рабби Ѓилеля и рабби Шамая (Шаб. 14а–б).
Предполагается, что этот обычай восходит к омовению рук, которое совершали священники перед тем, как приступить к принятию священной пищи. Ритуальное омовение рук, соблюдаемое в наши дни, совершается перед принятием в пищу хлеба, а также другой пищи, которую едят руками, если на ней есть следы определенных жидкостей (но в последнем случае — без бенедикции).
Согласно раввинистическим авторитетам, омовение рук после трапезы перед произнесением благодарственной молитвы не менее важно. Существует и рационалистическое объяснение этого — необходимость удалить соль, которая может пристать к рукам и причинить затем вред глазам (Эр. 17б). Возможно, что этот обряд происходит от существовавшего в то время римского застольного обычая.
Начиная со средних веков левиты омывают руки коhенам перед совершением последними благословения (биркат коhаним), поэтому сосуд для омовения рук стал геральдическим символом левитов и часто изображается на их надгробиях. Омовение рук требуется и во многих других случаях, иногда — по гигиеническим соображениям, иногда — вследствие предрассудков.
Список случаев, когда следует производить омовение рук, был составлен в XIII в. Шимшоном бен Цадоком. В списке упоминается омовение рук сразу после того, как встают с постели (для того, чтобы отогнать злых духов перед молитвой), после посещения отхожего места, при выходе с кладбища и в других случаях.
Омовение вещей
К особым обрядам относится омовение предметов. Кухонная и столовая утварь из металла или стекла (относительно керамической и фарфоровой посуды существуют разногласия), даже новая, должна быть омыта в микве, если она приобретена у нееврея, так как существует возможность, что эта утварь соприкасалась с некашерной (см. ) пищей. Такое омовение также сопровождается бенедикцией.
Особые замечания
Реформизм в иудаизме не признает ритуальное омовение. Об омовении покойников см. Погребение.