Золотарев, Гилель

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Еврейские писатели» с помощью HotCat)
Arielybot (Обсуждение | вклад)
м (переименовал «Золотарёв, Гилель» в «Золотарев, Гилель»: Замена текста — «ё» на «е»)

Версия 17:47, 25 июля 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Моше Гончарок
Дата создания: 23/02/2011
Гилель Золотарёв

Гилель Золотарёв (הלל זאָלאָטאַראָװ, זאָלאָטאַרעװ - идиш, Hillel Zolotarov или Solotaroff - англ., 1865, Елизаветград – 1921, Нью-Йорк) – публицист, журналист, один из идеологов еврейского анархистского движения.

Содержание

Биография

Родился в семье портного. Его отец был одним из первых участников кружка «Духовно-библейское богатство», организованного всемирно известным поэтом и общественным деятелем Йегудой-Лейбом Гордоном. Золотарёв посещал реальное училище, но не закончил его, т.к. семья покинула Россию после погромов 1881 г. и эмигрировала в США. Здесь отец Гилеля, бывший в Одессе членом группы «Ам Олам», участвовал в попытке организовать еврейскую коммунистическую колонию.

В 1892 г. Золотарёв закончил медицинский факультет Нью-Йоркского университета и стал практикующим врачом. Одновременно пробовал силы в еврейской журналистике. В прессе публиковались его монографии о Ницше, Прудоне и др. Сотрудничал в нью-йоркских анархистских изданиях на идиш «Фрайе арбетер штиме» (ФАШ), «Фрайе гезелшафт», «Овнт-цайтунг». Опубликовал в ФАШ большую статью «Эрнсте фрагн» («Серьёзные вопросы»), в которой выступил против космополитически-ассимиляционных тенденций, распространённых в среде еврейских радикалов. Статья фактически явилась манифестом анархо-сионизма. Благодаря этой работе (а также блестящим заметкам, написанным после Кишинёвского погрома) был необычайно уважаем в среде участников движения Поалей Цион.

Вместе с Д. Эдельштатом редактировал 1-й выпуск газеты «Варhайт», органе групп «Пионеры свободы» (15.02.1889 г.), вместе с Р. Луисом, М. Кацем, Я.-А. Мэрисоном входил в редколлегию этой газеты. Имел непосредственное отношение ко всем анархистским печатным изданиям на идиш того периода. В 1912 г. - ближайший сотрудник д-ра Хаима Житловского, еврейского автономиста, социалиста, бывшего народника и убеждённого идишиста; печатался в его журнале «Дос найе лэбн» («Новая жизнь»). В ежемесячнике «Ди цукунфт» («Будущее») поместил первую часть своей капитальной работы «Социология».

Выступал также как беллетрист, и в 1909 г. под псевдонимом "Г. Ордичев" участвовал в сборнике публицистики, посвящённом еврейской жизни в Америке, судьбам российских эмигрантов - «Ин штром фун лэбн». Пробовал силы и в драматургии. Его драма «Дер лецтер шомрони» («Последний самаритянин») приобрела известность, была использована как либретто для оперы (музыка Бориса Левинсона). В последние годы жизни всё более внимательно следил за новостями еврейской жизни в Палестине. Наряду с Бернар-Лазаром считается виднейшим представителем анархо-сионизма.


Идеолог анархо-сионизма

Золотарёв оспаривал модный тогда среди еврейских радикалов космополитизм, что вызвало раскол в еврейском анархистском движении. В своем эссе «Серьезные вопросы» он утверждает, что только слепец не заметит все нарастающей силы национализма, распространяющегося по всему миру. С грустью говорит он о том, что национализм угрожает уничтожением идеалов солидарности и братства, выдвинутых Французской революцией. Выясняется, что прекраснодушные идеи французской революции не могут соперничать с силами, стоящими за идеями национализма.[1]

Ещё больше удручал Золотарёва тот факт, что идеалы, пропагандируемые анархистским и социалистическим движениями, не способны остановить крепнущий антисемитизм. Ассимиляция также не меняла состояния дел, поскольку даже отрицающие свое еврейство евреи все равно оставались таковыми в глазах своих соседей. Золотарёв утверждает, что пришло время анархистам пересмотреть свои теории, чтобы они могли противостоять силам антисемитизма. Необходимо также решить, как совместить анархистские идеи с реальностью, в которой только национальная обособленность евреев может гарантировать их выживание, спасти от физического уничтожения.

