Меир Симха ha-Коhен из Двинска
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Персоналии по алфавиту» с помощью HotCat) |
||
Строка 77: | Строка 77: | ||
[[Категория:Иудаизм в Российской империи]] | [[Категория:Иудаизм в Российской империи]] | ||
[[Категория:Литваки]] | [[Категория:Литваки]] | ||
- | [[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}} | + | [[Категория:требует категоризации]] |
+ | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]{{checked_final}} |
Версия 19:48, 27 июля 2011
Регулярная статья | |
23/11/2010 | |
Рабби Меир Симха ha-Коhен из Двинска (1843, Бутримонис - 1926, Рига) - выдающийся раввин Латвии. Известен своим комментарием к Торе «Мешех Хохма»и комментарием на "Мишне Тора" Маймонида «Ор Самеах» .
Содержание |
Биография
Меир Симха родился в Бутримонисе (на идиш - Балтриманц) в Литве у Шимшона Калонимуса, местного богатого купца. По семейной традиции его успех в изучении Торы объяснялся двумя благословениями, которые его родители получили незадолго до его рождения: от рава Меира из Тиктина (Маhарама), в благодарность за длительное гостеприимство, оказанное ему отцом Меира Симхи, и благословением рава из Балтиманца.
В детстве Меира Симху чудом не забрали в кантонисты (мать спрятала его в судуке с бельем). После женитьбы 1860 году в 17 лет он обосновался в Белостоке, в Польше, тесть поддерживал его занятия талмудом. Реб Меир Симха оставался в Белостоке в течении 23 лет.
После публикации комментария на Маймонида «Ор Самеах» ("Свет радости", в названии обыгрывается имя автора), Меир Симха стал широко известен как выдающийся талмудист и комментатор. По рекомендации рава Якова Харифа из Жагаре и рава Иосифа Соловейчика из Брест-Литовска его пригласили в 1888 году стать раввином Двинска (Даугавпилса). Этот пост он занимал в течении почти почти 40 лет, до самой смерти.
Отношения с Рогачевером
Через год после назначения р. Меира Симхи раввином Двинска, рав Йосеф Розен, «гений из Рогачова» возглавил там хасидскую общину.
Практически каждый город в черте оседлости в то время имел две общины, хасидскую и "литвакскую". В Двинске эти общины объединяла любовь и почитание к этим двум великим мудрецам Израиля. Их отличали уникальные отношения, каждый признавал величие другого в Торе.
Рогачевер отправлял всех, кто приходил к нему за благословением, к раву Меиру Симхе со словами «иди к коhэну». Рав Меир Симха в свою очередь отсылал посетителей с вопросами, которые требовали тщательного рассмотрения, к Рогачеверу со словами: «Мне потребуется целая ночь для рассмотрения этого вопроса. Спроси Рогачевера, он тут же ответит тебе».
Раскрытие подделки двух трактатов Иерусалимского Талмуда
В 1906 году Шломо Фриландер опубликовал два трактата из Иерусалимского Талмуда, которые считались утерянными сотни лет назад. Рабби Меир Симха был в числе тех, кто доказал, что это работа - искусно сделанный подлог.
Рав Меир Симха и община Двинска
Р. Меир Симха отказывался покидать Двинск, отвергая все предложения занять престижные раввинские должности в таких городах как Ковно, Пинск, или даже Иерусалим.
В 1906 году он отклонил приглашение занять пост раввина в Иерусалиме по настоянию двинской еврейской общины, которая писала лидерам общины Иерусалима, что если р. Меир-Симха уедет, то «не только мы, избавь Бог, будем разрушены, но и вся диаспора. Потому что он обладает знанием и авторитетом дать ответ всякому, кто ищет ответ на слова Бога». Они писали, что галахические решения Меира-Симхи «принимаются у нас как слова первосвященника в Храме, читающего по буквам священного хошена».
В 1911 году вместе с раввином Поневежиса Исааком Яковом Рабиновичем он возглавлял Центральный комитет раввинов, представительный орган русского еврейства в отношениях с правительством.
Во время Первой мировой войны, когда Двинск был объектом длительных обстрелов немецкой артиллерией, рав Меир Симха отказывается покидать свою общину, тех, кто не смог уехать, и оказывает помощь оставшимся в городе.
Идеи и взгляды
р.Меир Симха не поддерживал сионизм, однако он приветствовал декларацию Бальфура. Он участвовал в учредительном собрании Агудат Исраэль в немецком городе Бад- Гамбург.
Труды
Книга Ор Самеах, в которой р.Меир Симха на обширном материале еврейской религиозной литературы разбирает затруднения и противоречия в основном труде Маймонида, сразу же стал очень популярным.
Но главный вклад р. Меира Симхи в еврейскую философию – его комментарий к Торе «Мешех Хохма». Он был опубликован через год после смерти автора, в 1927 году, его учеником Менахемом Менделем Заком. (Слово «мешех» – представляет собой акроним от Меир Симха Коэн, слова «мешех хохма» - «извлечение мудрости» взяты из Йова ( 28:18): «и мудрость извлечь (трудней), чем жемчуг».
Один из самых известных и чаще всего цитируемых отрывков из Мешех Хохма, содержащийся в комментарии на раздел Бехукотай: «и еврей будет думать, что Берлин - это Иерусалим, и тогда поднимется бурный ветер, и буря вырвет его с корнем» - считается предсказанием Холокоста.
Другие работы - хидушим к Талмуду и респонсы, не имели столь большого влияния.
Йешивы "Ор Самеах"
В конце 1970-х годов было основано несколько ешив баалей тшува, которые в память о р. Меире Симхе из Двинска назвали «Ор Самеах» Первой была ешива «Ор Самеах» в Иерусалиме, впоследствии ее отделения были открыты по всему миру: в США, Канаде , Южной Африке, Англии, Австралии и на Украине .
Источники:
статья о р. Меире Симхе Коэне из Двинска в англоязычной википедии
D. Sofer “The Or Sameach, Rav Meir Simcha Hakohen of Dvinsk ZT"L”