По словам Золотарёва, идеи универсализма и единой цивилизации нереальны, поскольку этот мир характеризуется внутригрупповым единством и межгрупповыми различиями. Наш мир населён индивидуумами, каждый из которых ведёт себя, руководствуясь собственными убеждениями и эгоизмом. Индивидуумы, населяющие одну и ту же территорию и говорящие на одном и том же языке, естественно сливаются в общину, народность, нацию. Человечество включает в себя множество таких наций, больших и малых, создавших свою особую социальную систему и живущих по своим особым национальным укладам. Всё это делает безнациональную систему мира нереальной.[2]

Золотарёв утверждал, что анархистские идеи интернационализма, братства и солидарности, должны делать поправку на реальную ситуацию. Анархисты должны признать, что без корректировки своих теорий они будут не в силах остановить национализм. Проповедовать идею ассимиляции в еврейской среде, значит быть пособником уничтожения еврейского народа. Единственный выход для еврея, не желающего ассимилироваться - принять свое собственное национальное чувство, как нечто совершенно естественное. Таким образом, еврейский вопрос можно решить, лишь предоставив евреям собственное независимое государство.[3]

Золотарёвское решение заключалось в основании еврейского национального очага в Палестине. Однако, в отличае от большинства сионистов, Золотарёв выбрал Палестину не только из-за её исторической значимости для еврейского народа, а, в первую очередь, по причине неразвитости ее экономики и примитивности её социального порядка. Чтобы оправдать свой выбор, Золотарёв проводит параллель с массовыми миграциями народов в античную эпоху. Он указывает, что после покорения новой территории завоеватель зачастую растворялся в среде аборигенов, постепенно утрачивая свой язык, обычаи и религию. Железное правило истории, говорит Золотарёв, гласит, что более развитый в культурном отношении народ всегда поглотит менее развитый, независимо от военной мощи последнего. Это правило справедливо и по отношению к современности. Евреи в основном эмигрируют из стран Восточной Европы в страны Западной Европы и США, т. е. в государства, где политическая свобода и социальное равенство гарантируются законом. В этих странах обычно высоко развита индустрия, что облегчает интеграцию эмигрантов в экономику своей новой родины. Золотарёв согласен с утверждением Кропоткина, что евреи в массе своей горожане, незнакомые с сельским хозяйством. Однако в Соединённых Штатах и Западной Европе евреи обычно стоят на более низкой ступени культурного развития, нежели их соседи. Поэтому они с легкостью ассимилируются в их среде. Тем не менее, ассимиляция никогда не бывает полной, т.к. они становятся "гермафродитами", мечущимися между своим еврейством и культурным очарованием окружающей среды.[4]

Таким образом, эмиграция в Палестину будет носить принципиально иной характер, нежели в США, т.к едут туда ( в Палестину) немногие идеалисты, желающие возродить еврейский национальный очаг. Палестина - страна с неразвитой экономикой и низким процентом урбанизации - по словам Золотарёва, идеально подходит евреям, поскольку только в такой стране возможно возвращение к истокам и уничтожение стереотипа о евреях как о купцах и ростовщиках. Самое же важное - то, что евреям в Палестине не грозит ассимиляция среди арабов, т. к. последние менее развиты культурно.

Определив место для "цементирования" еврейского народа, Золотарёв переходит к своему видению будущего еврейского правительства. Однако, его взгляды по этому вопросу неясны. Они представляют собой синтез националистических и анархистских принципов. Палестина, таким образом, должна быть федерацией, состоящей из коммун и напоминающей своим устройством Швейцарию. Эта федерация станет частью мирового порядка, в котором другие коммуны, тоже основанные на национальном признаке, сольются в мультинациональную федерацию.

Ветеран Поалей Цион в США Цви-Йосеф Коэн писал о Золотарёве в брошюре «Пятьдесят лет поалей-сионизма в Америке», вышедшей на идиш в 1952 г. в Нью-Йорке:

Первым был д-р Гилель Золотарёв, знаменитый теоретик и пропагандист анархистской мысли. Он напечатал во «Фрайе арбетер штиме» статью «Важные вопросы», где описывал ненормальное положение, в котором оказалась большая часть еврейского народа.
Золотарёв приехал в Америку из Елизаветграда за 25 лет до Кишиневского погрома, побудившего многих евреев эмигрировать в свободную Америку, и меньшую часть их - в Эрец Исраэль.

...Он исследовал этот вопрос и имел мужество высказать, что думает по поводу интернационализма разных сортов; что решить еврейскую проблему с точки зрения классического интернационализма будет невозможно. Я приведу из его статьи... цитату:

"Цивилизованный мир может убеждать себя в прогрессе и продвижении к лучшему будущему, сколько он хочет... он может кричать об этом на всех углах. Несмотря на это, история последних пятидесяти лет доказывает... что ни прогресс народов, ни свет науки, ни даже идеалы борцов за свободу и прочие общественные идеалы, не остановили насилие над еврейским народом..."

По поводу плохого положения еврейского народа, терпеть которое и слышать о котором уже невозможно, он призывает к единству: "Эйникайт из крафт" ("Единство - сила") и говорит далее:

"Видели ли вы, как на собираются на горизонте грозовые облака, постепенно обволакивая всё небо, и как сила ветра разгоняет чёрные тучи с небес? Единство нашего народа - в силе, с которой мы предъявляем наши требования...
Отношение наше к национальному движению... Мы должны помочь не только спасти еврейский народ физически - от насилий и уничтожения, но также искать и найти путь к национальной целостности, против внутреннего саморазрушения и духовной скудости. Мы должны стать пионерами движения к свету и свободе, развивать культуру для лучшей, более свободной общественной жизни, чем та, что существует ныне."

Яновский, редактор «Фрайе арбетер штиме», в течение долгих лет публиковавший его статьи, не был согласен с национальным подходом своего друга и коллеги. Статьи Золотарёва открыли в ФАШ дискуссию по этому вопросу.

...Социалистическая «Форвертс» тоже не молчала и устроила бурю по этому поводу. Луис Миллер, редактор «Форвертс», требовал от сионистов участия в дискуссии и выставления ими своего представителя для участия в споре... Сионисты не реагировали вообще, а анархисты национального направления выставили Золотарёва.

...«Форвертс» поместила объявление, что на Грэнд-стрит, 414, состоится большой диспут о сионизме. В нём принимали участие д-р Золотарёв, Йосеф Зеф, д-р А.Гинзбург, А.Литвин, д-р Хаймович, адвокат Вилкомирсон, Моше Кац. Вечер вёл Йосеф Барондес. Пришёл также и сам Яновский. Но, по сути, он был единственным, кто говорил на диспуте против сионизма. Можно сказать, что спор вообще не получился, - скорее, это был симпозиум. Те, что участвовали в нём, соглашались, что проблема еврейского народа должна быть решена, - возможно, в национальном контексте."

— «Пятьдесят лет поалей-сионизма в Америке», Нью-Йорк, 1952

Примечания

  1. “Фрайе арбетер штиме”, 23.05.1903.
  2. Г. Золотарёв. Статья “О национализме” (“Ибер национализм”) - “Дос фолк”, 26.01.1906; 30.02.1906.
  3. Mina Graur. Anarcho-Nationalism: Anarchist Attitudes towards Jewish Nationalism and Zionism. - Modern Judaism 14 (1994).
  4. Там же, со ссылкой на статью Золотарёва “Ди идише ейнвандерунг ин Америке ун ин Палестине” в газете “Цукунфт” , октябрь 1907.

Литература

  • Avrich Paul. Anarchist Portraits. Princeton: Princeton Univ. Press, 1988.
  • Avrich Paul. Anarchist Voices: An Oral History of Anarchism in America. Princeton: Princeton Univ. Press, 1995.
  • Bloom Bernard H. Yiddish Speeaking Socialists in America: 1892-1905. - "American Jewish Archives", April 1960.
  • Graur Mina. Anarcho-Nationalism: Anarchist Attitudes Towards Jewish Nationalism and Zionism. - "Modern Judaism" 14 (1994).
  • Epstein Melech. The Anarchists. Jewish Labor in U.S.A. 1882-1914. New-York, 1950.
  • Гончарок Моше. Пепел наших костров. Очерки истории еврейского анархистского движения (идиш-анархизм). Иерусалим, 2002.
  • אַלגעמייַנע ענציקלאָפּעיִע. דובנאָוו-פאָנד און ענציקלאָפּעדיִע-קאָמיטעט, ניו-יאָרק. - Альгемайне энциклопедие (Всеобщая энциклопедия). В 7-и томах. Издание фонда им.Ш.Дубнова и ЦИКО (Централ-идиш-культур-организацие), Нью-Йорк, 1950-1966.
  • בורגין הערץ. די געשיכטע פון דער אידישער אַרבייטער באַוועגונג אין אַמעריקאַ, רוסלאַנד און ענגלאַנד, 1888-1913, ניו-יאָרק, 1915. - Бургин Герц. Ди гешихте фун дер идишер арбейтер бавегунг ин Америка, Русланд ун Энгланд, 1888-1913 (История еврейского рабочего движения в Америке, России и Англии, 1888-1913 гг.). Нью-Йорк, 1915.
  • משה גאָנטשאַקאָק. הלל זאָלאָטאַראָוו - צו זייַן אַכציקסטן יאָרצייַט. "פאָרווערטס", 18.5.2001. - М.Гончарок. "Гилель Золотарёв - цу зайн ахцикстн йорцайт" ("Гилель Золотарёв - к восьмидесятой годовщине со дня его кончины"). - "Форвертс", 18.5.2001.
  • געשיכטע פון דער ייִדישער אַרבעטער-באַוועגונג אין די פאַראייניקטע שטאַטן. צווייטער באַנד. פון די אָנהייבן ביז 1890. ניו-יאָרק, ייִוואָ, 1945. - Гешихте фун дер идишер арбетер-бавегунг ин ди Фарейникте Штатн (История еврейского рабочего движения в Соединённых Штатах). Под ред. Чериковера. Т.2, Нью-Йорк, ИВО, 1945.
  • זאָלאָטאַראָוו הלל. געקליבענע שריפטן. ניו-יאָרק, 1924. - Золотарёв Гилель. Геклибене шрифтн (Избранные сочинения). Нью-Йорк, 1924.
  • זאַקס א.ש. די געשיכטע פון אַרבייטער רינג 1925-1892 . ערשטער טהייל. ניו-יאָרק, אַרבייטער רינג, מאי 1925. - Закс А.Ш. Ди гешихте фун Арбейтер-Ринг 1892-1925. Эрштер тейл (История Арбетер-Ринг 1892-1925. Первая часть). Нью-Йорк, "Арбетер ринг", май 1925.
  • זשיטלאָווסקי חיים. ד"ר הלל זאָלאָטאַראָוו און זייַן נאַציאָנאַליסטישער אַנאַרכיזם. ניו-יאָרק, 1923. - Житловский Хаим. Д-р Гилель Золотарёв ун зайн националистишер анархизм ( Д-р Гиллель Золотарёв и его националистический анархизм). Нью-Йорк, 1923. (25 с.).
  • יאַנאָווסקי שאול-יוסף. ערשטע יאָרן פון ייִדישן פרייַהייַטלעכן סאָציאַליזם. ניו-יאָרק, 1948. - Яновский Шауль-Йосеф. Эрште йорн фун идишн фрайhайтлехн социализм (Первые годы еврейского либертарного социализма). Нью-Йорк, 1948.
  • פרומקין אברהם. אין פרילינג פון ייִדישן סאָציאַליזם. ניו-יאָרק, 1940. - Фрумкин Авраам. Ин фрилинг фун идишн социализм (Весной еврейского социализма). Нью-Йорк, 1940.
  • קאַהאַן יוסף. די ייִדיש-אַנאַרכיסטישע באַוועגונג אין אַמעריקע (היסטאָרישער איבערבליק און פּערזענלעכע איבערלעבונגען). ראַדיקאַל לייברערי, אַרבעטער רינג, פילאַדעלפיִע, 1945. - Каhан Йосеф. Ди идиш-анархистише бавегунг ин Америке (Идиш-анархистское - еврейско-анархистское - движение в Америке). Юбилейное издание "Радикал лейбрэри" - "Арбетер Ринг", Филадельфия, 1945.
  • רייַזען זאַלמאַן. לעקסיקאָן פון דער ייִדישער ליטעראַטור, פּרעסע און פילאָלאָגיִע. ווילנאַ, 1926-1929. - Райзен, Залман. Лексикон фун дер идишер литератур, пресе ун филологие (Лексикон еврейской литературы, прессы и филологии, в 4-х тт.). Т.1, Вильна, 1926.

См. также

  • Анархизм и национальный вопрос. Позиция кропоткинского направления. Анархо-сионизм. - [1]
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация